Приказ ГТК РФ от 02.07.1999 N 402
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТАМОЖЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 2 июля 1999 г. N 402
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ВРЕМЕННОЙ ИНСТРУКЦИИ
О ПОРЯДКЕ ПРИМЕНЕНИЯ ОТДЕЛЬНЫХ ПОЛОЖЕНИЙ
ДИСЦИПЛИНАРНОГО УСТАВА В ТАМОЖЕННЫХ
ОРГАНАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В соответствии со ст. ст. 29, 30 Федерального закона от 21.07.97 N 114-ФЗ "О службе в таможенных органах Российской Федерации" в целях установления единого порядка применения отдельных положений Дисциплинарного устава в таможенных органах Российской Федерации и соблюдения прав сотрудников таможенных органов приказываю:
1. Утвердить прилагаемую Временную инструкцию о порядке применения отдельных положений Дисциплинарного устава в таможенных органах Российской Федерации.
2. Начальникам управлений и самостоятельных отделов ГТК России, начальникам региональных таможенных управлений и таможен, руководителям организаций ГТК России и сотрудникам начальствующего состава таможенных органов при применении отдельных положений Дисциплинарного устава в таможенных органах Российской Федерации руководствоваться требованиями вышеназванной инструкции.
3. Начальникам управлений и структурных подразделений центрального аппарата ГТК России и начальникам таможенных органов Российской Федерации разработать и привести в соответствие с требованиями Приказа ГТК России от 16.02.98 N 80 и положениями инструкции, указанной в п. 1 настоящего Приказа, должностные инструкции на каждого сотрудника таможенного органа и организации, соответствующие их функциональным обязанностям, в срок до 1 сентября 1999 года.
4. Обязать Управление кадровой службы (И.М. Морозов), Организационно - инспекторское управление (М.Ю. Берновский), Управление собственной безопасности (Б.М. Гутин) разработать до 1 августа 1999 года порядок взаимодействия по выявлению дисциплинарных правонарушений, их регистрации и принятию мер дисциплинарного воздействия.
5. Контроль за исполнением настоящего Приказа возложить на заместителя председателя ГТК России И.А. Межакова.
6. Приказ вступает в силу с момента подписания.
Председатель Комитета
генерал - полковник
таможенной службы
М.В.ВАНИН
Приложение
к Приказу ГТК России
от 02.07.99 N 402
ВРЕМЕННАЯ ИНСТРУКЦИЯ
О ПОРЯДКЕ ПРИМЕНЕНИЯ ОТДЕЛЬНЫХ ПОЛОЖЕНИЙ
ДИСЦИПЛИНАРНОГО УСТАВА В ТАМОЖЕННЫХ
ОРГАНАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1. Общие положения
1.1. Настоящая Временная инструкция о порядке применения отдельных положений Дисциплинарного Устава в таможенных органах Российской Федерации (далее Временная инструкция) устанавливает единый для всех таможенных органов порядок применения отдельных положений Дисциплинарного Устава <*>.
--------------------------------
<*> Настоящая Инструкция действует с момента ее утверждения и до момента утверждения постоянной Инструкции.
1.2. Временная инструкция разработана на основе Федерального закона от 21.07.97 N 114-ФЗ "О службе в таможенных органах Российской Федерации" и Дисциплинарного Устава таможенной службы Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16.11.98 N 1396.
1.3. Служебная дисциплина в соответствии со ст. 2 Дисциплинарного устава состоит в строгом выполнении сотрудниками таможенных органов (далее именуются - сотрудники) должностных обязанностей, установленных законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами ГТК России, Правилами внутреннего трудового распорядка в таможенном органе, должностными инструкциями сотрудников, приказами начальников таможенных органов, а также условиями контракта о службе в таможенных органах.
1.4. Дисциплинарным проступком является виновное, противоправное неисполнение или ненадлежащее исполнение сотрудником возложенных на него служебных обязанностей (нарушение законов, нормативных актов ГТК России, приказов, распоряжений, письменных резолюций начальника таможенного органа, правил внутреннего распорядка, должностных инструкций, установленного порядка производства таможенного оформления и таможенного контроля и т.п.).
