Приказ Минтранса России от 24.09.2025 N 300
МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 24 сентября 2025 г. N 300
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ПОСТАНОВЛЕНИЙ
В МОРСКОМ ПОРТУ ВЫБОРГ
В соответствии с частью 2 статьи 14 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 261-ФЗ "О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и абзацем первым пункта 1 Положения о Министерстве транспорта Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 395, приказываю:
1. Утвердить прилагаемые Обязательные постановления в морском порту Выборг.
2. Признать утратившими силу:
приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 13 декабря 2012 г. N 432 "Об утверждении Обязательных постановлений в морском порту Выборг" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 17 января 2013 г., регистрационный N 26571);
приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 16 марта 2023 г. N 82 "О внесении изменений в приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 13 декабря 2012 г. N 432 "Об утверждении Обязательных постановлений в морском порту Выборг" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 13 апреля 2023 г., регистрационный N 73006).
3. Настоящий приказ вступает в силу с 1 марта 2026 г. и действует до 1 марта 2032 г.
Министр
А.С.НИКИТИН
Утверждены
приказом Минтранса России
от 24 сентября 2025 г. N 300
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ПОСТАНОВЛЕНИЯ В МОРСКОМ ПОРТУ ВЫБОРГ
I. Общие положения
1. Обязательные постановления в морскому порту Выборг (далее - Обязательные постановления) содержат:
описание морского порта Выборг (далее - морской порт);
правила захода судов в морской порт и выхода судов из морского порта, в том числе меры обеспечения безопасности мореплавания для захода судов в морской порт, выхода судов из морского порта, а также особенности регулирования захода автономных судов в морской порт и выхода автономных судов из морского порта;
правила плавания судов в акватории морского порта и на подходах к нему с учетом особенностей плавания автономных судов в акватории морского порта;
описание зоны действия системы управления движением судов (далее - СУДС) и правила плавания судов в этих зонах, правила взаимодействия радиолокационных СУДС с автономными судами;
правила стоянки судов в морском порту и указание мест их стоянки;
правила обеспечения экологической безопасности, включающие установление видов отходов с судов, подлежащих сбору в морском порту, правила обеспечения соблюдения карантина в морском порту;
правила пользования специальными средствами связи на территории морского порта;
сведения о границах территории морского порта;
сведения о подходах к морскому порту;
сведения о границах морских районов А1 и А2 Глобальной морской системы связи при бедствии и для обеспечения безопасности <1> (далее - ГМССБ);
--------------------------------
<1> Постановление Правительства Российской Федерации от 3 июля 1997 г. N 813 "О создании и функционировании Глобальной морской системы связи при бедствии и для обеспечения безопасности".
сведения о технических возможностях морского порта в части приема судов;
сведения о периоде навигации;
сведения о районах обязательной и необязательной лоцманской проводки судов;
сведения о глубинах акватории морского порта и подходов к нему;
сведения о переработке опасных грузов;
сведения об организации плавания судов во льдах в морском порту и на подходах к нему;
сведения о передаче информации капитанами судов, находящихся в морском порту, при возникновении угрозы актов незаконного вмешательства в морском порту;
сведения о передаче навигационной и гидрометеорологической информации капитанам судов, находящихся в морском порту.
2. Обязательные постановления подлежат исполнению экипажами судов независимо от их флага и прав на них, а также юридическими лицами и физическими лицами, в том числе индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность в морском порту и на подходах к нему.
3. Плавание судов в морском порту и на подходах к нему, стоянка судов в акватории морского порта осуществляются в соответствии с Общими правилами плавания и стоянки судов в морских портах Российской Федерации и на подходах к ним, утвержденными приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 12 ноября 2021 г. N 395 <2> (далее - Общие правила), и Обязательными постановлениями.
--------------------------------
<2> Зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 1 июня 2022 г., регистрационный N 68677; с изменениями, внесенными приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 4 декабря 2023 г. N 396 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 11 марта 2024 г., регистрационный N 77468). В соответствии с пунктом 3 приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 12 ноября 2021 г. N 395 данный акт действует до 1 сентября 2028 г.
II. Описание морского порта
4. Морской порт расположен в Выборгском заливе Балтийского моря.
Внутренняя акватория морского порта включает участок акватории морского порта, расположенный к юго-западу от кордонов причалов NN 1 - 13 до Выборгского морского канала.
Пролив Гвардейский отделяет остров Гвардейский (с координатами 60°44,00' северной широты и 028°42,00' восточной долготы) от материковой части. Гвардейский пролив пересекают автодорожный и железнодорожный мосты.
Шлюз Брусничное (первый шлюз Сайменского канала) с координатами 60°48,31' северной широты и 028°44,23' восточной долготы расположен в заливе Новинский и соединяет Сайменский фарватер и Сайменский канал.
5. Границы морского порта установлены распоряжением Правительства Российской Федерации от 14 ноября 2009 г. N 1723-р.
Подходы к морскому порту отсутствуют.
6. Климатические, гидрологические и метеорологические особенности морского порта:
уровень воды подвержен колебаниям сгонно-нагонного характера;
высота волны достигает 2,5 метров при ветрах южного, юго-западного направлений;
толщина ледяного покрова достигает 70 - 90 сантиметров.
7. Навигация в морском порту осуществляется круглогодично.
Морской порт осуществляет работу круглосуточно, имеет грузо-пассажирский постоянный многосторонний пункт пропуска через государственную границу Российской Федерации <3>.
--------------------------------
<3> Пункт 316 перечня пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2017 г. N 2665-р.
8. Морской порт является местом убежища для судов в штормовую погоду.
9. В морском порту осуществляется оказание услуг по обслуживанию судов <4>, в том числе для пополнения запасов судов продовольствием, топливом, пресной водой, приема судовых отходов, а также проведения ремонта судов (сведения о технических возможностях морского порта в части приема судов приведены в приложении N 1 к Обязательным постановлениям).
--------------------------------
<4> Часть 1 статьи 17 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 261-ФЗ "О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 261-ФЗ).
