Приказ Минтруда России от 25.09.2025 N 574н
МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 25 сентября 2025 г. N 574н
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ
ТИПОВЫХ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ПРОГРАММ В ОБЛАСТИ
КОМПЛЕКСНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ И АБИЛИТАЦИИ ИНВАЛИДОВ
В соответствии с пунктом 10.2 статьи 4 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", пунктом 10 части 7 статьи 76 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" и подпунктом 5.2.107(6) пункта 5 Положения о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 г. N 610, приказываю:
Утвердить:
типовую дополнительную профессиональную программу повышения квалификации специалистов по организации системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов и детей-инвалидов в субъекте Российской Федерации согласно приложению N 1 к настоящему приказу;
типовую дополнительную профессиональную программу повышения квалификации специалистов по организации оказания услуг по основным направлениям комплексной реабилитации и абилитации инвалидов и детей-инвалидов в реабилитационной организации согласно приложению N 2 к настоящему приказу;
типовую дополнительную профессиональную программу повышения квалификации специалистов по оказанию услуг по комплексной социальной реабилитации и абилитации инвалидов и детей-инвалидов согласно приложению N 3 к настоящему приказу.
Министр
А.О.КОТЯКОВ
Приложение N 1
к приказу Министерства труда
и социальной защиты
Российской Федерации
от 25 сентября 2025 г. N 574н
ТИПОВАЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО ОРГАНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ
КОМПЛЕКСНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ И АБИЛИТАЦИИ ИНВАЛИДОВ
И ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ В СУБЪЕКТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
I. Общие положения
1. Типовая дополнительная профессиональная программа повышения квалификации специалистов по организации системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов и детей-инвалидов в субъекте Российской Федерации (далее - Типовая программа) разработана в соответствии с нормами Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 273-ФЗ), Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", в соответствии с Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 марта 2025 г. N 266 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 22 апреля 2025 г., регистрационный N 81928), действует до 31 августа 2031 г. (далее - Порядок N 266).
2. Типовая программа предназначена для специалистов, осуществляющих деятельность по организации системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов и детей-инвалидов - должностных лиц исполнительных органов субъектов Российской Федерации в сфере социальной защиты населения для выполнения ими трудовых функций в части обеспечения организации и развития региональной системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов и детей-инвалидов (далее - обучающиеся).
3. Обучение проводится по программе повышения квалификации, разработанной организацией, осуществляющей образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам (далее - организация, осуществляющая образовательную деятельность), на основе Типовой программы.
4. К освоению программы повышения квалификации допускаются лица, имеющие высшее образование.
5. Форма обучения по программе повышения квалификации определяется организацией, осуществляющей образовательную деятельность, самостоятельно <1>.
--------------------------------
<1> Часть 5 статьи 17 и часть 13 статьи 76 Федерального закона N 273-ФЗ.
Допускается применение дистанционных образовательных технологий в сочетании с электронным обучением <2>.
--------------------------------
<2> Часть 2 статьи 13 Федерального закона N 273-ФЗ, пункт 13 Порядка N 266.
6. Структура программы повышения квалификации включает цель, а также комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты) и организационно-педагогических условий, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ, учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, оценочных и методических материалов, форм аттестации <3>.
--------------------------------
<3> Абзац второй пункта 11 Порядка N 266.
В структуре программы повышения квалификации должно быть представлено описание перечня профессиональных компетенций в рамках имеющейся квалификации, качественное изменение которых осуществляется в результате обучения.
В результате обучения по программе повышения квалификации за счет освоения и (или) углубления знаний и умений по организации системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов и детей-инвалидов в субъекте Российской Федерации у обучающихся формируются следующие новые профессиональные компетенции:
проведение мероприятий по организации системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов и детей-инвалидов с учетом социально-экономических и географических особенностей субъекта Российской Федерации;
обеспечение условий для организации и развития системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов и детей-инвалидов в субъекте Российской Федерации;
составление и обеспечение выполнения плана перехода реабилитационных организаций субъекта Российской Федерации к оказанию услуг по отдельным основным направлениям комплексной реабилитации и абилитации инвалидов и детей-инвалидов в соответствии со стандартами оказания таких услуг.
7. Срок освоения программы повышения квалификации определяется организацией, осуществляющей образовательную деятельность, самостоятельно, и не может быть менее 16 часов <4>.
--------------------------------
<4> Абзац третий пункта 18 Порядка N 266.
Рекомендуемая общая продолжительность освоения программы составляет от 72 до 144 часов (или от 2 до 4 зачетных единиц) за весь период обучения.
8. При реализации программы повышения квалификации рекомендуются следующие виды учебных занятий и учебных работ: лекции, практические и семинарские занятия, круглые столы, мастер-классы, тренинги, семинары по обмену опытом, консультации, контроль качества освоения программы и другие виды учебных занятий и учебных работ <5>.
--------------------------------
<5> Абзац первый пункта 16 Порядка N 266.
9. Для всех видов аудиторных занятий академический час устанавливается продолжительностью 45 минут <6>.
--------------------------------
<6> Абзац второй пункта 16 Порядка N 266.
II. Цель обучения
10. Целью реализации программы повышения квалификации, разработанной в соответствии с Типовой программой, является совершенствование и (или) получение новой (новых) компетенции (компетенций), необходимой (необходимых) для профессиональной деятельности обучающихся <7>.
--------------------------------
<7> Часть 4 статьи 76 Федерального закона N 273-ФЗ, абзац второй пункта 5 Порядка N 266.
11. Результатом обучения по программе повышения квалификации, разработанной в соответствии с Типовой программой, являются полученные знания, навыки и практические умения, необходимые для качественного совершенствования профессиональных компетенций для эффективной организации системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов и детей-инвалидов в субъекте Российской Федерации.
III. Содержание программы повышения квалификации
12. Содержание программы повышения квалификации и (или) отдельных ее компонентов (дисциплин (модулей), практик, стажировок) должно быть направлено на достижение целей программы, планируемых результатов ее освоения <8>.
--------------------------------
<8> Пункт 6 Порядка N 266.
13. Содержание программы повышения квалификации должно учитывать квалификационные требования к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей, которые устанавливаются в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации о государственной службе <9>.
--------------------------------
<9> Часть 9 статьи 76 Федерального закона N 273-ФЗ.
IV. Планируемые результаты обучения
14. В результате освоения программы повышения квалификации обучающийся должен:
а) знать:
научно-методические основы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов и детей-инвалидов, в том числе Международной классификации функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья, одобренной на пятьдесят четвертой сессии Всемирной ассамблеи здравоохранения 22 мая 2001 года (далее - МКФ);
правовые основы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов и детей-инвалидов в Российской Федерации;
подходы к организации системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов и детей-инвалидов в субъектах Российской Федерации, а также подходы к переходу реабилитационных организаций субъекта Российской Федерации к оказанию услуг по стандартам оказания услуг по отдельным основным направлениям комплексной реабилитации инвалидов и детей-инвалидов (далее - стандарты);
б) уметь:
применять знания научно-методических основ комплексной реабилитации и абилитации инвалидов и детей-инвалидов, в том числе МКФ, при исполнении служебных (должностных) обязанностей;
применять знания правовых основ комплексной реабилитации и абилитации инвалидов и детей-инвалидов при исполнении служебных (должностных) обязанностей;
анализировать и выбирать подходы к организации системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов и детей-инвалидов в субъекте Российской Федерации, а также подходы к переходу реабилитационных организаций субъекта Российской Федерации к оказанию услуг по стандартам;
в) иметь навыки:
анализа нормативных правовых актов Российской Федерации для целей развития системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов и детей-инвалидов в субъекте Российской Федерации и перехода реабилитационных организаций субъекта Российской Федерации к оказанию услуг по стандартам;
разработки структурных элементов государственной программы (подпрограммы) субъекта Российской Федерации по формированию системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов и детей-инвалидов.
