Приказ Минстроя России от 22.12.2023 N 978/пр
МИНИСТЕРСТВО СТРОИТЕЛЬСТВА И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО
ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 22 декабря 2023 г. N 978/пр
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ РУКОВОДСТВА
ПО СОБЛЮДЕНИЮ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ТРЕБОВАНИЙ, ОЦЕНКА
СОБЛЮДЕНИЯ КОТОРЫХ ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ В РАМКАХ ФЕДЕРАЛЬНОГО
ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ НАЦИОНАЛЬНЫХ
ОБЪЕДИНЕНИЙ САМОРЕГУЛИРУЕМЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
В соответствии с частью 6 статьи 14 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации" и подпунктом 5.4.82 пункта 5 Положения о Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2013 г. N 1038, приказываю:
утвердить прилагаемое к настоящему приказу Руководство по соблюдению обязательных требований, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках федерального государственного контроля за деятельностью национальных объединений саморегулируемых организаций.
Министр
И.Э.ФАЙЗУЛЛИН
Приложение
Утверждено
приказом Министерства строительства
и жилищно-коммунального хозяйства
Российской Федерации
от 22 декабря 2023 г. N 978/пр
РУКОВОДСТВО
ПО СОБЛЮДЕНИЮ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ТРЕБОВАНИЙ, ОЦЕНКА
СОБЛЮДЕНИЯ КОТОРЫХ ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ В РАМКАХ ФЕДЕРАЛЬНОГО
ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ НАЦИОНАЛЬНЫХ
ОБЪЕДИНЕНИЙ САМОРЕГУЛИРУЕМЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
I. Общие положения
1. Настоящее руководство подготовлено в соответствии с частями 4 и 5 статьи 14 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации" в целях профилактики нарушений Национальным объединением саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, выполняющих инженерные изыскания, и саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, осуществляющих подготовку проектной документации, и Национальным объединением саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, осуществляющих строительство (далее соответственно - контролируемые лица, национальное объединение), соответствующих обязательных требований, а также устранения причин, факторов и условий, способствующих таким нарушениям.
2. В соответствии с Положением о федеральном государственном контроле за деятельностью национальных объединений саморегулируемых организаций, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 25 июня 2021 г. N 1006 (далее - Положение о федеральном государственном контроле), предметом федерального государственного контроля является соблюдение контролируемыми лицами требований, установленных Градостроительным кодексом Российской Федерации (далее соответственно - федеральный государственный контроль, обязательные требования, Кодекс).
3. Задачей настоящего руководства является информирование контролируемых лиц о способах соблюдения обязательных требований, примерах соблюдения обязательных требований, рекомендациях по принятию контролируемыми лицами конкретных мер для обеспечения соблюдения обязательных требований.
4. Настоящее руководство применяется контролируемыми лицами на добровольной основе.
II. Пояснения относительно способов соблюдения
обязательных требований
5. На официальном сайте Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в разделе "Контрольная деятельность" (https://minstroyrf.gov.ru/trades/kontrolnaya-deyatelnost/) размещен Перечень нормативных правовых актов (их отдельных положений), содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках федерального государственного контроля.
6. При осуществлении деятельности по ведению единого реестра сведений о членах саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства и их обязательствах (далее соответственно - Единый реестр, саморегулируемая организация) и предоставлению сведений из Единого реестра по запросам заинтересованных лиц в целях соблюдения обязательных требований контролируемым лицам надлежит руководствоваться пунктом 8 части 8 статьи 55.20, частями 3 и 5 статьи 55.17 Кодекса, положениями Правил формирования и ведения единого реестра о членах саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства и их обязательствах, в том числе включения в указанный реестр сведений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25 мая 2022 г. N 945 (далее соответственно - Правила, постановление N 945).
