Рейтинг@Mail.ru

Приказ Минтранса России от 10.11.2025 N 381

МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

от 10 ноября 2025 г. N 381

ОБ УСТАНОВЛЕНИИ

ОСОБЕННОСТЕЙ РЕЖИМА РАБОЧЕГО ВРЕМЕНИ И ВРЕМЕНИ ОТДЫХА

СПЕЦИАЛИСТОВ АВИАЦИОННОГО ПЕРСОНАЛА ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ,

ТРУД КОТОРЫХ НЕПОСРЕДСТВЕННО СВЯЗАН С ДВИЖЕНИЕМ

ГРАЖДАНСКИХ ВОЗДУШНЫХ СУДОВ

В соответствии с частью второй статьи 329 Трудового кодекса Российской Федерации, пунктом 5 статьи 52 Воздушного кодекса Российской Федерации и абзацем первым пункта 1 Положения о Министерстве транспорта Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 395, приказываю:

1. Установить Особенности режима рабочего времени и времени отдыха специалистов авиационного персонала гражданской авиации, труд которых непосредственно связан с движением гражданских воздушных судов, согласно приложению к настоящему приказу.

2. Признать не подлежащим применению приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 30 января 2004 г. N 10 "Об утверждении Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха работников, осуществляющих управление воздушным движением гражданской авиации Российской Федерации" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 25 февраля 2004 г., регистрационный N 5580).

3. Признать утратившими силу:

приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 21 ноября 2005 г. N 139 "Об утверждении Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха членов экипажей воздушных судов гражданской авиации Российской Федерации" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 20 января 2006 г., регистрационный N 7401);

приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 16 июня 2008 г. N 91 "О внесении изменений в приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 21 ноября 2005 г. N 139" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 3 июля 2008 г., регистрационный N 11927);

приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 15 мая 2009 г. N 76 "О внесении изменений в приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 21 ноября 2005 г. N 139" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 29 мая 2009 г., регистрационный N 14022);

приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 17 сентября 2010 г. N 201 "О внесении изменений в приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 21 ноября 2005 г. N 139" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 29 ноября 2010 г., регистрационный N 19060);

приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 7 июля 2011 г. N 181 "Об утверждении Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха специалистов по техническому обслуживанию и ремонту воздушных судов в гражданской авиации" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 19 октября 2011 г., регистрационный N 22090);

приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 5 сентября 2014 г. N 241 "О внесении изменений в Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха специалистов по техническому обслуживанию и ремонту воздушных судов в гражданской авиации, утвержденное приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 7 июля 2011 г. N 181" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 21 января 2015 г., регистрационный N 35617);

приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 13 января 2017 г. N 12 "О внесении изменений в Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха специалистов по техническому обслуживанию и ремонту воздушных судов в гражданской авиации, утвержденное приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 7 июля 2011 г. N 181" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 16 февраля 2017 г., регистрационный N 45683).

4. Настоящий приказ вступает в силу с 1 марта 2026 г. и действует до 1 марта 2032 г.

Министр

А.С.НИКИТИН

Приложение

к приказу Минтранса России

от 10 ноября 2025 г. N 381

ОСОБЕННОСТИ

РЕЖИМА РАБОЧЕГО ВРЕМЕНИ И ВРЕМЕНИ ОТДЫХА СПЕЦИАЛИСТОВ

АВИАЦИОННОГО ПЕРСОНАЛА ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ, ТРУД

КОТОРЫХ НЕПОСРЕДСТВЕННО СВЯЗАН С ДВИЖЕНИЕМ

ГРАЖДАНСКИХ ВОЗДУШНЫХ СУДОВ

I. Общие положения

1. Особенности режима рабочего времени и времени отдыха специалистов авиационного персонала гражданской авиации, труд которых непосредственно связан с движением гражданских воздушных судов (далее соответственно - Особенности, ГВС), распространяются на специалистов авиационного персонала гражданской авиации, входящих в состав летного экипажа пилотируемых ГВС, за исключением сверхлегких пилотируемых ГВС с массой конструкции 115 килограммов и менее <1>, курсантов летных училищ и стажеров (далее - члены летных экипажей), специалистов, входящих в состав кабинного экипажа пилотируемых ГВС, за исключением сверхлегких пилотируемых ГВС с массой конструкции 115 килограммов и менее <2> (далее - члены кабинных экипажей), (далее при совместном упоминании - члены экипажей), специалистов, входящих в состав экипажа беспилотных ГВС, за исключением беспилотных ГВС с максимальной взлетной массой 30 килограммов и менее <3> (далее - внешние пилоты), специалистов, осуществляющих управление воздушным движением <4> (далее - диспетчеры УВД), специалистов, осуществляющих техническое обслуживание ГВС <5> (далее - специалисты по техническому обслуживанию), (далее при совместном упоминании - специалисты авиационного персонала), имеющих действующие свидетельства <6> специалистов авиационного персонала с соответствующими квалификационными отметками.

--------------------------------

<1> Пункт 1 Перечня специалистов авиационного персонала гражданской авиации Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 19 октября 2022 г. N 419 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 28 ноября 2022 г., регистрационный N 71168), с изменениями, внесенными приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 23 апреля 2024 г. N 143 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 16 мая 2024 г., регистрационный N 78178) (далее соответственно - Перечень специалистов, приказ N 419). В соответствии с пунктом 3 приказа N 419 данный акт действует до 1 марта 2029 г.

<2> Пункт 2 Перечня специалистов.

<3> Пункт 3 Перечня специалистов.

<4> Пункт 4 Перечня специалистов.

<5> Пункт 5 Перечня специалистов.

<6> Пункт 1 статьи 53 Воздушного кодекса Российской Федерации (далее - Воздушный кодекс).

2. Особенности направлены на обеспечение безопасности полетов ГВС, снижение утомляемости и сохранение здоровья специалистов авиационного персонала <7>.

--------------------------------

<7> Статьи 100 и 329 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - Трудовой кодекс).

II. Особенности режима рабочего времени и времени

отдыха членов экипажей ГВС, внешних пилотов

3. Особенности являются обязательными при разработке руководства по производству полетов эксплуатантов <8> (далее - РПП), составлении графиков работы членов экипажей и расписаний движения ГВС эксплуатантов.

--------------------------------

<8> Абзац второй пункта 20 Федеральных авиационных правил "Требования к юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, осуществляющим коммерческие воздушные перевозки. Форма и порядок выдачи документа, подтверждающего соответствие юридического лица, индивидуального предпринимателя требованиям федеральных авиационных правил. Порядок приостановления действия, введения ограничений в действие и аннулирования документа, подтверждающего соответствие юридического лица, индивидуального предпринимателя требованиям федеральных авиационных правил", утвержденных приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 12 января 2022 г. N 10 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 15 марта 2022 г., регистрационный N 67758), с изменениями, внесенными приказами Министерства транспорта Российской Федерации от 19 октября 2022 г. N 420 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 29 ноября 2022 г., регистрационный N 71190), от 4 марта 2025 г. N 76 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 21 марта 2025 г., регистрационный N 81617) (далее -- ФАП N 10). В соответствии с пунктом 3 приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 12 января 2022 г. N 10 данный акт действует до 1 сентября 2028 г.

Эксплуатант разрабатывает положения, регламентирующие режим рабочего времени и времени отдыха членов экипажей в соответствии с Особенностями, и включает их в РПП с учетом мнения выборного органа профсоюзной организации, входящей в общероссийский профсоюз и представляющей интересы членов летных и кабинных экипажей, внешних пилотов (далее - представители работников).

