Приказ Ростехнадзора от 17.12.2024 N 399
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ
И АТОМНОМУ НАДЗОРУ
ПРИКАЗ
от 17 декабря 2024 г. N 399
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОГРАММЫ
ПРОФИЛАКТИКИ РИСКОВ ПРИЧИНЕНИЯ ВРЕДА (УЩЕРБА)
ОХРАНЯЕМЫМ ЗАКОНОМ ЦЕННОСТЯМ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО
ГОСУДАРСТВЕННОГО ЛИЦЕНЗИОННОГО КОНТРОЛЯ (НАДЗОРА)
ЗА ПРОИЗВОДСТВОМ МАРКШЕЙДЕРСКИХ РАБОТ НА 2025 ГОД
В соответствии с Правилами разработки и утверждения контрольными (надзорными) органами программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 25 июня 2021 г. N 990, и Порядком разработки программ профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, утвержденным приказом Ростехнадзора от 30 сентября 2022 г. N 341, в целях повышения качества реализации контрольных (надзорных) полномочий приказываю:
1. Утвердить прилагаемую Программу профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении федерального государственного лицензионного контроля (надзора) за производством маркшейдерских работ на 2025 год.
2. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на статс-секретаря - заместителя руководителя Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору А.В. Демина.
Руководитель
А.В.ТРЕМБИЦКИЙ
Утверждена
приказом Федеральной службы
по экологическому, технологическому
и атомному надзору
от 17 декабря 2024 г. N 399
ПРОГРАММА
ПРОФИЛАКТИКИ РИСКОВ ПРИЧИНЕНИЯ ВРЕДА (УЩЕРБА) ОХРАНЯЕМЫМ
ЗАКОНОМ ЦЕННОСТЯМ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО
ГОСУДАРСТВЕННОГО ЛИЦЕНЗИОННОГО КОНТРОЛЯ (НАДЗОРА)
ЗА ПРОИЗВОДСТВОМ МАРКШЕЙДЕРСКИХ РАБОТ НА 2025 ГОД
ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Программа профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении федерального государственного лицензионного контроля (надзора) за производством маркшейдерских работ (далее - программа профилактики) разработана в целях реализации положений:
Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ);
постановления Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 г. N 1467 "О лицензировании производства маркшейдерских работ";
постановления Правительства Российской Федерации от 25 июня 2021 г. N 990 "Об утверждении Правил разработки и утверждения контрольными (надзорными) органами программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям";
приказа Ростехнадзора от 30 сентября 2022 г. N 341 "Об утверждении Порядка разработки программ профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям";
приказа Ростехнадзора от 9 сентября 2024 г. N 275 "О внесении изменений в Порядок разработки программ профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, утвержденный приказом Ростехнадзора от 30 сентября 2022 г. N 341";
постановления Правительства Российской Федерации от 16 марта 2023 г. N 402 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной республики, Запорожской области и Херсонской области".
Программа профилактики определяет виды профилактических мероприятий, предусмотренные Положением о лицензировании производства маркшейдерских работ, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 г. N 1467 (далее - Положение о лицензировании производства маркшейдерских работ).
1. АНАЛИЗ ТЕКУЩЕГО СОСТОЯНИЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО
ГОСУДАРСТВЕННОГО ЛИЦЕНЗИОННОГО КОНТРОЛЯ (НАДЗОРА)
ЗА ПРОИЗВОДСТВОМ МАРКШЕЙДЕРСКИХ РАБОТ, ОПИСАНИЕ ТЕКУЩЕГО
РАЗВИТИЯ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ХАРАКТЕРИСТИКА
ПРОБЛЕМ, НА РЕШЕНИЕ КОТОРЫХ НАПРАВЛЕНА
ПРОГРАММА ПРОФИЛАКТИКИ
1.1. Анализ текущего состояния осуществления федерального государственного лицензионного контроля (надзора)
Положением о лицензировании производства маркшейдерских работ, установлено, что предметом лицензионного контроля является соблюдение лицензиатом лицензионных требований.
Лицензионный контроль осуществляется посредством организации и проведения мероприятий по профилактике нарушений лицензионных требований, организации и проведения контрольных (надзорных) мероприятий в отношении лицензиата и принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению, предупреждению нарушений лицензионных требований и (или) устранению их последствий.
В 2023 г. количество поднадзорных объектов по направлению вида надзора (контроля) составляло 14861, количество поднадзорных организаций, осуществляющих эксплуатацию указанных объектов, - 6932.
Основные типы поднадзорных организаций по разрабатываемым видам полезных ископаемых: углеводородное сырье - 313, уголь - 118, руды металлические - 108, нерудные полезные ископаемые (за исключением общераспространенных полезных ископаемых) - 296, драгоценные металлы - 590, горно-химическое сырье - 40, общераспространенные полезные ископаемые - 3370, подземные воды - 1019, лечебные грязи и иные специфические ресурсы - 20.
