Рейтинг@Mail.ru

Приказ Минтранса России от 11.07.2022 N 256

МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

от 11 июля 2022 г. N 256

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ТРЕБОВАНИЙ

К КРИТИЧЕСКИ ВАЖНЫМ ОБЪЕКТАМ В ОБЛАСТИ ЗАЩИТЫ

НАСЕЛЕНИЯ И ТЕРРИТОРИЙ ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ ПРИРОДНОГО

И ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА, ПРАВООБЛАДАТЕЛЯМИ КОТОРЫХ ЯВЛЯЮТСЯ

ОРГАНИЗАЦИИ, ЭКСПЛУАТИРУЮЩИЕ КРИТИЧЕСКИ ВАЖНЫЕ ОБЪЕКТЫ,

В ОТНОШЕНИИ КОТОРЫХ МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ ОСУЩЕСТВЛЯЕТ КООРДИНАЦИЮ И РЕГУЛИРОВАНИЕ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СФЕРЕ ВНЕУЛИЧНОГО ТРАНСПОРТА,

АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА И ГОРОДСКОГО

НАЗЕМНОГО ЭЛЕКТРИЧЕСКОГО ТРАНСПОРТА

В соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 11 сентября 2021 г. N 1537 "Об утверждении Правил разработки обязательных для выполнения требований к критически важным объектам в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2021, N 38, ст. 6633), пунктом 3 Правил разработки обязательных для выполнения требований к критически важным объектам в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 сентября 2021 г. N 1537 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2021, N 38, ст. 6633), и пунктом 1 Положения о Министерстве транспорта Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 395 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 32, ст. 3342; 2019, N 1, ст. 10), приказываю:

1. Утвердить прилагаемые обязательные для выполнения требования к критически важным объектам в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, правообладателями которых являются организации, эксплуатирующие критически важные объекты, в отношении которых Министерство транспорта Российской Федерации осуществляет координацию и регулирование деятельности в сфере внеуличного транспорта, автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта.

2. Настоящий приказ вступает в силу с 1 марта 2023 г. и действует до 29 февраля 2028 г. включительно.

Министр

В.Г.САВЕЛЬЕВ

Утверждены

приказом Министерства транспорта

Российской Федерации

от 11 июля 2022 г. N 256

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ТРЕБОВАНИЯ

К КРИТИЧЕСКИ ВАЖНЫМ ОБЪЕКТАМ В ОБЛАСТИ ЗАЩИТЫ

НАСЕЛЕНИЯ И ТЕРРИТОРИЙ ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ ПРИРОДНОГО

И ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА, ПРАВООБЛАДАТЕЛЯМИ КОТОРЫХ ЯВЛЯЮТСЯ

ОРГАНИЗАЦИИ, ЭКСПЛУАТИРУЮЩИЕ КРИТИЧЕСКИ ВАЖНЫЕ ОБЪЕКТЫ,

В ОТНОШЕНИИ КОТОРЫХ МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ ОСУЩЕСТВЛЯЕТ КООРДИНАЦИЮ И РЕГУЛИРОВАНИЕ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СФЕРЕ ВНЕУЛИЧНОГО ТРАНСПОРТА,

АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА И ГОРОДСКОГО

НАЗЕМНОГО ЭЛЕКТРИЧЕСКОГО ТРАНСПОРТА

1. Настоящий документ устанавливает обязательные для выполнения требования к критически важным объектам в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, правообладателями которых являются организации, эксплуатирующие критически важные объекты, в отношении которых Министерство транспорта Российской Федерации осуществляет координацию и регулирование деятельности в сфере внеуличного транспорта, автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта, отнесенным к критически важным объектам в соответствии с критериями отнесения объектов инфраструктуры внеуличного транспорта, объектов транспортной инфраструктуры автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта всех форм собственности, правообладателями которых являются организации, в отношении которых Министерство транспорта Российской Федерации осуществляет координацию и регулирование деятельности, к критически важным объектам, утвержденными приказом Минтранса России от 11 июня 2021 г. N 184 <1> (далее соответственно - требования, чрезвычайные ситуации, объекты).

--------------------------------

<1> Зарегистрирован Минюстом России 16 ноября 2021 г., регистрационный N 65845.

2. Требования предназначены для обязательного выполнения федеральными органами исполнительной власти, юридическими лицами независимо от организационно-правовой формы или индивидуальными предпринимателями, владеющими объектом на праве собственности, праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления, либо на ином законном основании (далее - организация, эксплуатирующая объект).

