Россия теперь стала еще привлекательнее для иностранцев, желающих получить высшее образование. Для талантливых иностранных студентов разработана система грантов.
Постановление Правительства РФ от 29.07.2022 N 1352
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 июля 2022 г. N 1352
О ГРАНТОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ
ТАЛАНТЛИВЫХ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН И ЛИЦ БЕЗ ГРАЖДАНСТВА,
ОБУЧАЮЩИХСЯ В РОССИЙСКИХ ОРГАНИЗАЦИЯХ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА ТЕРРИТОРИИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В целях поддержки талантливых иностранных граждан и лиц без гражданства, обучающихся в российских организациях, осуществляющих образовательную деятельность на территории Российской Федерации, и повышения привлекательности российского образования в рамках реализации федерального проекта "Россия - привлекательная для учебы и работы страна" государственной программы Российской Федерации "Научно-технологическое развитие Российской Федерации" Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемые:
Положение о грантовой поддержке талантливых иностранных граждан и лиц без гражданства, обучающихся в российских организациях, осуществляющих образовательную деятельность на территории Российской Федерации;
Правила предоставления гранта в форме субсидии из федерального бюджета на создание системы грантовой поддержки талантливых иностранных граждан и лиц без гражданства, обучающихся в российских организациях, осуществляющих образовательную деятельность на территории Российской Федерации.
2. Установить, что начиная с 2025 года в рамках федерального проекта "Россия - привлекательная для учебы и работы страна" государственной программы Российской Федерации "Научно-технологическое развитие Российской Федерации" грантовая поддержка талантливых иностранных граждан и лиц без гражданства, обучающихся в российских организациях, осуществляющих образовательную деятельность на территории Российской Федерации, ежегодно предоставляется следующим категориям граждан:
обучающиеся по очной форме обучения по программам бакалавриата, программам специалитета и программам магистратуры в пределах установленной Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 3 статьи 78 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" квоты на образование иностранных граждан в Российской Федерации, - в количестве, не превышающем 1500 человек;
обучающиеся по очной или очно-заочной форме обучения по программам магистратуры и программам ординатуры, по очной форме обучения по программам подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре и совмещающие обучение с трудовой деятельностью на территории Российской Федерации, - в количестве, не превышающем 4000 человек;
обучающиеся по очной форме обучения по дополнительным профессиональным программам - программам повышения квалификации, взявшие на себя обязательство по осуществлению трудовой деятельности на территории Российской Федерации, - в количестве, не превышающем 3000 человек.
Председатель Правительства
Российской Федерации
М.МИШУСТИН
Утверждено
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 29 июля 2022 г. N 1352
ПОЛОЖЕНИЕ
О ГРАНТОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ ТАЛАНТЛИВЫХ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН И ЛИЦ
БЕЗ ГРАЖДАНСТВА, ОБУЧАЮЩИХСЯ В РОССИЙСКИХ ОРГАНИЗАЦИЯХ,
ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
I. Общие положения
1. Настоящее Положение устанавливает порядок конкурсного отбора талантливых иностранных граждан и лиц без гражданства, обучающихся в российских организациях, осуществляющих образовательную деятельность на территории Российской Федерации, для предоставления им грантовой поддержки за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета (далее соответственно - иностранные граждане, образовательные организации, грантовая поддержка, отбор), а также порядок ее предоставления.
2. Грантовая поддержка в зависимости от категории иностранных граждан предусматривает:
а) для иностранных граждан, обучающихся по очной форме обучения по программам бакалавриата, программам специалитета и программам магистратуры в пределах установленной Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 3 статьи 78 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" квоты на образование иностранных граждан в Российской Федерации:
оплату транспортных расходов, связанных с прибытием к месту обучения на территории Российской Федерации для освоения соответствующей образовательной программы и убытием в государство гражданства или постоянного проживания по окончании обучения, а также с посещением государства гражданства или постоянного проживания один раз за период обучения во время летних каникул при условии прохождения промежуточных аттестаций по всем предметам с оценкой успеваемости не менее чем "хорошо" в соответствующем учебном году;
денежную выплату в размере 13617 рублей, которая осуществляется ежемесячно в течение учебного года при условии прохождения промежуточной аттестации по всем предметам с оценкой успеваемости не менее чем "хорошо" (в период с начала учебного года по месяц окончания первой промежуточной аттестации в соответствии с календарным учебным графиком такая выплата осуществляется всем иностранным гражданам, являющимся получателями грантовой поддержки);
приобретение полиса добровольного медицинского страхования на период обучения;
компенсацию оплаты проживания в общежитии образовательной организации, в которой иностранный гражданин проходит обучение, на условиях, установленных для граждан Российской Федерации, обучающихся за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета;
б) для иностранных граждан, обучающихся по очной или очно-заочной форме обучения по программам магистратуры и программам ординатуры, по очной форме обучения по программам подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре и совмещающих обучение с трудовой деятельностью на территории Российской Федерации:
денежную выплату в размере 27234 рублей, которая осуществляется ежемесячно в течение учебного года при условии прохождения промежуточной аттестации по всем предметам с оценкой успеваемости не менее чем "хорошо" (в период с начала учебного года по месяц окончания первой промежуточной аттестации в соответствии с календарным учебным графиком такая выплата осуществляется всем иностранным гражданам, являющимся получателями грантовой поддержки);
приобретение полиса добровольного медицинского страхования на период обучения;
в) для иностранных граждан, обучающихся по очной форме обучения по дополнительным профессиональным программам - программам повышения квалификации, взявших на себя обязательство по осуществлению трудовой деятельности на территории Российской Федерации в соответствии с пунктом 32 настоящего Положения, - оплату обучения по дополнительной профессиональной программе - программе повышения квалификации продолжительностью не более 72 академических часов.
3. Организация, прошедшая конкурсный отбор по определению оператора, осуществляющего функции по сопровождению создания системы грантовой поддержки иностранных граждан (далее - оператор), в соответствии с Правилами предоставления гранта в форме субсидии из федерального бюджета на создание системы грантовой поддержки талантливых иностранных граждан и лиц без гражданства, обучающихся в российских организациях, осуществляющих образовательную деятельность на территории Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 2022 г. N 1352 "О грантовой поддержке талантливых иностранных граждан и лиц без гражданства, обучающихся в российских организациях, осуществляющих образовательную деятельность на территории Российской Федерации", обеспечивает формирование и ведение информационного ресурса по сопровождению предоставления иностранным гражданам грантовой поддержки в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее соответственно - информационный ресурс, сеть "Интернет").
Финансовое обеспечение расходов, предусмотренных в рамках грантовой поддержки, осуществляется оператором на основании трехсторонних договоров о предоставлении грантовой поддержки, заключаемых с иностранными гражданами, являющимися получателями грантовой поддержки, образовательными организациями и оператором (далее - договор).
Размер грантовой поддержки рассчитывается исходя из необходимости покрытия расходов в соответствии с требованиями, установленными настоящим Положением.
4. Отдельными актами Правительства Российской Федерации могут быть установлены особенности предоставления грантовой поддержки.
