Приказ Роструда от 19.04.2016 N 130
МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ТРУДУ И ЗАНЯТОСТИ
ПРИКАЗ
от 19 апреля 2016 г. N 130
О МЕРАХ
ПО ПОВЫШЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ
ОРГАНОВ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ТРУДУ И ЗАНЯТОСТИ
ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ПОГАШЕНИЯ И ЛИКВИДАЦИИ
ЗАДОЛЖЕННОСТИ ПО ОПЛАТЕ ТРУДА
В целях совершенствования и повышения эффективности контрольной (надзорной) деятельности территориальных органов Федеральной службы по труду и занятости по обеспечению погашения и ликвидации задолженности по оплате труда, реализации трудовых прав работников на выплату заработной платы в полном размере и в установленные сроки приказываю:
1. Утвердить прилагаемые базовые принципы организации работы должностных лиц территориальных органов Федеральной службы по труду и занятости по вопросам оплаты труда и погашения задолженности по заработной плате (далее - базовые принципы) согласно приложению N 1 к настоящему приказу.
2. Руководителям государственных инспекций труда в субъектах Российской Федерации обеспечить:
издание в срок до 25 апреля 2016 года приказа об организации работы на основе базовых принципов согласно приложению N 2 к настоящему приказу;
направление приказа об организации работы на основе базовых принципов в Управление государственного надзора в сфере труда (Иванов Е.Н.);
действенный контроль за надлежащим исполнением подчиненными должностными лицами государственных инспекций труда в субъектах Российской Федерации настоящего приказа и базовых принципов;
ежемесячное подведение итогов работы подчиненных должностных лиц государственных инспекций труда в субъектах Российской Федерации с заслушиванием их персональных отчетов о результатах работы;
ежемесячное обобщение применения положений настоящего приказа, а также подготовку соответствующих предложений по их совершенствованию и направление их в Управление государственного надзора в сфере труда (Иванов Е.Н.) в срок не позднее 30 числа текущего месяца.
3. Управлению государственного надзора в сфере труда (Иванов Е.Н.) обеспечить:
осуществление контроля за исполнением руководителями государственных инспекций труда в субъектах Российской Федерации базовых принципов;
обобщение предложений по совершенствованию базовых принципов и оперативное внесение изменений в ведомственные приказы в целях повышения эффективности защиты трудовых прав граждан.
4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя руководителя Федеральной службы по труду и занятости И.И. Шкловца.
Руководитель
В.Л.ВУКОЛОВ
Приложение N 1
к приказу Федеральной службы
по труду и занятости
от 19 апреля 2016 года N 130
БАЗОВЫЕ ПРИНЦИПЫ
ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ПО ЗАДОЛЖЕННОСТИ ПО ЗАРАБОТНОЙ
ПЛАТЕ (ОПЛАТЕ ТРУДА РАБОТНИКОВ)
1. Мероприятия по выявлению задолженности по заработной плате:
В территориальном органе Роструда должна быть организована работа по выявлению задолженности по заработной плате у работодателей, осуществляющих хозяйственную деятельность и/или зарегистрированных на территории соответствующего субъекта РФ. Предметом этой работы является осуществление инициативных мероприятий государственной инспекции труда, выходящие за рамки надлежащей организации рассмотрения обращений граждан и иных лиц о нарушениях трудового законодательства, а также личного приема.
Выявление задолженности возможно в ходе получения информации от территориальных органов Росстата, ПФР, ФСС, ФНС, судебных органов и службы судебных приставов, иных органов государственной власти и местного самоуправления. Также выявление задолженности осуществляется в ходе мониторинга средств массовой информации, в том числе электронных.
Для организации выявления задолженности по заработной плате (далее также - задолженность) необходимо организовать следующие направления работы:
- Получение оперативной информации из территориального органа Росстата;
- Получение сведений о задолженности по заработной плате из Федеральной налоговой службы на регулярной основе, а также получение сведений о работодателях, которые выплачивают заработную плату ниже минимального размера оплаты труда или минимальной заработной платы, установленной в субъекте РФ или отраслевым (межотраслевым) соглашением;
- Получение сведений из Пенсионного фонда РФ о задолженности по уплате взносов, что может свидетельствовать о невыплате заработной платы;
- Осуществление мониторинга средств массовой информации (федеральных и региональных, в том числе электронных);
- Осуществление мониторинга сайтов судебной системы РФ и получение на регулярной основе из судебных органов, а также от службы судебных приставов сведений о задолженности по заработной плате, в том числе в виде судебных актов, постановлений о возбуждении исполнительного производства (приказов, решений, определений, постановлений);
- Осуществление мониторинга сайтов арбитражных судов на предмет выявления задолженности у работодателей, в отношении которых инициирована процедура банкротства;
- Получение информации о задолженности по заработной плате из других источников: в ходе осуществления мониторинга; из органов по труду субъекта РФ; профсоюзов и т.д.
Полученную информацию необходимо сверить со сведениями Реестра задолженности, ведущемуся в территориальном органе Роструда. В случае выявления работодателей, о которых имеется информация по задолженности, но не проводились надзорные мероприятия (привлечение к административной ответственности) за соответствующий период, необходимо незамедлительно организовать проведение внеплановой проверки или возбуждение дела об административном правонарушении.
Цель реализации мероприятий 1-го раздела - выявить задолженность по заработной плате, о которой нет сведений в территориальном органе Роструда.