3. Комплекс мер по предупреждению возникновения и развития чрезвычайных ситуаций включает:

1) для объектов федерального уровня значимости:

осуществление подготовки в области защиты от чрезвычайных ситуаций должностных лиц организации, эксплуатирующей объект, руководителей и должностных лиц организации, эксплуатирующей объект, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (далее - уполномоченные работники), в порядке и сроки, установленные пунктами 4 и 6 Положения о подготовке граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18 сентября 2020 г. N 1485 (далее - Положение о подготовке) <2>;

--------------------------------

<2> Собрание законодательства Российской Федерации, 2020, N 39, ст. 6062. В соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 18 сентября 2020 г. N 1485 данный акт действует до 31 декабря 2026 г. включительно.

разработку и утверждение планов действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на объекте, а также их уточнение;

создание и поддержание в постоянной готовности локальных систем оповещения о чрезвычайных ситуациях и проведение комплексных обследований готовности локальных систем оповещения <3>;

--------------------------------

<3> Подпункт "г" части первой статьи 14 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 35, ст. 3648; 2013, N 52, ст. 6969).

2) для объектов регионального уровня значимости:

осуществление подготовки в области защиты от чрезвычайных ситуаций должностных лиц организации, эксплуатирующей объект, и уполномоченных работников в порядке и сроки, установленные пунктами 4 и 6 Положения о подготовке;

разработку и утверждение планов действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на объекте, а также их уточнение;

создание и поддержание в постоянной готовности локальных систем оповещения о чрезвычайных ситуациях и проведение комплексных обследований готовности локальных систем оповещения;

3) для объектов муниципального уровня значимости:

осуществление подготовки в области защиты от чрезвычайных ситуаций должностных лиц организации, эксплуатирующей объект, и уполномоченных работников в порядке и сроки, установленные пунктами 4 и 6 Положения о подготовке;

разработку и утверждение планов действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на объекте, а также их уточнение;

создание и поддержание в постоянной готовности локальных систем оповещения о чрезвычайных ситуациях и проведение комплексных обследований готовности локальных систем оповещения.

4. Комплекс мер по снижению размеров ущерба и потерь от чрезвычайных ситуаций включает:

1) для объектов федерального уровня значимости:

создание организацией, эксплуатирующей объект, необходимого резерва материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций в порядке, установленном актом организации, эксплуатирующей объект <4>, определяющим вопросы создания, хранения, использования и восполнения указанного резерва материальных ресурсов, исходя из прогнозируемых видов и масштабов чрезвычайных ситуаций, предполагаемого объема работ по их ликвидации;

--------------------------------

<4> Абзац шестой пункта 20 Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. N 794 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 2, ст. 121; 2005, N 23, ст. 2269).

создание организацией, эксплуатирующей объект, необходимого резерва финансовых ресурсов в порядке, установленном актом организации, эксплуатирующей объект, определяющим вопросы создания, хранения, использования и восполнения указанного резерва финансовых ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;

издание организацией, эксплуатирующей объект, акта, определяющего порядок и способы оповещения работников и иных лиц, находящихся на территории объекта, об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций, о порядке действий и обеспечении их эвакуации в безопасный район, или заключение соглашения с органами управления и организациями территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций <5> об информационном обмене, а также регламента информационного обмена, определяющего порядок доведения информации об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций на объектах федерального уровня до органов повседневного управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций федерального, регионального и муниципального уровней <6>;

--------------------------------

<5> Пункт 5 Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. N 794 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 2, ст. 121).

<6> Пункт 4 статьи 4.1 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 35, ст. 3648; 2020, N 26, ст. 3999).

2) для объектов регионального уровня значимости:

создание организацией, эксплуатирующей объект, необходимого резерва материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций, в порядке, установленном актом организации, эксплуатирующей объект <7>, определяющим вопросы создания, хранения, использования и восполнения указанного резерва материальных ресурсов, исходя из прогнозируемых видов и масштабов чрезвычайных ситуаций, предполагаемого объема работ по их ликвидации;

--------------------------------

<7> Абзац шестой пункта 20 Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. N 794.

издание организацией, эксплуатирующей объект, акта, определяющего порядок и способы оповещения работников и иных лиц, находящихся на территории объекта, об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций, о порядке действий и обеспечении их эвакуации в безопасный район, или заключение соглашения с органами управления и организациями территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций <8> об информационном обмене, а также регламента информационного обмена, определяющего порядок доведения информации об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций на объектах регионального уровня до органов повседневного управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций регионального и муниципального уровней;

--------------------------------

<8> Пункт 5 Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. N 794.