II. Отбор и подтверждение права иностранных граждан
на получение грантовой поддержки
5. Претендентами на получение грантовой поддержки, предусмотренной подпунктом "а" пункта 2 настоящего Положения, являются иностранные граждане:
а) являющиеся в текущем учебном году или в предшествующих 2 учебных годах:
для поступающих на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета - победителями и (или) призерами заключительного этапа всероссийской олимпиады школьников, или победителями и (или) призерами одной или более олимпиад школьников, входящих в утверждаемый Министерством науки и высшего образования Российской Федерации по согласованию с Министерством просвещения Российской Федерации перечень олимпиад школьников и их уровней на соответствующий учебный год в соответствии с частью 3 статьи 77 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации", или членами национальных сборных команд, сформированных в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства для участия в международных олимпиадах по общеобразовательным предметам, или победителями (за исключением лиц, являющихся победителями в составе команды) национальных (общегосударственных) олимпиад по общеобразовательным предметам, проводимых государствами - участниками Содружества Независимых Государств, учитываемых при отборе иностранных граждан на обучение в пределах установленной Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 3 статьи 78 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" квоты на образование иностранных граждан в Российской Федерации (в случае проведения олимпиады в несколько этапов - победителями заключительного (итогового) этапа олимпиады, а в случае наличия градации победителей заключительного (итогового) этапа олимпиады по степени наградных документов - победителями заключительного (итогового) этапа олимпиады, имеющими наградные документы наиболее высокой степени);
для поступающих на обучение по программам магистратуры - победителями и (или) призерами одной или более олимпиад для лиц, претендующих на обучение по образовательным программам высшего образования - программам магистратуры, учитываемых при отборе иностранных граждан на обучение в пределах установленной Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 3 статьи 78 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" квоты на образование иностранных граждан в Российской Федерации, или победителями и (или) призерами заключительных (итоговых) этапов мероприятий, включенных в перечень мероприятий для предоставления грантов лицам, поступившим на обучение в образовательные организации высшего образования, научные организации по программам магистратуры, сформированный в порядке, предусмотренном Положением о предоставлении и выплате грантов Президента Российской Федерации лицам, проявившим выдающиеся способности и показавшим высокие достижения в определенной сфере деятельности, в том числе в области искусств и спорта, поступившим на обучение в профессиональные образовательные организации, образовательные организации высшего образования, научные организации по очной, очно-заочной и заочной формам обучения по программам подготовки специалистов среднего звена, программам бакалавриата, программам специалитета и программам магистратуры за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2020 г. N 744 "О грантах Президента Российской Федерации лицам, проявившим выдающиеся способности и показавшим высокие достижения в определенной сфере деятельности, поступившим на обучение в образовательные и научные организации";
б) имеющие направление Министерства науки и высшего образования Российской Федерации на обучение по очной форме в пределах установленной Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 3 статьи 78 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" квоты на образование иностранных граждан в Российской Федерации по образовательным программам бакалавриата, или программам специалитета, или программам магистратуры на русском языке в году предоставления грантовой поддержки;
в) не имеющие гражданства Российской Федерации.
6. Претендентами на получение грантовой поддержки, предусмотренной подпунктом "б" пункта 2 настоящего Положения, являются иностранные граждане:
а) имеющие документ о предшествующем уровне образования с оценками успеваемости не менее чем "хорошо", полученный в год предоставления грантовой поддержки или в год, предшествующий году предоставления грантовой поддержки;
б) трудоустроенные на территории Российской Федерации;
в) не имеющие гражданства Российской Федерации.
7. Претендентами на получение грантовой поддержки, предусмотренной подпунктом "в" пункта 2 настоящего Положения, являются иностранные граждане:
а) обучающиеся на последнем курсе обучения по программам бакалавриата, или программам специалитета, или программам магистратуры, или программам подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре, или программам ординатуры в образовательной организации при условии прохождения промежуточных аттестаций на последнем курсе обучения с оценками успеваемости не менее чем "хорошо", а также имеющие диплом бакалавра, или диплом специалиста, или диплом магистра, или диплом об окончании ординатуры, или свидетельство об окончании аспирантуры с оценками успеваемости не менее чем "хорошо", полученные по результатам освоения соответствующей образовательной программы, реализуемой в образовательной организации, в год назначения грантовой поддержки или в год, предшествующий году назначения грантовой поддержки;
б) взявшие на себя обязательство по осуществлению трудовой деятельности на территории Российской Федерации в соответствии с пунктом 32 настоящего Положения;
в) не имеющие гражданства Российской Федерации.
8. В срок до 1 июня года приема на обучение Министерство науки и высшего образования Российской Федерации на своем официальном сайте в сети "Интернет" размещает объявление о проведении отбора иностранных граждан.
9. В срок с 1 июня по 1 августа года приема на обучение иностранный гражданин, претендующий на получение грантовой поддержки, подает через информационный ресурс заявление о получении грантовой поддержки с приложением документов, подтверждающих соответствие требованиям, указанным в пунктах 5 - 7 настоящего Положения, а также согласие на обработку, передачу и хранение персональных данных, оформленное в виде отдельного документа на русском языке и собственноручно им подписанное.
Иностранный гражданин, претендующий на получение грантовой поддержки, предусмотренной подпунктом "б" пункта 2 настоящего Положения, подтверждает трудоустройство на территории Российской Федерации путем подачи через информационный ресурс сведений из раздела "Сведения о трудовой деятельности" его индивидуального лицевого счета, открытого Фондом пенсионного и социального страхования Российской Федерации, или сведений о постановке на учет (снятии с учета) в налоговом органе в качестве физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем и оказывающего без привлечения наемных работников услуги физическому лицу для личных, домашних и (или) иных подобных нужд, либо в качестве налогоплательщика налога на профессиональный доход.
В целях прохождения отбора иностранный гражданин также представляет через информационный ресурс собственноручно написанное на русском языке и подписанное им эссе, структура и критерии оценивания которого установлены согласно приложению.
10. Проверку документов, подтверждающих соответствие иностранного гражданина требованиям, указанным в пунктах 5 - 7 настоящего Положения, осуществляет оператор.
11. Списки претендентов на получение грантовой поддержки с приложением документов, указанных в пункте 9 настоящего Положения, направляются оператором не позднее 5 августа года приема на обучение конкурсной комиссии по проведению отбора, положение о деятельности и состав которой утверждаются Министерством науки и высшего образования Российской Федерации (далее - конкурсная комиссия).
12. Конкурсная комиссия проводит оценку эссе претендентов на получение грантовой поддержки в соответствии с баллами, указанными в приложении к настоящему Положению. Итоговый балл претендента на получение грантовой поддержки исчисляется как сумма баллов, выставленных конкурсной комиссией по каждому критерию, предусмотренному в приложении к настоящему Положению.
По итогам проведения отбора конкурсной комиссией не позднее 20 августа года приема на обучение утверждаются основной и резервный ранжированные списки иностранных граждан, претендующих на получение грантовой поддержки, по каждому виду грантовой поддержки. При равном количестве баллов ранжирование осуществляется в соответствии с очередностью представления иностранными гражданами документов, указанных в пункте 9 настоящего Положения.