2. Классификация сведений по источнику получения информации для дальнейшей организации надзорных мероприятий:
2.1. Источники поступления (получения) информации в федеральную инспекцию труда:
2.1.1. Обращения (заявления) гражданина о фактах нарушения работодателем требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в том числе:
- поступившие из Общественной палаты Российской Федерации (находящиеся на ее контроле);
- поступившие из Центрального аппарата Роструда (находятся на контроле в структурных подразделениях (у должностных лиц) Центрального аппарата Роструда);
- поступившие через портал "Онлайнинспекция.рф";
- поступившие в ходе личного приема.
2.1.2. Информация из судебных актов (решений, определений, постановлений, в том числе из определений по делам о банкротстве);
2.1.3. Информация, полученная из иных источников, о фактах нарушения требований трудового законодательства, в том числе из:
- органов прокуратуры;
- профсоюзных организаций;
- объединений работодателей;
- средств массовой информации, в том числе электронных;
- должностных лиц федеральной инспекции труда;
- Федеральной налоговой службы;
- Пенсионного фонда РФ;
- ФСС РФ;
- службы судебных приставов;
- Федеральной службы государственной статистики;
- иных органов государственной власти;
- органов местного самоуправления;
- от иных юридических лиц, в том числе от работодателей, в ходе мониторинга.
Цель реализации 2-го раздела - классифицировать источники информации о нарушенных правах для их систематизации, учета и анализа, а также для определения дальнейшего алгоритма действий рассмотрения информации.
3. Анализ поступивших обращений (заявлений) граждан, а также иных источников информации о нарушениях норм трудового права:
3.1. Проводится первоначальный анализ поступившего обращения на соответствие требованиям Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".
Необходимо обратить внимание на наличие фамилии, имени, отчества (последнее - при наличии) обратившегося гражданина, почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ или уведомление о переадресации обращения. Если обращение поступило в форме электронного документа, то гражданин должен указать свои фамилию, имя, отчество (последнее - при наличии), адрес электронной почты, если ответ должен быть направлен в форме электронного документа, почтовый адрес, если ответ должен быть направлен в письменной форме.
При рассмотрении обращения гражданина необходимо в обязательном порядке учитывать статью 11 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" и определить:
- является ли письменное обращение "анонимным", то есть в нем не содержатся фамилия, почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ. При отсутствии указанных сведений ответ не дается, данное обращение основанием для проведения проверки не является;
- обжалуется ли судебный акт. Если обжалуется, то обращение в семидневный срок возвращается заявителю с разъяснением порядка обжалования судебного акта;
- содержатся ли в письменном обращении нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи. При наличии нецензурных выражений и угроз должностное лицо вправе оставить обращение без ответа, при этом необходимо сообщить заявителю о недопустимости злоупотребления правом;
- поддается ли прочтению текст письменного обращения. Если текст не поддается прочтению, то ответ на обращение не дается и оно не подлежит направлению на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, о чем в течение семи дней со дня регистрации обращения сообщается гражданину, направившему обращение, если его фамилия и почтовый адрес поддаются прочтению;
- прекращена ли переписка с гражданином по вопросу, поставленному в обращении, а также содержатся ли в обращении вопросы, на которые ему давались неоднократные ответы по существу в связи с ранее направляемыми обращениями, и при этом в обращении не приводятся новые доводы или обстоятельства для прекращения переписки руководителем (заместителем) территориального органа. О прекращении переписки заявитель должен быть уведомлен;
- может ли быть дан ответ на вопрос без разглашения сведений, составляющих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну. В противном случае гражданину сообщается о невозможности дать ответ по существу поставленного в нем вопроса в связи с недопустимостью разглашения указанных сведений.
3.2. Определяется подведомственность изложенных в обращении гражданина вопросов.
В случае если вопросы, поставленные в письменном обращении, не входят в компетенцию федеральной инспекции труда, определенную постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 324 "Об утверждении Положения о Федеральной службе по труду и занятости", в соответствии со ст. 8 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" обращение направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения. В случае если решение поставленных в письменном обращении вопросов относится к компетенции нескольких государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц, копии обращения в течение семи дней со дня регистрации направляются в соответствующие государственные органы, органы местного самоуправления или соответствующим должностным лицам.
3.3. Далее проводится анализ поступившего обращения на:
- наличие в территориальном органе Роструда на рассмотрении нескольких обращений одного гражданина, либо от нескольких граждан по нарушению их трудовых прав одним работодателем;
Это необходимо для исключения проведения нескольких надзорных мероприятий по обращениям одного и того же гражданина и/или в отношении одного работодателя, в том числе разными госинспекторами труда.
При наличии нескольких обращений от одного и того же гражданина в отношении одного работодателя (по которым еще не назначена проверка) необходимо осуществить одно надзорное мероприятие, при этом следует исчислять сроки от первого поступившего обращения гражданина.
- необходимость возбуждения дела об административном правонарушении;
- необходимость проведения надзорных мероприятий;
- необходимость представления информации в Роструд (в срок, установленный Центральным аппаратом Роструда) и иные органы (организации), направившие обращение гражданина;
- содержание вопросов, поставленных гражданином в обращении, на предмет индивидуального трудового спора (коллективного трудового спора);
В случае если вопросы, поставленные в обращении, относятся к индивидуальным трудовым спорам (коллективным трудовым спорам), то обратившемуся гражданину направляется письменный ответ с разъяснением порядка рассмотрения таких споров.
В случае недостаточности сведений для возбуждения дела об административном правонарушении или проведения надзорных мероприятий (например, невозможно идентифицировать работодателя) госинспектору труда следует организовать получение дополнительных сведений, в том числе о работодателе, в отношении которого поступило обращение. Получение сведений осуществляется преимущественно в ходе устного запроса (при наличии номера телефона гражданина) либо направления письменного запроса.