10. В морском порту осуществляется буксирное обеспечение швартовных операций судов (сведения о минимальном количестве и минимальной мощности буксиров для швартовных операций судов в морском порту приведены в приложении N 2 к Обязательным постановлениям).
III. Правила захода судов в морской порт и выхода судов
из морского порта, в том числе меры обеспечения безопасности
мореплавания для захода судов в морской порт, выхода судов
из морского порта, а также особенности регулирования захода
автономных судов в морской порт и выхода автономных судов
из морского порта
11. Информация о заходе судна в морской порт и выходе судна из морского порта <5> передается капитану морского порта в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет") по адресу: www.portcall.marinet.ru.
--------------------------------
<5> Пункт 3 статьи 13 Федерального закона N 261-ФЗ. Пункты 43 и 45 Общих правил.
Оформление прихода судов в морской порт и выхода судов из морского порта осуществляется круглосуточно.
12. Заход автономных судов в морской порт и выход автономных судов из морского порта осуществляются в соответствии с настоящей главой и главой VI.1 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации (далее - КТМ).
Капитаны автономных судов для захода в морской порт и выхода из морского порта должны осуществлять постановку судов на якорную стоянку N 18Е в точку, указанную СУДС морского порта, для посадки (высадки) лоцмана (для полностью автономного судна - лоцмана и внешнего капитана автономного судна, имеющего квалификационное свидетельство внешнего капитана автономного судна, и специалиста по управлению автономным судном, имеющего квалификационное свидетельство специалиста по управлению автономным судном <6>).
--------------------------------
<6> Статья 106.5 КТМ.
13. При уровне воды равном нулю Кронштадтского футштока допускаются заход в морской порт и выход из морского порта:
грузовых и пассажирских судов длиной до 135 метров и с осадкой до 6,5 метра;
грузовых судов длиной от 135 метров до 142 метров и с осадкой до 5 метров, оборудованных двумя винторулевыми колонками в кормовой части судна и подруливающим устройством в носовой части судна;
пассажирских судов длиной от 135 метров до 141,15 метров и с осадкой до 3 метров, оборудованных двумя винторулевыми колонками в кормовой части судна и подруливающим устройством в носовой части судна в светлое и сумеречное время суток.
14. В морском порту капитаны судов должны соблюдать следующие меры обеспечения безопасности мореплавания для захода судов в морской порт, выхода судов из морского порта:
при заходе судов в морской порт, выходе судов из морского порта капитаны судов должны соблюдать требования, предусмотренные международными договорами и законодательством Российской Федерации в области охраны человеческой жизни на море, безопасности мореплавания и защиты окружающей среды от загрязнения с судов <7>;
--------------------------------
<7> Пункт 2 Общих правил.
при заходе судов в морской порт, выходе судов из морского порта капитаны судов должны следовать с безопасной скоростью с тем, чтобы они могли предпринять надлежащее и эффективное действие для предупреждения столкновения <8>, используя главные двигатели или отдачу якоря.
--------------------------------
<8> Правило 6 Международных правил предупреждения столкновений судов в море 1972 г. Являются обязательными для Российской Федерации в соответствии с Конвенцией о Международных правилах предупреждения столкновения судов в море от 20 октября 1972 г. Конвенция вступила в силу для Союза Советских Социалистических Республик 15 июля 1977 г.
IV. Правила плавания судов в акватории морского порта
и на подходах к нему с учетом особенностей плавания
автономных судов в акватории морского порта
15. В морском порту действует разрешительный порядок движения и стоянки судов в соответствии с суточным графиком расстановки и движения судов в морском порту (далее - суточный график).
Суточный график утверждается капитаном морского порта ежедневно в 15:00 по местному времени на основании информации о заходе судна, передаваемой в соответствии с пунктом 11 Обязательных постановлений, и размещается в сети "Интернет" по адресу: www.pasp.ru.
16. Плавание автономных судов осуществляется в соответствии с настоящей главой и главой VI.1 КТМ.
Плавание автономных судов в акватории морского порта допускается только при наличии на борту лоцмана <9> (для полностью автономных судов - лоцмана и внешнего капитана автономного судна, имеющего квалификационное свидетельство внешнего капитана автономного судна, и специалиста по управлению автономным судном, имеющего квалификационное свидетельство специалиста по управлению автономным судном).
--------------------------------
<9> Пункт 1 статьи 90 КТМ.
17. По Сайменскому фарватеру допускается движение судов длиной до 82,5 метров, шириной до 12,6 метров, с максимальным надводным габаритом не более 24,5 метров и с осадкой не более 4,35 метров при уровне воды не более - 45 сантиметров при уровне воды равном нулю Кронштадтского футштока.
18. Скорость движения судов в акватории морского порта не должна превышать:
на Выборгском морском канале - 8 узлов;
во Внутренней акватории морского порта - 5 узлов;
на Сайменском фарватере - 6 узлов;
на участке от светящих знаков NN 13 и 14 до светящего знака N 28 - 4,5 узла (сведения о светящихся знаках и буях ограждения фарватеров морского порта приведены в приложении N 3 к Обязательным постановлениям).
19. В морском порту установлено двухстороннее движение судов, за исключением следующих участков акватории морского порта, на которых установлено одностороннее движение судов:
Внутренняя акватория морского порта;
участок от Светящего буя западного Пинкели до светящего буя левой стороны Итяпалу;
участок от светящего знака N 10 до светящего знака N 28.
20. На участках морского порта с односторонним движением:
суда, входящие в морской порт по Выборгскому морскому каналу, должны уступать дорогу судам, выходящим из морского порта;
суда, следующие от шлюза Брусничное по Сайменскому фарватеру в южном направлении, должны уступать дорогу судам, следующим в Сайменский канал;
суда, уступающие дорогу другим судам, должны находиться на расстоянии не менее 5 кабельтовых от границ участков морского порта с односторонним движением.
21. При скорости ветра более 10 метров в секунду в морском порту не допускается движение пассажирских судов длиной более 135 метров на участке от светящего буя западного Пинкели до светящего буя левой стороны Итяпалу.
22. При скорости ветра более 12 метров в секунду в морском порту не допускается движение:
пассажирских судов длиной более 135 метров;
грузовых судов длиной более 135 метров без буксирного сопровождения.
