Приказ Минэкономразвития России от 18.08.2023 N 579
МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 18 августа 2023 г. N 579
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ РЕГЛАМЕНТА
РЕАЛИЗАЦИИ ПОЛНОМОЧИЙ АДМИНИСТРАТОРА ДОХОДОВ БЮДЖЕТА
ПО ВЗЫСКАНИЮ ДЕБИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ ПО ПЛАТЕЖАМ В БЮДЖЕТ,
ПЕНЯМ И ШТРАФАМ ПО НИМ В МИНИСТЕРСТВЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО
РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В соответствии с подпунктом "и(3)" пункта 2 Правил осуществления федеральными органами государственной власти (государственными органами), органами управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации и (или) находящимися в их ведении казенными учреждениями, а также государственными корпорациями, публично-правовыми компаниями и Центральным банком Российской Федерации бюджетных полномочий главных администраторов доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2007 г. N 995, и приказом Министерства финансов Российской Федерации от 18 ноября 2022 г. N 172н "Об утверждении общих требований к регламенту реализации полномочий администратора доходов бюджета по взысканию дебиторской задолженности по платежам в бюджет, пеням и штрафам по ним" приказываю:
Утвердить прилагаемый Регламент реализации полномочий администратора доходов бюджета по взысканию дебиторской задолженности по платежам в бюджет, пеням и штрафам по ним в Министерстве экономического развития Российской Федерации согласно приложению к настоящему приказу.
Министр
М.Г.РЕШЕТНИКОВ
Приложение
к приказу Минэкономразвития России
от 18.08.2023 N 579
РЕГЛАМЕНТ
РЕАЛИЗАЦИИ ПОЛНОМОЧИЙ АДМИНИСТРАТОРА ДОХОДОВ БЮДЖЕТА
ПО ВЗЫСКАНИЮ ДЕБИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ ПО ПЛАТЕЖАМ В БЮДЖЕТ,
ПЕНЯМ И ШТРАФАМ ПО НИМ В МИНИСТЕРСТВЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО
РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
I. Общие положения
1. Настоящий Регламент устанавливает перечень мероприятий по реализации администратором доходов бюджета полномочий, направленных на взыскание дебиторской задолженности по доходам по видам платежей структурными подразделениями Министерства экономического развития Российской Федерации (далее соответственно - Министерство, структурное подразделение Министерства).
2. На основании постановления Правительства Российской Федерации от 15 февраля 2020 г. N 153 "О передаче Федеральному казначейству полномочий отдельных федеральных органов исполнительной власти, их территориальных органов и подведомственных им казенных учреждений" Финансовый департамент Министерства передает (загружает) информацию по доходам по видам платежей в облачный портал 1С Федерального казначейства в соответствии с Графиком документооборота при централизации учета, утвержденным приказом Федерального казначейства от 21 ноября 2022 г. N 31н.
3. Ответственными за проведение мероприятий по взысканию дебиторской задолженности по платежам в бюджет являются структурные подразделения (сотрудники) Министерства, являющиеся администраторами доходов (расходов) бюджета, в том числе выполняющие функции группы инициаторов закупок, предусмотренной приказом Минэкономразвития России от 26 марта 2014 г. N 161 "О контрактной службе Министерства экономического развития Российской Федерации".
4. Ведение бюджетного учета доходов по видам платежей осуществляется с применением унифицированных форм электронных документов бухгалтерского учета, утвержденных приказом Министерства финансов Российской Федерации от 15 апреля 2021 г. N 61н "Об утверждении унифицированных форм электронных документов бухгалтерского учета, применяемых при ведении бюджетного учета, бухгалтерского учета государственных (муниципальных) учреждений, и Методических указаний по их формированию и применению" и на основании первичных учетных документов, направленных структурными подразделениями Министерства.