Цель 3-го раздела:
во-первых, систематизация работы с обращениями;
во-вторых, оперативная организация проведения надзорных мероприятий.
4. Предварительный сбор и анализ сведений о работодателе:
4.1. Необходимо провести анализ организационно-правовой формы юридического лица.
Информацию можно получить из территориальных органов ФНС РФ, оперативную информацию также можно получить на сайте Федеральной налоговой службы (https://egrul.nalog.ru/).
4.1.1. бюджетное учреждение, в том числе:
4.1.1.1. культуры;
4.1.1.2. здравоохранения;
4.1.1.3. образования;
4.1.2. госкорпорация или ее дочерние предприятия;
4.1.3. унитарное предприятие;
4.1.4. иная коммерческая организация;
4.1.5. некоммерческая организация;
4.2. Необходимо установить следующие сведения:
4.2.1. наличие организации в "Реестре организаций оборонно-промышленного комплекса";
4.2.2. выполнение работ на следующих объектах:
4.2.2.1. на строительстве космодрома "Восточный";
4.2.2.2. на строительстве объектов к Чемпионату мира по футболу-2018;
4.2.2.3. на строительстве объектов по заказу Минобороны России;
4.2.2.5. иных организациях, по поручениям Центрального аппарата Роструда.
4.3. Необходимо определить, входит ли организация в "холдинг", "группу коммерческих предприятий", выяснить вышестоящие "головные подрядные организации".
В случае если сведения имеются и требуется проведение надзорных мероприятий в других организациях "холдинга", то необходимо осуществить анализ согласно разделу 9 настоящего плана.
В случае если организации данного "холдинга", "группы коммерческих предприятий" находятся на территории другого субъекта, информация в письменном виде направляется в Роструд и ГИТ соответствующего субъекта.
4.4. Необходимо установить, относится ли предприятие к субъектам малого предпринимательства.
В случае выявления нарушений будет возможность осуществить плановую проверку в соответствии с Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
4.5. В завершение данного этапа необходимо выяснить юридический, фактический адрес работодателя, фактическое место проведения тех или иных работ.
Информация о фактическом месте осуществления деятельности получается из различных источников, в том числе через информационно-телекоммуникационную сеть "Интернет".
В случае если организация осуществляет деятельность в нескольких субъектах РФ, об этом необходимо сообщить в Центральный аппарат Роструда для организации надзорных мероприятий по всем местам осуществления деятельности.
Цель 4-го раздела - выяснить информацию о местонахождении хозяйствующего субъекта, в отношении которого будут проводиться надзорные мероприятия, его виде деятельности, для определения сроков проведения надзорных мероприятий.
5. Анализ имеющихся сведений о хозяйствующем субъекте в госинспекции труда:
5.1. Необходимо рассмотреть документы работодателя, имеющиеся в распоряжении госинспекции труда, в том числе содержащиеся в автоматизированной системе "АИС ГИТ":
- наличие других обращений (заявлений, жалоб) на организацию (если не начаты надзорные мероприятия по таким обращениям, то их следует объединить в одно производство), а также результаты их рассмотрения;
- акты и документы предыдущих проверок (в том числе плановых);
- материалы рассмотрения дел об административных правонарушениях.
При этом необходимо обратить внимание на сроки проведения предыдущих надзорных мероприятий (в том числе плановых) и их результаты.
Работу по организациям, являющимся финансово-несостоятельным (банкротам), следует проводить по отдельной методике.
5.2. Необходимо установить, имеются ли сведения о финансово-экономическом состоянии организации (финансово-несостоятельное (банкрот), его стадии и т.д.) в Реестре хозяйствующих субъектов, имеющих задолженность по оплате труда, включая организации, в отношении которых осуществляются процедуры банкротства (процедуры наблюдения) в соответствии с Федеральным законом от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", а также на сайтах Федеральной налоговой службы и Федеральных арбитражных судов Российской Федерации (http://kad.arbitr.ru/);
5.3. Необходимо установить, рассматривалась ли ситуация с задолженностью по заработной плате в организации на совещаниях в Роструде и/или межведомственной комиссии субъекта Российской Федерации, иных комиссиях, какие меры были приняты по их результатам. Данное мероприятие необходимо осуществить для выработки программы дальнейших действий.
Цель 5-го раздела - определить финансовое состояние организации, какая работа проводилась и каковы результаты этой работы, оптимизировать проведение надзорных мероприятий по обращениям граждан и выработать план мероприятий по погашению задолженности.
6. Действия по организации надзорных мероприятий:
6.1. Проведение надзорных мероприятий не проводится в случаях:
- получения (до начала проведения надзорных мероприятий) от гражданина, направившего обращение, заявления о прекращении рассмотрения его обращения;
При получении вышеуказанного заявления гражданину направляется письменный мотивированный ответ с причинами отказа в проведении надзорных мероприятий по его обращению.
В то же время для выяснения, у одного ли гражданина имеется задолженность по заработной плате, следует:
запросить информацию (при наличии) у профсоюзной организации;
у самого обратившегося гражданина;
предпринять иные меры для подтверждения фактов, свидетельствующих о задолженности перед другими работниками.
- наличия иных законных оснований.
В случае если имеется информация о нарушении трудовых прав в отношении других работников организации и необходимо проведение надзорных мероприятий, о данной ситуации сообщается руководителю госинспекции и проводится согласование с органами прокуратуры (при необходимости проведения выездной проверки) либо осуществляется возбуждение дела об административном правонарушении.
Если имеются сведения о том, что задолженность имеется и перед другими работниками проверяемой организации, то следует организовать проведение надзорных мероприятий в отношении всех работников.
6.2. Определяется необходимость возбуждения дела об административном правонарушении или проведения проверки.