Неисполнение или ненадлежащее исполнение служебных обязанностей признается виновным, если сотрудник действовал умышленно или неосторожно.
Дисциплинарное взыскание может быть применено к сотруднику за нарушение служебной дисциплины, т.е. за совершение дисциплинарного проступка.
1.5. Общие обязанности сотрудника таможенного органа определены ст. 17 Федерального закона "О службе в таможенных органах Российской Федерации".
1.6. Обязанности сотрудника по занимаемой должности определяются согласно п. 2 ст. 17 Федерального закона его должностной инструкцией, порядок разработки и утверждение которой установлены Приказом ГТК России от 16.02.98 N 80.
1.7. Служебная дисциплина обеспечивается за счет:
1) личной ответственности каждого сотрудника за выполнение своих должностных обязанностей;
2) строгого соблюдения сотрудниками правил внутреннего распорядка в таможенном органе, порядка работы со служебной информацией;
3) поддержанием каждым сотрудником уровня квалификации, необходимого для исполнения своих обязанностей;
4) постоянного контроля начальника таможенного органа за исполнением подчиненными своих должностных обязанностей, умелого сочетания и справедливого применения начальниками мер убеждения и принуждения.
1.8. Типовые правила внутреннего распорядка утверждаются председателем ГТК России (п. 1 ст. 33 Федерального закона). Нарушение правил внутреннего распорядка сотрудниками является нарушением служебной дисциплины и влечет за собой применение к провинившемуся мер дисциплинарного воздействия.
С правилами внутреннего распорядка сотрудники должны быть ознакомлены под роспись.
1.9. Порядок работы со служебной информацией определен Типовой инструкцией по делопроизводству и работе архива в таможне (Приказ ГТК России от 26.02.96 N 102).
1.10. Порядок работы с секретными документами, содержащими сведения ограниченного распространения ("Для служебного пользования"), устанавливается специальными инструкциями.
1.11. Квалификационные требования к сотрудникам таможенных органов определены Приказом ГТК России от 20.03.98 N 160.
1.12. Контроль начальника таможенного органа за исполнением подчиненными своих должностных обязанностей, осуществляется в целях определения фактического состояния дел, организации и обеспечения исполнения сотрудниками служебных обязанностей, вскрытия недостатков и принятия мер к немедленному устранению обнаруженных недостатков.
1.13. Приказ - письменное или устное распоряжение начальника таможенного органа, отданное в пределах его должностных полномочий и обязательное для исполнения подчиненными сотрудниками.
Приказ должен быть выполнен точно и в срок с предоставлением доклада о его выполнении начальнику, отдавшему приказ.
Приказ по службе сотрудник получает, как правило, от своего непосредственного начальника. Если приказ получен от вышестоящего начальника, сотрудник обязан его выполнить, известив об этом своего непосредственного начальника.
Отменить приказ имеет право начальник, его отдавший, либо вышестоящий начальник.
Начальники, которым сотрудники подчинены по службе, хотя и временно, являются прямыми начальниками. Ближайший к подчиненному прямой начальник является непосредственным начальником.
Сотрудники, которые по своему служебному положению не являются по отношению к другим сотрудникам их начальниками или подчиненными, могут быть старшими и младшими.
При совместном выполнении обязанностей сотрудниками, не подчиненными друг другу, когда их служебные взаимоотношения не определены начальником, старший из них по должности, а при равных должностях старший по специальному званию является начальником.
Приказы отдаются в порядке подчиненности.
Правом отдачи приказа в письменной форме обладают начальники таможенного органа, которым предоставлено право приема на службу и увольнения со службы личного состава.
2. Виды дисциплинарных взысканий и порядок их наложения
2.1. Статьей 29 Федерального закона "О службе в таможенных органах Российской Федерации" и статьей 23 Дисциплинарного устава таможенной службы Российской Федерации устанавливаются следующие виды взысканий:
- замечание;
- выговор;
- строгий выговор;
- предупреждение о неполном служебном соответствии по результатам аттестации;
- увольнение из таможенных органов.
