Рейтинг@Mail.ru

Приказ Ростехнадзора от 18.09.2012 N 518

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ

И АТОМНОМУ НАДЗОРУ

ПРИКАЗ

от 18 сентября 2012 г. N 518

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНЫХ НОРМ И ПРАВИЛ

В ОБЛАСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АТОМНОЙ ЭНЕРГИИ "ТИПОВОЕ СОДЕРЖАНИЕ

ПЛАНА МЕРОПРИЯТИЙ ПО ЗАЩИТЕ ПЕРСОНАЛА В СЛУЧАЕ АВАРИИ

НА АТОМНОЙ СТАНЦИИ"

В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 21 ноября 1995 г. N 170-ФЗ "Об использовании атомной энергии" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 48, ст. 4552; 1997, N 7, ст. 808; 2001, N 29, ст. 2949; 2002, N 1, ст. 2; N 13, ст. 1180; 2003, N 46, ст. 4436; 2004, N 35, ст. 3607; 2006, N 52, ст. 5498; 2007, N 7, ст. 834; N 49, ст. 6079; 2008, N 29, ст. 3418; N 30, ст. 3616; 2009, N 1, ст. 17; N 52, ст. 6450; 2011, N 29, ст. 4281; N 30, ст. 4590, ст. 4596; N 45, ст. 6333; N 48, ст. 6732; N 49, ст. 7025; 2012, N 26, ст. 3446), подпунктом 5.2.2.1 Положения о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 401 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 32, ст. 3348; 2006, N 5, ст. 544; N 23, ст. 2527; N 52, ст. 5587; 2008, N 22, ст. 2581; N 46, ст. 5337; 2009, N 6, ст. 738; N 33, ст. 4081; N 49, ст. 5976; 2010, N 9, ст. 960; N 26, ст. 3350; N 38, ст. 4835; 2011, N 6, ст. 888; N 14, ст. 1935; N 41, ст. 5750; N 50, ст. 7385; 2012, N 29, ст. 4123), приказываю:

Утвердить прилагаемые федеральные нормы и правила в области использования атомной энергии "Типовое содержание плана мероприятий по защите персонала в случае аварии на атомной станции" (НП-015-12).

Врио руководителя

А.В.ФЕРАПОНТОВ

Утверждены

приказом Федеральной службы

по экологическому, технологическому

и атомному надзору

от 18 сентября 2012 г. N 518

ФЕДЕРАЛЬНЫЕ НОРМЫ И ПРАВИЛА

В ОБЛАСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АТОМНОЙ ЭНЕРГИИ "ТИПОВОЕ СОДЕРЖАНИЕ

ПЛАНА МЕРОПРИЯТИЙ ПО ЗАЩИТЕ ПЕРСОНАЛА В СЛУЧАЕ АВАРИИ

НА АТОМНОЙ СТАНЦИИ"

(НП-015-12)

I. Назначение и область применения

1. Настоящие федеральные нормы и правила в области использования атомной энергии "Типовое содержание плана мероприятий по защите персонала в случае аварии на атомной станции" (далее - Типовое содержание) разработаны в соответствии с Федеральным законом от 21 ноября 1995 г. N 170-ФЗ "Об использовании атомной энергии" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 48, ст. 4552; 1997, N 7, ст. 808; 2001, N 29, ст. 2949; 2002, N 1, ст. 2; N 13, ст. 1180; 2003, N 46, ст. 4436; 2004, N 35, ст. 3607; 2006, N 52, ст. 5498; 2007, N 7, ст. 834; N 49, ст. 6079; 2008, N 29, ст. 3418; N 30, ст. 3616; 2009, N 1, ст. 17; N 52, ст. 6450; 2011, N 29, ст. 4281; N 30, ст. 4590; N 30, ст. 4596; N 45, ст. 6333; N 48, ст. 6732; N 49, ст. 7025; N 26, ст. 3446), постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 1997 г. N 1511 "Об утверждении Положения о разработке и утверждении федеральных норм и правил в области использования атомной энергии и перечня федеральных норм и правил в области использования атомной энергии" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 49, ст. 5600; 1999, N 27, ст. 3380; 2000, N 28, ст. 2981; 2002, N 4, ст. 325; N 44, ст. 4392; 2003, N 40, ст. 3899; 2005, N 23, ст. 2278; 2006, N 50, ст. 5346; 2007, N 14, ст. 1692; N 46, ст. 5583; 2008, N 15, ст. 1549), Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 35, ст. 3648; 2002, N 44, ст. 4294; 2004, N 35, ст. 3607; 2006, N 50, ст. 5284; N 52, ст. 5498; 2007, N 45, ст. 5418; 2009, N 1, ст. 17; 2009, N 19, ст. 2274; N 48, ст. 5717; 2010, N 21, ст. 2529; N 31, ст. 4192; 2011, N 1, ст. 24, ст. 54; 2012, N 14, ст. 1549).

2. Типовое содержание устанавливает основные требования к содержанию планов мероприятий по защите персонала в случае аварии на атомной станции (далее - План мероприятий по защите).

3. План мероприятий по защите предусматривает объем, сроки и порядок выполнения мероприятий по защите персонала атомной станции при угрозе и возникновении чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера, по организации и проведению аварийно-спасательных и других неотложных работ, а также определяет привлекаемые для этого силы и средства.

4. План мероприятий по защите разрабатывается администрацией атомной станции в соответствии с Положением о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. N 794 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 2, ст. 121; 2005, N 23, ст. 2269; 2006, N 41, ст. 4256; 2008, N 47, ст. 5481; 2009, N 12, ст. 1429; N 29, ст. 3688; 2010, N 37, ст. 4675; N 38, ст. 4825; 2011, N 7, ст. 979, 981; N 14, ст. 1950; 2012, N 1, ст. 145; N 17, ст. 2009; N 37, ст. 5002; N 44, ст. 6026; N 46, ст. 6339), и с настоящим Типовым содержанием на основе радиационных последствий наиболее тяжелой запроектной аварии, рассмотренной разработчиками проекта атомной станции, с учетом фаз развития аварии "ранней, средней и поздней", а также других факторов природного и техногенного происхождения, попадающих под критерии чрезвычайной ситуации.

5. План мероприятий по защите, разрабатываемый на атомной станции, состоит из текста основной части и приложений. Текст основной части включает одиннадцать разделов:

1) общие положения;

2) краткая географическая и социально-экономическая характеристика района размещения атомной станции;

3) основные данные для планирования мероприятий по защите персонала;

4) краткая оценка возможной обстановки на атомной станции при возникновении чрезвычайной ситуации;

5) основные критерии для объявления состояний "Аварийная готовность" или "Аварийная обстановка" (введения режимов функционирования системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций "Повышенная готовность" или "Чрезвычайная ситуация");

6) организация оповещения, связи и информационного обмена;

7) порядок приведения в готовность и развертывания органов управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - органы управления), сил и средств наблюдения и контроля, сил и средств ликвидации чрезвычайной ситуации;

8) мероприятия по защите персонала при объявлении состояния "Аварийная готовность" (режим функционирования системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций "Повышенная готовность");

9) мероприятия по защите персонала при объявлении состояния "Аварийная обстановка" (режим функционирования системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций "Чрезвычайная ситуация");

10) ликвидация чрезвычайных ситуаций на атомной станции, привлекаемые силы и средства;

11) обеспечение действий сил и средств, привлекаемых для ликвидации чрезвычайной ситуации на атомной станции.

6. План мероприятий по защите подписывается директором атомной станции, согласовывается руководителями территориальных органов МЧС России, ФСБ России, МВД России, ФМБА России, Росгидромета, организацией - разработчиком проекта атомной станции и представляется на утверждение в эксплуатирующую организацию.

7. План мероприятий по защите должен быть разработан до завоза ядерного топлива на первый блок атомной станции перед его физическим пуском, согласован, утвержден и обеспечен материальными и финансовыми ресурсами. В нем должны быть отражены особенности реакторной установки и место расположения атомной станции. К этому моменту на атомной станции должны быть выполнены проектные решения по инженерно-техническим мероприятиям гражданской обороны.

8. Корректировка Плана мероприятий по защите осуществляется посредством внесения изменений и дополнений на основании извещений, утвержденных эксплуатирующей организацией. Порядок согласования и утверждения изменений и дополнений аналогичен порядку первоначального согласования и утверждения Плана мероприятий по защите.

9. Необходимость корректировки Плана мероприятий по защите определяется по результатам реконструкции действующих блоков станции, по материалам актов-предписаний органов государственного регулирования безопасности, при введении новой нормативной документации и по результатам тренировок (комплексных учений).

10. При отсутствии угрозы возникновения чрезвычайной ситуации на атомной станции органы управления, силы и средства наблюдения и контроля, силы и средства ликвидации чрезвычайных ситуаций единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций функционируют в режиме повседневной деятельности.

При угрозе возникновения или возникновении чрезвычайной ситуации на территории промплощадки атомной станции и (или) в пределах санитарно-защитной зоны решением директора атомной станции может устанавливаться один из следующих режимов функционирования системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций:

режим "Повышенная готовность" (состояние "Аварийная готовность") - при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации;

режим "Чрезвычайная ситуация" (состояние "Аварийная обстановка") - при возникновении и ликвидации чрезвычайной ситуации.

11. Действия по предупреждению и ликвидации чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера на атомной станции выполняются в соответствии с Планом мероприятий по защите.

12. Типовое содержание Плана мероприятий по защите (структура, последовательность расположения и оформления элементов титульного листа, листов согласований, разделов) приводится в приложении.