V. Документы, регламентирующие содержание и организацию
образовательного процесса при реализации программы
повышения квалификации
15. К документам, регламентирующим содержание и организацию образовательного процесса при реализации программы повышения квалификации, относятся:
а) учебный план программы повышения квалификации;
б) календарный учебный график;
в) рабочие программы учебных модулей.
16. Учебный план программы повышения квалификации определяет перечень, трудоемкость, последовательность и распределение учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных видов учебной деятельности обучающихся и формы аттестации.
При реализации дополнительных профессиональных программ организацией может применяться форма организации образовательной деятельности, основанная на модульном принципе представления содержания образовательной программы и построения учебных планов, использовании различных образовательных технологий, в том числе дистанционных образовательных технологий и электронного обучения.
Примерный учебный план
N п/п
Наименование модулей (разделов курса)
Всего часов трудоемкости
Вид и форма контроля
1.
Модуль 1. Научно-методические и правовые основы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов и детей-инвалидов в Российской Федерации
14
ПА (Т/С)
2.
Модуль 2. Взаимодействие исполнительных органов субъектов Российской Федерации и федеральных учреждений медико-социальной экспертизы при разработке и реализации индивидуальной программы реабилитации и абилитации инвалида и индивидуальной программы реабилитации и абилитации ребенка-инвалида
10
ПА (Т/С)
3.
Модуль 3. Социальная реабилитация и абилитация инвалидов и детей-инвалидов: правовые основы, содержание услуг и подходы к их нормированию
16
ПА (Т/С)
4.
Модуль 4. Формирование и развитие системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов и детей-инвалидов в субъекте Российской Федерации: правовые и организационные аспекты
30
ПА (Т/С)
5.
Итоговая аттестация
2
ДЗ
ИТОГО
72
Сокращения, используемые в настоящем примерном учебном плане:
ПА - промежуточная аттестация;
Т - тестирование;
С - собеседование;
ДЗ - дифференцированный зачет.
17. Календарный учебный график, устанавливающий последовательность и продолжительность обучения и итоговой аттестации по учебным неделям и (или) дням, разрабатывается организацией, осуществляющей образовательную деятельность, самостоятельно.
Примерный календарный учебный график
N п/п
Наименование модулей
Всего часов
Порядковые номера недель обучения, формы занятий и аттестации
1
2
1.
Модуль 1. Научно-методические и правовые основы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов и детей-инвалидов в Российской Федерации
14
Л, СЗ/ПЗ, Т
-
2.
Модуль 2. Взаимодействие исполнительных органов субъектов Российской Федерации и федеральных учреждений медико-социальной экспертизы при разработке и реализации индивидуальной программы реабилитации и абилитации инвалида и индивидуальной программы реабилитации и абилитации ребенка-инвалида
10
Л, СЗ/ПЗ, Т
-
3.
Модуль 3. Социальная реабилитация и абилитация инвалидов и детей-инвалидов: правовые основы, содержание услуг и подходы к их нормированию
16
Л, ПЗ
Л, ПЗ, Т
4.
Модуль 4. Формирование и развитие системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов и детей-инвалидов в субъекте Российской Федерации: правовые и организационные аспекты
30
-
Л, ПЗ, Т
5.
Итоговая аттестация
2
ДЗ
Всего часов в неделю
72
36
36
Сокращения, используемые в настоящем примерном календарном учебном графике:
Л - лекции;
ПЗ - практические занятия;
СЗ - семинарские занятия.
18. Рабочие программы учебных модулей (предметов, курсов, дисциплин) разрабатываются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, самостоятельно с учетом квалификационных требований, указанных в квалификационных справочниках <10> и содержания учебных модулей (предметов, курсов, дисциплин) учебного плана Типовой программы.
--------------------------------
<10> Часть 9 статьи 76 Федерального закона N 273-ФЗ.
Содержание рабочих программ учебных модулей
Модуль 1. Научно-методические и правовые основы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов и детей-инвалидов в Российской Федерации
Современные модели: инвалидности, социальной адаптации и интеграции инвалидов, комплексной реабилитации и абилитации инвалидов. МКФ в контексте оказания реабилитационных услуг в системе социальной защиты населения. Концептуальные и правовые основы современной системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов и детей-инвалидов в Российской Федерации. Основные изменения, внесенные Федеральным законом от 25 декабря 2023 г. N 651-ФЗ в законодательные акты Российской Федерации по вопросам комплексной реабилитации и абилитации инвалидов и детей-инвалидов
Модуль 2. Взаимодействие исполнительных органов субъектов Российской Федерации и федеральных учреждений медико-социальной экспертизы при разработке и реализации индивидуальной программы реабилитации и абилитации инвалида и индивидуальной программы реабилитации и абилитации ребенка-инвалида
Основные функции и полномочия федеральных учреждений медико-социальной экспертизы в системе комплексной реабилитации и абилитации инвалидов и детей-инвалидов. Индивидуальная программа реабилитации и абилитации инвалида (далее - ИПРА инвалида) и индивидуальная программа реабилитации и абилитации ребенка-инвалида (далее - ИПРА ребенка-инвалида): основные аспекты разработки и реализации. Информационные технологии в системе комплексной реабилитации и абилитации инвалидов и детей-инвалидов
Модуль 3. Социальная реабилитация и абилитация инвалидов и детей-инвалидов: правовые основы, содержание услуг и подходы к их нормированию
Нормативное правовое регулирование оказания услуг по отдельным основным направлениям комплексной реабилитации и абилитации инвалидов и детей-инвалидов, в том числе по социальной реабилитации и абилитации. Концептуальные вопросы стандартизации услуг. Содержание стандартов оказания услуг по социальной реабилитации и абилитации инвалидов. Особенности их применения в реабилитационных организациях. Оценка эффективности реабилитационного курса и реализации ИПРА инвалида и ИПРА ребенка-инвалида в целом. Основные подходы к нормированию услуг по отдельным основным направлениям комплексной реабилитации и абилитации инвалидов и детей-инвалидов, в том числе по социальной реабилитации и абилитации
Модуль 4. Формирование и развитие системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов и детей-инвалидов в субъекте Российской Федерации: правовые и организационные аспекты
Правовые аспекты функционирования системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов и детей-инвалидов в субъекте Российской Федерации. Реабилитационная инфраструктура субъекта Российской Федерации: управление и развитие. Общие подходы и принципы формирования субъектом Российской Федерации плана переходного периода к оказанию услуг по отдельным основным направлениям комплексной реабилитации и абилитации инвалидов и детей-инвалидов в соответствии с требованиями стандартов и информации о ходе его выполнения. Основные подходы к разработке региональных программ (перечней мероприятий) по формированию системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов и детей-инвалидов в субъекте Российской Федерации.
