Приказ Минтранса России от 17.06.2025 N 188
МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 17 июня 2025 г. N 188
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА
ПРИНЯТИЯ МИНИСТЕРСТВОМ ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ И ПОДВЕДОМСТВЕННЫМИ ФЕДЕРАЛЬНЫМ КАЗЕННЫМ
УЧРЕЖДЕНИЕМ "ДИРЕКЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЗАКАЗЧИКА
ПО РЕАЛИЗАЦИИ КОМПЛЕКСНЫХ ПРОЕКТОВ РАЗВИТИЯ ТРАНСПОРТНОЙ
ИНФРАСТРУКТУРЫ", ФЕДЕРАЛЬНЫМ ГОСУДАРСТВЕННЫМ КАЗЕННЫМ
УЧРЕЖДЕНИЕМ "ДИРЕКЦИЯ ПО СТРОИТЕЛЬСТВУ И ЭКСПЛУАТАЦИИ
ОБЪЕКТОВ РОСГРАНИЦЫ" РЕШЕНИЙ О ПРИЗНАНИИ БЕЗНАДЕЖНОЙ
К ВЗЫСКАНИЮ ЗАДОЛЖЕННОСТИ ПО ПЛАТЕЖАМ В БЮДЖЕТЫ
БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В соответствии с пунктом 4 статьи 47.2, абзацем восьмым пункта 2 статьи 160.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации и пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 6 мая 2016 г. N 393 "Об общих требованиях к порядку принятия решений о признании безнадежной к взысканию задолженности по платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации" приказываю:
1. Утвердить прилагаемый Порядок принятия Министерством транспорта Российской Федерации и подведомственными федеральным казенным учреждением "Дирекция государственного заказчика по реализации комплексных проектов развития транспортной инфраструктуры", федеральным государственным казенным учреждением "Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы" решений о признании безнадежной к взысканию задолженности по платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации.
2. Признать утратившими силу:
приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 6 июля 2016 г. N 187 "Об утверждении Порядка принятия решений о признании безнадежной к взысканию задолженности по платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 14 октября 2016 г., регистрационный N 44038);
приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 15 февраля 2021 г. N 36 "О внесении изменений в Порядок принятия решений о признании безнадежной к взысканию задолженности по платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, утвержденный приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 6 июля 2016 г. N 187" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 26 марта 2021 г., регистрационный N 62893).
Министр
Р.В.СТАРОВОЙТ
Утвержден
приказом Минтранса России
от 17 июня 2025 г. N 188
ПОРЯДОК
ПРИНЯТИЯ МИНИСТЕРСТВОМ ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ И ПОДВЕДОМСТВЕННЫМИ ФЕДЕРАЛЬНЫМ КАЗЕННЫМ
УЧРЕЖДЕНИЕМ "ДИРЕКЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЗАКАЗЧИКА
ПО РЕАЛИЗАЦИИ КОМПЛЕКСНЫХ ПРОЕКТОВ РАЗВИТИЯ ТРАНСПОРТНОЙ
ИНФРАСТРУКТУРЫ", ФЕДЕРАЛЬНЫМ ГОСУДАРСТВЕННЫМ КАЗЕННЫМ
УЧРЕЖДЕНИЕМ "ДИРЕКЦИЯ ПО СТРОИТЕЛЬСТВУ И ЭКСПЛУАТАЦИИ
ОБЪЕКТОВ РОСГРАНИЦЫ" РЕШЕНИЙ О ПРИЗНАНИИ БЕЗНАДЕЖНОЙ
К ВЗЫСКАНИЮ ЗАДОЛЖЕННОСТИ ПО ПЛАТЕЖАМ В БЮДЖЕТЫ
БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1. Платежи в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации (далее - бюджеты), не уплаченные в установленный срок (задолженность по платежам в бюджеты), признаются Министерством транспорта Российской Федерации и подведомственными федеральным казенным учреждением "Дирекция государственного заказчика по реализации комплексных проектов развития транспортной инфраструктуры", федеральным государственным казенным учреждением "Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы" (далее - администраторы доходов бюджета) безнадежными к взысканию в следующих случаях:
а) смерть физического лица - плательщика платежей в бюджеты или объявления его умершим в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации <1>;
--------------------------------
<1> Подпункт 1 пункта 1 статьи 47.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
б) завершение процедуры банкротства гражданина, индивидуального предпринимателя в соответствии с Федеральным законом от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ <2> "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Федеральный закон N 127-ФЗ) - в части задолженности по платежам в бюджеты, от исполнения обязанности по уплате которой он освобожден в соответствии с Федеральным законом N 127-ФЗ;
