Рейтинг@Mail.ru

Решение Верховного Суда РФ от 04.10.2004 N ГКПИ2004-1185

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

от 4 октября 2004 г. N ГКПИ2004-1185

Именем Российской Федерации

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению С. о признании частично недействующим и не подлежащим применению пункта 27 "Порядка организации пенсионного обеспечения в органах федеральной службы безопасности", утвержденного Приказом Федеральной службы безопасности Российской Федерации от 1 мая 2003 года N 302,

установил:

С. обратился в суд с вышеуказанным заявлением, в котором просил признать недействующим и не подлежащим применению п. 27 оспариваемого нормативного акта, поскольку он противоречит ст. 49 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", определению Кассационной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 4 октября 2001 года по гражданскому делу N КАС01-370 и нарушает его право на пенсионное обеспечение.

В судебное заседание С. не явился, просил о рассмотрении дела в его отсутствие.

Верховный Суд Российской Федерации считает, что при надлежащем извещении заявителя и наличии от него вышеуказанной просьбы отсутствуют препятствия к рассмотрению дела.

Представитель Федеральной службы безопасности Российской Федерации О.В. Киченина просила заявление оставить без удовлетворения, поскольку противоречия с Федеральным законом оспариваемого нормативного акта не имеется, права заявителя им не нарушаются, т.к. размер компенсации за продовольственный паек устанавливается федеральным законом о бюджете на соответствующий год и длительное время является неизменным.

Представитель Министерства юстиции Российской Федерации Л.А. Обушенко пояснила, что рассматриваемый Приказ Министерством зарегистрирован под N 4612 30 мая 2003 года. Полагает, что месячная стоимость продовольственного пайка учитывается только одновременно с увеличением денежного довольствия. Вместе с тем Министерство юстиции Российской Федерации учитывает определение Верховного Суда Российской Федерации от 04.10.2001 N КАС01-370. Этим определением Верховного Суда Российской Федерации признаны незаконными пункт 8, подпункт "б" пункта 9, подпункт "б" пункта 14 Постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации" от 22.09.1993 N 941 (с последующими изменениями и дополнениями), так как на основании данного Постановления Правительства Российской Федерации был издан рассматриваемый Приказ.

Заслушав заключение прокурора Российской Федерации Н.Ю. Гончаровой, полагавшей заявление подлежащим удовлетворению, Верховный Суд Российской Федерации находит его подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с абзацем третьим статьи 18, ст. 43, абзацем пятым ст. 49 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" (с последующими изменениями) Правительство Российской Федерации определяет порядок исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий.

В пунктах 8 и 9 Постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации" указано, что стоимость продовольственного пайка является отдельным элементом денежного довольствия и только включается в него при исчислении пенсии; повышение стоимости пайка не является самостоятельным основанием для пересмотра пенсии; при увеличении же денежного довольствия лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, то есть оклада по должности, воинскому или специальному званию и процентной надбавки за выслугу лет, перерасчет пенсии происходит уже с учетом повышенной стоимости пайка.

Положения данного Постановления Правительства Российской Федерации были учтены в Приказе Федеральной службы безопасности Российской Федерации от 1 мая 2003 года N 302 "Об организации пенсионного обеспечения в органах Федеральной службы безопасности" (в ред. Приказа ФСБ от 27.03.2004 N 197), который был зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 30 мая 2003 года N 4612 и опубликован в "Российской газете" 7 июня 2003 года.

Согласно пункту 27 данного Приказа, оспариваемого заявителем, месячная стоимость продовольственного пайка при исчислении пенсии определяется по состоянию на день назначения пенсии или на день ее перерасчета, а изменение месячной стоимости продовольственного пайка не является основанием для перерасчета ранее назначенных пенсий.

Однако такой порядок существенно нарушает пенсионные права ушедших в отставку граждан и противоречит действующему законодательству.

Согласно Закону Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" (ст. 43) пенсии, назначаемые лицам, указанным в ст. 1 настоящего Закона, и их семьям, исчисляются из денежного довольствия военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, лиц, проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исправительной системы. Для исчисления им пенсии учитываются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, оклады по должности, воинскому или специальному званию (без учета повышения окладов за службу в отдаленных, высокогорных местностях и в других особых условиях) и процентная надбавка за выслугу лет, включая выплаты в связи с индексацией денежного довольствия. Для исчисления пенсии в денежное довольствие включается месячная стоимость соответствующего продовольственного пайка, выдаваемого военнослужащим, лицам рядового и начальствующего состава (подп. "б" ст. 49). Пенсии, назначенные лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, и их семьям, а также надбавки к пенсиям, повышения и увеличения пенсий подлежат пересмотру при увеличении денежного довольствия военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, сотрудников уголовно-исполнительной системы, состоящих на службе, исходя из уровня увеличения учитываемого при исчислении пенсий денежного довольствия соответствующих категорий военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава одновременно с его увеличением.

