Выписка из протокола заседания ЦИК России от 17.01.2024 N 150-2-8
ЦЕНТРАЛЬНАЯ ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ КОМИССИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ВЫПИСКА ИЗ ПРОТОКОЛА ЗАСЕДАНИЯ
от 17 января 2024 г. N 150-2-8
О РЕКОМЕНДАЦИЯХ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ ГОЛОСОВАНИЯ
ИЗБИРАТЕЛЕЙ В ТРУДНОДОСТУПНЫХ ИЛИ ОТДАЛЕННЫХ МЕСТНОСТЯХ
ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ВЫБОРОВ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
На основании подпункта 3 статьи 19 Федерального закона "О выборах Президента Российской Федерации" Центральная избирательная комиссия Российской Федерации решила:
1. Одобрить Рекомендации по организации и проведению голосования избирателей в труднодоступных или отдаленных местностях при проведении выборов Президента Российской Федерации (прилагаются).
2. Признать утратившей силу выписку из протокола заседания Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 6 декабря 2017 года N 113-1-7 "О Рекомендациях по организации и проведению голосования избирателей в труднодоступных или отдаленных местностях при проведении выборов Президента Российской Федерации".
3. Опубликовать настоящую выписку из протокола заседания Центральной избирательной комиссии Российской Федерации в официальном печатном органе Центральной избирательной комиссии Российской Федерации - журнале "Вестник Центральной избирательной комиссии Российской Федерации" и официальном сетевом издании "Вестник Центральной избирательной комиссии Российской Федерации".
Председатель
Центральной избирательной
комиссии Российской Федерации
Э.А.ПАМФИЛОВА
Секретарь
Центральной избирательной
комиссии Российской Федерации
Н.А.БУДАРИНА
Приложение
к выписке из протокола заседания
Центральной избирательной комиссии
Российской Федерации
от 17 января 2024 г. N 150-2-8
РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ ГОЛОСОВАНИЯ ИЗБИРАТЕЛЕЙ
В ТРУДНОДОСТУПНЫХ ИЛИ ОТДАЛЕННЫХ МЕСТНОСТЯХ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ
ВЫБОРОВ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1. Общие положения
1.1. Вопросы организации и проведения голосования избирателей, находящихся в труднодоступных или отдаленных местностях на территории Российской Федерации при проведении выборов Президента Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", Федеральным законом от 10 января 2003 года N 19-ФЗ "О выборах Президента Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 19-ФЗ), нормативными актами Центральной избирательной комиссии Российской Федерации.
1.2. Вопросы единообразного применения норм законодательства о выборах, регулирующих организацию голосования избирателей, находящихся в местах временного пребывания избирателей при проведении выборов на территории Российской Федерации, регламентируются Методическими рекомендациями по организации голосования отдельных категорий избирателей при проведении выборов на территории Российской Федерации, утвержденными постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 8 августа 2018 года N 174/1414-7.
1.3. Голосование избирателей на избирательных участках, образованных в труднодоступных или отдаленных местностях, может проводиться по решению избирательных комиссий субъектов Российской Федерации (далее - ИКСРФ) досрочно, но не ранее чем за 20 дней до последнего дня голосования (не ранее 25 февраля и не позднее 14 марта 2024 года).
1.4. В случае создания высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации рабочей группы по оказанию содействия в организации и проведении выборов Президента Российской Федерации ИКСРФ может вносить предложения о включении в ее состав руководителей объектов, расположенных в труднодоступных или отдаленных местностях, либо их представителей.
1.5. ИКСРФ во взаимодействии с руководителями объектов, расположенных в труднодоступных или отдаленных местностях, может разработать план организационных мероприятий по обеспечению избирательных прав граждан Российской Федерации, находящихся в таких местностях, и возложить контроль за выполнением данного плана на одного из членов ИКСРФ с правом решающего голоса.
2. Представление сведений об избирателях, находящихся
в труднодоступных или отдаленных местностях. Определение
транспортных маршрутов для доставки избирательной
документации, организации и проведения голосования.
Планирование расходов на оказание транспортных услуг
2.1. ИКСРФ заблаговременно определяет сроки и объем информации, необходимой для организации и проведения голосования избирателей, находящихся в труднодоступных или отдаленных местностях, запрашиваемой от территориальных избирательных комиссий (далее - ТИК), глав администраций муниципальных образований, руководителей организаций, имеющих объекты, на которых работают избиратели в труднодоступных или отдаленных местностях, руководителей транспортных организаций.
2.2. Запрашиваемая информация должна содержать следующие сведения:
о местах нахождения избирателей в труднодоступных или отдаленных местностях, включая наименования населенных пунктов либо объектов и их месторасположение;
об избирательных участках, образованных в труднодоступных или отдаленных местностях, и количестве избирателей;
планируемое время пребывания на маршруте (время в пути и время стоянки);
цены и (или) тарифы на перевозки, стоимость одного часа эксплуатации транспортного средства;
о необходимости образования новых избирательных участков в труднодоступных или отдаленных местностях и примерном количестве избирателей;
о наименовании населенного пункта (либо объекта с указанием его месторасположения), в котором планируется образование избирательного участка;
о наличии помещений участковых избирательных комиссий (далее - УИК) и помещений для голосования;
о расстоянии между населенным пунктом, в котором находится ТИК, и населенным пунктом (объектом), в котором находится избирательный участок либо планируется его образование;
об используемых видах транспорта для организации и проведения досрочного голосования и (или) доставки избирательной документации;
о наличии регулярного транспортного сообщения или его отсутствии;
о местах дислокации (базирования) транспортных средств;
о видах технической связи между ТИК и УИК, между ТИК и населенными пунктами (объектами), в том числе в которых планируется образование избирательных участков;
об отдельных группах избирателей, находящихся в значительно удаленных от помещения для голосования местах, транспортное сообщение с которыми отсутствует или затруднено (далее - отдельные группы избирателей), с указанием описания таких мест и их месторасположения, в которых планируется проведение досрочного голосования отдельных групп избирателей;
о планируемом количестве избирателей в каждой отдельной группе избирателей;
о роде (виде) деятельности избирателей, входящих в каждую отдельную группу избирателей;
о возможных видах транспорта для обеспечения проведения досрочного голосования отдельных групп избирателей, планируемых датах проведения досрочного голосования, времени нахождения в пути;
другие сведения.