Субсидирование региональных программ из федерального бюджета. Организация предоставления сопровождения при оказании услуг в рамках комплексной реабилитации и абилитации инвалидов и детей-инвалидов, нуждающихся в постоянной или частичной посторонней помощи. Правовые и организационные основы реализации пилотного проекта по оказанию услуг по комплексной реабилитации и абилитации детей-инвалидов
VI. Организационно-педагогические условия реализации
программы повышения квалификации
19. Реализация программы повышения квалификации, разработанной на основе Типовой программы, должна обеспечиваться научно-педагогическими кадрами организации, осуществляющей образовательную деятельность. Их квалификация должна соответствовать квалификационным характеристикам, установленным в разделе "Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов высшего профессионального и дополнительного профессионального образования" Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 11 января 2011 г. N 1н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 23 марта 2011 г., регистрационный N 20237), с изменениями, внесенными приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 25 января 2023 г. N 39н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 27 февраля 2023 г., регистрационный N 72453).
Допускается привлечение к образовательному процессу высококвалифицированных специалистов из числа руководителей и ведущих специалистов органов государственной власти, учреждений, реабилитационных организаций.
20. Выбор методов обучения с применением современных инновационных образовательных технологий и средств обучения, методов контроля и управления образовательным процессом определяется организацией, осуществляющей образовательную деятельность, самостоятельно.
21. Организация, осуществляющая образовательную деятельность, должна располагать материально-технической базой, соответствующей действующим санитарным и противопожарным правилам и нормам, учебно-методическими материалами, обеспечивающими проведение всех видов работ обучающихся, предусмотренных учебным планом программы повышения квалификации.
22. Организация, осуществляющая образовательную деятельность, должна обеспечить обучающимся, являющимися инвалидами или лицами с ограниченными возможностями здоровья, адаптированный доступ к информационным справочным системам, базам данных, информационно-телекоммуникационным сетям и электронным образовательным ресурсам.
VII. Формы аттестации
23. Типовой программой предусматриваются промежуточная и итоговая формы аттестации.
Промежуточная аттестация обучающихся проводится по завершении изучения модулей. Формы промежуточной аттестации включают в себя: тестирование и (или) собеседование, направленные на контроль и оценку знаний и умений, составляющих профессиональных компетенций; выполнение практических заданий, проверяющих уровень сформированности профессиональных компетенций.
Освоение дополнительных профессиональных образовательных программ завершается итоговой аттестацией обучающихся в форме, определяемой организацией, осуществляющей образовательную деятельность, самостоятельно <11>.
--------------------------------
<11> Часть 14 статьи 76 Федерального закона N 273-ФЗ, пункт 19 Порядка N 266.
Обучающийся допускается к итоговой аттестации после успешного освоения программ модулей в объеме, предусмотренном учебным планом.
24. Оценочные материалы разрабатываются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, самостоятельно.
25. Обучающиеся, освоившие программу и успешно прошедшие итоговую аттестацию, получают удостоверение о повышении квалификации, образец которого самостоятельно устанавливается организацией, осуществляющей образовательную деятельность <12>.
--------------------------------
<12> Части 3 и 10 статьи 60 и часть 15 статьи 76 Федерального закона N 273, абзац второй пункта 20 и абзац первый пункта 21 Порядка N 266.
Обучающимся, не прошедшим итоговой аттестации или получившим на итоговой аттестации неудовлетворительный результат, а также обучающимся, освоившим часть программы и (или) отчисленным с курсов повышения квалификации, выдается справка об обучении или периоде обучения, по образцу, самостоятельно устанавливаемому организацией, осуществляющей образовательную деятельность <13>.
--------------------------------
<13> Часть 12 статьи 60 Федерального закона N 273, абзац пятый пункта 20 Порядка N 266.
Приложение N 2
к приказу Министерства труда
и социальной защиты
Российской Федерации
от 25 сентября 2025 г. N 574н
ТИПОВАЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ОКАЗАНИЯ
УСЛУГ ПО ОСНОВНЫМ НАПРАВЛЕНИЯМ КОМПЛЕКСНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ
И АБИЛИТАЦИИ ИНВАЛИДОВ И ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ
В РЕАБИЛИТАЦИОННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
I. Общие положения
1. Типовая дополнительная профессиональная программа повышения квалификации специалистов по организации оказания услуг по основным направлениям комплексной реабилитации и абилитации инвалидов и детей-инвалидов в реабилитационной организации (далее - Типовая программа) разработана в соответствии с нормами Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 273-ФЗ), Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 181-ФЗ), постановления Правительства Российской Федерации от 29 июня 2024 г. N 885 "Об утверждении примерных требований к организации деятельности реабилитационных организаций", в соответствии с приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 24 марта 2025 г. N 266 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 22 апреля 2025 г., регистрационный N 81928), действует до 31 августа 2031 г. (далее - Порядок N 266), а также профессионального стандарта "Руководитель организации социального обслуживания", утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 июня 2020 г. N 353н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 15 июля 2020 г., регистрационный N 58960) (далее - профессиональный стандарт "Руководитель организации социального обслуживания"), профессионального стандарта "Специалист по реабилитационной работе в социальной сфере", утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 июня 2020 г. N 352н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 20 июля 2020 г., регистрационный N 59010) (далее - профессиональный стандарт "Специалист по реабилитационной работе в социальной сфере").
2. Типовая программа предназначена для специалистов, осуществляющих деятельность по организации оказания услуг по основным направлениям комплексной реабилитации и абилитации инвалидов и детей-инвалидов в реабилитационной организации, к которым относятся руководители реабилитационных организаций, их заместители, руководители структурных подразделений реабилитационных организаций (далее - обучающиеся).
3. Обучение проводится по программе повышения квалификации, разработанной организацией, осуществляющей образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам (далее - организация, осуществляющая образовательную деятельность), на основе Типовой программы.
4. К освоению программы повышения квалификации допускаются лица, имеющие высшее образование.
5. Форма обучения по программе повышения квалификации определяется организацией, осуществляющей образовательную деятельность, самостоятельно <1>. Допускается применение дистанционных образовательных технологий в сочетании с электронным обучением <2>.
--------------------------------
<1> Часть 5 статьи 17 и часть 13 статьи 76 Федерального закона N 273-ФЗ.
<2> Часть 2 статьи 13 Федерального закона N 273-ФЗ, пункт 13 Порядка N 266.
6. Структура программы повышения квалификации включает цель, а также комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты) и организационно-педагогических условий, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, оценочных и методических материалов, форм аттестации <3>.
--------------------------------
<3> Абзац второй пункта 11 Порядка N 266.
В структуре программы повышения квалификации должно быть представлено описание перечня профессиональных компетенций в рамках имеющейся квалификации, качественное изменение которых осуществляется в результате обучения <4>.
--------------------------------
<4> Абзац третий пункта 11 Порядка N 266.
