Приказ Минюста России от 01.04.2024 N 95
МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 1 апреля 2024 г. N 95
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ИНСТРУКЦИИ
ПО ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ПО ЗАЩИТЕ ИНТЕРЕСОВ МИНИСТЕРСТВА
ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ОРГАНОВ
И ФЕДЕРАЛЬНЫХ БЮДЖЕТНЫХ (КАЗЕННОГО) УЧРЕЖДЕНИЙ МИНЮСТА
РОССИИ ПРИ РАССМОТРЕНИИ ДЕЛ СУДАМИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
И УЧАСТИЮ МИНЮСТА РОССИИ В СУДЕБНЫХ ЗАСЕДАНИЯХ
В ИНЫХ СЛУЧАЯХ
<Изменение: приказ Министерства юстиции РФ
от 23.05.2025 N 126 >
В соответствии с подпунктом 27 пункта 20 и пунктом 22 Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13.01.2023 N 10, а также в целях повышения эффективности и качества работы по защите интересов Министерства юстиции Российской Федерации, территориальных органов и федеральных бюджетных (казенного) учреждений Минюста России при рассмотрении дел судами Российской Федерации и участию Минюста России в судебных заседаниях в иных случаях приказываю:
1. Утвердить прилагаемую Инструкцию по организации работы по защите интересов Министерства юстиции Российской Федерации, территориальных органов и федеральных бюджетных (казенного) учреждений Минюста России при рассмотрении дел судами Российской Федерации и участию Минюста России в судебных заседаниях в иных случаях.
2. Руководителям структурных подразделений Минюста России:
согласно компетенции организовать формирование соответствующих номенклатурных дел;
при проведении проверок территориальных органов Минюста России и федеральных бюджетных (казенного) учреждений Минюста России анализировать работу по участию в рассмотрении дел судами Российской Федерации с отражением результатов в итоговых документах проверок;
ежегодно до 15 февраля представлять в Департамент организации и контроля в соответствии с компетенцией информацию о наиболее важных аспектах работы по участию в рассмотрении дел судами Российской Федерации, в том числе территориальных органов и федеральных бюджетных (казенного) учреждений Минюста России.
3. Департаменту организации и контроля проводить анализ поступившей информации от структурных подразделений Минюста России в рамках подготовки материалов к заседанию коллегии Минюста России по подведению итогов работы за соответствующий год.
4. Руководителям территориальных органов Минюста России и федеральных бюджетных (казенного) учреждений Минюста России ежегодно до 15 января представлять в структурные подразделения Минюста России в соответствии с их компетенцией информацию о состоянии работы по участию в рассмотрении дел судами Российской Федерации, правоприменительной практике, результатах рассмотрения частных определений судов, выявленных нарушениях с предложениями по устранению их причин и условий, о результатах работы по исполнению судебных решений, а также сведения о значимых и резонансных судебных делах, причинах увеличения их числа в сравнении со статистическими показателями за предыдущий год.
5. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра А.Д. Алханова.
Министр
К.А.ЧУЙЧЕНКО
Утверждена
приказом Минюста России
от 01.04.2024 N 95
ИНСТРУКЦИЯ
ПО ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ПО ЗАЩИТЕ ИНТЕРЕСОВ МИНИСТЕРСТВА
ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ОРГАНОВ
И ФЕДЕРАЛЬНЫХ БЮДЖЕТНЫХ (КАЗЕННОГО) УЧРЕЖДЕНИЙ МИНЮСТА
РОССИИ ПРИ РАССМОТРЕНИИ ДЕЛ СУДАМИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
И УЧАСТИЮ МИНЮСТА РОССИИ В СУДЕБНЫХ ЗАСЕДАНИЯХ
В ИНЫХ СЛУЧАЯХ
I. Общие положения
1. Настоящая Инструкция устанавливает порядок организации работы по защите интересов Министерства юстиции Российской Федерации, территориальных органов (далее - территориальные органы) и федеральных бюджетных (казенного) учреждений Минюста России (далее - учреждения) при рассмотрении дел судами Российской Федерации и участию Минюста России в судебных заседаниях в иных случаях.
2. Участие в судебных заседаниях в иных случаях осуществляется по поступившим в Минюст России поручениям Администрации Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, а также уведомлениям о слушании дела в Конституционном Суде Российской Федерации.