--------------------------------
<2> Подпункт 2 пункта 1 статьи 47.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
в) ликвидация организации - плательщика платежей в бюджеты в части задолженности по платежам в бюджеты, не погашенной по причине недостаточности имущества организации и (или) невозможности ее погашения учредителями (участниками) указанной организации в пределах и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации <3>;
--------------------------------
<3> Подпункт 3 пункта 1 статьи 47.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
г) применение актов об амнистии или помилования в отношении осужденных к наказанию в виде штрафа или принятия судом решения, в соответствии с которым администратор доходов бюджета утрачивает возможность взыскания задолженности по платежам в бюджеты, в том числе в связи с истечением установленного срока ее взыскания <4>;
--------------------------------
<4> Подпункт 4 пункта 1 статьи 47.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
д) вынесение судебным приставом-исполнителем постановления об окончании исполнительного производства при возврате взыскателю исполнительного документа по основанию, предусмотренному пунктом 3 или 4 части 1 статьи 46 Федерального закона от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Федеральный закон N 229-ФЗ), если с даты образования задолженности, размер которой не превышает размера требований к должнику, установленного законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве) для производства по делу о банкротстве, прошло более пяти лет <5>;
--------------------------------
<5> Подпункт 5 пункта 1 статьи 47.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
е) принятие судом акта о возвращении заявления о признании должника банкротом или прекращении производства по делу о банкротстве в связи с отсутствием средств, достаточных для возмещения судебных расходов на проведение процедур, применяемых в деле о банкротстве <6>;
--------------------------------
<6> Подпункт 5.1 пункта 1 статьи 47.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
ж) исключение юридического лица по решению регистрирующего органа из Единого государственного реестра юридических лиц и наличие ранее вынесенного судебным приставом-исполнителем постановления об окончании исполнительного производства в связи с возвращением взыскателю исполнительного документа по основанию, предусмотренному пунктом 3 или 4 части 1 статьи 46 Федерального закона N 229-ФЗ, - в части задолженности по платежам в бюджеты, не погашенной по причине недостаточности имущества организации и невозможности ее погашения учредителями (участниками) указанной организации в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. В случае признания решения регистрирующего органа об исключении юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" недействительным задолженность по платежам в бюджеты, ранее признанная безнадежной к взысканию в соответствии с настоящим подпунктом, подлежит восстановлению в бюджетном учете <7>.
--------------------------------
<7> Подпункт 6 пункта 1 статьи 47.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Наряду со случаями, предусмотренными настоящим пунктом, неуплаченные административные штрафы признаются безнадежными к взысканию, если судьей, органом, должностным лицом, вынесшими постановление о назначении административного наказания, в случаях, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесено постановление о прекращении исполнения постановления о назначении административного наказания <8>.
--------------------------------
<8> Пункт 2 статьи 47.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
2. Документами, подтверждающими наличие оснований для принятия администраторами доходов бюджета решения о признании безнадежной к взысканию задолженности по платежам в бюджеты (далее - Решение), являются <9>:
--------------------------------
<9> Пункт 3 Общих требований к порядку принятия решений о признании безнадежной к взысканию задолженности по платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2016 г. N 393 (далее - Общие требования).
