Приказ Минсельхоза России от 22.09.2016 N 421
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 22 сентября 2016 г. N 421
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ
ОБ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ МИНИСТЕРСТВОМ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ВНУТРЕННЕГО ФИНАНСОВОГО АУДИТА
В целях реализации статьи 160.2-1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3823; 2013, N 31, ст. 4191; N 52, ст. 6983; 2016, N 1, ст. 26) и в соответствии с Правилами осуществления главными распорядителями (распорядителями) средств федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации), главными администраторами (администраторами) доходов федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации), главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации) внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17 марта 2014 г. N 193 "Об утверждении Правил осуществления главными распорядителями (распорядителями) средств федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации), главными администраторами (администраторами) доходов федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации), главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации) внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита и о внесении изменения в пункт 1 Правил осуществления ведомственного контроля в сфере закупок для обеспечения федеральных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10 февраля 2014 г. N 89" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 12, ст. 1290; 2015, N 16, ст. 2393; 2016, N 18, ст. 2632), приказываю:
1. Утвердить Положение об осуществлении Министерством сельского хозяйства Российской Федерации внутреннего финансового аудита согласно приложению к настоящему приказу.
2. Признать утратившим силу приказ Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 29 февраля 2016 г. N 77 "Об утверждении Положения об осуществлении Министерством сельского хозяйства Российской Федерации внутреннего финансового аудита" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 28 марта 2016 г., регистрационный N 41590).
Министр
А.Н.ТКАЧЕВ
Приложение
к приказу Министерства
сельского хозяйства
Российской Федерации
от 22 сентября 2016 г. N 421
ПОЛОЖЕНИЕ
ОБ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ МИНИСТЕРСТВОМ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ВНУТРЕННЕГО ФИНАНСОВОГО АУДИТА
1. Настоящее Положение определяет цели, организацию и осуществление в Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации (далее соответственно - Министерство, Положение) внутреннего финансового аудита.
2. Внутренний финансовый аудит в Министерстве осуществляется уполномоченными должностными лицами Министерства, наделенными полномочиями по осуществлению внутреннего финансового аудита (далее - субъект аудита), на основе функциональной независимости.
3. Объектами внутреннего финансового аудита, осуществляемого Министерством, являются структурные подразделения Министерства (далее - объекты аудита).
4. Целями внутреннего финансового аудита, осуществляемого субъектом аудита, в соответствии с пунктом 29 Правил осуществления главными распорядителями (распорядителями) средств федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации), главными администраторами (администраторами) доходов федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации), главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации) внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 марта 2014 г. N 193 (далее - Правила), являются:
а) оценка надежности внутреннего финансового контроля, осуществляемого объектами аудита, и подготовка рекомендаций по повышению его эффективности;
б) подтверждение достоверности бюджетной отчетности объектов аудита и соответствия порядка ведения бюджетного учета методологии и стандартам бюджетного учета, установленным Министерством финансов Российской Федерации;
в) подготовка предложений о повышении экономности и результативности использования объектами аудита средств федерального бюджета.
5. Согласно пункту 31 Правил внутренний финансовый аудит осуществляется посредством проведения плановых и внеплановых аудиторских проверок (далее - аудиторская проверка).
Плановые аудиторские проверки осуществляются в соответствии годовым планом внутреннего финансового аудита, утверждаемым Министром сельского хозяйства Российской Федерации (далее - План).
Внеплановые аудиторские проверки осуществляются в соответствии с пунктами 17 - 24 настоящего Положения.
6. В соответствии с пунктом 34 Правил, должностные лица субъекта внутреннего финансового аудита при проведении аудиторских проверок имеют право:
запрашивать и получать на основании мотивированного запроса (далее - запрос) документы, материалы и информацию, необходимые для проведения аудиторских проверок, в том числе информацию об организации и о результатах проведения внутреннего финансового контроля;
посещать помещения и территории, которые занимают объекты аудита, в отношении которых осуществляется аудиторская проверка;
привлекать независимых экспертов.