Член экипажа должен отказаться от выполнения полета, в том числе при прохождении предполетного медицинского осмотра <9>, если он утомлен или чувствует себя настолько плохо, что это может отрицательно сказаться на безопасности полетов <10>.

--------------------------------

<9> Пункт 6 статьи 53.1 Воздушного кодекса.

<10> Абзац третий пункта 7 ФАП 10.

4. Рабочее время члена экипажа, внешнего пилота состоит из времени полетной смены, времени работы на земле между полетными сменами и времени перемещения в качестве пассажира по заданию (распоряжению) работодателя.

5. Нормальная продолжительность рабочего времени члена летного экипажа, внешнего пилота, бортоператора (в случае выполнения бортоператором аэрофотосъемочных работ <11>, летных проверок наземных средств радиотехнического обеспечения полетов, авиационной электросвязи и систем светосигнального оборудования аэродромов гражданской авиации <12>, строительно-монтажных и погрузочно-разгрузочных работ <13>), не может превышать 36 часов в неделю.

--------------------------------

<11> Подпункт "б" пункта 2 приложения N 1 к Федеральным авиационным правилам "Требования к юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, выполняющим авиационные работы, включенные в перечень авиационных работ, предусматривающих получение документа, подтверждающего соответствие требованиям федеральных авиационных правил юридического лица, индивидуального предпринимателя. Форма и порядок выдачи документа (сертификата эксплуатанта), подтверждающего соответствие юридического лица, индивидуального предпринимателя требованиям федеральных авиационных правил. Порядок приостановления действия, введения ограничений в действие и аннулирования сертификата эксплуатанта", утвержденным приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 19 ноября 2020 г. N 494 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 30 декабря 2020 г., регистрационный N 61979), с изменениями, внесенными приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 19 октября 2022 г. N 420 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 29 ноября 2022 г. N 421, регистрационный N 71190) (далее - ФАП N 494). В соответствии с пунктом 3 приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 19 ноября 2020 г. N 494 данный акт действует до 1 января 2027 г.

<12> Пункт 6 приложения N 1 к ФАП N 494.

<13> Пункт 4 приложения N 1 к ФАП N 494.

Нормальная продолжительность рабочего времени члена кабинного экипажа не может превышать 40 часов в неделю.

Максимально допустимая продолжительность ежедневной работы члена экипажа, внешнего пилота не может превышать 8 часов, за исключением случаев применения суммированного учета рабочего времени в соответствии с пунктом 6 Особенностей.

6. В случае если по условиям работы не может быть соблюдена ежедневная или еженедельная продолжительность рабочего времени, установленная пунктом 5 Особенностей, членам экипажей, внешним пилотам работодателем вводится суммированный учет рабочего времени с продолжительностью учетного периода не более одного календарного месяца. Учетный период может быть увеличен до одного квартала с учетом мнения представителей работников.

Продолжительность рабочего времени членов экипажей, внешних пилотов за учетный период не может превышать нормального числа рабочих часов.

Суммированный учет рабочего времени членов экипажей, внешних пилотов вводится локальным нормативным актом работодателя с учетом мнения представителей работников.

Член экипажа, внешний пилот освобождаются от выполнения трудовых обязанностей в случае, если они отработали установленную норму рабочего времени в учетном периоде, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 7 Особенностей.

7. Привлечение к сверхурочным работам членов экипажей, внешних пилотов производится работодателем с письменного согласия члена экипажа, внешнего пилота в случаях, предусмотренных статьей 99 Трудового кодекса.

В других случаях привлечение к сверхурочным работам членов экипажей, внешних пилотов допускается с письменного согласия члена экипажа, внешнего пилота, с учетом ограничений в медицинском заключении <14> о годности члена летного экипажа или внешнего пилота к выполнению работ по таким должностям и с учетом мнения представителей работников для выполнения полетов, связанных с перевозкой пассажиров, багажа, грузов и почты (далее - транспортные полеты), и полетов при выполнении авиационных работ.

--------------------------------

<14> Пункт 25 Федеральных авиационных правил "Порядок проведения обязательного медицинского освидетельствования центральной врачебно-летной экспертной комиссией и врачебно-летными экспертными комиссиями членов летного экипажа гражданского воздушного судна, за исключением сверхлегкого пилотируемого гражданского воздушного судна с массой конструкции 115 килограммов и менее, беспилотного гражданского воздушного судна с максимальной взлетной массой 30 килограммов и менее, диспетчеров управления воздушным движением и лиц, поступающих в образовательные организации, которые осуществляют обучение специалистов согласно перечню специалистов авиационного персонала гражданской авиации, и претендующих на получение свидетельств, позволяющих выполнять функции членов летного экипажа гражданского воздушного судна, диспетчеров управления воздушным движением", утвержденных приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 10 декабря 2021 г. N 437 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 23 декабря 2021 г., регистрационный N 66527), с изменениями, внесенными приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 16 апреля 2024 г. N 128 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 14 мая 2024 г., регистрационный N 78139) (далее - ФАП N 437). В соответствии с пунктом 3 приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 10 декабря 2021 г. N 437 данный акт действует до 1 сентября 2028 г.

Сверхурочные работы членов экипажей, внешних пилотов не должны превышать для каждого члена экипажа, внешнего пилота четырех часов сверх установленной продолжительности полетной смены в течение двух дней подряд (за исключением случаев, предусмотренных пунктом 35 Особенностей), 20 часов в месяц и 120 часов в год.

Продолжительность полетной смены с учетом времени сверхурочных работ не может превышать максимально допустимую продолжительность полетной смены, установленную пунктами 12, 13, 37 Особенностей, за исключением случаев, установленных пунктом 34 Особенностей.

8. Период рабочего времени членов экипажей, внешних пилотов с начала времени предполетной подготовки до завершения послеполетных работ (далее - полетная смена) включает:

а) время процедур, связанных с прохождением таможенного и пограничного контроля при выполнении международных полетов, предполетного медицинского осмотра (время прохождения предполетного медицинского осмотра не является началом полетной смены) и оформления полетной документации <15>, исчисляемое со времени явки члена экипажа, внешнего пилота для выполнения полетного задания в соответствии с перечнем работ, указанных в РПП и выполняемых до начала полетного времени (далее - время предполетной подготовки);

--------------------------------

<15> Пункты 2.20, 5.68 Федеральных авиационных правил "Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации", утвержденных приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 31 июля 2009 г. N 128 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 31 августа 2009 г., регистрационный N 14645), с изменениями, внесенными приказами Министерства транспорта Российской Федерации от 21 декабря 2009 г. N 242 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 2 февраля 2010 г., регистрационный N 16191), от 22 ноября 2010 г. N 263 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 20 декабря 2010 г., регистрационный N 19244), от 16 ноября 2011 г. N 284 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 21 декабря 2011 г., регистрационный N 22723), от 27 декабря 2012 г. N 453 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 18 февраля 2013 г., регистрационный N 27176), от 25 ноября 2013 г. N 362 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 19 февраля 2014 г., регистрационный N 31356), от 10 февраля 2014 г. N 32 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 19 февраля 2014 г., регистрационный N 31362), от 3 марта 2014 г. N 60 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 18 сентября 2014 г., регистрационный N 34093), от 26 февраля 2015 г. N 34 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 1 апреля 2015 г., регистрационный N 36663), от 15 июня 2015 г. N 187 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 22 июля 2015 г., регистрационный N 38147), от 18 июля 2017 г. N 263 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 8 августа 2017 г., регистрационный N 47712), от 18 сентября 2018 г. N 333 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 12 ноября 2018 г., регистрационный N 52652), от 14 июня 2019 г. N 183 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 26 июля 2019 г., регистрационный N 55416), от 22 апреля 2020 г. N 138 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 26 июня 2020 г., регистрационный N 58784), от 29 мая 2023 г. N 195 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 2 июня 2023 г., регистрационный N 73717). В соответствии с пунктом 5 приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 31 июля 2009 г. N 128 данный акт действует до 1 сентября 2029 г.