23. При скорости ветра более 15 метров в секунду в морском порту не допускается движение:
судов длиной более 105 метров;
судов при перешвартовке и перетяжке судов.
24. При скорости ветра более 18 метров в секунду или видимости не более 10 кабельтовых в морском порту не допускается движение судов, за исключением судов, задействованных для проведения аварийно-спасательных работ и обеспечения безопасной стоянки судов.
25. Разворот судов должен осуществляться на:
Выборгском морском канале - от светящего буя левой стороны Итяпалу до светящего знака Дубовый;
Сайменском фарватере в проливе Гвардейский - между автодорожным и железнодорожным мостами.
26. На фарватерах и каналах акватории морского порта, сведения о которых приведены в приложении N 4 к Обязательным постановлениям, обгон судов допускается с согласия капитана обгоняемого судна вдоль левого борта обгоняемого судна в соответствии с рекомендациями СУДС морского порта, за исключением участков акватории морского порта, на которых установлено одностороннее движение судов.
27. Главный фарватер морского порта расположен в Выборгском морском канале. Пересекающие главный фарватер и примыкающие к нему каналы, фарватеры и участки акватории морского порта являются боковыми по отношению к главному фарватеру.
28. Выход на ходовые испытания и возвращение с ходовых испытаний судов, построенных либо завершивших ремонт на предприятии судостроительной промышленности (Выборгском судостроительном заводе), должны осуществляться в светлое время суток.
29. К району обязательной лоцманской проводки судов в морском порту относится акватория морского порта, смежная с районом обязательной лоцманской проводки морского порта Высоцк.
Лоцманская проводка судов, следующих в морской порт или из морского порта, или транзитом через акваторию морского порта, должна осуществляться без смены лоцмана на границе морского порта, смежной с границей морского порта Высоцк.
Районы необязательной лоцманской проводки судов в морском порту отсутствуют.
30. Посадка лоцманов на судно и высадка лоцманов с судна должны осуществляться:
на причалах и якорных стоянках морского порта;
у светящего буя осевого Лоцманский в точке с координатами 60°34,08' северной широты и 028°23,87' восточной долготы - при следовании судна с юга;
у светящего буя осевого Лоцманский в точке с координатами 60°34,20' северной широты и 028°23,60' восточной долготы - при следовании судна из морского порта на юг;
на причале шлюза Брусничное - при следовании судна в морской порт из Сайменского канала и из морского порта в Сайменский канал.
31. Капитан судна должен передавать капитану морского порта информацию о необходимости лоцманской проводки судна в соответствии с пунктом 11 Обязательных постановлений и подтверждать указанную информацию за 4 часа до предполагаемого времени начала лоцманской проводки судна с использованием каналов связи очень высокой частоты (далее - ОВЧ), используемых в морском порту, сведения о которых приведены в приложении N 5 к Обязательным постановлениям.
32. От обязательной лоцманской проводки судов в морском порту освобождаются <10>:
--------------------------------
<10> Пункт 2 статьи 90 КТМ.
маломерные суда;
спортивные парусные и прогулочные суда;
суда, осуществляющие прибрежное рыболовство;
ледоколы;
дноуглубительные суда, плавающие под Государственным флагом Российской Федерации при проведении дноуглубительных работ;
спасательные суда при осуществлении спасательных операций;
суда, осуществляющие операции по обслуживанию и снабжению судов, находящихся в акватории морского порта, объектов инфраструктуры морского порта (далее - суда портового флота), валовой вместимостью менее 500.
33. Движение спортивных парусных судов, оборудованных механическим двигателем, в акватории морского порта разрешается только с использованием механического двигателя.
34. Капитанам спортивных парусных и прогулочных судов, маломерных судов, за исключением судов портового флота, в морском порту запрещаются:
подход к судам, стоящим на якоре или у причалов морского порта;
подход к причалам грузовых и пассажирских терминалов морского порта;
плавание при скорости ветра более 15 метров в секунду;
плавание в районах якорных стоянок;
швартовка судов к плавучим и стационарным средствам навигационного оборудования и постановка судов на якорь вблизи них <11>;
--------------------------------
<11> Пункт 110 Общих правил.
постановка судов на якорь на фарватерах и каналах морского порта или вблизи них.
V. Описание зоны действия системы управления движением судов
и правила плавания судов в этих зонах, правила
взаимодействия радиолокационных систем управления движением
судов с автономными судами
35. Акватория восточной части Финского залива, ограниченная меридианом 26°30,00' и 29°12,30' восточной долготы, в пределах территориального моря Российской Федерации входит в зону действия СУДС Санкт-Петербург.
Пути движения судов в пределах двухмильной полосы по обе стороны от осей путей движения судов до границ районов действия СУДС морских портов Приморск, Высоцк, Усть-Луга, а также якорные стоянки NN 10, 16, 18Е, 18Ж, расположенные во внутренних морских водах Российской Федерации в восточной части Финского залива, входят в зону действия СУДС Санкт-Петербург.
Акватория морского порта входит в зону действия СУДС Высоцк.
36. Связь с СУДС Санкт-Петербург в восточной части Финского залива осуществляется круглосуточно:
на 74 канале связи ОВЧ - от меридиана 26°30,00' восточной долготы до меридиана 28°00,00' восточной долготы (позывной "Петербург-трафик");
на 10 канале связи ОВЧ - от меридиана 28°00,00' восточной долготы до меридиана 29°12,30' восточной долготы (позывной "Петербург-трафик").
37. Регулирование движения судов осуществляется СУДС морского порта с использованием автоматической идентификационной системы <12>:
--------------------------------
<12> Подпункт 8 пункта 82 Морской доктрины Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 31 июля 2022 г. N 512.
на участке Выборгского морского канала от светящего буя западного Пинкели до светящего буя левой стороны Итяпалу;
на Сайменском фарватере от точки с координатами 60°43,77' северной широты и 028°40,66' восточной долготы (остров Гвардейский) до шлюза Брусничное.
