Приказ Госкорпорации "Росатом" от 27.09.2017 N 1/27-НПА
ГОСУДАРСТВЕННАЯ КОРПОРАЦИЯ ПО АТОМНОЙ ЭНЕРГИИ "РОСАТОМ"
ПРИКАЗ
от 27 сентября 2017 г. N 1/27-НПА
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА
ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ВЕДОМСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ ЗА ОБЕСПЕЧЕНИЕМ
ФИЗИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ ЯДЕРНЫХ МАТЕРИАЛОВ, ЯДЕРНЫХ УСТАНОВОК
И ПУНКТОВ ХРАНЕНИЯ ЯДЕРНЫХ МАТЕРИАЛОВ
В соответствии с пунктом 84 Правил физической защиты ядерных материалов, ядерных установок и пунктов хранения ядерных материалов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19.07.2007 N 456 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 31, ст. 4081; 2011, N 21, ст. 2961; 2017, N 22, ст. 3146), приказываю:
Утвердить прилагаемый Порядок осуществления ведомственного контроля за обеспечением физической защиты ядерных материалов, ядерных установок и пунктов хранения ядерных материалов.
Генеральный директор
А.Е.ЛИХАЧЕВ
Приложение
Утверждено
приказом Госкорпорации "Росатом"
от 27 сентября 2017 г. N 1/27-НПА
ПОРЯДОК
ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ВЕДОМСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ ЗА ОБЕСПЕЧЕНИЕМ
ФИЗИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ ЯДЕРНЫХ МАТЕРИАЛОВ, ЯДЕРНЫХ УСТАНОВОК
И ПУНКТОВ ХРАНЕНИЯ ЯДЕРНЫХ МАТЕРИАЛОВ
I. Общие положения
1. Настоящий Порядок осуществления ведомственного контроля за обеспечением физической защиты ядерных материалов, ядерных установок и пунктов хранения ядерных материалов (далее - Порядок) определяет цели и задачи, объекты, подлежащие ведомственному контролю, а также порядок организации и проведения Госкорпорацией "Росатом" (далее - орган ведомственного контроля) ведомственного контроля за обеспечением физической защиты ядерных материалов, ядерных установок и пунктов хранения ядерных материалов (далее - ведомственный контроль).
2. Термины и понятия, используемые в настоящем Порядке, применяются в значениях, определенных Федеральным законом от 01.12.2007 N 317-ФЗ "О Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 49, ст. 6078; 2009, N 29, ст. 3642; 2010, N 23, ст. 2789; N 48, ст. 6246; 2011, N 1, ст. 49; N 29, ст. 4281; N 29, ст. 4291; N 30, ст. 4591; N 30, ст. 4596; N 48, ст. 6732; N 49, ст. 7025; 2012, N 26, ст. 3446; 2013, N 27, ст. 3477, ст. 3480; 2014, N 23, ст. 2928; 2015, N 1, ст. 52; 2016, N 14, ст. 1904; N 27, ст. 4160; 2017, N 31, ст. 4816) и Правилами физической защиты ядерных материалов, ядерных установок и пунктов хранения ядерных материалов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 19.07.2007 N 456 (далее - Правила физической защиты).
3. Требования настоящего Порядка обязательны для исполнения работниками органа ведомственного контроля, акционерных обществ (их дочерних обществ) и учреждений органа ведомственного контроля, а также подведомственных предприятий (далее - организации органа ведомственного контроля), участвующими в организации и проведении ведомственного контроля, в том числе руководителями и персоналом физической защиты ядерных объектов, работниками организации ведомственной охраны органа ведомственного контроля (далее - ведомственная охрана).
4. Объектом ведомственного контроля является система физической защиты ядерных объектов, ее составные части и элементы, в том числе физическая защита ядерных материалов и ядерных установок при их внутриобъектовом транспортировании (далее - физическая защита).
5. Целями ведомственного контроля являются:
1) обеспечение соответствия физической защиты принятым на ядерных объектах угрозам, а также выполнения требований по физической защите;
2) получение и использование объективной информации о состоянии физической защиты ядерных объектов;
3) устранение и предупреждение недостатков в обеспечении физической защиты;
4) принятие мер по совершенствованию систем физической защиты ядерных объектов.