<В ред. приказа Министерства юстиции РФ от 23.05.2025 N 126>
3. Руководители структурных подразделений Минюста России, территориальных органов и учреждений в соответствии с компетенцией:
организуют и обеспечивают своевременное и квалифицированное представительство в Верховном Суде Российской Федерации, судах общей юрисдикции, арбитражных судах (далее - суды) при рассмотрении уголовных, гражданских и административных дел (далее - дела) по спорам, в которых Минюст России, территориальные органы, учреждения и их должностные лица являются лицами, участвующими в деле, а также в иных случаях участия Минюста России в судебных заседаниях;
обеспечивают надлежащую подготовку исковых заявлений (заявлений), административных исковых заявлений в соответствии с законодательством Российской Федерации, с учетом правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации и предъявление их в суд с приложением обосновывающих требования документов;
принимают меры для своевременного получения информации о движении дел, в том числе с использованием официальных сайтов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и иных электронных систем судов;
осуществляют контроль за подготовкой федеральными государственными гражданскими служащими Минюста России, гражданскими служащими территориальных органов (далее - государственные служащие), работниками учреждений, не занимающих должности федеральной государственной гражданской службы (далее - работники) отзывов на исковые заявления (заявления), административные исковые заявления об оспаривании решений, действий (бездействия) должностных лиц;
обеспечивают обжалование судебных актов при наличии оснований, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
принимают меры по обеспечению исполнения судебных решений, а также разрешают иные вопросы, связанные с представительством и защитой интересов Минюста России, территориальных органов и учреждений.
4. Государственные служащие, работники, обеспечивающие представительство и защиту интересов Минюста России, территориальных органов и учреждений, при рассмотрении дел в судах осуществляют:
формирование правовой позиции и подготовку необходимых материалов для рассмотрения судами первой, апелляционной, кассационной и надзорной инстанций дел, в которых Минюст России, территориальные органы, учреждения и (или) их должностные лица являются лицами, участвующими в деле, в том числе при пересмотре вступивших в законную силу судебных решений по вновь открывшимся или новым обстоятельствам, рассмотрении вопросов, связанных с распределением судебных расходов и исполнением судебных постановлений;
подготовку проектов документов для рассмотрения судами (искового заявления (заявления), административного искового заявления, отзыва, ходатайства и другие);
участие в судебных заседаниях, в том числе путем использования систем видео-конференц-связи при наличии технической возможности;
своевременное апелляционное, кассационное и надзорное обжалование судебных актов при наличии предусмотренных законодательством Российской Федерации оснований.
II. Организация работы по судебной защите интересов Минюста России и участию Минюста России в судебных заседаниях в иных случаях
<Наименование в ред. приказа Министерства юстиции РФ от 23.05.2025 N 126>
5. Представительство в суде государственными служащими Минюста России осуществляется на основании доверенности, подписанной Министром юстиции Российской Федерации или лицом, исполняющим его обязанности.
Подготовка доверенностей осуществляется структурным подразделением Минюста России, к компетенции которого отнесен вопрос, ставший предметом судебного разбирательства (далее - уполномоченное структурное подразделение Минюста России), на основании служебной записки его руководителя, согласованной с курирующим заместителем Министра юстиции Российской Федерации.
6. В случае предъявления требований к территориальному органу, учреждению либо инициирования ими обращения в суд без привлечения к участию Минюста России в качестве лица, участвующего в деле, доверенность государственному служащему, работнику (далее - представитель) подписывается руководителем территориального органа, учреждения.
7. Представитель при подготовке к судебному заседанию выясняет обстоятельства, послужившие основанием для рассмотрения дела в суде, изучает требования законодательства Российской Федерации, судебную практику по вопросам, подлежащим рассмотрению, позиции Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, подготавливает необходимые материалы для обоснования и подготовки позиции (отзыва) по делу и обеспечивает их направление в суд (далее - процессуальные документы).
Представитель в заседании Конституционного Суда Российской Федерации докладывает позицию Минюста России по рассматриваемому вопросу на основании материалов, подготовленных совместно с уполномоченным структурным подразделением Минюста России, согласованных не позднее трех рабочих дней до начала слушания дела в Конституционном Суде Российской Федерации с курирующим данное структурное подразделение Минюста России заместителем Министра юстиции Российской Федерации.
<Абзац введен приказом Министерства юстиции РФ от 23.05.2025 N 126>
8. Все передаваемые в суд процессуальные документы подлежат регистрации в системе электронного документооборота, направляются на бумажном носителе или при наличии технической возможности в электронном виде, в том числе в форме электронного документа.