Контролируемые лица при формировании Единого реестра обязаны обеспечивать в том числе:
- наличие технических средств, программного обеспечения, каналов связи, технических и программных средств защиты информации для формирования и ведения Единого реестра;
- отображение сведений, предусмотренных составом сведений Единого реестра, в Едином реестре в автоматическом режиме одновременно при их внесении саморегулируемой организацией в реестр членов саморегулируемой организации в составе Единого реестра посредством электронного сервиса "личный кабинет";
- автоматическую форматно-логическую проверку сведений, предусмотренных составом сведений Единого реестра, внесенных саморегулируемой организацией в реестр членов саморегулируемой организации в составе Единого реестра;
- доступ заинтересованных лиц для ознакомления к сведениям Единого реестра, а также предоставление сведений из Единого реестра по запросам заинтересованных лиц, осуществляемое без взимания платы (подпункты "а", "б", "в", "д" и "е" пункта 9 Правил).
Под автоматической форматно-логической проверкой понимается выполнение проверочных действий программным комплексом в части соответствия внесенных саморегулируемой организацией сведений в реестр членов саморегулируемой организации в составе Единого реестра, в том числе корректности и полноты заполнения записей в разделе Единого реестра, наличия обязательных к заполнению реквизитов таких записей. Выполнение такой проверки вручную (с участием работника национального объединения) не допускается.
Контролируемым лицом в целях недопущения ограничения права члена саморегулируемой организации выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства по договорам подряда, заключаемым с использованием конкурентных способов заключения договоров, по основаниям, не предусмотренным статьей 55.8 Кодекса, должно быть обеспечено раздельное отображение в Едином реестре различных сведений, предусмотренных составом сведений Единого реестра, утвержденным постановлением N 945. Наличие таких сведений в Едином реестре влечет разные правовые последствия при осуществлении предпринимательской деятельности для члена саморегулируемой организации, в отношении которого внесена такая запись в Едином реестре.
Контролируемым лицам при предоставлении сведений из Единого реестра по запросам заинтересованных лиц необходимо учитывать, что актуальность таких ведений утрачивается при внесении изменений в них. В целях предоставления актуальных сведений из Единого реестра, учитывая отсутствие установленного Кодексом срока предоставления таких сведений, контролируемым лицам рекомендуется обеспечить возможность получения их заинтересованными лицами в режиме "онлайн".
7. При осуществлении деятельности по ведению национального реестра специалистов в области инженерных изысканий и архитектурно-строительного проектирования, национального реестра специалистов в области строительства (далее - национальный реестр) в целях соблюдения обязательных требований контролируемым лицам надлежит руководствоваться пунктом 11 части 8 статьи 55.20 Кодекса и положениями приказа Минстроя России от 15 апреля 2022 г. N 286/пр "Об утверждении перечня документов, подтверждающих соответствие физического лица минимальным требованиям, установленным частью 10 статьи 55.5-1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, состава сведений, включаемых в национальные реестры специалистов, порядка внесения изменений в национальные реестры специалистов, оснований для отказа во включении сведений о физическом лице в соответствующий национальный реестр специалистов, перечня случаев, при которых сведения о физическом лице исключаются из национального реестра специалистов" (далее соответственно - Порядок внесения изменений, Перечень случаев, Приказ N 286/пр).
При этом частью 6 статьи 55.5-1 Кодекса (в редакции, действовавшей до 1 сентября 2022 г.) установлено минимальное требование о прохождении повышения квалификации физическим лицом не реже одного раза в 5 лет, а не о наличии удостоверения о повышении квалификации на момент подачи заявления о включении сведений о нем в национальный реестр.
Внесение изменений в национальный реестр в отношении физических лиц, сведения о которых были включены в национальный реестр до 31 августа 2022 года, осуществлялось контролируемыми лицами на основании заявления такого физического лица или его уполномоченного представителя, оформленного в произвольной форме, с приложением документов, подтверждающих выполнение таким физическим лицом обязанности, установленной пунктом 4 части 6 статьи 55.5-1 Кодекса (в редакции, действовавшей до 1 сентября 2022 г.) о повышении квалификации по направлению подготовки в области строительства не реже одного раза в 5 лет. Отказ во внесении сведений в национальный реестр при подаче такого заявления с оформленным надлежащим образом приложением не допускался.
Контролируемые лица обязаны уведомить лицо, сведения о котором содержатся в национальном реестре, не позднее 60 календарных дней до наступления случая, указанного в пункте 5 или пункте 6 Перечня случаев, о необходимости выполнения им требования о прохождении независимой оценки квалификации (пункт 15 Порядка внесения изменений). Уведомление контролируемым лицом физических лиц, сведения о которых содержатся в национальном реестре, с несоблюдением установленного срока является нарушением права такого лица пройти своевременно независимую оценку квалификации.
