Решение Верховного Суда РФ от 30.10.1998 N ГКПИ98-547
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
от 30 октября 1998 г. N ГКПИ 98-547
Именем Российской Федерации
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Гращенкова Анатолия Ивановича, Лапшова Максима Анатольевича, Спицыной Галины Васильевны о признании незаконным Постановления Правительства Российской Федерации от 3 сентября 1998 года N 1027 "О внесении изменений в Перечень отдельных категорий предприятий (в том числе физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в случае осуществления ими торговых операций или оказания услуг), организаций и учреждений, которые в силу специфики своей деятельности либо особенностей местонахождения могут осуществлять денежные расчеты с населением без применения контрольно - кассовых машин, утвержденный Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 30 июля 1993 года N 745", установил:
Гращенков А.И., Лапшов М.А., Спицына Г.В. обратились в Верховный Суд РФ с заявлением, в котором указывают, что 3 сентября 1998 года Правительство РФ приняло Постановление N 1027 "О внесении изменений в Перечень отдельных категорий предприятий (в том числе физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в случае осуществления ими торговых операций или оказания услуг), организаций и учреждений, которые в силу специфики своей деятельности либо особенностей местонахождения могут осуществлять денежные расчеты с населением без применения контрольно - кассовых машин, утвержденный Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 30 июля 1993 года N 745".
Данное Постановление принято с нарушением установленного действующим законодательством порядка и подлежит отмене, поскольку согласно ст. 1 Закона РФ "О применении контрольно - кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением" денежные расчеты с населением при осуществлении торговых операций производятся с обязательным применением контрольно - кассовых машин. Правительству РФ по согласованию с законодательным органом страны - Верховным Советом РФ делегировано право утвердить Перечень отдельных категорий предприятий, которые в силу специфики своей деятельности либо особенностей местонахождения могут осуществлять денежные расчеты с населением без применения контрольно - кассовых машин.
Во исполнение вышеназванного Закона Правительство РФ утвердило согласованный с законодательным органом страны такой Перечень (Постановление N 745 от 30 июля 1993 года).
Постановлением Правительства РФ N 1027 от 3 сентября 1998 года внесены изменения в Перечень, и оно не было согласовано с представительным и законодательным органом страны независимо от названия: Верховный Совет или Государственная Дума.
Названное Постановление не делает различий между спецификой деятельности при торговле на улице или торговлей в обустроенных и приспособленных помещениях, лишенных воздействия окружающей среды: магазины, киоски, ларьки, павильоны.
Кроме того, это Постановление подписано неправомочным лицом, т.к. исполняющий обязанности Председателя Правительства РФ был назначен на эту должность в нарушение действующего законодательства, в частности статьи 8 Федерального конституционного закона "О Правительстве Российской Федерации", регулирующей порядок исполнения обязанностей Председателя Правительства РФ. Оспариваемое Постановление ограничивает права уличных торговцев и искусственно препятствует свободной конкуренции.
Контрольно - кассовые машины в условиях Урало - Сибирского региона и Севера не приспособлены к работе на открытом воздухе, и уличные торговцы ставятся в неравные условия с другими предпринимателями и лишаются права на труд.
Представители Правительства РФ Черемискин В.И. и Кабанков В.М. пояснили в суде, что доводы заявителей являются несостоятельными.
Постановление Правительства РФ N 1027 от 3 сентября 1998 года принято в соответствии с полномочиями Правительства Российской Федерации, установленными Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом "О Правительстве Российской Федерации".
Постановление Правительства РФ N 1027 от 3 сентября 1998 года подписано исполняющим обязанности Председателя Правительства РФ, который был назначен на эту должность Указом Президента РФ, и данный акт никем не отменен.