б) полетное время, которое исчисляется:

в случае выполнения полетов на самолетах - с момента запуска двигателя (двигателей) ГВС с целью выполнения задания на полет до момента полной остановки ГВС и выключения двигателя (двигателей);

в случае выполнения полетов на вертолетах - с момента начала вращения лопастей несущих винтов вертолета до момента полной остановки вертолета по окончании полета и прекращения вращения лопастей несущих винтов вертолета;

в случае выполнения полетов с использованием беспилотных ГВС - с момента запуска двигателя (двигателей) беспилотного ГВС до их выключения после посадки;

в) время регламентированного технологического перерыва <16>;

--------------------------------

<16> Часть первая статьи 109 Трудового кодекса.

г) время кратковременных перерывов;

д) время послеполетных работ, исчисляемое со времени окончания полетного времени до окончания полетной смены (завершения послеполетных работ) в соответствии с РПП;

е) время стоянки ГВС вне аэропорта базирования (далее - внебазовый аэропорт) при промежуточных посадках без смены экипажа и предоставления условий для отдыха в гостинице или специальном помещении для отдыха, обеспечивающих возможность отдыха (далее - условия для отдыха);

ж) время задержки вылета без предоставления условий для отдыха.

Продолжительность времени предполетной подготовки и послеполетных работ членов экипажей и внешних пилотов устанавливается в РПП в соответствии с технологическим графиком подготовки конкретного типа ГВС к вылету и по прилету ГВС.

9. Продолжительность полетного времени членов экипажей и внешних пилотов при выполнении полетов на всех типах ГВС не может превышать 80 часов за один календарный месяц, 240 часов в один квартал, 800 часов за календарный год.

Продолжительность полетного времени с письменного согласия члена экипажа, внешнего пилота с учетом мнения представителей работников может быть увеличена до 90 часов за один календарный месяц, до 270 часов в один квартал, до 900 часов за один календарный год.

Продолжительность полетного времени устанавливается с учетом ограничений, содержащихся в медицинском заключении <17> о годности члена экипажа или внешнего пилота к выполнению работ по таким должностям.

--------------------------------

<17> Пункт 25 ФАЛ N 437.

10. Допускается привлечение члена экипажа, внешнего пилота к выполнению работы на земле после завершенной полетной смены не ранее окончания времени ежедневного отдыха, установленного пунктами 50 - 52, 54 Особенностей, и не позднее 12-часового периода отдыха перед началом очередной полетной смены.

11. Время работы члена экипажа, внешнего пилота на земле между полетными сменами включает:

а) время прохождения обладателями действующих свидетельств специалистов авиационного персонала в соответствии с РПП периодических подготовок к полетам, разборов полетов, теоретической, тренажерной и (или) летной подготовки, тренировки на всех видах тренажерных устройств, время оформления полетной и другой служебной документации;

б) время пребывания в качестве резервного экипажа;

в) время пребывания на дежурстве при выполнении авиационных работ, включая время дежурства лицами командно-руководящего состава;

г) время пребывания по заданию (распоряжению) работодателя во внебазовом аэропорту в целях продолжения выполнения задания на полет (далее - время ожидания вылета во внебазовых аэропортах между полетными сменами) в размере, установленном пунктом 23 Особенностей;

д) время погрузки и выгрузки ГВС;

е) время выполнения иных трудовых обязанностей, не связанных с выполнением задания на полет.

Время начала и окончания работ, указанных в подпунктах "а" и "е" настоящего пункта, устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка работодателя.

12. Продолжительность полетной смены минимального состава экипажа ГВС, разрешенного руководством по летной эксплуатации ГВС, устанавливается работодателем в зависимости от местного времени явки в аэропорт базирования члена экипажа (далее - базовое время явки) и количества посадок ГВС, запланированных в задании на полет.

При этом базовым временем следует считать местное время аэропорта постоянного места работы члена экипажа (далее - базовый аэропорт) или внебазового аэропорта, если член экипажа находится непрерывно во внебазовом аэропорту 48 часов и более.

Максимально допустимая продолжительность полетной смены члена экипажа в зависимости от базового времени явки на вылет и запланированных заданием на полет посадок ГВС в течение суток (любых последовательных 24 часов) не может превышать значений, указанных в приложениях NN 1 - 3 к Особенностям, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 35 Особенностей.

13. Максимально допустимая продолжительность полетной смены члена кабинного экипажа в течение суток (любых последовательных 24 часов), указанных в приложении N 1 к Особенностям, с учетом мнения представителей работников, может превышать полетную смену летного экипажа на разницу во времени явки членов летного и кабинного экипажа на предполетную подготовку, но не более, чем на 30 минут.

14. В случае если плановая продолжительность полетной смены членов экипажа превышает максимально допустимую, установленную пунктами 12, 13 Особенностей, для выполнения функций члена экипажа в полете на время регламентированного технологического перерыва вводятся дополнительные члены экипажа (далее - увеличенный состав экипажа).

15. Продолжительность полетной смены увеличенного состава летного экипажа устанавливается работодателем в зависимости от числа дополнительных членов летного экипажа и количества посадок ГВС, запланированных заданием на полет.

16. Максимально допустимая продолжительность полетной смены увеличенного состава летного экипажа в течение 24 часов не может превышать значений, указанных в приложении N 4 к Особенностям, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 35 Особенностей.

В случаях, предусмотренных пунктами 2, 5, 7 - 9, 11 - 13, 15, 17 приложения N 4 к Особенностям, продолжительность полетных смен может быть дополнительно увеличена на четыре часа на грузовых воздушных судах (или пассажирских воздушных судах, переоборудованных под грузовые перевозки), имеющих специально оборудованные спальные места для отдыха членов летного экипажа.

Продолжительность полетной смены может быть дополнительно увеличена на четыре часа при выполнении полетов в рамках договора фрахтования на воздушных судах (воздушный чартер) пассажировместимостью не более 20 человек при наличии места для отдыха, изолированного от пассажиров.

17. Количество дополнительных членов кабинного экипажа устанавливается в РПП и зависит от:

а) продолжительности полетной смены и количества посадок ГВС;

б) типа ГВС;

в) класса обслуживания пассажиров на борту ГВС в полете.

18. Выполнение полетов увеличенным составом экипажа допускается осуществлять при условии обеспечения дополнительных членов экипажа в салоне пассажирского или грузового ГВС специальными местами, оборудованными креслами или спальными местами (с возможностью быстрого доступа к кислородному оборудованию), изолированными от пассажиров (в случае наличия соответствующей конструктивной особенности ГВС).

19. Время регламентированного технологического перерыва увеличенного состава экипажа должно включаться во время полетной смены в полном размере.

20. В период времени пребывания на дежурстве (при выполнении авиационных работ) или нахождения в качестве резервного экипажа включается время, в течение которого член экипажа, внешний пилот по распоряжению работодателя находится в установленном работодателем месте с условиями для отдыха при постоянной готовности к выполнению задания на полет.

21. Допускается назначение члена экипажа, внешнего пилота в резерв не более 4 раз за один календарный месяц. Продолжительность времени пребывания членов экипажей, внешних пилотов на дежурстве и в резерве не может превышать 12 часов в течение непрерывных 24 часов.

