Приказ Минтранса России от 23.10.2023 N 349
МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 23 октября 2023 г. N 349
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ
ОБ ОРГАНИЗАЦИИ И ВЕДЕНИИ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ В МИНИСТЕРСТВЕ
ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В соответствии с абзацем вторым статьи 7 Федерального закона от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ "О гражданской обороне", абзацем вторым пункта 4 Положения о гражданской обороне в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2007 г. N 804, подпунктом 5.8(1) пункта 5 Положения о Министерстве транспорта Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 395, приказываю:
Утвердить прилагаемое Положение об организации и ведении гражданской обороны в Министерстве транспорта Российской Федерации.
Министр
В.Г.САВЕЛЬЕВ
Утверждено
приказом Минтранса России
от 23.10.2023 N 349
ПОЛОЖЕНИЕ
ОБ ОРГАНИЗАЦИИ И ВЕДЕНИИ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ В МИНИСТЕРСТВЕ
ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
I. Общие положения
1. Положение об организации и ведении гражданской обороны в Министерстве транспорта Российской Федерации (далее - Положение) определяет основы организации гражданской обороны, порядок подготовки к ведению и ведения гражданской обороны, а также основные мероприятия по гражданской обороне и порядок их обеспечения в центральном аппарате Министерства транспорта Российской Федерации (далее - Министерство).
2. Мероприятия по гражданской обороне в Министерстве организовываются в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, а также Положением.
3. Подготовка к ведению гражданской обороны заключается в заблаговременном выполнении мероприятий по подготовке к защите федеральных государственных гражданских служащих (далее - служащие) и работников Министерства, а также материальных и культурных ценностей, находящихся в распоряжении Министерства (далее - материальные и культурные ценности), от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.
4. Ведение гражданской обороны заключается в выполнении мероприятий по защите служащих и работников Министерства, а также материальных и культурных ценностей, находящихся в распоряжении Министерства, от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.
5. Ведение гражданской обороны в Министерстве начинается с момента введения в действие Президентом Российской Федерации Плана гражданской обороны и защиты населения Российской Федерации в соответствии с пунктом 3 статьи 4 Федерального закона от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ "О гражданской обороне" (далее - Федеральный закон N 28-ФЗ).
6. Ведение гражданской обороны в Министерстве осуществляется на основе плана гражданской обороны Министерства, разрабатываемого в соответствии с приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 27 марта 2020 г. N 216ДСП (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 30 апреля 2020 г., регистрационный N 58257; далее - приказ МЧС России N 216ДСП).
II. Организация управления гражданской обороной
7. Общее руководство гражданской обороной в Министерстве осуществляет Министр транспорта Российской Федерации (далее - Министр) или лицо, исполняющее его обязанности.
8. Управление гражданской обороной Министерства, контроль за ее состоянием и готовностью осуществляет заместитель Министра, курирующий вопросы гражданской обороны.
9. Органом управления гражданской обороны является структурное подразделение Министерства, которое уполномочено на решение задач в области гражданской обороны и осуществляет планирование мероприятий по гражданской обороне и организацию их выполнения, организацию подготовки необходимых сил и средств, контроль за состоянием и готовностью гражданской обороны и выполнением мероприятий по гражданской обороне в Министерстве.
10. Для организации взаимодействия и проведения мероприятий по гражданской обороне в структурных подразделениях Министерства назначаются должностные лица, ответственные за взаимодействие по вопросам гражданской обороны.
11. Для выполнения мероприятий по гражданской обороне создаются:
а) служба ответственных дежурных Министерства (далее - дежурная служба Министерства);
б) группа контроля за выполнением мероприятий по гражданской обороне Министерства (далее - группа контроля Министерства);
в) эвакуационная комиссия Министерства;
г) комиссия по повышению устойчивости функционирования Министерства.
12. Дежурная служба Министерства осуществляет доведение до руководства Министерства и контроль за получением следующих сигналов оповещения:
а) о внезапном нападении противника;
б) о введении в действие Президентом Российской Федерации Плана гражданской обороны и защиты населения Российской Федерации на всей территории Российской Федерации или в ее отдельных местностях в полном объеме или частично;
в) о начале выполнения мероприятий по гражданской обороне и других сигналов гражданской обороны.