Если Постановлением Правительства РФ N 11 от 6 января 1997 года "Об усилении контроля за обязательным применением контрольно - кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением на рынках, ярмарках, в выставочных комплексах и на других территориях, отведенных для осуществления торговли" было введено обязательное применение контрольно - кассовых машин при осуществлении торговли из находящихся на территории рынков, ярмарок, выставочных комплексов и на других территориях, отведенных для осуществления торговли, палаток, киосков, ларьков, павильонов и помещений контейнерного типа и других аналогично обустроенных и приспособленных торговых мест, автофургонов, а также с открытых прилавков внутри крытых рыночных помещений при торговле непродовольственными товарами, то для индивидуальных предпринимателей, осуществляющих торговлю с открытых прилавков, не находящихся внутри крытых помещений, применение контрольно - кассовых машин не предусматривалось.
Постановлением Правительства РФ от 3 сентября 1998 года N 1027 установлены единые требования к индивидуальным предпринимателям, осуществляющим торговлю с открытых прилавков, как находящихся, так и не находящихся внутри крытых помещений, по применению контрольно - кассовых машин.
Принимая Постановление от 3 сентября 1998 года N 1027, Правительство РФ не могло ограничить право гражданина на труд, т.к. ему законом только предоставлено право утверждать Перечень отдельных категорий предприятий, которые в силу специфики своей деятельности либо особенностей местонахождения могут осуществлять денежные расчеты с населением без применения контрольно - кассовых машин.
По данным Государственной межведомственной экспертной комиссии по контрольно - кассовым машинам в Государственный реестр контрольно - кассовых машин, используемых на территории России, включено 122 модели, которые различаются технико - экономическими параметрами, сферами применения, температурными режимами рабочей среды и рядом других показателей.
Кроме того, по заказам пользователей отечественные производители могут поставлять для работы контрольно - кассовые машины в специальном исполнении с учетом температурного режима, повышенной влажности.
Суд, выслушав объяснения заявителей Гращенкова А.И., Лапшова М.А., Спицыной Г.В., представителей Правительства РФ Черемискина В.И., Кабанкова В.М., исследовав материалы дела и заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ Харланова А.В., полагавшего в удовлетворении заявления отказать, не находит оснований для удовлетворения заявления по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 1 Закона РФ от 18 июня 1993 года N 5215-1 "О применении контрольно - кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением" денежные расчеты с населением при осуществлении торговых операций или оказании услуг на территории Российской Федерации производятся всеми предприятиями (в том числе физическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в случае осуществления ими торговых операций или оказания услуг), организациями, учреждениями, их филиалами и другими обособленными подразделениями с обязательным применением контрольно - кассовых машин. Совет Министров - Правительство Российской Федерации по согласованию с Верховным Советом Российской Федерации утверждает Перечень отдельных категорий предприятий, которые в силу специфики своей деятельности либо особенностей местонахождения могут осуществлять денежные расчеты с населением без применения контрольно - кассовых машин.
Как установлено судом, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 30 июля 1993 года N 745 "Перечень отдельных категорий предприятий (в том числе физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в случае осуществления ими торговых операций или оказания услуг), организаций и учреждений, которые в силу специфики своей деятельности либо особенностей местонахождения могут осуществлять денежные расчеты с населением без применения контрольно - кассовых машин" был согласован с Верховным Советом РФ.
Однако Указом Президента РФ от 21 сентября 1993 года N 1400 "О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации" осуществление законодательной и контрольной функций Верховным Советом РФ прервано.
После принятия всенародным голосованием 12 декабря 1993 года Конституции РФ представительным и законодательным органом Российской Федерации стало Федеральное Собрание - Парламент Российской Федерации.
Государственная Дума является одной из палат Федерального Собрания и не является правопреемником Верховного Совета РФ, в связи с чем суд не может согласиться с доводами заявителей о том, что при принятии Постановления N 1027 от 3 сентября 1998 года о внесении изменений в указанный выше Перечень Правительство РФ обязано было согласовать этот вопрос с Государственной Думой.
После прекращения деятельности Верховного Совета РФ закона, которым бы предусматривалась необходимость согласования Правительством РФ с каким-либо органом государственной власти вопроса, касающегося вышеназванного Перечня, также не принималось.
Более того, оспариваемое заявителями Постановление Правительства РФ принято в соответствии с его полномочиями, установленными Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом "О Правительстве Российской Федерации" от 17 декабря 1997 года N 2-ФКЗ.