22. Время пребывания членов экипажей, внешних пилотов на дежурстве и в резерве в установленном работодателем для этой цели помещении засчитывается в рабочее время полностью, в месте жительства (месте пребывания) - в размере не менее 25 процентов.

В случае вызова члена экипажа, внешнего пилота из нахождения на дежурстве и из резерва для выполнения полетного задания время дежурства и пребывания члена экипажа, внешнего пилота в резерве должно засчитываться в рабочее время учетного периода, но не должно включаться в продолжительность полетной смены.

23. Время ожидания членом экипажа вылета во внебазовом аэропорту между полетными сменами включается в рабочее время члена экипажа в размере одного часа за каждые четыре часа времени ожидания. Во время ожидания членом экипажа вылета во внебазовом аэропорту между полетными сменами не включается время ежедневного отдыха, а также еженедельного отдыха, предусмотренное заданием на полет. Время ожидания членом экипажа вылета во внебазовом аэропорту между полетными сменами заканчивается за 12 часов до начала очередной полетной смены.

24. Время задержки вылета ГВС исчисляется от времени вылета, установленного в задании на полет, до фактического времени вылета ГВС.

25. При выполнении полетов минимальным составом экипажа члену экипажа, внешнему пилоту с его письменного согласия допускается разделение полетной смены на две части.

Время перерыва между двумя частями полетной смены членов экипажей, внешних пилотов в рабочее время не включается.

Разделение полетной смены членов экипажей, внешних пилотов на части производится работодателем на основании локального нормативного акта, принятого с учетом мнения представителей работников.

26. При разделении полетной смены членов экипажей, внешних пилотов на части, за исключением разделения полетной смены на части при осуществлении полетов в рамках договора фрахтования на ГВС (воздушный чартер <18> пассажировместимостью не более 20 человек, допускается разделение не более двух полетных смен в течение одного календарного месяца и не более двух полетных смен подряд.

--------------------------------

<18> Статья 104 Воздушного кодекса.

27. Общая продолжительность полетной смены члена экипажа, внешнего пилота, разделенной на части, не должна превышать продолжительности полетной смены, установленной пунктами 12, 13 Особенностей.

28. Разделение полетной смены членов экипажей на части при выполнении полетов увеличенным составом экипажа не допускается.

29. После выполнения подряд двух полетных смен, разделенных на части, члену экипажа в базовом аэропорту предоставляется отдых продолжительностью не менее 48 часов.

30. Время перемещения (перелета или переезда) члена экипажа в качестве пассажира по заданию (распоряжению) работодателя включается в рабочее время со времени явки члена экипажа к месту убытия, но не менее чем за 40 минут до убытия и до времени прибытия к месту назначения (размещения на отдых).

31. Допускается выполнение членом экипажа, перемещенным в качестве пассажира на ГВС, без предоставления ежедневного отдыха полетной смены продолжительностью не более установленной пунктами 12, 13 Особенностей с учетом времени явки члена экипажа для перелета, уменьшенной на 50 процентов времени перемещения (перелета).

Перемещение члена экипажа в качестве пассажира непосредственно после выполнения полетной смены допускается при условии, что суммарная продолжительность выполненной полетной смены и времени перемещения члена экипажа в качестве пассажира не превышает продолжительность полетной смены, установленной пунктами 12, 13 Особенностей, увеличенной на два часа.

В случае если указанной продолжительности полетной смены недостаточно для выполнения задания на полет, то задание на полет может быть выполнено только после предоставления члену экипажа ежедневного отдыха в соответствии с пунктами 50 - 52, 54 Особенностей.

32. При выполнении учебных и (или) тренировочных полетов устанавливаются следующие ограничения по продолжительности полетной смены, полетному времени и количеству заходов на посадку:

а) продолжительность полетной смены не может превышать 10 часов;

б) полетное время в полетной смене не может превышать 6 часов;

в) количество заходов на посадку не может превышать 25;

г) количество заходов на посадку для легких <19> и сверхлегких ГВС <20> не может превышать 40.

--------------------------------

<19> Пункт 2 статьи 32 Воздушного кодекса.

<20> Пункт 3 статьи 32 Воздушного кодекса.

33. При перегонке ГВС с неисправностями, при которой не разрешается перевозка пассажиров и груза, продолжительность полетной смены члена экипажа не может превышать 12 часов.

34. Отдых между полетными сменами члена экипажа при перегонке ГВС с неисправностями должен составлять не менее 10 часов, а после такой перегонки в базовом аэропорту - не менее 42 часов.

35. При непредвиденных обстоятельствах при выполнении задания на полет, связанных с метеорологическими условиями, невозможностью выполнить посадку в аэропорту назначения, отказами авиационной техники, командир ГВС обладает исключительным правом увеличить установленную продолжительность полетной смены и (или) месячной продолжительности полетного времени (которые учитываются в последующем месяце) в следующих размерах:

а) на два часа - при выполнении полетной смены в минимальном составе экипажа;

б) на три часа - при выполнении полетной смены в увеличенном составе экипажа.

Решение об увеличении продолжительности полетной смены экипажа оформляется командиром ГВС посредством внесения записи в задание на полет.

36. В случае если командиром ГВС не использовано право на увеличение продолжительности полетной смены или использование этого права не позволяет продолжить полет, допускается принятие командиром ГВС решения о завершении полетной смены и предоставлении ежедневного отдыха членам экипажа с предоставлением условий для отдыха. В данном случае продолжительность ежедневного отдыха, установленная пунктом 54 Особенностей, может быть уменьшена, но не менее чем до 10 часов с эквивалентным увеличением продолжительности ежедневного времени отдыха в базовом аэропорту непосредственно после окончания полетной смены.

37. Максимально допустимая продолжительность полетной смены члена летного экипажа не может превышать:

при выполнении авиационных работ - 12 часов;

при выполнении авиационно-химических работ - 10 часов (при внесении минеральных удобрений и тушении пожаров лесов, пастбищ, жилых и промышленных объектов - 12 часов).

При перегонке ГВС на посадочную площадку, с которой выполняются авиационные работы и на которой допускается осуществление технического обслуживания ГВС (далее - оперативная точка), перегонке ГВС с оперативной точки на базу продолжительность полетной смены членов экипажей не может превышать 12 часов.

38. На члена летного экипажа при выполнении авиационных работ, включая авиационно-химические работы, распространяются нормы полетного времени, установленные пунктом 9 Особенностей.

При выполнении следующих видов авиационных работ максимально допустимая продолжительность полетного времени не может превышать:

а) при авиационно-химических работах <21> с применением высокотоксичных и ядовитых веществ (чрезвычайно опасных, высокоопасных) - 4 часов;

--------------------------------

<21> Пункт 1 приложения N 1 ФАП N 494.

б) при авиационных работах по монтажу и демонтажу строительных конструкций, линий электропередач, трубопроводов <22> - 4 часов;

--------------------------------

<22> Подпункт "а" пункта 4 приложения N 1 ФАП N 494.

в) при авиационных работах, связанных с проведением погрузочно-разгрузочных операций <23> - 5 часов;

--------------------------------

<23> Подпункт "в" пункта 4 приложения N 1 ФАП N 494.

г) при аэросъемочных работах <24> с посадками на лед - 5 часов;

--------------------------------

<24> Подпункт "а" пункта 2 приложения N 1 ФАП N 494.

д) при авиационных работах, связанных с перевозкой грузов на внешней подвеске <25> - 6 часов;

--------------------------------

<25> Подпункт "б" пункта 4 приложения N 1 ФАП N 494.

е) при аэровизуальных полетах, связанных с обездвиживанием и отстрелом животных <26> - 6 часов;

--------------------------------

<26> Подпункт "в" пункта 9 приложения N 1 ФАП N 494.