Количество объектов федерального государственного лицензионного контроля (надзора) за производством маркшейдерских работ (организаций, имеющих лицензию на производство маркшейдерских работ) составило 2588.
Общее количество специализированных маркшейдерских организаций (осуществляющих производство маркшейдерских работ на договорной основе) на 1 января 2024 г. составляет 997.
Территориальными органами Ростехнадзора при осуществлении федерального государственного лицензионного контроля (надзора) за производством маркшейдерских работ в 2023 году объявлено 211 предостережений о недопустимости нарушений обязательных требований.
Также в рамках профилактических мероприятий при осуществлении федерального государственного лицензионного контроля (надзора) за производством маркшейдерских работ в 2023 году территориальными органами Ростехнадзора было осуществлено 134 профилактических визита, консультирование - в отношении 194 объектов.
Территориальными органами Ростехнадзора в 2023 году в рамках осуществления федерального государственного лицензионного контроля (надзора) за производством маркшейдерских работ проведено 633 мероприятия по контролю в отношении опасных производственных объектов (далее - ОПО), 3750 - в отношении объектов, не являющихся ОПО. При этом выявлено 1693 нарушения установленных требований.
Количество выявленных нарушений лицензионных требований и условий составило 133. Количество возбужденных дел об административных правонарушениях по объектам лицензионного контроля - 265.
Количество проверок, проведенных по результатам применения индикаторов риска нарушения обязательных требований в 2023 году, составило 4 единицы.
В 2023 г. территориальными органами рассмотрено 170 заявлений на получение лицензий на производство маркшейдерских работ, из них поданных посредством федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" (ЕПГУ) - более половины (90).
Проведено 170 оценок соответствия соискателей лицензионным требованиям и условиям, а также 60 оценок соответствия лицензиатов.
Общая сумма наложенных штрафов по объектам лицензионного контроля составила 16 515 тыс. руб.
1.2. Описание текущего состояния профилактической деятельности
В настоящее время на официальном сайте Ростехнадзора https://www.gosnadzor.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" размещены документы, информирующие субъекты и граждан по вопросам соблюдения обязательных требований с использованием информационных технологий, основные из которых следующие:
тексты нормативных правовых актов, регулирующих осуществление государственного горного (контроля) надзора (по адресу: https://www.gosnadzor.ru/activity/control/acts/mining/;)
актуализированный перечень нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом контроля, а также информацию о мерах ответственности, применяемых при нарушении обязательных требований (по адресу: https://www.gosnadzor.ru/activity/control/acts/mining/);
программы профилактики рисков причинения вреда (по адресу: https://www.gosnadzor.ru/activity/profilaktika-narusheniy-obyazatelnykh-trebovaniy/);
доклады, содержащие результаты обобщения правоприменительной практики контрольного (надзорного) органа (по адресу: https://www.gosnadzor.ru/public/law_enforcement/):
доклады о государственном контроле (надзоре) (по адресу: https://www.gosnadzor.ru/activity/control/folder).
Таблица N 1
Данные о проведенных мероприятиях по профилактике нарушений обязательных требований федерального государственного лицензионного контроля за 2023 год
Наименование мероприятия
2023 г.
I полуг. 2024 г.
Проведено консультирований, ед.
194
708
Направлено предостережений, ед.
110
47
Количество проведенных профилактических визитов, ед.
134
184
1.3. Характеристика проблем, на решение которых направлена программа профилактики
Наиболее характерным нарушением лицензионных требований и условий остается несоблюдение лицензиатами требований в части наличия соответствующего образования у главного маркшейдера, аттестации в области промышленной безопасности и своевременного повышения квалификации работниками маркшейдерских служб, в части наличия принадлежащих на праве собственности или ином законном основании оборудования для обработки результатов измерений и средств измерений, соответствующих классификации по точности и техническим требованиям (условиям) производства маркшейдерских работ, а также отступление от проектной документации на производство маркшейдерских работ.
2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПРОФИЛАКТИКИ
Целями реализации программы профилактики являются:
а) устранение условий, причин и факторов, способных привести к нарушениям обязательных требований и (или) причинению вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям;
б) создание условий для доведения обязательных требований до поднадзорных субъектов, повышение их информированности о способах соблюдения обязательных требований.