а) справка администратора доходов бюджета об учитываемых суммах задолженности по уплате платежей в бюджеты;
б) справка администратора доходов бюджета о принятых мерах по обеспечению взыскания задолженности по платежам в бюджеты, предусмотренных регламентом реализации полномочий администратора доходов бюджета по взысканию дебиторской задолженности по платежам в бюджеты, пеням и штрафам по ним, установленным в соответствии со статьей 160.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации;
в) документы, подтверждающие случаи признания безнадежной к взысканию задолженности по платежам в бюджеты, в том числе:
документ, свидетельствующий о смерти физического лица - плательщика платежей в бюджеты или подтверждающий факт объявления его умершим;
судебный акт о завершении конкурсного производства или завершении реализации имущества гражданина - плательщика платежей в бюджеты, являвшегося индивидуальным предпринимателем, а также документ, содержащий сведения из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей о прекращении физическим лицом - плательщиком платежей в бюджеты деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в связи с принятием судебного акта о признании его несостоятельным (банкротом);
судебный акт о завершении конкурсного производства или завершении реализации имущества гражданина - плательщика платежей в бюджеты;
документ, содержащий сведения из Единого государственного реестра юридических лиц о прекращении деятельности в связи с ликвидацией организации - плательщика платежей в бюджеты;
документ, содержащий сведения из Единого государственного реестра юридических лиц об исключении юридического лица - плательщика платежей в бюджеты из указанного реестра по решению регистрирующего органа;
акт об амнистии или акт помилования в отношении осужденных к наказанию в виде штрафа или судебный акт, в соответствии с которым администратор доходов бюджета утрачивает возможность взыскания задолженности по платежам в бюджет, в том числе в связи с истечением установленного срока ее взыскания;
постановление судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства в связи с возвращением взыскателю исполнительного документа по основанию, предусмотренному пунктом 3 или 4 части 1 статьи 46 Федерального закона N 229-ФЗ;
судебный акт о возвращении заявления о признании должника несостоятельным (банкротом) или прекращении производства по делу о банкротстве в связи с отсутствием средств, достаточных для возмещения судебных расходов на проведение процедур, применяемых в деле о банкротстве;
постановление о прекращении исполнения постановления о назначении административного наказания;
документ, содержащий сведения из Единого федерального реестра сведений о банкротстве о завершении процедуры внесудебного банкротства гражданина;
г) документы, предоставляемые при наличии:
постановление судебного пристава-исполнителя о прекращении исполнительного производства по основаниям, предусмотренным пунктом 1 части 1 статьи 43 Федерального закона N 229-ФЗ;
постановление судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства в связи с возвращением взыскателю исполнительного документа по основаниям, предусмотренным пунктом 6 или 7 части 1 статьи 47 Федерального закона N 229-ФЗ;
постановление судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 96 Федерального закона N 229-ФЗ;
постановление судебного пристава-исполнителя об отказе в возбуждении исполнительного производства, вынесенного на основании абзаца четвертого пункта 1 статьи 63 Федерального закона N 127-ФЗ и пункта 8 части 1 статьи 31 Федерального закона N 229-ФЗ;
судебный акт о включении требования администратора доходов бюджета в реестр требований кредиторов должника, вступивший в законную силу;
судебный акт о завершении конкурсного производства в отношении организации-должника, вступивший в законную силу.
3. Документы, предусмотренные пунктом 2 настоящего Порядка, передаются в комиссию по поступлению и выбытию финансовых активов, созданную администраторами доходов бюджета на постоянной основе (далее - Комиссия) для рассмотрения и принятия решения о признании безнадежной к взысканию задолженности по платежам в бюджет.
Состав Комиссии утверждается актом руководителя администратора доходов бюджета. Число членов Комиссии должно быть не менее трех человек.
В состав Комиссии входят председатель Комиссии, заместитель председателя Комиссии, члены Комиссии и секретарь Комиссии.