ж) при поисково-спасательных и аварийно-спасательных работах <27>, выполнении полетов на морские (плавучие) буровые установки - 7 часов.

--------------------------------

<27> Пункт 7 приложения N 1 ФАП N 494.

Для завершения полетной смены членом летного экипажа, внешним пилотом при выполнении авиационных работ, связанных с перевозкой грузов на внешней подвеске, допускается увеличение полетного времени на один час.

39. Допускается выполнение членом экипажа, внешним пилотом в течение одной полетной смены двух разных видов авиационных работ, указанных в подпунктах "а" - "г" пункта 38 Особенностей.

Максимально допустимая суммарная продолжительность полетного времени члена летного экипажа определяется пропорционально по видам работ в пределах норм, установленных пунктом 37 Особенностей.

40. Для члена летного экипажа при выполнении авиационно-химических работ устанавливается следующее предельное количество посадок в течение полетной смены:

а) при выполнении работ на самолете - 45 посадок;

б) при выполнении работ на вертолете - 55 посадок.

41. Продолжительность непрерывного пребывания члена летного экипажа на оперативной точке при выполнении авиационных работ не может превышать 15 последовательных календарных дней, а при выполнении авиационно-химических работ и работ с целью оказания медицинской помощи - 30 последовательных календарных дней.

42. В случае если сроки непрерывного пребывания члена летного экипажа на оперативной точке превышают нормы, установленные пунктом 41 Особенностей, повторное направление члена экипажа на оперативную точку допускается не ранее чем через семь календарных дней нахождения в месте постоянной работы.

43. При выполнении авиационно-химических работ члену летного экипажа с его письменного согласия полетная смена может быть разделена на части с продолжительностью перерыва между двумя частями не менее двух часов.

Время перерыва между двумя частями полетной смены члена летного экипажа, внешнего пилота в рабочее время не включается.

Разделение полетной смены членов летных экипажа, внешних пилотов на части производится работодателем на основании локального нормативного акта, принятого с учетом мнения представителей работников.

Общая продолжительность полетной смены членов летных экипажей, внешних пилотов, разделенной на части, не должна превышать продолжительности полетной смены, установленной пунктом 37 Особенностей.

44. При выполнении авиационно-химических работ члену летного экипажа, внешнему пилоту предоставляются специальные перерывы следующей продолжительности:

а) не менее 15 минут - через каждые 1,5 часа полетного времени или после выполнения 10 посадок;

б) не менее 1,5 часа - после каждых четырех часов полетного времени или после 25 посадок, при этом кратковременный отдых может быть совмещен с перерывом для отдыха и приема пищи.

45. Члену экипажа, внешнему пилоту предоставляется еженедельный непрерывный отдых после последовательно отработанных 6 календарных дней при выполнении авиационных работ в базовом аэропорту или месте выполнения фактической работы продолжительностью не менее 42 часов.

46. Работодатель должен предоставить:

а) до четырех календарных дней для прохождения членом летного экипажа, внешним пилотом обязательного медицинского освидетельствования <28>;

--------------------------------

<28> Статья 53.1 Воздушного кодекса.

б) до двух календарных дней для прохождения членом кабинного экипажа обязательных периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров <29>.

--------------------------------

<29> Пункт 3.1 статьи 52 Воздушного кодекса.

47. Отдыху члена экипажа, внешнего пилота соответствует непрерывный период времени на земле, в течение которого член экипажа, внешний пилот освобожден от исполнения трудовых обязанностей и которое он может использовать по своему усмотрению.

48. Членам экипажа, внешним пилотам предоставляются следующие виды отдыха:

а) ежедневный (отдых между полетными сменами);

б) еженедельный непрерывный (выходные дни);

в) ежегодный (отпуск основной и дополнительный).

49. Ежедневному отдыху члена экипажа, внешнего пилота соответствует непрерывный период времени, предоставляемый члену экипажа, внешнему пилоту для восстановления работоспособности после выполнения очередной полетной смены.

50. Нормальная продолжительность времени отдыха членов экипажей, внешних пилотов между полетными сменами должна составлять не менее двойной продолжительности завершенной полетной смены и устанавливаться с учетом:

а) продолжительности времени завершенной полетной смены;

б) разницы во времени между базовым и внебазовым аэропортами по всемирно-скоординированному времени;

в) продолжительности времени доставки членов экипажа ГВС из аэропорта к месту отдыха и обратно (далее - дорожное время) во внебазовых аэропортах.

51. При разнице во времени по всемирно-скоординированному времени между базовым и внебазовым аэропортами 4 часа и более продолжительность отдыха членов экипажей, внешних пилотов между полетными сменами должна быть увеличена на 30 минут за каждый час разницы во времени с базовым аэропортом.

52. После непрерывного пребывания в часовых поясах с разницей во времени по всемирно-скоординированному времени с базовым аэропортом 4 часа и более в течение 48 часов и более время отдыха членов экипажей, внешних пилотов после возвращения в базовый аэропорт должно составлять не менее 48 часов.

53. В случае если дорожное время во внебазовом аэропорту превышает 60 минут, продолжительность отдыха между полетными сменами членов экипажа должна быть увеличена на продолжительность дорожного времени, исчисленного со времени убытия члена экипажа после окончания полетной смены до времени его размещения на отдых, а также на продолжительность времени, исчисляемого со времени убытия члена экипажа от места отдыха до времени начала предполетной подготовки.

54. В базовом и внебазовых аэропортах продолжительность ежедневного отдыха членов экипажа, внешних пилотов в зависимости от продолжительности завершенной полетной смены, с учетом мнения представителей работников может быть сокращена до значений минимального ежедневного времени отдыха, указанных в приложении N 5 к Особенностям, с соблюдением норм, установленных пунктами 51, 53 Особенностей.

55. В базовом аэропорту при плановых ранних вылетах и поздних прилетах (с 22:00 часов до 06:00 часов) работодатель должен предоставить членам экипажа условия для отдыха или организовать доставку членов экипажа в аэропорт и из аэропорта по адресу места жительства (месту пребывания).

56. Продолжительность еженедельного непрерывного отдыха членов экипажей, внешних пилотов не может быть менее 42 часов.

Еженедельный непрерывный отдых должен предоставляться, как правило, по адресу их места жительства и включать две местные ночи по местному времени базового аэропорта.

57. Еженедельный непрерывный отдых (выходные дни) может предоставляться члену экипажа, внешнему пилоту в месте его фактического нахождения при длительном ожидании вылета (трое суток и более) во внебазовых аэропортах (на оперативной точке). При этом выходные дни члена экипажа должны быть оформлены в соответствии с РПП эксплуатанта.

58. Еженедельный непрерывный отдых члену экипажа, внешнему пилоту предоставляется не реже чем через каждые 6 рабочих дней подряд или две ночные полетные смены подряд. При этом к ночным полетным сменам относятся смены, 50 процентов и более продолжительности которых приходится на местное время базового аэропорта с 22:00 часов до 06:00 часов.

59. При сменной работе и суммированном учете рабочего времени член экипажа, внешний пилот должны производить работу в течение установленной продолжительности рабочего времени в соответствии с графиками работы. Работодатель ведет учет полетного и рабочего времени и времени отдыха членов экипажей и внешних пилотов.

Графики работы членов экипажей, внешних пилотов составляются работодателем с учетом мнения представителей работников не менее чем на 1 календарный месяц и доводятся до сведения работников не позднее чем за 1 календарный месяц до введения их в действие. В случае производственной необходимости допускается изменение графиков работы с учетом мнения представителей работников, при этом указанные изменения доводятся до сведения работников не позднее чем за пять рабочих дней до введения их в действие.

