Приказ Минобрнауки России от 16.11.2020 N 1424
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 16 ноября 2020 г. N 1424
ОБ ОРГАНИЗАЦИИ
И ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ВНУТРЕННЕГО ФИНАНСОВОГО АУДИТА
В МИНИСТЕРСТВЕ НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В соответствии с пунктом 5 статьи 160.2-1 Бюджетного кодекса Российской Федерации приказываю:
1. Утвердить прилагаемое Положение об организации и осуществлении внутреннего финансового аудита в Министерстве науки и высшего образования Российской Федерации.
2. Признать утратившими силу приказы Министерства науки и высшего образования Российской Федерации:
от 21 января 2019 г. N 12 "О порядке формирования аудиторских групп для проведения аудиторских проверок в Министерстве науки и высшего образования Российской Федерации";
от 4 апреля 2019 г. N 194 "О внесении изменений в Перечень должностных лиц Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, привлекаемых для проведения аудиторских проверок, утвержденный приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 21 января 2019 г. N 12";
от 13 мая 2019 г. N 312 "О внесении изменений в Перечень должностных лиц Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, привлекаемых для проведения аудиторских проверок, утвержденный приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 21 января 2019 г. N 12";
от 30 августа 2019 г. N 690 "О внесении изменений в Перечень должностных лиц Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, привлекаемых для проведения аудиторских проверок, утвержденный приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 21 января 2019 г. N 12".
3. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.
Министр
В.Н.ФАЛЬКОВ
Приложение
Утверждено
приказом Министерства науки
и высшего образования
Российской Федерации
от 16 ноября 2020 г. N 1424
ПОЛОЖЕНИЕ
ОБ ОРГАНИЗАЦИИ И ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ВНУТРЕННЕГО ФИНАНСОВОГО
АУДИТА В МИНИСТЕРСТВЕ НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
I. Общие положения
1. Положение об организации и осуществлении внутреннего финансового аудита в Министерстве науки и высшего образования Российской Федерации (далее - Положение) разработано в целях обеспечения осуществления внутреннего финансового аудита в Министерстве науки и высшего образования Российской Федерации (далее - Министерство).
Внутренний финансовый аудит в Министерстве осуществляется в соответствии с федеральными стандартами внутреннего финансового аудита, установленными Министерством финансов Российской Федерации (далее - федеральные стандарты).
Термины и их определения, используемые в Положении, применяются в том же значении, в котором они приведены в федеральных стандартах.
2. Внутренний финансовый аудит в Министерстве осуществляется на основе функциональной независимости, выражающейся в наделении структурного подразделения Министерства, не принимающего участия в организации и выполнении операций (действий) по выполнению бюджетных процедур, полномочиями по осуществлению внутреннего финансового аудита.
3. Внутренний финансовый аудит в Министерстве осуществляется Контрольно-ревизионным департаментом Министерства (далее - субъект внутреннего финансового аудита).
II. Планирование и проведение внутреннего
финансового аудита
4. Внутренний финансовый аудит осуществляется посредством проведения плановых и внеплановых аудиторских мероприятий.
5. Плановое аудиторское мероприятие проводится на основе плана проведения аудиторских мероприятий на очередной финансовый год, утверждаемого Министром науки и высшего образования Российской Федерации (далее - Министр) в срок до 25 декабря текущего финансового года (далее - План).
Рекомендуемый образец Плана приведен в приложении N 1 к Положению.
6. Утвержденный План доводится до субъектов бюджетных процедур в течение 5 рабочих дней с даты утверждения.
7. Решение о внесении изменений в План принимается Министром по предложению руководителя субъекта внутреннего финансового аудита. Указанные изменения оформляются путем утверждения Плана в новой редакции, который направляется субъектам бюджетных процедур в срок, аналогичный сроку, указанному в пункте 6 Положения.
8. Решение о проведении планового аудиторского мероприятия оформляется распоряжением Министерства, в котором указывается тема и сроки проведения аудиторского мероприятия, объект аудита, субъект бюджетных процедур, состав аудиторской группы.
9. Решение о проведении планового аудиторского мероприятия направляется субъектом внутреннего финансового аудита субъектам бюджетных процедур, в отношении которых проводится аудиторское мероприятие, не позднее 5 рабочих дней со дня его принятия.
10. Внеплановое аудиторское мероприятие проводится на основании решения Министра и оформляется распоряжением Министерства, подготавливаемым субъектом внутреннего финансового аудита.
11. Решение о проведении внепланового аудиторского мероприятия направляется субъектом внутреннего финансового аудита субъектам бюджетных процедур, в отношении которых проводится внеплановое аудиторское мероприятие, не позднее 5 рабочих дней со дня его принятия.
