Рекомендация Коллегии Евразийской экономической комиссии от 28.12.2021 N 34
КОЛЛЕГИЯ ЕВРАЗИЙСКОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КОМИССИИ
РЕКОМЕНДАЦИЯ
от 28 декабря 2021 г. N 34
О РУКОВОДСТВЕ
ПО ПРОВЕДЕНИЮ МОНИТОРИНГА ИСПОЛНЕНИЯ АКТОВ ЕВРАЗИЙСКОГО
ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА В СФЕРЕ ТЕХНИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
Коллегия Евразийской экономической комиссии в соответствии с пунктом 2 статьи 18 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года (далее - Договор) и в целях реализации подпункта 4 пункта 43 и подпункта 2 пункта 55 Положения о Евразийской экономической комиссии (приложение N 1 к Договору)
рекомендует государствам - членам Евразийского экономического союза (далее - Союз) с даты опубликования настоящей Рекомендации на официальном сайте Союза при осуществлении взаимодействия с Евразийской экономической комиссией по вопросам проведения мониторинга исполнения положений Договора, международных договоров, входящих в право Союза, и решений органов Союза в сфере технического регулирования применять Руководство по проведению мониторинга исполнения актов Евразийского экономического союза в сфере технического регулирования согласно приложению.
Председатель Коллегии
Евразийской экономической комиссии
М.МЯСНИКОВИЧ
Приложение
к Рекомендации Коллегии
Евразийской экономической комиссии
от 28 декабря 2021 г. N 34
РУКОВОДСТВО
ПО ПРОВЕДЕНИЮ МОНИТОРИНГА ИСПОЛНЕНИЯ АКТОВ ЕВРАЗИЙСКОГО
ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА В СФЕРЕ ТЕХНИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
I. Общие положения
1. Настоящее Руководство разработано в соответствии с подпунктом 4 пункта 43 и подпунктом 2 пункта 55 Положения о Евразийской экономической комиссии (приложение N 1 к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года (далее - Договор)) и определяет правила организации и проведения мониторинга исполнения государствами - членами Евразийского экономического союза (далее соответственно - государства-члены, Союз) Договора, международных договоров, входящих в право Союза, решений Высшего Евразийского экономического совета, Евразийского межправительственного совета и Евразийской экономической комиссии в сфере технического регулирования (далее соответственно - мониторинг, международные договоры и акты в сфере технического регулирования).
2. Понятия, используемые в настоящем Руководстве, применяются в значениях, определенных Договором.
3. Мониторинг представляет собой комплексную деятельность по сбору, обобщению и анализу информации об исполнении международных договоров и актов в сфере технического регулирования для обеспечения эффективного правового регулирования и единообразного правоприменения в рамках Союза по вопросам, отнесенным в соответствии с разделом X Договора к компетенции Союза.
4. Основными целями мониторинга являются определение состояния исполнения Договора, международных договоров и актов в сфере технического регулирования, выявление неэффективно реализуемых государствами-членами норм права Союза, а также выработка предложений по совершенствованию права Союза в сфере технического регулирования.
5. Объектами мониторинга являются:
а) Договор, международные договоры в сфере технического регулирования, заключаемые между государствами-членами;
б) акты органов Союза в сфере технического регулирования;
в) нормативные правовые акты и документы государств-членов, регулирующие вопросы, отнесенные в соответствии с разделом X Договора к компетенции Союза и принятые в целях реализации международных договоров и актов в сфере технического регулирования (далее - нормативные правовые акты и документы государств-членов).
6. Мониторинг в соответствии с настоящим Руководством осуществляется департаментом Евразийской экономической комиссии, к сфере деятельности которого отнесены вопросы, касающиеся технического регулирования (далее соответственно - департамент, Комиссия), совместно с органами государств-членов, уполномоченными в сфере технического регулирования (далее - уполномоченные органы), в пределах их полномочий в соответствии с законодательством своих государств-членов.