III. Организация работы по судебной защите интересов Минюста России в территориальных органах, учреждениях
9. В случае рассмотрения дела судом с участием территориального органа, учреждения или их должностного лица без привлечения к участию Минюста России руководитель территориального органа, учреждения:
не позднее пяти дней со дня получения определения суда о принятии к производству искового заявления (заявления), административного искового заявления направляет в уполномоченное структурное подразделение Минюста России копии искового заявления (заявления), административного искового заявления и приложенных к нему документов, а также копии отзыва, возражений либо письменных пояснений по существу дела;
в случае вынесения судом акта об удовлетворении требований к территориальному органу, учреждению при наличии оснований и в сроки, установленные законодательством Российской Федерации, принимает меры к обжалованию (пересмотру) такого акта в судах апелляционной, кассационной и надзорной инстанций;
согласовывает проект апелляционной, кассационной, надзорной жалобы в Верховный Суд Российской Федерации с уполномоченным структурным подразделением Минюста России;
при отсутствии доводов для обжалования (пересмотра) судебного акта до истечения сроков, установленных для его обжалования (пересмотра), информирует с изложением правовой позиции уполномоченное структурное подразделение Минюста России;
незамедлительно информирует с направлением копий судебных актов, а при необходимости - других документов уполномоченное структурное подразделение Минюста России о принятых судами решениях о восстановлении на службе (работе) уволенных государственных служащих и работников и присуждении им выплаты причитающегося денежного содержания (заработной платы) за время вынужденного прогула в целях принятия мер, направленных на обеспечение немедленного исполнения таких решений в соответствии с законодательством Российской Федерации.
10. По делам, рассматриваемым судами по месту нахождения территориального органа, учреждения с привлечением к участию Минюста России, в том числе по поручению Правительства Российской Федерации, либо при необходимости заявления в суд требования от имени Минюста России руководитель территориального органа, учреждения:
информирует уполномоченное структурное подразделение Минюста России о привлечении к участию в деле Минюста России;
обеспечивает участие в судебном процессе представителя, обладающего профессиональными знаниями по вопросам, ставшим предметом судебного разбирательства, а также материального и процессуального законодательства Российской Федерации. Информирует уполномоченное структурное подразделение Минюста России о кандидатуре государственного служащего, работника, которому предлагается поручить представлять интересы Минюста России, в целях последующего оформления доверенности;
обеспечивает подготовку и направление в уполномоченное структурное подразделение Минюста России предложений по формированию правовой позиции по судебному спору, а также имеющихся в материалах судебного дела документов;
информирует уполномоченное структурное подразделение Минюста России о результатах рассмотрения дела судом (отложении разбирательства дела, оглашении резолютивной части судебного акта);
обеспечивает получение копий судебных актов в день их вынесения, а если составление их мотивированного текста отложено, принимает меры к оперативному получению судебных актов, вынесенных в окончательной форме, и направлению их не позднее одного рабочего дня со дня получения в уполномоченное структурное подразделение Минюста России;
при обжаловании судебных актов иными участниками судебного процесса информирует уполномоченное структурное подразделение Минюста России с приложением копий документов и изложением правовой позиции не позднее одного рабочего дня со дня получения жалобы (представления);
по запросу уполномоченного структурного подразделения Минюста России направляет копии других документов, имеющих отношение к рассмотренным (рассматриваемым) судами делам;
при наличии правовых оснований в случае вынесения судом акта об удовлетворении требований к Минюсту России, территориальному органу, учреждению либо к Правительству Российской Федерации (по делам, в которых Минюст России участвует по поручению Правительства Российской Федерации), в установленные законодательством Российской Федерации сроки принимает меры к обжалованию (пересмотру) такого акта в судах апелляционной, кассационной и надзорной инстанций, согласовывает процессуальные документы с уполномоченным структурным подразделением Минюста России;
при отсутствии доводов для обжалования (пересмотра) судебного акта, до истечения сроков, установленных законодательством Российской Федерации для его обжалования (пересмотра), информирует с изложением правовой позиции уполномоченное структурное подразделение Минюста России.
IV. Порядок организации рассмотрения частных определений
11. Поступившие в Минюст России, территориальные органы, учреждения частные определения рассматриваются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
При необходимости руководителем уполномоченного структурного подразделения Минюста России или руководителем территориального органа, учреждения принимаются меры к обжалованию этого акта в вышестоящих судах.
12. В целях установления фактов и обстоятельств, отраженных в частных определениях, руководителем уполномоченного структурного подразделения Минюста России или руководителем территориального органа, учреждения при необходимости инициируется проведение служебных проверок.
При наличии предусмотренных законодательством Российской Федерации оснований рассматривается вопрос о привлечении государственных служащих, работников к ответственности.
13. О принятых по частному определению мерах руководитель уполномоченного структурного подразделения Минюста России или руководитель территориального органа, учреждения сообщает суду в установленные законодательством Российской Федерации сроки.
14. Копии частных определений, а также информация о принятых по ним мерах направляются руководителем территориального органа, учреждения для сведения в уполномоченное структурное подразделение Минюста России.