12. Датой начала аудиторского мероприятия является дата, указанная в распоряжении Министерства о проведении аудиторского мероприятия. Датой окончания аудиторского мероприятия является дата подписания должностным лицом (федеральным государственным гражданским служащим) субъекта внутреннего финансового аудита заключения по результатам аудиторского мероприятия.
13. Утвержденная руководителем субъекта внутреннего финансового аудита программа аудиторского мероприятия (далее - Программа) представляется субъекту бюджетных процедур не позднее чем за 5 рабочих дней до начала проведения аудиторского мероприятия.
14. Руководителем субъекта внутреннего финансового аудита при необходимости могут вноситься изменения в Программу.
В случае внесения изменений в Программу в ходе осуществления аудиторского мероприятия измененная Программа направляется субъектом внутреннего финансового аудита субъекту бюджетных процедур.
15. Для проведения аудиторского мероприятия формируется аудиторская группа. Количество членов аудиторской группы должно составлять не менее трех человек.
Численность аудиторской группы определяется исходя из целей аудиторского мероприятия, сроков проведения аудиторского мероприятия, а также вопросов, подлежащих изучению в ходе проведения аудиторского мероприятия.
16. В аудиторском мероприятии не имеют права принимать участие:
должностные лица (федеральные государственные гражданские служащие) субъекта внутреннего финансового аудита, состоящие в родстве или свойстве с субъектами бюджетных процедур;
должностные лица (федеральные государственные гражданские служащие) субъекта внутреннего финансового аудита, если они в проверяемом периоде осуществляли или принимали участие в осуществлении операций (действий) по выполнению бюджетной процедуры.
17. Исходя из целей аудиторского мероприятия к его проведению при необходимости привлекаются эксперты и (или) должностные лица (федеральные государственные гражданские служащие) Министерства.
18. Привлекаемым экспертам обеспечивается доступ к рабочей документации аудиторского мероприятия в части, их касающейся.
19. Субъект внутреннего финансового аудита вправе запросить документы и информацию, необходимые для проведения аудиторского мероприятия, которые должностные лица (федеральные государственные гражданские служащие) субъекта бюджетных процедур должны представить аудиторской группе.
20. Руководитель аудиторской группы при проведении аудиторского мероприятия оценивает степень выполнения Программы и достижения ее целей на основании рабочей документации аудиторского мероприятия.
21. Рабочая документация аудиторского мероприятия может вестись и храниться в электронном виде и (или) на бумажных носителях.
22. Рабочая документация аудиторских мероприятий хранится субъектом внутреннего финансового аудита не менее 5 лет.
III. Составление и представление заключения.
Представление и рассмотрение возражений и предложений
по результатам проведенных аудиторских мероприятий
23. По результатам аудиторского мероприятия составляется заключение (далее - заключение).
24. По решению руководителя субъекта внутреннего финансового аудита могут быть отражены промежуточные и предварительные результаты аудиторского мероприятия, в том числе в форме аналитических записок, направляемых субъектам бюджетных процедур.
Аналитические записки являются частью заключения и содержат информацию об отдельных результатах аудиторского мероприятия.
25. Субъект внутреннего финансового аудита направляет подписанный экземпляр заключения субъекту бюджетных процедур не позднее дня, следующего за днем подписания заключения.
26. Субъект бюджетных процедур обязан ознакомиться с заключением в течение 5 рабочих дней со дня его получения.
27. При наличии возражений и предложений по заключению субъект бюджетных процедур вправе направить их в письменной форме субъекту внутреннего финансового аудита в срок, установленный пунктом 26 Положения.
Данные возражения и предложения приобщаются к материалам аудиторского мероприятия.
28. Если от субъекта бюджетных процедур не поступили возражения и предложения по заключению в течение срока, указанного в пункте 26 Положения, заключение считается согласованным субъектом бюджетных процедур без замечаний и возражений.
29. Возражения и предложения субъекта бюджетных процедур, поступившие по результатам проведенного аудиторского мероприятия, рассматриваются руководителем субъекта внутреннего финансового аудита и при необходимости учитываются должностными лицами (федеральными государственными гражданскими служащими) субъекта внутреннего финансового аудита, в том числе в целях ведения реестра бюджетных рисков.
30. Руководитель субъекта внутреннего финансового аудита представляет подписанный экземпляр заключения Министру в течение 10 рабочих дней с даты согласования субъектами бюджетных процедур заключения.
31. Министр рассматривает заключение и принимает одно или несколько решений, предусмотренных федеральными стандартами, направленных на повышение качества финансового менеджмента, с указанием сроков их выполнения.