3) для объектов муниципального уровня значимости:

создание организацией, эксплуатирующей объект, необходимого резерва материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций в порядке, установленном актом организации, эксплуатирующей объект <9>, определяющим вопросы создания, хранения, использования и восполнения указанного резерва материальных ресурсов, исходя из прогнозируемых видов и масштабов чрезвычайных ситуаций, предполагаемого объема работ по их ликвидации;

--------------------------------

<9> Абзац шестой пункта 20 Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. N 794.

издание организацией, эксплуатирующей объект, акта, определяющего порядок и способы оповещения работников и иных лиц, находящихся на территории объекта, об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций, о порядке действий и обеспечении их эвакуации в безопасный район или заключение соглашения с органами управления и организациями территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций <10> об информационном обмене, а также регламента информационного обмена, определяющего порядок доведения информации об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций муниципального уровня до органов повседневного управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций муниципального уровня.

--------------------------------

<10> Пункт 5 Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. N 794.

5. Комплекс мер по ликвидации чрезвычайных ситуаций включает:

1) для объектов федерального уровня значимости:

создание сил и средств, привлекаемых для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в зонах чрезвычайных ситуаций <11>;

--------------------------------

<11> Пункт 16 Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. N 794 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 2, ст. 121; 2020, N 2, ст. 180).

определение порядка проведения мероприятий по эвакуации работников, эксплуатирующих объекты, и иных граждан, из зоны чрезвычайной ситуации и проведение указанных эвакуационных мероприятий;

организация работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций и всестороннему обеспечению сил и средств, привлекаемых для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ на объекте в зоне чрезвычайной ситуации;

2) для объектов регионального уровня значимости:

создание сил и средств, привлекаемых для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в зонах чрезвычайных ситуаций <12>;

--------------------------------

<12> Пункт 16 Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. N 794.

определение порядка проведения мероприятий по эвакуации работников, эксплуатирующих объекты, и иных граждан, из зоны чрезвычайной ситуации и проведение указанных эвакуационных мероприятий;

организация работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций и всестороннему обеспечению сил и средств, привлекаемых для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ на объекте в зоне чрезвычайной ситуации;

3) для объектов муниципального уровня значимости:

создание сил и средств, привлекаемых для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в зонах чрезвычайных ситуаций <13>;

--------------------------------

<13> Пункт 16 Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. N 794.

определение порядка проведения мероприятий по эвакуации работников, эксплуатирующих объекты, и иных граждан, из зоны чрезвычайной ситуации и проведение указанных эвакуационных мероприятий;

организация работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций и всестороннему обеспечению сил и средств, привлекаемых для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ на объекте в зоне чрезвычайной ситуации.

6. Комплекс мер по обеспечению устойчивости функционирования организаций, эксплуатирующих объекты, и жизнедеятельности работников этих организаций в чрезвычайных ситуациях включает:

1) для объектов федерального уровня значимости:

создание в организации, эксплуатирующей объект, комиссии по вопросам повышения устойчивости функционирования объектов при военных конфликтах, а также при чрезвычайных ситуациях (далее - комиссия) <14>, и организация ее работы по проведению исследований по оценке уязвимости организации, эксплуатирующей объект, для исключения и снижения потерь среди работников и материальных средств, а также оценки готовности организации к предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, достаточности мер, выполняемых по обеспечению устойчивости функционирования объектов и жизнедеятельности работников организаций, на основании акта организации, эксплуатирующей объект;

--------------------------------

<14> Подпункт 5.1 пункта 5 ГОСТ Р 22.2.12-2020 "Национальный стандарт Российской Федерации. Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Повышение устойчивости функционирования организаций в чрезвычайных ситуациях. Основные положения", введенного в действие приказом Росстандарта от 11 сентября 2020 г. N 645-ст (М., Стандартинформ, 2020).

2) для объектов регионального уровня значимости:

создание комиссии и организация ее работы по проведению исследований по оценке уязвимости организации, эксплуатирующей объект, для исключения и снижения потерь среди работников и материальных средств, а также оценки готовности организации к предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, достаточности мер, выполняемых по обеспечению устойчивости функционирования объектов и жизнедеятельности работников организации, на основании акта организации, эксплуатирующей объект;

3) для объектов муниципального уровня значимости:

создание комиссии и организация ее работы по проведению исследований по оценке уязвимости организации, эксплуатирующей объект, для исключения и снижения потерь среди работников и материальных средств, а также оценки готовности организации к предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, достаточности мер, выполняемых по обеспечению устойчивости функционирования объектов и жизнедеятельности работников организации, на основании акта организации, эксплуатирующей объект.