Задачами реализации программы профилактики являются:
а) выявление факторов риска причинения вреда охраняемым законом ценностям, установленных законодательством Российской Федерации;
б) создание условий для изменения ценностного отношения поднадзорных субъектов к добросовестному поведению в сфере обеспечения безопасности, формирования позитивной ответственности за свои действия (бездействие), поддержания мотивации в данной сфере по исключению аварий и несчастных случаев;
в) формирование одинакового понимания установленных обязательных требований у должностных лиц Ростехнадзора и поднадзорных субъектов;
г) повышение уровня правовой грамотности поднадзорных субъектов, в том числе путем обеспечения доступности информации об обязательных требованиях и необходимых мерах по их исполнению.
3. ПЕРЕЧЕНЬ ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ МЕРОПРИЯТИЙ, СРОКИ
(ПЕРИОДИЧНОСТЬ) ИХ ПРОВЕДЕНИЯ
При осуществлении федерального государственного горного надзора могут проводиться следующие виды профилактических мероприятий:
а) информирование;
б) обобщение правоприменительной практики;
в) объявление предостережений;
г) профилактический визит;
д) консультирование.
Информирование осуществляется посредством размещения соответствующих сведений на официальных сайтах Ростехнадзора и его территориальных органов в разделе "Деятельность", в средствах массовой информации, через личные кабинеты контролируемых лиц в государственных информационных системах (при их наличии) и в иных формах, и реализуется в соответствии со статьей 46 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ и пунктом 40 Положения о лицензировании производства маркшейдерских работ.
Обобщение правоприменительной практики реализуется в соответствии со статьей 47 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ, пунктом 41 Положения о лицензировании производства маркшейдерских работ, приказом Ростехнадзора от 30 сентября 2022 г. N 341 "Об утверждении Порядка разработки программ профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям", приказом Ростехнадзора от 30 августа 2021 г. N 287 "Об утверждении Порядка организации работы по обобщению правоприменительной практики контрольной (надзорной) деятельности в Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору" и размещается на официальных сайтах Ростехнадзора и его территориальных органов в разделе "Деятельность".
Обобщение правоприменительной практики является одним из видов профилактических мероприятий, проводимых Ростехнадзором, и проводится для решения следующих задач:
обеспечение единообразных подходов к применению контрольным (надзорным) органом и его должностными лицами обязательных требований, законодательства Российской Федерации о государственном контроле (надзоре), муниципальном контроле;
выявление типичных нарушений обязательных требований, причин, факторов и условий, способствующих возникновению указанных нарушений;
анализ случаев причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, выявление источников и факторов риска причинения вреда (ущерба);
подготовка предложений об актуализации обязательных требований;
подготовка предложений о внесении изменений в законодательство Российской Федерации о государственном контроле (надзоре), муниципальном контроле.
Объявление предостережения реализуется в соответствии со статьей 49 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ, пунктами 42 - 45 Положения о лицензировании производства маркшейдерских работ в случае наличия сведений о возможных нарушениях обязательных требований или признаках нарушений обязательных требований и (или) в случае отсутствия подтвержденных данных о том, что нарушение обязательных требований причинило вред (ущерб) охраняемым законом ценностям либо создало угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.
Профилактический визит реализуется в соответствии со статьей 52 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ, пунктом 46 Положения о лицензировании производства маркшейдерских работ и проводится в форме профилактической беседы по месту осуществления деятельности контролируемого лица, либо путем использования видео-конференц-связи.
Консультирование реализуется в соответствии со статьей 50 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ, пунктами 52 - 57 Положения о лицензировании производства маркшейдерских работ, проводится по телефону, посредством видео-конференц-связи, на личном приеме либо в ходе проведения профилактического мероприятия, контрольного (надзорного) мероприятия.
Перечень профилактических мероприятий при осуществлении федерального государственного горного надзора, сроки (периодичность) их проведения представлены в таблице N 2. При этом при осуществлении федерального государственного лицензионного контроля на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области программа профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям на 2025 год не разрабатывается в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 16 марта 2023 г. N 402 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области".
На территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области до 1 января 2026 г. предусмотрено проведение профилактических визитов в соответствии с требованием Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ.
Таблица N 2
Перечень профилактических мероприятий при осуществлении федерального государственного лицензионного контроля
N п/п
Профилактическое мероприятие
Сроки периодичность проведения
Ответственный исполнитель
Пояснения по порядку реализации
1.
Информирование
1.1.
Информирование (посредством размещения соответствующих сведений на официальном сайте Ростехнадзора и его территориальных органов в сети "Интернет", в средствах массовой информации, через личные кабинеты контролируемых лиц в государственных информационных системах (при их наличии) и в иных формах
В течение всего 2025 года
Территориальные органы Ростехнадзора (размещение информации на официальных сайтах территориальных органов Ростехнадзора)
Статья 46 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ
Пункт 40 Положения о лицензировании производства маркшейдерских работ
Ответственные за подготовку документов отделы Управления горного надзора Ростехнадзора (размещение информации на официальном сайте Ростехнадзора)
2.