Положения настоящего пункта не применяются в отношении членов экипажей, выполняющих полеты в рамках договора фрахтования ГВС (воздушный чартер) пассажировместимостью не более 20 человек.

60. Работодатель обеспечивает учет запланированного и фактического рабочего времени, полетного времени и времени отдыха, в том числе в автоматизированной системе (при наличии) работодателя, обеспечивающей независимый контроль соблюдения установленных норм рабочего времени, полетного времени и времени отдыха членов экипажей (далее - автоматизированная система):

а) полетное время регистрируется в автоматизированной системе (при наличии), задании на полет и летных книжках членов экипажа;

б) продолжительность, полетной смены регистрируется в автоматизированной системе (при наличии) и задании на полет;

в) продолжительность рабочего времени, времени отдыха и сверхурочных работ регистрируется в автоматизированной системе (при наличии) или табеле учета рабочего времени.

Работодатель должен обеспечить точный учет сверхурочных работ членов экипажей, внешних пилотов.

III. Особенности режима рабочего времени и времени отдыха

диспетчеров УВД

61. В состав рабочего времени диспетчера УВД включается:

а) время на выполнение трудовых обязанностей, включая время приема-передачи дежурства;

б) время прохождения обладателями действующих свидетельств специалистов авиационного персонала технической учебы (в том числе при подготовке к работе в осенне-зимний и весенне-летний периоды, при внедрении новых технических средств и систем организации воздушного движения, правил и процедур управления воздушным движением, для поддержания требуемого уровня владения английским языком), подготовка к продлению срока действия свидетельства диспетчера УВД, подготовка к повышению класса классной квалификации, тренажерная подготовка, стажировка обладателей действующих свидетельств специалистов авиационного персонала (соответствующие виды подготовки, стажировки не являются образовательной деятельностью и осуществляются по заданию работодателя в рамках системы поддержания квалификации в центрах ОВД в форме самоподготовки либо обучения на рабочем месте);

в) время на инструктажи, разборы - не более 1 часа в смену;

г) время предсменных медицинских осмотров <30> в соответствии с правилами внутреннего распорядка - до 40 минут (для смен до 20 человек), от 40 минут до 1 часа (для смен свыше 20 человек);

--------------------------------

<30> Пункт 6 статьи 53.1 Воздушного кодекса.

г) время тренажерной подготовки и проверки теоретических знаний <31>;

--------------------------------

<31> Федеральные авиационные правила "Требования к диспетчерам управления воздушным движением и парашютистам-инструкторам", утвержденные приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 26 ноября 2009 г. N 216 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 15 января 2010 г., регистрационный N 15996), с изменениями, внесенными приказами Министерства транспорта Российской Федерации от 27 июня 2011 г. N 170 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 22 июля 2011 г., регистрационный N 21485), от 14 мая 2012 г. N 143 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 27 июня 2012 г., регистрационный N 24727), от 25 февраля 2014 г. N 48 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 18 июля 2014 г., регистрационный N 33153), от 15 января 2016 г. N 6 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 15 февраля 2016 г., регистрационный N 41095), от 24 октября 2016 г. N 297 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 25 ноября 2016 г., регистрационный N 44427), от 12 августа 2020 г. N 299 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 20 ноября 2020 г., регистрационный N 61026).

д) время специальных перерывов для отдыха;

е) время подготовки руководителей полетов или старших диспетчеров смен к инструктажу - не более 30 минут в смену.

62. В дни прохождения диспетчером УВД обязательного медицинского освидетельствования <32> работодатель предоставляет диспетчеру УВД два календарных дня, входящих в рабочее время <33>.

--------------------------------

<32> Статья 53.1 Воздушного кодекса.

<33> Статья 53.1 Воздушного кодекса, статья 220 Трудового кодекса.

63. Нормальная продолжительность рабочего времени диспетчера УВД не может превышать 36 часов в неделю.

Продолжительность ежедневной работы (смены) диспетчера УВД составляет 7,2 часа с понедельника по пятницу включительно с двумя выходными днями в субботу и воскресенье.

64. В случае если длительность производственного процесса превышает максимально допустимую продолжительность ежедневной работы в соответствии с пунктом 65 Особенностей, для диспетчера УВД вводится сменная работа. При сменной работе диспетчер УВД выполняет трудовые обязанности, в течение установленной продолжительности рабочего времени в соответствии с графиком сменности.

Работа диспетчера УВД в течение двух смен подряд запрещается <34>.

--------------------------------

<34> Часть пятая статьи 103 Трудового кодекса.

Графики сменности диспетчера УВД составляются работодателем с учетом мнения выборного органа профсоюзной организации, входящей в общероссийский профсоюз и представляющей интересы диспетчеров УВД гражданской авиации, и доводятся до сведения работников не позднее чем за один календарный месяц до введения их в действие.

При значительном удалении места работы от места постоянного проживания диспетчеров УВД применяется вахтовый метод работы <35> с установлением диспетчерам УВД режима труда и отдыха в соответствии со статьей 301 Трудового кодекса.

--------------------------------

<35> Часть вторая статьи 297 Трудового кодекса.

65. В случае если по условиям производства (работы) не может быть соблюдена установленная ежедневная или еженедельная продолжительность рабочего времени в соответствии с пунктом 63 Особенностей, для диспетчера УВД применяется суммированный учет рабочего времени.

При суммированном учете рабочего времени максимально допустимая продолжительность ежедневной работы диспетчера УВД не может превышать 12 часов в ночную смену, - 9 часов в смену, приходящуюся на дневное время, при условии соблюдения предельной еженедельной продолжительности рабочего времени.

Учетный период рабочего времени диспетчера УВД составляет не менее 3 календарных месяцев и не более 1 года. Учетный период рабочего времени диспетчера УВД, работающего во вредных условиях труда, не может превышать трех календарных месяцев. Продолжительность рабочего времени диспетчера УВД за учетный период не должна превышать нормального числа рабочих часов. Работодатель не вправе планировать превышение нормы рабочего времени диспетчера УВД в учетном периоде.

Порядок ведения суммированного учета рабочего времени и конкретная продолжительность учетного периода диспетчера УВД устанавливаются правилами внутреннего трудового распорядка работодателя.

66. Диспетчер УВД предоставляются следующие виды отдыха:

а) ежедневный (междусменный) отдых;

б) перерывы в течение рабочего дня (смены);

в) выходные дни (еженедельный непрерывный);

г) нерабочие праздничные дни;

д) ежегодный оплачиваемый (отпуск основной и дополнительный).

67. В течение рабочего дня (смены) диспетчеру УВД предоставляется перерыв для отдыха и питания продолжительностью не более 2 часов и не менее 30 минут <36>.

--------------------------------

<36> Часть первая статьи 108 Трудового кодекса.

При работе в ночную смену диспетчеру УВД предоставляется дополнительный перерыв продолжительностью 1 час с правом сна в специально оборудованном помещении.

Указанные в настоящем пункте перерывы в рабочее время диспетчера УВД не включаются. Время предоставления перерывов диспетчеров УВД и их конкретная продолжительность устанавливаются правилами внутреннего трудового распорядка работодателя.

68. В случае если по условиям работы предоставление диспетчеру УВД перерыва для отдыха и питания невозможно, работодатель предоставляет диспетчеру УВД время отдыха и приема пищи в рабочее время. Перечень таких работ и места для отдыха и приема пищи устанавливаются правилами внутреннего трудового распорядка работодателя.