13. Группа контроля Министерства осуществляет:
а) сбор докладов о результатах доведения сигналов оповещения до структурных подразделений Министерства и контролирует выполнение мероприятий по гражданской обороне в Министерстве;
б) организацию обмена информацией в Министерстве в соответствии с приказом МЧС России N 216ДСП;
в) информационное обеспечение Министра и заместителей Министра о складывающейся и сложившейся обстановке в области гражданской обороны;
г) взаимодействие с федеральными органами исполнительной власти.
14. Эвакуационная комиссия Министерства создается в мирное время и осуществляет планирование, подготовку и проведение эвакуационных мероприятий в Министерстве.
Деятельность эвакуационной комиссии Министерства регламентируется положением о ней, а ее членов - их должностными обязанностями.
15. Комиссия по повышению устойчивости функционирования Министерства создается для организации работы в мирное и военное время в целях решения задач, связанных с обеспечением устойчивости функционирования Министерства и выживания служащих и работников Министерства при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.
16. Организация взаимодействия Министерства с Главным управлением "Национальный центр управления в кризисных ситуациях" Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий осуществляется путем заключения соответствующих соглашения и регламента в соответствии с подпунктом "б" пункта 6 Правил обеспечения на федеральном уровне Национальным центром управления в кризисных ситуациях координации деятельности органов повседневного управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и органов управления гражданской обороной, организации информационного взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2016 г. N 1272.
III. Основные задачи, функции и полномочия в области
гражданской обороны
17. Основными задачами в области гражданской обороны Министерства являются:
а) подготовка служащих и работников Министерства в области гражданской обороны;
б) оповещение служащих и работников Министерства об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;
в) эвакуация служащих и работников Министерства, материальных и культурных ценностей в безопасные районы;
г) предоставление служащим и работникам Министерства средств индивидуальной и коллективной защиты;
д) проведение мероприятий по световой маскировке и другим видам маскировки;
е) проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ в случае возникновения опасностей для служащих и работников Министерства при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;
ж) первоочередное жизнеобеспечение служащих и работников Министерства, пострадавших при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;
з) борьба с пожарами на объектах (территориях) Министерства, возникшими при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов;
и) обнаружение и обозначение объектов (территорий) Министерства, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому или иному заражению;
к) санитарная обработка служащих и работников Министерства, обеззараживание зданий и сооружений, специальная обработка техники и территорий Министерства;
л) восстановление и поддержание порядка на объектах (территориях) Министерства, пострадавших при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;
м) срочное восстановление функционирования необходимых коммунальных служб Министерства в военное время;
н) срочное захоронение трупов служащих и работников Министерства в военное время;
о) обеспечение устойчивости функционирования объектов Министерства, необходимых для выживания служащих и работников Министерства при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;
п) обеспечение постоянной готовности сил и средств гражданской обороны Министерства.
18. Министерство в пределах своих полномочий в области гражданской обороны осуществляет следующие функции и полномочия:
а) принимает нормативные правовые акты в области гражданской обороны, доводит их требования до служащих и работников Министерства и контролирует их выполнение в соответствии с абзацем вторым статьи 7 Федерального закона N 28-ФЗ;
б) разрабатывает и реализовывает план гражданской обороны Министерства;
в) организует проведение мероприятий по гражданской обороне в Министерстве;
г) создает и поддерживает в постоянной готовности к использованию по предназначению запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств;
д) создает и поддерживает в состоянии постоянной готовности пункт управления, системы связи и оповещения служащих и работников Министерства об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов.
IV. Основные мероприятия по гражданской обороне
19. К основным мероприятиям по гражданской обороне, осуществляемым в целях решения задачи, связанной с подготовкой служащих и работников Министерства в области гражданской обороны, относятся:
а) организация, планирование и осуществление подготовки, повышения квалификации или курсового обучения в области гражданской обороны;
б) разработка и реализация программ проведения вводного инструктажа по гражданской обороне;
в) планирование и проведение учений и тренировок по гражданской обороне;
г) осуществление организационно-методического руководства и контроля за подготовкой служащих и работников Министерства, уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны;
д) создание и поддержание в рабочем состоянии учебной материально-технической базы в области гражданской обороны для подготовки служащих и работников Министерства.