В результате обучения по программе повышения квалификации качественному изменению подлежит способность к организации деятельности реабилитационной организации по предоставлению услуг по отдельным основным направлениям комплексной реабилитации и абилитации инвалидов и детей-инвалидов в соответствии со стандартами оказания услуг по отдельным основным направлениям комплексной реабилитации (далее - стандарты) и с учетом целевой реабилитационной группы (целевых реабилитационных групп) инвалида (ребенка-инвалида).
7. Срок освоения программы повышения квалификации определяется организацией, осуществляющей образовательную деятельность, самостоятельно, и не может быть менее 16 часов <5>.
--------------------------------
<5> Абзац третий пункта 18 Порядка N 266.
Рекомендуемая общая трудоемкость освоения программы составляет от 72 до 144 часов (или от 2 до 4 зачетных единиц) за весь период обучения.
8. При реализации программы повышения квалификации рекомендуются следующие виды учебных занятий и учебных работ: лекции, практические и семинарские занятия, круглые столы, мастер-классы, тренинги, семинары по обмену опытом, консультации, контроль качества освоения программы и другие виды учебных занятий и учебных работ <6>.
--------------------------------
<6> Абзац первый пункта 16 Порядка N 266.
9. Для всех видов аудиторных занятий академический час устанавливается продолжительностью 45 минут <7>.
--------------------------------
<7> Абзац второй пункта 16 Порядка N 266.
II. Цель обучения
10. Целью реализации программы повышения квалификации, разработанной в соответствии с Типовой программой, является совершенствование и (или) получение новой (новых) компетенции (компетенций), необходимой (необходимых) для профессиональной деятельности обучающихся <8>.
--------------------------------
<8> Часть 4 статьи 76 Федерального закона N 273-ФЗ, абзац второй пункта 5 Порядка N 266.
11. Результатом обучения по программе повышения квалификации, разработанной в соответствии с Типовой программой, являются полученные знания, навыки и практические умения, необходимые для качественного совершенствования профессиональных компетенций для эффективной организации оказания услуг по отдельным основным направлениям комплексной реабилитации и абилитации инвалидов в реабилитационных организациях с учетом целевой реабилитационной группы (целевых реабилитационных групп) инвалида (ребенка-инвалида).
III. Содержание программы повышения квалификации
12. Содержание программы повышения квалификации и (или) отдельных ее компонентов (дисциплин (модулей), практик, стажировок) должно быть направлено на достижение целей программы, планируемых результатов ее освоения <9>.
--------------------------------
<9> Пункт 6 Порядка N 266.
13. Содержание программы повышения квалификации должно учитывать профессиональные стандарты <10>.
--------------------------------
<10> Часть 9 статьи 76 Федерального закона N 273-ФЗ, пункт 8 Порядка N 266.
IV. Планируемые результаты обучения
14. Планируемые результаты обучения по программе повышения квалификации соответствуют выполняемым трудовым действиям, определенным профессиональным стандартом "Руководитель организации социального обслуживания" и профессиональным стандартом "Специалист по реабилитационной работе в социальной сфере".
15. В результате освоения программы повышения квалификации обучающийся должен:
а) знать:
научно-методические основы современной системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов и детей-инвалидов, в том числе Международной классификации функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья, одобренной на пятьдесят четвертой сессии Всемирной ассамблеи здравоохранения 22 мая 2001 года (далее - МКФ);
концептуальные и правовые основы современной системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов и детей-инвалидов в Российской Федерации;
требования к организации деятельности реабилитационных организаций;
унифицированные формы документации и порядки их ведения при предоставлении услуг по отдельным основным направлениям комплексной реабилитации и абилитации инвалидов и детей-инвалидов;
организационно-методические подходы к стандартизации услуг по отдельным основным направлениям комплексной реабилитации и абилитации инвалидов и детей-инвалидов (социальная реабилитация);
основные подходы к нормированию услуг по отдельным основным направлениям комплексной реабилитации и абилитации инвалидов и детей-инвалидов;
основные подходы к организации сопровождения инвалидов и детей-инвалидов при оказании услуг по отдельным основным направлениям комплексной реабилитации и абилитации;
б) уметь:
применять знания научно-методических основ современной системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов и детей-инвалидов, в том числе МКФ, при исполнении должностных обязанностей;
применять знания концептуальных и правовых основ современной системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов и детей-инвалидов при исполнении должностных обязанностей;
соблюдать требования к организации деятельности реабилитационных организаций;
вести унифицированные формы документации при предоставлении услуг по отдельным основным направлениям комплексной реабилитации и абилитации инвалидов и детей-инвалидов;
применять стандарты при оказании услуг по отдельным основным направлениям комплексной реабилитации и абилитации инвалидов и детей-инвалидов (социальная реабилитация) при исполнении должностных обязанностей, в том числе с учетом особенностей целевых реабилитационных групп;
осуществлять расчет нормативов финансовых затрат на оказание услуг по отдельным основным направлениям комплексной реабилитации и абилитации инвалидов и детей-инвалидов, в том числе услуг по социальной реабилитации и абилитации, с учетом структуры затрат, длительности реабилитационного курса и других факторов;
организовать сопровождение инвалидов и детей-инвалидов при оказании услуг по отдельным основным направлениям комплексной реабилитации и абилитации;
в) иметь навыки:
работы с унифицированными формами документации при предоставлении услуг по отдельным основным направлениям комплексной реабилитации и абилитации инвалидов и детей-инвалидов;
применения стандартов при оказании услуг по отдельным основным направлениям комплексной реабилитации и абилитации инвалидов и детей-инвалидов (социальная реабилитация) при исполнении должностных обязанностей, в том числе с учетом особенностей целевых реабилитационных групп;
расчета нормативов финансовых затрат на оказание услуг по отдельным основным направлениям комплексной реабилитации и абилитации инвалидов и детей-инвалидов, в том числе услуг по социальной реабилитации и абилитации, с учетом структуры затрат, длительности реабилитационного курса и других факторов.
V. Документы, регламентирующие содержание и организацию
образовательного процесса при реализации программы
повышения квалификации
16. К документам, регламентирующим содержание и организацию образовательного процесса при реализации программы повышения квалификации, относятся:
а) учебный план программы повышения квалификации;
б) календарный учебный график;
в) рабочие программы учебных модулей.
17. Учебный план программы повышения квалификации определяет перечень, трудоемкость, последовательность и распределение учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных видов учебной деятельности обучающихся и формы аттестации.
При реализации дополнительных профессиональных программ организацией может применяться форма организации образовательной деятельности, основанная на модульном принципе представления содержания образовательной программы и построения учебных планов, использовании различных образовательных технологий, в том числе дистанционных образовательных технологий и электронного обучения.
Примерный учебный план
N п/п
Наименование модулей (разделов курса)
Всего часов трудоемкости
Вид и форма контроля
1.
Модуль 1. Научно-методические и правовые основы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов и детей-инвалидов в Российской Федерации
14
ПА (Т/С)
2.
Модуль 2. Организация работы реабилитационных организаций в системе комплексной реабилитации и абилитации инвалидов и детей-инвалидов субъекта Российской Федерации
16
ПА (Т/С)
3.
Модуль 3. Межведомственное взаимодействие в деятельности реабилитационных организаций
10
ПА (Т/С)
4.