Приложение

к федеральным нормам и правилам в области

использования атомной энергии "Типовое

содержание плана мероприятий по защите

персонала в случае аварии на атомной

станции", утвержденным приказом

Федеральной службы по экологическому,

технологическому и атомному надзору

от 18 сентября 2012 г. N 518

ЛИСТ СОГЛАСОВАНИЙ

СОГЛАСОВАНО

Руководитель территориального

органа МЧС России

СОГЛАСОВАНО

Руководитель территориального

органа МВД России

на региональном уровне

СОГЛАСОВАНО

Руководитель территориального

органа ФМБА России

СОГЛАСОВАНО

Руководитель территориального

органа ФСБ России

СОГЛАСОВАНО

Руководитель территориального

органа Росгидромета

СОГЛАСОВАНО

Организация - разработчик проекта АС

Лист согласований должностных лиц АС и разработчиков

отдельных разделов Плана мероприятий по защите

Лист регистрации пересмотра и изменений Плана мероприятий

по защите

Список сокращений

1. Общие положения

1.1. План мероприятий по защите персонала разрабатывается с учетом рекомендаций МЧС России по планированию действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на объектах.

1.2. Требования Плана мероприятий по защите распространяются на персонал АС, личный состав воинской части (подразделения) ВВ и органа внутренних дел МВД России, охраняющих и обслуживающих АС, и объектовых подразделений ФПС по охране АС, персонал организаций (предприятий), обеспечивающих функционирование АС всех типов РУ (в период их ввода в эксплуатацию, эксплуатации и вывода из эксплуатации), и подлежат исполнению на площадке АС и в пределах СЗЗ.

1.3. Решение на введение в действие Плана мероприятий по защите принимает директор АС (или лицо, его замещающее), а в случае их отсутствия на АС - НСС.

1.4. План мероприятий по защите вводится в действие в случае принятия решения об объявлении состояния "Аварийная готовность" и (или) "Аварийная обстановка", а также при воздействии других факторов природного и техногенного характера, подпадающих под критерии ЧС, при угрозе и проведении террористического акта.

2. Краткая характеристика АС и района размещения АС

2.1. Краткое описание АС

Приводится тип, количество блоков и их электрическая мощность, основное и резервное энергообеспечение систем и оборудования АС; краткая характеристика основных производственных зданий и сооружений с указанием наибольшей и наименьшей численности работающего в них персонала и режима работы, включая личный состав воинской части (подразделения) ВВ МВД России, охраняющей АС, личный состав подразделения ФПС; транспортные коммуникации, гидротехнические сооружения; характеристики вентиляционных труб для удаления газообразных и аэрозольных сред. План площадки АС выполняется в соответствии с приложением N 1 к Плану мероприятий по защите.

2.2. Краткая характеристика района размещения АС

2.2.1. Краткое описание города при АС (площадь, численность населения, перечень основных промышленных предприятий, расстояние от площадки АС, возможности оповещения, укрытия и эвакуации персонала АС, дорожная и железнодорожная сеть, водоснабжение, транспортные коммуникации между городом и АС). План города при АС выполняется в соответствии с приложением N 2 к Плану мероприятий по защите.

2.2.2. Краткое описание особенностей природной среды и климатических условий месторасположения АС: характеристика ландшафта, поверхностных и подземных вод, метеорологические условия (скорость и направление ветра, их повторяемость, температура воздуха по сезонам), сейсмическая и геодинамическая характеристики площадки, явления и факторы природного происхождения, обнаруженные в районе расположения АС, которые могут привести к нарушениям в работе АС и рассмотрены в проекте АС разработчиками РУ(АС).

2.2.3. Краткое описание СЗЗ и ЗН (границы и размеры зон, их структурные элементы, полосы отчуждения, организации, осуществляющие производственно-хозяйственную деятельность, а для СЗЗ также их численность и режимы работы). План СЗЗ и ЗН выполняется в соответствии с приложением N 3 к Плану мероприятий по защите.

2.2.4. Радиационно и химически опасные, а также взрыво- и пожароопасные предприятия и объекты, гидротехнические сооружения в зоне возможного опасного радиоактивного загрязнения. План зоны возможного опасного радиоактивного загрязнения АС выполняется в соответствии с приложением N 4 к Плану мероприятий по защите.

2.2.5. Список населенных пунктов в ЗН с указанием численности их населения, расстояния от площадки АС, возможности оповещения.

3. Основные данные для планирования мероприятий

по защите персонала

3.1. Размеры зон, прогноз доз внешнего и внутреннего облучения персонала при тяжелой запроектной аварии (запроектная авария определяется разработчиками проекта АС) в наихудших погодных условиях. Исходные события, временная последовательность и возможные пути развития аварии, оценка радиационной обстановки в помещениях АС, на площадке АС, СЗЗ и ЗН, оценка активности и радионуклидного состава аварийного выброса и сброса.

Расчет размеров зон радиоактивного загрязнения, доз внешнего и внутреннего облучения при запроектной аварии выполняется в соответствии с приложением N 5 к Плану мероприятий по защите.

3.2. Расположение защищенных пунктов управления противоаварийными действиями на территории АС, в городе при АС и в районе эвакуации АС. Оснащение аварийных центров программно-техническими комплексами, системой передачи данных, средствами связи и документацией.

3.3. Расположение защитных сооружений АС.

3.4. Данные о численности подлежащего эвакуации персонала АС и персонала организаций, обеспечивающих функционирование АС (далее - персонала).

3.5. Районы эвакуации АС и маршруты эвакуации персонала.

3.6. Данные о состоянии дорожно-транспортной сети, о состоянии транспорта.

3.7. Краткое описание организации радиационного контроля на площадке АС, в СЗЗ и ЗН, расположение постов контроля. Наличие и характеристики АСКРО.

3.8. Наличие и характеристики ЛСО (основные характеристики в соответствии с паспортными данными и фактической зоной действия).

3.9. Наименование и количество АХОВ на АС, их размещение, объемы, основные поражающие факторы. Выбор АХОВ, определяющих химическую обстановку в районе аварии, поражающие факторы, их особенности и другие необходимые параметры; расчет размеров зоны химического заражения при выбросе (разливе) АХОВ.

Расчет и нанесение размеров прогнозируемой зоны химического заражения при выбросе (разливе) АХОВ на АС выполняется в соответствии с приложениями N 6 и N 7 к Плану мероприятий по защите.

3.10. Неблагоприятные факторы внешних воздействий природного происхождения в районе АС, подпадающие под критерии информации о ЧС и требующие проведения мероприятий по защите персонала (в соответствии с критериями информации о ЧС).

3.11. Обеспеченность персонала средствами индивидуальной и коллективной защиты (номенклатура, объем и места хранения СИЗ и радиометрических и дозиметрических приборов, медикаментов и средств дезактивации и санитарной обработки).

3.12. Финансовые и материальные ресурсы для ликвидации ЧС.

4. Краткая оценка возможной обстановки на АС

при возникновении ЧС

4.1. Краткая оценка возможной обстановки на площадке АС и в СЗЗ при радиационной аварии:

1) краткая характеристика зон (зоны планирования защитных мероприятий, зоны планирования мероприятий по обязательной эвакуации, зоны контролируемого доступа, зоны свободного доступа) с учетом особенностей размещения АС при рассматриваемой запроектной аварии;

2) определение численности персонала, который может быть подвергнут воздействию радиационных факторов (на территории АС, в СЗЗ и зоне наблюдения);

3) основные показатели эвакуации персонала на основе прогнозных данных радиационной аварии (количество эвакуируемых, планируемые районы эвакуации, количество транспортных единиц, планируемый вывоз и сроки эвакуации).

4.2. Оценка возможной обстановки при химической аварии:

1) характеристика зоны заражения;

2) вероятное количество пострадавших;

3) необходимость проведения защитных мероприятий.

4.3. Оценка возможной обстановки при внешних воздействиях с учетом характеристик конструкций сооружений и зданий:

1) масштаб и характер возможных разрушений, затоплений, повреждений;

2) возможные пожары;

3) необходимость проведения защитных мероприятий.

4.4. Оценка возможной обстановки при пожаре.

4.5. Общие выводы из оценки возможной обстановки на АС при ЧС. Прогнозируемая обстановка в результате ЧС на АС наносится на План площадки, План СЗЗ и зоны наблюдения, План города при АС, план зоны возможного опасного радиоактивного заражения в зависимости от масштабов аварии, а обстановка, складывающаяся в результате аварии, - на заранее подготовленную топографическую карту района расположения АС (схему) или электронные версии планов и схем.

5. Основные критерии для объявления состояния

"Аварийная готовность" или "Аварийная обстановка" (введения

режима функционирования СЧСО "Повышенная готовность"

или "Чрезвычайная ситуация")

Критерии для объявления состояния "Аварийная готовность" или "Аварийная обстановка" (введения режима функционирования СЧСО "Повышенная готовность" или "Чрезвычайная ситуация") устанавливаются в соответствии с федеральными нормами и правилами в области использования атомной энергии, определяющими порядок объявления аварийной обстановки.

6. Организация оповещения, связи и информационного обмена

6.1. Наличие средств оповещения, связи и информационного обмена, используемых и задействованных при угрозе и возникновении ЧС.

6.2. Порядок функционирования узлов связи и сроки передачи оперативной информации. Порядок использования технических, программных и информационных средств АЦ АС и АЦ Г, ППУ РАР при угрозе и возникновении ЧС.

6.3. Организация оповещения на АС при угрозе и возникновении ЧС. Система автоматического оповещения членов КЧСО и руководства АС. Список абонентов оповещения о состоянии "Аварийная готовность" и (или) "Аварийная обстановка" на АС. Схема оповещения при угрозе и возникновении аварии на АС разрабатывается в соответствии с приложением N 8 к Плану мероприятий по защите.