7. Запрос направляется объекту аудита по системе электронного документооборота (далее - СЭДО) и (или) вручается руководителю (уполномоченному им лицу) объекта аудита под роспись до начала аудиторской проверки либо в ходе проведения аудиторской проверки по мере необходимости уточнения вопросов, касающихся темы аудиторской проверки, но не позднее 5 рабочих дней до окончания срока проведения аудиторской проверки.
Исполнение объектами аудита запросов осуществляется не позднее окончания срока проведения аудиторской проверки на объекте аудита. Документы, материалы и информация, необходимые для проведения аудиторской проверки, представляются в подлиннике или копиях, заверенных объектами аудита, в сроки, указанные в запросе. В случае если срок представления не указан в запросе, документы, материалы и информация представляются в течение трех рабочих дней со дня поступления запроса в адрес объекта аудита.
По фактам непредставления или несвоевременного представления объектом аудита информации, документов и материалов, запрошенных при проведении аудиторской проверки, руководитель аудиторской группы составляет акт.
Ответ на запрос может быть направлен объектом аудита в электронной или письменной форме с приложением необходимых подлинников или копий документов, заверенных руководителем объекта аудита (уполномоченным им лицом).
8. Независимые эксперты, при необходимости их участия в аудиторской проверке, привлекаются субъектом аудита по согласованию с Министром сельского хозяйства Российской Федерации.
9. Согласно пункту 33 Правил аудиторские проверки подразделяются:
на камеральные, которые проводятся по месту нахождения субъекта аудита на основании представленных по его запросу информации и материалов;
на выездные, которые проводятся по месту нахождения объектов аудита;
на комбинированные, которые проводятся как по месту нахождения субъекта аудита, так и по месту нахождения объекта аудита.
10. Аудиторские проверки проводятся на основании программы аудиторской проверки, которая утверждается руководителем аудиторской группы (проверяющим) не позднее 10 рабочих дней до начала аудиторской проверки.
11. При составлении программы аудиторской проверки формируется аудиторская группа, состоящая из работников, проводящих аудиторскую проверку, и распределяются обязанности между членами аудиторской группы.
12. Составление, утверждение, ведение Плана осуществляется в соответствии с приложением N 1 к настоящему Положению.
13. Аудиторская проверка назначается приказом Министерства, в котором указывается наименование объекта (объектов) аудита, вид аудиторской проверки (камеральная, выездная, комбинированная), проверяемый период, основание проведения аудиторской проверки, участники аудита, срок проведения аудиторской проверки, срок представления отчета о результатах аудиторской проверки.
14. В соответствии с пунктом 46 Правил в ходе аудиторской проверки проводится исследование:
а) осуществления внутреннего финансового контроля;
б) законности выполнения внутренних бюджетных процедур и эффективности использования бюджетных средств;
в) ведения учетной политики, принятой объектом аудита, в том числе на предмет ее соответствия изменениям в области бюджетного учета;
г) применения автоматизированных информационных систем объектом аудита при осуществлении внутренних бюджетных процедур;
д) вопросов бюджетного учета, в том числе вопросов, по которым принимается решение исходя из профессионального мнения лица, ответственного за ведение бюджетного учета;
е) наделения правами доступа пользователей к базам данных, вводу и выводу информации из автоматизированных информационных систем, обеспечивающих осуществление бюджетных полномочий;
ж) формирования финансовых и первичных учетных документов, а также наделения правами доступа к записям в регистрах бюджетного учета;
з) бюджетной отчетности.