6. Цели ведомственного контроля достигаются:
1) созданием, ведением и поддержанием системы ведомственного контроля;
2) проверками состояния физической защиты, в том числе проверками реализации мероприятий по совершенствованию систем физической защиты ядерных объектов (далее - ведомственная проверка);
3) сбором и анализом информации о состоянии систем физической защиты ядерных объектов для:
а) прогнозирования тенденций в изменении состояния системы физической защиты ядерных объектов;
б) принятия мер по устранению выявленных недостатков в системе физической защиты ядерных объектов и дальнейшему ее совершенствованию;
в) контроля за проведением организационно-технических мероприятий по физической защите;
г) осуществления аналитической работы в отношении систем физической защиты ядерных объектов.
7. Ведомственный контроль осуществляется структурным подразделением органа ведомственного контроля, к компетенции которого относится обеспечение физической защиты (далее - подразделение ведомственного контроля).
8. Для достижения целей ведомственного контроля подразделение ведомственного контроля может привлекать к ведомственным проверкам, а также к мероприятиям по сбору и анализу информации о состоянии систем физической защиты ядерных объектов организации органа ведомственного контроля, осуществляющие деятельность по обращению с ядерными материалами или по созданию (совершенствованию) систем физической защиты ядерных объектов.
9. Организация и проведение ведомственного контроля, сбор и анализ информации о состоянии системы физической защиты ядерного объекта осуществляется с соблюдением требований законодательства Российской Федерации о государственной и иной охраняемой законом тайне, а также с учетом требований законодательства Российской Федерации в отношении информации, свободное распространение которой запрещено или ограничено.
II. Система ведомственного контроля
10. В систему ведомственного контроля входят:
1) заместители руководителя и руководители структурных подразделений органа ведомственного контроля, к компетенции которых относится обеспечение физической защиты;
2) подразделение ведомственного контроля;
3) Генеральная инспекция органа ведомственного контроля (далее - Инспекция), осуществляющая организацию инспекционной деятельности по контролю безопасности в организациях органа ведомственного контроля;
4) организации органа ведомственного контроля, привлекаемые к проведению ведомственного контроля.
11. Организационно-методическое руководство ведомственным контролем осуществляет подразделение ведомственного контроля.
12. В рамках системы ведомственного контроля осуществляется прогнозирование и планирование мероприятий по совершенствованию систем физической защиты ядерных объектов путем подготовки, проведения и анализа ведомственных проверок, а также постоянного сбора и анализа информации о состоянии систем физической защиты ядерных объектов.
13. Функционирование системы ведомственного контроля осуществляется за счет средств, в том числе финансовых, органа ведомственного контроля.
III. Виды ведомственных проверок
14. Ведомственные проверки подразделяются на плановые и внеплановые проверки.
15. Плановые проверки подразделяются на комплексные (с оценкой обеспечения физической защиты) и целевые (с оценкой полноты устранения недостатков, выявленных в ходе предыдущей комплексной проверки, или оценкой отдельных видов технических и организационных мер по обеспечению физической защиты).
Внеплановые проверки проводятся только в форме целевых проверок.
IV. Планирование ведомственных проверок
16. Планирование ведомственных проверок осуществляется органом ведомственного контроля в виде ежегодного Плана ведомственных проверок, разрабатываемого Инспекцией и утверждаемого приказом (распоряжением) органа ведомственного контроля. Приказ (распоряжение) в течение семи рабочих дней со дня утверждения направляется в адрес ядерных объектов, включенных в ежегодный План ведомственных проверок.
В течение календарного года на ядерном объекте проводится не более одной плановой проверки.
17. Выписка из ежегодного Плана ведомственных проверок на очередной год направляется в Главное управление охраны объектов Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации не позднее 1 декабря текущего года.
В выписке из ежегодного Плана ведомственных проверок указываются проверяемые ядерные объекты, виды и содержание ведомственных проверок, планируемые сроки их проведения.
V. Организация ведомственных проверок
18. Ведомственные проверки осуществляются на основании приказа (распоряжения) органа ведомственного контроля, который подписывается руководителем или заместителем руководителя по безопасности органа ведомственного контроля.
Ведомственные проверки осуществляются назначенными органом ведомственного контроля ведомственными комиссиями (далее - комиссия).