Комиссия проводит заседания в очной форме по мере выявления задолженности, подлежащей списанию, и поступления документов, указанных в пункте 2 настоящего Порядка.
Заседание Комиссии проводит председатель Комиссии, а в его отсутствие - заместитель председателя Комиссии. Член Комиссии вправе высказывать особое мнение по рассматриваемым Комиссией вопросам. Секретарь Комиссии отвечает за организационное обеспечение деятельности Комиссии и обеспечивает ведение протокола заседания Комиссии, в случае принятия Комиссией решения о признании безнадежной к взысканию задолженности по платежам в бюджеты осуществляет подготовку акта, предусмотренного пунктом 5 настоящего Порядка. В отсутствие секретаря Комиссии по поручению председателя Комиссии его обязанности исполняет один из членов Комиссии.
Заседание Комиссии правомочно при наличии кворума, который составляет не менее половины членов состава Комиссии.
Решения Комиссии принимаются путем открытого голосования простым большинством голосов от общего числа присутствующих на заседании членов Комиссии. При голосовании каждый член Комиссии имеет один голос. При равенстве голосов голос председательствующего на заседании Комиссии является решающим. Член Комиссии обязан уведомить председателя Комиссии перед голосованием в рамках заседания Комиссии в случае наличия конфликта интересов. Принятие решения членами Комиссии путем проведения заочного голосования, а также делегирование ими своих полномочий иным лицам не допускается.
В случае наличия у какого-либо из членов Комиссии прямой или косвенной личной заинтересованности в результатах голосования по вопросам, рассматриваемым Комиссией, такой член Комиссии обязан заявить самоотвод от участия в заседании Комиссии (далее - самоотвод) до проведения заседания Комиссии.
Самоотвод рассматривается Комиссией без участия члена Комиссии, заявившего самоотвод. Результат рассмотрения самоотвода оформляется отдельным решением Комиссии с указанием причины удовлетворения или отказа в удовлетворении самоотвода.
При несогласии с подготовленным Комиссией Решением член Комиссии вправе изложить в письменной форме свое особое мнение, которое подлежит обязательному приобщению к Решению.
4. Комиссия в срок, не превышающий 20 рабочих дней со дня представления документов, указанных в пункте 2 настоящего Порядка, рассматривает их и подготавливает одно из следующих решений:
а) признать задолженность по платежам в бюджеты безнадежной к взысканию и подлежащей списанию с бюджетного учета администратора доходов бюджетов;
б) отказать в признании задолженности по платежам в бюджеты безнадежной к взысканию.
Решение Комиссии об отказе в признании задолженности по платежам в бюджеты безнадежной к взысканию не препятствует повторному рассмотрению Комиссией вопроса о возможности признания данной задолженности безнадежной к взысканию.
5. Проект Решения подготавливается Комиссией в течение пяти рабочих дней со дня проведения заседания Комиссии и оформляется актом о признании безнадежной к взысканию задолженности по платежам в бюджеты, содержащим следующую информацию <10>:
--------------------------------
<10> Пункт 5 Общих требований.
полное наименование организации (фамилия, имя, отчество (при наличии) физического лица);
идентификационный номер налогоплательщика, основной государственный регистрационный номер, код причины постановки на учет налогоплательщика организации (идентификационный номер налогоплательщика физического лица (при наличии);
сведения о платеже, по которому возникла задолженность;
код классификации доходов бюджетов Российской Федерации, по которому учитывается задолженность по платежам в бюджеты, его наименование;
сумма задолженности по платежам в бюджеты;
сумма задолженности по пеням и штрафам по соответствующим платежам в бюджеты;
дата принятия решения о признании безнадежной к взысканию задолженности по платежам в бюджеты;
подписи членов Комиссии.
6. Оформленный Комиссией акт о признании безнадежной к взысканию задолженности по платежам в бюджеты утверждается руководителем администратора доходов бюджета.