Постановление Правительства РФ от 29.12.2020 N 2328
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 декабря 2020 г. N 2328
О ПОРЯДКЕ
АТТЕСТАЦИИ ЭКСПЕРТОВ, ПРИВЛЕКАЕМЫХ К ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ
ЭКСПЕРТИЗЫ В ЦЕЛЯХ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ (НАДЗОРА),
МУНИЦИПАЛЬНОГО КОНТРОЛЯ
В соответствии с частью 1 статьи 33 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемые Правила аттестации экспертов, привлекаемых к осуществлению экспертизы в целях государственного контроля (надзора), муниципального контроля.
2. Реализация настоящего постановления осуществляется федеральными органами исполнительной власти в пределах установленной численности работников их центральных аппаратов, территориальных органов и подведомственных им организаций, а также бюджетных ассигнований, предусмотренных федеральным органам исполнительной власти в федеральном бюджете на соответствующий год на руководство и управление в сфере установленных функций.
3. Настоящее постановление вступает в силу с 1 июля 2021 г.
Председатель Правительства
Российской Федерации
М.МИШУСТИН
Утверждены
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 29 декабря 2020 г. N 2328
ПРАВИЛА
АТТЕСТАЦИИ ЭКСПЕРТОВ, ПРИВЛЕКАЕМЫХ К ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ
ЭКСПЕРТИЗЫ В ЦЕЛЯХ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ (НАДЗОРА),
МУНИЦИПАЛЬНОГО КОНТРОЛЯ
1. Настоящие Правила определяют порядок аттестации экспертов, привлекаемых к осуществлению экспертизы в целях государственного контроля (надзора), муниципального контроля в соответствии с Федеральным законом "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее соответственно - эксперты, аттестация).
2. Аттестация осуществляется федеральными органами исполнительной власти, Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом", Государственной корпорацией по космической деятельности "Роскосмос", публично-правовыми компаниями, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, уполномоченными на осуществление видов государственного контроля (надзора), видов муниципального контроля (далее - контрольные (надзорные) органы).
Настоящие Правила применяются контрольными (надзорными) органами в случае, если федеральным законом о виде контроля или положением о виде контроля предусмотрено осуществление экспертизы при проведении контрольного (надзорного) мероприятия.
Аттестация проводится по областям экспертиз в срок, не превышающий 60 рабочих дней, в отношении граждан, не являющихся индивидуальными предпринимателями, для подтверждения наличия у них специальных знаний, опыта в соответствующей сфере науки, техники и хозяйственной деятельности в целях их привлечения контрольными (надзорными) органами к осуществлению экспертизы.
Под областью экспертизы в целях настоящих Правил понимается сфера науки, техники, хозяйственной деятельности, в рамках которой проводится исследование по вопросам, поставленным инспектором перед экспертом в рамках контрольного (надзорного) мероприятия в целях оценки соблюдения контролируемым лицом обязательных требований.
3. Гражданин, претендующий на получение аттестации эксперта (далее - заявитель), обращается в контрольный (надзорный) орган в соответствии с настоящими Правилами.
4. Контрольным (надзорным) органом в целях реализации настоящих Правил устанавливаются:
а) перечень областей экспертиз и соответствующих им видов экспертиз, для проведения которых контрольному (надзорному) органу требуется привлечение экспертов;
б) состав административных процедур и сроки взаимодействия заявителя и контрольного (надзорного) органа по вопросам аттестации в рамках предельных сроков, установленных в соответствии с настоящими Правилами, в том числе требования к способу направления заявителем документов и сведений в целях аттестации, требования к форме и перечню таких документов и сведений (указанный перечень документов должен содержать согласие на обработку и публикацию персональных данных заявителя в реестре экспертов контрольного (надзорного) органа (далее - реестр), состав административных процедур и сроки рассмотрения указанных документов и сведений в рамках предельных сроков, установленных в соответствии с настоящими Правилами, а также состав административных процедур и сроки возврата документов и сведений без рассмотрения (в срок не более 5 рабочих дней) в случае несоблюдения указанного порядка (включая способы взаимодействия, в том числе посредством информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", ведомственной информационной системы контрольного (надзорного) органа, федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)");
в) критерии аттестации, которые могут содержать требования к образованию, стажу работы, наличию знаний и навыков в соответствующей сфере науки, техники, хозяйственной деятельности, в том числе к наличию специальных профессиональных навыков, знаний нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере, сроки проведения проверки соответствия заявителя критериям аттестации, а также порядок и сроки проведения квалификационного экзамена в рамках предельных сроков, установленных в соответствии с настоящими Правилами;
г) случаи аттестации без проведения квалификационного экзамена (при необходимости);
д) срок действия аттестации (не может быть менее 5 лет), за исключением случаев, предусмотренных подпунктами "е" и "ж" настоящего пункта;
е) случаи, при которых аттестация устанавливается на срок проведения контрольного (надзорного) мероприятия (однократная аттестация) (при необходимости);
ж) случаи, при которых аттестация имеет бессрочный характер (бессрочная аттестация (при необходимости);
з) правила формирования и ведения реестра;
и) положение об аттестационной комиссии (при необходимости).