Утвержденные конкурсной комиссией по каждому виду грантовой поддержки основной и резервный ранжированные списки иностранных граждан, претендующих на получение грантовой поддержки, передаются оператору и являются основанием для заключения оператором договоров.
13. Договор должен содержать следующие положения:
а) фамилия, имя, отчество (при наличии) иностранного гражданина, получающего грантовую поддержку (далее - грантополучатель);
б) дата рождения грантополучателя;
в) страховой номер индивидуального лицевого счета;
г) адрес электронной почты грантополучателя и номер мобильного телефона российского оператора сотовой связи;
д) реквизиты документа грантополучателя, удостоверяющего его личность, действительного на территории Российской Федерации;
е) сведения о документах об образовании и (или) о квалификации, полученных в Российской Федерации, и (или) документах об образовании и (или) о квалификации, полученных в иностранном государстве, признаваемых в Российской Федерации;
ж) гражданство (гражданства) грантополучателя (при наличии);
з) уровень профессионального образования или указание на дополнительное профессиональное образование - программу повышения квалификации, которые получает грантополучатель;
и) специальность, направление подготовки или научная специальность, по которой (которому) обучается грантополучатель, или наименование дополнительной профессиональной программы;
к) форма обучения грантополучателя;
л) наименование образовательной организации;
м) реквизиты направления, указанного в подпункте "б" пункта 5 настоящего Положения (при наличии);
н) реквизиты приказа о зачислении в образовательную организацию;
о) фамилия, имя, отчество (при наличии), адрес электронной почты (при наличии) и контактный телефон родителей (законных представителей) грантополучателя или иных лиц, указанных грантополучателем;
п) расчетный счет, открытый грантополучателем в учреждениях Центрального банка Российской Федерации или кредитных организациях для перечисления денежных выплат, предусмотренных пунктом 2 настоящего Положения;
р) порядок и сроки перечисления грантовой поддержки;
с) права и обязанности оператора, в том числе обязанность по осуществлению выплаты грантовой поддержки грантополучателю;
т) права образовательной организации, в которой обучается грантополучатель;
у) обязанности образовательной организации, в которой обучается грантополучатель, в том числе:
по предоставлению по запросу оператора учебного плана образовательной программы, по которой обучается грантополучатель, копий приказов о зачислении (отчислении), адреса общежития, в котором проживает грантополучатель, стоимости проживания в общежитии в текущем учебном году, сведений об успеваемости грантополучателя;
по уведомлению оператора об изменениях, имеющих значение для исполнения договора, в течение 10 календарных дней со дня возникновения указанных изменений;
ф) права грантополучателя;
х) обязанности грантополучателя, в том числе:
по успешному освоению соответствующей образовательной программы, реализуемой в образовательной организации;
для грантополучателя в соответствии с подпунктами "а" и "б" пункта 2 настоящего Положения - по успешному прохождению государственной итоговой аттестации (итоговой аттестации) по соответствующей образовательной программе, по подтверждению грантополучателем права на получение грантовой поддержки;
для грантополучателя в соответствии с подпунктом "б" пункта 2 настоящего Положения - по осуществлению трудовой деятельности на территории Российской Федерации;
для грантополучателя в соответствии с подпунктом "в" пункта 2 настоящего Положения - по осуществлению трудовой деятельности на территории Российской Федерации после завершения обучения по дополнительной профессиональной программе - программе повышения квалификации;
ц) ответственность грантополучателя, в том числе:
за представление оператору недостоверной информации или отказ от представления информации;
за невыполнение обязательства по осуществлению трудовой деятельности - для грантополучателя в соответствии с подпунктом "в" пункта 2 настоящего Положения;
за возврат денежных средств в случае, предусмотренном пунктом 36 настоящего Положения;
ч) основание для освобождения грантополучателя (по подпункту "в" пункта 2 настоящего Положения) от исполнения обязательства по осуществлению трудовой деятельности.
14. В случае если иностранный гражданин, претендующий на получение грантовой поддержки, отказывается от получения грантовой поддержки путем направления соответствующего заявления через информационный ресурс или в срок до 15 сентября года приема на обучение не выражает согласия на заключение договора, освободившееся место в основном списке иностранных граждан, претендующих на получение грантовой поддержки, предлагается лицу из резервного списка в соответствии с ранжированием.
15. Иностранные граждане имеют право подать заявки на получение всех видов грантовой поддержки в соответствующем учебном году, но получить не более одного вида грантовой поддержки.
Иностранные граждане, получившие грантовую поддержку, предусмотренную подпунктом "а" пункта 2 настоящего Положения, имеют право на получение грантовой поддержки, предусмотренной подпунктом "б" пункта 2 настоящего Положения, при условии поступления на обучение на следующий уровень образования в год окончания обучения по предыдущему уровню образования.
В иных случаях иностранные граждане могут получить грантовую поддержку, предусмотренную пунктом 2 настоящего Положения, единожды.
16. Предусмотренные подпунктами "а" и "б" пункта 2 настоящего Положения виды грантовой поддержки предоставляются на период обучения по соответствующей образовательной программе, не превышающий срока обучения, установленного соответственно федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования или федеральными государственными требованиями. Грантовая поддержка, предусмотренная подпунктом "в" пункта 2 настоящего Положения, предоставляется единовременно перед началом освоения дополнительной профессиональной программы - программы повышения квалификации.
17. Образовательная организация, в которой обучается грантополучатель в соответствии с подпунктом "а" или подпунктом "б" пункта 2 настоящего Положения, ежемесячно, до 10-го числа месяца, за исключением времени летних каникул, направляет оператору документы, подтверждающие обучение грантополучателя в образовательной организации.
18. Оператор ежемесячно, до 15-го числа месяца, осуществляет проверку сведений об осуществлении грантополучателями в соответствии с подпунктами "б" и "в" пункта 2 настоящего Положения трудовой деятельности путем взаимодействия с Фондом пенсионного и социального страхования Российской Федерации посредством единой системы межведомственного электронного взаимодействия.
19. В случае прекращения грантополучателем трудовой деятельности на территории Российской Федерации в соответствии с подпунктом "б" пункта 2 настоящего Положения денежные выплаты, предусмотренные подпунктом "б" пункта 2 настоящего Положения, не осуществляются (приостанавливаются) до момента трудоустройства на территории Российской Федерации.
В случае отчисления иностранного гражданина из образовательной организации до окончания нормативного срока освоения образовательной программы по решению образовательной организации или по инициативе грантополучателя образовательная организация, в которой обучался грантополучатель, уведомляет оператора в течение 10 календарных дней с даты отчисления иностранного гражданина и предоставление грантовой поддержки прекращается.
В целях получения грантополучателем денежных выплат, предусмотренных пунктом 2 настоящего Положения, образовательная организация 2 раза за учебный год в периоды с 1 февраля по 1 марта и с 1 июня по 15 июля представляет сведения о прохождении грантополучателем промежуточной аттестации с оценкой успеваемости не менее чем "хорошо" по всем предметам. В случае если в сведениях, направленных образовательной организацией оператору, содержится информация о результатах промежуточной аттестации с оценкой успеваемости менее чем "хорошо" по всем предметам денежные выплаты, предусмотренные пунктом 2 настоящего Положения, не осуществляются (приостанавливаются) до получения результатов следующей промежуточной аттестации.