Указанные решения утверждаются письменным поручением (в том числе в форме резолюции, протокола совещания).
32. На основании решения Министра, предусмотренного пунктом 31 Положения, субъект бюджетных процедур разрабатывает и утверждает план мероприятий по устранению выявленных недостатков и нарушений и совершенствованию организации (обеспечения выполнения), выполнения бюджетной процедуры и (или) операций (действий) по выполнению бюджетной процедуры по результатам проведения аудиторского мероприятия (далее - план мероприятий по устранению выявленных недостатков и нарушений).
33. Рекомендуемый образец плана мероприятий по устранению выявленных недостатков и нарушений приведен в приложении N 2 к Положению.
34. Субъект бюджетных процедур направляет план мероприятий по устранению выявленных недостатков и нарушений субъекту внутреннего финансового аудита в срок, не превышающий 5 рабочих дней с даты принятия указанного в пункте 31 Положения решения Министром.
35. Субъект бюджетных процедур в срок, установленный в плане мероприятий по устранению выявленных недостатков и нарушений, обязан организовать работу по устранению выявленных недостатков (нарушений).
36. Субъекты бюджетных процедур в срок, установленный в заключении, направляют субъекту внутреннего финансового аудита отчет о выполнении плана мероприятий по устранению выявленных недостатков, нарушений и совершенствованию организации (обеспечения выполнения), выполнения бюджетной процедуры и (или) операций (действий) по выполнению бюджетной процедуры (далее - отчет о выполнении плана мероприятий по устранению выявленных недостатков и нарушений).
Рекомендуемый образец отчета о выполнении плана мероприятий по устранению выявленных недостатков и нарушений приведен в приложении N 3 к Положению.
37. В случае если срок выполнения мероприятий по устранению недостатков и нарушений превышает установленный планом мероприятий по устранению выявленных недостатков и нарушений срок, к отчету прилагается пояснительная записка, в которой указываются причины его превышения.
38. Информация о принятых решениях, а также о принятых (необходимых к принятию) мерах по повышению качества финансового менеджмента обобщается должностными лицами (федеральными государственными гражданскими служащими) субъекта внутреннего финансового аудита в целях ведения реестра бюджетных рисков и проведения мониторинга реализации мер по минимизации (устранению) бюджетных рисков.
39. Субъекты бюджетных процедур в целях формирования предложений по ведению реестра бюджетных рисков обязаны оценивать бюджетные риски и анализировать способы их минимизации.
Должностные лица (федеральные государственные гражданские служащие) субъекта внутреннего финансового аудита обязаны обеспечивать ведение реестра бюджетных рисков на основании:
предложений субъектов бюджетных процедур по результатам осуществления внутреннего финансового контроля;
результатов мониторинга реализации решений Министра;
результатов анализа изменения бюджетного законодательства;
результатов проверок органами внутреннего государственного финансового контроля;
результатов мониторинга качества финансового менеджмента.
40. Рекомендуемый образец реестра бюджетных рисков приведен в приложении N 4 к Положению.
41. Реестр бюджетных рисков формируется путем:
а) описания операций (действий) по выполнению бюджетной процедуры, в которой выявлены бюджетные риски;
б) описания выявленного бюджетного риска и его причин;
в) определения возможных последствий реализации бюджетного риска;
г) определения владельца бюджетного риска;
д) определения значимости (уровня) бюджетного риска (в том числе оценки вероятности и степени влияния бюджетного риска);
е) определения приоритетности принятия мер по минимизации (устранению) бюджетного риска;
ж) определения мер по минимизации (устранению) бюджетного риска.
42. Должностные лица (федеральные государственные гражданские служащие) субъекта внутреннего финансового аудита регулярно (не реже одного раза в год) проводят мониторинг реализации субъектами бюджетных процедур мер по минимизации (устранению) бюджетных рисков, в рамках которого формируют сводную информацию о результатах исполнения решений, направленных на повышение качества финансового менеджмента.
43. В случае выявления неисполненных мероприятий по устранению выявленных недостатков (нарушений), срок по которым истек, субъект внутреннего финансового аудита докладывает Министру соответствующую информацию с предложениями об уточнении сроков, о внесении изменений в наименование мер или о снятии соответствующих мер с контроля.
44. Обобщенная информация о результатах мониторинга реализации мер по минимизации (устранению) бюджетных рисков отражается в годовой отчетности о результатах деятельности субъекта внутреннего финансового аудита.
IV. Приостановление и (или) продление
аудиторских мероприятий
45. Срок проведения аудиторского мероприятия не должен превышать 40 рабочих дней с даты начала аудиторского мероприятия.