2.2. Право выбора конкретной меры дисциплинарного взыскания из числа предусмотренных законодательством принадлежит начальнику таможенного органа, пользующемуся правом приема и увольнения, который должен учитывать степень тяжести совершенного проступка, обстоятельства, при которых он совершен, наступившие последствия, а также предшествующую службу сотрудника и др.
2.3. При применении такой меры взыскания, как увольнение из таможенных органов, необходимо учитывать, является ли дисциплинарный проступок грубым нарушением служебной дисциплины, исчерпывающий перечень которых перечислен в ст. 18 Дисциплинарного устава, или систематическим нарушением служебной дисциплины, понятие которого дано в ст. 22 Дисциплинарного устава.
2.4. В соответствии со ст. 18 Дисциплинарного устава к грубым нарушениям служебной дисциплины относятся:
1) невыполнение сотрудником обязанностей, установленных подпунктами 1, 3 и 7 пункта 1 статьи 17 Федерального закона "О службе в таможенных органах Российской Федерации";
2) утрата сотрудником документов, предоставляющих право перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу, а также имущества, задержанного или конфискованного при осуществлении таможенного оформления или таможенного контроля, личной номерной печати, боевого оружия (Приложение N 4);
3) прогул, в том числе отсутствие сотрудника на службе более трех часов в течение установленного ежедневного служебного времени, без уважительных причин;
4) появление сотрудника на службе в нетрезвом состоянии, в состоянии наркотического или токсического опьянения;
5) несоблюдение ограничений, установленных для сотрудников статьей 7 Федерального закона "О службе в таможенных органах Российской Федерации".
2.5. Прогулом считается отсутствие сотрудника на службе без уважительных причин в течение всего установленного ежедневного служебного времени либо более трех часов в течение установленного ежедневного служебного времени. Такое отсутствие на службе без уважительных причин может служить основанием для увольнения сотрудника со службы в таможенных органах по п. п. 11 п. 2 ст. 48 Федерального закона независимо от того, является ли оно непрерывным или складывалось из нескольких периодов отсутствия в течение установленного ежедневного служебного времени.
Причины невыхода на службу или отсутствие сотрудника на службе должны быть тщательно и всесторонне проверены.
Увольнение за прогул без уважительных причин допускается независимо от того, применялись ли к сотруднику ранее меры дисциплинарного взыскания.
2.6. За появление на службе в нетрезвом состоянии, в состоянии наркотического или токсического опьянения сотрудник может быть уволен по п. п. 11 п. 2 ст. 48 Федерального закона. При этом не имеет значения, отстранялся ли сотрудник от выполнения должностных обязанностей в связи с указанным состоянием.
Необходимо учитывать, что увольнение по этим основаниям может последовать и тогда, когда сотрудник в служебное время находился в состоянии опьянения не на своем месте службы, но в расположении таможенного органа либо объекта, где по поручению начальника должен выполнить свои должностные обязанности.
Алкогольное, наркотическое или токсическое опьянение сотрудника могут быть подтверждены как медицинским заключением, так и другими доказательствами. Одним из таких доказательств может служить акт, где указываются дата, время, место его составления и описывается состояние сотрудника, свидетельствующее о его опьянении.
2.7. Систематическим нарушением служебной дисциплины является повторное совершение в течение года сотрудником, имеющим дисциплинарное взыскание, дисциплинарного проступка.
Увольняя сотрудника за систематические нарушения служебной дисциплины, начальник таможенного органа обязан указать, какие именно проступки совершил сотрудник ко времени увольнения, проверить действительность совершения проступков, за которые применены дисциплинарные взыскания, и соблюдены ли правила их применения, не утратили ли они силу.
2.8. До наложения дисциплинарного взыскания от сотрудника должно быть затребовано письменное объяснение. При необходимости проводится служебная проверка указанных в нем сведений с вынесением соответствующего заключения по ее результатам. Отказ сотрудника от дачи письменного объяснения по существу совершенного им дисциплинарного проступка не может служить препятствием для применения дисциплинарного взыскания. В случае отказа сотрудника от дачи письменного объяснения составляется акт в соответствии с приложением N 1 к Инструкции о порядке организации и проведении служебной проверки в таможенных органах Российской Федерации, утвержденной Приказом ГТК России от 03.12.98 N 817.