Примерная форма запроса в ТИК приведена в приложении N 1 к настоящим Рекомендациям.
2.3. ИКСРФ проводит анализ поступивших сведений на предмет эффективности расходования бюджетных средств и при разработке транспортных маршрутов должна изучить возможность:
оптимизации транспортных маршрутов, в том числе использования постоянных транспортных маршрутов;
проведения досрочного голосования избирателей в помещении УИК;
образования в труднодоступных или отдаленных местах избирательных участков;
использования технических средств связи, в том числе для передачи протоколов об итогах голосования;
самостоятельного изготовления УИК избирательной документации;
использования на указанных маршрутах альтернативных (менее затратных) видов транспорта;
проведения голосования избирателей, ведущих кочевой образ жизни, работающих вахтово-экспедиционным методом, в удобных и доступных для избирателей местах, определенных избирательной комиссией (с обеспечением обязательного предварительного оповещения избирателей о дате, месте и времени проведения голосования);
оказания содействия в обеспечении на безвозмездной основе транспортными средствами:
находящимися в ведении МЧС России в соответствии с Соглашением о порядке взаимодействия Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, иных избирательных комиссий и Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, его территориальных органов от 27 февраля 2009 года;
органов военного управления Минобороны России, расположенных на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации, на основании Соглашения о порядке взаимодействия Центральной избирательной комиссии Российской Федерации и Министерства обороны Российской Федерации от 19 августа 2014 года.
В целях оптимизации расходов при проведении досрочного голосования необходимо изучить возможность:
использования транспорта совместно с иными заказчиками, проводящими полеты (поездки) в период, совпадающий с периодом проведения досрочного голосования;
организации досрочного голосования избирателей, работающих вахтовым методом, перед выездом на вахту (в случае совпадения периода).
Кроме того, ИКСРФ необходимо проанализировать фактические расходы на транспортные услуги в период проведения предыдущих выборов.
При проведении досрочного голосования избирателей в труднодоступных и отдаленных местностях избирательные комиссии могут использовать различные виды транспорта: наземный (автомобильный, железнодорожный, гужевой и др.); водный (маломерные суда), воздушный (самолет, вертолет).
2.4. После проведения анализа с учетом сведений, указанных в пункте 2.2. настоящих Рекомендаций, ИКСРФ должна обобщить представленные сведения, при необходимости провести дополнительное уточнение маршрутов, определить объемы транспортных услуг и их примерную стоимость.
2.5. Расходы на приобретение транспортных услуг, аренду транспортного средства с экипажем, связанных с перевозкой оборудования, избирательной документации, обеспечением работы избирательных комиссий в дни голосования при проведении досрочного голосования в отдаленных и труднодоступных местностях, производятся в пределах средств, выделенных на проведение выборов, в соответствии с Порядком осуществления закупок товаров, работ, услуг Центральной избирательной комиссией Российской Федерации, избирательными комиссиями субъектов Российской Федерации, территориальными избирательными комиссиями, участковыми избирательными комиссиями при подготовке и проведении выборов в федеральные органы государственной власти, утвержденным постановлением ЦИК России от 3 февраля 2021 года N 282/2070-7.
К контракту на оказание услуг воздушным транспортом при проведении голосования (завоз и вывоз избирательной документации) по нескольким транспортным маршрутам, на оказание транспортных услуг по каждому транспортному маршруту могут прилагаться заявки на оказание транспортных услуг по каждому транспортному маршруту по форме согласно приложению N 2 к настоящим Рекомендациям.
3. Особенности образования избирательных участков
и формирования участковых избирательных комиссий
в труднодоступных или отдаленных местностях
3.1. Избирательные участки в труднодоступных или отдаленных местностях могут образовываться ТИК по согласованию с ИКСРФ и по согласованию с руководителем объекта, расположенного в труднодоступной или отдаленной местности, не позднее чем за 60 дней до последнего дня голосования (не позднее 16 января 2024 года), а в исключительных случаях - не позднее чем за три дня до первого дня голосования (не позднее 11 марта 2024 года). Примерная форма решения ТИК приведена в приложении N 3 к настоящим Рекомендациям. Указанные избирательные участки образовываются на срок, установленный ТИК.
Согласование с руководителями объектов, расположенных в труднодоступных или отдаленных местностях, осуществляется в письменной форме. При этом ТИК необходимо предварительно согласовать с руководителями таких объектов вопрос о предоставлении помещений для работы УИК и проведения голосования и запросить необходимые сведения о таких помещениях: адрес, общая площадь, этаж, количество выходов, наличие средств связи.
3.2. Информация об избирательных участках, образованных в порядке и сроки, указанные в пункте 3.1 настоящих Рекомендаций, должна быть опубликована (обнародована) не позднее чем через два дня после образования таких избирательных участков.
3.3. В случае образования избирательных участков в труднодоступных или отдаленных местностях в сроки, указанные в пункте 3.1 настоящих Рекомендаций, УИК формируются в порядке, установленном пунктом 2 статьи 15 Федерального закона N 19-ФЗ, в сроки, обеспечивающие организацию и проведение досрочного голосования избирателей на соответствующих избирательных участках.