В случае необходимости проведения проверки определяется форма ее проведения: документарная или выездная проверка.
7. Проведение административного производства:
В случае если выявлено административное правонарушение, предусмотренное статьей 5.27 КоАП РФ, в части нарушения сроков выплаты заработной платы, предусмотренных статьей 136 Трудового кодекса РФ, и отсутствует необходимость и целесообразность проведения надзорных мероприятий, в том числе с целью принятия оперативных мер инспекторского реагирования, необходимо инициировать возбуждение дела об административном производстве. Административное производство проводится в соответствии со ст. 28.7 КоАП РФ.
В рамках административного производства необходимо запросить документы и объяснения, подтверждающие пропуск сроков выплаты заработной платы:
- Штатное расписание;
- Коллективный договор;
- Правила внутреннего трудового распорядка;
- Документы по начислению и выплате заработной платы, справки работодателя о наличии или отсутствии задолженности по заработной плате (приложение N 4), расчету при увольнении (документами по начислению заработной платы могут быть расчетные ведомости, расчетно-платежные ведомости, расчетные листки работников и др.);
- Иные документы.
Также запрашиваются объяснения работодателя по вопросу нарушения сроков выплаты заработной платы.
8. Проведение совещаний:
8.1. По вопросам погашения задолженности по заработной плате необходимо организовать в государственных инспекциях труда проведение совещаний, а также осуществлять системную работу по организации заседаний комиссий по задолженности по заработной плате под председательством должностных лиц (губернатора, вице-губернатора и т.д.) исполнительной власти субъекта РФ и по участию в заседаниях комиссий территориальных органов ФНС, ПФР, ФСС по вопросам погашения задолженности по налогам и сборам и иных комиссиях, связанных с задолженностью по заработной плате (прокуратура, трехсторонняя комиссия и т.д.).
Для организации работы необходимо:
- составить список комиссий с персональным составом участников и направить его в Центральный аппарат Роструда. В дальнейшем список необходимо актуализировать по мере внесения изменений;
- добиться включения должностных лиц госинспекций труда в состав всех комиссий;
- добиться проведения заседаний комиссий не реже 1 раза в три месяца;
- участвовать в формировании повесток заседаний комиссий, в том числе путем направления инициативных писем.
8.2. Отдельно, при первичном выявлении задолженности по заработной плате, а также в отношении тех работодателей, по которым ранее совещания не проводились, необходимо в ходе проведения административного производства (надзорных мероприятий) инициировать проведение совещания под председательством руководителя ГИТ (его заместителя) с приглашением Объединения работодателей и профсоюзов, в ходе которого обсудить вопросы погашения задолженности по заработной плате.
В ходе совещания необходимо:
- добиться получения от работодателя письма, содержащего сроки погашения заработной платы;
- разъяснить методику работы ГИТ по задолженности по заработной плате и возможные последствия непогашения задолженности с учетом проведения новых проверок, возможного выявления нарушений, не связанных с оплатой труда (непроведение специальной оценки условий труда; невключение обязательных условий в трудовые договоры; нарушение порядка расследования несчастных случаев), доначислением заработной платы и налогов (сборов) и т.д.;
- при наличии блокировки счетов работодателя необходимо разъяснить порядок организации работы с индивидуально-трудовыми спорами, в том числе путем создания комиссии по трудовым спорам.
9. Проведение надзорных мероприятий (этап запроса необходимых документов):
При проведении проверки по вопросам оплаты труда в обязательном порядке необходимо запросить и изучить следующие документы:
- Штатное расписание (необходимо для изучения структуры, штатного состава и штатной численности организации. В штатном расписании указывается тарифная ставка (оклад), стимулирующие и компенсационные выплаты);
- Коллективный договор (информацию о наличии коллективного договора можно получить и в соответствующем органе по труду, осуществляющем регистрацию коллективных договоров), локальные нормативные акты, устанавливающие систему оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования.
Изучение данных документов позволяет выяснить действующую у работодателя систему оплаты труда, установленную в коллективном договоре, сроки выплаты заработной платы. В коллективном договоре, как и в локальных нормативных актах, могут быть установлены размеры повышения оплаты труда за работу в ночное время согласно ст. 154 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ). При этом необходимо учесть, что если условия оплаты труда, определенные коллективным договором, локальными нормативными актами, ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством, то они в силу ст. 9 ТК РФ не подлежат применению.
Отсутствие у работодателя установленной системы оплаты труда является нарушением ст. 135 ТК РФ.
- Правила внутреннего трудового распорядка (данный локальный нормативный акт является обязательным в деятельности работодателя. Правила внутреннего трудового распорядка необходимы для определения установленного режима рабочего времени, сроков выплаты заработной платы и др.).
Отсутствие у работодателя Правил внутреннего трудового распорядка является нарушением ст. 189 ТК РФ.
- Трудовые договоры работников с дополнительными соглашениями к ним, приказы о приеме на работу (в соответствии с абз. 5 ч. 2 ст. 57 ТК РФ условия оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки или оклада (должностного оклада) работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты) являются обязательными условиями трудового договора. Отсутствие таких условий в трудовом договоре или их ненадлежащее установление нарушает трудовые права работника и ограничивает его право на защиту).
В частности, не допускается при установлении тарифной ставки или оклада (должностного оклада) в трудовом договоре делать ссылку лишь на штатное расписание без указания конкретного размера тарифной ставки или оклада, поскольку штатное расписание может быть изменено в одностороннем порядке работодателем, а изменение условий трудового договора возможно при заключении с согласия работника дополнительного соглашения к нему.