II. Мероприятия по недопущению образования просроченной
дебиторской задолженности по доходам, выявлению факторов,
влияющих на образование просроченной дебиторской
задолженности по доходам
5. Контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью осуществления платежей в федеральный бюджет, пеням и штрафам по ним включает в себя:
- своевременное составление ответственными структурными подразделениями Министерства первичных учетных документов, обосновывающих возникновение дебиторской задолженности по доходам или оформляющих операции по ее увеличению (уменьшению);
- своевременное направление в Финансовый департамент Министерства ответственными структурными подразделениями Министерства составленных первичных учетных документов, обосновывающих возникновение дебиторской задолженности по доходам, а также поступивших в их адрес копий судебных актов, исполнительных листов и других документов для своевременного отражения содержащихся в них данных в бюджетном учете Министерства;
- размещение Финансовым департаментом Министерства в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах (далее - ГИС ГМП) информации, предусмотренной статьей 21.3 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", необходимой для уплаты денежных средств физическими и юридическими лицами за государственные и муниципальные услуги, а также иных платежей, являющихся источниками формирования доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, и ее размещение в Единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд";
- начисление и списание в порядке, предусмотренным законодательством Российской Федерации, Финансовым департаментом Министерства в ГИС ГМП, ЕИС сумм неустоек (штрафов, пени);
- проверку фактического зачисления в доход федерального бюджета платежей в размерах и в сроки, установленные законодательством Российской Федерации, договором (контрактом);
- погашение (квитирование) начислений соответствующими платежами, являющимися источниками формирования доходов федерального бюджета, в ГИС ГМП, за исключением платежей, являющихся источниками формирования доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, информация, необходимая для уплаты которых, включая подлежащую уплате сумму, не размещается в ГИС ГМП, перечень которых утвержден приказом Министерства финансов Российской Федерации от 25 декабря 2019 г. N 250н "О перечне платежей, являющихся источниками формирования доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, информация, необходимая для уплаты которых, включая подлежащую уплате сумму, не размещается в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах";
- исполнение графика платежей в связи с предоставлением отсрочки или рассрочки уплаты платежей и погашением дебиторской задолженности по доходам, образовавшейся в связи с неисполнением графика уплаты платежей в федеральный бюджет, а также начисление процентов за предоставленную отсрочку или рассрочку и пени (штрафы) за просрочку уплаты платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации в порядке и случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
6. Ежегодно, перед составлением годовой бюджетной отчетности проводится инвентаризация расчетов по доходам с должниками, включая сверку данных по доходам федерального бюджета на основании информации о непогашенных начислениях, содержащейся в ГИС ГМП. Финансовый департамент Министерства направляет в ответственные структурные подразделения Министерства информацию о числящейся дебиторской задолженности в бюджетном учете Министерства для сверки данных по денежным взысканиям (штрафам) и оценки ее состояния.
При проведении инвентаризации ответственными структурными подразделениями Министерства проводится оценка ожидаемых результатов работы по взысканию дебиторской задолженности по доходам, в том числе в целях признания дебиторской задолженности по доходам сомнительной, с дальнейшим представлением информации в Финансовый департамент Министерства для подготовки необходимых документов для признания дебиторской задолженности безнадежной к взысканию на основании приказа Минэкономразвития России от 9 ноября 2022 г. N 606 "Об утверждении Порядка принятия Министерством экономического развития Российской Федерации и федеральным казенным учреждением "Центр поддержки" решений о признании безнадежной к взысканию задолженности по платежам в федеральный бюджет".
7. Ответственные структурные подразделения Министерства проводят мониторинг финансового (платежного) состояния должников, в том числе при проведении мероприятий по инвентаризации дебиторской задолженности по доходам, в частности, на предмет:
наличия сведений о взыскании с должника денежных средств в рамках исполнительного производства;
наличия сведений о возбуждении в отношении должника дела о банкротстве.