На избирательных участках, образованных в вахтовых поселках, находящихся в труднодоступных или отдаленных местностях, УИК формируются руководителями или иными должностными лицами организаций из числа работников, привлекаемых к работам вахтовым методом, в том числе не входящих в резерв составов участковых избирательных комиссий.
3.4. Срок полномочий УИК, сформированной на избирательном участке, образованном в труднодоступной или отдаленной местности, устанавливается сформировавшей ее ТИК, но не может истекать ранее чем через 10 дней со дня официального опубликования результатов выборов, если в вышестоящую избирательную комиссию не поступили жалобы (заявления) на действия (бездействие) данной избирательной комиссии, в результате которых были нарушены порядок голосования и (или) порядок подсчета голосов избирателей либо если по данным фактам не ведется судебное разбирательство. В случае обжалования итогов голосования на соответствующем избирательном участке полномочия такой УИК прекращаются со дня, следующего за днем исполнения УИК решения вышестоящей избирательной комиссии либо со дня вступления в законную силу судебного решения по жалобе (заявлению).
Полномочия УИК могут быть прекращены досрочно решением сформировавшей ее ТИК в случае ликвидации избирательного участка в связи с уточнением перечня избирательных участков.
4. Особенности составления и уточнения списков избирателей
на избирательных участках, образованных в труднодоступных
или отдаленных местностях
4.1. Список избирателей по соответствующему избирательному участку составляется УИК не позднее чем за 10 дней до последнего дня голосования (не позднее 6 марта 2024 года), а в исключительных случаях - не позднее чем в день сформирования УИК.
В случае проведения досрочного голосования в соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 70 Федерального закона N 19-ФЗ список избирателей по соответствующему избирательному участку составляется УИК не позднее чем за 21 день до последнего дня голосования (не позднее 24 февраля 2024 года).
Список избирателей составляется и уточняется в порядке, установленном Инструкцией по составлению, уточнению и использованию списков избирателей на выборах Президента Российской Федерации, утвержденной постановлением ЦИК России от 20 декабря 2023 года N 143/1106-8 (далее - Инструкция по спискам избирателей).
4.2. В случае включения избирателя в список избирателей на основании личного письменного заявления о включении в список избирателей на избирательном участке по месту временного пребывания, находящегося в труднодоступной или отдаленной местности (избиратели из числа военнослужащих, находящиеся вне места расположения воинской части, а также избиратели, работающие вахтовым методом), УИК, принявшая такое решение, информирует об этом ТИК телефонограммой либо иным доступным способом. Данная информация должна содержать сведения об избирателе: фамилию, имя, отчество, год рождения избирателя (в возрасте 18 лет - дополнительно день и месяц рождения), адрес его места жительства, а также номер избирательного участка, на котором избиратель включен в список избирателей по месту временного пребывания в труднодоступной или отдаленной местности.
Территориальная избирательная комиссия, получившая указанную информацию, в целях исключения избирателя из списка избирателей по месту жительства доводит ее до соответствующей избирательной комиссии по месту жительства избирателя.
При передаче информации может использоваться уведомление, форма которого приведена в приложении N 9 к Инструкции по спискам избирателей.
5. Обеспечение УИК избирательных участков, образованных
в труднодоступных или отдаленных местностях,
избирательной документацией
5.1. ТИК в соответствии с утвержденным ИКСРФ графиком (примерная форма графика приведена в приложении N 4 к настоящим Рекомендациям) организует доставку и передачу в УИК избирательных участков, образованных в труднодоступных или отдаленных местностях, документов, связанных с подготовкой и проведением выборов Президента Российской Федерации, в частности:
избирательных бюллетеней;
специальных знаков (марок) для избирательных бюллетеней;
бланков списков избирателей;
защитных марок для сейф-пакетов;
бланков протокола участковой избирательной комиссии об итогах голосования и его увеличенной формы;
информационных материалов (плакатов) обо всех зарегистрированных кандидатах, внесенных в избирательный бюллетень, о фактах представления кандидатами сведений, оказавшихся недостоверными, сведений о судимости;
других документов и материалов, установленных пунктами 6, 9.1 статьи 66 Федерального закона N 19-ФЗ, для размещения на информационных стендах.
5.2. В исключительных случаях (в случае невозможности своевременной доставки избирательных документов (сложные погодные условия, отсутствие транспорта и т.д.) на избирательных участках, образованных в труднодоступных или отдаленных местностях, УИК по согласованию с соответствующей ТИК принимает решение об изготовлении документов, связанных с подготовкой и проведением выборов Президента Российской Федерации, включая самостоятельное изготовление избирательных бюллетеней (при наличии технических средств). В своем решении УИК утверждает необходимый тираж и сроки изготовления избирательных бюллетеней. В этом случае специальный знак (марка) для защиты избирательных бюллетеней и защитная марка для сейф-пакета могут не использоваться.
5.3. Для передачи утвержденной формы и текста избирательного бюллетеня, формы протокола участковой избирательной комиссии об итогах голосования, форм других документов ТИК может использовать технические каналы связи (факсимильная связь, электронная почта и др.) в соответствии с порядком и сроками передачи, обработки и использования информации о выборах, переданной по техническим каналам связи, при подготовке и проведении выборов Президента Российской Федерации на избирательных участках, образованных на судах, которые будут находиться в дни голосования в плавании, на полярных станциях, в труднодоступных или отдаленных местностях либо за пределами территории Российской Федерации, утвержденными постановлением ЦИК России.
ТИК принимает решение о разрешении УИК самостоятельно изготовить избирательные бюллетени и передает ей по техническим каналам связи, обеспечивающим передачу копий документов, копии избирательного бюллетеня или с использованием иных видов связи передает описание формы и текста избирательного бюллетеня в порядке, установленном постановлением ЦИК России.