III. Порядок предоставления грантовой поддержки
20. В случае обучения грантополучателя с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий грантовая поддержка иностранному гражданину оказывается в период его нахождения на территории Российской Федерации.
Денежные выплаты, предусмотренные пунктом 2 настоящего Положения, перечисляются оператором на счет грантополучателя, открытый в российской кредитной организации, ежемесячно.
21. В случае перевода грантополучателя из одной образовательной организации в другую образовательную организацию за грантополучателем сохраняется право на грантовую поддержку.
22. Бронирование и (или) приобретение билетов осуществляются оператором в целях обеспечения первого прибытия грантополучателя из государства гражданства или постоянного проживания в место обучения на территории Российской Федерации для освоения соответствующей образовательной программы, убытия грантополучателя из места обучения на территории Российской Федерации в государство гражданства или постоянного проживания по окончании освоения образовательной программы, а также убытия грантополучателя один раз за период обучения во время летних каникул из места обучения на территории Российской Федерации в государство гражданства или постоянного проживания и обратного прибытия из государства гражданства или постоянного проживания в место обучения на территории Российской Федерации.
23. Бронирование и (или) приобретение билетов осуществляются оператором по наиболее короткому маршруту следования по следующим тарифам различных видов транспорта:
а) железнодорожным транспортом - в плацкартном вагоне пассажирского поезда;
б) водным транспортом - в каюте X группы морского судна регулярных транспортных линий и линий с комплексным обслуживанием пассажиров, в каюте III категории речного судна всех линий сообщения;
в) воздушным транспортом - в салоне экономического класса;
г) автомобильным транспортом - в автотранспортном средстве общего пользования.
24. Допускаются бронирование и (или) приобретение билетов при сочетании различных видов транспорта в соответствии с тарифами на виды транспорта, указанными в пункте 23 настоящего Положения.
При отчислении грантополучателя из образовательной организации до завершения сроков освоения образовательной программы или убытия грантополучателя из Российской Федерации в связи с оформлением ему академического отпуска, отпуска по беременности и родам или отпуска по уходу за ребенком компенсация убытия грантополучателю не производится.
В случае возникновения форс-мажорных обстоятельств, требующих выезда грантополучателя из Российской Федерации в государство гражданства или постоянного проживания, вопрос оплаты ему транспортных расходов, связанных с убытием в государство гражданства или постоянного проживания, решается оператором по согласованию с Министерством науки и высшего образования Российской Федерации в индивидуальном порядке.
Бронирование и (или) приобретение билетов грантополучателю в целях оплаты убытия и прибытия во время летних каникул осуществляются при условии, что убытие из Российской Федерации и прибытие в Российскую Федерацию грантополучатель осуществляет в период летних каникул, предусмотренный учебным планом освоения соответствующей образовательной программы.
В случае досрочного прохождения промежуточной аттестации допускается убытие грантополучателя на летние каникулы в сроки более ранние, чем в сроки, определенные учебным планом освоения соответствующей образовательной программы.
25. В период летних каникул, каникул, предусмотренных после окончания освоения соответствующей образовательной программы, а также в период освоения образовательной программы с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий при условии нахождения грантополучателя за пределами территории Российской Федерации денежные выплаты, предусмотренные пунктом 2 настоящего Положения, не осуществляются.
В случае если указанные периоды начинаются или заканчиваются в середине месяца, денежные выплаты, предусмотренные пунктом 2 настоящего Положения, осуществляются исходя из фактического количества календарных дней, в течение которых грантополучатель обучался на территории Российской Федерации в соответствии с учебным планом образовательной программы.
26. Предоставление грантовой поддержки приостанавливается в случае нахождения грантополучателя в академическом отпуске, отпуске по беременности и родам или отпуске по уходу за ребенком. После завершения соответствующего отпуска грантополучатель сохраняет право на грантовую поддержку на условиях, определенных настоящим Положением. Решение о приостановлении предоставления грантовой поддержки с последующим ее восстановлением принимается оператором по согласованию с Министерством науки и высшего образования Российской Федерации на основании представления руководителя образовательной организации, в которой обучается грантополучатель.
27. Грантополучатель вправе завершить освоение образовательной программы в более ранние сроки по сравнению со сроками, установленными федеральными государственными образовательными стандартами или федеральными государственными требованиями, в соответствии с индивидуальным учебным планом освоения соответствующей образовательной программы. Грантовая поддержка в указанном случае оказывается грантополучателю в соответствии со сроками, определенными индивидуальным учебным планом освоения соответствующей образовательной программы.
28. В случае если в течение срока освоения образовательной программы грантополучатель приобретает гражданство Российской Федерации, в рамках грантовой поддержки за ним сохраняется право на денежные выплаты, предусмотренные пунктом 2 настоящего Положения, и компенсацию оплаты проживания в общежитии образовательной организации.
29. Ежегодное приобретение полиса добровольного медицинского страхования для грантополучателя (но не ранее чем за 10 календарных дней до прибытия грантополучателя к месту обучения на территории Российской Федерации) возлагается на оператора. Срок начала действия полиса добровольного медицинского страхования равен дню начала реализации соответствующей образовательной программы в соответствии с ее учебным планом.
В зависимости от запланированных сроков пребывания грантополучателя на территории Российской Федерации оператор приобретает для него полис добровольного медицинского страхования на срок не менее 3 месяцев.
По истечении срока действия полиса добровольного медицинского страхования оператор обязан приобрести для грантополучателя полис добровольного медицинского страхования на следующий период обучения в рамках реализации соответствующей образовательной программы в соответствии с ее учебным планом.
В случае если грантополучатель имеет полис добровольного медицинского страхования, оператор приобретает полис добровольного медицинского страхования на период обучения, который не входит в имеющийся у грантополучателя полис добровольного медицинского страхования.
В последний учебный год оператор приобретает для грантополучателя полис добровольного медицинского страхования до даты, не превышающей 10 календарных дней со дня завершения освоения соответствующей образовательной программы, предусмотренной ее учебным планом.
Полис добровольного медицинского страхования должен покрывать в полном объеме такие виды страховых случаев, как экстренная госпитализация, амбулаторно-поликлиническое обслуживание, экстренная стоматологическая помощь, репатриация, неотложная помощь, скорая помощь, стационарное наблюдение, назначение лекарственных средств и контроль при их применении, ведение медицинской карты.
В договоре могут быть определены иные виды страховых случаев, которые должен покрывать полис добровольного медицинского страхования, при условии увеличения его стоимости не более чем на 20 процентов.
30. Расходы, связанные с оплатой проживания в общежитии образовательной организации, компенсируются оператором путем перечисления грантополучателю оператором денежных средств в размере, равном сумме компенсации оплаты проживания в общежитии, на счет, указанный в договоре, в течение всего периода обучения.
В период каникул, предусмотренных после окончания освоения соответствующей образовательной программы, указанная компенсация не производится.