Модуль 4. Социальная реабилитация и абилитация инвалидов и детей-инвалидов: правовые основы, содержание услуг и подходы к их нормированию
22
ПА (Т/С)
5.
Модуль 5. Организация сопровождения инвалидов и детей-инвалидов при оказании услуг по отдельным основным направлениям комплексной реабилитации и абилитации
8
ПА (Т/С)
6.
Итоговая аттестация
2
ДЗ
ИТОГО
72
Сокращения, используемые в настоящем примерном учебном плане:
ПА - промежуточная аттестация;
Т - тестирование;
С - собеседование;
ДЗ - дифференцированный зачет.
18. Календарный учебный график, устанавливающий последовательность и продолжительность обучения и итоговой аттестации по учебным неделям и (или) дням, разрабатывается организацией, осуществляющей образовательную деятельность, самостоятельно.
Примерный календарный учебный график
N п/п
Наименование модулей
Всего часов
Порядковые номера недель обучения, формы занятий и аттестации
1
2
1.
Модуль 1. Научно-методические и правовые основы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов и детей-инвалидов в Российской Федерации
14
Л, СЗ, Т
-
2.
Модуль 2. Организация работы реабилитационных организаций в системе комплексной реабилитации и абилитации инвалидов и детей-инвалидов субъекта Российской Федерации
16
Л, СЗ/ПЗ, Т
-
3.
Модуль 3. Межведомственное взаимодействие в деятельности реабилитационных организаций
10
Л, СЗ, Т
Л, СЗ, Т
4.
Модуль 4. Социальная реабилитация и абилитация инвалидов и детей-инвалидов: правовые основы, содержание услуг и подходы к их нормированию
22
Л, ПЗ, Т
5.
Модуль 5. Организация сопровождения инвалидов и детей-инвалидов при оказании услуг по отдельным основным направлениям комплексной реабилитации и абилитации
8
-
Л, ПЗ, Т
6.
Итоговая аттестация
2
ДЗ
Всего часов в неделю
72
36
36
Сокращения, используемые в настоящем примерном календарном учебном графике:
Л - лекции;
ПЗ - практические занятия;
СЗ - семинарские занятия.
19. Рабочие программы учебных модулей (предметов, курсов, дисциплин) разрабатываются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, самостоятельно с учетом квалификационных требований, указанных в квалификационных справочниках <11> и содержания учебных модулей (предметов, курсов, дисциплин) учебного плана Типовой программы.
--------------------------------
<11> Часть 9 статьи 76 Федерального закона N 273-ФЗ.
Содержание рабочих программ учебных модулей
Модуль 1. Научно-методические и правовые основы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов и детей-инвалидов в Российской Федерации
Современные модели: инвалидности, социальной адаптации и интеграции инвалидов, комплексной реабилитации и абилитации инвалидов и детей-инвалидов. МКФ в контексте оказания реабилитационных услуг в системе социальной защиты населения. Концептуальные и правовые основы современной системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов и детей-инвалидов в Российской Федерации. Основные изменения, внесенные Федеральным законом от 25 декабря 2023 г. N 651-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в законодательные акты Российской Федерации по вопросам комплексной реабилитации и абилитации инвалидов и детей-инвалидов
Модуль 2. Организация работы реабилитационных организаций в системе комплексной реабилитации и абилитации инвалидов и детей-инвалидов субъекта Российской Федерации
Реабилитационная организация как структурная единица системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов и детей-инвалидов субъекта Российской Федерации. Требования к организации деятельности реабилитационных организаций. Реабилитационная инфраструктура субъекта Российской Федерации: управление и развитие.
Унифицированные формы документации и порядки их ведения при предоставлении услуг по отдельным основным направлениям комплексной реабилитации и абилитации инвалидов и детей-инвалидов и правил статистического учета.
Использование маркетинговых технологий в деятельности реабилитационных организаций
Модуль 3. Межведомственное взаимодействие в деятельности реабилитационных организаций
Правовые основы межведомственного взаимодействия в деятельности реабилитационных организаций.
Взаимодействие реабилитационных организаций и федеральных учреждений медико-социальной экспертизы при разработке и реализации индивидуальной программы реабилитации и абилитации (далее - ИПРА) инвалида и ИПРА ребенка-инвалида, выдаваемых федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы. Основные функции и полномочия федеральных учреждений медико-социальной экспертизы в системе комплексной реабилитации и абилитации инвалидов и детей-инвалидов. ИПРА: основные аспекты разработки и реализации.
Информационные технологии в системе комплексной реабилитации и абилитации инвалидов и детей-инвалидов
Модуль 4. Социальная реабилитация и абилитация инвалидов и детей-инвалидов: правовые основы, содержание услуг и подходы к их нормированию
Нормативное правовое регулирование оказания услуг по отдельным основным направлениям комплексной реабилитации и абилитации, в том числе по социальной реабилитации и абилитации инвалидов и детей-инвалидов. Концептуальные вопросы стандартизации услуг. Содержание стандартов оказания услуг по социальной реабилитации и абилитации инвалидов и детей-инвалидов. Особенности их применения в реабилитационных организациях. Реабилитационное оборудование, технические средства реабилитации и абилитации, вспомогательные средства реабилитации и абилитации.
Оценка эффективности реабилитационного курса и реализации ИПРА. Методика оценки эффективности оказания услуг по социальной реабилитации и абилитации инвалидов и детей-инвалидов, предусмотренная актуальными нормативными правовыми актами.
Основные подходы к нормированию услуг по отдельным основным направлениям комплексной реабилитации и абилитации инвалидов и детей-инвалидов, в том числе по социальной реабилитации и абилитации инвалидов и детей-инвалидов
Модуль 5. Организация сопровождения инвалидов и детей-инвалидов при оказании услуг по отдельным основным направлениям комплексной реабилитации и абилитации
Цели сопровождения инвалидов и детей-инвалидов при оказании услуг по отдельным основным направлениям комплексной реабилитации и абилитации инвалидов и детей-инвалидов. Организация предоставления сопровождения при оказании услуг в рамках комплексной реабилитации и абилитации инвалидов и детей-инвалидов, нуждающихся в постоянной или частичной посторонней помощи.
VI. Организационно-педагогические условия реализации
программы повышения квалификации
20. Реализация программы повышения квалификации, разработанной на основе Типовой программы, должна обеспечиваться научно-педагогическими кадрами организации, осуществляющей образовательную деятельность. Их квалификация должна соответствовать квалификационным характеристикам, установленным в разделе "Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов высшего профессионального и дополнительного профессионального образования" Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 11 января 2011 г. N 1н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 23 марта 2011 г., регистрационный N 20237), с изменениями, внесенными приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 25 января 2023 г. N 39н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 27 февраля 2023 г., регистрационный N 72453).
Допускается привлечение к образовательному процессу высококвалифицированных специалистов из числа руководителей и ведущих специалистов органов государственной власти, учреждений, реабилитационных организаций.
21. Выбор методов обучения с применением современных инновационных образовательных технологий и средств обучения, методов контроля и управления образовательным процессом определяется организацией, осуществляющей образовательную деятельность, самостоятельно.