69. Диспетчеру УВД, осуществляющему непосредственное управление воздушным движением за диспетчерским пультом, оборудованным видеодисплейным терминалом, после двух часов непрерывной работы предоставляется специальный перерыв продолжительностью не менее 20 минут.

При интенсивности воздушного движения 50 процентов и более от допустимой максимальной интенсивности воздушного движения, определяемой в установленном порядке, диспетчеру УВД после каждого часа работы предоставляется дополнительный специальный перерыв продолжительностью 10 минут. В случае если время предоставления специального перерыва совпадает со временем предоставления перерыва для отдыха и питания, специальный перерыв не предоставляется.

70. Продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха диспетчера УВД не может быть менее двойной продолжительности времени работы в предшествующий отдыху рабочий день (смену).

В отдельных случаях продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха диспетчера УВД может быть уменьшена до продолжительности предшествующей рабочей смены с соответствующим увеличением времени отдыха в течение текущего месячного периода.

По желанию работника ему может быть предоставлено место отдыха с правом сна в специально оборудованном помещении.

71. Выходные дни (еженедельный непрерывный отдых) предоставляются диспетчеру УВД в различные дни недели в соответствии с графиками сменности.

Продолжительность еженедельного непрерывного отдыха диспетчера УВД не может быть менее 42 часов.

72. Допускается привлечение диспетчера УВД к работе в выходные дни с его письменного согласия в случаях, предусмотренных статьей 113 Трудового кодекса.

В других случаях привлечение диспетчера УВД к работе в выходные дни допускается с письменного согласия работника и с учетом мнения выборного органа профсоюзной организации, входящей в общероссийский профсоюз и представляющей интересы диспетчеров УВД гражданской авиации.

Привлечение диспетчера УВД к работе в выходной день производится по письменному распоряжению работодателя с предоставлением другого дня отдыха.

IV. Особенности режима рабочего времени и времени отдыха

специалистов по техническому обслуживанию

73. В течение рабочего времени специалист по техническому обслуживанию исполняет свои трудовые обязанности в соответствии с условиями трудового договора, правилами внутреннего трудового распорядка и графиком работы (сменности).

74. Нормальная продолжительность рабочего времени специалистов по техническому обслуживанию не может превышать 40 часов в неделю.

75. В случаях, когда по условиям работы не может быть соблюдена еженедельная продолжительность рабочего времени специалистов по техническому обслуживанию, установленная пунктом 74 Особенностей, вводится суммированный учет рабочего времени с учетным периодом - месяц, квартал или иной более длительный период, но не более года.

Продолжительность рабочего времени специалиста по техническому обслуживанию за учетный период не может превышать нормального числа рабочих часов.

Порядок введения суммированного учета рабочего времени специалиста по техническому обслуживанию устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка.

76. Максимально допустимая продолжительность ежедневной работы (смены) специалистов по техническому обслуживанию не может превышать 12 часов.

Продолжительность рабочей смены специалистов по техническому обслуживанию в ночное время не сокращается.

77. Время начала и окончания ежедневной работы (смены) специалистов по техническому обслуживанию, распределение специалистов по техническому обслуживанию по рабочим сменам, чередование рабочих и нерабочих дней определяется графиками работы (сменности).

Графики работы (сменности) составляются работодателем с учетом мнения выборного органа профсоюзной организации, входящей в общероссийский профсоюз и представляющей интересы специалистов по техническому обслуживанию и ремонту ГВС в гражданской авиации (специалистов по техническому обслуживанию), и доводятся до сведения работников не позднее чем за один месяц до введения их в действие.

При введении суммированного учета рабочего времени специалистов по техническому обслуживанию графики работы (сменности) составляются на соответствующий учетный период.

Работа специалистов по техническому обслуживанию в течение двух смен подряд запрещается.

Работодатель ведет учет рабочего времени, фактически отработанного каждым специалистом по техническому обслуживанию.

78. Рабочее время специалистов по техническому обслуживанию состоит из следующих периодов:

а) время выполнения технического обслуживания ГВС;

б) время подготовительных и заключительных работ при проведении технического обслуживания ГВС;

в) время приема - передачи смены;

г) время проведения инструктажей и разборов;

д) время специальных перерывов для обогревания (охлаждения) и отдыха;

е) время прохождения обладателями действующих свидетельств специалистов авиационного персонала периодических подготовок, теоретической подготовки, стажировки (соответствующие виды подготовки, стажировки не являются образовательной деятельностью и осуществляются по заданию работодателя в форме самоподготовки либо обучения на рабочем месте);

ж) время прохождения обязательных периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, обязательного психиатрического освидетельствования <37>;

--------------------------------

<37> Статья 220 Трудового кодекса.

з) время ожидания ГВС в случае непредоставления условий для отдыха (гостиница, профилакторий).

79. При выполнении технического обслуживания ГВС во внебазовом аэропорту в состав рабочего времени специалистов по техническому обслуживанию дополнительно включается:

а) время служебного перелета на борту ГВС, уменьшенного на 50 процентов;

б) время стоянки в промежуточных и конечных пунктах посадки ГВС, время ожидания вылета (прилета) ГВС в случае задержки рейса по различным причинам в случае непредоставления условий для отдыха (гостиницы, профилактория);

в) время до сдачи ГВС под охрану при стоянках в промежуточных и конечных пунктах посадки.

80. Привлечение специалиста по техническому обслуживанию к сверхурочной работе допускается в случаях и в порядке, предусмотренных статьей 99 Трудового кодекса.

81. Специалистам по техническому обслуживанию предоставляются следующие виды времени отдыха:

а) перерывы в течение рабочего дня (смены);

б) ежедневный (междусменный) отдых;

в) выходные дни (еженедельный непрерывный отдых);

г) нерабочие праздничные дни;

д) отпуска (основной и дополнительный).

82. В течение рабочего дня (смены) специалисту по техническому обслуживанию предоставляется перерыв для отдыха и питания продолжительностью не более двух часов и не менее одного часа, который в рабочее время не включается.

Время предоставления специалисту по техническому обслуживанию перерыва для отдыха и питания и его продолжительность (общая продолжительность перерывов) устанавливаются правилами внутреннего трудового распорядка или по соглашению между специалистом по техническому обслуживанию и работодателем.

В случае если условиям работы специалисту по техническому обслуживанию предоставление перерыва для отдыха и питания невозможно, работодатель предоставляет специалистам по техническому обслуживанию возможность отдыха и приема пищи в течение рабочего времени. Перечень работ и мест для отдыха и приема пищи специалиста по техническому обслуживанию в течение рабочего времени устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка <38>.

--------------------------------

<38> Статья 108 Трудового кодекса.

83. Специальные перерывы для обогревания (охлаждения) и отдыха предоставляются специалисту по техническому обслуживанию в связи с особенностями технологического процесса при выполнении работ в конкретных климатических условиях данной местности. Виды таких работ, продолжительность и порядок предоставления специальных перерывов устанавливаются правилами внутреннего трудового распорядка <39>.

--------------------------------

<39> Статья 109 Трудового кодекса.

84. Продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха специалиста по техническому обслуживанию с учетом времени перерыва для отдыха и питания в предшествующий отдыху рабочий день (смене) должна быть не менее двойной продолжительности времени работы в предшествующий отдыху рабочий день (смену).

При суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха специалиста по техническому обслуживанию должна быть не менее 12 часов с соответствующим увеличением времени отдыха непосредственно после окончания рабочего дня (смены), следующего за уменьшенным ежедневным (междусменным) отдыхом.

85. В случаях, предусмотренных статьей 113 Трудового кодекса, специалист по техническому обслуживанию может быть привлечен к работе в выходные дни, установленные для специалиста по техническому обслуживанию графиком работы (сменности), или в нерабочие праздничные дни, работа в которые не предусмотрена графиком работы (сменности).