31. До начала обучения по дополнительной профессиональной программе - программе повышения квалификации оператор подтверждает грантополучателю в письменной форме соответствие (несоответствие) указанной программы следующим требованиям:
а) реализуется в очной форме в образовательной организации;
б) имеет продолжительность не более 72 академических часов.
IV. Осуществление грантополучателем трудовой деятельности
32. Грантополучатель в соответствии с подпунктом "в" пункта 2 настоящего Положения обязан осуществлять трудовую деятельность в течение не менее одного года после завершения обучения по дополнительной профессиональной программе - программе повышения квалификации на территории Российской Федерации.
33. Основаниями для освобождения грантополучателя от исполнения обязательства по осуществлению трудовой деятельности являются наличие заболевания, препятствующего ее осуществлению, в соответствии с медицинским заключением врачебной комиссии медицинской организации, выданным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, а также в случае, предусмотренном абзацем вторым пункта 36 настоящего Положения.
34. Грантополучатель обязан начать трудовую деятельность не позднее 6 месяцев после завершения обучения по дополнительной профессиональной программе - программе повышения квалификации.
35. Начало осуществления трудовой деятельности откладывается или ее осуществление приостанавливается:
а) на период нахождения грантополучателя в академическом отпуске, отпуске по беременности и родам, отпуске по уходу за ребенком;
б) на период временной нетрудоспособности (более 4 месяцев подряд) по состоянию здоровья.
36. В случае если грантополучатель отчислен из образовательной организации досрочно по инициативе образовательной организации в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 61 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации", отказался от получения грантовой поддержки до истечения срока ее выплаты, при отсутствии оснований, указанных в пункте 33 настоящего Положения, и причин, указанных в пункте 35 настоящего Положения, не начал осуществлять трудовую деятельность или прекратил осуществлять такую деятельность ранее одного года после начала осуществления трудовой деятельности по дополнительной профессиональной программе - программе повышения квалификации, такой грантополучатель обязан возвратить оператору денежные средства в размере стоимости обучения по дополнительной профессиональной программе - программе повышения квалификации.
Грантополучатель, выплативший оператору денежные средства в соответствии с настоящим пунктом, освобождается от исполнения обязательства по осуществлению трудовой деятельности, предусмотренного пунктом 32 настоящего Положения.
37. Возвращенные денежные средства расходуются оператором на грантовую поддержку.
38. Информация о результатах выполнения грантополучателями обязательства по осуществлению ими трудовой деятельности направляется оператором ежегодно, до 1 декабря, в Министерство науки и высшего образования Российской Федерации.
39. В целях содействия профессиональному развитию и трудоустройству грантополучателей оператор организует проведение мероприятий по профессиональной ориентации, встреч грантополучателей с представителями работодателей (юридических лиц и индивидуальных предпринимателей), оказывает помощь грантополучателям в подборе свободных рабочих мест и вакантных должностей, составлении информации о грантополучателях в целях трудоустройства.
Информация о проводимых оператором мероприятиях, направленных на содействие профессиональному развитию и трудоустройству грантополучателей, размещается им на информационном ресурсе.
40. Оператор и образовательные организации, в которых обучаются претенденты на получение грантовой поддержки и (или) грантополучатели, информируют общественность посредством сети "Интернет" и средств массовой информации о порядке получения грантовой поддержки.
Приложение
к Положению о грантовой поддержке
талантливых иностранных граждан
и лиц без гражданства, обучающихся
в российских организациях,
осуществляющих образовательную
деятельность на территории
Российской Федерации
СТРУКТУРА И КРИТЕРИИ
ОЦЕНИВАНИЯ ЭССЕ ТАЛАНТЛИВОГО ИНОСТРАННОГО ГРАЖДАНИНА
ИЛИ ЛИЦА БЕЗ ГРАЖДАНСТВА, ОБУЧАЮЩИХСЯ В РОССИЙСКИХ
ОРГАНИЗАЦИЯХ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, В ЦЕЛЯХ ПРОХОЖДЕНИЯ
КОНКУРСНОГО ОТБОРА ТАЛАНТЛИВЫХ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН И ЛИЦ
БЕЗ ГРАЖДАНСТВА, ОБУЧАЮЩИХСЯ В РОССИЙСКИХ ОРГАНИЗАЦИЯХ,
ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Структура эссе
Критерий оценивания
Значение в баллах
1. Биография
владение русским языком
1 - 5
2. Личные достижения талантливого иностранного гражданина или лица без гражданства, обучающихся в российских организациях, осуществляющих образовательную деятельность на территории Российской Федерации, в обучении, научной и трудовой деятельности (при условии подтверждения соответствующими документами)
участие в олимпиадах государственного и международного уровня
1 - 5
наличие опубликованных научных работ
1 - 5
успешность освоения предшествующих образовательных программ
3 - 5
осуществление трудовой деятельности, в том числе по профилю образовательной программы
3 - 5
3. Демонстрация заинтересованности получения образования в российских организациях, осуществляющих образовательную деятельность на территории Российской Федерации
получение гражданства Российской Федерации, трудоустройство на территории Российской Федерации, постоянное проживание на территории Российской Федерации, ведение бизнеса с российскими компаниями, трудоустройство и карьерный рост в государстве гражданства или постоянного проживания
1 - 5
Утверждены
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 29 июля 2022 г. N 1352
ПРАВИЛА
ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ГРАНТА В ФОРМЕ СУБСИДИИ ИЗ ФЕДЕРАЛЬНОГО
БЮДЖЕТА НА СОЗДАНИЕ СИСТЕМЫ ГРАНТОВОЙ ПОДДЕРЖКИ ТАЛАНТЛИВЫХ
ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН И ЛИЦ БЕЗ ГРАЖДАНСТВА, ОБУЧАЮЩИХСЯ
В РОССИЙСКИХ ОРГАНИЗАЦИЯХ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
I. Общие положения
1. Настоящие Правила устанавливают цели, условия и порядок предоставления гранта в форме субсидии из федерального бюджета на создание системы грантовой поддержки талантливых иностранных граждан и лиц без гражданства, обучающихся в российских организациях, осуществляющих образовательную деятельность на территории Российской Федерации (далее соответственно - грант, иностранные граждане, образовательные организации).
Грант предоставляется в рамках реализации федерального проекта "Россия - привлекательная для учебы и работы страна" государственной программы Российской Федерации "Научно-технологическое развитие Российской Федерации" в целях поддержки иностранных граждан, обучающихся в образовательных организациях, и повышения привлекательности российского образования.
Грант предоставляется организации, прошедшей конкурсный отбор по определению организации, осуществляющей функции по сопровождению создания системы грантовой поддержки иностранных граждан (далее соответственно - отбор, организация).
2. Грант предоставляется Министерством науки и высшего образования Российской Федерации в пределах лимитов бюджетных обязательств, доведенных до Министерства науки и высшего образования Российской Федерации как получателя средств федерального бюджета на цели, указанные в пункте 1 настоящих Правил.
3. Размер гранта определяется исходя из ежегодной численности иностранных граждан, являющихся получателями грантовой поддержки, установленной постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 2022 г. N 1352 "О грантовой поддержке талантливых иностранных граждан и лиц без гражданства, обучающихся в российских организациях, осуществляющих образовательную деятельность на территории Российской Федерации".
