Решение Верховного Суда РФ от 19.04.2006 N ГКПИ06-105
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
от 19 апреля 2006 г. N ГКПИ06-105
Именем Российской Федерации
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Российского профессионального союза локомотивных бригад железнодорожников о признании недействующим Приказа Министерства путей сообщения Российской Федерации от 27 марта 2003 г. N 12 "Об утверждении Перечня минимума необходимых работ (услуг), обеспечиваемых в период проведения забастовок в организациях железнодорожного транспорта (филиалах, представительствах), деятельность которых связана с безопасностью людей, обеспечением их здоровья и жизненно важных интересов общества",
установил:
Российский профессиональный союз локомотивных бригад железнодорожников обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующим Приказа Министерства путей сообщения Российской Федерации от 27 марта 2003 г. N 12, зарегистрированного 11 апреля 2003 г. N 4408 в Министерстве юстиции Российской Федерации, "Об утверждении Перечня минимума необходимых работ (услуг), обеспечиваемых в период проведения забастовок в организациях железнодорожного транспорта (филиалах, представительствах), деятельность которых связана с безопасностью людей, обеспечением их здоровья и жизненно важных интересов общества" (далее - Приказ).
В заявлении указано, что оспариваемый Приказ издан с нарушением статьи 412 Трудового кодекса Российской Федерации и Постановления Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2002 г. N 901 "О порядке разработки и утверждения перечня минимума необходимых работ (услуг) в отрасли (подотрасли) экономики, обеспечиваемых в период проведения забастовок в организациях, филиалах и представительствах".
Незаконность Приказа состоит в том, что Перечень минимума необходимых работ (услуг), обеспечиваемых в период проведения забастовок в организациях железнодорожного транспорта (филиалах, представительствах), деятельность которых связана с безопасностью людей, обеспечением их здоровья и жизненно важных интересов общества, разработан и утвержден без участия Российского профессионального союза локомотивных бригад железнодорожников, который является общероссийским профессиональным союзом, действовавшим на федеральном железнодорожном транспорте и продолжающим действовать в ОАО "Российские железные дороги".
В судебном заседании представитель заявителя Кошкина Т.А. поддержала заявленное требование в полном объеме и пояснила, что оспариваемый Приказ лишил Российский профессиональный союз локомотивных бригад железнодорожников права на участие в согласовании Перечня минимума необходимых работ (услуг), обеспечиваемых в период проведения забастовок в организациях железнодорожного транспорта.
Представители Министерства транспорта Российской Федерации Тонких А.В., Злобин А.А. и Фадеев В.В. требование заявителя не признали и просили суд отказать в его удовлетворении за необоснованностью, ссылаясь на то, что оспариваемый Приказ прав Российского профессионального союза локомотивных бригад железнодорожников не нарушает и не содержит норм, противоречащих трудовому законодательству Российской Федерации.
Представитель Министерства юстиции Российской Федерации Ахвердиева Л.Р. просила суд отказать заявителю в удовлетворении его требования в связи с тем, что на момент государственной регистрации оспариваемого Приказа изменения в уставе Российского профессионального союза локомотивных бригад железнодорожников, касающиеся его общероссийского статуса, зарегистрированы не были.
Выслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, и изучив материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Масаловой Л.Ф., просившей удовлетворить требование заявителя, суд приходит к выводу, что заявление Российского профессионального союза локомотивных бригад железнодорожников подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно части 3 статьи 412 Трудового кодекса Российской Федерации перечень минимума необходимых работ (услуг) в организациях, филиалах, представительствах, деятельность которых связана с безопасностью людей, обеспечением их здоровья и жизненно важных интересов общества, в каждой отрасли (подотрасли) экономики разрабатывается и утверждается федеральным органом исполнительной власти, на который возложены координация и регулирование деятельности в соответствующей отрасли (подотрасли) экономики, по согласованию с соответствующим общероссийским профессиональным союзом. В случае, если в отрасли (подотрасли) экономики действует несколько общероссийских профессиональных союзов, перечень минимума необходимых работ (услуг) утверждается по согласованию со всеми действующими в отрасли (подотрасли) экономики общероссийскими профессиональными союзами. Порядок разработки и утверждения перечня минимума необходимых работ (услуг) определяется Правительством Российской Федерации.
Выполняя поручение законодателя, Правительство Российской Федерации Постановлением от 17 декабря 2002 г. N 901 утвердило Правила разработки и утверждения перечня минимума необходимых работ (услуг) (далее - перечень работ) в отрасли (подотрасли) экономики, обеспечиваемых в период проведения забастовок в организациях, филиалах и представительствах (далее - Правила).