5. Указанный в подпункте "б" пункта 4 настоящих Правил состав административных процедур рассмотрения документов и сведений, направленных заявителем в целях аттестации, при необходимости включает перечень должностных лиц контрольного (надзорного) органа, уполномоченных на принятие решения об аттестации эксперта на срок проведения контрольного (надзорного) мероприятия.
6. Проверка соответствия заявителя критериям аттестации осуществляется в срок, не превышающий 45 рабочих дней, путем:
а) рассмотрения представленных документов и (или) сведений;
б) рассмотрения представленных документов и (или) сведений и проведения квалификационного экзамена.
7. По результатам рассмотрения представленных заявителем документов и сведений контрольный (надзорный) орган принимает одно из следующих решений в форме приказа (распоряжения):
об отказе в аттестации заявителя - в случае несоответствия заявителя критериям аттестации в части требований к образованию, стажу работы;
о допуске заявителя к квалификационному экзамену - в случае представления заявителем документов и сведений в соответствии с подпунктом "б" пункта 4 настоящих Правил;
об аттестации заявителя - если в соответствии с подпунктом "г" пункта 4 настоящих Правил проведение квалификационного экзамена не требуется и заявитель соответствует критериям аттестации.
Контрольный (надзорный) орган уведомляет заявителя о принятом в соответствии с настоящим пунктом решении.
8. Заявитель вправе направить в контрольный (надзорный) орган заявление об изменении даты и времени проведения квалификационного экзамена, но не более одного раза в рамках процедуры аттестации.
9. Квалификационный экзамен проводится аттестационной комиссией, создаваемой контрольным (надзорным) органом и действующей на основании положения об аттестационной комиссии. Заявителю должна быть предоставлена возможность участия в квалификационном экзамене в дистанционной форме.
10. Результаты квалификационных экзаменов и решения по их результатам оформляются протоколом аттестационной комиссии.
11. На основании протокола аттестационной комиссии контрольный (надзорный) орган принимает одно из следующих решений в форме приказа (распоряжения):
об аттестации заявителя, если по результатам квалификационного экзамена принято решение о его соответствии критериям аттестации;
об отказе в аттестации заявителя, если по результатам квалификационного экзамена принято решение о его несоответствии критериям аттестации либо если заявитель не принял участие в квалификационном экзамене.
Контрольный (надзорный) орган уведомляет заявителя о принятом в соответствии с настоящим пунктом решении.
Решения и действия (бездействие) контрольных (надзорных) органов и их должностных лиц могут быть обжалованы в судебном порядке.
12. Контрольный (надзорный) орган вносит сведения об аттестации эксперта в реестр.
Сведения, содержащиеся в реестре, являются открытыми для ознакомления с ними органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, за исключением сведений, относящихся к информации, доступ к которой ограничен в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Контрольный (надзорный) орган размещает открытые сведения из реестра на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
13. Решение о прекращении действия аттестации эксперта принимается контрольным (надзорным) органом в форме приказа (распоряжения) в случае:
поступления в контрольный (надзорный) орган заявления эксперта о прекращении аттестации;
поступления в контрольный (надзорный) орган сведений о смерти эксперта;
подтверждения контрольным (надзорным) органом факта недостоверности или необъективности результатов деятельности эксперта.
Контрольный (надзорный) орган уведомляет заявителя о принятом в соответствии с настоящим пунктом решении.
В случае принятия контрольным (надзорным) органом решения о прекращении действия аттестации эксперта согласие, данное в соответствии с подпунктом "б" пункта 4 настоящих Правил, считается отозванным.
В течение 2 рабочих дней со дня принятия решения о прекращении действия аттестации эксперта контрольный (надзорный) орган исключает сведения об аттестации эксперта из реестра.
14. Эксперт, в отношении которого контрольным (надзорным) органом принято решение о прекращении действия аттестации по основаниям, предусмотренным абзацем четвертым пункта 13 настоящих Правил, вправе обратиться в контрольный (надзорный) орган для аттестации в порядке, установленном настоящими Правилами, не ранее чем по истечении одного года со дня принятия соответствующего решения.
15. Решение о приостановлении действия аттестации эксперта принимается контрольным (надзорным) органом в случае поступления эксперта на государственную или муниципальную службу, принятия на работу в контрольный (надзорный) орган, принявший решение о его аттестации. Решение принимается в день поступления эксперта на службу, принятия на работу, информация об этом размещается в реестре.
Привлечение такого эксперта к осуществлению экспертизы в целях государственного контроля (надзора), муниципального контроля невозможно в течение срока службы, работы эксперта в контрольном (надзорном) органе.
16. Действие аттестации эксперта, в отношении которого контрольным (надзорным) органом было принято решение об аттестации до вступления в силу настоящих Правил, продолжается до окончания ее срока.
17. В случае если контрольным (надзорным) органом принято решение об установлении сроков действия аттестации экспертов, превышающих сроки действия аттестации экспертов, ранее привлекаемых органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля, к проведению мероприятий по контролю в соответствии с Федеральным законом "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", эксперты, аттестованные по области экспертизы до вступления в силу настоящих Правил, вправе обратиться в контрольный (надзорный) орган для аттестации по соответствующей области экспертизы без проведения квалификационного экзамена.