Рейтинг@Mail.ru

Постановление Президиума ВАС РФ от 15.06.2005 N 3637/05

ПРЕЗИДИУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 15 июня 2005 г. N 3637/05

Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего - Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации Иванова А.А.;

членов Президиума: Андреевой Т.К., Арифулина А.А., Витрянского В.В., Вышняк Н.Г., Иванниковой Н.П., Исайчева В.Н., Киреева Ю.А., Козловой А.С., Козловой О.А., Новоселовой Л.А., Слесарева В.Л., Юхнея М.Ф. -

рассмотрел заявление закрытого акционерного общества "Народная компания "Восток России" о пересмотре в порядке надзора определения Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.02.2005 по делу N 1339/05 о возвращении заявления общества о признании недействующим подпункта "б" пункта 10 Постановления Совета Министров СССР от 30.07.1988 N 929 "Об упорядочении системы экономических (имущественных) санкций, применяемых к предприятиям, объединениям и организациям" (в редакции Постановления Совета Министров СССР от 31.08.1990 N 877 и Постановления Правительства Российской Федерации от 14.08.1993 N 812).

В заседании приняли участие представители Правительства Российской Федерации Степаненко И.Г. и Терян Г.С.

Заслушав и обсудив доклад судьи Т.К. Андреевой и выступления представителей участвующего в деле лица, Президиум установил следующее.

Закрытое акционерное общество "Народная компания "Восток России" (далее - общество, заявитель) обратилось в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующим подпункта "б" пункта 10 Постановления Совета Министров СССР от 30.07.1988 N 929 "Об упорядочении системы экономических (имущественных) санкций, применяемых к предприятиям, объединениям и организациям" (в редакции Постановления Совета Министров СССР от 31.08.1990 N 877 и Постановления Правительства Российской Федерации от 14.08.1993 N 812) (далее - Постановление N 929).

Причиной, побудившей общество обратиться в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации с указанным заявлением, явилось предъявление в Арбитражный суд Хабаровского края иска открытым акционерным обществом "ЭиЭ "Хабаровскэнерго" (далее - энергоснабжающая организация) о взыскании с общества десятикратной стоимости электрической энергии, потребленной сверх количества, предусмотренного договором энергоснабжения. В обоснование исковых требований энергоснабжающая организация сослалась на подпункт "б" пункта 10 Постановления N 929, согласно которому определяется стоимость потребленной электрической энергии при потреблении в большем, чем предусмотрено договором, количестве.

Общество полагает, что указанное положение Постановления N 929, подлежащее, по мнению энергоснабжающей организации, применению при рассмотрении спора, возникшего при определении стоимости потребленной электроэнергии, не соответствует Гражданскому кодексу Российской Федерации, иным федеральным законам, регулирующим правоотношения в сфере энергетики, и нарушает права заявителя как субъекта гражданских правоотношений.

Свое право на обращение в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации общество обосновало ссылкой на статью 7.1 Федерального закона от 14.04.1995 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 41-ФЗ), согласно которой споры, связанные с осуществлением государственного регулирования тарифов на электрическую и тепловую энергию, подлежат рассмотрению в арбитражном суде.

Определением Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.02.2005 N 1339/05 указанное заявление возвращено обществу без рассмотрения по существу. При этом указано, что в соответствии со статьей 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражному суду подсудны и могут быть приняты им к рассмотрению только дела, подведомственные арбитражным судам. В определении отмечается, что согласно статьям 29 и 191 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дела об оспаривании нормативных правовых актов подлежат рассмотрению в арбитражном суде, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражных судов.

Поскольку, как указано в определении, рассмотрение дел об оспаривании нормативных правовых актов Совета Министров СССР и Правительства Российской Федерации не отнесено федеральным законом к компетенции арбитражного суда, дело об оспаривании подпункта "б" пункта 10 Постановления N 929 неподведомственно арбитражному суду и, следовательно, неподсудно Высшему Арбитражному Суду Российской Федерации.

В заявлении о пересмотре в порядке надзора определения Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.02.2005 N 1339/05 общество просит его отменить как не соответствующее законодательству, полагая, что оспариваемый им нормативный правовой акт устанавливает ценовые ставки по расчетам за электрическую энергию, израсходованную сверх предусмотренного договором количества, в связи с чем спор о признании этого акта недействующим в соответствии со статьей 7.1 Федерального закона N 41-ФЗ и пунктом 1 статьи 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относится к компетенции арбитражного суда.

В отзыве на заявление Федеральная служба по тарифам, уполномоченная представлять интересы Правительства Российской Федерации в данном деле, поддерживает просьбу общества, указывая, что Постановление N 929 устанавливает конкретные ценовые ставки, по которым осуществляется расчет за электрическую и тепловую энергию (мощность) в определенных ситуациях.

Проверив обоснованность доводов, содержащихся в заявлении, отзыве на него и выступлениях присутствующих в заседании представителей стороны, Президиум считает, что оспариваемое определение подлежит отмене, дело - передаче для рассмотрения по существу в первую инстанцию Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом 1 статьи 29 и частью 3 статьи 191 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд рассматривает дела об оспаривании нормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда. Названные нормы не определяют ни виды нормативных правовых актов, ни предмет их правового регулирования, а лишь устанавливают критерии подведомственности дел об оспаривании нормативных правовых актов, при наличии которых указанные дела подлежат рассмотрению в арбитражном суде.