38. Капитаны судов, находящихся в зоне действия СУДС морского порта, должны нести постоянную радиовахту на 9 и 12 каналах связи ОВЧ, а также по указанию СУДС морского порта на 73 или 75 каналах связи ОВЧ (позывной "Высоцк-Трафик").
39. Капитан судна должен запросить на 9 канале связи ОВЧ разрешение СУДС морского порта на начало движения судна за 20 минут до предполагаемого времени начала движения (позывной "Высоцк-Трафик").
В случае если капитан судна, получивший разрешение СУДС морского порта на начало движения судна, не начал движение в течение 20 минут после предполагаемого времени начала движения, капитан судна должен повторно запросить разрешение СУДС морского порта на начало движения.
40. Капитан судна должен сообщить СУДС морского порта на 9 рабочем канале связи ОВЧ о:
начале и об окончании лоцманской проводки;
начале движения судна при снятии его с якоря, об отходе судна от причалов морского порта;
постановке судна на якорь, швартовке судна к причалу морского порта;
начале движения судна по Сайменскому фарватеру к шлюзу Брусничное или от шлюза Брусничное к Сайменскому фарватеру;
проходе на траверзе судна светящего буя западного Пинкели и светящего буя левой стороны Итяпалу.
41. Информацию, предусмотренную пунктом 40, полученную от капитана судна, оператор СУДС морского порта должен сообщить капитану морского порта на 12 канале связи ОВЧ (позывной "Выборг-Радио-5").
42. Регулирование движения автономных судов в морском порту осуществляется в соответствии с настоящей главой и главой VI.1 КТМ.
VI. Правила стоянки судов в морском порту и указание мест
их стоянки
43. Проведение операций по постановке судов на якорь и снятию их с якоря (сведения о якорных стоянках в морском порту приведены в приложении N 6 к Обязательным постановлениям) регулируется СУДС морского порта в соответствии с суточным графиком.
Стоянка судов, следующих в морской порт, в Сайменский канал и (или) из Сайменского канала, должна осуществляться на якорных стоянках NN 19, 20, 18Е.
В случае если на якорных стоянках NN 19, 20, 18Е отсутствуют свободные места, стоянка судов, следующих в морской порт, в Сайменский канал и (или) из Сайменского канала, должна осуществляться на якорных стоянках NN 18, 18А, 18Б, 18В, 18Д акватории морского порта Высоцк.
44. Швартовка судна к причалу осуществляется швартовщиками, число которых определяется из расчета:
для судна валовой вместимостью до 500 - 1 швартовщик;
для судна валовой вместимостью от 501 до 3 000 - не менее 2 швартовщиков;
для судна валовой вместимостью более 3 000 - не менее 3 швартовщиков.
Руководитель швартовщиков должен установить радиосвязь с капитаном судна.
45. Суда с двумя гребными винтами, оборудованные подруливающим устройством, освобождаются от буксирного обеспечения при осуществлении швартовных операций.
46. Во время швартовки отдача якоря судами на расстоянии более 50 метров от кордона причала морского порта не допускается.
По окончании швартовки капитанам судов запрещается оставлять отданный якорь на расстоянии более 20 метров от кордона причала морского порта.
47. Постановка судов в два корпуса и более допускается в случае, если общая ширина судов не превышает 40 метров.
Постановка судов в два корпуса и более у причалов NN 7, 8, 9, 10 морского порта допускается, если общая ширина судов не превышает 50 метров.
48. При швартовке судов угол между диаметральной плоскостью судна и кордоном причала морского порта в момент касания судном причала морского порта не должен превышать 15 градусов.
49. Капитанам судов, стоящих у причалов морского порта, разрешается кратковременное проворачивание винтов судов на минимальных оборотах для проверки главных двигателей перед отходом судна от причала морского порта, а также при аварийных ситуациях для обеспечения безопасности судна, экипажа судна, сохранности гидротехнических сооружений и предотвращения загрязнения окружающей среды.
При проведении швартовных операций судов на расстоянии менее 15 метров от кордона причала морского порта капитанам судов допускается проворачивание винтов судов на оборотах малого и самого малого хода.
50. В морском порту не допускаются:
перестановка несамоходных судов во Внутренней акватории морского порта при скорости ветра более 10 метров в секунду;
перестановка судов с выведенными из эксплуатации судовыми энергетическими установками, рулевым или якорным устройствами при скорости ветра более 10 метров в секунду;
буксировка судов в балласте при скорости ветра более 10 метров в секунду;
буксировка плавкранов при скорости ветра более 10 метров в секунду;
перетяжка судов вдоль причалов морского порта на швартовых концах при скорости ветра более 12 метров в секунду;
перестановка самоходных плавкранов при скорости ветра более 15 метров в секунду.
51. Допускается перетяжка судна на расстояние не более 50 метров без буксирного и лоцманского обеспечения при готовности главных двигателей судна к работе.
52. Информация о причалах морского порта, на которых в соответствии с техническим паспортом гидротехнического сооружения <13> допускается бункеровка судов топливом с автомашины, доводится капитаном морского порта до сведения операторов морских терминалов ежегодно и при изменении таких сведений посредством направления уведомлений или размещения в сети "Интернет" по адресу: www.pasp.ru.
--------------------------------
<13> Абзац пятидесятый пункта 7 технического регламента о безопасности объектов морского транспорта, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации 29 августа 2025 г. N 1307. В соответствии с пунктом 5 постановления Правительства Российской Федерации 29 августа 2025 г. N 1307 данный акт действует до 28 февраля 2032 г.
VII. Правила обеспечения экологической безопасности,
включающие установление видов отходов с судов, подлежащих
сбору в морском порту, правила обеспечения соблюдения
карантина в морском порту
53. В морском порту осуществляется прием судовых отходов, предусмотренных требованиями приложений I, IV и V к Международной конвенции по предотвращению загрязнения с судов 1973 г. <14>.
--------------------------------
<14> Вступила в силу 2 октября 1983 г. для Союза Советских Социалистических Республик и является обязательной для Российской Федерации в соответствии с постановлением Совета Министров СССР от 30 сентября 1983 г. N 947 "О присоединении СССР к Протоколу 1978 года к Международной конвенции по предотвращению загрязнения с судов 1973 года".