Помимо указанного, изучение трудовых договоров необходимо для установления действующих сроков выплаты заработной платы (ч. 6 ст. 136 ТК РФ). При этом следует иметь в виду, что заявление работника о согласии получать заработную плату 1 раз в месяц не освобождает работодателя от ответственности (письмо Роструда от 01.03.2007 N 472-6-0).
Также в трудовом договоре может содержаться условие о режиме рабочего времени, изучить который необходимо для рассмотрения вопроса выработки работником нормы рабочего времени для начисления заработной платы не менее минимального размера оплаты труда, а также для установления факта сверхурочной работы.
В случае изменения существенных условий трудовых договоров в части оплаты труда необходимо рассмотреть процедуру изменения таких условий в соответствии со ст. 72, 74 ТК РФ.
Отсутствие в трудовых договорах указанных условий является нарушением ч. 2 ст. 57, ч. 6 ст. 136 ТК РФ (письмо Роструда от 20.06.2014 N ПГ/6310-6-1).
- Соглашения сторон трудового договора (изучение данных документов необходимо для определения размера доплаты при совмещении профессий (должностей), расширении зон обслуживания, увеличении объема работы или исполнении обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором (ст. 60.2, ст. 151 ТК РФ).
Если работы выполняются не в рамках совмещения, а в рамках совместительства, то необходимо исследовать все документы в общем порядке, в том числе и трудовые договоры о работе по совместительству.
- Документы по начислению и выплате заработной платы, справки работодателя о наличии или отсутствии задолженности по заработной плате (приложение N 4), расчету при увольнении (документами по начислению заработной платы могут быть расчетные ведомости, расчетно-платежные ведомости, расчетные листки работников и др.).
Изучение таких документов необходимо для установления полноты начисления заработной платы, которая включает в себя помимо оклада компенсационные и стимулирующие выплаты (ст. 129 ТК РФ) и произведенных удержаниях.
При рассмотрении вопроса выплаты расчета при увольнении необходимо изучить также записку-расчет при прекращении трудового договора для установления размера и правильности расчета компенсации за неиспользованный отпуск.
Документы по выплате заработной платы, расчету при увольнении (платежные ведомости, расчетно-платежные ведомости, расходно-кассовые ордера, платежные поручения о перечислении денежных средств на счет работника через банк и др.) позволяют установить размер и сроки произведенных выплат работнику.
Несвоевременная выплата заработной платы или наличие задолженности по заработной плате является нарушением ч. 2 ст. 22, ч. 6 ст. 136 ТК РФ.
Рассматривая вопрос выплаты компенсации за неиспользованный отпуск, следует учитывать положение п. 28, 35 "Правил об очередных и дополнительных отпусках", утвержденных НКТ СССР 30.04.1930 N 169 и подлежащих применению в части, не противоречащих ТК РФ (ст. 423 ТК РФ).
- Табель учета рабочего времени (или иной документ по учету рабочего времени).
При рассмотрении вопроса о полноте начисления и выплаты заработной платы (не менее минимального размера оплаты труда, оплата сверхурочной работы, работы в выходной и нерабочий праздничный день) необходимо изучить табель учета рабочего времени (для установления времени, фактически отработанного работником в соответствующем месяце). Минимальный размер оплаты труда гарантирован в том случае, если работник полностью отработал за этот период норму рабочего времени (содержится в производственном календаре на соответствующий год) и выполнил нормы труда.
При рассмотрении вопроса о выплате расчета при увольнении табель учета рабочего времени позволит разрешить имеющий существенное значение вопрос о работе работника в день увольнения. В случае если работник в день увольнения не работал, то обязанность работодателя по выплате расчета при увольнении возникнет не позднее следующего дня после предъявления уволенным работником требования о расчете.
Отсутствие надлежащего учета времени, фактически отработанного каждым из работников, является нарушением ч. 4 ст. 91 ТК РФ.
- Отчет о проведении специальной оценки условий труда или действующие карты аттестации рабочих мест.
Изучение указанных документов позволит установить:
- перечень рабочих мест, при работе на которых предоставляется сокращенная продолжительность рабочего времени (полученная информация о сокращенной продолжительности рабочего времени необходима при рассмотрении вопроса выработки работником нормы рабочего времени для начисления заработной платы не менее минимального размера оплаты труда, а также установления факта сверхурочной работы);
- перечень рабочих мест, при работе на которых предоставляется повышенный размер оплаты труда (информация необходима при рассмотрении вопроса о полноте начисления заработной платы). Гарантированный государством минимальный размер повышенной оплаты труда работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, составляет 4 процента тарифной ставки (оклада);
- перечень рабочих мест, при работе на которых предоставляется дополнительный оплачиваемый отпуск (информация необходима при рассмотрении вопроса о начислении компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении работника, а также полноты предоставления и оплаты отпуска). Минимальная продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска работникам составляет 7 календарных дней.
Отсутствие у работодателя проведенной в установленном порядке специальной оценки условий труда является нарушением ст. 212 ТК РФ, а также Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда".
- Приказы об увольнении работников (они необходимы для установления факта прекращения трудовых договоров и даты увольнения работников).
- Приказ об утверждении формы расчетного листка, изданный с учетом мнения представительного органа работников, расчетные листки работников (указанные документы необходимы для рассмотрения вопроса правильности извещения работников о составных частях их заработной платы).
Отсутствие у работодателя утвержденной формы расчетного листка, согласованной с представительным органом работников, является нарушением ч. 2 ст. 136 ТК РФ.
- Приказы о предоставлении отпуска работникам, записка-расчет о предоставлении отпуска работникам, документы по оплате отпуска (указанные документы позволят установить период отпуска, произведенный расчет причитающейся работнику заработной платы и других выплат при предоставлении ему отпуска, а также своевременность оплаты отпуска).
