Приказ Россотрудничества от 02.10.2024 N 119-пр-2024
МИНИСТЕРСТВО ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ДЕЛАМ СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ
ГОСУДАРСТВ, СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ, ПРОЖИВАЮЩИХ ЗА РУБЕЖОМ,
И ПО МЕЖДУНАРОДНОМУ ГУМАНИТАРНОМУ СОТРУДНИЧЕСТВУ
ПРИКАЗ
от 2 октября 2024 г. N 119-пр-2024
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОДЕКСА
ЭТИКИ И СЛУЖЕБНОГО ПОВЕДЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ
ГРАЖДАНСКИХ СЛУЖАЩИХ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО ДЕЛАМ
СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ, СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ,
ПРОЖИВАЮЩИХ ЗА РУБЕЖОМ, И ПО МЕЖДУНАРОДНОМУ
ГУМАНИТАРНОМУ СОТРУДНИЧЕСТВУ
На основании положений Типового кодекса этики и служебного поведения государственных служащих Российской Федерации и муниципальных служащих, одобренного решением президиума Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции от 23 декабря 2010 г. (протокол N 21) приказываю:
1. Утвердить прилагаемый Кодекс этики и служебного поведения федеральных государственных гражданских служащих Федерального агентства по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству.
2. Признать утратившими силу:
приказ Россотрудничества от 4 декабря 2014 г. N 0251-пр "Об утверждении Кодекса этики и служебного поведения государственных гражданских служащих Федерального агентства по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству";
пункт 2 приказа Россотрудничества от 13 октября 2016 г. N 0164-пр "О внесении изменений в отдельные приказы Федерального агентства по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству".
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя руководителя, координирующего организацию кадровой работы, прохождения федеральной государственной гражданской службы федеральными государственными гражданскими служащими Россотрудничества, деятельность по профилактике и предупреждению коррупционных и иных правонарушений.
Руководитель
Е.А.ПРИМАКОВ
Утвержден
приказом Россотрудничества
от 2 октября 2024 г.
КОДЕКС
ЭТИКИ И СЛУЖЕБНОГО ПОВЕДЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ
ГРАЖДАНСКИХ СЛУЖАЩИХ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО ДЕЛАМ
СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ, СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ,
ПРОЖИВАЮЩИХ ЗА РУБЕЖОМ, И ПО МЕЖДУНАРОДНОМУ
ГУМАНИТАРНОМУ СОТРУДНИЧЕСТВУ
I. Общие положения
1. Кодекс этики и служебного поведения федеральных государственных гражданских служащих Федерального агентства по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству (далее - Кодекс) разработан в соответствии с положениями Конституции Российской Федерации, федеральных законов от 27 мая 2003 г. N 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации", от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", Указа Президента Российской Федерации от 12 августа 2002 г. N 885 "Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих", Типового кодекса этики и служебного поведения государственных служащих Российской Федерации и муниципальных служащих, одобренного на заседании президиума Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции (протокол N 21 от 23 декабря 2010 г.) и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также основан на общепризнанных нравственных принципах и нормах российского общества и государства, принципах клиентоцентричности, внедряемых в рамках федерального проекта "Государство для людей".
2. Кодекс определяет нормы этики и служебного поведения федеральных государственных гражданских служащих центрального аппарата и загранаппарата Россотрудничества (далее - государственные служащие) при осуществлении служебной деятельности, а также во внеслужебное время.
3. Кодекс представляет собой свод общих принципов профессиональной служебной этики и основных правил служебного поведения, которыми должны руководствоваться государственные служащие независимо от замещаемой ими должности.
4. Гражданин Российской Федерации, поступающий на государственную гражданскую службу в Россотрудничество (далее - государственная служба), обязан ознакомиться с положениями Кодекса и соблюдать их в процессе своей служебной деятельности, а также во внеслужебное время.