В приказе (распоряжении) органа ведомственного контроля указываются объект, цели, задачи, состав комиссии и срок проведения ведомственной проверки.
19. Подразделение ведомственного контроля разрабатывает план проверки ядерного объекта и направляет его в течение пяти дней со дня подписания приказа (распоряжения) на ядерный объект.
20. Проведение ведомственных проверок не должно влиять на технологические процессы обращения с ядерными материалами.
21. Председатель комиссии назначается из числа работников подразделения ведомственного контроля.
22. В состав комиссии включаются работники структурных подразделений органа ведомственного контроля, а также привлекаемых организаций органа ведомственного контроля, осуществляющих деятельность по обращению с ядерными материалами или по созданию (совершенствованию) систем физической защиты ядерных объектов. В случае, если охрану ядерного объекта осуществляет ведомственная охрана, в состав комиссии включаются представители ведомственной охраны (по согласованию).
23. Подразделение ведомственного контроля информирует войска национальной гвардии Российской Федерации (в случае, если объект охраняется войсками национальной гвардии Российской Федерации) о проведении ведомственной проверки на ядерном объекте на очередной месяц с указанием даты проведения проверки не позднее 10 числа текущего месяца.
24. Для обеспечения работы комиссии руководитель ядерного объекта обеспечивает представление комиссии:
1) распорядительного акта ядерного объекта об обеспечении работы комиссии;
2) актов предыдущих ведомственных проверок с приложениями, актов проведенных федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими государственный надзор за физической защитой, проверок с приложениями (при наличии);
3) планов мероприятий по устранению замечаний и реализации предложений предыдущих комиссий и справки об их выполнении;
4) отчетной документации по составу и функционированию системы физической защиты ядерного объекта;
5) нормативных правовых актов и организационно-распорядительных документов по обеспечению физической защиты;
6) распорядительных актов руководителя ядерного объекта по физической защите;
7) справки о наличии разработанной проектной документации для строительства объектов системы физической защиты ядерного объекта (отдельно для каждой площадки, здания с указанием проектной организации, реквизитов заключений и сметной стоимости строительства);
8) справки о поставщиках товаров (работ, услуг) по физической защите (проектирование, поставка аппаратуры и инженерно-технических средств физической защиты, строительно-монтажные и пусконаладочные работы) и копий сертификатов соответствия на используемые технические средства физической защиты;
9) справки о сроках службы технических средств физической защиты;
10) справки о проведенных учениях персонала физической защиты по проверке и отработке взаимодействия в штатных и чрезвычайных ситуациях;
11) справки о состоянии подготовки и переподготовки персонала физической защиты;
12) справки о состоянии, сроках и объемах финансирования мероприятий по физической защите за последние три года с указанием объектов и выполняемых мероприятий;
13) справки о работах по физической защите, финансируемых в рамках международного сотрудничества;
14) справки по сбору и обработке информации о состоянии системы физической защиты ядерного объекта;
15) помещения для заседаний комиссии, оргтехники и расходных материалов, транспорта, а также допуска к работе с документами и доступа на охраняемые территории в соответствии с приказом (распоряжением) о проведении ведомственной проверки и допусками членов комиссии.
Справки, указанные в подпунктах 7 - 14 настоящего пункта, составленные в произвольной форме, представляются за подписью руководителя ядерного объекта.
25. В целях обеспечения допуска комиссии в охраняемые зоны, караульные помещения, на периметр охраняемых зон (в запретные зоны), к документации по организации охраны ядерного объекта руководитель ядерного объекта не позднее чем за три дня до начала ведомственной проверки уведомляет о мероприятиях плана проверки ядерного объекта подразделение войск национальной гвардии Российской Федерации и (или) подразделение ведомственной охраны, осуществляющие охрану ядерного объекта.
26. К работе комиссии привлекаются работники подразделений проверяемого ядерного объекта, состав которых определяется руководителем (заместителем руководителя по безопасности) ядерного объекта и председателем комиссии.
27. Внеплановые ведомственные проверки проводятся в случае:
1) получения органом ведомственного контроля информации от органов государственной власти, в том числе от федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственной надзор за физической защитой ядерных объектов, а также от органов местного самоуправления, из средств массовой информации о выявленных фактах несоответствия системы физической защиты ядерного объекта обязательным требованиям;
2) возникновения угрозы или нарушения функционирования системы физической защиты ядерного объекта.