Разрешение вопроса о том, подведомственно ли арбитражному суду заявление о признании нормативного правового акта недействующим, зависит от его конкретного содержания, характера правоотношений, по поводу которых возник спор, в том числе от того, затрагивает ли оспариваемый нормативный правовой акт права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. При этом арбитражному суду надлежит установить наличие федерального закона, в соответствии с которым рассмотрение дела об оспаривании нормативного правового акта отнесено к его компетенции.

В связи с этим вопрос о подведомственности дела об оспаривании нормативного акта должен решаться арбитражным судом на основе установления и исследования фактических обстоятельств дела, имеющих значение для его рассмотрения, в том числе связанных с определением природы установленного в оспариваемом положении платежа, законодательного регулирования в данной сфере.

Оспариваемым определением фактически признано, что рассмотрение заявления о признании недействующим подпункта "б" пункта 10 Постановления N 929 неподведомственно арбитражному суду, хотя в нем и содержится ссылка на статьи 34 и 129 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, связанные с подсудностью дел.

Названное определение вынесено без учета того обстоятельства, что, как следует из пункта 6 Постановления Правительства Российской Федерации от 14.08.1993 N 812 "Об утверждении основных положений порядка заключения и исполнения государственных контрактов (договоров подряда) на строительство объектов для федеральных государственных нужд в Российской Федерации", вопрос о действии на территории Российской Федерации Постановления N 929 правомочно решать Правительство Российской Федерации.

В соответствии со статьей 23 Федерального конституционного закона от 17.12.1997 N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" акты Правительства Российской Федерации могут быть обжалованы в суд.

В Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 27.01.2004 N 1-П отмечается, что положение данного Федерального конституционного закона не определяет ни подведомственность таких дел судам той или иной юрисдикции, ни предметную и инстанционную подсудность. Соответствующее регулирование осуществляется законодательством о судах и судопроизводстве.

Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 10 Федерального конституционного закона от 28.04.1995 N 1-ФКЗ "Об арбитражных судах в Российской Федерации" и части 2 статьи 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в качестве суда первой инстанции рассматривает дела об оспаривании как ненормативных, так и нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, статья 10 Федерального конституционного закона "Об арбитражных судах в Российской Федерации" во взаимосвязи со статьей 23 Федерального конституционного закона "О Правительстве Российской Федерации" и статьей 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации определяют виды нормативных правовых актов, подлежащих проверке Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации, в том числе нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, и предметную подсудность дел об их оспаривании.

В подпункте "б" пункта 10 Постановления N 929, согласно которому потребители энергии уплачивают энергоснабжающим организациям десятикратную стоимость электрической энергии и электрической мощности и пятикратную стоимость тепловой энергии, израсходованных сверх количества, предусмотренного на соответствующий период договором, фактически устанавливаются ценовые ставки для расчетов за электрическую энергию (мощность) в определенных случаях.

В силу части 1 статьи 27 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности. Согласно части 3 этой статьи к подведомственности арбитражных судов федеральным законом могут быть отнесены и иные дела.

Из содержания пункта 1 статьи 29 и части 3 статьи 191 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что дела об оспаривании нормативных правовых актов рассматриваются в арбитражном суде, если их рассмотрение федеральным законом отнесено к компетенции арбитражных судов.

В соответствии со статьей 7.1 Федерального закона от 14.04.1995 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" споры, связанные с осуществлением государственного регулирования тарифов на электрическую и тепловую энергию, подлежат рассмотрению в арбитражном суде. Эти споры в силу части 3 статьи 22 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации исключены из ведения судов общей юрисдикции.

Поскольку оспариваемым нормативным правовым актом регулируются вопросы оплаты сверхнормативной потребленной электроэнергии, дело о признании его недействующим относится к числу споров, связанных с осуществлением государственного регулирования тарифов на электрическую и тепловую энергию.

Таким образом, в соответствии с частью 3 статьи 27, пунктом 1 статьи 29, частью 3 статьи 191 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации во взаимосвязи со статьей 7.1 Федерального закона "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" дело об оспаривании подпункта "б" пункта 10 Постановления N 929 подведомственно арбитражному суду.

Согласно статье 10 Федерального конституционного закона "Об арбитражных судах в Российской Федерации" и пункту 1 части 2 статьи 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации данное дело относится к исключительной подсудности Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

Таким образом, оспариваемое определение не соответствует закону, нарушает единообразие в толковании и применении арбитражными судами норм права, содержащихся в статьях 27, 29, 34, 129 и 191 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, что в соответствии с пунктом 1 статьи 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для его отмены.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 303, пунктом 2 части 1 статьи 305, статьей 306 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации

постановил:

определение Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.02.2005 по делу N 1339/05 отменить.

Дело направить в первую инстанцию Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для рассмотрения заявления закрытого акционерного общества "Народная компания "Восток России" по существу.

Председательствующий

А.А.ИВАНОВ

Другие документы по теме
(ред. от 01.06.2010) "Об оплате труда членов президиумов и работников аппаратов президиумов Российской академии наук и ее региональных отделений"
(ред. от 22.03.2017) "О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 14 марта 2012 г. N 302"
"О требованиях к тахографам, категориях и видах оснащаемых ими транспортных средств, порядке оснащения транспортных средств тахографами, правилах их использования, обслуживания и контроля их работы"
(ред. от 21.01.2003) "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты, основных средств и нематериальных активов, материалов, малоценных и быстроизнашивающихся предметов, работ в капитальном строительстве"
Ошибка на сайте