Сдача судовых отходов осуществляется на специализированные суда или специализированный автотранспорт.
54. Допускается оставлять на борту судна пищевые отходы и нефтесодержащие воды в количестве не более 25% от объема накопительной емкости.
55. Сброс балластных вод с судна в морском порту допускается, если судно осуществляет управление балластными водами, которое отвечает стандарту качества балластных вод согласно правилу D-2 Международной конвенции о контроле судовых балластных вод и осадков и управлении ими 2004 г. <15>.
--------------------------------
<15> Является обязательной для Российской Федерации на основании постановления Правительства Российской Федерации от 28 марта 2012 г. N 256 "О присоединении Российской Федерации к Международной конвенции о контроле судовых балластных вод и осадков и управлении ими 2004 года". Конвенция вступила в силу для Российской Федерации 8 сентября 2017 г.
56. Противоэпидемиологические мероприятия в отношении судна, на котором выявлен больной с симптомами заболеваний, представляющих опасность для окружающих <16>, должны проводиться на якорной стоянке N 19.
--------------------------------
<16> Часть 2 статьи 43 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".
VIII. Правила пользования специальными средствами связи
на территории морского порта
57. Капитаны судов, в том числе автономных судов, находящихся в морском порту, должны нести постоянную радиовахту на 12 рабочем канале связи ОВЧ.
58. Связь с судами в акватории морского порта должна осуществляться с использованием радиосвязи морской подвижной службы или морской подвижной спутниковой службы, телефонной связи, электронной почты (далее - средства связи).
Сведения о дополнительных средствах связи для передачи информации доводятся до мореплавателей капитаном морского порта посредством размещения в сети "Интернет" по адресу: www.pasp.ru.
59. Ведение радиопереговоров, не связанных с обеспечением безопасности мореплавания, на 9, 10, 12, 13, 14, 16, 30, 67, 69, 73 и 74 каналах связи ОВЧ в морском порту не допускается.
IX. Сведения о границах морских районов А1 и А2
Глобальной морской системы связи при бедствии
и для обеспечения безопасности
60. Морской порт входит в зону действия морских районов А1 и А2 ГМССБ, информационно связанных с Морским спасательно-координационным центром Санкт-Петербург <17> (сведения о расписании передач радиоцентра ГМССБ приведены в приложении N 7 к Обязательным постановлениям).
--------------------------------
<17> Подпункт "а" пункта 4 Правил организации и проведения поиска и спасания, взаимодействия органов и служб единой системы авиационно-космического поиска и спасания в Российской Федерации, а также этих органов и служб с федеральными органами исполнительной власти и Государственной корпорацией по космической деятельности "Роскосмос", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 4 июля 2024 г. N 912.
61. Связь с судами в морском районе А1 ГМССБ обеспечивается работой базовой станции Высоцк с радиусом действия 25,6 морских миль в точке с координатами 60°35,00' северной широты и 28°33,00' восточной долготы.
62. Связь в морском районе А2 ГМССБ обеспечивается работой береговых станций Санкт-Петербург, Горки, расположенных на полуострове Каравалдайский, с радиусом действия 137 морских миль в точке с координатами 59°59,00' северной широты и 29°07,00' восточной долготы.
X. Сведения о технических возможностях морского порта
в части приема судов и о глубинах акватории морского порта
63. Морской порт принимает суда длиной до 142 метров, шириной до 25 метров и с осадкой до 6,5 метра.
64. Причалы NN 6 - 10 и 13 морского порта используются для проведения грузовых операций (в том числе для проведения грузовых операций с опасными грузами) в морском порту.
65. Посадка пассажиров на суда и высадка пассажиров с судов должны осуществляться на причалах NN 1 - 4 морского порта.
66. Сведения о фактических глубинах в акватории и у причалов морского порта, а также проходные осадки судов доводятся капитаном морского порта <18> до сведения мореплавателей ежегодно и при изменении таких сведений посредством размещения в сети "Интернет" по адресу: www.pasp.ru.
--------------------------------
<18> Пункт 61 Общих правил.
XI. Сведения о переработке опасных грузов
67. В морском порту допускается переработка опасных грузов 4, 5, 8 и 9 классов опасности Международной морской организации <19> (далее - ИМО).
--------------------------------
<19> Главы 2.4, 2.5, 2.8, 2.9 Международного кодекса морской перевозки опасных грузов 1965 г. Принят Резолюцией Ассамблеи Международной морской организации (ИМО) от 27 сентября 1965 г. N A.81(IV). Является обязательным для Российской Федерации в соответствии с Конвенцией о Международной морской организации от 6 марта 1948 г. Конвенция вступила в силу для Союза Советских Социалистических Республик 17 марта 1958 г.
68. В целях учета движения, перевалки и хранения опасных грузов в границах морского порта операторы морских терминалов по запросу капитана морского порта должны предоставлять капитану морского порта информацию о движении, перевалке и хранении опасных грузов.
Информация об опасных грузах должна направляться операторами морских терминалов капитану морского порта <20> в сети "Интернет" по адресу: www.pasp.ru или иным доступным способом (непосредственно капитану морского порта или используя средства связи).
--------------------------------
<20> Абзац девятый пункта 69 Общих правил.
69. Грузовые операции с опасными грузами должны производиться при постановке судна к причалу в один корпус.
70. До начала грузовых операций с нефтью и нефтепродуктами должны быть выставлены боновые заграждения, обеспечивающие локализацию возможных зон разлива нефти и нефтепродуктов.
В случае повреждения бонового заграждения грузовые операции с нефтью и нефтепродуктами должны быть прекращены.
71. Боновые заграждения не устанавливаются в период льдообразования в морском порту.
XII. Сведения об организации плавания судов во льдах
в морском порту и на подходах к нему
72. Сведения о начале и об окончании периода ледокольной проводки судов в акватории морского порта размещаются капитаном морского порта в сети "Интернет" по адресу: www.pasp.ru.
73. Для обеспечения ледокольной проводки судов в восточной части Финского залива создается штаб ледокольных проводок.