Ядерный объект извещается о проведении внеплановой проверки не позднее чем за пять дней.
VI. Проведение ведомственных проверок
28. Председатель комиссии в соответствии с допуском имеет доступ в охраняемые зоны, зоны ограниченного доступа ядерного объекта и должен быть ознакомлен с документами по физической защите и материалами, разрабатываемыми на ядерном объекте в процессе создания, функционирования и совершенствования системы физической защиты ядерного объекта. Ознакомление председателя комиссии со сведениями, не имеющими отношения к предмету ведомственной проверки, не допускается.
29. Члены комиссии в соответствии с допуском имеют доступ в охраняемые зоны и зоны ограниченного доступа по решению председателя комиссии после ознакомления с документами по физической защите и другими материалами, которые относятся к предмету ведомственной проверки.
30. В целях контроля действий работников службы безопасности и подразделений охраны ядерного объекта комиссия при проведении ведомственной проверки проверяет готовность караулов и дежурных подразделений к действиям при осложнении обстановки на охраняемом объекте. Комиссия согласовывает с представителями войск национальной гвардии Российской Федерации и руководством ядерного объекта мероприятия проверки готовности караулов и дежурных подразделений к действиям при осложнении обстановки на охраняемом войсками национальной гвардии Российской Федерации объекте.
31. Ведомственная проверка в части проверки состояния, применения и порядка эксплуатации переданных войскам национальной гвардии Российской Федерации инженерно-технических средств физической защиты, а также других направлений их деятельности в системе физической защиты ядерного объекта, включая действия войсковой охраны, осуществляется представителем войск национальной гвардии Российской Федерации совместно с членами комиссии, назначенными председателем комиссии, с участием службы безопасности ядерного объекта.
32. Организационные мероприятия в части проверки состояния, применения и порядка эксплуатации переданных ведомственной охране инженерно-технических средств физической защиты, других направлений деятельности подразделений ведомственной охраны осуществляются представителем подразделения ведомственной охраны на основании распоряжения руководителя подразделения ведомственной охраны совместно с членами комиссии, назначенными председателем комиссии, с участием службы безопасности ядерного объекта.
33. По результатам комплексной проверки формируется оценка состояния системы физической защиты ядерного объекта.
VII. Оформление результатов, анализ ведомственных проверок
34. По результатам ведомственной проверки председатель комиссии составляет акт ведомственной проверки, который должен содержать:
1) состав комиссии и срок проведения ведомственной проверки;
2) цели и задачи ведомственной проверки;
3) перечень проверенных объектов и краткую характеристику содержания ведомственной проверки;
4) оценку полноты устранения выявленных недостатков (замечаний) и реализации предложений предыдущих ведомственных проверок;
5) выявленные комиссией несоответствия системы физической защиты ядерного объекта требованиям нормативных правовых актов и организационно-распорядительных документов по обеспечению физической защиты;
6) иные выявленные недостатки в состоянии системы физической защиты ядерного объекта (при наличии);
7) оценку и выводы о фактическом состоянии системы физической защиты ядерного объекта, в том числе оценку способности подразделений охраны выполнять задачи по пресечению несанкционированных действий нарушителя и его нейтрализации;
8) предложения комиссии по устранению выявленных недостатков и дальнейшему совершенствованию системы физической защиты ядерного объекта.
35. Акт ведомственной проверки составляется в трех экземплярах, подписывается всеми членами комиссии.
К каждому экземпляру акта ведомственной проверки прикладывается экземпляр справки, составленной представителями войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделения ведомственной охраны) по итогам ведомственной проверки, в которой отражаются вопросы организации и фактического состояния охраны ядерного объекта, эксплуатации инженерно-технических средств физической защиты, переданных воинской части (подразделению ведомственной охраны), взаимодействия в штатных и чрезвычайных ситуациях, недостатки, выявленные в процессе ведомственной проверки, а также выводы о соответствии системы физической защиты ядерного объекта требованиям к системе физической защиты ядерного объекта и предложения по устранению выявленных недостатков.