6.4. Организация связи с силами и средствами АС. Порядок оповещения и передачи информации об обстановке, предпринимаемых действиях, связь с формированиями АС при проведении разведки, вводе сил и средств в зону ЧС, проведении АСДНР.

6.5. Организация связи и информационного обмена с привлекаемыми силами и средствами для проведения АСДНР.

6.6. Организация информационного взаимодействия с общественностью и средствами массовой информации. Порядок подготовки сообщений (донесений) и информирования общественности при угрозе и возникновении ЧС.

6.7. Организация информационного обмена и передачи сообщений между АЦ АС и АЦ Г (внутренним и внешним), ЗПУПД РЭ, КЦ, ППУ РАР и другими абонентами СЧСК и СЧСО, в том числе и КСДС.

6.8. Организация информационного обмена между руководством АС, эксплуатирующей организацией, Госкорпорацией "Росатом", главами муниципального образования (города при АС) и субъекта РФ (округа), где расположена АС.

Схема организации связи и передачи информации при возникновении аварии на АС разрабатывается в соответствии с приложением N 9 к Плану мероприятий по защите.

7. Порядок приведения в готовность и развертывания

органов управления, сил и средств наблюдения и контроля,

сил и средств системы ликвидации чрезвычайных ситуаций

единой государственной системы предупреждения

и ликвидации чрезвычайных ситуаций

7.1. При разработке мероприятий следует учитывать, что управление силами и средствами наблюдения и контроля, силами ликвидации ЧС и управление локализацией (ликвидацией ЧС) осуществляется НСС с БПУ или с РПУ (в зависимости от складывающейся обстановки) аварийного блока, РАР с ЗПУПД АС или ППУ РАР. В случае создания на территории АС неблагоприятной радиационной обстановки управление силами и средствами осуществляется с ЗПУПДГ.

7.2. Порядок приведения в готовность и развертывания органов управления, сил и средств наблюдения и контроля, сил ликвидации ЧС определяет следующие организационные мероприятия:

7.2.1. Приведение в готовность органов управления. Место и время сбора КЧСО. Действия НСС по приведению в готовность органов управления до прибытия на станцию директора АС.

7.2.2. Приведение в готовность к работе ЗПУПД АС, ЗПУПД Г, ЗПУПД РЭ, АЦ АС и АЦ Г.

7.2.3. Порядок передачи управления между пунктами управления, порядок постановки задач силам.

7.2.4. Приведение в готовность, развертывание сил и средств наблюдения и контроля, сил ликвидации ЧС на АС, их состав, сроки готовности, места развертывания. Состав и оснащение сил и средств наблюдения и контроля, сил ликвидации ЧС на АС определяются приложением N 10 к Плану мероприятий по защите. План-график приведения в готовность органов управления, сил наблюдения и контроля, сил ликвидации ЧС на АС разрабатывается в соответствии с приложением N 11 к Плану мероприятий по защите.

7.3. Управление силами и средствами по локализации (ликвидации) ЧС на АС. Схема управления силами и средствами ликвидации ЧС на АС составляется в соответствии с приложением N 12 к Плану мероприятий по защите.

8. Мероприятия по защите персонала при объявлении

состояния "Аварийная готовность" (режим функционирования

СЧСО "Повышенная готовность")

8.1. Действия НСС, оперативного персонала. Календарный план-график действий НСС при угрозе и возникновении ЧС на АС разрабатываются в соответствии с приложением N 13 к Плану мероприятий по защите.

8.2. Действия руководства АС. Календарный план-график действий директора АС разрабатывается в соответствии с приложением N 14 к Плану мероприятий по защите.

8.3. Порядок проведения мероприятий по защите персонала:

приведение в готовность сил и средств АС;

приведение в готовность автотранспорта для эвакуации персонала;

обеспечение персонала СИЗ и приборами радиационного контроля;

обеспечение готовности защитных сооружений к приему персонала;

проведение профилактических противопожарных мероприятий;

приведение в готовность сил и средств медицинской защиты для оказания (при необходимости) первой медицинской помощи персоналу;

составление перечня должностных лиц (должность, количество, рабочее место), остающихся на рабочих местах с момента возникновения аварии до распоряжения РАР.

8.4. Порядок, объем и сроки передачи оперативной и текущей (дополнительной) информации об обстановке на АС.

Календарный план-график проведения основных мероприятий в случае аварии на АС разрабатывается в соответствии с приложением N 15 к Плану мероприятий по защите.

9. Мероприятия по защите персонала при объявлении

состояния "Аварийная обстановка" (режим функционирования

СЧСО "Чрезвычайная ситуация")

9.1. Действия руководства АС, НСС и оперативного персонала

при объявлении состояния "Аварийная обстановка"

9.1.1. Действия НСС (оповещение, принятие решения о применении СИЗ и коллективной защиты, проведение йодной профилактики, оказание первой помощи пострадавшим, проведение экстренной эвакуации). Действия НСС разрабатываются в соответствии с приложением N 13 к Плану мероприятий по защите.

9.1.2. Действия оперативного персонала (сообщение об обстановке должностным лицам в порядке подчиненности вплоть до НСС, оказание помощи пострадавшим, принятие необходимых и доступных мер по устранению аварии).

9.1.3. Действия руководства АС на ранней фазе развития аварии (выбор основных мер по защите, экстренная оценка аварийных доз облучения, применение СИЗ, обеспечение приборами радиационного и дозиметрического контроля, определение порядка укрытия в защитных сооружениях, проведение йодной профилактики, оказание медицинской помощи, другие защитные мероприятия, определение объемов, сроков, привлекаемых сил и средств для их проведения).

Перечень документов, разрабатываемых руководством АС для регламентации действий руководства и персонала АС в случае радиационной аварии, в соответствии с приложением N 16 к Плану мероприятий по защите.

9.1.4. Действия руководства АС на средней фазе развития аварии (предупреждение дальнейшего развития аварии и управление аварией, локализация (ликвидация) и ограничение радиационных последствий аварии, организация медицинской помощи, индивидуальной защиты персонала, проведение расширенного радиационного контроля и других необходимых мероприятий).

9.2. Радиационная защита

9.2.1. Меры по защите персонала на ранней фазе развития аварии:

а) основные меры по защите персонала:

укрытие персонала;

экстренная эвакуация;

применение СИЗ органов дыхания и кожных покровов;

проведение йодной профилактики;

б) экстренная оценка аварийных доз облучения (кто проводит, прогнозируемые дозы);

в) оказание первой помощи пострадавшим;

г) определение (расчет) времени пребывания персонала на площадке АС (в зоне радиационной аварии);

д) контроль радиационного загрязнения спецодежды и кожных покровов при выходе из зоны планирования защитных мероприятий и при эвакуации персонала с площадки АС;

е) санитарная обработка персонала;

ж) исключение или ограничение (при необходимости) потребления воды и продуктов питания;

з) инструктаж персонала о мерах по радиационной защите;

и) выдача и использование приборов дозиметрического контроля и индивидуальных дозиметров;

к) оценка радиационной обстановки, контроль и учет индивидуальных доз облучения персонала.

9.2.2. Меры по защите персонала на средней фазе развития аварии:

а) обоснование планируемого облучения выше установленных пределов доз (при необходимости);

б) локализация (ликвидация) радиоактивного загрязнения;

в) индивидуальная защита персонала (применение СИЗ, противорадиационных медицинских препаратов);

г) проведение расширенного радиационного контроля с учетом особенностей и условий выполняемых работ;

д) организация контроля доступа персонала в радиоактивно загрязненные помещения для выполнения работ;

е) организация дозиметрического оперативного контроля и индивидуального учета доз облучения персонала, занятого проведением АСДНР;

ж) порядок выдачи СИЗ и дозиметров персоналу, занятому проведением АСДНР (запас СИЗ и дозиметров должен быть не менее двух комплектов на каждого участника проведения АСДНР);

з) комплексное применение медицинских противорадиационных средств (при необходимости);

и) инструктаж персонала до начала работ в радиационно опасных условиях о мерах по защите и о возможных индивидуальных дозах облучения.

Порядок проведения дезактивации одежды и СИЗ при радиоактивном загрязнении (в соответствии с СанПиН 2.2.8.46-03 "Санитарные правила по дезактивации средств индивидуальной защиты", утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 октября 2003 г. N 157 (зарегистрировано в Минюсте России 5 декабря 2003 г., регистрационный N 5298).

9.2.3. Порядок проведения санитарной обработки (места расположения ПуСО, резерв спецодежды и обуви, дозиметрический контроль, численность персонала, который может быть подвергнут санитарной обработке, запас дезактивирующих средств).

9.2.4. Меры по защите персонала на поздней фазе развития аварии (планируемые мероприятия, меры по защите при их проведении).

Меры по радиационной защите персонала определяются, исходя из задач, решаемых на этой фазе развития аварии, при реализации которых может быть нанесен вред здоровью персонала:

выполнение аварийно-восстановительных работ;

дезактивация загрязненных помещений, зданий и территорий АС;

сбор и транспортировка радиоактивных отходов;

реабилитация (при необходимости) загрязненных территорий.

Решения о мерах по защите принимаются при определении задач, которые должны быть реализованы на поздней фазе развития аварии, с учетом сложившейся радиационной обстановки и конкретных социально-экономических условий.

9.3. Инженерная защита

9.3.1. Порядок поддержания защитных сооружений в готовности к немедленному приему персонала.

9.3.2. Порядок укрытия в убежищах при радиационной аварии и других ЧС персонала (в том числе личного состава воинской части (подразделения) ВВ, органа внутренних дел и подразделений ФПС), а также укрытия персонала, укрываемого в других помещениях. Расчет укрытия персонала и других организаций на площадке АС производится в соответствии с приложением N 17 к Плану мероприятий по защите.

9.3.3. Порядок представления донесений о проведении мероприятий по инженерной защите.