В зависимости от прогнозируемой ледовой обстановки в акватории морского порта капитан морского порта должен установить ограничения по режиму ледового плавания судов в акватории морского порта (далее - ограничения), сведения о которых приведены в приложении N 8 к Обязательным постановлениям, и местонахождение точки формирования каравана (далее - ТФК).
Уведомление об ограничениях и о местонахождении ТФК размещается в сети "Интернет" по адресу: www.pasp.ru не позднее чем за 14 суток до предполагаемой даты введения ограничений.
Ограничения не применяются к судну в случае представления капитаном судна (судовладельцем) либо его морским агентом копии свидетельства судна полярного плавания, предусмотренного разделом 1.3 главы 1 Международного кодекса для судов, эксплуатирующихся в полярных водах (Полярный кодекс) <21> (для судов, к которым применяется указанный Международный кодекс).
--------------------------------
<21> Принят Резолюцией Ассамблеи Международной морской организации от 21 ноября 2014 г. N MSC.385(94) "Международный кодекс для судов, эксплуатирующихся в полярных водах (Полярный кодекс)". Вступил в силу для Союза Советских Социалистических Республик 17 марта 1958 г. и является обязательным для Российской Федерации в соответствии с Конвенцией о Международной морской организации от 6 марта 1948 г. Вступил в силу для Российской Федерации 1 января 2017 г.
74. Информация о подходе судна к ТФК передается капитаном судна (судовладельцем) либо морским агентом за 72 часа и подтверждается капитаном судна за 24 часа до ожидаемого подхода к ТФК в соответствии с пунктом 11 Обязательных постановлений.
75. Капитан судна для следования в морской порт или из морского порта в период ледокольной проводки судов должен иметь возможность ручного управления главным двигателем.
76. Ледокольная проводка судов в акватории морского порта должна осуществляться ледоколами.
В случае невозможности следования в составе каравана ледокольной проводки судов капитан судна может запросить индивидуальную ледокольную проводку, которая должна осуществляться при наличии ледоколов, свободных от ледокольной проводки караванов.
77. Ледокольная проводка судна должна осуществляться капитаном морского порта исходя из:
времени подхода судна к ТФК;
времени поступления заявки на заход судна в морской порт или выход судна из морского порта;
очередности движения судов, установленной пунктом 148 Общих правил;
ограничений.
78. С подходом к ТФК капитан судна должен установить радиосвязь с ледоколом и действовать в соответствии с его указаниями.
79. В зависимости от фактической ледовой обстановки в акватории морского порта и технических характеристик судов допускается самостоятельное следование судна по маршруту движения с использованием рекомендаций СУДС морского порта.
Капитаны судов, следующих самостоятельно, должны информировать СУДС морского порта о проходе назначенных СУДС морского порта контрольных точек рекомендованного маршрута и сообщать ледовую обстановку на маршруте движения.
80. Капитаны судов, включенных в состав каравана ледокольной проводки судов, по команде капитана ледокола, осуществляющего ледовую проводку судов, должны перейти на каналы связи ОВЧ, указанные капитаном ледокола.
81. Обколка судов разрешается только ледоколом.
82. На судне должен быть запас топлива, продовольствия и воды в количестве, достаточном для обеспечения автономности судна не менее чем на 14 суток со дня подхода судна к ТФК для захода в морской порт.
При нахождении судна в районе ледокольной проводки судов более чем 14 суток со дня подхода судна к ТФК капитан морского порта должен принять неотложные меры по проводке судна в морской порт.
83. В период ледокольной проводки судов в морском порту лед в причальной зоне должен быть взломан, часть причала, на которой будут выполняться швартовные операции, должна быть очищена от снега и посыпана песком.
XIII. Сведения о передаче информации капитанами судов,
находящихся в морском порту, при возникновении угрозы актов
незаконного вмешательства в морском порту
84. При возникновении угрозы акта незаконного вмешательства в морском порту капитан судна, внешний капитан полностью автономного судна либо лицо командного состава, включая внешний экипаж полностью автономного судна, ответственное за охрану судна <22>, незамедлительно информируют об этом должностное лицо объекта инфраструктуры морского порта, ответственное за охрану, а также капитана морского порта, используя средства связи.
--------------------------------
<22> Подпункт 6 пункта 2.1 Международного кодекса по охране судов и портовых средств. Одобрен Конференцией Договаривающихся правительств Международной конвенции по охране человеческой жизни на море 1974 г. (Резолюция N 2 принята 12 декабря 2002 г.) и является обязательным для Российской Федерации в соответствии с Международной конвенцией по охране человеческой жизни на море 1974 г. Конвенция вступила в силу для Российской Федерации 1 июля 2004 г.
85. Капитан судна, внешний капитан полностью автономного судна либо лицо командного состава, включая внешний экипаж полностью автономного судна, ответственное за охрану судна, должны предоставлять капитану морского порта информацию об уровне охраны судна, находящегося в морском порту, а также о любых изменениях в уровнях охраны судна.
86. Обо всех происшествиях, связанных с обнаружением подозрительных предметов или взрывных устройств, о признаках подготовки и проведении актов незаконного вмешательства, фактах незаконного проникновения на суда, при получении какой-либо информации о подготовке террористических актов, а также обо всех нарушениях или подозрительных лицах в морском порту капитаны судов, внешние капитаны полностью автономных судов, находящихся в морском порту, должны незамедлительно информировать капитана морского порта, должностное лицо портового средства, ответственное за охрану, на рабочих каналах ОВЧ, а также дополнительными средствами связи, которые доводятся до сведения заинтересованных лиц капитаном морского порта.
87. Информация о границах зоны транспортной безопасности акватории морского порта, о порядке допуска транспортных средств в зону транспортной безопасности <23>, а также о положениях законодательства Российской Федерации в области обеспечения транспортной безопасности размещается в сети "Интернет" по адресу: www.pasp.ru.
--------------------------------
<23> Подпункт 9(1) пункта 5 требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для объектов транспортной инфраструктуры морского и речного транспорта, не подлежащих категорированию, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10 октября 2020 г. N 1651. В соответствии с пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 10 октября 2020 г. N 1651 данный акт действует до 1 сентября 2026 г.