Минимально допустимая продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха специалиста по техническому обслуживанию перед привлечением к работе в выходной день или в нерабочий праздничный день должна быть не менее 12 часов.

Выполнение работ в ночное время в течение двух рабочих дней (смен) подряд не допускается.

86. Продолжительность отпуска определяется в соответствии с Трудовым кодексом.

Приложение N 1

к Особенностям режима рабочего времени

и времени отдыха специалистов авиационного

персонала гражданской авиации, труд

которых непосредственно связан с движением

гражданских воздушных судов, утвержденным

приказом Минтранса России

от 10 ноября 2025 г. N 381

МАКСИМАЛЬНАЯ ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ

ПОЛЕТНЫХ СМЕН ЧЛЕНОВ ЭКИПАЖЕЙ ГВС С ДВУМЯ И БОЛЕЕ ЧЛЕНАМИ

ЛЕТНОГО ЭКИПАЖА ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ТРАНСПОРТНЫХ ПОЛЕТОВ

(В ЧАСАХ И МИНУТАХ)

Время явки члена экипажа на вылет (базовое)

Количество посадок ГВС

ГВС (вертолеты не включены)

Для полетов на вертолетах

ГВС (вертолеты не включены)

Для полетов на вертолетах

ГВС (вертолеты не включены)

Для полетов на вертолетах

1 - 2, 3

(в случаях, предусмотренных пунктами 33 и 34 Особенностей)

1 - 4

3 - 4

5 - 6

5 и более

7 и более

06.01 - 21.59

12.00

12.00

10.30

10.30

08.30

08.30

22.00 - 06.00

11.00

11.00

10.00

10.00

06.30

06.30

Приложение N 2

к Особенностям режима рабочего времени

и времени отдыха специалистов авиационного

персонала гражданской авиации, труд

которых непосредственно связан с движением

гражданских воздушных судов, утвержденным

приказом Минтранса России

от 10 ноября 2025 г. N 381

МАКСИМАЛЬНАЯ ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ

ПОЛЕТНЫХ СМЕН ЧЛЕНОВ ЭКИПАЖЕЙ ЛЕГКИХ ГВС С ДВУМЯ ПИЛОТАМИ

В СОСТАВЕ ЛЕТНОГО ЭКИПАЖА ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ТРАНСПОРТНЫХ

ПОЛЕТОВ (В ЧАСАХ И МИНУТАХ)

Базовое время явки для выполнения полетной смены

Количество запланированных заданием на полет посадок ГВС

1 - 4

5 - 9

10 и более

06.00 - 15.29

12.00

11.00

10.00

15.30 - 16.59

11.00

10.00

09.00

17.00 - 04.59

10.00

09.00

08.00

05.00 - 05.59

11.00

10.00

09.00

Приложение N 3

к Особенностям режима рабочего времени

и времени отдыха специалистов авиационного

персонала гражданской авиации, труд

которых непосредственно связан с движением

гражданских воздушных судов, утвержденным

приказом Минтранса России

от 10 ноября 2025 г. N 381

МАКСИМАЛЬНАЯ ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ

ПОЛЕТНЫХ СМЕН ЧЛЕНОВ ЭКИПАЖЕЙ ЛЕГКИХ ГВС С ОДНИМ ПИЛОТОМ

В СОСТАВЕ ЛЕТНОГО ЭКИПАЖА ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ТРАНСПОРТНЫХ

ПОЛЕТОВ (В ЧАСАХ И МИНУТАХ)

Базовое время явки для выполнения полетной смены

Количество запланированных заданием на полет посадок ГВС

1 - 4

5 - 6

7 и более

06.00 - 15.29

10.00

09.00

08.00

15.30 - 16.59

09.00

08.00

07.00

17.00 - 04.59

08.00

07.00

07.00

05.00 - 05.59

09.00

08.00

07.00

Приложение N 4

к Особенностям режима рабочего времени

и времени отдыха специалистов авиационного

персонала гражданской авиации, труд

которых непосредственно связан с движением

гражданских воздушных судов, утвержденным

приказом Минтранса России

от 10 ноября 2025 г. N 381

ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ

ПОЛЕТНЫХ СМЕН УВЕЛИЧЕННОГО СОСТАВА ЛЕТНОГО ЭКИПАЖА

ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ТРАНСПОРТНЫХ ПОЛЕТОВ (В ЧАСАХ И МИНУТАХ)

N

п/п

Численность членов минимального состава летного экипажа

Численность членов дополнительного состава летного экипажа

Численность членов увеличенного состава летного экипажа

Количество запланированных заданием на полет посадок ГВС/максимальная продолжительность полетной смены

1 - 2

3 и более

1.

2

1

3

13.00

12.00

2.

2

2

4

16.00

14.00

3.

3

1

4

14.00

12.00

4.

3

2

5

15.00

13.00

5.

3

3

6

16.00

14.00

6.

4

2

6

14.00

13.00

7.

4

3

7

15.00

13.30

8.

4

4

8

16.00

14.00

9.

5

2 (1-пилот)

7

14.00

12.30

10.

5

3

8

15.00

13.00

11.

5

4 (2-пилота)

9

15.30

13.30

12.

5

5

10

16.00

14.00

13.

6

2 (1-пилот)

8

14.00

12.30

14.

6

3

9

14.30

13.00

15.

6

4 (2-пилота)

10

15.00

13.30

16.

6

5

11

15.30

14.00

17.

6

6

12

16.00

15.00

Приложение N 5

к Особенностям режима рабочего времени

и времени отдыха специалистов авиационного

персонала гражданской авиации, труд

которых непосредственно связан с движением

гражданских воздушных судов, утвержденным

приказом Минтранса России

от 10 ноября 2025 г. N 381

МИНИМАЛЬНАЯ ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ

ЕЖЕДНЕВНОГО ВРЕМЕНИ ОТДЫХА ЧЛЕНОВ ЭКИПАЖА

Продолжительность завершенной полетной смены (час)

В базовом аэропорту (час)

Во внебазовом аэропорту (час)

До 12 часов (включительно)

Не менее 12

Не менее 10

До 14 часов (включительно)

Не менее 14

Не менее 12

Более 14 часов

Не менее 18

Не менее 16

Другие документы по теме
"Об установлении порядка подачи заявления о предоставлении разрешения на содержание и разведение охотничьих ресурсов в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания, перечня документов, представляемых одновременно с этим заявлением, порядка принятия решения о предоставлении такого разрешения или об отказе в его предоставлении, порядка аннулирования такого разрешения, порядка ведения государственного реестра разрешений на содержание и разведение охотничьих ресурсов в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания" (Зарегистрировано в Минюсте России 27.11.2025 N 84306)
"О внесении изменений в Правила движения и стоянки судов в Московском бассейне внутренних водных путей Российской Федерации, утвержденные приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 5 апреля 2017 г. N 137" (Зарегистрировано в Минюсте России 28.11.2025 N 84361)
"Об утверждении порядка предоставления информации об объекте государственного учета жилищного фонда, содержащейся в электронном паспорте многоквартирного дома или электронном паспорте жилого дома, в том числе порядка и способов направления запросов о предоставлении такой информации, формы и формата предоставления такой информации по запросам пользователей такой информации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства" (Зарегистрировано в Минюсте России 28.11.2025 N 84378)
"Об утверждении Правил движения и стоянки судов в Енисейском бассейне внутренних водных путей Российской Федерации" (Зарегистрировано в Минюсте России 26.11.2025 N 84267)
Ошибка на сайте