- Письменный отказ работодателя от присоединения к соглашению при наличии территориального, регионального, отраслевого (межотраслевого) соглашений. В указанных соглашениях содержатся, как правило, условия оплаты труда, улучшающие положение работников по сравнению с установленными трудовым законодательством. Если в отношении работников действует одновременно несколько соглашений, применяются условия соглашений, наиболее благоприятные для работников.
Необходимо учитывать, что соглашение распространяет свое действие на всех работодателей, не отказавшихся в установленном порядке от присоединения к соглашению.
Невыполнение работодателем требований заключенных соглашений, коллективных договоров будет являться нарушением ч. 2 ст. 22 ТК РФ.
- Распорядительные документы работодателя об объявлении простоя.
При этом госинспектору труда необходимо изучить порядок установления простоя, причины такого простоя, а также размер его оплаты. При установлении причин простоя следует запросить объяснения от должностных лиц организации (руководитель, иное уполномоченное лицо) о причинах объявления простоя.
- Журнал учета несчастных случаев на производстве, материалы расследования несчастных случаев на производстве, документы по возмещению работникам (пострадавшим) его утраченного заработка (дохода), пособия по временной нетрудоспособности, назначаемого в связи со страховым случаем и выплачиваемого за счет средств на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Изучение данных документов позволит установить своевременность и полноту возмещения работникам (пострадавшим) утраченного заработка, а также указанного пособия.
При наличии задолженности по выплате заработной платы, расчету при увольнении, оплаты отпуска также следует запрашивать объяснения от должностных лиц организации (руководитель, главный бухгалтер) о причинах образования задолженности, по возможности с приложением подтверждающих документов.
Поскольку при принятии ряда решений учитывается мнение представительного органа работников (ч. 4 ст. 135, ч. 2 ст. 136, ч. 1 ст. 190 ТК РФ), необходимо выяснить вопрос о наличии представительного органа работников, для чего запросить протокол о создании первичной профсоюзной организации или иной документ о создании представительного органа работников.
При наличии информации о задолженности по заработной плате госинспектору труда в некоторых случаях следует рассматривать и другие вопросы, связанные с выплатами:
- начисление и выплата работникам пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком (для полного и всестороннего рассмотрения указанного вопроса необходимо затребовать табели учета рабочего времени, приказы о предоставлении отпусков по беременности и родам, по уходу за ребенком, листки нетрудоспособности, документы по расчету пособия, документы по выплате указанных пособий);
В соответствии с ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" назначение пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком осуществляется в течение 10 календарных дней со дня обращения застрахованного лица за его получением с необходимыми документами. Выплата пособий осуществляется страхователем в ближайший после назначения пособий день, установленный для выплаты заработной платы.
Несвоевременная или не в полном размере оплата пособия по временной нетрудоспособности является нарушением ст. 183 ТК РФ, а в отношении пособия по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком - ст. 255, 256 ТК РФ.
- сохранение за работниками, направленными в служебную командировку, среднего заработка, а также возмещение расходов, связанных со служебной командировкой;
Для рассмотрения данного вопроса необходимо затребовать табель учета рабочего времени, приказы о направлении работников в командировки, документы о выдаче денежного аванса на оплату расходов по проезду и найму жилого помещения и дополнительных расходов, связанных с проживанием вне места постоянного жительства (суточные), авансовые отчеты.
- выплата увольняемым работникам выходного пособия при расторжении трудового договора при расторжении трудового договора в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников организации, а также в иных случаях, указанных в ч. 3 ст. 178 ТК РФ;
При рассмотрении указанного вопроса госинспектору труда в первую очередь необходимо затребовать и изучить приказы об увольнении работников с целью установления оснований их увольнения. При наличии работников, уволенных по основаниям, указанным в ст. 178 ТК РФ, следует рассмотреть документы по начислению и выплате выходного пособия и сроках выплаты такого пособия.
Несвоевременная выплата выходного пособия будет являться нарушением ст. 178 ТК РФ, п. 12 Положения о порядке высвобождения, трудоустройства рабочих и служащих и предоставления им льгот и компенсаций, утвержденного Постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 02.03.1988 N 113/6-64.
- возмещение работнику не полученного им заработка в случае незаконного лишения его возможности трудиться в результате задержки работодателем выдачи работнику трудовой книжки, внесения в трудовую книжку неправильной или не соответствующей законодательству формулировки причины увольнения работника;
Для рассмотрения указанного вопроса госинспектору труда необходимо запросить приказы об увольнении работников, табель учета рабочего времени, уведомления о необходимости явиться за трудовой книжкой либо дать согласие на отправление ее по почте, книгу учета движения трудовых книжек и вкладышей в них.
- выплата денежной компенсации при нарушении работодателем установленного срока выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и/или других выплат, причитающихся работнику. При рассмотрении указанного вопроса следует изучить документы по начислению денежной компенсации и ее выплате, учитывая при этом письмо Роструда от 31.10.2008 N 5921-ТЗ;
- иные вопросы в соответствии с действующим законодательством.
Также в ходе надзорных мероприятий инспектор должен собрать по возможности обширные контактные данные должностных лиц должника, его контролирующих лиц (акционеров, владельцев), а также истинные причины образовавшейся задолженности (невыплата денежных средств Заказчиком, Покупателем, в том числе по причине судебных споров; вывод активов и т.п.).
В случае выявления задолженности по заработной плате по причине отсутствия финансирования со стороны Заказчика работ (услуг), Покупателя в установленные договором сроки необходимо в ходе проверки запросить сведения о Заказчике, Покупателе (юридический адрес, контактные данные руководства, контролирующих лиц).
