Приказ Росавиации от 28.12.2020 N 1873-П
МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ВОЗДУШНОГО ТРАНСПОРТА
ПРИКАЗ
от 28 декабря 2020 г. N 1873-П
О РЕАЛИЗАЦИИ МЕРОПРИЯТИЙ
ПО ПОВЫШЕНИЮ УРОВНЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПОЛЕТОВ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ
КОММЕРЧЕСКИХ ВОЗДУШНЫХ ПЕРЕВОЗОК И АВИАЦИОННЫХ РАБОТ
11.02.2018 при выполнении регулярного пассажирского рейса по маршруту Москва (Домодедово) - Орск произошло авиационное происшествие (катастрофа) с самолетом Ан-148-100В RA-61704 АО "Саратовские авиалинии".
Авиационное происшествие произошло вследствие выполнения взлета самолета с не включенным обогревом приемников полного давления и последующего их обледенения, что привело к недостоверным показаниям приборной скорости полета самолета. В процессе набора высоты, в условиях сплошной облачности, экипаж потерял пространственную ориентировку и ошибочно перевел самолет на снижение. В результате столкновения самолета с землей все находившиеся на борту 4 члена экипажа и 65 пассажиров погибли.
В ходе расследования были выявлены системные недостатки в определении факторов опасности и контроле уровня риска, неработоспособность системы управления безопасностью полетов в авиакомпании и отсутствие за уровнем подготовки членов экипажа со стороны авиационных властей всех уровней, что привело к выдаче свидетельств авиационного персонала и допуску к полетам экипажа, не в полной мере удовлетворяющего квалификационным требованиям.
По результатам расследования данного авиационного происшествия издан приказ Росавиации от 07.05.2020 N 459-П.
01.09.2018 при выполнении посадки на аэродроме Сочи (Адлер) произошло авиационное происшествие (авария) с самолетом Boeing 737-800 VQ-BJI ПАО "Авиакомпания "Ютэйр".
При выполнении посадки ночью в условиях ливневых осадков и сдвига ветра самолет приземлился на удалении 1285 м от входного торца взлетно-посадочной полосы (далее - ВПП), с перелетом 385 м от зоны точного приземления, на повышенной скорости, что привело к его выкатыванию за пределы ВПП. В результате авиационного происшествия 18 человек получили травмы.
По результатам расследования данного авиационного происшествия издан приказ Росавиации от 25.03.2020 N 331-П.
Факторы опасности и риска, проявившиеся в данных авиационных происшествиях, подтверждают необходимость заблаговременного реагирования на возможные недостатки в подготовке членов летных и кабинных экипажей, еще до выполнения ими полета с тем, чтобы предотвратить выпуск в полет не подготовленных (имеющих перерывы в проверке навыков по тем или иным видам подготовки) экипажей.
В соответствии с подпунктами 5.4.6 и 9.9 Положения о Федеральном агентстве воздушного транспорта, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 N 396, пунктами 2.20, 5.68, 5.99 Федеральных авиационных правил "Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации", утвержденных приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 31.07.2009 N 128 в целях повышения уровня безопасности полетов приказываю:
1. Начальнику Управления летной эксплуатации М.Ю. Костылеву довести требования настоящего приказа до сведения руководителей территориальных органов Росавиации, авиационных учебных центров и эксплуатантов воздушного транспорта.
2. Руководителям территориальных органов Росавиации:
2.1. Рекомендовать эксплуатантам воздушного транспорта, руководителям предприятий и организаций гражданской авиации, территориально расположенным в зонах ответственности территориального органа, повторно изучить приказы Росавиации от 25.03.2020 N 331-П и от 07.05.2020 N 459-П, обратив особое внимание на полноту и качество выполнения профилактических мероприятий, предусмотренных требованиями данных приказов;
2.2. Рекомендовать эксплуатантам воздушного транспорта, руководителям предприятий и организаций гражданской авиации, территориально расположенным в зонах ответственности территориального органа, принять к руководству в производственной деятельности рекомендуемые формы приложения к свидетельству специалиста авиационного персонала гражданской авиации и методические рекомендации по их оформлению согласно приложению к настоящему приказу.
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя руководителя Федерального агентства воздушного транспорта О.Г. Сторчевого.
Первый заместитель Министра
транспорта Российской Федерации -
руководитель Федерального агентства
воздушного транспорта
А.В.НЕРАДЬКО
Приложение
к приказу Росавиации
от 28 декабря 2020 г. N 1873-П
Рекомендуемая форма
приложения к свидетельству членов летного экипажа
Рекомендуемая форма
приложения к свидетельству членов кабинного экипажа
Методические рекомендации
по оформлению приложения к свидетельству специалиста
авиационного персонала гражданской авиации
I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Настоящие Методические рекомендации по оформлению приложения к свидетельству специалиста авиационного персонала гражданской авиации (далее - Методические рекомендации) разработаны в целях реализации возможности проведения уполномоченными должностными лицами контроля законности допуска в полет членов летного и кабинного экипажа, в том числе к специальным видам полетов, в соответствии с требованиями федеральных авиационных правил, а также к выполнению полетов в условиях низкой видимости (CAT II, III ИКАО) и предотвращения выполнения полетов авиационным персоналом с истекшими сроками действия видов периодической подготовки, предусмотренными требованиями Федеральных авиационных правил "Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации", утвержденных приказом Минтранса России от 31.07.2009 N 128 (далее - ФАП-128).