7. Инициаторами проведения мониторинга могут выступать:
а) Коллегия Комиссии, член Коллегии Комиссии, к компетенции которого относятся вопросы технического регулирования (далее - член Коллегии Комиссии), или департамент;
б) уполномоченные органы (с учетом предложений заинтересованных органов государств-членов в пределах своей компетенции, организаций государств-членов в области стандартизации, аккредитации, метрологии и государственного контроля (надзора)).
8. В соответствии с настоящим Руководством проводится периодический и оперативный мониторинг.
9. Периодический мониторинг осуществляется департаментом на регулярной основе, 1 раз в год, в соответствии с подпунктом 2 пункта 55 Положения о Евразийской экономической комиссии (приложение N 1 к Договору) в целях определения состояния исполнения Договора, международных договоров и актов в сфере технического регулирования.
Периодический мониторинг проводится в соответствии с планом мероприятий, который разрабатывается департаментом ежегодно в соответствии с пунктом 11 настоящего Руководства.
В план мероприятий рекомендуется включать мероприятия, направленные на проведение мониторинга в части:
исполнения международных договоров и актов в сфере технического регулирования;
установления обязательных требований к продукции, включенной в Единый перечень продукции, в отношении которой устанавливаются обязательные требования в рамках Таможенного союза, утвержденный Решением Комиссии Таможенного союза от 28 января 2011 г. N 526, в отношении которой не приняты технические регламенты Союза;
реализации плана разработки технических регламентов Союза и внесения в них изменений;
разработки технических регламентов (изменений в них), осуществляемой на основании решений органов Союза, с учетом Порядка разработки, принятия, изменения и отмены технических регламентов Евразийского экономического союза, утвержденного Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 20 июня 2012 г. N 48;
реализации программ по разработке (внесению изменений, пересмотру) межгосударственных стандартов к техническим регламентам Союза;
обеспеченности межгосударственными и национальными (государственными) стандартами, а также методиками исследований (испытаний), необходимыми для исполнения требований технических регламентов Союза.
10. Оперативный мониторинг осуществляется в рамках определенного направления, касающегося вопросов технического регулирования, на основании обращения инициатора, указанного в пункте 7 настоящего Руководства, в случае:
наличия информации об отсутствии единообразной практики применения международного договора или акта в сфере технического регулирования;
выявления ненадлежащего исполнения норм права Союза в сфере технического регулирования (за исключением случаев выявления признаков препятствий на внутреннем рынке Союза);
наличия иных вопросов правоприменения, обусловленных в том числе пробелами, коллизиями и правовой неопределенностью в актах органов Союза и законодательстве государств-членов в сфере технического регулирования.
Оперативный мониторинг проводится согласно плану мероприятий, который разрабатывается департаментом в соответствии с пунктом 11 настоящего Руководства в месячный срок с даты поступления обращения инициатора проведения мониторинга.
II. Организация и проведение мониторинга
11. Проект плана мероприятий разрабатывается департаментом с учетом предложений уполномоченных органов и инициатора проведения мониторинга.
План мероприятий утверждается членом Коллегии Комиссии по согласованию с уполномоченными органами и содержит (при необходимости) следующую информацию:
объект мониторинга;
основание для проведения мониторинга;
задачи, реализуемые при проведении мониторинга;
мероприятия по проведению мониторинга;
перечень международных договоров и актов в сфере технического регулирования, нормативных правовых актов государств-членов, в отношении которых планируется осуществить мониторинг;
исполнитель (исполнители) мероприятий плана;
сроки проведения мониторинга;
сроки составления и согласования отчета о результатах мониторинга;
иная информация.
12. Этапами проведения мониторинга являются:
подготовительный;
основной;
заключительный.
В ходе подготовительного этапа определяются объект мониторинга, сроки проведения мониторинга и мероприятия, показатели для проведения анализа международного договора или акта в сфере технического регулирования, нормативного правового акта или документа государства-члена, а также иные вопросы, касающиеся организации и проведения мониторинга.