15. В соответствии с пунктом 47 Правил аудиторская проверка проводится путем выполнения:
а) инспектирования, представляющего собой изучение записей и документов, связанных с осуществлением операций внутренней бюджетной процедуры и (или) материальных активов;
б) наблюдения, представляющего собой систематическое изучение действий должностных лиц и работников объекта аудита, выполняемых ими в ходе исполнения операций внутренней бюджетной процедуры;
в) запроса, представляющего собой обращение к осведомленным лицам в пределах или за пределами объекта аудита в целях получения сведений, необходимых для проведения аудиторской проверки;
г) подтверждения, представляющего собой ответ на запрос информации, содержащейся в регистрах бюджетного учета;
д) пересчета, представляющего собой проверку точности арифметических расчетов, произведенных объектом аудита, либо самостоятельного расчета должностными лицами субъекта внутреннего финансового аудита;
е) аналитических процедур, представляющих собой анализ соотношений и закономерностей, основанных на сведениях об осуществлении внутренних бюджетных процедур, а также изучение связи указанных соотношений и закономерностей с полученной информацией с целью выявления отклонений от нее и (или) неправильно отраженных в бюджетном учете операций и их причин и недостатков осуществления иных внутренних бюджетных процедур.
16. Выводы и предложения, сделанные по результатам аудиторской проверки, должны основываться на достаточных фактических данных и достоверной информации, подтверждающих выявленные в ходе аудиторской проверки нарушения и недостатки.
17. Согласно пункту 49 Правил проведение аудиторской проверки подлежит документированию. Рабочая документация, то есть документы и иные материалы, подготавливаемые или получаемые в связи с проведением аудиторской проверки, содержит:
а) документы, отражающие подготовку аудиторской проверки, включая ее программу;
б) сведения о характере, сроках, об объеме аудиторской проверки и о результатах ее выполнения;
в) сведения о выполнении внутреннего финансового контроля в отношении операций, связанных с темой аудиторской проверки;
г) перечень договоров, соглашений, протоколов, первичной учетной документации, документов бюджетного учета и бюджетной отчетности объектов аудита, подлежавших изучению в ходе аудиторской проверки;
д) письменные заявления и объяснения, полученные от должностных лиц и иных работников объектов аудита;
е) копии обращений, направленных органам государственного финансового контроля, экспертам и (или) третьим лицам в ходе аудиторской проверки, и полученные от них сведения;
ж) копии финансово-хозяйственных документов объекта аудита, подтверждающих выявленные нарушения;
з) акт аудиторской проверки.
18. Аудиторская группа (проверяющий) при проведении аудиторских проверок обязана:
а) соблюдать требования нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности;
б) проводить аудиторские проверки в соответствии с программой аудиторской проверки;
в) формулировать выводы по результатам аудиторской проверки, основанные на положениях нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности;
г) знакомить руководителя (уполномоченное им лицо) объекта аудита с программой аудиторской проверки, а также с результатами аудиторских проверок (актами и заключениями).
19. Предельные сроки проведения аудиторских проверок, основания для их приостановления и продления устанавливаются в соответствии с приложением N 2 к настоящему Положению.
20. Результаты аудиторской проверки оформляются актом аудиторской проверки согласно рекомендуемому образцу, в соответствии с приложением N 3 к настоящему Положению.
21. Акт аудиторской проверки, подписанный руководителем аудиторской группы (проверяющим) и всеми членами аудиторской группы, вручается руководителю объекта аудита (уполномоченному им лицу) под роспись.
Формирование, направление и сроки рассмотрения акта аудиторской проверки объектом аудита осуществляются в порядке согласно приложению N 4 к настоящему Положению.
22. В случае выявления нецелевого использования бюджетных средств, а также иных нарушений, которые могут быть исчислены в денежном выражении, суммы нецелевого использования средств (иных нарушений) указываются в разрезе кодов классификации расходов бюджетов Российской Федерации.
23. Объект аудита вправе представить письменные возражения по акту аудиторской проверки.
24. Руководитель аудиторской группы (проверяющий) на основании акта аудиторской проверки составляет отчет о результатах проведенной аудиторской проверки.
Составление и представление отчета о результатах аудиторской проверки осуществляется согласно приложению N 5 к настоящему Положению.
25. Субъект аудита обеспечивает составление годовой отчетности о результатах осуществления Министерством внутреннего финансового аудита в соответствии с приложением N 6 к настоящему Положению.