5. Целью Кодекса является установление этических норм и правил служебного поведения государственных служащих для достойного выполнения ими своей профессиональной деятельности как на территории Российской Федерации, так и за ее пределами, содействие укреплению авторитета государственных служащих и доверия граждан к Россотрудничеству, обеспечение единых норм поведения государственных служащих, регулирование профессионально-этических проблем взаимоотношений, возникающих в процессе служебной деятельности.
6. Кодекс призван повысить эффективность выполнения государственными служащими своих должностных обязанностей.
7. Кодекс служит основой для формирования должной морали в сфере государственной службы, позитивного и компетентного поведения сотрудников, уважительного отношения к государственной службе в общественном сознании, а также выступает как институт общественного сознания и нравственности государственных служащих, их самоконтроля.
8. Знание и соблюдение государственными служащими положений Кодекса является одним из критериев оценки качества их профессиональной деятельности и служебного поведения.
II. Основные принципы и правила служебного поведения
государственных служащих
9. Основные принципы служебного поведения государственных служащих являются основой поведения граждан Российской Федерации в связи с нахождением их на государственной службе в Россотрудничестве независимо от места и страны прохождения государственной службы, а также во внеслужебное время.
10. Государственные служащие, сознавая ответственность перед государством, обществом и гражданами, призваны:
а) исполнять должностные обязанности добросовестно и на высоком профессиональном уровне в целях обеспечения эффективной работы Россотрудничества;
б) исходить из того, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина независимо от их пола, возраста, расы, национальности, религиозной принадлежности, имущественного положения, рода занятий и иных имеющихся между ними различий определяют основной смысл и содержание деятельности, как Россотрудничества, так и государственных служащих;
в) осуществлять свою деятельность в пределах полномочий Россотрудничества;
г) не оказывать предпочтения каким-либо профессиональным или социальным группам и организациям, быть независимыми от влияния отдельных граждан, профессиональных или социальных групп и организаций;
д) исключать действия, связанные с влиянием каких-либо личных, имущественных (финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению ими должностных обязанностей;
е) уведомлять представителя нанимателя, органы прокуратуры или другие государственные органы обо всех случаях обращения к государственным служащим каких-либо лиц в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений, а равно иных известных фактов склонения иных лиц к совершению ими коррупционных правонарушений.
Уведомление о фактах обращения в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений, за исключением случаев, когда по данным фактам проведена или проводится проверка, является должностной обязанностью государственных служащих;
ж) соблюдать установленные федеральными законами ограничения и запреты, исполнять обязанности, связанные с прохождением государственной службы;
з) соблюдать беспристрастность, исключающую возможность влияния на их служебную деятельность решений политических партий и общественных объединений;
и) соблюдать нормы служебной, профессиональной этики и правила делового поведения;
к) проявлять корректность и внимательность в обращении с гражданами и должностными лицами;
л) проявлять терпимость и уважение к обычаям и традициям народов России и других государств, учитывать культурные и иные особенности различных этнических, социальных групп и конфессий, способствовать межнациональному и межконфессиональному согласию;
м) воздерживаться от поведения, которое могло бы вызвать сомнение в добросовестном исполнении государственными служащими должностных обязанностей, а также избегать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб его репутации или авторитету Россотрудничества;
н) принимать предусмотренные законодательством Российской Федерации меры по недопущению возникновения конфликта интересов и урегулированию возникших случаев конфликта интересов;
о) не использовать служебное положение для оказания влияния на деятельность государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, должностных лиц, государственных (муниципальных) служащих и граждан при решении вопросов личного характера;
п) соблюдать установленные в Россотрудничестве правила публичных выступлений и предоставления служебной информации;
р) уважительно относиться к деятельности представителей средств массовой информации по информированию общества о работе Россотрудничества, а также оказывать содействие в получении достоверной информации в установленном порядке;
с) воздерживаться в публичных выступлениях, в том числе в средствах массовой информации, от обозначения стоимости в иностранной валюте (условных денежных единицах) на территории Российской Федерации товаров, работ, услуг и иных объектов гражданских прав, сумм сделок между резидентами Российской Федерации, показателей бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, размеров государственных и муниципальных заимствований, государственного и муниципального долга, за исключением случаев, когда это необходимо для точной передачи сведений либо предусмотрено законодательством Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, обычаями делового оборота;
т) постоянно стремиться к обеспечению как можно более эффективного распоряжения ресурсами, находящимися в сфере их ответственности;
у) решать конкретные задачи гражданина, использовать простой и удобный путь к решению задач, учитывая особенности каждого гражданина;
ф) принимать решения, опираясь на достоверные знания, соблюдать последовательность в принятии решений и действий;
х) гарантировать защиту конфиденциальной информации, персональных данных, ставших известных государственным служащим при исполнении ими должностных обязанностей;
ц) игнорировать, не допуская вспыльчивости, все факты выпадов и оскорблений, направленных против Российской Федерации, а также по отношению к государственным служащим.