22. Организация, осуществляющая образовательную деятельность, должна располагать материально-технической базой, соответствующей действующим санитарным и противопожарным правилам и нормам, учебно-методическими материалами, обеспечивающими проведение всех видов работ обучающихся, предусмотренных учебным планом программы повышения квалификации.
23. Организация, осуществляющая образовательную деятельность, должна обеспечить обучающимся, являющимися инвалидами или лицами с ограниченными возможностями здоровья, адаптированный доступ к информационным справочным системам, базам данных, информационно-телекоммуникационным сетям и электронным образовательным ресурсам.
VII. Формы аттестации
24. Типовой программой предусматриваются промежуточная и итоговая формы аттестации.
Промежуточная аттестация обучающихся проводится по завершении изучения модулей. Формы промежуточной аттестации включают в себя: тестирование и (или) собеседование, направленные на контроль и оценку знаний и умений, составляющих профессиональных компетенций; выполнение практических заданий, проверяющих уровень сформированности профессиональных компетенций.
Освоение дополнительных профессиональных образовательных программ завершается итоговой аттестацией обучающихся в форме, определяемой организацией, осуществляющей образовательную деятельность, самостоятельно <12>.
--------------------------------
<12> Часть 14 статьи 76 Федерального закона N 273-ФЗ, пункт 19 Порядка N 266.
Обучающийся допускается к итоговой аттестации после успешного освоения программ модулей в объеме, предусмотренном учебным планом.
25. Оценочные материалы разрабатываются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, самостоятельно.
26. Обучающиеся, освоившие программу и успешно прошедшие итоговую аттестацию, получают удостоверение о повышении квалификации, образец которого самостоятельно устанавливается организацией, осуществляющей образовательную деятельность <13>.
--------------------------------
<13> Части 3 и 10 статьи 60 и часть 15 статьи 76 Федерального закона N 273, абзац второй пункта 20 и абзац первый пункта 21 Порядка N 266.
Обучающимся, не прошедшим итоговой аттестации или получившим на итоговой аттестации неудовлетворительный результат, а также обучающимся, освоившим часть программы и (или) отчисленным с курсов повышения квалификации, выдается справка об обучении или периоде обучения, по образцу, самостоятельно устанавливаемому организацией, осуществляющей образовательную деятельность <14>.
--------------------------------
<14> Часть 12 статьи 60 Федерального закона N 273, абзац пятый пункта 20 Порядка N 266.
Приложение N 3
к приказу Министерства труда
и социальной защиты
Российской Федерации
от 25 сентября 2025 г. N 574н
ТИПОВАЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО ОКАЗАНИЮ УСЛУГ
ПО КОМПЛЕКСНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ И АБИЛИТАЦИИ
ИНВАЛИДОВ И ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ
I. Общие положения
1. Типовая дополнительная профессиональная программа повышения квалификации специалистов повышения квалификации специалистов по оказанию услуг по комплексной социальной реабилитации и абилитации инвалидов и детей-инвалидов (далее - Типовая программа) разработана в соответствии с нормами Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 273-ФЗ), Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 181-ФЗ), в соответствии с приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 24 марта 2025 г. N 266 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 22 апреля 2025 г., регистрационный N 81928), действует до 31 августа 2031 г. (далее - Порядок N 266), а также профессионального стандарта "Специалист по реабилитационной работе в социальной сфере", утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 июня 2020 г. N 352н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 20 июля 2020 г., регистрационный N 59010), профессионального стандарта "Психолог в социальной сфере", утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 14 сентября 2023 г. N 716н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 18 октября 2023 г., регистрационный N 75620), профессионального стандарта "Специалист по социальной работе", утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 6 сентября 2024 г. N 455н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 8 октября 2024 г., регистрационный N 79732).
2. Типовая программа предназначена для специалистов, осуществляющих деятельность по оказанию услуг по основным направлениям комплексной реабилитации и абилитации инвалидов и детей-инвалидов, к которым относятся медицинские психологи, психологи, специалисты по реабилитационной работе в социальной сфере, специалисты по социальной работе, работающие в организациях, оказывающих услуги по реабилитации и абилитации инвалидам и детям-инвалидам (далее - обучающиеся).
3. Обучение проводится по программе повышения квалификации, разработанной организацией, осуществляющей образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам (далее - организация, осуществляющая образовательную деятельность), на основе Типовой программы.
4. К освоению программы повышения квалификации могут быть допущены специалисты, имеющие высшее или среднее профессиональное образование по направлению деятельности.
5. Форма обучения по программе повышения квалификации определяется организацией, осуществляющей образовательную деятельность, самостоятельно <1>. Допускается применение дистанционных образовательных технологий в сочетании с электронным обучением <2>.
--------------------------------
<1> Часть 5 статьи 17 и часть 13 статьи 76 Федерального закона N 273-ФЗ.
<2> Часть 2 статьи 13 Федерального закона N 273-ФЗ, пункт 13 Порядка N 266.
6. Структура программы повышения квалификации включает цель, а также комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты) и организационно-педагогических условий, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, оценочных и методических материалов, форм аттестации <3>.
--------------------------------
<3> Абзац второй пункта 11 Порядка N 266.
В структуре программы повышения квалификации должно быть представлено описание перечня профессиональных компетенций в рамках имеющейся квалификации, качественное изменение которых осуществляется в результате обучения <4>.
--------------------------------
<4> Абзац третий пункта 11 Порядка N 266.
В результате обучения по программе повышения квалификации за счет освоения и (или) углубления знаний и умений по вопросам оказания услуг по комплексной социальной реабилитации и абилитации инвалидов и детей-инвалидов у обучающихся формируются следующие новые профессиональные компетенции:
проведение мероприятий по реабилитации и абилитации инвалидов и детей-инвалидов в соответствии со стандартами оказания услуг по отдельным основным направлениям комплексной реабилитации и абилитации (далее - стандарты) (в части социальной реабилитации);
оценка эффективности оказания услуг по отдельным основным направлениям комплексной реабилитации и абилитации (социальная реабилитация и абилитация).
7. Срок освоения программы повышения квалификации определяется организацией, осуществляющей образовательную деятельность, самостоятельно, и не может быть менее 16 часов <5>.
--------------------------------
<5> Абзац третий пункта 18 Порядка N 266.
Рекомендуемая общая продолжительность освоения программы составляет от 72 до 144 часов (или от 2 до 4 зачетных единиц) за весь период обучения.
8. При реализации программы повышения квалификации рекомендуются следующие виды учебных занятий и учебных работ: лекции, практические и семинарские занятия, круглые столы, мастер-классы, тренинги, семинары по обмену опытом, консультации, контроль качества освоения программы и другие виды учебных занятий и учебных работ <6>.
--------------------------------
<6> Абзац первый пункта 16 Порядка N 266.
9. Для всех видов аудиторных занятий академический час устанавливается продолжительностью 45 минут <7>.
--------------------------------
<7> Абзац второй пункта 16 Порядка N 266.
II. Цель обучения
10. Целью реализации программы повышения квалификации, разработанной в соответствии с Типовой программой, является совершенствование и (или) получение новой (новых) компетенции (компетенций), необходимой (необходимых) для профессиональной деятельности обучающихся <8>.