10. Предварительный анализ полученных документов:
10.1. В ходе проведенного анализа документов установлено:
10.1.1. задолженность по заработной плате не подтверждена либо сделан вывод о том, что имеет место быть индивидуальный трудовой спор или гражданско-правовой договор (по которому невозможно выдать предписание об установлении трудовых отношений);
10.1.2. задолженность по заработной плате в ходе надзорных мероприятий подтверждена (такая информация считается оперативной);
О выявлении заработной платы, на которую работодатель не начисляет налоги и сборы (так называемую "черную", "серую"), следует незамедлительно сообщить в территориальный орган Федеральной налоговой службы по месту нахождения организации и в Следственный комитет Российской Федерации.
10.1.3. заработная плата в трудовом договоре, заключенном с работником, установлена ниже минимального размера оплаты труда или регионального соглашения о минимальной заработной плате в субъекте Российской Федерации, а также выявлены иные нарушения, требующие доначисления денежных средств;
Помимо выдачи предписания, указанную информацию следует направить в Фонд социального страхования Российской Федерации и Пенсионный фонд Российской Федерации.
10.1.4. устанавливаются критерии задолженности по заработной плате (такая информация будет считаться уточненной):
- глубина имеющейся задолженности по заработной плате (в месяцах);
В случае выявления задолженности по заработной плате свыше 2-х месяцев и/или части заработной платы свыше 3-х месяцев госинспектор труда обязан подготовить и направить материалы в следственные органы для решения вопроса о привлечении виновных лиц к уголовной ответственности по статье 145.1 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ). Крайне важно не привлекать к административной ответственности должностных лиц, которых предположительно будут привлекать к уголовной ответственности до отказа следственных органов в возбуждении уголовного дела. В противном случае привлечение к уголовной ответственности будет невозможно. См. Письмо Роструда от 02.09.2015 N 592-3-1.
Материалы, направляемые в следственные органы и органы прокуратуры для решения вопроса о привлечении виновных лиц к уголовной ответственности по статье 145.1 УК РФ, должны содержать следующие сведения:
- наименование органа государственного надзора, которым проводилась проверка;
- сведения о юридическом лице или индивидуальном предпринимателе, в отношении которого проводились надзорные мероприятия;
- характер выявленных в ходе надзорных мероприятий нарушений обязательных требований, в том числе содержащих признаки преступления;
- данные о лицах, предположительно виновных в допущенных нарушениях обязательных требований.
Направляемые материалы должны в полной мере характеризовать существо выявленных правонарушений и содержать достаточные сведения о том, кем, когда, как (умышленно или по неосторожности) и в какой форме (действия или бездействие) совершено противоправное деяние. Материалы сопровождаются письмом на бланке территориального органа Роструда, содержащим просьбу о представлении информации о принятом решении о возбуждении уголовного дела или отказе в нем в соответствии со статьей 145.1 УК РФ.
К сопроводительному письму прилагаются:
- копия акта проведенной проверки юридического лица или индивидуального предпринимателя, содержащего сведения о выявленных нарушениях обязательных требований со ссылками на нарушенные требования законодательных и иных нормативных правовых актов;
- документы, подтверждающие допущенные нарушения требований и решений уполномоченных должностных лиц территориальных органов Роструда (акты ранее проведенных проверок, предписания, постановления о привлечении к административной ответственности должностных лиц, виновных в допущенных нарушениях обязательных требований);
- заявления и иные обращения граждан и организаций, содержащие сведения о допущенных юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем нарушениях обязательных требований, поступившие в Роструд или его территориальный орган.
Направляемые в следственные органы документы, как правило, должны быть подлинными (перед направлением подлинников с них снимаются копии, которые заверяются в установленном порядке и хранятся в надзорном деле территориального органа Роструда).
В конце сопроводительного письма указывается перечень направляемых материалов и общее количество листов.
Материалы по фактам выявленных нарушений обязательных требований направляются в следственные органы по поднадзорности и месту нахождения проверенных юридических лиц или индивидуальных предпринимателей. Материалы непосредственно сдаются в экспедицию (канцелярию) следственного органа или направляются заказным письмом.
В случае отказа следственных органов в возбуждении уголовного дела или его прекращении уполномоченными должностными лицами Роструда или его территориального органа должны быть приняты меры по привлечению виновных лиц, допустивших нарушение обязательных требований, к иным видам ответственности, в соответствии и в порядке, предусмотренном действующим законодательством.
10.1.5. общая сумма задолженности по заработной плате;
10.1.6. общее количество работников, перед которыми имеется задолженность по заработной плате.
11. Принятие решения о дополнительном контроле за погашением задолженности:
Для принятия госинспекцией труда решения о дополнительном контроле за погашением задолженности работодатель должен:
- являться коммерческой организацией или предпринимателем;
- не являться финансово-несостоятельным (банкротом);
- иметь задолженность (в том числе по оперативным данным) по заработной плате по следующим критериям:
- глубина задолженности более 1-го месяца;
- сумма задолженности по заработной плате более 1 млн. рублей;
- количество работников более 100 человек;
- выполнять работы на строительстве космодрома "Восточный";
- выполнять работы на строительстве объектов к Чемпионату мира по футболу-2018.
Мероприятия по данному разделу проводятся вне зависимости от критериев задолженности в отношении предприятий, входящих в "холдинг".