В описании текста избирательного бюллетеня фамилии, имена и отчества зарегистрированных кандидатов должны быть размещены строго в утвержденной последовательности.
Описание избирательных бюллетеней должно быть передано ТИК в УИК с таким расчетом, чтобы обеспечить их изготовление не позднее чем за один день до первого дня голосования (не позднее 13 марта 2024 года) (досрочного голосования).
В описании формы протокола участковой избирательной комиссии об итогах голосования количество, наименование и последовательность строк протокола должны соответствовать количеству, наименованию и последовательности строк в форме протокола участковой избирательной комиссии об итогах голосования, утверждаемой соответствующим постановлением ЦИК России.
5.4. После получения описания формы и текста избирательного бюллетеня или его копии УИК изготавливает утвержденный своим решением тираж избирательных бюллетеней в установленный ею срок. Контроль за изготовлением избирательных бюллетеней осуществляет председатель УИК.
После изготовления избирательных бюллетеней председатель УИК (а в его отсутствие - заместитель председателя либо секретарь) и два члена УИК составляют акт об изготовлении избирательных бюллетеней, который передается в ТИК вместе с первым экземпляром протокола УИК и об итогах голосования и другой избирательной документацией.
Формы решения УИК и акта о самостоятельном изготовлении избирательных бюллетеней установлены Порядком изготовления и доставки избирательных бюллетеней для голосования на выборах Президента Российской Федерации, а также осуществления контроля за их изготовлением и доставкой, утвержденным постановлением ЦИК России от 8 ноября 2023 года N 137/1043-8.
Примерная форма решения УИК об изготовлении иной избирательной документации приведена в приложении N 5 к настоящим Рекомендациям.
6. Организация голосования. Досрочное голосование всех
избирателей на избирательных участках, образованных
в труднодоступных или отдаленных местностях
6.1. Голосование в течение трех дней (15, 16 и 17 марта 2024 года) на избирательных участках, образованных в труднодоступных или отдаленных местностях, проводится в соответствии с Положением об особенностях голосования, установления итогов голосования в случае принятия решения о проведении голосования на выборах, референдумах в течение нескольких дней подряд, утвержденным постановлением ЦИК России от 8 июня 2022 года N 86/718-8.
6.2. Голосование на избирательных участках, образованных в труднодоступных или отдаленных местностях, проводится с 8 до 20 часов по местному времени. В последний день голосования (17 марта 2024 года) УИК может объявить голосование законченным раньше указанного времени, если проголосовали все избиратели, включенные в список избирателей.
При этом итоги такого голосования (в случае, если оно закончено ранее установленного законом времени) на избирательных участках, образованных в труднодоступных или отдаленных местностях, не могут быть обнародованы (доведены до сведения избирателей, кандидатов, иных участников избирательного процесса через средства массовой информации или иным способом) до окончания времени голосования 17 марта 2024 года на территории Российской Федерации.
Если на территории избирательного участка расположено место жительства (место пребывания) избирателей, рабочее время которых совпадает со временем голосования (при работе на предприятиях с непрерывным циклом работы или вахтовым методом), по решению ИКСРФ начало голосования на этом избирательном участке может быть перенесено на более раннее время, но не более чем на два часа (пункт 1 статьи 69 Федерального закона N 19-ФЗ).
6.3. ИКСРФ вправе разрешить провести досрочно (но не ранее чем за 20 дней до последнего дня голосования) (не ранее 25 февраля и не позднее 14 марта 2024 года) голосование всех избирателей на одном или нескольких избирательных участках, образованных в труднодоступных или отдаленных местностях. Данное решение целесообразно принимать по обращению ТИК.
В решении ИКСРФ должен быть указан период проведения досрочного голосования и номера избирательных участков, на которых оно проводится. Примерная форма такого решения приведена в приложении N 6 к настоящим Рекомендациям.
6.4. Решение ИКСРФ о проведении досрочного голосования направляется в соответствующие ТИК, публикуется в средствах массовой информации, размещается на сайте ИКСРФ в сети Интернет, а также в обязательном порядке доводится до сведения зарегистрированных кандидатов, а также иных лиц, указанных в пункте 5 статьи 23 Федерального закона N 19-ФЗ, имеющих право присутствовать при проведении досрочного голосования.
6.5. О дне, времени и месте проведения досрочного голосования в труднодоступных или отдаленных местностях ТИК и УИК обязаны оповестить избирателей через средства массовой информации или иным способом не позднее чем за пять дней до дня досрочного голосования.
6.6. При проведении досрочного голосования всех избирателей на избирательном участке в помещении для голосования используются стационарные ящики для голосования.
7. Организация досрочного голосования отдельных
групп избирателей
7.1. ИКСРФ вправе разрешить провести досрочно (но не ранее чем за 20 дней до последнего дня голосования) (не ранее 25 февраля и не позднее 14 марта 2024 года) голосование в течение нескольких дней отдельных групп избирателей, находящихся в значительно удаленных от помещения для голосования местах, транспортное сообщение с которыми отсутствует или затруднено, и в связи с этим невозможно провести досрочное голосование по избирательному участку в целом.
Голосование проводится в порядке, установленном пунктами 3 - 9 статьи 70 Федерального закона N 19-ФЗ.
Указанное решение ИКСРФ принимается на основании обращения соответствующей ТИК, и в нем указывается планируемый период проведения досрочного голосования отдельных групп избирателей и номера избирательных участков, на которых оно проводится. Примерная форма решения приведена в приложении N 7 к настоящим Рекомендациям.
7.2. Решение ИКСРФ о разрешении проведения досрочного голосования отдельных групп избирателей публикуется в средствах массовой информации, размещается на сайте ИКСРФ в сети Интернет, а также доводится до сведения соответствующих ТИК, зарегистрированных кандидатов, а также иных лиц, указанных в пункте 5 статьи 23 Федерального закона N 19-ФЗ, имеющих право присутствовать при проведении досрочного голосования.