9.4. Физическая защита

9.4.1. Планирование организационных и инженерно-технических мероприятий, а также действий сил охраны АС при их частичной реорганизации и порядка задействования резервных сил в подразделениях ВВ МВД России, охраняющих АС, и подразделений ВО, включающих:

1) обеспечение оперативности контролируемого допуска аварийно-спасательных формирований в охраняемые пределы АС;

2) содействие беспрепятственной эвакуации персонала с территории и из сооружений АС через все КПП и посты;

3) обеспечение защиты личного состава наружных постов охраны;

4) создание мобильного резерва для усиления или смены караулов;

5) обеспечение устойчивого управления охраной АС из защищенного пункта;

6) предупреждение несанкционированного доступа;

7) своевременное обнаружение несанкционированного действия;

8) воспрепятствование проникновению нарушителя;

9) пресечение несанкционированных действий;

10) задержание лиц, причастных к подготовке или совершению диверсии или хищения ядерных материалов и материально-технических ценностей;

11) предупреждение террористических актов.

9.4.2. Силы и средства, сроки, лица, ответственные за проведение перечисленных в пункте 9.4.1 мероприятий.

9.4.3. Оперативная информация об обеспечении специальной безопасности АС передается начальником смены службы безопасности оперативному дежурному ОДО.

При разработке подраздела 9.4 следует учитывать требования Правил физической защиты ядерных материалов, ядерных установок и пунктов хранения ядерных материалов (пункт 23), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июля 2007 г. N 456 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 31, ст. 4081; 2009, N 18, ст. 2248; 2010, N 38, ст. 4825; 2011, N 7, ст. 979; N 21, ст. 2961), обязывающего руководство АС обеспечивать разработку:

плана охраны АС;

плана действий персонала физической защиты и персонала АС;

плана взаимодействия руководства АС, воинских частей (подразделений) ВВ МВД России с органами внутренних дел Российской Федерации и органами ФСБ России в штатных и чрезвычайных ситуациях.

При разработке Плана мероприятий по защите могут быть использованы данные из вышеуказанных планов, за исключением сведений, составляющих государственную тайну.

9.5. Эвакуационные мероприятия

9.5.1. Порядок проведения экстренной эвакуации персонала с площадки АС и СЗЗ.

9.5.2. Порядок проведения заблаговременной эвакуации:

а) эвакуационные органы и порядок приведения их в готовность;

б) управление эвакуацией персонала с площадки АС и из СЗЗ, организация контроля за эвакуацией персонала и членов их семей из города при АС и степень участия руководства АС;

в) решение о проведении эвакуационных мероприятий и порядок их проведения (право принятия решения, критерии);

г) временные сроки проведения эвакуации;

д) пункты посадки персонала в транспортные средства (в обычный рабочий день и в ночное время (выходные дни) раздельно);

е) организация эвакуации персонала (оповещение о начале эвакуации и инструктаж, средства и организация связи, порядок погрузки в транспортные средства, места размещения ППЭ, СЭП, маршруты эвакуации, пункты высадки, организация и порядок проведения санитарной обработки на ПуСО эвакуируемого персонала);

ж) основные данные по видам обеспечения эвакуации, оповещения и связи (медицинского, транспортного, материально-технического, охраны общественного порядка, инженерного, разведки, коммунально-бытового);

з) сбор и обобщение данных о ходе эвакуации и передача донесений органам управления.

Календарный план-график проведения мероприятий по эвакуации персонала АС приведен в приложении N 18.

9.6. Медицинская защита

9.6.1. Силы и средства медицинской защиты и порядок приведения их в готовность.

9.6.2. Порядок медицинской защиты в зависимости от фазы развития аварии.

На ранней фазе развития аварии:

а) оказание первой медицинской помощи, первой врачебной и специализированной медицинской помощи;

б) проведение йодной профилактики, применение противорадиационных медицинских препаратов при радиационной аварии;

в) пострадавших по жизненным показаниям, сроки и места эвакуации (транспортные средства, предназначенные для эвакуации пострадавшего персонала, должны быть оборудованы приборами радиационного контроля);

г) доставка в медицинские учреждения лиц с травматическими повреждениями, ожогами, получивших дозу облучения выше 200 мЗв, и их освидетельствование;

д) экстренная госпитализация пострадавших, получивших дозу облучения свыше 1 Зв;

е) медицинское обеспечение персонала, укрываемого в убежищах и в других защитных сооружениях;

ж) назначение места сбора для оказания первой медицинской помощи пострадавшему персоналу;

з) медицинское обеспечение эвакуируемого персонала.

На средней фазе развития аварии:

а) комплексное применение медицинских противорадиационных препаратов при проведении работ в радиационно опасных условиях (при необходимости);

б) медицинское обеспечение проведения АСДНР;

в) оказание квалифицированной помощи пострадавшим;

г) медицинское обеспечение эвакуируемого персонала;

д) медицинское освидетельствование лиц, подвергнувшихся облучению;

е) контроль и учет индивидуальных доз облучения лиц, привлекаемых к работам по локализации (ликвидации) аварии и ее последствий.

На поздней фазе развития аварии меры медицинской защиты принимаются исходя из особенностей, приведенных в пункте 9.2.5.

Меры по медицинской защите персонала при проведении АСДНР.

Расчет сил и средств медицинской защиты и обеспечения при аварии на АС выполняется в соответствии с приложением N 19 к Плану мероприятий по защите.

9.6.3. Порядок проведения санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.

9.6.4. Наличие медицинских средств, препаратов, имущества и обеспеченность ими.

9.6.5. Порядок представления донесений о ходе применения мер по медицинской защите.

10. Ликвидация чрезвычайных ситуаций на АС. Привлекаемые

силы и средства

10.1. Руководство работами по ликвидации ЧС на АС

10.1.1. Организация управления АСДНР.

10.1.2. Решение руководителя аварийных работ на АС о ликвидации ЧС (принимается всегда при возникновении ЧС на АС).

Решение руководителя аварийных работ на АС о проведении АСДНР готовится и оформляется в соответствии с приложением N 20 к Плану мероприятий по защите.

10.1.3. Организация обеспечения действий органов управления, сил и средств ликвидации ЧС. Состав, оснащение сил и средств, привлекаемых для ликвидации ЧС на АС в соответствии с приложением N 21 к Плану мероприятий по защите.

10.1.4. Порядок доведения задач до органов управления, привлекаемых сил и средств ликвидации ЧС (проведения АСДНР).

10.2. Организация и проведение АСДНР по ликвидации

радиационной аварии

10.2.1. Состав привлекаемых сил и средств.

10.2.2. Организация и порядок проведения аварийно-спасательных работ.

10.2.3. Организация и порядок проведения других неотложных работ.

10.2.4. Организация контроля за проведением мероприятий и организация всестороннего обеспечения АСДНР.

10.2.5. Организация и порядок взаимодействия с привлекаемыми силами.

10.2.6. Организация защиты персонала при проведении АСДНР.

10.2.7. Организация и проведение специальной обработки.

10.3. Организация работ по ликвидации пожара

При возникновении пожара персонал и личный состав подразделения ФПС действуют в соответствии с Планом тушения пожаров на АС, который разрабатывается подразделением ФПС совместно с руководством АС и утверждается в соответствии с установленным порядком.

10.3.1. Организация управления силами и средствами при возникновении пожара. Порядок представления донесений о ходе выполнения работ по ликвидации пожара.

Состав основных и сил и средств, привлекаемых

для тушения пожара

Состав основных и дополнительных сил и средств, привлекаемых для тушения пожара, приведен в приложении N 22 к Плану мероприятий по защите.

10.3.2. Действия НСС и оперативного персонала при возникновении пожара.

10.3.3. Организация взаимодействия РТП подразделения ФПС с руководством АС.

10.3.4. Меры по защите персонала АС при возникновении пожара в условиях возможной неблагоприятной радиационной обстановки или в электроустановках.

10.4. Организация работ по ликвидации химических аварий

с выбросом (разливом) АХОВ

10.4.1. Действие руководства АС, НСС и оперативного персонала.

10.4.2. Порядок информирования о возникновении химической аварии. Порядок представления донесений о проведении мероприятий по защите персонала и ликвидации химической аварии.

10.4.3. Порядок проведения мероприятий по защите персонала:

а) выбор СИЗ;

б) спасение персонала и оказание помощи пострадавшим;

в) эвакуация персонала из зоны заражения;

г) химическая разведка аварийного объекта и зоны заражения;

д) организация химического контроля;

е) локализация (ликвидация), подавление очага выброса;

ж) проведение санитарной обработки, дегазация зданий, сооружений, территорий;

з) инженерно-технические мероприятия для ликвидации химической аварии.

10.4.4. Состав сил и средств, привлекаемых для ликвидации химической аварии, организация взаимодействия.

10.5. Организация работ по ликвидации ЧС по причине внешних

воздействий природного происхождения

10.5.1. Действия руководства АС, НСС и оперативного персонала.

10.5.2. Меры по защите от внешних воздействий природного происхождения и мероприятия по жизнеобеспечению персонала.

10.5.3. Состав привлекаемых сил и средств, организация взаимодействия.

10.5.4. Организация и порядок проведения работ по ликвидации ЧС.

10.5.5. Меры по защите аварийно-спасательных формирований при ликвидации ЧС.

10.5.6. Порядок представления донесений о ходе проведения мероприятий по защите персонала и ликвидации ЧС.

11. Обеспечение сил и средств, привлекаемых для ликвидации

ЧС на АС

11.1. Радиационная и химическая разведка

11.1.1. Количество и численный состав формирований радиационной и химической разведки (далее - разведка), ее оснащение (оснащение должно включать СИЗ, средства связи, средства первой медицинской помощи, приборы радиационного и дозиметрического контроля, позволяющие оценивать мощность дозы гамма-излучения в диапазоне от 0,05 мкЗ/час до 10 Зв/час и диапазон регистрируемых энергий излучений от 0,015 до 3,000 МэВ).

