Решение Верховного Суда РФ от 20.03.2002 N ГКПИ2002-135
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 20 марта 2002 г. N ГКПИ2002-135
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
председательствующего - судьи Верховного Суда РФ Романенкова Н.С.,
при секретаре С.В.
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Д. об отмене пунктов 22, 91, 92, 188 Инструкции по организации работы органов внутренних дел по контролю за оборотом гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утвержденной Приказом Министерства внутренних дел РФ от 12 апреля 1999 г. N 288,
установил:
Д. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением об отмене пункта 22 Инструкции по организации работы органов внутренних дел по контролю за оборотом гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утвержденной Приказом МВД России от 12 апреля 1999 г. N 288, ссылаясь на то, что положения оспариваемого нормативного правового акта изданы с превышением полномочий, являются неправомерными и нарушают права граждан.
Кроме того, органам внутренних дел предоставлено право беспричинно проводить проверки условий хранения оружия, что используется для незаконного проникновения в квартиру. Необоснованными являются требования о наличии запирающегося на замок сейфа, металлического шкафа.
Заявитель Д. о дне слушания дела извещен, просил суд рассмотреть дело в его отсутствие.
Представители заинтересованных лиц МВД России Б., С.Г., Минюста России Н. возражали против удовлетворения заявленных требований, т.к. оспариваемый нормативный правовой акт издан в пределах полномочий федерального министерства, соответствует действующему законодательству и не нарушает права и охраняемые законом интересы граждан.
Инструкция, утвержденная Приказом МВД России от 12 апреля 1999 г. N 288, зарегистрирована Минюстом России, регистрационный N 1814 и официально опубликована.
Рассмотрев дело в отсутствие заявителя Д., выслушав объяснения представителей заинтересованных лиц МВД России Б., С.Г., Минюста России Н., исследовав материалы дела, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
Согласно ст. 13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 12 апреля 1999 г. N 288, утверждена Инструкция по организации работы органов внутренних дел по контролю за оборотом гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации.
Настоящая Инструкция регулирует вопросы, связанные с оформлением, выдачей, продлением срока действия и аннулированием лицензий на торговлю, приобретение, коллекционирование или экспонирование гражданского и служебного оружия, основных частей огнестрельного оружия и патронов к нему, разрешений на хранение, хранение и использование, хранение и ношение оружия и патронов, разрешений на ввоз оружия и патронов в Российскую Федерацию и вывоз их из Российской Федерации, разрешений на перевозку или транспортирование оружия и патронов, а также разрешений на использование оружия на стрелковых объектах и уведомлений на продажу оружия или патронов.
Пунктом 22 Инструкции предусмотрено, что граждане Российской Федерации, впервые приобретающие газовые пистолеты или револьверы, огнестрельное бесствольное оружие самообороны отечественного производства, сигнальное оружие либо приобретающие огнестрельное гладкоствольное длинноствольное оружие в целях самообороны, для получения лицензий на их приобретение должны представить по месту жительства в орган внутренних дел:
а) заявление (приложение 43) с указанием паспортных данных и сведений об имеющемся оружии. Дополнительно в заявлении указываются адреса мест жительства (жилых строений с оборудованными местами для хранения оружия и патронов);
б) ксерокопию паспорта гражданина Российской Федерации или иного документа, удостоверяющего личность и гражданство Российской Федерации, которые после сличения с подлинниками заверяются личной подписью ответственного исполнителя на свободном поле документа с указанием даты приема документа;
в) две фотокарточки размером 3 x 4 см;
г) медицинское заключение об отсутствии у заявителя противопоказаний для владения оружием, справки из наркологического и психоневрологического диспансеров по месту жительства.
Перечень указанных документов представляется также в органы внутренних дел при продлении срока действия лицензий и разрешений.
Федеральный закон "Об оружии" от 13 декабря 1996 г. N 150-ФЗ в статьях 9 и 13 устанавливает необходимые документы для представления в органы внутренних дел для получения лицензии на приобретение оружия, в частности, заявитель-гражданин обязан представить документы, удостоверяющие его личность, медицинское заключение об отсутствии противопоказаний к владению оружием, связанных с нарушением зрения, психическим заболеванием, алкоголизмом или наркоманией, и документ, подтверждающий гражданство Российской Федерации.
В силу абз. 5 ст. 9 ФЗ "Об оружии" одним из оснований для отказа в выдаче лицензии или продлении срока ее действия является непредставление заявителем необходимых сведений либо представление им неверных сведений.
Таким образом, доводы заявителя о том, что законом не определено представление документа, подтверждающего гражданство Российской Федерации, медицинского заключения об отсутствии противопоказаний к владению оружием при продлении срока действия лицензий и разрешений, являются несостоятельными.
Из объяснений представителя МВД России С.Г. в суде следует, что граждане Российской Федерации право на приобретение оружия имеют после получения лицензии. Приобретенное гражданином оружие в соответствии со ст. 13 ФЗ "Об оружии" подлежит регистрации. При регистрации гражданину выдается разрешение на его хранение или на хранение и ношение сроком на пять лет. Продление срока действия разрешения осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 9 ФЗ "Об оружии".
Из содержания заявления следует, что Д. по сути оспаривает также иные положения Инструкции, предусмотренные пунктами 91, 92, 188.