46. По решению Министра аудиторское мероприятие может быть приостановлено или продлено, но не более двух раз.
Указанное решение оформляется распоряжением Министерства, в котором указываются основания приостановления или продления аудиторского мероприятия, при этом изменения в План не вносятся.
47. Срок приостановления или продления аудиторского мероприятия определяется исходя из целей, которые должны быть достигнуты в период продления аудиторской проверки, но не может превышать 50 рабочих дней.
48. На время приостановления проведения аудиторского мероприятия течение его срока прерывается.
49. Субъект внутреннего финансового аудита направляет руководителю субъекта бюджетных процедур распоряжение Министерства о приостановлении аудиторского мероприятия и требование о приведении в надлежащее состояние документов по выполнению бюджетной процедуры либо устранении иных обстоятельств, препятствующих дальнейшему проведению аудиторского мероприятия (далее - требование). В требовании указывается срок его выполнения, который не может превышать срок, на который приостанавливается аудиторское мероприятие.
50. После устранения причин приостановления аудиторского мероприятия аудиторская группа возобновляет его проведение в сроки, устанавливаемые в распоряжении Министерства о возобновлении аудиторского мероприятия.
V. Составление и представление годовой отчетности
о результатах деятельности субъекта внутреннего
финансового аудита
51. Годовая отчетность о результатах деятельности субъекта внутреннего финансового аудита за отчетный период (далее - годовая отчетность) формируется и представляется Министру в срок до 31 марта года, следующего за отчетным.
Приложение N 1
к Положению об организации
и осуществлении внутреннего финансового
аудита в Министерстве науки и высшего
образования Российской Федерации,
утвержденному приказом Министерства
науки и высшего образования
Российской Федерации
от 16 ноября 2020 г. N 1424
(рекомендуемый образец)
N п/п
Тема аудиторского мероприятия
Субъект бюджетных процедур
Проверяемый период
Срок проведения аудиторского мероприятия
Ответственные исполнители
1
2
3
4
5
6
Приложение N 2
к Положению об организации
и осуществлении внутреннего финансового
аудита в Министерстве науки и высшего
образования Российской Федерации,
утвержденному приказом Министерства
науки и высшего образования
Российской Федерации
от 16 ноября 2020 г. N 1424
(рекомендуемый образец)
N п/п
N пункта в Заключении/стр.
Краткое содержание недостатков и нарушений
Мероприятия по устранению выявленных нарушений и недостатков субъекта бюджетных процедур
Срок выполнения
Предложения/рекомендации, внесенные в заключение аудиторской проверки, субъекта внутреннего финансового аудита
Мероприятия по совершенствованию организации, выполнения бюджетной процедуры и операций (действий) по выполнению бюджетной процедуры субъекта бюджетных процедур
Срок выполнения
Ответственные исполнители субъекта бюджетных процедур
1
2
3
4
5
6
7
8
9
Приложение N 3
к Положению об организации
и осуществлении внутреннего финансового
аудита в Министерстве науки и высшего
образования Российской Федерации,
утвержденному приказом Министерства
науки и высшего образования
Российской Федерации
от 16 ноября 2020 г. N 1424
(рекомендуемый образец)
N п/п
N пункта в Заключении/стр.
Краткое содержание недостатков и нарушений
Принятые меры по устранению выявленных нарушений и недостатков субъектами бюджетных процедур
Срок выполнения (плановый и фактический)
Предложения/рекомендации, внесенные в заключение аудиторской проверки, субъекта внутреннего финансового аудита
Принятые меры по совершенствованию организации, выполнения бюджетной процедуры и операций (действий) по выполнению бюджетной процедуры субъекта бюджетных процедур
Срок выполнения (плановый и фактический)
Реквизиты подтверждающих документов
1
2
3
4
5
6
7
8
9
Приложение N 4
к Положению об организации
и осуществлении внутреннего финансового
аудита в Министерстве науки и высшего
образования Российской Федерации,
утвержденному приказом Министерства
науки и высшего образования
Российской Федерации
от 16 ноября 2020 г. N 1424
(рекомендуемый образец)
Наименование операций (действий) по выполнению бюджетной процедуры, являющейся объектом бюджетного риска
Описание бюджетного риска
Описание причин реализации бюджетного риска
Описание последствий бюджетного риска
Наименование владельца бюджетного риска
Оценка бюджетных рисков
Меры по минимизации бюджетных рисков и (или) по организации внутреннего финансового контроля
Приоритетность принятия мер по минимизации бюджетного риска
Вероятность
Степень влияния
Значимость
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11