11. Государственные служащие обязаны:
а) соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные и федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации; руководствоваться общепринятыми нормами морали и нравственности, основанными на принципах законности, справедливости, независимости, объективности, честности и гуманизма;
б) противодействовать проявлениям коррупции и предпринимать меры по ее профилактике в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами Россотрудничества;
в) ежегодно в установленном порядке представлять сведения об адресах сайтов или страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", на которых они размещали общедоступную информацию, а также данные, позволяющие их идентифицировать, не позднее 1 апреля года, следующего за отчетным, по форме, установленной Правительством Российской Федерации;
г) при замещении должностей, включенных в Перечень должностей федеральной государственной гражданской службы, при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, утвержденный Россотрудничеством в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 18 мая 2009 г. N 557 "Об утверждении перечня должностей федеральной государственной службы, при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей", ежегодно представлять в установленном порядке сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей в срок не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным.
12. Во время прохождения государственной службы в загранаппарате Россотрудничества государственные служащие обязаны достойно представлять Российскую Федерацию в государстве пребывания, соблюдать законы и обычаи государства пребывания, общепринятые нормы поведения и морали, режимные ограничения, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе касающиеся перемещения по территории государства пребывания и выезда на территорию третьих стран, правила проживания, действующие в соответствующем загранаппарате Россотрудничества, а также обеспечивать их соблюдение членами своей семьи.
13. Государственным служащим загранаппарата следует исполнять в случае наступления в государстве пребывания чрезвычайных обстоятельств (военных действий, катастрофы, стихийного бедствия, крупной аварии, эпидемии и других чрезвычайных обстоятельств), а также в связи со служебной необходимостью поручения руководителя представительства Россотрудничества за пределами территории Российской Федерации, связанные с реализацией функций представительства Россотрудничества за пределами территории Российской Федерации и не входящие в должностные обязанности государственных служащих, в том числе во внеслужебное время и без дополнительной оплаты.
14. Государственным служащим следует соблюдать правила выезда за пределы территории Российской Федерации.
15. Государственные служащие вправе:
а) с предварительного уведомления представителя нанимателя выполнять иную оплачиваемую работу, если это не повлечет за собой конфликт интересов;
б) участвовать на безвозмездной основе в управлении некоммерческой организацией (кроме участия в управлении политической партией, органом профессионального союза, в том числе выборным органом первичной профсоюзной организации, созданной в государственном органе, участия в съезде (конференции) или общем собрании иной общественной организации, жилищного, жилищно-строительного, гаражного кооперативов, товарищества собственников недвижимости) с разрешения представителя нанимателя, которое получено в установленном Россотрудничеством порядке.
16. Государственные служащие при исполнении ими должностных обязанностей не должны:
а) допускать нарушение законов и иных нормативных правовых актов, исходя из политической, экономической целесообразности либо по иным мотивам;
б) допускать личную заинтересованность, которая приводит или может привести к конфликту интересов. При назначении на должность государственной службы и исполнении должностных обязанностей государственные служащие обязаны заявить о наличии или возможности наличия у них личной заинтересованности, которая влияет или может повлиять на надлежащее исполнение ими должностных обязанностей.