Состав сил и средств для проведения разведки, в том числе из состава сил, нацеленных на АС для ликвидации ЧС на аварийном блоке, на площадке АС, СЗЗ и ЗН, в городе при АС, в зоне возможного опасного радиоактивного загрязнения определяется в соответствии с приложением N 23 к Плану мероприятий по защите.

11.1.2. Организация связи и передачи сообщений о результатах разведки.

11.1.3. Организация проведения разведки. Схемы организации разведки силами АС в соответствии с приложениями N 23.1, N 23.2, N 23.3, N 23.4.

11.1.4. Организация взаимодействия с привлекаемыми силами для проведения разведки.

11.1.5. Меры по защите персонала формирований разведки, организация проведения специальной санитарной обработки.

11.2. Инженерное обеспечение

Инженерное обеспечение включает инженерную разведку объектов и местности в районе проведения работ силами ликвидации ЧС, устройство и содержание путей движения, подвоза и эвакуации, обеспечение ввода сил ликвидации ЧС в районы проведения АСДНР, инженерные мероприятия по преодолению разрушений, затоплений, оборудование пунктов водоснабжения.

11.2.1. Количество и численность формирований инженерной разведки, оснащение.

11.2.2. Организация связи и передачи сообщений о результатах инженерной разведки и инженерного обеспечения при проведении АСДНР.

11.2.3. Организация инженерного обеспечения при проведении АСДНР.

11.2.4. Привлекаемые силы (из числа нацеленных на АС) и организация их взаимодействия при проведении АСДНР.

11.2.5. Обеспечение подготовки маршрутов выдвижения и маневра формирований инженерной разведки к районам проведения АСДНР, путей подвоза; устройство проездов в завалах и переходов через препятствия.

11.2.6. Меры по защите персонала формирований инженерного обеспечения, организация проведения специальной обработки.

11.3. Медицинское обеспечение

Медицинское обеспечение организуется и осуществляется в целях сохранения здоровья и работоспособности персонала, участвующего в ликвидации ЧС на АС, своевременного оказания медицинской помощи пораженным и больным, их эвакуации, лечения, предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний.

11.3.1. Порядок медицинского обеспечения при угрозе и возникновении ЧС на АС. Перечень средств и организационных решений, необходимых для оказания медицинской помощи пострадавшим.

11.3.2. Количество и численность формирований медицинской и санитарно-эпидемиологической разведки, оснащение, организация связи и представления донесений о ходе проведения мероприятий по медицинскому обеспечению.

11.3.3. Организация и порядок проведения медицинской и санитарно-эпидемиологической разведки.

11.3.4. Привлекаемые силы для медицинского обеспечения и организация их взаимодействия.

11.3.5. Меры по защите персонала формирований медицинского обеспечения, организация проведения специальной обработки (при необходимости).

11.4. Материально-техническое обеспечение

11.4.1. Организация и порядок МТО при возникновении ЧС на АС:

а) силы и средства АС для МТО, состав, оснащение, порядок приведения в готовность, организация связи и представления донесений о ходе проведения мероприятий по МТО. Расчет материально-технического обеспечения сил и средств, привлекаемых для ликвидации ЧС на АС, проводится в соответствии с приложением N 24 к Плану мероприятий по защите;

б) организация выдачи СИЗ и имущества аварийно-спасательным формированиям АС;

в) МТО сил и средств АС при проведении АСДНР (запасными частями, водой, продуктами питания, одеждой, обувью, ГСМ, транспортом, средствами связи, СИЗ, приборами радиационного и дозиметрического контроля);

г) обеспечение жизнедеятельности персонала на пути движения и в районе эвакуации;

д) привлечение сил и средств для МТО при ЧС и организация взаимодействия.

11.4.2. МТО группы ОПАС (в соответствии с действующими федеральными нормами и правилами в области использования атомной энергии, регламентирующими порядок объявления аварийной обстановки, оперативной передачи информации и организации экстренной помощи АС в случае радиационно опасных ситуаций).

11.4.3. Резервы материальных ресурсов. Состав и размещение аварийных комплектов (места хранения, ответственные лица):

- приборов дозиметрического контроля и индивидуальных дозиметров;

- СИЗ, спецодежды и медикаментов;

- средств внешней и внутренней связи и оповещения;

- оборудования, инструмента и приспособлений для проведения АСДНР и аварийно-восстановительных работ;

- средств дезактивации, дегазации помещений, оборудования, сооружений и территории.

11.5. Транспортное обеспечение

11.5.1. Порядок доставки персонала для обеспечения работы АС в условиях ЧС.

11.5.2. Порядок доставки личного состава, привлекаемого для проведения АСДНР на территорию промплощадки.

11.5.3. Пункты технической помощи, заправочные станции.

11.5.4. Привлекаемые силы и средства, организация взаимодействия.

11.5.5. Расчет транспортного обеспечения эвакуации персонала с площадки АС и СЗЗ приведен в приложении N 25.

11.6. Гидрометеорологическое обеспечение

11.6.1. Силы и средства гидрометеорологического обеспечения, места дислокации, организация связи.

11.6.2. Порядок предоставления органам управления по ликвидации ЧС на АС данных о метеорологической обстановке (средства связи, форма и содержание донесений, сроки представления).

11.6.3. Порядок и объем передачи аварийно-спасательным формированиям и службам данных о погоде в районе проведения АСДНР, а также срочной информации об опасных метеорологических и гидрологических явлениях и прогнозе их развития.

11.7. Охрана общественного порядка

Охрана общественного порядка в зоне ЧС заключается в действиях сил охраны общественного порядка по организации и регулированию движения всех видов транспорта, по охране материальных ценностей любых форм собственности и личного имущества пострадавших, а также по обеспечению установленного режима ЧС, порядка ввоза и вывоза людей и транспортных средств и возлагается на подразделения АС в соответствии с организационно-функциональной структурой и подразделения МВД России, закрепленные за соответствующей территорией.

11.7.1. Силы и средства для охраны общественного порядка. Организация связи и представления донесений о ходе проведения мероприятий по обеспечению общественного порядка.

11.7.2. Порядок прекращения движения всех видов транспорта и людей на площадке АС и (или) в СЗЗ (в зависимости от масштабов аварии), кроме участвующих в ликвидации последствий аварии.

11.7.3. Порядок регулирования движения персонала, укрываемого на площадке АС.

11.7.4. Порядок блокирования зоны радиационной аварии (ЧС).

11.7.5. Порядок патрулирования установленных маршрутов.

11.7.6. Порядок регулирования движения на маршрутах эвакуации персонала.

11.7.7. Охрана общественного порядка и обеспечение безопасности на объектах эвакуации (СЭП, ППЭ, ПЭП, КПП, в пунктах посадки и высадки, на маршрутах эвакуации и в районах эвакуации).

11.7.8. Организация комендантской службы (при необходимости).

Лист ознакомления

с Планом мероприятий по защите и с изменениями в документе

Приложение N 1

ПЛАН ПЛОЩАДКИ АС

На плане площадки АС должны быть показаны здания и сооружения, основные инженерные коммуникации, ЗПУПД и убежища (без указания их характеристик); места размещения стационарных средств связи; медицинский пункт для оказания первой доврачебной помощи пострадавшим; периметр площадки АС и расположение КПП, постов ВО и ВВ МВД России; места сбора персонала; места подачи автотранспорта и маршруты эвакуации с площадки АС; маршруты и рубежи ввода привлекаемых сил для ликвидации последствий аварии; расположение постов радиационного контроля (в том числе АСКРО); пункты выдачи приборов дозиметрического контроля; места размещения емкостей с взрывоопасными, легковоспламеняющимися и горючими веществами; источники водоснабжения; условные обозначения.

Планы и схемы соответствующих приложений в электронном и бумажном видах должны быть выполнены с указанием масштаба. Формат планов и схем, используемых в Плане мероприятий по защите, должен быть A2 или A3 и позволять представлять необходимую информацию в соответствии с назначением приложения.

Приложение N 2

ПЛАН ГОРОДА ПРИ АС

На плане города при АС должны быть показаны границы проектной застройки города, ЗПУПД Г, убежища и ПРУ (без указания их характеристик), медицинские учреждения, узел связи, радиоузел, телестудия, задействованные в ЛСО, СОП, ПуСО; датчики АСКРО, центральный пост контроля АСКРО, ЛВРК; дорожная сеть города, маршруты эвакуации, обеспечивающие подачу и выезд из города автотранспорта при одновременном вывозе всего эвакуируемого населения города; пункты регулирования подачи в город и выхода техники из города, КПП, сборные пункты эвакуации, места посадки на автотранспорт; склады резерва таблеток KI, СИЗ для населения и пункты их выдачи; склады и площадки для хранения положенной по табелям оснащения техники, автотранспорта, приборов, инструмента и имущества СВФ, НАСФ АС и имущества группы ОПАС; железнодорожные станции, платформы, речные причалы и пристани, автостанции, аэродромы и посадочные площадки; пункты постоянной дислокации подразделений и территориальных органов управления МВД России, ФСБ России, Минобороны России, МЧС России, ФМБА России, подразделения ФПС; источники водоснабжения города; характеристика транспортных магистралей между городом и АС; промышленные объекты; условные обозначения.