Приложение к свидетельству специалиста авиационного персонала гражданской авиации (далее - Приложение к свидетельству) является документом, подтверждающим прохождение специалистом авиационного персонала квалификационной проверки на воздушном судне (далее - ВС) и тренажерном устройстве имитации полета, допущенном уполномоченным органом в области гражданской авиации для этих целей (далее - FFS), а также действующих допусков на выполнение полетов, требующих специальной подготовки.
Приложение к свидетельству действительно только по предъявлению действующего свидетельства специалиста авиационного персонала гражданской авиации, номер которого должен быть указан в Приложении к свидетельству.
Приложение к свидетельству изготавливается типографским способом на плотной бумаге или распечатывается на офисной бумаге с помощью принтера.
II. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОФОРМЛЕНИЮ ПРИЛОЖЕНИЯ К СВИДЕТЕЛЬСТВУ
В верхнем левом или правом углу Приложения к свидетельству допускается размещение сертифицированного логотипа авиакомпании, авиапредприятия, летного учебного заведения, организации.
В бланке Приложения к свидетельству рекомендуется иметь запись об одобрении формы данного Приложения к свидетельству уполномоченным органом в области гражданской авиации Российской Федерации (Федеральным агентством воздушного транспорта).
Титульный лист бланка заполняется уполномоченным должностным лицом, назначенным эксплуатантом (авиакомпанией, авиапредприятием, летным учебным заведением, организацией), шариковой ручкой черного или синего цвета. Допускается заполнение бланка Приложения к свидетельству на компьютере (электронная форма) с последующей распечаткой на принтере.
Имя и фамилия держателя Приложения к свидетельству, имя и фамилия инструктора-экзаменатора вписываются на русском и/или английском языках, на усмотрение эксплуатанта (авиакомпании, авиапредприятия, летного учебного заведения, организации).
Данные о проведении квалификационной проверки на ВС вносятся инструктором-экзаменатором в задание на тренировку после успешного прохождения специалистом авиационного персонала квалификационной проверки (в день проведения квалификационной проверки). Запись о проведении квалификационной проверки в летную книжку и оформление бланка инструктору-экзаменатору рекомендуется выполнять в течение 3-х рабочих дней от даты проведения проверки.
Данные о проведении проверки на FFS вносятся инструктором (инструктором-экзаменатором) в задание на тренировку после успешного прохождения специалистом авиационного персонала проверки на FFS.
Данные о действующих допусках заполняются уполномоченным лицом, назначенным эксплуатантом (авиакомпанией, авиапредприятием, летным учебным заведением, организацией), или держателями Приложения к свидетельству по информации от уполномоченного лица, назначенного эксплуатантом (авиакомпанией, авиапредприятием, летным учебным заведением, организацией). Для передачи данной информации может применяться корпоративная электронная почта.
Перечень допусков к специальным видам подготовки определяется эксплуатантом (авиакомпанией, авиапредприятием, летным учебным заведением, организацией), в зависимости от специфики выполняемых полетов (авиационных работ) на основании эксплуатационной спецификации типа ВС.
Для членов летных экипажей ВС, выполняющих коммерческие воздушные перевозки, на основании пункта 5.68 ФАП-128 в Приложении к свидетельству рекомендуется указывать:
- при выполнении полетов в условиях NAT HLA допуск эксплуатантом (авиакомпанией, авиапредприятием, летным учебным заведением, организацией) пилота к полетам в NAT HLA;
- при выполнении полетов в условиях PBN допуск эксплуатантом (авиакомпанией, авиапредприятием, летным учебным заведением, организацией) пилота к полетам в PBN с указанием типа навигационных характеристик (RNP);
- при выполнении заходов на посадку и посадок в условиях II или III категории ИКАО и взлетов при видимости на ВПП менее 400 метров допуск эксплуатантом (авиакомпанией, авиапредприятием, летным учебным заведением, организацией) пилота к полетам в данных метеоусловиях с записью "КАТ II" или "КАТ III".
Для специалистов авиационного персонала, выполняющих полеты на нескольких типах ВС, данные о проведении квалификационной проверки на ВС и данные о проведении проверки на FFS, минимум для выполнения взлета и посадки в сложных метеоусловиях вносятся для каждого типа ВС.
Внесение данных о допусках к специальным видам подготовки на каждом типе ВС отдельно или совмещенно для нескольких типов ВС определяется эксплуатантом (авиакомпанией, авиапредприятием, летным учебным заведением, организацией) в зависимости от спецификации типов ВС.
III. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Специалисту авиационного персонала рекомендуется представлять Приложение к свидетельству по требованию уполномоченных должностных лиц при проведении плановых (внеплановых), инспекционных проверок эксплуатанта на маршруте (в полете) и на перроне, на подтверждение соответствия эксплуатанта требованиям федеральных авиационных правил, а также при проведении иностранными инспекторами рамповых проверок на перроне по программе SAFA при выполнении эксплуатантом международных полетов.
Порядок предоставления данных о прохождении специалистами авиационного персонала курсов аварийно-спасательной подготовки на суше, водной аварийно-спасательной подготовки, подготовки экипажей ВС по перевозке опасных грузов воздушным транспортом определяется эксплуатантом (авиакомпанией, авиапредприятием, летным учебным заведением, организацией).