Так, пунктом 91 Инструкции предусмотрено, что контроль за оборотом оружия и патронов осуществляется органами внутренних дел при оформлении, выдаче, продлении срока действия и переоформлении лицензий и разрешений, в ходе проверок обеспечения сохранности оружия гражданами и юридическими лицами, имеющими оружие, а также при рассмотрении заявлений, жалоб и сообщений граждан, обращений организаций и учреждений.
Проверки проводятся в соответствии с планами работы, проведения профилактических и иных специальных мероприятий, а также могут осуществляться по решению руководителей органов внутренних дел.
Осуществление контроля за оборотом оружия на территории Российской Федерации статьей 28 ФЗ "Об оружии" возложено на органы внутренних дел, должностные лица которых имеют право производить осмотр оружия в местах его хранения.
Пунктом 92 Инструкции сотрудникам органов внутренних дел при осуществлении контроля за оборотом оружия предоставлено право: производить осмотр оружия в местах его хранения, изымать оружие в случае отсутствия лицензии на производство оружия или патронов, торговлю ими, их приобретение, коллекционирование или экспонирование, а также разрешения на хранение, хранение и использование либо разрешения на хранение и ношение оружия (п. п. 92.1, 92.2 Инструкции).
Федеральным законом "Об оружии" установлено, что изъятие оружия органами внутренних дел производится в случае отсутствия лицензий на производство гражданского и служебного оружия и патронов к нему, торговлю ими, их приобретение, коллекционирование или экспонирование, а также разрешений на хранение или хранение и ношение оружия (ст. 27 настоящего Закона).
В соответствии с п. 24 ст. 11 Закона РФ "О милиции" от 18 апреля 1991 г. N 1026-1 милиции при выполнении возложенных на нее обязанностей предоставляется право осматривать места хранения и использования оружия, боеприпасов к нему и взрывчатых материалов, а также объекты, где они обращаются; при выявлении нарушений установленных правил давать обязательные предписания гражданам и должностным лицам об устранении этих нарушений, изымать указанные предметы, запрещать деятельность соответствующих объектов, аннулировать выданные разрешения и применять иные меры, предусмотренные законодательством.
Конституция Российской Федерации, признавая право гражданина на неприкосновенность жилища, в статье 25 допускает, что данное право в случаях, установленных федеральным законом, может быть ограничено.
С учетом изложенного доводы заявителя Д. о незаконном проникновении сотрудников милиции в жилище при проверке условий хранения оружия являются необоснованными.
Согласно п. 188 Инструкции при проверке условий хранения оружия и патронов, имеющихся у граждан Российской Федерации, сотрудниками органов внутренних дел выясняются:
а) соответствие имеющегося оружия выданным лицензиям и разрешениям, а также хранящихся у граждан патронов видам и моделям зарегистрированного оружия;
б) наличие запирающегося на замок сейфа, металлического шкафа, ящика из высокопрочных материалов либо деревянного ящика, обитого железом;
в) условия, исключающие доступ посторонних лиц к оружию (хранение оружия в изолированной комнате, установка металлической либо обитой железом двери, оборудование дополнительными запирающими устройствами, средствами сигнализации, порядок хранения ключей от сейфа, шкафа или ящика).
Требования к условиям хранения различных видов гражданского и служебного оружия и патронов к нему определяются Правительством Российской Федерации (ст. 22 ФЗ "Об оружии").
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июля 1998 г. N 814 утверждены Правила оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации.
Пунктом 59 настоящих Правил определено, что принадлежащие гражданам Российской Федерации оружие и патроны должны храниться по месту их проживания с соблюдением условий, обеспечивающих их сохранность, безопасность хранения и исключающих доступ к ним посторонних лиц, в запирающихся на замок сейфах или металлических шкафах, ящиках из высокопрочных материалов либо в деревянных ящиках, обитых железом. Органы внутренних дел по месту жительства владельцев имеют право проверять условия хранения зарегистрированного ими оружия.
При таких обстоятельствах суд считает, что установленные п. 188 Инструкции требования к условиям хранения оружия, имеющегося у граждан, соответствуют действующему законодательству.
Министерство внутренних дел Российской Федерации, являясь федеральным органом исполнительной власти, в соответствии с Положением о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, утвержденным Указом Президента РФ от 18 июля 1996 г. N 1039, издает нормативные правовые акты.
Постановлением Правительства РФ от 21 июля 1998 г. N 814 "О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации" Министерству внутренних дел Российской Федерации было поручено утвердить инструкцию о контроле органов внутренних дел за оборотом гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации.
Учитывая, что положения оспариваемого нормативного правового акта соответствуют действующему законодательству, изданы в пределах полномочий государственного органа и не нарушают права и охраняемые законом интересы граждан, заявление Д. не подлежит удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 191, 192, 197, 239.7 ГПК РСФСР, Верховный Суд Российской Федерации
решил:
заявление Д. об отмене пунктов 22, 91, 92, 188 Инструкции по организации работы органов внутренних дел по контролю за оборотом гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утвержденной Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 12 апреля 1999 г. N 288, - оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней после вынесения судом решения в окончательной форме.
Председательствующий
Судья Верховного Суда
Российской Федерации
Н.С.РОМАНЕНКОВ