4. Сведения о гранте размещаются на едином портале бюджетной системы Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее соответственно - сеть "Интернет", единый портал) не позднее 15-го рабочего дня, следующего за днем принятия федерального закона о федеральном бюджете (федерального закона о внесении изменений в федеральный закон о федеральном бюджете).
II. Порядок проведения отбора
5. В целях проведения отбора Министерство науки и высшего образования Российской Федерации:
а) до 1 марта года, в котором планируется предоставление гранта, размещает на едином портале объявление о проведении отбора (далее - конкурсная документация) с указанием:
сроков проведения отбора, а также информации о возможности проведения нескольких этапов отбора с указанием сроков и порядка их проведения;
даты начала подачи и даты окончания приема заявок на участие в отборе (далее - заявка), которая не может быть ранее 30-го календарного дня, следующего за днем размещения конкурсной документации;
места нахождения, почтового адреса, адреса электронной почты Министерства науки и высшего образования Российской Федерации;
результата предоставления гранта, указанного в пункте 35 настоящих Правил, и его характеристик (показателей, необходимых для достижения результата предоставления оператору гранта) (далее - характеристики);
доменного имени и (или) указателей страниц государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами "Электронный бюджет", в которой осуществляется проведение отбора;
требований к организации в соответствии с пунктом 6 настоящих Правил и перечня документов, представляемых организацией для подтверждения их соответствия указанным требованиям;
порядка подачи организацией заявок и требований, предъявляемых к форме и содержанию заявок, критериев подачи заявок, правил присвоения заявкам порядковых номеров и перечня документов к заявке, указанных в пункте 7 настоящих Правил;
порядка отзыва заявок, порядка возврата заявок, определяющего в том числе основания для возврата заявок, порядка внесения изменений в заявки;
правил рассмотрения и оценки заявок в соответствии с пунктами 13 - 18 настоящих Правил;
порядка предоставления организациям разъяснений положений конкурсной документации, даты начала и окончания срока такого предоставления;
срока, в течение которого организация - победитель отбора должна подписать соглашение о предоставлении гранта (далее - соглашение) в соответствии с типовой формой, утвержденной Министерством финансов Российской Федерации;
условий признания организации - победителя отбора уклонившейся от заключения соглашения;
даты размещения информации о результатах отбора на едином портале, которая не может быть позднее 14-го календарного дня, следующего за днем определения организации - победителя отбора;
б) создает комиссию по проведению отбора (далее - конкурсная комиссия) и утверждает ее состав;
в) на основании решения конкурсной комиссии размещает информацию об итогах отбора на едином портале в течение 2 рабочих дней со дня подписания протокола оценки заявок, указанного в подпункте "в" пункта 13 настоящих Правил, и заключает с организацией - победителем отбора соглашение в соответствии с типовой формой, утвержденной Министерством финансов Российской Федерации.
6. Грант предоставляется организации, которая на дату подачи заявки соответствует следующим требованиям (проверка осуществляется автоматически на едином портале при наличии технической возможности):
а) организация не находится в процессе реорганизации (за исключением реорганизации в форме присоединения к организации, являющейся участником отбора, другого юридического лица), ликвидации, в отношении ее не введена процедура банкротства, деятельность организации не приостановлена в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации;
б) организация не получает в текущем финансовом году средства из федерального бюджета на цели, указанные в пункте 1 настоящих Правил, в соответствии с иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
в) организация не включена в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей);
г) организация не является казенным учреждением;
д) организация не является иностранным юридическим лицом, в том числе местом регистрации которого является государство или территория, включенные в утвержденный Министерством финансов Российской Федерации перечень государств и территорий, используемых для промежуточного (офшорного) владения активами в Российской Федерации, а также российским юридическим лицом, в уставном (складочном) капитале которого доля прямого или косвенного (через третьих лиц) участия офшорных компаний в совокупности превышает 25 процентов;
е) у организации отсутствует неисполненная обязанность по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов и процентов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;
ж) у организации отсутствуют просроченная задолженность по возврату в федеральный бюджет субсидий, бюджетных инвестиций, предоставленных в том числе в соответствии с иными правовыми актами, а также иная просроченная (неурегулированная) задолженность по денежным обязательствам перед Российской Федерацией;
з) в реестре дисквалифицированных лиц отсутствуют сведения о дисквалифицированных руководителе, членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа, или главном бухгалтере (при наличии) организации;
и) организация не находится в перечне организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, либо в перечне организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к распространению оружия массового уничтожения.
7. Для участия в отборе организации в сроки, установленные в конкурсной документации, представляют с использованием единого портала в Министерство науки и высшего образования Российской Федерации заявку, подписанную усиленной квалифицированной электронной подписью руководителя организации (иного уполномоченного лица), с приложением следующих документов:
а) сопроводительное письмо, подписанное руководителем (иным уполномоченным лицом) организации;
б) анкета организации по форме, установленной конкурсной документацией, включающая документы, подтверждающие опыт, и (или) кадровый состав, и (или) материально-техническую базу организации;
в) декларация, подписанная руководителем (иным уполномоченным лицом) и главным бухгалтером (при наличии) организации, о соответствии организации требованиям, установленным подпунктами "в" и "г" пункта 6 настоящих Правил, по форме, установленной конкурсной документацией;
г) справка о деятельности организации за год, предшествующий году предоставления гранта, и плановых значениях деятельности организации в текущем финансовом году, подписанная руководителем (иным уполномоченным лицом) организации, и заверенная печатью организации (при наличии);
д) согласие органа государственной власти и (или) органа местного самоуправления, осуществляющих функции и полномочия учредителя организации (за исключением организаций, функции и полномочия учредителя от имени Российской Федерации в отношении которых осуществляет Правительство Российской Федерации или Министерство науки и высшего образования Российской Федерации), на участие организации в отборе и последующее заключение соглашения, оформленное на бланке указанных органов;
е) документы, подтверждающие полномочия лица на осуществление действий от имени организации;
ж) согласие организации на размещение (публикацию) в сети "Интернет" информации о ней, о подаваемой заявке, об иной информации, связанной с отбором;
з) согласие организации на проведение в отношении ее Министерством науки и высшего образования Российской Федерации проверки соблюдения организацией порядка и условий предоставления гранта, в том числе в части достижения результата предоставления гранта, а также проверки органами государственного финансового контроля в соответствии со статьями 268.1 и 269.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации;
и) иные документы организации в соответствии с конкурсной документацией.
8. При необходимости сведения из Единого государственного реестра юридических лиц запрашиваются Министерством науки и высшего образования Российской Федерации самостоятельно с использованием системы межведомственного электронного взаимодействия.
9. Организация может подать не более одной заявки. Датой представления заявки считается дата ее поступления в Министерство науки и высшего образования Российской Федерации.
10. Документы, указанные в пункте 7 настоящих Правил, должны быть оформлены организацией в соответствии с требованиями к их оформлению, установленными в конкурсной документации. Ответственность за достоверность представляемых в соответствии с пунктом 7 настоящих Правил документов несет организация в соответствии с законодательством Российской Федерации.