8. При осуществлении деятельности по подготовке и утверждению заключений о возможности исключения сведений о саморегулируемых организациях из государственного реестра саморегулируемых организаций (далее - заключение) контролируемым лицам надлежит руководствоваться частью 5 статьи 55.2, частями 10 - 12 статьи 55.19, пунктом 7 части 8, частями 10, 11 статьи 55.20 Кодекса.
При поступлении контролируемому лицу обращения органа надзора за саморегулируемыми организациями о подготовке заключения, а также в случае неисполнения саморегулируемой организацией содержащегося в предусмотренном частью 10 статьи 55.20 Кодекса уведомлении предложения об устранении нарушения, установленного частью 5 статьи 55.2 Кодекса, контролируемые лица направляют в орган надзора за саморегулируемыми организациями для принятия решения во внесудебном порядке заключения, утвержденного Советом национального объединения саморегулируемых организаций в соответствии с пунктом 9.2 части 3 статьи 55.22 Кодекса.
Непредоставление саморегулируемой организацией сведений по запросу (уведомлению) контролируемого лица документов, обязанность представления которых в контролируемое лицо Кодексом не установлена, не может являться основанием для подготовки заключения, предусмотренным пунктом 6 части 5 статьи 55.2 Кодекса.
III. Примеры соблюдения обязательных требований
9. Примеры соблюдения контролируемыми лицами обязательных требований при ведении Единого реестра и предоставление по запросам заинтересованных лиц сведений из указанного реестра:
а) отображение сведений, предусмотренных составом сведений Единого реестра, в Едином реестре не более чем через 24 часа с момента их внесения саморегулируемой организацией в реестр членов саморегулируемой организации в составе Единого реестра с проведением только форматно-логической проверки вносимых саморегулируемых организаций сведений программным комплексом;
б) предоставление сведений из Единого реестра по запросам заинтересованных лиц в форме электронного документа с использованием интернет-сервиса, размещенного на сайте соответствующего национального объединения;
в) отображение сведений, установленных составом сведений Единого реестра, о мерах дисциплинарного взыскания и приостановлении права выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства осуществляется раздельно.
10. Примеры соблюдения контролируемыми лицами обязательных требований при ведении национального реестра:
а) внесение в течение 15 дней изменений в национальный реестр на основании заявления физического лица, сведения о котором были включены в национальный реестр до 31 августа 2022 года, с учетом требований части 10 статьи 55.5-1 Кодекса в редакции, действовавшей до 1 сентября 2022 года;
б) уведомление до истечения установленного Приказом N 286/пр срока контролируемым лицом физического лица, сведения о котором включены в национальный реестр, о необходимости прохождения независимой оценки квалификации с учетом сведений о прохождении повышения квалификации, содержащихся в национальном реестре, и доставки такого уведомления.
11. Пример соблюдения контролируемыми лицами обязательных требований при подготовке и утверждении заключения: в таком заключении основанием для исключения сведений о саморегулируемой организации являются документально подтвержденные нарушения требований Кодекса в случае отсутствия обязанности саморегулируемой организации представлять соответствующую информацию.
IV. Рекомендации по принятию контролируемыми лицами
конкретных мер для обеспечения соблюдения
обязательных требований
12. Наиболее действенными мерами по принятию контролируемыми лицами конкретных мер для соблюдения обязательных требований, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках федерального государственного контроля, являются:
- создание системы контроля за соблюдением обязательных требований с определением порядка выявления нарушений обязательных требований;
- осуществление надлежащего контроля со стороны ответственных работников контролируемого лица за соблюдением обязательных требований;
- проведение систематических внутренних проверок с целью выявления нарушений обязательных требований;
- приведение информационного обеспечения Единого реестра в соответствие обязательным требованиям;
- применение в работе информационных писем Минстроя России по исполнению обязательных требований.
13. В целях профилактики нарушения обязательных требований контролируемые лица могут получить необходимые информацию, консультацию в Минстрое России или обратиться о проведении профилактического визита в порядке, установленном разделом III Положения о федеральном государственном контроле.