7.3. ТИК должна незамедлительно довести решение ИКСРФ до сведения соответствующих УИК, которые на основании вышеуказанного решения принимают решение о дате, времени и месте проведения досрочного голосования отдельных групп избирателей. УИК должна оповестить вышестоящую ТИК о принятии данного решения. Примерная форма решения УИК приведена в приложении N 8 к настоящим Рекомендациям.
О дате, времени и месте проведения досрочного голосования отдельных групп избирателей ТИК и УИК обязаны не позднее чем за пять дней до дня досрочного голосования оповестить избирателей, а также лиц, указанных в пункте 5 статьи 23 Федерального закона N 19-ФЗ, через средства массовой информации или иным способом. Данную информацию целесообразно также довести до сведения руководителей объектов, на которых работают избиратели.
7.4. Для проведения досрочного голосования отдельных групп избирателей используются переносные ящики для голосования, изготовленные из прозрачного или полупрозрачного материала в соответствии с нормативами технологического оборудования для участковых комиссий, утвержденными постановлением ЦИК России от 29 января 2014 года N 214/1405-6, количество которых определяется соответствующей УИК. Примерная форма решения УИК об определении количества переносных ящиков для голосования приведена в приложении N 9 к настоящим Рекомендациям.
7.5. Для проведения досрочного голосования отдельных групп избирателей пустые переносные ящики для голосования перед выездом на голосование предъявляются в помещении УИК большинству членов УИК, а также присутствующим лицам, указанным в пункте 5 статьи 23 Федерального закона N 19-ФЗ, о чем составляется соответствующий акт. После этого пустые переносные ящики для голосования опечатываются (пломбируются). Примерная форма акта приведена в приложении N 10 к настоящим Рекомендациям.
Каждому переносному ящику для голосования УИК присваивается порядковый номер. В случае если досрочное голосование на одном маршруте проводят несколько УИК, необходимо на переносных ящиках для голосования также указать номера избирательных участков.
7.6. Досрочное голосование отдельных групп избирателей проводят не менее двух членов УИК, назначенных ее решением. Они должны иметь при себе предварительно опечатанный (опломбированный) в УИК переносной ящик для голосования, необходимое количество избирательных бюллетеней установленной формы с наклеенными специальными знаками (марками) (за исключением случаев, указанных в пункте 5.2 настоящих Рекомендаций), выписку из списка избирателей, содержащую сведения об избирателях, к которым члены УИК выезжают для проведения досрочного голосования, либо список избирателей, необходимые письменные принадлежности (за исключением карандашей) для заполнения избирателями избирательных бюллетеней, а также информационные материалы о зарегистрированных кандидатах, внесенных в избирательный бюллетень. Члены УИК, проводящие досрочное голосование отдельных групп избирателей, при получении избирательных бюллетеней расписываются в их получении в ведомости выдачи избирательных бюллетеней для проведения досрочного голосования.
7.7. При проведении досрочного голосования отдельных групп избирателей с использованием переносных ящиков для голосования УИК должна обеспечить не менее чем двум лицам из числа наблюдателей, назначенных разными зарегистрированными кандидатами, разными субъектами общественного контроля, равные с выезжающими для проведения досрочного голосования членами УИК возможности прибытия к месту проведения досрочного голосования.
7.8. Избиратель, голосующий досрочно, расписывается в получении выдаваемого ему избирательного бюллетеня в выписке из списка избирателей либо в списке избирателей.
Члены комиссии, проводящие досрочное голосование, делают отметку "Голосовал досрочно" в выписке из списка избирателей либо в списке избирателей, указывают дату и время голосования.
В случае если избиратель расписался в выписке из списка избирателей, то после окончания проведения досрочного голосования по возвращении в УИК члены УИК с правом решающего голоса, проводившие досрочное голосование, переносят отметки из выписки из списка избирателей в список избирателей. Указанная выписка хранится вместе со списком избирателей.
7.9. Избиратель заполняет избирательный бюллетень и опускает его в переносной ящик для голосования в порядке, установленном статьей 69 Федерального закона N 19-ФЗ.
При обращении избирателя с просьбой выдать ему новый избирательный бюллетень взамен испорченного член УИК выдает ему новый избирательный бюллетень взамен испорченного в порядке, установленном пунктом 11 статьи 69 Федерального закона N 19-ФЗ.
Избиратель, который не может самостоятельно расписаться в получении избирательного бюллетеня и заполнить его, имеет право воспользоваться для этого помощью другого лица, не являющегося членом избирательной комиссии, зарегистрированным кандидатом, его доверенным лицом либо уполномоченным представителем по финансовым вопросам, уполномоченным представителем или доверенным лицом политической партии, выдвинувшей зарегистрированного кандидата, наблюдателем, иностранным (международным) наблюдателем, устно известив члена УИК о своем намерении.
7.10. При проведении досрочного голосования отдельных групп избирателей УИК обязана обеспечить тайну голосования, исключить возможность искажения волеизъявления избирателей, обеспечить сохранность избирательных бюллетеней и учет голосов избирателей при установлении итогов голосования.
7.11. О проведении досрочного голосования отдельных групп избирателей составляется акт, в котором указываются дата и время голосования, число избирателей, получивших избирательные бюллетени для участия в досрочном голосовании, фамилии членов УИК, иных лиц, присутствовавших при голосовании. В акте также можно указать количество полученных для проведения досрочного голосования избирательных бюллетеней и возвращенных после его проведения. Указанный акт хранится вместе с переносным ящиком для голосования. Примерная форма акта приведена в приложении N 11 к настоящим Рекомендациям.