XIV. Сведения о передаче навигационной
и гидрометеорологической информации капитанам судов,
находящихся в морском порту
88. Передача навигационной и гидрометеорологической информации капитанам судов, находящихся в морском порту, должна осуществляться на 12 рабочем канале связи ОВЧ.
89. Капитан морского порта должен передавать капитанам судов на 9 канале связи ОВЧ:
метеорологическую информацию и метеорологические предупреждения;
информацию о состоянии средств навигационного оборудования;
сведения о режиме работы (изменениях в режиме работы) гидротехнических сооружений;
информацию о глубинах акватории морского порта и допустимых осадках судов;
информацию об ограничении судоходства в акватории морского порта;
информацию о факторах, затрудняющих движение судов.
90. Капитан морского порта должен передавать штормовые предупреждения капитанам судов, стоящих у причалов морского порта, на 12 канале связи ОВЧ.
Оператор СУДС морского порта должен передавать штормовые предупреждения капитанам судов, стоящих на якорных стоянках или осуществляющих движение в акватории порта, на 9 канале связи ОВЧ.
Приложение N 1
к Обязательным постановлениям
(пункт 9)
СВЕДЕНИЯ
О ТЕХНИЧЕСКИХ ВОЗМОЖНОСТЯХ МОРСКОГО ПОРТА В ЧАСТИ
ПРИЕМА СУДОВ
Наименование причала
Расположение причала
Технические возможности причала
Северная широта
Восточная долгота
Длина причала (метры)
Проектная глубина у причала (метры)
Причал N 1
60°42,86'
028°43,87'
114,3
4,4
Причал N 2
60°42,81'
028°43,80'
68
4,6
Причал N 3
60°42,78'
028°43,82'
80
4,6
Причал N 4
60°42,74'
028°43,84'
80
4,6
Причал N 5
60°42,69'
028°43,87'
130
7,2
Причал N 6
60°42,63'
028°43,91'
103,3
7
Причал N 7
60°42,58'
028°43,97'
130
7 - 8,25
Причал N 8
60°42,52'
028°44,05'
130
8,25
Причал N 9
60°42,47'
028°44,14'
130
8,25
Причал N 10
60°42,41'
028°44,22'
130
8,25
Причал N 11
60°42,36'
028°44,31'
69
8,25
Причал N 12
60°42,32'
028°44,31'
148,3
8,25
Причал N 13
60°42,25'
028°44,31'
167,8
8,25
Приложение N 2
к Обязательным постановлениям
(пункт 10)
СВЕДЕНИЯ
О МИНИМАЛЬНОМ КОЛИЧЕСТВЕ И МИНИМАЛЬНОЙ МОЩНОСТИ БУКСИРОВ
ДЛЯ ШВАРТОВЫХ ОПЕРАЦИЙ СУДОВ В МОРСКОМ ПОРТУ
Параметры судна
Минимальное количество буксиров и их минимальная мощность (киловатты)
швартовка
отшвартовка
Дедвейт судна более 5000 тонн
1 x 740
1 x 740
Длина судна более 110 метров
1 x 740
1 x 740
Осадка судна более 5 метров
1 x 740
1 x 740
Приложение N 3
к Обязательным постановлениям
(пункт 18)
СВЕДЕНИЯ
О СВЕТЯЩИХСЯ ЗНАКАХ И БУЯХ ОГРАЖДЕНИЯ ФАРВАТЕРОВ
МОРСКОГО ПОРТА
N
Названия светящихся знаков и буев
Координаты
северная широта
восточная долгота
1
Светящий буй осевой Лоцманский
60°34,50'
028°24,50'
2
Светящий буй западный Пинкели
60°37,40'
028°33,50'
3
Светящий знак Сайменский
60°41,86'
028°42,84'
4
Светящий знак Дубовый
60°40,20'
028°38,90'
5
Светящий знак N 10
60°46,10'
028°41,80'
6
Светящий знак N 13
60°46,30'
028°42,30'
7
Светящий знак N 14
60°46,40'
028°42,20'
8
Светящий знак N 28
60°48,80'
028°43,60'
9
Светящий буй левой стороны Итяпалу
60°38,50'
028°35,30'
Приложение N 4
к Обязательным постановлениям
(пункт 26)
СВЕДЕНИЯ
О ФАРВАТЕРАХ И КАНАЛАХ АКВАТОРИИ МОРСКОГО ПОРТА
Наименование фарватера (канала)
Расположение фарватера (канала)
Длина (морские мили, метры)
Ширина (метры)
Глубина (метры)
Осадка (метры)
Главный фарватер
Выборгский морской канал
Участок канала Выборг - Высоцк от акватории морского порта Высоцк (60°37,30' северной широты и 028°33,48' восточной долготы) до Внутренней акватории морского порта Выборг (60°42,24' северной широты и 028°43,65' восточной долготы)
7,37 морских миль
(13420 метров)
55 - 95,7
6,8 - 7
6,5
Боковой фарватер и канал по отношению к главному
Сайменский фарватер
Сайменский фарватер от знака Сайменский Передний (60°41,93' северной широты и 028°42,80' восточной долготы) до шлюза Брусничный (60°48,60' северной широты и 028°44,35' восточной долготы)
7,89 морских миль
(14360 метров)
35,9 - 57,1
5,4
4,35
(при уровне воды не менее - 0,45 метра)
Приложение N 5
к Обязательным постановлениям
(пункт 31)
СВЕДЕНИЯ
О КАНАЛАХ СВЯЗИ ОЧЕНЬ ВЫСОКОЙ ЧАСТОТЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ
В МОРСКОМ ПОРТУ
Абонент
Каналы связи очень высокой частоты
Позывной
вызывной канал
рабочий канал
резервный канал
Центральный пост инспекции государственного портового контроля службы капитана морского порта
12
12
68
"Выборг-радио-5"
Система управления движением судов
9
9, 73, 75
12
"Высоцк-Трафик"
Диспетчер-координатор лоцманской службы
10
10
12
"Выборг-Лоцман"
Лоцманское судно
10
10
12
"Лоцман Дельфин"
Аварийно-спасательное управление
71
71, 6, 8
-
"Петербург-радио-12"
Приложение N 6
к Обязательным постановлениям
(пункт 43)
СВЕДЕНИЯ О ЯКОРНЫХ СТОЯНКАХ В МОРСКОМ ПОРТУ
Якорная стоянка N 19 ограничена линиями, соединяющими по порядку точки с координатами:
N 1 60°38,66' северной широты и 028°36,00' восточной долготы;
N 2 60°38,96' северной широты и 028°36,56' восточной долготы;
N 3 60°38,48' северной широты и 028°36,50' восточной долготы.