Приложение N 1
к Положению об осуществлении
Министерством сельского хозяйства
Российской Федерации внутреннего
финансового аудита, утвержденному
приказом Министерства сельского
хозяйства Российской Федерации
от 22 сентября 2016 г. N 421
ПОРЯДОК
СОСТАВЛЕНИЯ, УТВЕРЖДЕНИЯ И ВЕДЕНИЯ ГОДОВОГО ПЛАНА
ВНУТРЕННЕГО ФИНАНСОВОГО АУДИТА
1. Министерством сельского хозяйства Российской Федерации (далее - Министерство) составляется, утверждается и ведется годовой план внутреннего финансового аудита (далее - план).
2. Проект Плана на очередной финансовый год представляется субъектом аудита на утверждение Министру сельского хозяйства Российской Федерации не позднее 1 декабря текущего года.
3. Копия утвержденного Плана на очередной финансовый год не позднее трех рабочих дней со дня его утверждения направляется объектам аудита, включенным в План.
4. Внесенные в План изменения доводятся до объектов аудита в соответствии с пунктом 15 настоящего Положения.
5. План составляется и ведется должностными лицами, наделенными полномочиями по осуществлению внутреннего финансового аудита (далее - субъект аудита).
6. План утверждается Министром сельского хозяйства Российской Федерации на очередной финансовый год не позднее 10 декабря текущего года.
7. В плане указывается перечень аудиторских проверок, которые планируется провести в очередном финансовом году.
По каждой аудиторской проверке в плане указываются:
тема аудиторской проверки (проверяемая внутренняя бюджетная процедура);
объекты внутреннего финансового аудита;
срок проведения аудиторской проверки;
ответственные исполнители.
8. Составление плана осуществляется с учетом результатов проведения субъектом аудита предварительного анализа данных об объектах внутреннего финансового аудита, в том числе сведений о результатах:
а) осуществления внутреннего финансового контроля за период, подлежащий аудиторской проверке, в соответствии с подпунктами "а", "б" пункта 41 Правил осуществления главными распорядителями (распорядителями) средств федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации), главными администраторами (администраторами) доходов федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации), главными администраторами (администраторами источников финансирования дефицита федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации) внутреннего финансового контроля и аудита, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 марта 2014 г. N 193 (далее - Правила);
б) проведения контрольных мероприятий органом государственного финансового контроля в текущем и (или) отчетном финансовом году.
9. В соответствии с пунктом 40 Правил при планировании аудиторских проверок (составлении плана и программы аудиторской проверки) учитываются:
а) значимость операций (действий по формированию документа, необходимого для выполнения внутренней бюджетной процедуры), групп однотипных операций объектов внутреннего финансового аудита, которые могут оказать значительное влияние на годовую и (или) квартальную бюджетную отчетность главного администратора бюджетных средств, администратора бюджетных средств в случае неправомерного исполнения этих операций;
б) факторы, влияющие на объем выборки проверяемых операций (действий по формированию документа, необходимого для выполнения внутренней бюджетной процедуры) для тестирования эффективности (надежности) внутреннего финансового контроля, к которым в том числе относятся частота выполнения визуальных контрольных действий, существенность процедур внутреннего финансового контроля и уровень автоматизации процедур внутреннего финансового контроля;
в) наличие значимых бюджетных рисков после проведения процедур внутреннего финансового контроля;
г) степень обеспеченности уполномоченного должностного лица ресурсами (трудовыми, материальными и финансовыми);
д) возможность проведения аудиторских проверок в установленные сроки;
е) наличие резерва времени для выполнения внеплановых аудиторских проверок.
10. Изменения в план вносятся в соответствии с решением Министра сельского хозяйства Российской Федерации на основании мотивированного обращения субъекта аудита.