7.12. С момента окончания досрочного голосования отдельных групп избирателей (после возвращения членов УИК, проводящих досрочное голосование) прорези для избирательных бюллетеней в переносных ящиках для голосования незамедлительно опечатываются председателем УИК. При этом на месте печати могут поставить свои подписи члены УИК, проводившие досрочное голосование, и иные лица, присутствовавшие при его проведении. Хранение переносных ящиков обеспечивается секретарем УИК в помещении комиссии или в ином охраняемом помещении. Переносные ящики для голосования не вскрываются до начала непосредственного подсчета голосов избирателей на избирательном участке.
Переносные ящики для голосования с находящимися в них избирательными бюллетенями, которые заполнили проголосовавшие досрочно избиратели, запрещается использовать для проведения голосования в дни голосования (15, 16 и 17 марта 2024 года).
7.13. Для контроля за проведением досрочного голосования отдельных групп избирателей с использованием воздушного транспорта и иных видов транспорта (вездеходов, автомобилей, лодок и др.) ТИК может составить график проведения такого голосования, согласованный с ИКСРФ, а также контрольный лист за исполнением этого графика. Для удобства контроля за полетами (поездками) каждому маршруту можно присвоить номер. Примерные формы графика контроля и контрольного листа приведены в приложениях N 12 и 13 к настоящим Рекомендациям.
7.14. В период проведения досрочного голосования отдельных групп избирателей ТИК целесообразно вести контроль и учет затраченного времени на каждом специальном маршруте. Примерная форма листа контроля и учета приведена в приложении N 14 к настоящим Рекомендациям.
Указанные сведения могут периодически передаваться в ИКСРФ в установленные ею сроки и предоставляться средствам массовой информации.
8. Подсчет голосов избирателей на избирательных участках,
образованных в труднодоступных или отдаленных местностях,
и особенности подсчета голосов избирателей, связанных
с голосованием отдельных групп избирателей
8.1. По истечении времени голосования (досрочного голосования) в последний день голосования УИК проводит подсчет голосов избирателей и составляет протокол об итогах голосования в соответствии с требованиями статьи 73 Федерального закона N 19-ФЗ.
Подсчет голосов избирателей проводится с учетом особенностей, предусмотренных Положением об особенностях голосования, установления итогов голосования в случае принятия решения о проведении голосования на выборах, референдумах в течение нескольких дней подряд, утвержденным постановлением ЦИК России от 8 июня 2022 года N 86/718-8.
Подсчет голосов избирателей может проводиться ранее установленного времени окончания голосования в случае, указанном в пункте 6.2 настоящих Рекомендаций, если УИК объявила голосование законченным ранее установленного времени.
8.2. В случае если на избирательном участке проводилось досрочное голосование, то при подсчете голосов избирателей в первую очередь вскрываются переносные ящики для голосования с избирательными бюллетенями, которые заполнили досрочно проголосовавшие избиратели.
8.3. Перед вскрытием каждого переносного ящика для голосования оглашается число досрочно проголосовавших избирателей с использованием данного переносного ящика для голосования, проверяется неповрежденность печатей (пломб) на нем, в том числе неповрежденность опечатывания прорези для опускания избирательных бюллетеней, в чем председатель УИК предлагает удостовериться членам указанной комиссии, иным лицам, присутствующим при подсчете голосов избирателей.
9. Особенности внесения в протокол УИК об итогах голосования
сведений о досрочно проголосовавших избирателях, отдельных
групп избирателей
9.1. При заполнении протокола УИК об итогах голосования следует учитывать следующее:
при досрочном голосовании всех избирателей на избирательном участке сведения о таком голосовании учитываются в протоколе участковой избирательной комиссии об итогах голосования так же, как при голосовании избирателей в день голосования: в строке 4 - "число избирательных бюллетеней, выданных участковой избирательной комиссией избирателям в помещении для голосования в день голосования" и в строке 8 - "число избирательных бюллетеней, содержащихся в стационарных ящиках для голосования";
при досрочном голосовании всех избирателей на избирательном участке датой подписания протокола участковой избирательной комиссии об итогах голосования является фактическая дата его подписания;
при досрочном голосовании отдельных групп избирателей на избирательном участке сведения о таком голосовании учитываются в строке 3 - "число избирательных бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим досрочно" и в строке 7 - "число избирательных бюллетеней, содержащихся в переносных ящиках для голосования".
10. Передача протоколов УИК об итогах голосования
с избирательных участков, образованных в труднодоступных или
отдаленных местностях
10.1. В случае невозможности передачи протокола об итогах голосования УИК, сформированной на избирательном участке, образованном в труднодоступной или отдаленной местности, непосредственно в ТИК в установленные сроки (до установления итогов голосования) данные протокола передаются УИК сразу после его подписания при наличии соответствующего оборудования по техническим каналам связи в соответствии с порядком и сроками передачи, обработки и использования информации о выборах, переданной по техническим каналам связи при подготовке и проведении выборов Президента Российской Федерации на избирательных участках, образованных на судах, которые будут находиться в дни голосования в плавании, на полярных станциях, в труднодоступных или отдаленных местностях либо за пределами территории Российской Федерации, утвержденными постановлением ЦИК России.
10.2. В случае передачи данных протокола участковой избирательной комиссии об итогах голосования по техническим каналам связи УИК обязана предпринять все необходимые меры, чтобы при первой возможности способом, обеспечивающим сохранность избирательной документации, передать в ТИК первый экземпляр протокола об итогах голосования и другие документы, предусмотренные пунктом 27 статьи 73 Федерального закона N 19-ФЗ.