Приложение N 3

ПЛАН САНИТАРНО-ЗАЩИТНОЙ ЗОНЫ И ЗОНЫ НАБЛЮДЕНИЯ

На плане СЗЗ и ЗН должны быть показаны их границы, место размещения АС, границы ограждения площадки АС, гидросооружения, населенные пункты, организации (предприятия), осуществляющие производственно-хозяйственную деятельность в СЗЗ и ЗН, защитные сооружения (убежища, ПРУ), заглубленные и наземные здания и сооружения для защиты персонала АС, автомобильные дороги и железнодорожные пути, посты радиационного контроля, площадки для стоянки вертолетов или места для посадки вертолетов, КПП, ПуСО, условные обозначения.

Приложение N 4

ПЛАН ЗОНЫ ВОЗМОЖНОГО ОПАСНОГО РАДИОАКТИВНОГО ЗАГРЯЗНЕНИЯ АС

На плане должны быть показаны административно-территориальные границы города при АС и муниципальных образований, находящихся в зоне возможного опасного радиоактивного загрязнения АС, границы СЗЗ, ЗН, населенные пункты в ЗН, зоны планирования защитных мероприятий, защищенные пункты управления противоаварийными действиями на АС, в городе при АС и в районах эвакуации АС, а также пункты размещения территориальных органов управления по делам ГО и ЧС города, области (округа); маршруты следования и места размещения сил, привлекаемых для локализации (ликвидации) ЧС: Минобороны России, МВД России, МЧС России, ФМБА России (районы их сосредоточения, исходные районы, рубежи ввода на границах ЗН и СЗЗ); расположение метеорологических станций города (района, области), районы эвакуации АС (основной и запасной); маршруты эвакуации персонала, узлы связи и медицинские учреждения; расположение постов радиационного контроля; дороги с твердым покрытием и выходы с них на АС со всех возможных направлений; размещение ППЭ, ПЭП, СОП, ПуСО, СОТ и СОО, КПП и постов регулирования на маршрутах эвакуации и ввода сил ликвидации ЧС на АС, условные обозначения.

Приложение N 5

РАСЧЕТ

ЗОН РАДИОАКТИВНОГО ЗАГРЯЗНЕНИЯ, ДОЗ ВНЕШНЕГО И ВНУТРЕННЕГО

ОБЛУЧЕНИЯ ПРИ ЗАПРОЕКТНОЙ АВАРИИ

1. Обоснование выбора запроектной аварии.

2. Сценарий протекания выбранной запроектной аварии. Радионуклидный состав и активность выброса радионуклидов с момента начала аварии на ее ранней фазе (до локализации (ликвидации) источника выброса).

3. Анализ радиационных последствий выбранной запроектной аварии и результаты расчета прогнозируемых доз внешнего и внутреннего облучения. Для анализа радиационных последствий расчет доз внешнего и внутреннего облучения выполняется с применением консервативного подхода.

4. Возможное число пострадавших лиц из персонала АС, для которых может потребоваться медицинская помощь с учетом степени тяжести и вида поражений.

5. Оценка радиационной обстановки в помещениях АС, БПУ (БЩУ), РПУ (РЩУ), на площадке АС и в СЗЗ.

6. Основные данные расчетов зон, их границ и характеристик (зоны радиоактивного загрязнения, зоны планирования защитных мероприятий, зоны планирования мероприятий по обязательной эвакуации персонала, уровни загрязнения на границах зон) при заданных метеорологических условиях.

7. Основные мероприятия по защите персонала на основе расчетов прогнозируемых последствий выбранной запроектной аварии.

8. Выводы. Результаты расчетов размеров зон при радиационной аварии наносятся на план зоны возможного опасного радиоактивного загрязнения АС с указанием розы ветров, средней скорости приземного ветра, средней температуры воздуха и условных обозначений.

Приложение N 6

СИТУАЦИОННЫЙ ПЛАН

ПРИ ХИМИЧЕСКОЙ АВАРИИ НА АС (ТРЕБОВАНИЯ

К СИТУАЦИОННОМУ ПЛАНУ)

1. Ситуационный план выполняется на листах формата A4 (A3).

2. В графической части плана отмечается:

масштаб рисунка;

границы площадки АС и ее составляющие;

расположение близлежащих организаций и объектов;

расположение близлежащих населенных пунктов;

зона химического заражения в соответствии с расчетами, приведенными в приложении N 7 к Плану мероприятий по защите.

3. В подрисуночной подписи к ситуационному плану приводится расшифровка обозначений и краткое описание сценария, к которому относится графическая часть, с указанием:

основных исходных расчетных данных (основных поражающих факторов, метеорологической обстановки, времени экспозиции);

наименований и количества АХОВ при выбросе (разливе);

размеров зоны химического заражения;

возможного числа пострадавших и других сведений, необходимых для оценки обстановки и принятия мер по защите персонала.

Приложение N 7

РАСЧЕТ

РАЗМЕРОВ ПРОГНОЗИРУЕМОЙ ЗОНЫ ХИМИЧЕСКОГО ЗАРАЖЕНИЯ

ПРИ ВЫБРОСЕ (РАЗЛИВЕ) АХОВ

1. При заблаговременном прогнозировании химической обстановки принимаются следующие допущения:

а) за величину выброса (разлива) АХОВ принимается максимальный объем единичной емкости хранения (для сейсмических районов - общий запас АХОВ на объекте); при отсутствии АХОВ на АС для расчета используются данные об объемах АХОВ на соседних объектах;

б) толщина слоя жидкости h для АХОВ, разлившихся свободно на подстилающей поверхности, принимается равной 0,05 м; для АХОВ, разлившихся в поддон или обваловку, она определяется из соотношения:

h = H - 0,2

где H - высота поддона (обвалования), м;

в) масштабы заражения рассчитываются по первичному и вторичному облакам;

г) метеорологические условия: степень вертикальной устойчивости воздуха - инверсия, скорость ветра - 1 м/сек, температура воздуха - 20 °C, направление ветра - равновероятное от 0 до 360°.

2. Расчет предусматривает определение:

эквивалентного количества вещества в первичном облаке Q1;

времени испарения вещества T;

эквивалентного количества вещества во вторичном облаке Q2;

глубины заражения первичным и вторичным облаками Г1, Г2;

полной глубины зоны заражения Г и возможных значений глубины переноса воздушных масс Гп;

продолжительности действия поражающего вещества.

3. Результаты расчета размеров прогнозируемой зоны химического заражения и ее конфигурации, образовавшейся в результате аварии, наносятся на План зоны возможного опасного радиоактивного загрязнения АС (планы площадки АС, СЗЗ, города при АС в зависимости от размеров зоны) и должны быть представлены на ситуационном плане в соответствии с приложением N 6 к Плану мероприятий по защите.

4. Основные мероприятия по защите персонала при химической аварии на основе прогнозных данных (расчетов).

5. Выводы. После аварии должны использоваться конкретные данные о количестве разлившегося вещества и реальные метеорологические условия для уточнения предварительного прогноза.

Приложение N 8

СХЕМА

ОПОВЕЩЕНИЯ ПРИ УГРОЗЕ ИЛИ ВОЗНИКНОВЕНИИ АВАРИИ НА АС <*>

--------------------------------

<*> Разрабатывается применительно к каждой АС.

Приложение N 9

СХЕМА

ОРГАНИЗАЦИИ СВЯЗИ И ПЕРЕДАЧИ ИНФОРМАЦИИ ПРИ ВОЗНИКНОВЕНИИ

АВАРИИ НА АС (ТРЕБОВАНИЯ К СХЕМЕ ОРГАНИЗАЦИИ СВЯЗИ

ПРИ ВОЗНИКНОВЕНИИ АВАРИИ НА АС)

Графическая часть схемы должна содержать основные и резервные средства связи, которые размещены на БПУ (БЩУ), РПУ (РЩУ), в ЗПУПД АС, ЗПУПД Г, ЗПУПД РЭ, ППУ РАР АС и используются при организации связи с Госкорпорацией "Росатом", КЦ, формированиями, нацеленными на АС, Центр управления в кризисных ситуациях главного управления МЧС России по субъекту Российской Федерации, МВД России, ФСБ России, с главами администрации области и муниципального образования (города при АС), медицинскими учреждениями, подразделением ФПС, ВВ МВД России, территориальными органами Ростехнадзора, Росгидромета, ФМБА России, филиалами Системного оператора ОАО "СО ЕЭС" (РДУ, ОДУ) и взаимодействующими органами других федеральных органов исполнительной власти и применяемые при проведении разведки и АСДНР, при информировании и оповещении, в том числе КСДС с их условными обозначениями.

Приложение должно содержать:

а) схему организации передачи данных (схема информационных потоков, основное коммуникационное и серверное оборудование, обеспечивающее представление технологических и радиационных параметров о работе АС в АЦ АС, АЦ Г и КЦ);

б) схему организации радиосвязи АС (радиочастоты позывных и абонентов, в том числе и организацию радиосвязи с привлекаемыми силами и средствами для проведения АСДНР).

Приложение N 10

Состав и оснащение

сил и средств наблюдения и контроля, сил ликвидации ЧС

на АС

Приложение N 11

План-график

приведения в готовность органов управления, сил наблюдения

и контроля, сил ликвидации ЧС на АС <*>

--------------------------------

<*> Для каждого органа управления, службы и формирования указываются основные виды имущества, инструмента, приборов и техники.

Приложение N 12

СХЕМА

УПРАВЛЕНИЯ СИЛАМИ И СРЕДСТВАМИ ЛИКВИДАЦИИ ЧС НА АС <*>

--------------------------------

<*> Схема разрабатывается применительно к каждой АС.

Приложение N 13

КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН-ГРАФИК

ДЕЙСТВИЙ НСС ПРИ УГРОЗЕ И ВОЗНИКНОВЕНИИ ЧС НА АС

--------------------------------

<*> Перечисленные в настоящем приложении действия НСС носят рекомендательный характер и подлежат уточнению, корректировке и дополнению с учетом особенностей каждой АС.