11. В плане предусматриваются аудиторские проверки (перечень аудиторских проверок), которые могут осуществляться по следующим направлениям:
аудит достоверности и полноты бюджетной отчетности главного администратора средств федерального бюджета;
аудит эффективности системы внутреннего контроля документов, необходимых для составления и рассмотрения проекта бюджета, в том числе реестров расходных обязательств и обоснований бюджетных ассигнований;
аудит эффективности системы внутреннего контроля составления, утверждения и ведения бюджетной росписи;
аудит эффективности системы внутреннего финансового контроля по составлению, ведению и исполнению бюджетной сметы Министерства;
аудит эффективности системы внутреннего финансового контроля при осуществлении полномочий главного администратора (администратора) доходов федерального бюджета;
аудит эффективности системы внутреннего финансового контроля по формированию и утверждению государственных заданий в отношении подведомственных Министерству федеральных государственных учреждений;
аудит эффективности системы внутреннего финансового контроля по принятию в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств и (или) бюджетных ассигнований бюджетных обязательств;
аудит эффективности системы внутреннего финансового контроля по осуществлению начисления, учета и контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью осуществления платежей в федеральный бюджет, пеней и штрафов по ним (за исключением операций, осуществляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, законодательством о таможенном регулировании в Российской Федерации, законодательством Российской Федерации о страховых взносах);
аудит эффективности системы внутреннего финансового контроля по процедуре ведения бюджетного учета, в том числе принятия к учету первичных учетных документов (составления сводных учетных документов), отражения информации, указанной в первичных учетных документах и регистрах бюджетного учета, проведения оценки имущества и обязательств, а также инвентаризаций;
аудит эффективности системы внутреннего финансового контроля по распределению лимитов бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств;
аудит эффективности системы внутреннего финансового контроля в отношении бюджетных инвестиций;
аудит эффективности системы внутреннего финансового контроля в отношении осуществления предусмотренных правовыми актами о предоставлении межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, а также иных субсидий действий, направленных на обеспечение соблюдения их получателями условий, целей и порядка их предоставления;
аудит эффективности системы внутреннего финансового контроля в отношении предоставления субсидий юридическим и физическим лицам (за исключением бюджетных учреждений) и обеспечения соблюдения получателями указанных субсидий целей и порядка, установленных при их предоставлении;
аудит эффективности системы внутреннего финансового контроля в отношении предоставления субсидий подведомственным Министерству федеральным государственным бюджетным учреждениям и обеспечения соблюдения получателями указанных субсидий целей и порядка, установленных при их предоставлении.
12. Тема аудиторской проверки формируется путем детализации соответствующего направления аудиторской проверки, указанного в пункте 8 настоящего Порядка, по конкретным видам и (или) направлениям расходов и доходов федерального бюджета.
13. План и изменения в него размещаются уполномоченным должностным лицом на официальном сайте Министерства в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Приложение N 2
к Положению об осуществлении
Министерством сельского хозяйства
Российской Федерации внутреннего
финансового аудита, утвержденному
приказом Министерства сельского
хозяйства Российской Федерации
от 22 сентября 2016 г. N 421
ПРЕДЕЛЬНЫЕ СРОКИ
ПРОВЕДЕНИЯ АУДИТОРСКИХ ПРОВЕРОК, ОСНОВАНИЯ ДЛЯ ИХ
ПРИОСТАНОВЛЕНИЯ И ПРОДЛЕНИЯ
1. Предельные сроки проведения аудиторских проверок определяются исходя из количества проверяемых внутренних бюджетных процедур и вида аудиторской проверки, специфики деятельности объекта внутреннего финансового аудита, объемов его финансирования, но не должны превышать 45 календарных дней.
2. Проведение аудиторской проверки может быть приостановлено:
на период восстановления объектом внутреннего финансового аудита документов, необходимых для проведения аудиторской проверки, а также приведения объектом аудиторской проверки в надлежащее состояние документов по учету и отчетности в случае отсутствия или неудовлетворительного состояния бюджетного (бухгалтерского) учета у объекта внутреннего финансового аудита;
на период устранения обстоятельств, препятствующих проведению аудиторской проверки - в случае непредставления (неполного представления) объектом внутреннего финансового аудита документов, материалов и информации, необходимых для проведения аудиторской проверки, воспрепятствования объектом внутреннего финансового аудита проведению аудиторской проверки и (или) уклонения его от проведения аудиторской проверки.
