Меньше месяца осталось до второго этапа внедрения касс нового поколения: с 1 июля 2018 года у всех без исключения предпринимателей с наемными работниками должны появиться онлайн ККТ. Работать без них разрешено единицам. Тем временем, готовятся очередные поправки в закон о применении контрольно-кассовой техники № 54-ФЗ. Многие из них вступят в силу сразу после официального опубликования, а некоторые — через год — с 1 июля 2019 года.
Распоряжение Правительства РФ от 28.04.2018 N 791-р
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 28 апреля 2018 г. N 791-р
1. Утвердить прилагаемую модель функционирования системы маркировки товаров средствами идентификации в Российской Федерации.
2. Минпромторгу России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и с участием Государственной корпорации по содействию разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции "Ростех" сформировать проектный офис по созданию системы маркировки отдельных товаров средствами идентификации в Российской Федерации.
Председатель Правительства
Российской Федерации
Д.МЕДВЕДЕВ
Утверждена
распоряжением Правительства
Российской Федерации
от 28 апреля 2018 г. N 791-р
МОДЕЛЬ
ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ МАРКИРОВКИ ТОВАРОВ СРЕДСТВАМИ
ИДЕНТИФИКАЦИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1. Настоящая модель определяет базовые принципы и организационную модель функционирования системы маркировки товаров средствами идентификации в Российской Федерации.
2. Базовыми принципами функционирования системы маркировки товаров средствами идентификации в Российской Федерации являются:
а) принятие решения о введении обязательной маркировки товаров средствами идентификации в Российской Федерации на основе анализа целесообразности ее введения по конкретной группе товаров;
б) обеспечение минимизации затрат участников оборота товаров при введении маркировки товаров средствами идентификации;
в) идентификация каждой единицы товара путем присвоения товарам уникальных кодов;
г) регистрация всех этапов оборота товаров (от производства или ввоза в Российскую Федерацию до расчета за товар с применением контрольно-кассовой техники или иного вывода товара из оборота) в информационной системе маркировки товаров (далее - информационная система);
д) юридическая значимость информации, передаваемой участниками оборота товара в информационную систему;
е) ответственность для всех участников оборота товара за своевременность передачи информации о товаре и этапах его оборота в информационную систему, а также за достоверность указанной информации;
ж) формирование кода маркировки осуществляется централизованно и состоит из 2 частей - кода идентификации и кода проверки. Код идентификации содержит код товарной позиции по единому каталогу товаров Российской Федерации, маркированных средствами идентификации, и уникальный код экземпляра товара. Код проверки формируется с использованием российских криптографических технологий;
з) создание условий для развития эффективной системы государственного и общественного контроля в сфере оборота товаров, подлежащих маркировке средствами идентификации;
и) открытость и доступность информации о маркировке товаров, за исключением информации, распространение которой запрещено или ограничено в соответствии с законодательством Российской Федерации;
к) единоразовое взимание платы за единицу кода маркировки товара при его генерации. За счет указанной платы обеспечивается в том числе регистрация всех этапов оборота товаров в информационной системе. Размер указанной платы устанавливается в соответствии с законодательством Российской Федерации;
л) создание единого каталога товаров Российской Федерации, маркированных средствами идентификации, его ведение и поддержание актуальности, предоставление доступа к нему всем заинтересованным органам государственной власти Российской Федерации, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления и бизнес-сообществу;
м) обеспечение круглосуточного, бесперебойного доступа участников к информационной системе.
3. Организационная модель функционирования системы маркировки товаров средствами идентификации в Российской Федерации предполагает, что:
а) Министерство промышленности и торговли Российской Федерации (координатор) должно осуществлять:
координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти и участников оборота товаров в части проектов, связанных с маркировкой товаров средствами идентификации в Российской Федерации, с применением методов проектного управления;
разработку предложений по расширению перечня товаров, подлежащих маркировке средствами идентификации, и показателей эффективности проектов по маркировке товаров средствами идентификации;
разработку предложений о правилах маркировки товаров средствами идентификации, распространяющихся на все группы товаров, а также разработку с привлечением заинтересованных федеральных органов исполнительной власти предложений о правилах маркировки средствами идентификации для отдельных групп товаров с учетом их специфики и особенностей товарооборота и жизненного цикла;
разработку предложений о порядке информационного взаимодействия участников информационного обмена в рамках информационной системы;
разработку с привлечением заинтересованных федеральных органов исполнительной власти предложений о требованиях к информационной системе;
представление на регулярной основе в Правительство Российской Федерации информации о результатах введения системы маркировки товаров средствами идентификации в Российской Федерации и реализации проектов по маркировке товаров средствами идентификации;
нормативно-правовое регулирование в области отношений, возникающих в части маркировки товаров средствами идентификации, формирование правовых основ маркировки товаров средствами идентификации в Российской Федерации в пределах установленных полномочий;
б) утратил силу. - Распоряжение Правительства РФ от 17.09.2018 N 1955-р;
в) инициатор (функциональный заказчик) - федеральный орган исполнительной власти, ответственный за государственную политику в сфере оборота определенных групп товаров, должен осуществлять:
подготовку и направление (на основе анализа текущей ситуации в отрасли, оценок бизнес-сообщества) координатору предложения о необходимости введения в отношении товарной группы требований об обязательной маркировке средствами идентификации, а также об установлении ключевых показателей эффективности введения указанных требований в отношении рассматриваемой товарной группы;
подготовку и направление координатору предложений об установлении особенностей правил маркировки средствами идентификации для отдельных товаров с учетом их специфики и особенностей товарооборота и жизненного цикла;
определение должностных лиц, ответственных за достижение ключевых показателей эффективности введения обязательной маркировки средствами идентификации в отношении рассматриваемой товарной группы;
г) Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации должно осуществлять контроль функционирования информационной системы, а также контроль деятельности оператора информационной системы по обеспечению работоспособности информационной системы;
д) оператор информационной системы - юридическое лицо, зарегистрированное на территории Российской Федерации, которое должно осуществлять в соответствии с законодательством Российской Федерации:
создание, развитие, модернизацию и эксплуатацию информационной системы, обеспечивающей централизованную генерацию кодов маркировки с использованием российских криптографических технологий, их учет и проверку, в том числе с применением контрольно-кассовой техники, а также прием, хранение и обработку сведений от участников оборота товара;
обеспечение бесперебойного функционирования информационной системы;
участие в организации механизмов общественного контроля за товарами, маркированными средствами идентификации;
оснащение производителей и импортеров товаров, для которых осуществляется генерация кода маркировки, программно-аппаратными средствами для обеспечения информационной безопасности на безвозмездной основе;
создание, формирование и ведение единого каталога товаров Российской Федерации, маркированных средствами идентификации;
предоставление информации о товаре, содержащейся в информационной системе, заинтересованным органам государственной власти и органам местного самоуправления, участникам оборота товаров и потребителям;
е) органы государственного контроля и надзора (контрольные органы) должны являться пользователями информации, содержащейся в информационной системе, для целей осуществления своей деятельности.
4. Оператор информационной системы должен нести ответственность, в том числе финансовую, за работоспособность и соответствие информационной системы требованиям соответствующих нормативных правовых актов, а также за целостность, неизменность и сохранность информации, содержащейся в информационной системе.