36. В случае несогласия члена комиссии или участника ведомственной проверки со стороны ядерного объекта, а также представителя войск национальной гвардии Российской Федерации с результатами ведомственной проверки, он имеет право письменно изложить мотивированное особое мнение в виде отдельного, прилагаемого к акту ведомственной проверки документа. Факт наличия особого мнения должен быть отражен в акте ведомственной проверки.
37. Руководитель ядерного объекта обеспечивает направление всех экземпляров оформленного акта ведомственной проверки не позднее пяти дней со дня его подписания всеми участниками комиссии в адрес заинтересованных структурного подразделения или организации органа ведомственного контроля.
Заинтересованные структурное подразделение или организация органа ведомственного контроля согласуют акт ведомственной проверки в течение пяти дней со дня его получения и направляет на утверждение в подразделение ведомственного контроля.
38. Подразделение ведомственного контроля утверждает акт ведомственной проверки и в течение пятнадцати дней со дня его получения направляет два экземпляра акта ведомственной проверки в заинтересованные структурное подразделение или организацию органа ведомственного контроля.
Выписка из акта ведомственной проверки в течение десяти дней со дня утверждения акта направляется подразделением ведомственного контроля в Главное управление охраны объектов Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации.
39. Заинтересованное структурное подразделение или организация органа ведомственного контроля в течение пяти дней со дня получения акта ведомственной проверки направляет один экземпляр утвержденного акта ведомственной проверки на ядерный объект, в отношении которого проводилась ведомственная проверка.
40. На основании результатов ведомственных проверок руководителем службы безопасности ядерного объекта совместно с командованием (руководителем) соответствующей воинской части и (или) подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации, охраняющего ядерный объект, осуществляется выбор и обоснование корректирующих мероприятий.
41. Руководитель ядерного объекта в течение пятнадцати дней со дня получения утвержденного акта ведомственной проверки разрабатывает план корректирующих мероприятий по устранению выявленных недостатков (замечаний) и реализации предложений комиссии (далее - План корректирующих мероприятий).
42. План корректирующих мероприятий составляется в трех экземплярах, согласовывается с командованием (руководителем) подразделения охраны, заинтересованным структурным подразделением или организацией органа ведомственного контроля, подразделением ведомственного контроля.
43. При несогласии с обоснованием достаточности корректирующих мероприятий и мер или сроков их исполнения командование (руководитель) подразделения охраны, заинтересованное структурное подразделение или организация органа ведомственного контроля, подразделение ведомственного контроля в течение пятнадцати дней со дня получения Плана корректирующих мероприятий направляет свои замечания руководителю ядерного объекта для уточнения Плана корректирующих мероприятий.
44. Руководитель ядерного объекта в течение пятнадцати дней со дня получения согласованного Плана корректирующих мероприятий утверждает его и направляет по одному экземпляру в подразделение ведомственного контроля и в заинтересованные структурное подразделение или организацию органа ведомственного контроля.
45. Выписка из Плана корректирующих мероприятий в части, касающейся охраны ядерного объекта воинскими частями (подразделениями охраны), оформляется и направляется руководителем ядерного объекта в адрес воинской части и (или) подразделения для реализации мероприятий и (или) мер, а также организации контроля за его исполнением.
46. Контроль за выполнением Плана корректирующих мероприятий возлагается на руководителя ядерного объекта и подразделение ведомственного контроля.
Руководитель ядерного объекта направляет в подразделение ведомственного контроля отчетные материалы по выполнению каждого пункта Плана корректирующих мероприятий в течение пяти дней со дня истечения установленного срока выполнения. Изменение наименований или сроков выполнения отдельных мероприятий Плана корректирующих мероприятий согласовывается с подразделением ведомственного контроля в письменной форме с приложением обосновывающих документов.
47. Для анализа ведомственных проверок, а также постоянного сбора и анализа информации о состоянии систем физической защиты ядерных объектов на ядерных объектах организуется аналитическая работа, в том числе в рамках ведомственных информационных систем. При этом используются материалы предыдущих ведомственных проверок ядерного объекта, объектового контроля, проверок федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный надзор за физической защитой, отчетов и других информационных материалов, поступающих от ядерного объекта, баз данных о состоянии физической защиты ядерного объекта.
48. Обобщение и анализ полученной от ядерных объектов информации о состоянии системы физической защиты осуществляется подразделением ведомственного контроля с привлечением организаций органа ведомственного контроля.