При получении информации из органов власти (ФНС РФ, Росстат), оперативной информации от работодателя (справка или иной документ, подписанный уполномоченным должностным лицом о наличии задолженности по заработной плате), полученной в ходе надзорных мероприятий или мониторинга о том, что критерии задолженности подпадают под действие настоящего раздела, необходимо осуществить следующие мероприятия:
- Направить экстренное сообщение;
- По завершении проверки, по которой было направлено экстренное сообщение, необходимо направить еще одно экстренное сообщение о результатах проверки.
По всем работодателям, которые подпадают под действие настоящего раздела, необходимо ежемесячно до последнего числа текущего месяца подготовить, утвердить у руководителя инспекции план мероприятий по погашению задолженности и направить его в Центральный аппарат Роструда;
План мероприятий должен предусматривать:
1. Проведение надзорных мероприятий;
2. Контроль за исполнением предписания/представления;
3. Обращение в суд с заявлением об обязании исполнить предписание;
4. Рассмотрение дел об административных правонарушениях;
5. Проведение и организация проведений совещаний:
- в инспекции, под председательством руководителя инспекции с участием профсоюзного объединения и объединения работодателей субъектов РФ. Проводится на этапах выдачи предписания, привлечения к ответственности;
- на межведомственной комиссии в субъекте РФ. В обязательном порядке организация выносится на рассмотрение в случае неисполнения предписания, а также в случае приостановки работы, объявления забастовки, голодовки, акций протеста и иных безотлагательных случаев;
- в Роструде после неисполнения решений межведомственной комиссии.
6. Проведение надзорных мероприятий и совещаний у лиц, входящих в одну группу (холдинг), у контролирующих лиц, у лиц, осуществляющих деятельность в различных субъектах. В случае если работодатели, подлежащие проверке, находятся в различных субъектах РФ, указанный пункт плана согласовывается с Центральным аппаратом Роструда;
7. Направление материалов в следственные органы для возбуждения уголовного дела по ст. 145.1 УК РФ;
8. Направление информации в органы исполнительной власти РФ (по согласованию с Центральным аппаратом Роструда);
9. Погашение задолженности.
Данный план подлежит актуализации по мере его исполнения. Отчет об исполнении плана представляется в Центральный аппарат Роструда до 30 числа текущего месяца.
12. Завершение проверки (выдача предписания, привлечение к административной ответственности):
Результаты проверки подлежат оформлению актом проверки установленной формы; выдачей работодателю предписания об устранении выявленных нарушений; в случае выявления нарушений трудового законодательства необходимо составить протоколы об административных правонарушениях.
13. Контроль за исполнением выданного предписания/представления об устранении выявленных нарушений:
Осуществляется контроль за исполнением выданного предписания об устранении выявленных нарушений в установленный срок.
Предписание/представление об устранении выявленных нарушений считается исполненным и снимается с контроля в случае полной выплаты работнику задолженности по заработной плате и когда нарушенные трудовые права работников восстановлены.
Подтверждением исполнения предписания/представления являются платежные документы с отметкой банка о списании денежных средств со счета или кассовые документы с подписями работников о получении денежных средств. Принятие в подтверждение исполнения предписания платежных поручений с отметкой банка о принятии (а не о списании), справок работодателей и т.п. не допускается.
14. Иное
14.1. Если в ходе проведения внеплановой выездной проверки выяснится, что проверяемое лицо является членом саморегулируемой организации, государственная инспекция труда обязана уведомить саморегулируемую организацию о проведении внеплановой выездной проверки в целях обеспечения возможности участия или присутствия ее представителя при проведении такой проверки.
14.2. Если собрать документы и провести проверку не представляется возможным в связи с отсутствием юридического лица по его юридическому адресу, госинспектору труда следует возбуждать дело об административном правонарушении по ст. 19.4.1 КоАП РФ (соответствующие разъяснения содержатся в письме Роструда от 04.02.2016 N 405-ТЗ) и довести информацию об отсутствии юридического лица по месту его нахождения до соответствующего территориального органа Федеральной налоговой службы.
14.3. При выявлении в ходе проверки иных нарушений, вытекающих из представленных работодателем документов, следует в установленном порядке принимать меры инспекторского реагирования с целью их устранения и привлечения виновного лица к ответственности.
14.4. Все материалы надзорной деятельности должны быть занесены в автоматизированную систему в обязательном порядке.
Приложение N 2
к приказу Федеральной службы
по труду и занятости
от 19 апреля 2016 года N 130
Образец
Об организации работы
на основе базовых принципов организации работы
по задолженности по заработной плате
(оплате труда работников)
Во исполнение приказа Федеральной службы по труду и занятости от __ апреля 2016 года N ___ "О мерах по повышению эффективности деятельности территориальных органов Федеральной службы по труду и занятости по обеспечению погашения и ликвидации задолженности по оплате труда", в целях повышения эффективности контрольной (надзорной) деятельности, усиления персональной ответственности за осуществление возложенных на Государственную инспекцию труда в ______ функций и своевременное исполнение приказов и поручений Федеральной службы по труду и занятости, приказываю:
1. Назначить ответственных должностных лиц государственной инспекции труда за надлежащее и своевременное исполнение вышеуказанного приказа Федеральной службы по труду и занятости:
заместителя руководителя _________ (Ф.И.О.);
начальника отдела ________ (полное наименование отдела, Ф.И.О.);
иные должностные лица.
2. Ежемесячно обеспечить:
подведение итогов работы ответственных лиц, назначенных настоящим приказом, с заслушиванием персональных отчетов о результатах проделанной работы;
обобщение применения положений приказа Федеральной службы по труду и занятости от __ апреля 2016 года N _____, а также подготовку соответствующих предложений по их совершенствованию и направление их в Управление государственного надзора в сфере труда (Иванов Е.Н.) в срок не позднее 30 числа текущего месяца.
3. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.
Руководитель госинспекции труда