--------------------------------
<8> Часть 4 статьи 76 Федерального закона N 273-ФЗ, абзац второй пункта 5 Порядка N 266.
11. Результатом обучения по программе повышения квалификации, разработанной в соответствии с Типовой программой, являются полученные знания, навыки и практические умения, необходимые для качественного совершенствования профессиональных компетенций по оказанию услуг по комплексной социальной реабилитации и абилитации инвалидов и детей-инвалидов.
III. Содержание программы повышения квалификации
12. Содержание программы повышения квалификации и (или) отдельных ее компонентов (дисциплин (модулей), практик, стажировок) должно быть направлено на достижение целей программы, планируемых результатов ее освоения <9>.
--------------------------------
<9> Пункт 6 Порядка N 266.
13. Содержание программы повышения квалификации должно учитывать профессиональные стандарты <10>.
--------------------------------
<10> Часть 9 статьи 76 Федерального закона N 273-ФЗ, пункт 8 Порядка N 266.
IV. Планируемые результаты обучения
14. Планируемые результаты обучения обучающихся по программе повышения квалификации соответствуют выполняемым трудовым действиям, определенным соответствующими профессиональными стандартами.
15. В результате освоения программы повышения квалификации обучающийся должен:
а) знать:
научно-методические основы современной системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов и детей-инвалидов, в том числе Международной классификации функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья, одобренной на пятьдесят четвертой сессии Всемирной ассамблеи здравоохранения 22 мая 2001 года (далее - МКФ);
концептуальные и правовые основы современной системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов и детей-инвалидов в Российской Федерации;
организационно-методические подходы к стандартизации услуг по отдельным основным направлениям комплексной реабилитации и абилитации инвалидов и детей-инвалидов (социальная реабилитация и абилитация);
практико-ориентированные подходы к оказанию услуг по отдельным основным направлениям комплексной реабилитации и абилитации инвалидов и детей-инвалидов (социальная реабилитация и абилитация);
методические подходы к оценке эффективности оказания услуг по отдельным основным направлениям комплексной реабилитации и абилитации инвалидов и детей-инвалидов (социальная реабилитация и абилитация);
б) уметь:
применять знания научно-методических основ современной системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов и детей-инвалидов, в том числе МКФ, при исполнении должностных обязанностей;
применять знания концептуальных и правовых основ современной системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов и детей-инвалидов при исполнении должностных обязанностей;
применять стандарты при исполнении должностных обязанностей в том числе с учетом особенностей целевых реабилитационных групп инвалидов и детей-инвалидов;
анализировать и выбирать эффективные методы и методики с учетом специфики целевых реабилитационных групп, в том числе использовать методы и методики альтернативной и дополнительной коммуникации, при оказании услуг по отдельным основным направлениям комплексной реабилитации и абилитации инвалидов и детей-инвалидов (социальная реабилитация и абилитация) при исполнении должностных обязанностей;
оценивать эффективность оказания услуг по отдельным основным направлениям комплексной реабилитации и абилитации инвалидов и детей-инвалидов (социальная реабилитация и абилитация);
в) иметь навыки:
применения стандартов (социальная реабилитация и абилитация);
планирования количества мероприятий, составляющих услугу;
применения оптимальных методов и методик реабилитации;
рационального использования реабилитационного оборудования (с учетом специфики целевой реабилитационной группы (целевых реабилитационных групп) инвалидов и детей-инвалидов, целей и задач реабилитации и абилитации);
проведения диагностических обследований с целью постанови конкретных целей реабилитации и абилитации на курс реабилитации и (или) абилитации инвалидов и детей-инвалидов с позиций МКФ;
проведения оценки эффективности оказания услуг по отдельным основным направлениям комплексной реабилитации и абилитации инвалидов и детей-инвалидов (социальная реабилитация и абилитация) с позиций МКФ.
V. Документы, регламентирующие содержание и организацию
образовательного процесса при реализации программы
повышения квалификации
16. К документам, регламентирующим содержание и организацию образовательного процесса при реализации программы повышения квалификации, относятся:
а) учебный план программы повышения квалификации;
б) календарный учебный график;
в) рабочие программы учебных модулей.
17. Учебный план программы повышения квалификации определяет перечень, трудоемкость, последовательность и распределение учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных видов учебной деятельности обучающихся и формы аттестации.
При реализации дополнительных профессиональных программ организацией может применяться форма организации образовательной деятельности, основанная на модульном принципе представления содержания образовательной программы и построения учебных планов, использовании различных образовательных технологий, в том числе дистанционных образовательных технологий и электронного обучения.
Примерный учебный план
N п/п
Наименование модулей (разделов курса)
Всего часов трудоемкости
Вид и форма контроля
1.
Модуль 1. Нормативно-правовые и научно-методические основы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов и детей-инвалидов в Российской Федерации
10
ПА (Т/С)
2.
Модуль 2. Взаимодействие реабилитационных организаций и федеральных учреждений медико-социальной экспертизы при разработке и реализации индивидуальной программы реабилитации и абилитации инвалида или индивидуальной программы реабилитации и абилитации ребенка-инвалида, выдаваемой федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы (далее - ИПРА) <11>
6
ПА (Т/С)
3.
Модуль 3. Организационно-методические подходы к стандартизации услуг по отдельным основным направлениям комплексной реабилитации и абилитации инвалидов и детей-инвалидов (социальная реабилитация и абилитация)
20
ПА (Т/С)
4.
Модуль 4. Практико-ориентированные подходы к оказанию услуг по отдельным основным направлениям комплексной реабилитации и абилитации инвалидов и детей-инвалидов (социальная реабилитация и абилитация)
20
ПА (Т/С)
5.
Модуль 5. Методические подходы к оценке эффективности оказания услуг по отдельным основным направлениям комплексной реабилитации и абилитации инвалидов и детей-инвалидов (социальная реабилитация и абилитация)
14
ПА (Т/С)
6.
Итоговая аттестация
2
ДЗ
ИТОГО
72
--------------------------------
<11> Часть первая статьи 11 Федерального закона N 181-ФЗ.
Сокращения, используемые в настоящем примерном учебном плане:
ПА - промежуточная аттестация;
Т - тестирование;
С - собеседование;
ДЗ - дифференцированный зачет.
18. Календарный учебный график, устанавливающий последовательность и продолжительность обучения и итоговой аттестации по учебным неделям и (или) дням, разрабатывается организацией, осуществляющей образовательную деятельность, самостоятельно.
Примерный календарный учебный график
N п/п
Наименование модулей
Всего часов
Порядковые номера недель обучения, формы занятий и аттестации
1
2
1.
Модуль 1. Нормативно-правовые и научно-методические основы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов и детей-инвалидов в Российской Федерации
10
Л, СЗ/ПЗ, Т
-
2.
Модуль 2. Взаимодействие реабилитационных организаций и федеральных учреждений медико-социальной экспертизы при разработке и реализации ИПРА
6
Л, СЗ/ПЗ, Т
-
3.
Модуль 3. Организационно-методические подходы к стандартизации услуг по отдельным основным направлениям комплексной реабилитации и абилитации инвалидов и детей-инвалидов (социальная реабилитация и абилитация)
20
Л, ПЗ, Т
-
4.