3. Приостановление аудиторской проверки оформляется приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации (далее - Министерство) на основании мотивированного обращения:
должностного лица, уполномоченного на осуществление внутреннего финансового аудита подразделения Министерства, назначенного приказом Министерства ответственным за проведение аудиторской проверки (далее - проверяющий);
должностного лица, уполномоченного на осуществление внутреннего финансового аудита подразделения Министерства, назначенного приказом Министерства ответственным за проведение аудиторской проверки в составе группы должностных лиц этого подразделения (далее - руководитель аудиторской группы, аудиторская группа).
4. На время приостановления аудиторской проверки течение ее срока прерывается.
5. Руководитель аудиторской группы (проверяющий) в срок не позднее трех рабочих дней со дня подписания приказа о приостановлении аудиторской проверки направляет руководителю объекта внутреннего финансового аудита (уполномоченному им лицу):
копию приказа Министерства о приостановлении аудиторской проверки;
в письменной форме требование о восстановлении бюджетного (бухгалтерского) учета или о приведении в надлежащее состояние документов по бюджетному (бухгалтерскому) учету и отчетности либо устранении иных обстоятельств, делающих невозможным дальнейшее проведение аудиторской проверки (далее - требование).
6. В требовании указывается срок его выполнения, который не может превышать срок, на который приостанавливается аудиторская проверка.
7. После окончания срока приостановления аудиторской проверки руководитель аудиторской группы (проверяющий) возобновляет проведение аудиторской проверки, о чем письменно извещает руководителя объекта внутреннего финансового аудита (уполномоченного им лица).
8. Срок проведения аудиторской проверки может продлеваться Министром сельского хозяйства Российской Федерации, но не более чем на 20 календарных дней, на основании мотивированного обращения субъекта аудита.
9. Основаниями продления срока аудиторской проверки являются:
а) проведение аудиторской проверки объекта внутреннего финансового аудита, имеющего большое количество получателей средств федерального бюджета, а также проверяемых и анализируемых документов;
б) получение в ходе проведения аудиторской проверки информации от правоохранительных, контролирующих органов либо из иных источников, свидетельствующей о наличии в деятельности объекта внутреннего финансового аудита нарушений законодательства Российской Федерации и требующей дополнительного изучения;
в) наличие обстоятельств непреодолимой силы, препятствующих проведению аудиторской проверки в установленные сроки.
Приложение N 3
к Положению об осуществлении
Министерством сельского хозяйства
Российской Федерации внутреннего
финансового аудита, утвержденному
приказом Министерства сельского
хозяйства Российской Федерации
от 22 сентября 2016 г. N 421
Рекомендуемый образец
--------------------------------
<1> Заполняется в случае отказа руководителя объекта внутреннего финансового аудита (уполномоченного им лица) от подписания акта аудиторской проверки.
Примечание:
1. Акт аудиторской проверки составляется в двух экземплярах руководителем аудиторской группы (проверяющим).
2. Каждый экземпляр акта аудиторской проверки подписывается руководителем аудиторской группы (проверяющим) и всеми участниками аудиторской группы.
3. При выявлении нарушений и недостатков в акте аудиторской проверки указываются:
нормы законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, требования которых нарушены;
виды выявленных нарушений с указанием по годам и видам средств (бюджетные, поступившие от приносящей доход деятельности);
причины допущенных нарушений и недостатков, их последствия;
суммы ущерба, выявленного в ходе аудиторской проверки;
принятые в ходе проведения аудиторской проверки меры по устранению выявленных нарушений и недостатков и результаты принятых мер.
4. Не допускается включение в акт аудиторской проверки предположений и сведений, не подтвержденных документами.
Приложение N 4
к Положению об осуществлении
Министерством сельского хозяйства
Российской Федерации внутреннего
финансового аудита, утвержденному
приказом Министерства сельского
хозяйства Российской Федерации
от 22 сентября 2016 г. N 421
ПОРЯДОК
ФОРМИРОВАНИЯ, НАПРАВЛЕНИЯ И СРОКИ РАССМОТРЕНИЯ
МИНИСТЕРСТВОМ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
АКТА АУДИТОРСКОЙ ПРОВЕРКИ
1. Результаты аудиторской проверки оформляются в письменном виде актом аудиторской проверки (далее - Акт).