Нельзя также согласиться с доводами заявителей, что оспариваемое Постановление ставит в неравное положение предпринимателей, осуществляющих торговлю на улице с открытых прилавков и с прилавков, находящихся в крытых помещениях, что ограничивает свободу экономической деятельности и право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской деятельности. Обязывая применять контрольно - кассовые машины, в т.ч. и на улице с открытых прилавков, независимо от погодных и климатических условий, Правительство РФ ограничивает право гражданина на труд.
Право частной собственности и свобода предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности не являются абсолютными и могут быть ограничены законом.
Нормы Закона РФ "О применении контрольно - кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением" имеют многофункциональное значение и направлены на обеспечение интересов граждан в области торговли и оказания услуг, защиту прав потребителя, а также на охрану установленного порядка торговли и оказания услуг, фискальных интересов государства, налоговой дисциплины.
Так, согласно ст. 1 Закона РФ "О применении контрольно - кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением" осуществление торговых операций или оказание услуг на территории Российской Федерации производится всеми предприятиями (в том числе физическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица в случае осуществления ими торговых операций или оказания услуг), организациями, учреждениями, их филиалами и другими обособленными подразделениями с обязательным применением контрольно - кассовых машин.
Правительству РФ законом предоставлено только право утверждать Перечень отдельных категорий предприятий, которые в силу специфики своей деятельности либо особенностей местонахождения могут осуществлять денежные расчеты с населением без применения контрольно - кассовых машин.
При таких данных суд приходит к выводу, что оспариваемое заявителями Постановление принято Правительством РФ в пределах своих полномочий и в соответствии с требованиями закона.
Доводы заявителей о том, что оспариваемое Постановление подписано ненадлежащим лицом, являются несостоятельными.
Федеральный конституционный закон "О Правительстве Российской Федерации" предусматривает в ч. 2 ст. 8 право Президента РФ поручать исполнение обязанностей Председателя Правительства РФ одному из его заместителей.
Однако Указом Президента РФ от 23 августа 1998 года N 983 было объявлено об отставке всего Правительства Российской Федерации, и в соответствии с пунктом "в" статьи 83 и частью второй статьи 117 Конституции РФ глава государства временное исполнение обязанностей Председателя Правительства РФ возложил на конкретное лицо.
Что касается доводов заявителей о невозможности использования контрольно - кассовых машин вследствие их технического несовершенства применительно к климатическим условиям региона, то они не могут служить основанием для признания незаконным принятого нормативного акта.
Кроме того, по объяснениям представителя Правительства РФ отечественной промышленностью освоено производство большой гаммы компактных контрольно - кассовых машин, предназначенных для работы в отведенных для торговли местах, в том числе с учетом холодного периода времени. По заказам пользователей контрольно - кассовых машин они могут поставляться для работы с учетом не только воздействия низких температур, но и атмосферного давления, а также относительной влажности.
В соответствии с действующим законодательством пользователи контрольно - кассовых машин не лишены возможности защищать свои права в суде в случае продажи им товара ненадлежащего качества.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 191, 192, 197 и 239.7 ГПК РСФСР, Верховный Суд Российской Федерации решил:
заявление Гращенкова Анатолия Ивановича, Лапшова Максима Анатольевича, Спицыной Галины Васильевны о признании незаконным Постановления Правительства Российской Федерации от 3 сентября 1998 года N 1027 "О внесении изменений в Перечень отдельных категорий предприятий (в том числе физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица в случае осуществления ими торговых операций или оказания услуг), организаций и учреждений, которые в силу специфики своей деятельности либо особенностей местонахождения могут осуществлять денежные расчеты с населением без применения контрольно - кассовых машин, утвержденный Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 30 июля 1993 года N 745", оставить без удовлетворения. Решение Верховного Суда РФ обжалованию и опротестованию в кассационном порядке не подлежит.
Судья Верховного Суда
Российской Федерации
Н.С.РОМАНЕНКОВ