Действия НСС приводятся до момента прибытия директора АС. Оперативные сообщения, предусмотренные межведомственным соглашением между Ростехнадзором и МЧС России, подготавливают и рассылают в установленном порядке и в установленные сроки руководители подразделений АС, уполномоченных на решение задач в области защиты персонала и территорий от ЧС.

Приложение N 14

КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН-ГРАФИК ДЕЙСТВИЙ ДИРЕКТОРА АС

Примечания:

1. В разделах III, IV, V разрабатываются действия директора АС при возникновении указанных ЧС.

2. Календарный план-график действий директора АС - рекомендуемый и подлежит уточнению и дополнению с учетом особенностей каждой АС.

3. Календарный план-график действий директора АС целесообразно оформлять на планшете с нанесением: критериев для принятия решения, схемы плана площадки АС, схемы СЗЗ АС, схемы города при АС, маршрутов эвакуации, пунктов эвакуации, мест расположения прибывающих на АС привлекаемых сил и средств, районов эвакуации АС и других необходимых данных, а также других наглядных материалов по согласованию с директором АС. Формат схем для планшета - A4.

4. На примере календарного план-графика действий директора АС разрабатываются Календарные планы-графики действия руководителей подразделений АС.

Приложение N 15

Календарный план-график

проведения основных мероприятий в случае аварии на АС

Примечания: 1. В календарный план-график проведения основных мероприятий в случае аварии на АС включаются и другие мероприятия, исходя из особенностей каждой станции. Приведенные в Календарном план-графике мероприятия являются рекомендуемыми и требуют уточнения и дополнения для каждой АС. 2. Наименования руководящих органов, служб и формирований АС должны быть приведены в соответствии с организационно-функциональной структурой управления филиалов эксплуатирующей организации - атомных станций. 3. Для пунктов III, IV, V мероприятия по защите и ликвидации последствий разрабатываются так же, как и для пунктов 1 и 2.

Приложение N 16

ДОКУМЕНТЫ,

РАЗРАБАТЫВАЕМЫЕ АДМИНИСТРАЦИЕЙ АС ДЛЯ РЕГЛАМЕНТАЦИИ

ДЕЙСТВИЙ РУКОВОДСТВА И ПЕРСОНАЛА АС ПРИ РАДИАЦИОННОЙ АВАРИИ

1. Карты действий персонала по сигналу "Аварийная обстановка".

2. Карточки оповещения.

3. Организация пункта сбора органов управления и сил СЧСО.

4. Организационная структура групп противоаварийного реагирования и их задачи.

5. Порядок сбора членов групп противоаварийного реагирования.

6. Логическая схема действий НСС по оповещению при возникновении ЧС на АС.

7. Карточки действий групп противоаварийного реагирования.

8. Карты информационных сообщений групп противоаварийного реагирования.

9. Схема движения информационных сообщений.

10. Схемы взаимодействия групп противоаварийного реагирования между собой и с привлекаемыми силами.

11. Порядок формирования системы постоянно действующих дежурных бригад и организации дежурств при радиационной аварии на АС.

12. Организация диагностики и прогноза состояния окружающей среды и функционирования РУ.

13. Рабочие документы для групп противоаварийного реагирования.

Приложение N 17

Расчет

укрытия персонала АС и других организаций на площадке АС

Приложение N 18

Календарный план-график

проведения мероприятий по эвакуации персонала АС

Приложение N 19

Расчет

сил и средств медицинской защиты и обеспечения при аварии

на АС

Примечание.

В графах 1 - 5 должны быть указаны мероприятия, время и сроки их проведения, ответственные, привлекаемые силы и средства медицинской защиты для каждой АС.

Приложение N 20

РЕШЕНИЕ

РУКОВОДИТЕЛЯ АВАРИЙНЫХ РАБОТ НА АС О ПРОВЕДЕНИИ АСДНР

1. Решение руководителя аварийных работ на АС о проведении АСДНР включает:

а) краткие выводы из оценки обстановки;

б) замысел действий;

в) задачи силам и средствам по ликвидации ЧС, меры безопасности и меры по защите;

г) организацию взаимодействия;

д) основы организации управления;

е) обеспечение действий сил и средств ликвидации ЧС;

ж) другие необходимые данные.

а) краткие выводы из оценки обстановки содержат основные сведения о характере и масштабах ЧС, степени опасности для персонала, границах зон, видах, объемах предстоящих АСДНР и условиях их проведения, имеющихся силах и средствах и их возможностях, потребностях в силах и средствах для проведения АСДНР, обеспеченности и готовности к действиям сил и средств, метеорологической обстановке, особенности;

б) замысел действий включает:

- цели, главные задачи и последовательность проведения работ;

- объекты (районы, участки) сосредоточения основных усилий;

- этапы и способы решения задач;

- распределение сил и средств, последовательность их ввода в зону ЧС для проведения работ;

- допустимые дозы облучения и порядок оформления планируемого повышенного облучения персонала (при необходимости);

в) задачи силам по ликвидации ЧС. При постановке задачи указываются:

- объекты (районы, участки) работ;

- силы и средства, последовательность и сроки проведения работ;

- объекты (районы, участки) сосредоточения основных усилий, порядок использования технических средств;

- меры безопасности и меры по обеспечению непрерывности работ;

- установленная доза облучения;

- порядок взаимодействия, сигналы управления и меры по защите (СИЗ, время работы, дозиметрический контроль, санитарная обработка, дезактивация);

г) взаимодействие формирований АС с формированиями других министерств и агентств, с территориальными силами (области, муниципального образования) организуется при принятии решения (с участием представителей взаимодействующих сил) и осуществляется при проведении АСДНР. Организация взаимодействия включает:

- уточнение границы объектов работ каждого формирования;

- установление порядка действий на смежных объектах (особенно при выполнении работ, которые могут представлять опасность или повлиять на их работу);

- согласование по времени и месту сосредоточения усилий при совместном выполнении особо важных и сложных работ;

- согласование сроков начала и завершения работ (ориентировочно);

- определение порядка обмена данными об обстановке, изменениях обстановки и о результатах работ на смежных объектах;

- установление порядка оказания экстренной взаимопомощи и действий при возникновении непредвиденных ситуаций;

- установление мест расположения пунктов управления, порядка информирования о ходе выполнения работ и способах связи;

д) организация управления АСДНР, места и время развертывания пунктов управления АСДНР, сигналы управления и оповещения, организация связи, порядок представления донесений о проведенных мероприятиях;

е) обеспечение действий сил и средств ликвидации ЧС (уяснение задачи, оценка обстановки в рамках своей ответственности (компетентности), готовность сил и средств обеспечения и их своевременный ввод в зону ЧС, постановка задач подчиненным и их уточнение в ходе работ, контроль за решением поставленных задач);

ж) другие необходимые данные.

2. Решение о проведении АСДНР оформляется документально с приложением (при необходимости) схем и расчетов. Задачи участвующим в проведении АСДНР формированиям ставятся в виде приказа РАР в соответствии с принятым решением.

В ходе проведения АСДНР задачи силам ликвидации ЧС, подчиненным РАР (директору АС), уточняются (при необходимости) распоряжениями (указаниями) руководителям формирований, отдаваемыми РАР устно, с последующим оформлением распоряжений документально.

При подготовке решения начинается планирование АСДНР, которое завершается после принятия решения и постановки задач силам по ликвидации ЧС. План проведения АСДНР оформляется в виде текста с приложением карт, схем, графиков и расчетов. План подписывается руководителем структурного подразделения АС, уполномоченного на решение задач в области ГО и ЧС, и утверждается РАР. Выписки из плана доводятся до всех руководителей формирований ликвидации ЧС на АС в части, их касающейся. В план могут вноситься корректировки в течение всего периода проведения АСДНР в зоне ЧС.

Складывающаяся в результате аварии и ликвидации ЧС обстановка наносится на карту (план, схему) соответствующего масштаба.

Приложение N 21

Состав, оснащение

сил и средств, привлекаемых для ликвидации ЧС на АС

Приложение N 22

Состав

основных и дополнительных сил и средств, привлекаемых для

тушения пожара

Приложение N 23

Состав

сил и средств для проведения радиационной (химической)

разведки на аварийном блоке, на площадке АС, в СЗЗ и ЗН,

в городе при АС, в зоне возможного опасного радиоактивного

загрязнения АС

В графе 4 указываются отдельно фильтрующие противогазы, изолирующие противогазы, респираторы и их количество.

1. На отдельных листах в соответствующем масштабе к данному приложению разрабатываются схемы организации разведки:

- приложение 23.1 к Плану мероприятий по защите. Схема организации разведки на аварийном блоке и площадке АС;

- приложение 23.2 к Плану мероприятий по защите. Схема организации разведки в СЗЗ и ЗН;

- приложение 23.3 к Плану мероприятий по защите. Схема организации разведки на территории города при АС;

- приложение 23.4 к Плану мероприятий по защите. Схема организации разведки в зоне возможного опасного радиоактивного загрязнения АС.

На схемах должны быть показаны маршруты и точки разведки, приведены таблицы расчета сил и средств для ведения разведки, порядок передачи данных разведки, средства передачи этих данных, средняя температура воздуха и скорость приземного ветра, условные обозначения.

Приложение N 24

Расчет

материально-технического обеспечения сил и средств,

привлекаемых для ликвидации ЧС на АС

Приложение N 25

Расчет

транспортного обеспечения эвакуации персонала с площадки

АС и СЗЗ АС

Приложение N 26

ОСНОВНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ

ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПЛАНА МЕРОПРИЯТИЙ ПО ЗАЩИТЕ

1. Решение об объявлении на АС состояния "Аварийная готовность" или "Аварийная обстановка" принимается директором АС (или лицом, его замещающим).