17. Государственным служащим запрещается:
а) использовать в целях, не связанных с исполнением должностных обязанностей, средства материально-технического и иного обеспечения, другое государственное имущество, а также передавать их другим лицам;
б) прекращать исполнение должностных обязанностей в целях урегулирования служебного спора;
в) получать в связи с исполнением ими должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги материального характера, плату за развлечения, отдых, за пользование транспортом и иные вознаграждения). Подарки, полученные государственными служащими в связи с протокольными мероприятиями, со служебными командировками и с другими официальными мероприятиями, признаются федеральной собственностью и передаются государственным служащим в центральный аппарат (загранаппарат) Россотрудничества в порядке, предусмотренном нормативным правовым актом Россотрудничества, за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации;
г) допускать публичные высказывания, суждения и оценки, в том числе в средствах массовой информации, в отношении деятельности государственных органов, их руководителей, включая решения вышестоящего государственного органа либо Россотрудничества, если это не входит в должностные обязанности государственных служащих.
18. Государственные служащие могут обрабатывать и передавать служебную информацию при соблюдении действующих в Россотрудничестве норм и требований, принятых в соответствии с законодательством Российской Федерации.
19. Государственные служащие обязаны принимать соответствующие меры по обеспечению безопасности и конфиденциальности информации, которая стала известна им в связи с исполнением ими должностных обязанностей, и за несанкционированное разглашение которой они несут ответственность.
20. Государственными служащим не рекомендуется размещать в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на личных страницах, страницах в социальных сетях и других ресурсах:
а) информацию, которая может вызвать негативную реакцию в обществе;
б) материалы, дискредитирующие образ государственных служащих, умаляющие либо наносящие ущерб авторитету и деловой репутации Россотрудничества.
21. Государственные служащие в своей деятельности следуют принципам клиентоцентричности в работе по обеспечению исполнения государственных функций Россотрудничества в пределах компетенции.
III. Рекомендуемые этические правила служебного поведения
государственных служащих
22. В служебном поведении государственным служащим необходимо исходить из конституционных положений о том, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью и каждый гражданин имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту чести, достоинства, своего доброго имени.
23. Нормы служебной и профессиональной этики предписывают государственным служащим при осуществлении служебной деятельности и во внеслужебное время:
а) признавать приоритет государственных и служебных интересов над личными;
б) быть нетерпимыми к нарушениям законности, служить примером высокого уровня правосознания и дисциплины;
в) уважать старших по должности и (или) возрасту;
г) проявлять доброжелательность по отношению к коллегам, не допускать пренебрежительных отзывов об их служебной деятельности;
д) строить взаимоотношения с коллегами на принципах товарищеского партнерства, конструктивного сотрудничества друг с другом, взаимопомощи и взаимовыручки;
е) соблюдать общепринятые нравственные нормы, не совершать поступков, дающих основание сомневаться в их честности, порядочности или несовместимых со статусом государственных служащих;
ж) уметь грамотно, доходчиво и точно передавать мысли, воздерживаться от нецензурных выражений и действий, препятствующих нормальному общению или провоцирующих противоправное поведение;
з) избегать проявления излишнего интереса к работе коллег, вежливо, но твердо не допускать их вмешательства в свою служебную деятельность;
и) относиться нетерпимо к любым действиям, унижающим человеческое достоинство;
к) хранить и приумножать профессиональные традиции Россотрудничества, передавать свой служебный опыт молодым государственным служащим.
24. Государственные служащие обязаны обеспечивать чистоту и порядок на своем рабочем месте.
На рабочем месте не рекомендуются беседы на отвлеченные темы с коллегами и иными лицами, в том числе посредством телефонной связи.
Также не допускается в отсутствие государственных служащих нахождение на их рабочем месте документов, содержащих сведения ограниченного доступа, иных вещей, предметов и материалов, использование которых сторонними лицами может нанести ущерб Россотрудничеству и государству.