11. Обеспечение безопасности членов избирательных комиссий
и лиц, имеющих право присутствовать при проведении
досрочного голосования избирателей и доставке избирательной
документации в труднодоступные или отдаленные местности
11.1. В целях обеспечения безопасности членов избирательных комиссий и лиц, имеющих право присутствовать при проведении досрочного голосования избирателей и доставке избирательной документации в труднодоступные или отдаленные местности, соответствующие избирательные комиссии должны:
заблаговременно проинформировать территориальные органы МЧС России о планируемых маршрутах, используемых видах транспортных средств и средств связи, а в случае необходимости обратиться с просьбой о предоставлении соответствующего технического оборудования, средств безопасности и связи на безвозмездной основе;
совместно с территориальными органами МЧС России определить механизм оперативной связи в случае возникновения чрезвычайной ситуации.
11.2. В случае доставки протоколов УИК в ТИК непосредственно из труднодоступной или отдаленной местности по решению и в порядке, установленном ЦИК России, могут использоваться спутниковые навигационные технологии ГЛОНАСС и спутниковые системы связи, которые позволят в режиме реального времени передавать информацию о маршруте движения и продолжительности остановок.
12. Передача сведений о проведении досрочного голосования
избирателей в труднодоступных или отдаленных местностях
и отдельных групп избирателей в значительно удаленных
от помещения для голосования местах
12.1. Сведения о проведении досрочного голосования избирателей на избирательных участках, образованных в труднодоступных или отдаленных местностях, а также отдельных групп избирателей передаются УИК в ТИК, из ТИК - в вышестоящие избирательные комиссии по окончании проведения досрочного голосования избирателей (но не позднее 14 марта 2024 года) с указанием общего количества избирателей, проголосовавших в труднодоступных или отдаленных местностях, общего количества отдельных групп избирателей и иных сведений, указанных в приложении N 15 к настоящим Рекомендациям.
12.2. Указанные в пункте 12.1 настоящих Рекомендаций сведения передаются ИКСРФ в ЦИК России по ее запросу.
Приложение N 1
к Рекомендациям по организации
и проведению голосования избирателей
в труднодоступных или отдаленных
местностях при проведении выборов
Президента Российской Федерации
(примерная форма)
N п/п
N избирательного участка
Количество избирателей
Наименование и месторасположение населенного пункта (объекта)
Расстояние от населенного пункта (объекта) до ТИК
Наличие постоянных транспортных маршрутов
Постоянные виды транспорта для доставки избирательной документации
Планируемый вид транспорта для доставки избирательной документации
Виды технической связи
N п/п
N избирательного участка <**>
Наименование и месторасположение населенного пункта (объекта)
Примерное количество избирателей
Наличие помещений УИК/помещений для голосования
Расстояние от населенного пункта (объекта) до ТИК
Наличие постоянных транспортных маршрутов
Постоянные виды транспорта для доставки избирательной документации
Планируемый вид транспорта для доставки избирательной документации
Виды технической связи
N п/п
N избирательного участка (для включения в список избирателей)
Количество избирателей
Описание и расположение места проведения досрочного голосования
Род (вид) деятельности избирателей
Расстояние от УИК до места проведения досрочного голосования
Планируемый вид транспорта для обеспечения досрочного голосования
Планируемая дата (даты) проведения досрочного голосования
Время в пути (час., мин.)
Виды технической связи
--------------------------------
<*> Форма запрашиваемой информации у глав муниципальных образований, руководителей объектов, расположенных в труднодоступных или отдаленных местностях, устанавливается избирательной комиссией субъекта Российской Федерации в зависимости от содержания запроса.
<**> Номер избирательного участка указывается после образования избирательного участка.
Приложение N 2
к Рекомендациям по организации
и проведению голосования избирателей
в труднодоступных или отдаленных
местностях при проведении выборов
Президента Российской Федерации
(примерная форма)
Заявка N ____ на полет <*>
(к контракту N 0000000000000 от "__" _______ 20__ года)
Руководителю авиапредприятия (командиру вертолета) _________
Дата вылета:___________
Время вылета:___________
Маршрут и загрузка вертолета по этапам
транспортного маршрута
N п/п
Аэропорт (пункт) отправления
Аэропорт (пункт) прибытия
Загрузка
Примечание
количество пассажиров <**>
груз <***>
общий тоннаж
Заявка на полет согласована: "__" __________ 20__ года
Представитель Заказчика _______________
МП
Представитель Исполнителя _____________
МП
--------------------------------
<*> Возможно использование иной формы, установленной Исполнителем.
<**> Члены комиссий с правом решающего голоса, наблюдатели, сотрудники правоохранительных органов, обеспечивающих охрану избирательной документации и оборудования, проводники.
<***> Избирательная документация, переносной ящик для голосования, информационные материалы.
Приложение N 3
к Рекомендациям по организации
и проведению голосования избирателей
в труднодоступных или отдаленных
местностях при проведении выборов
Президента Российской Федерации
(примерная форма)
Приложение N 4
к Рекомендациям по организации
и проведению голосования избирателей
в труднодоступных или отдаленных
местностях при проведении выборов
Президента Российской Федерации
(примерная форма)
N п\п
Номер избирательного участка
Наименование населенного пункта (объекта)
Наименование документа
Дата доставки
Вид транспорта, которым осуществляется доставка
план
факт
Приложение N 5
к Рекомендациям по организации
и проведению голосования избирателей
в труднодоступных или отдаленных
местностях при проведении выборов
Президента Российской Федерации
(примерная форма)
Приложение N 6
к Рекомендациям по организации
и проведению голосования избирателей
в труднодоступных или отдаленных
местностях при проведении выборов
Президента Российской Федерации
(примерная форма)
Приложение N 7
к Рекомендациям по организации
и проведению голосования избирателей
в труднодоступных или отдаленных
местностях при проведении выборов
Президента Российской Федерации
(примерная форма)
Приложение N 8
к Рекомендациям по организации
и проведению голосования избирателей
в труднодоступных или отдаленных
местностях при проведении выборов
Президента Российской Федерации
(примерная форма)
Приложение N 9
к Рекомендациям по организации
и проведению голосования избирателей
в труднодоступных или отдаленных
местностях при проведении выборов
Президента Российской Федерации
(примерная форма)
Приложение N 10
к Рекомендациям по организации
и проведению голосования избирателей
в труднодоступных или отдаленных
местностях при проведении выборов
Президента Российской Федерации
(примерная форма)
Приложение N 11
к Рекомендациям по организации
и проведению голосования избирателей
в труднодоступных или отдаленных
местностях при проведении выборов
Президента Российской Федерации
(примерная форма)
--------------------------------
<*> Акт хранится вместе с переносным ящиком для голосования.