2. В случае невозможности доведения информации о складывающейся на АС обстановке до директора (лица, его замещающего) решение об объявлении на АС состояния "Аварийная готовность" или "Аварийная обстановка" имеет право принимать главный инженер АС (лицо, его замещающее).

3. При невозможности установления связи с директором и главным инженером АС (лицами, их замещающими) НСС самостоятельно принимает решение об объявлении на АС состояния "Аварийная готовность" или "Аварийная обстановка".

О принятом решении НСС обязан немедленно проинформировать директора и главного инженера АС при установлении связи с ними.

4. Наличие в основных структурных подразделениях АС и у начальников аварийно-спасательных формирований выписок из Плана мероприятий по защите и доведение их до персонала в части, его касающейся.

5. Размещение в коридорах административно-бытового корпуса и основных цехов, в местах сбора персонала АС стендов, содержащих информацию о правилах и последовательности действий персонала в ЧС.

6. Ознакомление персонала с "Памяткой о действиях персонала при аварии или радиационно опасной ситуации" и карманными книгами участника СВФ по действиям в ЧС и в других ситуациях.

7. Проверка содержания Плана мероприятий по защите специалистами Ростехнадзора в ходе инспекций АС.

8. Проверка содержания Плана мероприятий по защите специалистами эксплуатирующей организации.

9. Проверка Плана мероприятий по защите в процессе проведения командно-штабных учений, тренировок и занятий с персоналом АС, в ходе плановых проверок готовности АС к локализации (ликвидации) ЧС, комплексных противоаварийных учений группой ОПАС и других мероприятий, проводимых эксплуатирующей организацией и АС совместно с подразделениями заинтересованных министерств и ведомств.

10. Ежемесячные проверки системы оповещения персонала, населения и организаций, осуществляющих строительство и обеспечивающих функционирование АС (в том числе личного состава подразделения ФПС) на площадке АС, СЗЗ и в зоне действия ЛСО, а также каналов линий связи с министерствами, ведомствами, организациями, задействованными в схеме оповещения. Проверка технической готовности средств оповещения и каналов (линий) связи и управления осуществляется ежедневно.

11. Ежегодное уточнение содержания информационно-справочной системы группы ОПАС на соответствие содержанию Плана мероприятий по защите.

12. Оформление в установленном порядке в соответствии с требованиями Норм радиационной безопасности планируемого повышенного облучения до 200 мЗв персонала АС, привлекаемого к ликвидации радиационной аварии.

13. Немедленный вывод из зоны облучения и направление на медицинское обследование лиц (персонала АС и личного состава привлекаемых формирований), подвергшихся внешнему облучению свыше 200 мЗв.

14. Руководство силами и средствами, привлеченными к ликвидации ЧС на АС, организацию их взаимодействия на площадке АС и в СЗЗ осуществляет РАР (директор или главный инженер АС). Решения РАР о ликвидации ЧС обязательны для всех, находящихся на площадке АС и в СЗЗ, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

15. Организация работ по ликвидации ЧС в соответствии с законодательными и нормативными правовыми актами, действующими в отрасли и в РСЧС.

Приложение N 27

(справочное)

ОСНОВНЫЕ ДЕЙСТВИЯ

ОПЕРАТИВНОГО ПЕРСОНАЛА АС, РУКОВОДИТЕЛЕЙ СТРУКТУРНЫХ

ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ АС ПРИ ВОЗНИКНОВЕНИИ АВАРИИ НА АС

1. Указанные действия должностных лиц АС являются рекомендуемыми.

2. Разработанные на каждой АС действия должностных лиц должны быть включены в должностные инструкции руководителей структурных подразделений АС.

1. Основные действия оперативного персонала цехов (отделов,

лабораторий) АС

1.1. Оперативный персонал цехов (отделов, лабораторий) АС после получения информации о нарушении режима безопасной эксплуатации блока АС (или при личном обнаружении его признаков) в соответствии с должностными и эксплуатационными инструкциями немедленно докладывает НСС (НСБ) о нарушении и обеспечивает:

определение причин аварийной ситуации по показаниям приборов, работе приборов сигнализации и сообщениям с рабочих мест;

осмотр места возникновения нарушения и оценку масштабов аварийной ситуации;

принятие необходимых и доступных мер по оказанию помощи при несчастных случаях, угрозе жизни или переоблучении персонала;

локализацию (ликвидацию) аварийной ситуации и ее последствий;

участие оперативного персонала (в случае необходимости и целесообразности) в останове и расхолаживании РУ;

контроль условий и пределов безопасной эксплуатации, находящихся вне зоны аварийной ситуации оборудования и блоков;

ведение записей в оперативных журналах с отражением в хронологическом порядке срабатываний аварийной сигнализации и защит, отказов оборудования, принятых команд и указаний должностных лиц, выполненных оперативных действий и их результатов;

доклад о выполнении команд и указаний лицам, от которых они были приняты.

1.2. При срабатывании сигнализации радиационной опасности в помещениях зоны контролируемого доступа (включение световой и звуковой сигнализации) весь персонал должен немедленно прекратить работу, покинуть помещение и закрыть двери, предварительно отключив электроприборы, перекрыв льющуюся воду, опустив груз и т.д.

1.3. О срабатывании сигнализации необходимо поставить в известность непосредственного руководителя, оперативный персонал соответствующего структурного подразделения и службы радиационной безопасности. Продолжение работы может быть разрешено оперативным персоналом службы по обеспечению радиационной безопасности после установления причин срабатывания сигнализации.

2. Основные действия начальника смены отдела радиационной

безопасности АС

Начальник смены отдела радиационной безопасности АС обязан:

при срабатывании аварийной сигнализации аппаратуры контроля радиационной безопасности немедленно сообщить НСС показания приборов и перечень аварийных помещений (с указанием отметок);

при отсутствии на рабочем месте НСС немедленно сообщить по телефону начальникам смен цехов о срабатывании аварийной сигнализации в закрепленных за ними помещениях и сложившейся обстановке; принять меры по передаче информации НСС;

организовать экстренную оценку радиационной обстановки в зоне аварии (в первую очередь в местах нахождения персонала) и обеспечить ее проведение, уточнить границы радиоактивного загрязнения;

наметить безопасные маршруты вывода персонала, не участвующего в ликвидации аварийной ситуации, из аварийной зоны;

обеспечить контроль и регистрацию загрязнения спецодежды и кожных покровов выводимого персонала в санпропускниках;

обеспечить постоянный контроль и регистрацию величины радиоактивных выбросов из вентиляционных систем и активности сбросных вод;

на основании метеорологических данных на момент аварии (скорость ветра и его направление, температура и влажность наружного воздуха, состояние приземного слоя атмосферы и наличие осадков) дать НСС прогноз (на 4-й, 8-й и 24-й час с момента возникновения аварийной ситуации) развития аварии на площадке АС, в СЗЗ и за ее пределами.

3. Основные действия руководителя структурного

подразделения АС

Руководитель структурного подразделения АС после получения информации об объявлении состояния "Аварийная обстановка" (режим ЧС) прибывает на ЗПУПД АС (АЦ АС) и обязан:

проконтролировать получение сигналов оповещения об аварии персоналом подразделения, применение персоналом СИЗ и противорадиационных медицинских препаратов, проверить списочный состав и местонахождение персонала подразделений во время аварии;

организовать оказание первой медицинской помощи пострадавшим и их доставку в здравпункт, выделяя для этого (при необходимости) сопровождающих;

проконтролировать проведение йодной профилактики подчиненного персонала;

организовать вывод из работы закрепленного за подразделением оборудования, не влияющего на состояние безопасности АС, по согласованию с НСС;

обеспечить вывод из аварийной зоны персонала, не участвующего в оперативных переключениях и обслуживании основного оборудования, и проконтролировать его укрытие (в случае необходимости) согласно расчету;

составить список подчиненного персонала и прикомандированных к подразделению лиц с указанием их местонахождения в момент аварии, времени пребывания в аварийной зоне и маршрута выхода до места укрытия;

организовать своевременную замену оставленного на рабочих местах персонала (для вывода из работы оборудования), обеспечив его СИЗ, средствами радиационной и медицинской защиты;

заменить (при необходимости) персонал, который не в состоянии выполнять свои обязанности по согласованию с НСС;

организовать после получения приказа председателя КЧСПБО о переводе персонала подразделения в формирования НАСФ сбор в установленных местах личного состава, входящего в состав этих формирований;

проверить сбор и оснащение формирования и доложить руководителю подразделения АС, уполномоченного на решение задач в области защиты персонала и территорий от ЧС, о готовности своего подразделения к выполнению задач по ликвидации последствий аварии;

действовать в соответствии с указаниями директора АС (председателя КЧСПБО) и руководителя подразделения АС, уполномоченного на решение задач в области защиты персонала и территорий от ЧС;

проводить АСДНР на закрепленном за структурным подразделением участке с соблюдением мер безопасности.

Другие документы по теме
"Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральным архивным агентством государственной функции по ведению Государственного реестра уникальных документов Архивного фонда Российской Федерации" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 06.12.2007 N 10633)
"Об утверждении Обязательных постановлений в морском порту Ольга" (Зарегистрировано в Минюсте России 11.12.2013 N 30585)
(ред. от 07.09.2015) "Об утверждении Методики проведения специальной оценки условий труда, Классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, формы отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкции по ее заполнению" (Зарегистрировано в Минюсте России 21.03.2014 N 31689)
(ред. от 26.12.2011) "О порядке приобретения и учета федеральных специальных марок, а также уничтожения неиспользованных, поврежденных и не соответствующих установленным требованиям федеральных специальных марок" (Зарегистрировано в Минюсте России 23.08.2010 N 18217)
Ошибка на сайте