20. К основным мероприятиям по гражданской обороне, осуществляемым в целях решения задачи, связанной с оповещением служащих и работников Министерства об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, относятся:
а) создание и поддержание в состоянии постоянной готовности системы оповещения, осуществление ее модернизации на базе технических средств нового поколения;
б) установка специализированных технических средств оповещения и информирования в зданиях Министерства;
в) сбор и обмен информацией в области гражданской обороны.
21. К основным мероприятиям по гражданской обороне, осуществляемым в целях решения задачи, связанной с эвакуацией служащих и работников Министерства, материальных и культурных ценностей в безопасные районы, относятся:
а) организация планирования, подготовки и проведения эвакуационных мероприятий в безопасные районы;
б) создание в соответствии с пунктом 10 Положения эвакуационной комиссии, организация ее деятельности, подготовка служащих и работников Министерства, входящих в ее состав;
в) подготовка безопасных районов для размещения служащих и работников Министерства, материальных и культурных ценностей, подлежащих эвакуации;
г) разработка, согласование с органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления плана эвакуации и размещения служащих и работников Министерства в безопасных районах.
22. К основным мероприятиям по гражданской обороне, осуществляемым в целях решения задачи, связанной с предоставлением служащим и работникам Министерства средств индивидуальной и коллективной защиты, относятся:
а) сохранение, поддержание в постоянной готовности к использованию по предназначению и техническое обслуживание защитных сооружений гражданской обороны и их технических систем;
б) приспособление заглубленных помещений, других сооружений подземного пространства на объектах (территориях) Министерства, а также метрополитена для укрытия служащих и работников Министерства;
в) накопление, хранение, освежение и использование по предназначению средств индивидуальной защиты для обеспечения служащих и работников Министерства;
г) обеспечение выдачи средств индивидуальной защиты и предоставления средств коллективной защиты в установленные сроки;
д) обеспечение укрытия служащих и работников Министерства в защитных сооружениях гражданской обороны, в заглубленных помещениях и других сооружениях подземного пространства, в том числе в метрополитене.
23. К основным мероприятиям по гражданской обороне, осуществляемым в целях решения задачи, связанной со световой маскировкой и другими видами маскировки, относятся:
а) определение перечня объектов, зданий и сооружений, подлежащих световой маскировке;
б) разработка планов осуществления комплексной маскировки объектов, зданий, сооружений, являющихся вероятными целями при использовании современных средств поражения;
в) создание и поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению запасов материально-технических средств, необходимых для проведения мероприятий по световой маскировке и других видов маскировки;
г) проведение инженерно-технических мероприятий по уменьшению демаскирующих признаков.
24. К основным мероприятиям по гражданской обороне, осуществляемым в целях решения задачи, связанной с проведением аварийно-спасательных и других неотложных работ в случае возникновения опасностей для служащих и работников Министерства при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, относятся:
а) организация взаимодействия с Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и другими федеральными органами исполнительной власти, их территориальными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления при организации и проведении спасательных и других неотложных работ;
б) создание и поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств для всестороннего обеспечения аварийно-спасательных работ.
25. К основным мероприятиям по гражданской обороне, осуществляемым в целях решения задачи, связанной с первоочередным жизнеобеспечением служащих и работников Министерства, пострадавших при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, относятся:
а) планирование и организация основных видов жизнеобеспечения служащих и работников Министерства;
б) создание и поддержание в постоянной готовности к использованию по предназначению запасов материально-технических, медицинских и иных средств;
в) проведение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий среди служащих и работников Министерства, пострадавших при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;
г) организация оказания первой помощи пострадавшим служащим и работникам Министерства, организация их эвакуации (доставки) в учреждения здравоохранения;
д) определение численности служащих и работников Министерства, оставшихся без жилья, и организация их размещения в сохранившихся зданиях и сооружениях, а также в служебных помещениях;
е) организация информационной поддержки служащих и работников Министерства.