2. Датой окончания аудиторской проверки считается день вручения одного экземпляра Акта руководителю объекта внутреннего финансового аудита (уполномоченному им лицу).
О получении Акта руководитель объекта внутреннего финансового аудита (уполномоченное им лицо) делает запись в экземпляре Акта, который остается у должностных лиц, уполномоченных на осуществление внутреннего финансового аудита Министерства сельского хозяйства Российской Федерации (далее - субъект аудита, Министерство), назначенных приказом Министерства о проведении аудиторской проверки (далее - аудиторская группа, проверяющий), содержащую дату получения Акта, подпись и расшифровку этой подписи.
В случае отказа руководителя объекта внутреннего финансового аудита (уполномоченного им лица) получить Акт, руководителем аудиторской группы, назначенным приказом Министерства о проведении аудиторской проверки ответственным за ее проведение (далее - руководитель аудиторской группы) (проверяющим) в Акте делает запись об отказе в получении Акта.
В случае отказа руководителя объекта внутреннего финансового аудита (уполномоченного им лица) получить Акт, датой окончания аудиторской проверки считается третий день со дня направления объекту внутреннего финансового контроля Акта сопроводительным письмом по системе электронного документооборота (далее - СЭДО).
3. Акт составляется в двух экземплярах: один экземпляр - для субъекта аудита; один экземпляр - для объекта внутреннего финансового аудита.
4. Каждый экземпляр Акта подписывается руководителем аудиторской группы (проверяющим) и всеми участниками аудиторской группы.
Подписанный аудиторской группой (проверяющим) Акт направляется руководителю объекта аудиторской проверки (уполномоченному им лицу) в соответствии с пунктом 2 настоящего Порядка.
Документ, подтверждающий факт направления Акта объекту внутреннего финансового аудита, приобщается к материалам аудиторской проверки.
5. Руководитель аудиторской группы (проверяющий) устанавливает по согласованию с руководителем объекта внутреннего финансового аудита (уполномоченным им лицом) срок для ознакомления последнего с Актом и его подписания, но не более 10 рабочих дней со дня вручения Акта.
Если у руководителя объекта внутреннего финансового аудита (уполномоченного им лица) имеются замечания и возражения по Акту, об этом делается отметка в Акте, письменные возражения вместе с подписанным Актом представляются руководителю аудиторской группы (проверяющему). Данные замечания и возражения приобщаются к материалам аудиторской проверки.
6. Руководитель аудиторской группы (проверяющий) в срок до 30 рабочих дней со дня получения письменных возражений по Акту рассматривает их и дает по ним письменное заключение (далее - заключение). Один экземпляр заключения направляется объекту внутреннего финансового аудита, один экземпляр заключения приобщается к материалам аудиторской проверки.
Заключение направляется объекту внутреннего финансового аудита по СЭДО либо вручается руководителю объекта внутреннего финансового аудита (уполномоченному им лицу) под расписку.
Приложение N 5
к Положению об осуществлении
Министерством сельского хозяйства
Российской Федерации внутреннего
финансового аудита, утвержденному
приказом Министерства сельского
хозяйства Российской Федерации
от 22 сентября 2016 г. N 421
ПОРЯДОК
СОСТАВЛЕНИЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЯ МИНИСТЕРСТВОМ СЕЛЬСКОГО
ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТЧЕТА О РЕЗУЛЬТАТАХ
АУДИТОРСКОЙ ПРОВЕРКИ
1. Руководитель аудиторской группы (проверяющий) на основании акта аудиторской проверки составляет отчет о результатах проведенной аудиторской проверки (далее - Отчет).