Модуль 4. Практико-ориентированные подходы к оказанию услуг по отдельным основным направлениям комплексной реабилитации и абилитации инвалидов и детей-инвалидов (социальная реабилитация и абилитация)
20
-
Л, ПЗ, Т
5.
Модуль 5. Методические подходы к оценке эффективности оказания услуг по отдельным основным направлениям комплексной реабилитации и абилитации инвалидов и детей-инвалидов (социальная реабилитация и абилитация)
14
-
Л, ПЗ, Т
6.
Итоговая аттестация
2
ДЗ
Всего часов в неделю
72
36
36
Сокращения, используемые в настоящем примерном календарном учебном графике:
Л - лекции;
ПЗ - практические занятия;
СЗ - семинарские занятия.
19. Рабочие программы учебных модулей (предметов, курсов, дисциплин) разрабатываются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, самостоятельно с учетом квалификационных требований, указанных в квалификационных справочниках <12> и содержания учебных модулей (предметов, курсов, дисциплин) учебного плана Типовой программы.
--------------------------------
<12> Часть 9 статьи 76 Федерального закона N 273-ФЗ.
Содержание рабочих программ учебных модулей
Модуль 1. Нормативно-правовые и научно-методические основы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов и детей-инвалидов в Российской Федерации
Научно-методические основы современной системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов и детей-инвалидов. МКФ в контексте оказания реабилитационных услуг в системе социальной защиты населения. Концептуальные и правовые основы современной системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов и детей-инвалидов в Российской Федерации
Модуль 2. Взаимодействие реабилитационных организаций и федеральных учреждений медико-социальной экспертизы при разработке и реализации ИПРА
Основные функции и полномочия федеральных учреждений медико-социальной экспертизы в системе комплексной реабилитации и абилитации инвалидов и детей-инвалидов. ИПРА: основные аспекты разработки и реализации
Модуль 3. Организационно-методические подходы к стандартизации услуг по отдельным основным направлениям комплексной реабилитации и абилитации инвалидов и детей-инвалидов (социальная реабилитация и абилитация)
Нормативно-правовые основы оказания услуг по отдельным основным направлениям реабилитации и абилитации инвалидов и детей-инвалидов (социальная реабилитация и абилитация). Стандарты оказания услуг по отдельным основным направлениям реабилитации и абилитации инвалидов и детей-инвалидов (социальная реабилитация и абилитация). Организационно-методические подходы к реализации стандартов оказания услуг по отдельным основным направлениям реабилитации и абилитации (социальная реабилитация и абилитация). Основные подходы к нормированию услуг по отдельным основным направлениям комплексной реабилитации и абилитации инвалидов и детей-инвалидов (социальная реабилитация и абилитация)
Модуль 4. Практико-ориентированные подходы к оказанию услуг по отдельным основным направлениям комплексной реабилитации и абилитации инвалидов и детей-инвалидов (социальная реабилитация и абилитация)
Основные методы, методики и технологии социальной реабилитации и абилитации инвалидов и детей-инвалидов. Основные подходы к оказанию услуг по комплексной реабилитации и абилитации инвалидов и числа участников боевых действий. Реабилитационное оборудование, технические средства реабилитации и абилитации, вспомогательные средства реабилитации и абилитации
Модуль 5. Методические подходы к оценке оказания эффективности услуг по отдельным основным направлениям комплексной реабилитации и абилитации инвалидов и детей-инвалидов (социальная реабилитация и абилитация)
Научно-методические подходы к оценке оказания эффективности социальной реабилитации и абилитации инвалидов и детей-инвалидов. Количественно-качественные показатели оценки эффективности оказания услуг по социальной реабилитации и абилитации инвалидов и детей-инвалидов. Методика оценки эффективности оказания услуг по социальной реабилитации и абилитации инвалидов и детей-инвалидов, предусмотренная актуальными нормативными правовыми актами
VI. Организационно-педагогические условия реализации
программы повышения квалификации
20. Реализация программы повышения квалификации, разработанной на основе Типовой программы, должна обеспечиваться научно-педагогическими кадрами организации, осуществляющей образовательную деятельность. Их квалификация должна соответствовать квалификационным характеристикам, установленным в разделе "Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов высшего профессионального и дополнительного профессионального образования" Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 11 января 2011 г. N 1н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 23 марта 2011 г., регистрационный N 20237), с изменениями, внесенными приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 25 января 2023 г. N 39н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 27 февраля 2023 г., регистрационный N 72453).
Допускается привлечение к образовательному процессу высококвалифицированных специалистов из числа руководителей и ведущих специалистов органов государственной власти, учреждений, реабилитационных организаций.
21. Выбор методов обучения с применением современных инновационных образовательных технологий и средств обучения, методов контроля и управления образовательным процессом определяется организацией, осуществляющей образовательную деятельность, самостоятельно.
22. Организация, осуществляющая образовательную деятельность, должна располагать материально-технической базой, соответствующей действующим санитарным и противопожарным правилам и нормам, реабилитационным оборудованием, учебно-методическими материалами, обеспечивающими проведение всех видов работ обучающихся, предусмотренных учебным планом программы повышения квалификации.
23. Организация, осуществляющая образовательную деятельность, должна обеспечить обучающимся, являющимися инвалидами или лицами с ограниченными возможностями здоровья, адаптированный доступ к информационным справочным системам, базам данных, информационно-телекоммуникационным сетям и электронным образовательным ресурсам.
VII. Формы аттестации
24. Типовой программой предусматриваются промежуточная и итоговая формы аттестации.
Промежуточная аттестация обучающихся проводится по завершении изучения модулей. Формы промежуточной аттестации включают в себя: тестирование и (или) собеседование, направленные на контроль и оценку знаний и умений, составляющих профессиональных компетенций; выполнение практических заданий, проверяющих уровень сформированности профессиональных компетенций.
Освоение дополнительных профессиональных образовательных программ завершается итоговой аттестацией обучающихся в форме, определяемой организацией, осуществляющей образовательную деятельность, самостоятельно <13>.
--------------------------------
<13> Часть 14 статьи 76 Федерального закона N 273-ФЗ, пункт 19 Порядка N 266.
Обучающийся допускается к итоговой аттестации после успешного освоения программ модулей в объеме, предусмотренном учебным планом.
25. Оценочные материалы разрабатываются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, самостоятельно.
26. Обучающиеся, освоившие программу и успешно прошедшие итоговую аттестацию, получают удостоверение о повышении квалификации, образец которого самостоятельно устанавливается организацией, осуществляющей образовательную деятельность <14>.
--------------------------------
<14> Части 3 и 10 статьи 60 и часть 15 статьи 76 Федерального закона N 273, абзац второй пункта 20 и абзац первый пункта 21 Порядка N 266.
Обучающимся, не прошедшим итоговой аттестации или получившим на итоговой аттестации неудовлетворительный результат, а также лицам, освоившим часть программы и (или) отчисленным с курсов повышения квалификации, выдается справка об обучении или периоде обучения, по образцу, самостоятельно устанавливаемому организацией, осуществляющей образовательную деятельность <15>.
--------------------------------
<15> Часть 12 статьи 60 Федерального закона N 273, абзац пятый пункта 20 Порядка N 266.