3. Сроки наложения дисциплинарных взысканий
3.1. Дисциплинарное взыскание применяется непосредственно за обнаружением проступка, но не позднее одного месяца со дня его обнаружения, не считая времени болезни сотрудника или его пребывание в отпуске или командировке.
3.2. Дисциплинарное взыскание не может быть применено позднее шести месяцев со дня совершения проступка, а по результатам ревизии или проверки финансово - хозяйственной деятельности - не позднее двух лет со дня его совершения.
3.3. При применении дисциплинарного взыскания необходимо учитывать сроки, в течение которых возможно наложение взыскания. При этом надлежит иметь в виду, что:
а) месячный срок для наложения дисциплинарного взыскания следует исчислять со дня обнаружения проступка;
б) днем обнаружения проступка, с которого начинается течение месячного срока, считается день, когда начальнику таможенного органа, которому по службе подчинен сотрудник, стало известно о совершении проступка;
в) в силу закона в месячный срок для применения дисциплинарного взыскания не засчитывается только время болезни сотрудника или пребывание его в отпуске или командировке; отсутствие на работе по другим основаниям, в том числе и в связи с использованием дней отдыха (отгулов) независимо от их продолжительности (например, при вахтовом методе организации службы), не прерывает течение указанного срока; и в период такого отсутствия к сотруднику могут быть применены меры дисциплинарного взыскания;
г) к отпуску, прерывающему течение месячного срока, следует относить все отпуска, предоставляемые администрацией в соответствии с действующим законодательством, в том числе ежегодные (основные и дополнительные) отпуска, отпуска в связи с обучением в учебных заведениях, кратковременные отпуска без сохранения заработной платы и другие;
д) в случае совершения сотрудником длительного прогула месячный срок со дня обнаружения исчисляется не с первого дня прогула, а с последнего, так как только после появления на службе сотрудника, совершившего прогул, станет известно, какова причина прогула и может ли быть применено к нему дисциплинарное взыскание.
3.4. При увольнении сотрудника за однократное грубое нарушение служебной дисциплины, систематическое нарушение служебной дисциплины, прогул без уважительных причин, появление на службе в нетрезвом состоянии, в состоянии наркотического или токсического опьянения необходимо учитывать, что увольнение по указанным основаниям, как меры дисциплинарного взыскания, допускается не позднее одного месяца со дня обнаружения проступка и не позднее шести месяцев со дня совершения проступка, а по результатам ревизии при проверке финансово - хозяйственной деятельности не позднее двух лет со дня его совершения, в указанные сроки не включается период нахождения сотрудника в отпуске, время болезни, а также время производства по уголовному делу или делу об административном правонарушении.
4. Компетенция начальников таможенных органов и
организаций по применению мер дисциплинарного
воздействия
4.1. В соответствии с положением о правах начальников по применению мер дисциплинарного воздействия, утвержденным Приказом председателя ГТК России от 03.12.98 N 816, за допущенные нарушения служебной дисциплины начальник таможенного органа имеет право налагать на сотрудников дисциплинарные взыскания, предусмотренные ст. 29 Федерального закона "О службе в таможенных органах Российской Федерации". При этом председатель ГТК России вправе налагать взыскания в полном объеме, предусмотренном п. 1 ст. 29 Федерального закона; начальник регионального таможенного управления, начальник таможни (РТА, ГНИВЦ, ЦТЛ) - замечание, выговор, строгий выговор, предупреждение о неполном служебном соответствии по результатам аттестации, увольнение из таможенных органов (по номенклатуре назначения); начальник таможенного поста (со статусом юридического лица) - замечание, выговор, строгий выговор, увольнение из таможенных органов (по номенклатуре назначения).
4.2. Не допускается за один и тот же проступок налагать несколько дисциплинарных взысканий или соединять одно взыскание с другим.