Обобщение правоприменительной практики
2.1.
Направление проекта обзора правоприменительной практики в Управление горного надзора Ростехнадзора на адрес электронной почты: O.Barbashova@gosnadzor.gov.ru.
До 1 марта 2025 г. по итогам работы за 2024 год
Территориальные органы Ростехнадзора
Статья 47 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ
Приказ Ростехнадзора от 23 августа 2023 г. N 307 "Об утверждении Порядка организации работы по обобщению правоприменительной практики контрольной (надзорной) деятельности"
2.2.
Размещение доклада о правоприменительной практике за 2024 год на официальном сайте Ростехнадзора
До 15 марта 2025 г.
Ответственное структурное подразделение центрального аппарата Ростехнадзора
3.
Объявление предостережения
3.1.
Объявление предостережения
В случае наличия сведений о возможных нарушениях обязательных требований или признаках нарушений обязательных требований и (или) в случае отсутствия подтвержденных данных о том, что нарушение обязательных требований причинило вред (ущерб) охраняемым законом ценностям либо создало угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям)
Территориальные органы Ростехнадзора
Статья 49 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ
Пункты 42 - 45 Положения о лицензировании производства маркшейдерских работ
4.
Профилактический визит
4.1.
Профилактический визит проводится в форме профилактической беседы по месту осуществления деятельности контролируемого лица либо путем использования видео-конференц-связи
Обязательный профилактический визит осуществляется в отношении лицензиатов высокой категории риска, а также лицензиатов, впервые получивших лицензию
Территориальные органы Ростехнадзора
Статья 52 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ
Пункт 46 Положения о лицензировании производства маркшейдерских работ
5.
Консультирование
5.1.
Консультирование (по телефону, посредством видео-конференц-связи, на личном приеме либо в ходе проведения профилактического мероприятия, контрольного (надзорного) мероприятия)
Постоянно
Территориальные органы Ростехнадзора (контакты должностных лиц, оказывающих консультирование, размещены на официальных сайтах территориальных органов Ростехнадзора), Управление горного надзора
Статья 50 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ
Пункты 52 - 57 Положения о лицензировании производства маркшейдерских работ
Территориальные органы Ростехнадзора на основании перечня профилактических мероприятий, приведенных в таблице N 2, разрабатывают и утверждают графики реализации профилактических мероприятий, в которых определяют ответственные структурные подразделения и должностных лиц территориальных управлений Ростехнадзора, ответственных за их реализацию.
4. ПОКАЗАТЕЛИ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ И ЭФФЕКТИВНОСТИ
ПРОГРАММЫ ПРОФИЛАКТИКИ
Федеральный государственный лицензионный контроль (надзор) за производством маркшейдерских работ осуществляется посредством профилактики нарушений обязательных требований, организации и проведения контрольных (надзорных) мероприятий, принятия мер по пресечению, предупреждению и (или) устранению выявленных нарушений обязательных требований. Ключевые показатели эффективности и результативности профилактических мероприятий (информирование, обобщение правоприменительной практики, объявление предостережений, консультирование, профилактический визит) рассчитываются согласно графикам реализации программы профилактики и применяются для сравнительной оценки эффективности работы территориальных органов, направленной на пресечение, предупреждение или устранение выявленных нарушений обязательных требований, на снижение уровня аварийности и травматизма.
Показатели результативности и эффективности программы профилактики определяются исходя из перечня профилактических мероприятий (таблица N 2), установленных Положением о лицензировании производства маркшейдерских работ.
Показатели результативности и эффективности программы профилактики представлены в таблице N 3.
Таблица N 3
3.1. Информирование
Наименование показателя
2023 г.
I полуг. 2024 г.
Прогнозное значение на 2025 г.
Информация, размещенная на официальном сайте Ростехнадзора и официальных сайтах территориальных органов Ростехнадзора
335
66
350
3.2. Обобщение правоприменительной практики
Наименование показателя
2023 г.
Прогнозное значение на 2025 г.
Количество докладов о правоприменительной практике, размещенных на официальном сайте контрольного (надзорного) органа, ед.
23
23
3.3. Объявление предостережений
Наименование показателя
2023 г.
I полуг. 2024 г.
Прогнозное значение на 2025 г.
Количество объявленных предостережений, ед.
110
47
120
3.4. Консультирование
Наименование показателя
2023 год
I полуг. 2024 г.
Прогнозное значение на 2025 г.
Количество предоставленных консультаций, ед.
194
708
750
3.5 Профилактические визиты
Наименование показателя
2023 г.
I полуг. 2024 г.
Прогнозное значение на 2025 г.
Количество проведенных профилактических визитов, ед.
134
184
200