В ходе основного этапа осуществляется анализ международного договора или акта в сфере технического регулирования, нормативного правового акта или документа государства-члена по показателям, указанным в пункте 15 настоящего Руководства.
В ходе заключительного этапа осуществляются обобщение выводов, сделанных в ходе основного этапа мониторинга, оформление его результатов, а также выработка предложений по совершенствованию права Союза, принятию мер, направленных на реализацию международного договора или акта в сфере технического регулирования, нормативного правового акта или документа государства-члена.
13. При проведении мониторинга рекомендуется осуществлять анализ:
а) международных договоров и актов в сфере технического регулирования;
б) нормативных правовых актов и документов государств-членов, принятых в рамках выполнения пункта 3 статьи 53 Договора;
в) стратегических и иных программных документов, принятых (разрабатываемых) в сфере технического регулирования на национальном уровне;
г) норм технических регламентов Союза, реализация которых должна быть обеспечена в государствах-членах;
д) информации:
о действующих нормативных правовых актах и документах государств-членов, регулирующих вопросы, отнесенные в соответствии с разделом X Договора к компетенции Союза;
о признании нормативных правовых актов (или отдельных их положений) и документов государств-членов, регулирующих вопросы, отнесенные в соответствии с разделом X Договора к компетенции Союза, утратившими силу;
о реализации мероприятий, направленных на осуществление нормативно-правового регулирования в сфере технического регулирования, а также о внесении изменений в нормативные правовые акты государств-членов в сфере технического регулирования, поступившей от государств-членов;
поступившей от организаций и граждан государств-членов;
подготовленной в ответ на запросы государств-членов;
полученной из средств массовой информации;
е) практики применения технических регламентов Союза в государствах-членах;
ж) результатов научных исследований, относящихся к предмету правового регулирования объекта мониторинга;
з) материалов научно-практических семинаров, конференций, круглых столов;
и) данных социологических исследований, официальной статистической информации по вопросам правоприменения;
к) иной информации.
14. Информация, подлежащая анализу при проведении мониторинга, мероприятия по проведению мониторинга, показатели для проведения анализа международного договора или акта в сфере технического регулирования, нормативного правового акта или документа государства-члена определяются в каждом конкретном случае исполнителем с учетом специфики соответствующего правового регулирования.
15. В ходе мониторинга анализ международного договора или акта в сфере технического регулирования, нормативного правового акта или документа государства-члена может быть проведен по следующим показателям:
актуальность норм (наличие устаревших либо неэффективных норм);
наличие пробелов, коллизий и правовой неопределенности, внутренних противоречий, а также отсутствие единообразной практики применения;
наличие отсылочных и бланкетных норм, не реализованных в законодательстве государств-членов, избыточность таких норм.
При необходимости мониторинг может быть осуществлен по дополнительным показателям, определяемым исполнителем с учетом предложений Комиссии и уполномоченных органов.
16. При проведении анализа практики применения технических регламентов Союза в государствах-членах может быть проведено исследование (в том числе через анкетирование, интервьюирование и др.) с участием хозяйствующих субъектов, потребителей, представителей органов по оценке соответствия по вопросам применения обязательных требований, установленных в технических регламентах Союза, вызывающих проблемы и затруднения при их реализации, в частности по следующим вопросам:
а) достаточность (избыточность) терминологической базы технического регламента Союза для однозначного понимания его требований и положений;
б) необходимость корректировки (уточнения, дополнения, сокращения) области применения технического регламента Союза;
в) достаточность (избыточность) требований безопасности к продукции;
г) обеспеченность методами (методиками) исследований (испытаний) и измерений, необходимыми для исполнения требований технических регламентов Союза;
д) необходимость уточнения требований к маркировке продукции;
е) достаточность правил обеспечения и форм оценки соответствия продукции;
ж) наличие проблем:
с обеспечением контроля показателей, установленных техническими регламентами Союза и взаимосвязанными с ними стандартами, а также их исполнения;
с выбором (поиском) испытательных лабораторий (центров) для проведения испытаний продукции;
с оформлением и применением документов по оценке соответствия;
с поставками продукции в третьи страны (за пределы таможенной территории Союза), обусловленных наличием отличающихся обязательных требований к данной продукции в указанных странах.