2. Согласно пункту 53 Правил осуществления главными распорядителями (распорядителями) средств федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации), главными администраторами (администраторами) доходов федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации), главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации) внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 марта 2014 г. N 193, Отчет должен содержать информацию об итогах аудиторской проверки, в том числе:
а) информацию о выявленных в ходе аудиторской проверки недостатках и нарушениях (в количественном и денежном выражении), об условиях и о причинах таких нарушений, а также о значимых бюджетных рисках;
б) информацию о наличии или об отсутствии возражений со стороны объектов аудита;
в) выводы о степени надежности внутреннего финансового контроля и достоверности представленной объектами аудита бюджетной отчетности;
г) выводы о соответствии ведения бюджетного учета объектами аудита методологии и стандартам бюджетного учета, установленным Министерством финансов Российской Федерации;
д) выводы, предложения и рекомендации по устранению выявленных нарушений и недостатков, принятию мер по минимизации бюджетных рисков, внесению изменений в карты внутреннего финансового контроля, а также предложения по повышению экономности и результативности использования бюджетных средств.
3. Отчет с приложением акта аудиторской проверки и проекта решения Министра сельского хозяйства Российской Федерации по результатам рассмотрения Отчета направляется руководителем аудиторской группы (проверяющим) Министру сельского хозяйства Российской Федерации.
4. По результатам рассмотрения Отчета Министр сельского хозяйства Российской Федерации принимает одно или несколько из следующих решений:
а) о необходимости реализации аудиторских выводов, предложений и рекомендаций;
б) о недостаточной обоснованности аудиторских выводов, предложений и рекомендаций;
в) о применении материальной и (или) дисциплинарной ответственности к виновным должностным лицам, а также о проведении служебных проверок;
г) о направлении материалов федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, и (или) правоохранительные органы в случае наличия признаков нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации, в отношении которых отсутствует возможность их устранения.
Приложение N 6
к Положению об осуществлении
Министерством сельского хозяйства
Российской Федерации внутреннего
финансового аудита, утвержденному
приказом Министерства сельского
хозяйства Российской Федерации
от 22 сентября 2016 г. N 421
ПОРЯДОК
СОСТАВЛЕНИЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ГОДОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ
О РЕЗУЛЬТАТАХ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ МИНИСТЕРСТВОМ СЕЛЬСКОГО
ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ВНУТРЕННЕГО
ФИНАНСОВОГО АУДИТА
1. Министерством сельского хозяйства Российской Федерации (далее - Министерство) обеспечивается составление годового отчета о результатах осуществления им внутреннего финансового аудита.
2. Годовой отчет о результатах осуществления Министерством внутреннего финансового аудита (далее - годовой отчет) составляется уполномоченными должностными лицами Министерства, наделенными полномочиями по осуществлению внутреннего финансового аудита (далее - субъект аудита) до 20 февраля года, следующего за отчетным.
3. В годовой отчет включается информация, подтверждающая выводы о степени надежности (эффективности) внутреннего финансового контроля, осуществляемого Министерством, достоверности сводной бюджетной отчетности Министерства.
4. Годовой отчет и пояснительная записка к нему представляются субъектом аудита Министру сельского хозяйства Российской Федерации.
В пояснительной записке приводятся сведения о результатах проведенных аудиторских проверок, включая сведения:
о недостатках и нарушениях, выявленных в ходе проведения аудиторских проверок в количественном и денежном выражении;
о наличии значимых бюджетных рисков;
о наличии или отсутствии возражений со стороны объектов внутреннего финансового аудита по результатам проведенной аудиторской проверки;
о степени надежности внутреннего финансового контроля и достоверности представляемой объектами внутреннего финансового аудита бюджетной отчетности;
о соответствии ведения бюджетного учета объектами внутреннего финансового аудита методологии и стандартам бюджетного учета, установленным Министерством финансов Российской Федерации;
о передаче материалов аудиторских проверок федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере и правоохранительные органы;
о привлечении к ответственности должностных лиц объектов внутреннего финансового аудита за выявленные в ходе проведения аудиторских проверок нарушения;
о соответствии сроков проведения и завершения аудиторских проверок утвержденному годовому плану осуществления внутреннего финансового аудита на соответствующий календарный год;
о проведении внеплановых аудиторских проверок, соблюдении сроков их проведения и результатах.
5. После рассмотрения Министром сельского хозяйства Российской Федерации годовой отчет и пояснительная записка к нему размещаются субъектом аудита на официальном сайте Министерства в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".