26. Основным мероприятием по гражданской обороне, осуществляемым в целях решения задачи, связанной с борьбой с пожарами на объектах (территориях) Министерства, возникшими при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, является организация взаимодействия с подразделениями Государственной противопожарной службы при тушении пожаров на объектах (территориях) Министерства.
27. Основным мероприятием по гражданской обороне, осуществляемым в целях решения задачи, связанной с обнаружением и обозначением объектов (территорий) Министерства, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому или иному заражению, является введение режима радиационной защиты на объектах (территориях) Министерства, подвергшихся радиоактивному заражению (загрязнению).
28. К основным мероприятиям по гражданской обороне, осуществляемым в целях решения задачи, связанной с санитарной обработкой служащих и работников Министерства, обеззараживанием зданий и сооружений, специальной обработкой техники и территорий Министерства, относятся:
а) заблаговременное создание запасов дезактивирующих, дегазирующих и дезинфицирующих веществ и растворов;
б) организация проведения мероприятий по санитарной обработке служащих и работников, обеззараживанию зданий и сооружений, специальной обработке техники и территорий.
29. К основным мероприятиям по гражданской обороне, осуществляемым в целях решения задачи, связанной с восстановлением и поддержанием порядка на объектах (территориях) Министерства, пострадавших при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, относятся:
а) создание групп охраны общественного порядка, их оснащение материально-техническими средствами и подготовка в области гражданской обороны;
б) осуществление пропускного режима на объектах Министерства, поддержание порядка на них и на маршрутах эвакуации служащих и работников Министерства;
в) принятие мер по охране имущества, оставшегося без присмотра.
30. К основным мероприятиям по гражданской обороне, осуществляемым в целях решения задачи, связанной со срочным восстановлением функционирования необходимых коммунальных служб Министерства в военное время, относятся:
а) организация взаимодействия с органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления по вопросам проведения аварийно-восстановительных ремонтных работ на объектах коммунального хозяйства;
б) организация доставки питьевой воды для обеспечения служащих и работников Министерства;
в) создание запасов мобильных резервных и автономных источников энергии.
31. Основным мероприятием по гражданской обороне, осуществляемым в целях решения задачи, связанной со срочным захоронением трупов служащих и работников Министерства в военное время, является организация взаимодействия с органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления по осуществлению опознания, учета и захоронения трупов служащих и работников Министерства, погибших при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов.
32. К основным мероприятиям по гражданской обороне, осуществляемым в целях решения задачи, связанной с обеспечением устойчивости функционирования объектов Министерства, необходимых для выживания служащих и работников Министерства при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, относятся:
а) создание в соответствии с пунктом 10 Положения комиссии по повышению устойчивости функционирования Министерства и организация ее деятельности;
б) проведение мероприятий, направленных на повышение надежности функционирования систем энергоснабжения, водоснабжения и канализации объектов Министерства, проводной и мобильной телефонной связи;
в) планирование, подготовка и проведение аварийно-спасательных, аварийно-восстановительных и других неотложных работ на объектах Министерства, продолжающих работу в военное время.
33. К основным мероприятиям по гражданской обороне, осуществляемым в целях решения задачи, связанной с обеспечением постоянной готовности сил и средств гражданской обороны Министерства, относятся:
а) организация создания и оснащения современными техническими средствами сил гражданской обороны;
б) организация подготовки сил гражданской обороны, проведение учений и тренировок по гражданской обороне;
в) определение порядка взаимодействия и привлечения сил и средств гражданской обороны, а также всестороннее обеспечение их действий.
V. Заключительные положения
34. Планирование и финансирование выполнения мероприятий по гражданской обороне в Министерстве в соответствии с пунктом 1 статьи 18 Федерального закона N 28-ФЗ осуществляются за счет средств федерального бюджета.
35. Внутренний (ведомственный) контроль за выполнением требований нормативных правовых актов в области гражданской обороны осуществляет структурное подразделение Министерства, уполномоченное на решение задач в области гражданской обороны.