11. Рассмотрение заявок и их оценка осуществляются конкурсной комиссией в течение 15 рабочих дней со дня окончания приема заявок. По результатам рассмотрения и оценки заявок Министерство науки и высшего образования Российской Федерации размещает на едином портале соответствующие протоколы, предусмотренные пунктом 13 настоящих Правил, в течение 4 рабочих дней со дня их подписания, а также следующую информацию:
а) дата, место и время рассмотрения заявок;
б) информация об организациях, заявки которых рассмотрены;
в) информация об организациях, заявки которых отклонены, с указанием причины их отклонения, в том числе положений объявления о проведении отбора, которым не соответствуют заявки;
г) последовательность оценки заявок, присвоенные заявкам значения по каждому из предусмотренных критериев оценки заявок, принятое на основании результатов оценки заявок решение о присвоении заявкам порядковых номеров;
д) наименование организации - получателя гранта, с которой заключается соглашение, и размер предоставляемого ей гранта.
12. Конкурсная комиссия формируется из представителей Министерства науки и высшего образования Российской Федерации и заинтересованных федеральных органов исполнительной власти.
В состав конкурсной комиссии входят председатель, заместитель председателя, ответственный секретарь и иные члены конкурсной комиссии. Общее количество членов конкурсной комиссии должно составлять не менее 7 человек.
Председатель конкурсной комиссии осуществляет общее руководство деятельностью конкурсной комиссии, определяет дату, время, место и формат проведения заседания конкурсной комиссии, председательствует на заседании конкурсной комиссии, подписывает протоколы, предусмотренные настоящим пунктом.
В отсутствие председателя конкурсной комиссии или по его поручению его обязанности исполняет заместитель председателя конкурсной комиссии.
Ответственный секретарь конкурсной комиссии организует подготовку заседания конкурсной комиссии, информирует членов конкурсной комиссии о дате, времени, месте и формате проведения заседания конкурсной комиссии не позднее чем за 3 рабочих дня до даты проведения заседания конкурсной комиссии, а также о переносе даты, времени, места и смене формата либо об отмене проведения заседания конкурсной комиссии посредством электронной почты, готовит проект протокола заседания конкурсной комиссии, ведет протокол заседания конкурсной комиссии.
Члены конкурсной комиссии обязаны лично участвовать в заседаниях конкурсной комиссии, а при невозможности присутствовать на заседании конкурсной комиссии - извещать об этом не менее чем за один рабочий день до дня проведения заседания конкурсной комиссии ответственного секретаря конкурсной комиссии.
Работа конкурсной комиссии осуществляется в форме заседаний, которые могут быть проведены как очно, так и с использованием режима видео-конференц-связи.
Заседание конкурсной комиссии считается правомочным, если на нем присутствует не менее половины лиц, входящих в ее состав.
Решения конкурсной комиссии принимаются путем открытого голосования простым большинством голосов присутствующих на заседании лиц, входящих в ее состав. При равенстве голосов принятым считается решение, за которое проголосовал председательствующий на заседании конкурсной комиссии. Решение конкурсной комиссии оформляется протоколом.
13. В рамках обеспечения проведения отбора конкурсная комиссия:
а) осуществляет прием заявок в день, время и месте, которые указаны в конкурсной документации. Прием заявок оформляется протоколом приема заявок, в котором указываются наименование отбора и организатор отбора, дата, время начала и окончания процедуры приема заявок, перерывы в процедуре приема заявок (при их наличии) и наименования организаций, представивших заявки. Протокол приема заявок подписывается всеми членами конкурсной комиссии, присутствующими на процедуре приема заявок, размещается на едином портале в сроки, установленные пунктом 11 настоящих Правил;
б) рассматривает заявки в сроки, установленные пунктом 11 настоящих Правил. По результатам рассмотрения заявок комиссия принимает решение о соответствии организации и представленной организацией заявки требованиям, установленным настоящими Правилами и конкурсной документацией, и допуске организации к участию в отборе или о несоответствии организации и (или) представленной организацией заявки требованиям, установленным настоящими Правилами, и об отказе в допуске организации к дальнейшему участию в отборе и отклонении заявки. Результаты рассмотрения заявок оформляются протоколом рассмотрения заявок, в котором указываются наименование отбора и организатор отбора, дата, время начала и окончания процедуры рассмотрения заявок, сведения о заявках, допущенных к оценке, и сведения о заявках, отклоненных конкурсной комиссией (с указанием причин). Протокол рассмотрения заявок подписывается всеми членами конкурсной комиссии, принявшими участие в рассмотрении заявок, и размещается на едином портале в сроки, установленные пунктом 11 настоящих Правил. В случае если по результатам рассмотрения заявок конкурсной комиссией было принято решение об отклонении всех заявок, отбор признается несостоявшимся;
в) проводит оценку заявок в соответствии с пунктами 16 - 18 настоящих Правил в сроки, установленные пунктом 11 настоящих Правил, и определяет организацию - победителя отбора с учетом результатов оценки заявок. Результаты оценки заявок оформляются протоколом оценки заявок, в котором указываются наименования отбора и организатора отбора, дата, время начала и окончания процедуры оценки заявок, сведения о заявках, допущенных к оценке, результаты оценки заявок членами конкурсной комиссии и наименование организации - получателя гранта, с которой заключается соглашение, размер предоставляемого ей гранта. Протокол оценки заявок подписывается всеми членами конкурсной комиссии, принявшими участие в оценке заявок, и размещается на едином портале в сроки, установленные пунктом 10 настоящих Правил.
14. Конкурсная комиссия отклоняет заявку организации на стадии рассмотрения заявок по следующим основаниям:
а) несоответствие организации требованиям, установленным пунктом 6 настоящих Правил;
б) непредставление организацией документов, предусмотренных подпунктами "б" - "и" пункта 7 настоящих Правил и конкурсной документацией;
в) несоответствие представленных организацией заявок и документов требованиям, установленным подпунктами "б" - "и" пункта 7 и пунктом 10 настоящих Правил;
г) подача заявки организацией после даты и (или) времени, определенных для подачи заявок;
д) подача организацией более одной заявки;
е) недостоверность представленной организацией информации, в том числе информации о месте нахождения и об адресе юридического лица.
15. В случае если в рамках проведения отбора подана только одна заявка, победителем признается организация, представившая заявку, в случае соответствия организации и ее заявки требованиям, установленным настоящими Правилами.
16. Каждая заявка оценивается всеми членами конкурсной комиссии по каждому из критериев, указанных в пункте 18 настоящих Правил. Заявке каждым членом конкурсной комиссии по каждому критерию присваиваются баллы от 0 до 100. Сумма баллов, выставленных членами конкурсной комиссии оцениваемой заявке, делится на число членов конкурсной комиссии, принявших участие в оценке. Итоговый балл по заявке исчисляется как среднее арифметическое, полученное делением суммы баллов на число членов конкурсной комиссии, принявших участие в оценке.
17. В соответствии с выставленными баллами Министерство науки и высшего образования Российской Федерации формирует ранжированный список заявок.