17. В ходе мониторинга могут быть реализованы следующие мероприятия:
а) направление в Комиссию, уполномоченные органы, заинтересованные органы и организации в области стандартизации, аккредитации, метрологии и государственного контроля (надзора) государств-членов запросов о представлении информации, связанной с международным договором или актом в сфере технического регулирования, нормативным правовым актом или документом государства-члена, а также иной информации, необходимой для проведения мониторинга;
б) создание рабочих групп из числа представителей Комиссии, уполномоченных органов, заинтересованных органов государств-членов и независимых экспертов в целях обеспечения всестороннего мониторинга;
в) проведение выездных встреч и совещаний, круглых столов, конференций, семинаров и иных мероприятий, необходимых для проведения мониторинга.
18. Дополнительно при проведении мониторинга рекомендуется осуществлять анализ:
а) наилучших международных практик в соответствующей области;
б) стратегических и иных программных документов, принятых (разрабатываемых) в сфере технического регулирования на национальном уровне.
19. Информация о наличии признаков препятствий на внутреннем рынке Союза при осуществлении технического регулирования, в том числе выявленная в ходе периодического либо оперативного мониторинга, подлежит рассмотрению в соответствии с Методологией разделения препятствий на внутреннем рынке Евразийского экономического союза на барьеры, изъятия и ограничения и признания барьеров устраненными, утвержденной Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 2 февраля 2021 г. N 10.
III. Итоги мониторинга
20. По итогам мониторинга исполнитель составляет отчет о результатах мониторинга в срок, установленный планом мероприятий.
Согласование отчета о результатах мониторинга с уполномоченными органами, а также его направление в правительства государств-членов и инициатору проведения мониторинга осуществляются Комиссией.
21. Отчет о результатах мониторинга может содержать информацию, соответствующую этапам его проведения, и состоять из вводной, основной и заключительной частей.
Во вводной части приводятся основные сведения об объекте мониторинга, международных договорах и актах в сфере технического регулирования, нормативных правовых актах и документах государств-членов, связанных с объектом мониторинга, а также о мероприятиях по проведению мониторинга.
В основной части содержится информация:
об анализе данных, полученных в рамках основного этапа мониторинга, в том числе об анализе международных договоров и актов в сфере технического регулирования, нормативных правовых актов и документов государств-членов по показателям, указанным в пункте 15 настоящего Руководства, и о результатах анализа;
о выявлении и анализе неэффективно реализуемых государствами-членами норм права Союза в сфере технического регулирования;
о негативных последствиях, которые возникли в процессе применения международных договоров и актов в сфере технического регулирования, нормативных правовых актов и документов государств-членов.
В заключительной части содержатся:
основные выводы о состоянии исполнения международных договоров и актов в сфере технического регулирования, нормативных правовых актов и документов государств-членов, об эффективности правового регулирования рассматриваемого объекта;
предложения по совершенствованию права Союза в части регулирования данного объекта и проведения необходимых мероприятий, направленных на обеспечение реализации права Союза.
22. Член Коллегии Комиссии при необходимости представляет отчет о результатах мониторинга для рассмотрения на заседании Коллегии Комиссии.
В случае одобрения предложений, содержащихся в заключительной части отчета, Коллегия Комиссии может принять решение об оформлении соответствующей протокольной записи.
23. Информация о результатах мониторинга может размещаться департаментом на официальном сайте Союза (по решению члена Коллегии Комиссии на основании предложений уполномоченных органов).