Проектная глубина якорной стоянки N 19 - 10,2 метра.
Якорная стоянка N 20 ограничена линиями, соединяющими по порядку точки с координатами:
N 1 60°40,54' северной широты и 028°38,62' восточной долготы;
N 2 60°40,64' северной широты и 028°39,00' восточной долготы;
N 3 60°40,47' северной широты и 028°39,20' восточной долготы;
N 4 60°40,38' северной широты и 028°38,84' восточной долготы.
Проектная глубина якорной стоянки N 20 - 13 метров.
Сведения о якорных стоянках зоны действия системы управления
движением судов Санкт-Петербург, находящихся за границами
акватории морского порта и подходов к нему
Якорная стоянка N 10 ограничена прямыми линиями, соединяющими по порядку точки с координатами:
N 1 60°00,00' северной широты и 028°26,00' восточной долготы;
N 2 60°02,00' северной широты и 028°26,00' восточной долготы;
N 3 60°02,00' северной широты и 028°30,00' восточной долготы;
N 4 60°00,00' северной широты и 028°30,00' восточной долготы.
Наименьшая глубина якорной стоянки N 10 - 15 метров, грунт - мелкий песок.
Якорная стоянка N 16 ограничена прямыми линиями, соединяющими по порядку точки с координатами:
N 1 60°00,90' северной широты и 027°02,20' восточной долготы;
N 2 60°01,80' северной широты и 027°02,20' восточной долготы;
N 3 60°01,80' северной широты и 027°04,00' восточной долготы;
N 4 60°00,90' северной широты и 027°04,00' восточной долготы.
Наименьшая глубина якорной стоянки N 16 - 14,4 метра, грунт - ил, мелкий песок.
Якорная стоянка N 18Е предназначена для стоянки судов, в том числе автономных судов, ограничена прямыми линиями, соединяющими по порядку точки с координатами:
N 1 60°19,54' северной широты и 027°59,54' восточной долготы;
N 2 60°20,54' северной широты и 028°01,24' восточной долготы;
N 3 60°20,06' северной широты и 028°03,3' восточной долготы;
N 4 60°19,09' северной широты и 028°02,06' восточной долготы.
Проектная глубина якорной стоянки N 18Е - 31 метр.
На якорной стоянке N 18Е расположены якорные места в точках с координатами:
N 1 60°20' северной широты и 028°00,8' восточной долготы;
N 2 60°20,45' северной широты и 028°01,67' восточной долготы;
N 3 60°20,10' северной широты и 028°02,60' восточной долготы;
N 4 60°19,57' северной широты и 028°01,90' восточной долготы.
Приложение N 7
к Обязательным постановлениям
(пункт 60)
СВЕДЕНИЯ
О РАСПИСАНИИ ПЕРЕДАЧ РАДИОЦЕНТРА ГЛОБАЛЬНОЙ МОРСКОЙ СИСТЕМЫ
СВЯЗИ ПРИ БЕДСТВИИ И ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ
Время мировое
Время московское
Канал
Режим
Передача
Язык
23:33
03:33
16, 70
(01, 03, 26, 65)
Цифровой избирательный вызов (очень высокая частота)
Предупреждения
Русский или английский
03:33
07:33
16, 70
(01, 03, 26, 65)
Цифровой избирательный вызов (очень высокая частота)
Предупреждения, позиции ледоколов
Русский или английский
07:33
11:33
16, 70
(01, 03, 26, 65)
Цифровой избирательный вызов (очень высокая частота)
Прогноз погоды, предупреждения
Русский или английский
11:33
15:33
16, 70
(01, 03, 26, 65)
Цифровой избирательный вызов (очень высокая частота)
Ледовая обстановка, предупреждения
Русский или английский
15:33
19:33
16, 70
(01, 03, 26, 65)
Цифровой избирательный вызов (очень высокая частота)
Прогноз погоды, предупреждения
Русский или английский
19:33
23:33
16, 70
(01, 03, 26, 65)
Цифровой избирательный вызов (очень высокая частота)
Предупреждения
Русский или английский
Приложение N 8
к Обязательным постановлениям
(пункт 73)
СВЕДЕНИЯ
ОБ ОГРАНИЧЕНИЯХ ПО РЕЖИМУ ЛЕДОВОГО ПЛАВАНИЯ СУДОВ
В АКВАТОРИИ МОРСКОГО ПОРТА
Ледовая обстановка
Суда, допускаемые к плаванию во льдах под проводкой ледоколов или самостоятельно
Суда, допускаемые к плаванию во льдах под проводкой ледоколов
Суда, не допускаемые к плаванию во льдах
Толщина сплошного ледяного покрова 10 - 15 сантиметров
Суда категории Ice1
и выше
Суда без ледовых усилений
Буксирно-баржевые составы
Толщина сплошного ледяного покрова 15 - 30 сантиметров
Суда категории Ice2
и выше
Суда категории Ice1
Суда без ледовых усилений, за исключением судов без ледовых усилений под индивидуальной проводкой ледокола, буксирно-баржевые составы
Толщина сплошного ледяного покрова 30 - 40 сантиметров
Суда категории Ice3
и выше
Суда категории Ice1 и Ice2
Суда без ледовых усилений, буксирно-баржевые составы
Толщина сплошного ледяного покрова более 40 сантиметров
Суда категории Arc4
и выше
Суда категории Ice2 и Ice3
Суда без ледовых усилений, суда категории Ice1 и буксирно-баржевые составы