7. Оценка готовности организаций, эксплуатирующих объекты, к предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - оценка готовности) и достаточности мер, выполняемых по обеспечению устойчивости функционирования объектов и жизнедеятельности работников организаций, эксплуатирующих объекты, осуществляется комиссией (далее - комиссионная оценка), создаваемой в соответствии с пунктами 6 и 11 требований.

8. Комиссионная оценка осуществляется:

а) в соответствии с планом организации, эксплуатирующей объект, по оценке готовности организаций, эксплуатирующих объекты, к предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - план по оценке готовности) с периодичностью:

не реже одного раза в год - в отношении организаций, эксплуатирующих объекты федерального уровня значимости;

не реже одного раза в 3 года - в отношении организаций, эксплуатирующих объекты регионального уровня значимости;

не реже одного раза в 5 лет - в отношении организаций, эксплуатирующих объекты муниципального уровня значимости;

б) внепланово - при поступлении в организацию, эксплуатирующую объект, информации от органа, уполномоченного на осуществление федерального государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций <15>, о неготовности владельцев инфраструктуры, являющихся правообладателями объектов любой категории значимости, к предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

--------------------------------

<15> Пункт 3 Положения о федеральном государственном надзоре в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 25 июня 2021 г. N 1013 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2021, N 27, ст. 5400).

9. План по оценке готовности и изменения в него утверждаются организацией, эксплуатирующей объект.

Актуализация плана осуществляется один раз в пять лет.

В плане по оценке готовности указываются:

перечень объектов, правообладателем которых является организация, эксплуатирующая объект;

сроки проведения комиссионной оценки;

должности, фамилии, имена и отчества (при наличии) работников, ответственных за организацию комиссионной оценки.

10. Комиссионная оценка, предусмотренная пунктом 8 требований, проводится на основании акта организации, эксплуатирующей объект, издаваемого не позднее чем за 20 календарных дней до дня начала комиссионной оценки.

11. В акте организации, эксплуатирующей объект, о проведении комиссионной оценки указываются:

основание для проведения комиссионной оценки;

решение о создании комиссии и ее составе;

задачи комиссии;

полное наименование организации, в отношении которой планируется проведение комиссионной оценки;

срок проведения комиссионной оценки;

положение по организации работы комиссии.

Акт организации, эксплуатирующей объект, о проведении комиссионной оценки доводится до заинтересованных лиц организации, эксплуатирующей объект, поименованных в указанном акте организации, эксплуатирующей объект, в срок не позднее чем за 15 календарных дней до дня начала комиссионной оценки.

12. Критериями оценки достаточности мер, предусмотренных пунктами 3 - 5 требований, являются:

выполнение комплекса мер, указанных в пунктах 3 - 5 требований;

невыполнение комплекса мер, указанных в пунктах 3 - 5 требований.

13. Результаты комиссионной оценки оформляются актом оценки готовности организаций, эксплуатирующих объекты, к предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, форма которого утверждается актом организации, эксплуатирующей объект (далее - акт).

В акте отражается результат комиссионной оценки готовности или неготовности организации, эксплуатирующей объект, к предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Акт составляется в срок не более 2 рабочих дней после дня проведения комиссионной оценки в одном экземпляре, подписывается всеми членами комиссии и утверждается руководителем организации, эксплуатирующей объект. Члены комиссии, не согласные с принятым решением, подписывают акт, при этом их особое мнение приобщается к акту.

Акт хранится в организации, эксплуатирующей объект.

В срок не более 3 рабочих дней после дня подписания акта комиссией формируются выводы, содержащие показатели достаточности мер, выполненных организацией, эксплуатирующей объект.

Другие документы по теме
(ред. от 03.07.2024) "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 19.02.15 Биотехнология пищевой промышленности" (Зарегистрировано в Минюсте России 13.10.2022 N 70497)
"Об утверждении профессионального стандарта "Оператор инжекционно-литьевой машины (термопластавтомата)" (Зарегистрировано в Минюсте России 17.10.2022 N 70559)
(ред. от 05.12.2022) "О возложении отдельных полномочий представителя нанимателя (работодателя) в Федеральном казначействе"
"Об утверждении профессионального стандарта "Маркировщик" (Зарегистрировано в Минюсте России 17.10.2022 N 70552)
Ошибка на сайте