Приложение N 12
к Рекомендациям по организации
и проведению голосования избирателей
в труднодоступных или отдаленных
местностях при проведении выборов
Президента Российской Федерации
(примерная форма)
ГРАФИК КОНТРОЛЯ
проведения досрочного голосования отдельных групп
избирателей на выборах Президента Российской Федерации <*>
_______________________________________________________
(наименование территориальной избирательной комиссии)
Номер избирательного участка
Дата досрочного голосования
По графику
Фактически <**>
Планируемое количество избирателей
Фактически проголосовало
--------------------------------
<*> График контроля ведет соответствующая территориальная избирательная комиссия.
<**> В случае невыполнения запланированного специального маршрута (или его части) указываются причины.
Приложение N 13
к Рекомендациям по организации
и проведению голосования избирателей
в труднодоступных или отдаленных
местностях при проведении выборов
Президента Российской Федерации
(примерная форма)
КОНТРОЛЬНЫЙ ЛИСТ
сведений о проведении досрочного голосования отдельных групп
избирателей на выборах Президента Российской Федерации
________________________________________________________
(наименование территориальной избирательной комиссии)
СОГЛАСОВАНО
Председатель (заместитель председателя) избирательной комиссии субъекта
Российской Федерации
(подпись, дата)
(инициалы, фамилия)
МП
Номер УИК
Местонахождение избирателей
Номер маршрута
Количество избирателей
Дата досрочного голосования
Вид транспорта
включенных в список
(план)
проголосовавших
(факт)
план
факт
1
2
3
4
5 <*>
6
7 <*>
8
Председатель
территориальной избирательной комиссии
(подпись, дата)
(инициалы, фамилия)
МП
--------------------------------
<*> Графы 5 и 7 заполняются в ходе проведения досрочного голосования отдельных групп избирателей.
Приложение N 14
к Рекомендациям по организации
и проведению голосования избирателей
в труднодоступных или отдаленных
местностях при проведении выборов
Президента Российской Федерации
(примерная форма)
Контроль и учет времени голосования, затраченного
на маршрутах при досрочном голосовании отдельных групп
избирателей, на выборах Президента Российской Федерации
________________________________________________________
(наименование территориальной избирательной комиссии)
Дата полета, номер конкретного маршрута
Пункты голосования (местонахождение,
номер изб. участка)
Расстояние между пунктами, км
Время отправления из каждого пункта маршрута
(час., мин.)
Время стоянки в пункте голосования
(час., мин.)
Полетное время до каждого пункта голосования
(час., мин.)
Время возврата в конечный пункт маршрута
(час., мин.)
ФИО членов УИК, проводивших голосование
ФИО лиц, присутствующих при проведении голосования
По графику - __.____ 2024, маршрут N 1
(начальная точка маршрута)
(10 час.)
1 час
(бригада охотников)
(180)
(11 час. 10 мин.)
(10 мин.)
1 час
(стойбище)
(180)
(12 час. 40 мин.)
(30 мин.)
1 час 30 мин.
(конечная точка маршрута)
(270)
(14 час. 10 мин.)
Фактически - __.____ 2024, маршрут N 1
(начальная точка маршрута)
(12 час.)
1 час
(бригада охотников)
(180)
(13 час. 10 мин.)
(10 мин.)
(стойбище)
(голосование не проводилось в связи с пургой в местонахождении стойбища)
(конечная точка маршрута)
(180)
(14 час. 10 мин.)
(инициалы, фамилия члена территориальной избирательной комиссии, ответственного за проведение досрочного голосования отдельных групп избирателей)
(подпись)
(дата)
Приложение N 15
к Рекомендациям по организации
и проведению голосования избирателей
в труднодоступных или отдаленных
местностях при проведении выборов
Президента Российской Федерации
(примерная форма)
СВЕДЕНИЯ
о проведении досрочного голосования избирателей
на избирательных участках, образованных в труднодоступных
или отдаленных местностях, и отдельных групп избирателей
на выборах Президента Российской Федерации <*>
Наименование избирательной комиссии
Избирательные участки, голосующие досрочно в целом
Досрочное голосование отдельных групп избирателей
Виды транспорта, используемые для организации досрочного голосования
Технические виды связи, используемые для передачи данных протоколов об итогах голосования/количество участков, с которых передавались протоколы по техническим каналам связи
количество участков <**>
количество избирателей
количество участков, на которых голосовали отдельные группы <**>
количество отдельных групп
количество проголосовавших избирателей
Председатель избирательной комиссии
(подпись)
(инициалы, фамилия)
--------------------------------
<*> Сведения о проведении досрочного голосования передаются участковой избирательной комиссией в территориальную, территориальной - в вышестоящие избирательные комиссии по окончании проведения досрочного голосования избирателей (но не позднее установленного избирательной комиссией субъекта Российской Федерации времени 16 марта 2024 года). Данные сведения передаются избирательной комиссией субъекта Российской Федерации в ЦИК России по ее запросу.
<**> Заполняется в территориальной избирательной комиссии.