Из названия и содержания статьи 43 и статьи 49 указанного Закона следует, что законодателем в этом Законе введено специальное понятие "денежное довольствие для исчисления пенсии". В состав денежного довольствия для исчисления пенсии входят оклад по должности, оклад по воинскому званию, процентная надбавка за выслугу лет и стоимость продовольственного пайка. Понятие "денежное довольствие для исчисления пенсии" отличается от понятия "денежное довольствие военнослужащих", определяемого ст. ст. 12 и 13 Федерального закона "О статусе военнослужащих", имеет самостоятельное значение для целей исчисления пенсии и ее пересмотра. Поэтому увеличение любой из составляющих денежного довольствия для исчисления пенсии, в том числе и стоимости продовольственного пайка, должно влечь по подп. "б" ст. 49 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" пересмотр пенсии одновременно с увеличением этой составляющей.

При издании Приказа в оспариваемом пункте не было учтено, что именно к такому выводу пришла Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в определении от 4 октября 2001 года N КАС01-370, которым были по указанным мотивам признаны незаконными п. 8, подп. "б" п. 9, подп. "б" п. 14 Постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации" от 22 сентября 1993 г. N 941, с последующими изменениями и дополнениями, в части пересмотра пенсий без учета времени увеличения месячной стоимости соответствующего продовольственного пайка, выдаваемого военнослужащим, лицам рядового и начальствующего состава.

Поскольку в оспариваемом пункте Приказа были изложены требования, аналогичные по содержанию с признанными незаконными пунктами в Постановлении Правительства Российской Федерации определением Кассационной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 4 октября 2001 года N КАС01-370, то в данном случае имеется также противоречие его с ч. 2 ст. 13 ГПК РФ, согласно которой вступившие в законную силу судебные постановления являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

Возражая против удовлетворения заявления, представитель Федеральной службы безопасности О.В. Киченина указала, что права заявителя оспариваемым им пунктом нормативного правового акта не нарушаются, поскольку учитываемая при этом компенсация стоимости продовольственного пайка, устанавливаемая в федеральных законах на соответствующий год, длительное время находится в неизменном размере, а поэтому не может влиять на размер выплачиваемой пенсии.

Действительно, в силу ст. 43 Закона РФ от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" для исчисления пенсии в денежное довольствие включается также месячная стоимость соответствующего пайка, выдаваемого военнослужащим, ежемесячной денежной продовольственной компенсации, выплачиваемой лицам рядового и начальствующего состава.

Согласно ст. 102 Федерального закона от 23 декабря 2003 года N 186-ФЗ "О федеральном бюджете на 2004 год" (с последующими изменениями) выплата военнослужащим компенсации взамен продовольственного пайка, сотрудникам Государственной противопожарной службы, органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов Российской Федерации денежной продовольственной компенсации осуществляется в размере 20 рублей в сутки.

Такой же размер компенсации был установлен ранее ч. 1 ст. 97 Федерального закона от 24 декабря 2002 года N 176-ФЗ "О федеральном бюджете на 2003 год" (с последующими изменениями).

Однако неизменность размера компенсации стоимости продовольственного пайка не означает, что размер такой компенсации не может быть изменен в дальнейшем.

Поэтому доводы представителя Федеральной службы безопасности О.В. Кичениной о том, что в связи с указанными обстоятельствами права заявителя оспариваемым нормативным правовым актом не нарушаются, а поэтому заявление не подлежит удовлетворению, являются несостоятельными, поскольку данный правовой акт является нормативным правовым актом, а поэтому по своему характеру относится к публичным, рассчитан на длительное и неоднократное применение, а поэтому может создавать угрозу законным правам как заявителя, так и в отношении иных субъектов, по отношению к которым возможно его применение.

В соответствии с ч. 2 ст. 253 ГПК РФ суд, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 199, 253 ч. 2 ГПК РФ, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

заявление С. удовлетворить.

Признать недействующим и не подлежащим применению со дня вступления решения в законную силу пункт 27 "Порядка организации пенсионного обеспечения в органах федеральной службы безопасности", утвержденного Приказом Федеральной службы безопасности Российской Федерации от 1 мая 2003 года N 302, в части слов "изменение месячной стоимости продовольственного пайка не является основанием для перерасчета ранее назначенных пенсий".

Решение суда может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней со дня его изготовления в окончательной форме.

Другие документы по теме
<Об отказе в удовлетворении жалобы о признании незаконным (недействующим) Положения о порядке проведения конкурса на замещение должностей нотариусов, утв. Минюстом РФ, Федеральной нотариальной палатой 07.06.1994>
<Об оставлении без удовлетворения заявления об отмене пунктов 22, 91, 92 и 188 "Инструкции по организации работы органов внутренних дел по контролю за оборотом гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации", утв. Приказом МВД РФ от 12.04.1999 N 288>
"О перечне мероприятий по реализации основных ориентиров макроэкономической политики государств - членов Таможенного союза и Единого экономического пространства на 2014 - 2015 годы"
"О включении в Перечень товаров, временно ввозимых с полным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов, судов, используемых в качестве накопителей при экспорте нефтепродуктов (код ТН ВЭД ТС 8901)"
Ошибка на сайте