III. Мероприятия по урегулированию дебиторской задолженности
по доходам в досудебном порядке (со дня истечения срока
уплаты соответствующего платежа в федеральный бюджет (пеней,
штрафов) до начала работы по их принудительному взысканию)
8. При нарушении исполнения обязательств (просрочка исполнения, неисполнение, ненадлежащее исполнение обязательств), принятых по государственным контрактам, договорам, соглашениям, заключенным Министерством, ответственные структурные подразделения Министерства осуществляют следующие мероприятия, в том числе мероприятия по взысканию дебиторской задолженности:
- направление требования должнику о погашении образовавшейся задолженности (в случаях, когда денежное обязательство не предусматривает срок его исполнения и не содержит условия, позволяющего определить этот срок, а равно в случаях, когда срок исполнения обязательства определен моментом востребования);
- направление претензии должнику о погашении образовавшейся задолженности в досудебном порядке в установленный законом или договором (контрактом) срок досудебного урегулирования в случае, когда претензионный порядок урегулирования спора предусмотрен процессуальным законодательством Российской Федерации, договором (контрактом);
- направление требования (претензии) должнику (поставщику, подрядчику, исполнителю по государственному контракту) об уплате неустоек (штрафов, пеней);
- рассмотрение вопроса о возможности расторжения договора (контракта), предоставления отсрочки (рассрочки) платежа, реструктуризации дебиторской задолженности по доходам в порядке и случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
- направление в уполномоченный орган по представлению в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве, требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам с учетом требований Положения о порядке предъявления требований по обязательствам перед Российской Федерацией в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2004 г. N 257 "Об обеспечении интересов Российской Федерации как кредитора в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве", уведомлений о наличии задолженности по обязательным платежам или о задолженности по денежным обязательствам перед Российской Федерацией при предъявлении (объединении) требований в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве.
Информацию по направленным требованиям, претензиям должнику о погашении образовавшейся задолженности ответственные структурные подразделения Министерства в течение 3 (трех) рабочих дней направляют служебным письмом в Финансовый департамент Министерства.
В случае невыполнения должником обязательств о добровольной уплате неустоек (штрафов, пени) по требованию (претензии) осуществляются следующие мероприятия, в том числе мероприятия по взысканию дебиторской задолженности:
- при наличии в контракте, договоре условий о зачете обязательств по уплате неустойки в счет оплаты, заказчик производит оплату за вычетом соответствующего размера неустоек (штрафов, пени), указанного в первичных документах (электронных документах),
- если обеспечение исполнения контракта осуществляется путем внесения денежных средств, Финансовый департамент Министерства по служебному письму ответственных структурных подразделений Министерства, вправе во внесудебном порядке обратить взыскание на сумму, равную размеру подлежащей уплате неустойки (штраф, пени), которая перечисляется в федеральный бюджет, обеспечение исполнения контракта при этом возвращается подрядчику в размере, оставшемся после вычета суммы, обращенной на взыскание в счет уплаты неустойки (штраф, пени),
- если обеспечение исполнения контракта осуществляется путем предоставления независимой гарантии, ответственные структурные подразделения Министерства направляют гаранту требование об осуществлении уплаты денежной суммы по независимой гарантии равной размеру начисленной неустойки (штраф, пени).
9. В случае невозможности взыскания неустойки способами, указанными в пункте 8 настоящего Регламента и при наличии условий, удовлетворяющих требованиям постановления Правительства Российской Федерации от 4 июля 2018 г. N 783 "О списании начисленных поставщику (подрядчику, исполнителю), но не списанных заказчиком сумм неустоек (штрафов, пеней) в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных контрактом", ответственные структурные подразделения Министерства осуществляют подготовку необходимых документов и обращение в постоянно действующую комиссию по поступлению и выбытию активов Министерства.
IV. Мероприятия по принудительному взысканию дебиторской
задолженности по доходам
10. В рамках претензионной работы в случае неисполнения должником своих обязательств по погашению образовавшейся дебиторской задолженности ответственные структурные подразделения Министерства представляют в Правовой департамент Министерства все необходимые документы и материалы для составления искового заявления (административного искового заявления, заявления, апелляционной, кассационной, надзорной и частной жалоб) для урегулирования споров в досудебном и судебном порядке. Правовой департамент Министерства осуществляет правовую защиту интересов Министерства в судах различных инстанций.
V. Мероприятия по наблюдению за платежеспособностью должника
11. Ответственные структурные подразделения Министерства проводят наблюдение (в том числе за возможностью взыскания дебиторской задолженности по доходам в случае изменения имущественного положения должника) за платежеспособностью должника в целях обеспечения исполнения дебиторской задолженности по доходам.