Решение Верховного Суда РФ от 30.12.2002 N ВКПИ02-131
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
от 30 декабря 2002 г. N ВКПИ 02-131
Именем Российской Федерации
Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в составе:
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по жалобе Марнова Анатолия Владимировича о признании незаконным пункта 17 приложения N 1 к Приказу Министра обороны Российской Федерации от 10 октября 1998 года N 455,
установила:
Марнов А.В. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании пункта 17 Инструкции об организации в Министерстве обороны Российской Федерации обязательного государственного страхования и здоровья военнослужащих и граждан, призванных на военные сборы, утвержденной Приказом Министра обороны Российской Федерации от 10 октября 1998 года N 455 в части, не соответствующей Федеральному закону от 28 марта 1998 года N 52-ФЗ "Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и сотрудников федеральных органов налоговой полиции", поскольку оспариваемый пункт Инструкции устанавливает, что оклады денежного содержания в справках, представляемых в страховую организацию, указываются без учета их повышения за службу в отдаленных и с тяжелыми климатическими условиями местностях и других установленных законодательством повышений. В результате, считает заявитель, представления войсковой частью в военно-страховую компанию документов с неверно указанным размером окладов денежного содержания ему неправильно выплачены страховые суммы.
Марнов А.В. о времени и месте судебного разбирательства своевременно извещен, но в судебное заседание не явился и просил рассмотреть жалобу в его отсутствие.
Представитель Министра обороны Российской Федерации полковник Савельев С.П. требования заявителя не признал и просил отказать в удовлетворении его жалобы.
Выслушав объяснения представителя Министра обороны Российской Федерации, исследовав материалы дела и заслушав заключение старшего военного прокурора отдела Главной военной прокуратуры полковника юстиции Осипова В.Ю., полагавшего необходимым в удовлетворении требований заявителя отказать, Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации находит требования заявителя не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Федеральным законом от 28 марта 1998 года N 52-ФЗ (п. 1 ст. 5) установлено, что размеры страховых сумм военнослужащим определяются исходя из окладов месячного содержания этих военнослужащих, включающих в себя месячные оклады по занимаемой должности и месячные оклады по воинскому званию.
Приказ Министра обороны Российской Федерации от 10 октября 1998 года N 455, утвердивший Инструкцию об организации в Министерстве обороны Российской Федерации обязательного государственного страхования и здоровья военнослужащих и граждан, призванных на военные сборы, издан в соответствии с Федеральными законами от 28 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", от 28 марта 1998 года N 52-ФЗ "Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и сотрудников федеральных органов налоговой полиции" и во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации от 29 июля 1998 года N 855.
При этом Министр обороны Российской Федерации не вышел за пределы своих полномочий в вопросах обеспечения военнослужащих денежным довольствием, закрепленных в ст. ст. 10, 12 и 13 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" и ст. 5 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 52-ФЗ "Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и сотрудников федеральных органов налоговой полиции".
Из смысла Федерального закона "О статусе военнослужащих" вытекает, что установленная Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 октября 1994 года N 1122 "О мерах по обеспечению социальной защищенности военнослужащих, гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, проходящих военную службу или работающих на космодроме "Байконур" и в г. Ленинске, и членов их семей" выплата окладов по воинским должностям и по воинским званиям в полуторном размере является не чем иным как дополнительной выплатой и не может рассматриваться как установление новых окладов.
В связи с этим утверждение Марнова А.В. о том, что страховые суммы должны исчисляться от окладов денежного содержания с учетом их увеличения в полуторном размере, не основано на законе, о чем правильно указано в пункте 17 приложения N 1 к Приказу Министра обороны Российской Федерации от 10 октября 1998 года N 455.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 191 - 197, 239.1, 239.7 ГПК РСФСР, Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации
решила:
в удовлетворении жалобы Марнова Анатолия Владимировича о признании незаконным пункта 17 Инструкции об организации в Министерстве обороны Российской Федерации обязательного государственного страхования и здоровья военнослужащих и граждан, призванных на военные сборы, утвержденной Приказом Министра обороны Российской Федерации от 10 октября 1998 года N 455, отказать.
Решение может быть обжаловано и опротестовано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в 10-дневный срок со дня его вынесения в окончательной форме.
Судья Верховного Суда
Российской Федерации
А.КОРОНЕЦ