25. Внешний вид государственных служащих при исполнении ими должностных обязанностей в зависимости от условий службы и формата служебного мероприятия должен способствовать уважительному отношению граждан к Россотрудничеству и соответствовать общепринятому деловому стилю, который отличают официальность, сдержанность, традиционность, аккуратность.
Достойный внешний вид государственных служащих подчеркивает их отношение к государственной службе, формирует уважительное отношение к ним граждан и коллег, оказывает влияние на оценку их личностных и деловых качеств и самооценку.
26. В служебном поведении государственным служащим следует воздерживаться от:
а) любого вида высказываний и действий дискриминационного характера по признакам пола, возраста, расы, национальности, языка, гражданства, социального, имущественного или семейного положения, политических или религиозных предпочтений;
б) грубости, проявлений пренебрежительного тона, заносчивости, предвзятых замечаний, предъявления неправомерных, незаслуженных обвинений;
в) угроз, оскорбительных выражений или реплик, действий, препятствующих нормальному общению или провоцирующих противоправное поведение;
г) курения (потребления никотинсодержащей продукции с использованием электронных и иных приборов) во время служебных совещаний, бесед, иного служебного общения с гражданами;
д) выполнения каких-либо действий, мешающих работе других государственных служащих (включая громкие разговоры и создание шума);
е) публичного участия в азартных играх, исключать употребление алкогольных напитков накануне и во время выполнения служебных обязанностей.
IV. Нормы служебной этики и требования к государственным
служащим, наделенным организационно-распорядительными
полномочиями по отношению к другим государственным служащим
27. Государственные служащие, наделенные организационно-распорядительными полномочиями по отношению к другим государственным служащим, должны:
а) быть для них образцом профессионализма, безупречной репутации, способствовать формированию в Россотрудничестве благоприятного для эффективной работы морально-психологического климата;
б) быть требовательными и принципиальными в сочетании с уважением их достоинства и права на личное мнение;
в) объективно оценивать результаты служебной деятельности, не допускать протекционизма и избирательности при принятии решений по вопросам прохождения службы;
г) равномерно распределять служебную нагрузку, учитывая квалификацию и опыт, обеспечивать надлежащие организационно-технические и санитарно-гигиенические условия службы государственных служащих в Россотрудничестве, организацию их отдыха;
д) побуждать государственных служащих к совершенствованию личностных и деловых качеств, доброжелательно и умело мотивировать их к добросовестному осуществлению служебной деятельности;
е) вникать в нужды и проблемы государственных служащих, в пределах своих полномочий обеспечивать оказание им необходимой социальной и правовой помощи, содействие в защите их чести и достоинства;
ж) принимать меры по недопущению коррупционно опасного поведения подчиненных им государственных служащих, своим личным поведением подавать пример честности, беспристрастности и справедливости.
28. Государственные служащие, наделенные организационно-распорядительными полномочиями по отношению к другим государственным служащим, призваны:
а) принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов;
б) принимать меры по предупреждению коррупции;
в) не допускать случаев принуждения государственных служащих к участию в деятельности политических партий и общественных объединений.
29. Государственные служащие, наделенные организационно-распорядительными полномочиями по отношению к другим государственным служащим, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации за действия или бездействие подчиненных им государственных служащих, нарушающих принципы этики и правила служебного поведения, если они не приняли меры по недопущению таких действий или бездействия.
V. Ответственность за нарушение положений Кодекса
и заключительные положения
30. Нарушение государственными служащими положений Кодекса подлежит моральному осуждению на заседании Комиссии Федерального агентство по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов, а в случаях, предусмотренных федеральными законами, нарушение положений Кодекса влечет применение к государственным служащим мер юридической ответственности.
31. Соблюдение государственными служащими положений Кодекса учитывается при проведении аттестаций, формировании кадрового резерва для выдвижения на вышестоящие должности, а также при наложении дисциплинарных взысканий.