4.3. Начальник структурного подразделения таможенного органа, являющийся непосредственным начальником, вправе ходатайствовать перед начальником таможенного органа о наложении дисциплинарного взыскания на подчиненного сотрудника (Приложения N 1, 2, 3).
4.4. Начальникам таможенных органов и их структурных подразделений, а также организаций следует тщательно рассматривать каждое сообщение о совершении сотрудниками дисциплинарных проступков и принимать соответствующие меры к тому, чтобы ни один проступок не оставался без реагирования. При этом иметь в виду, что непринятие мер в соответствии со ст. 7 Дисциплинарного устава, устанавливающей, что начальник таможенного органа несет персональную ответственность за состояние служебной дисциплины в таможенном органе, является дисциплинарным проступком и влечет личную дисциплинарную ответственность соответствующего начальника.
5. Взаимодействие подразделений таможенного органа по
выявлению дисциплинарных правонарушений
5.1. Организация взаимодействия по выявлению дисциплинарных правонарушений и принятию мер к сотрудникам, их совершившим, возлагается, в соответствии с Приказом председателя ГТК России от 09.08.95 N 488, на Инспекции по личному составу таможенных органов.
5.2. Структурные подразделения Управления кадровой службы Управления собственной безопасности и Организационно - инспекторского управления ГТК России и таможенных органов обязаны ежеквартально осуществлять сверку информации о нарушениях служебной дисциплины, выявленных дисциплинарных проступках сотрудников таможенных органов и принятых мерах.
Приложение N 1
к Временной инструкции о порядке
применения отдельных положений
Дисциплинарного устава в
таможенных органах
Российской Федерации
Приложение. Письменное объяснение привлекаемого к дисциплинарной ответственности сотрудника либо акт об отказе от дачи объяснения, составленный по форме, утвержденной Приказом ГТК России от 03.12.98 N 817 "Об утверждении инструкции о порядке организации и проведения служебной проверки в таможенных органах Российской Федерации".
Приложение N 2
к Временной инструкции о порядке
применения отдельных положений
Дисциплинарного устава в
таможенных органах
Российской Федерации
Приложение. Письменное объяснение сотрудника, привлекаемого к дисциплинарной ответственности.
Приложение N 3
к Временной инструкции о порядке
применения отдельных положений
Дисциплинарного устава в
таможенных органах
Российской Федерации
Приложение. Письменное объяснение сотрудника, привлекаемого к дисциплинарной ответственности.
Приложение N 4
к Временной инструкции о порядке
применения отдельных положений
Дисциплинарного устава в
таможенных органах
Российской Федерации
ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ
НАРУШЕНИЙ, ВЛЕКУЩИХ ДИСЦИПЛИНАРНУЮ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
ПРИ ТАМОЖЕННОМ ОФОРМЛЕНИИ И ТАМОЖЕННОМ КОНТРОЛЕ
- не проведение сопоставления сведений, заявленных в ГТД, сведениям, содержащимся в товаросопроводительных, транспортных и иных документах, а также полученным в результате идентификационного досмотра;
- не принятие должных мер при выявлении фактов явного занижения таможенной стоимости;
- принятие неправомерных решений по определению таможенной стоимости товаров и / или нарушение уровней компетенции по принятию решений в части определения таможенной стоимости;
- уклонение от проведения досмотровых операций;
- не оформление акта таможенного досмотра в случаях, когда его составление является обязательным;
- не принятие мер по контролю порядка перемещения товаров на СВХ и ТС, а также их хранения, транспортировки и выпуска из зон таможенного контроля;
- проведение досмотровых операций в объемах, не позволяющих однозначно определить количество и номенклатуру товаров, предъявленных к таможенному оформлению;
- нарушения порядка помещения товаров и транспортных средств под таможенные режимы и процедуру доставки товаров под таможенным контролем;
- нарушения порядка начисления и взимания таможенных платежей;
- принятие к таможенному оформлению документов неустановленного образца;
- необоснованное принятие решения о помещении товаров на ответственное хранение;
- неправомерная выдача свидетельства о подтверждении доставки товаров.