Правила предусматривают, что перечень работ разрабатывается федеральным органом исполнительной власти, на который возложены управление, координация и регулирование деятельности в соответствующей отрасли (подотрасли) экономики, с участием всех действующих в этой отрасли (подотрасли) экономики общероссийских профессиональных союзов и объединений работодателей.
Перечень работ направляется федеральным органом исполнительной власти в профсоюзы на согласование. Руководители профсоюзов или уполномоченные ими заместители обязаны в 10-дневный срок согласовать (завизировать) перечень работ или согласовать его с замечаниями (мотивированными возражениями) и направить в федеральный орган исполнительной власти.
Если в указанный срок профсоюзы не направили в федеральный орган исполнительной власти согласованный (завизированный) перечень работ, то он считается согласованным. При наличии разногласий по перечню работ руководитель федерального органа исполнительной власти должен обеспечить его обсуждение с профсоюзами с целью принятия взаимоприемлемого решения. При этом могут создаваться согласительные комиссии с участием посредников. Перечень работ, согласованный с профсоюзами, утверждается федеральным органом исполнительной власти (пункты 2 - 6).
При рассмотрении дела судом установлено, что в нарушение части 3 статьи 412 Трудового кодекса Российской Федерации и вышеприведенных положений Правил Министерство путей сообщения Российской Федерации разработало и утвердило Перечень минимума необходимых работ (услуг), обеспечиваемых в период проведения забастовок в организациях железнодорожного транспорта, без участия Российского профессионального союза локомотивных бригад железнодорожников, который является общероссийским профессиональным союзом, действующим на железнодорожном транспорте.
Доводы заявления о том, что Российский профессиональный союз локомотивных бригад железнодорожников является общероссийским профессиональным союзом, действующим на железнодорожном транспорте, подтверждаются доказательствами, исследованными в судебном заседании.
Так, из копии свидетельства о регистрации общественного объединения, выданного 31 декабря 1999 г. N 3837 Министерством юстиции Российской Федерации, следует, что заявитель уже на тот момент являлся общероссийским профсоюзом (л.д. 18).
Из копии свидетельства о государственной регистрации общественного объединения видно, что запись о создании Российского профессионального союза локомотивных бригад железнодорожников, являющегося общероссийским профсоюзом, внесена в Единый государственный реестр юридических лиц 29 апреля 2003 г. за основным государственным регистрационным номером 1035000016072 (л.д. 11).
Имеющаяся в деле копия Устава Российского профессионального союза локомотивных бригад железнодорожников подтверждает тот факт, что данный профсоюз действует на предприятиях железнодорожного транспорта, предприятиях метрополитена, предприятиях промышленного железнодорожного транспорта, а также других предприятиях железнодорожного транспорта на территории Российской Федерации (л.д. 19 - 41).
В судебном заседании также установлено, что о наличии у заявителя статуса общероссийского профсоюза Министерству путей сообщения Российской Федерации было известно еще в мае 2000 г., когда имело место обращение данного Министерства в Министерство юстиции Российской Федерации по вопросу регистрации Устава Российского профессионального союза локомотивных бригад железнодорожников.
Тем не менее Перечень минимума необходимых работ (услуг), обеспечиваемых в период проведения забастовок в организациях железнодорожного транспорта, Министерством путей сообщения Российской Федерации в Российский профессиональный союз локомотивных бригад железнодорожников на согласование не направлялся.
При таких обстоятельствах оспариваемый Приказ как противоречащий нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, и нарушающий права заявителя на участие в разработке Перечня минимума необходимых работ (услуг), обеспечиваемых в период проведения забастовок в организациях железнодорожного транспорта, подлежит признанию недействующим.
Руководствуясь ст. ст. 193 - 199, 253 ГПК РФ, Верховный Суд Российской Федерации
решил:
заявление Российского профессионального союза локомотивных бригад железнодорожников удовлетворить.
Признать недействующим Приказ Министерства путей сообщения Российской Федерации от 27 марта 2003 г. N 12 "Об утверждении Перечня минимума необходимых работ (услуг), обеспечиваемых в период проведения забастовок в организациях железнодорожного транспорта (филиалах, представительствах), деятельность которых связана с безопасностью людей, обеспечением их здоровья и жизненно важных интересов общества".
Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья Верховного Суда
Российской Федерации
В.Ю.ЗАЙЦЕВ