18. Для оценки заявок устанавливаются следующие критерии оценки:
а) опыт организации в организационно-техническом обеспечении, мониторинге государственных программ, мероприятий, проектов, механизмом финансирования которых являются предоставляемые из федерального бюджета на конкурсной основе субсидии, а также в части проведения мероприятий, направленных на популяризацию образования и науки, в рамках государственных программ и проектов (за 5 лет, предшествующих году проведения отбора);
б) кадровый состав организации, необходимый для достижения результата предоставления гранта;
в) материально-техническая база организации, необходимая для достижения результата предоставления гранта;
г) деловая репутация организации.
19. Организацией - победителем отбора признается организация, набравшая наибольшее количество итоговых баллов (далее - оператор).
20. Условием предоставления гранта является согласие оператора на проведение в отношении его Министерством науки и высшего образования Российской Федерации проверки соблюдения оператором порядка и условий предоставления гранта, в том числе в части достижения результата предоставления гранта, а также проверки органами государственного финансового контроля в соответствии со статьями 268.1 и 269.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
III. Заключение соглашения
21. Министерство науки и высшего образования заключает с оператором соглашение.
Соглашение, дополнительное соглашение к соглашению, в том числе дополнительное соглашение о расторжении соглашения (при необходимости), заключаются в соответствии с типовой формой, утвержденной Министерством финансов Российской Федерации, в государственной интегрированной информационной системе управления общественными финансами "Электронный бюджет". Соглашение должно содержать в том числе следующие положения:
а) цель предоставления и размер гранта;
б) условия и сроки (периодичность) перечисления гранта;
в) значения результата предоставления гранта и характеристик;
г) порядок и сроки возврата гранта при недостижении установленных значений результата предоставления гранта;
д) направления расходов, на финансовое обеспечение которых предоставляется грант;
е) порядок и сроки представления отчетности о расходах, источником финансового обеспечения которых является грант, а также о достижении значений результата предоставления гранта и характеристик по формам, определенным типовой формой соглашения, утвержденной Министерством финансов Российской Федерации, а также формы и сроки представления дополнительной отчетности (при необходимости), определенные Министерством науки и высшего образования Российской Федерации как получателем бюджетных средств;
ж) запрет на приобретение оператором, а также иными юридическими лицами, получающими средства на основании договоров, заключенных с оператором, за счет полученных из федерального бюджета средств иностранной валюты, за исключением операций, осуществляемых в соответствии с валютным законодательством Российской Федерации при закупке (поставке) высокотехнологичного импортного оборудования, сырья и комплектующих изделий, а также связанных с достижением результата предоставления гранта, определенного настоящими Правилами;
з) ответственность сторон за нарушение условий соглашения, в том числе ответственность оператора за недостижение значений результата предоставления гранта;
и) согласие оператора на осуществление в отношении его Министерством науки и высшего образования Российской Федерации проверки соблюдения оператором порядка и условий предоставления гранта, в том числе в части достижения результата предоставления гранта, а также проверки органами государственного финансового контроля в соответствии со статьями 268.1 и 269.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации и обязательство по включению в договоры (соглашения), заключенные оператором с иными лицами в целях исполнения обязательств по соглашению, положений о согласии таких лиц на проведение в отношении их указанных проверок;
к) условие о согласовании новых условий соглашения или о расторжении соглашения при недостижении согласия по новым условиям в случае уменьшения Министерству науки и высшего образования Российской Федерации ранее доведенных лимитов бюджетных обязательств, приводящего к невозможности предоставления гранта в размере, определенном в соглашении;
л) положения о казначейском сопровождении, установленные правилами казначейского сопровождения в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации;
м) возможность осуществления расходов, источником финансового обеспечения которых являются не использованные в отчетном финансовом году остатки гранта, при принятии Министерством науки и высшего образования Российской Федерации по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, решения о наличии потребности в указанных средствах или возврате указанных средств при отсутствии в них потребности;
н) обязательства оператора, в том числе по отношению к иностранным гражданам, являющимся получателями грантовой поддержки, в сроки, установленные настоящими Правилами и трехсторонними договорами о предоставлении грантовой поддержки, заключенными с иностранными гражданами, являющимися получателями грантовой поддержки, образовательными организациями и оператором;
о) информация о правообладателе информационного ресурса по сопровождению предоставления иностранным гражданам грантовой поддержки в сети "Интернет".
22. Основанием для расторжения соглашения является невыполнение оператором обязательств по достижению значений результата предоставления субсидии и характеристик, указанных в соглашении.
23. Перечисление гранта осуществляется на казначейский счет для осуществления и отражения операций с денежными средствами юридических лиц, не являющихся участниками бюджетного процесса, бюджетными и автономными учреждениями, открытый в территориальном органе Федерального казначейства, не позднее 2-го рабочего дня после представления в территориальный орган Федерального казначейства оператором распоряжений о совершении казначейских платежей для оплаты денежного обязательства оператора.
24. Министерство науки и высшего образования Российской Федерации осуществляет мониторинг достижения результата предоставления гранта, исходя из достижения значений результата предоставления гранта, определенных соглашением, и событий, отражающих факт завершения соответствующего мероприятия по получению результата предоставления гранта (контрольная точка) в порядке и по формам, которые устанавливаются Министерством финансов Российской Федерации.
25. Министерство науки и высшего образования Российской Федерации проводит проверки соблюдения оператором порядка и условий предоставления гранта, в том числе в части достижения результата предоставления гранта. Органы государственного финансового контроля проводят проверки в соответствии со статьями 268.1 и 269.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации. В случае установления по результатам проверок, проведенных Министерством науки и высшего образования Российской Федерации и органами государственного финансового контроля, фактов несоблюдения условий предоставления гранта, установленных соглашением, оператор обязан возвратить в доход федерального бюджета средства гранта в размере, определенном на основании выявленных нарушений:
а) на основании требования Министерства науки и высшего образования Российской Федерации - не позднее 10-го рабочего дня со дня получения оператором указанного требования;
б) на основании представления и (или) предписания органа государственного финансового контроля - в сроки, установленные в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
26. В случае недостижения оператором значений результата предоставления гранта в отчетном финансовом году оператор осуществляет возврат средств гранта в доход федерального бюджета в размере, пропорциональном недостигнутым значениям результата предоставления гранта, не позднее 10-го рабочего дня со дня получения оператором соответствующего требования Министерства науки и высшего образования Российской Федерации.
27. Отчет о расходах, источником финансового обеспечения которых является грант, а также отчет о достижении значений результата предоставления гранта и характеристик представляются оператором в Министерство науки и высшего образования Российской Федерации ежеквартально, не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным, по формам, предусмотренным типовой формой соглашения, утвержденной Министерством финансов Российской Федерации.
Отчет по итогам финансового года о расходах, источником финансового обеспечения которых является грант, а также отчет по итогам финансового года о достижении значений результата предоставления гранта и характеристик представляются оператором в Министерство науки и высшего образования Российской Федерации не позднее 20 января года, следующего за годом предоставления гранта, по формам, предусмотренным типовой формой соглашения, утвержденной Министерством финансов Российской Федерации.
Министерство науки и высшего образования Российской Федерации вправе устанавливать в соглашении сроки и формы представления оператором дополнительной отчетности.
28. Размер гранта, представляемого оператору, определяется как сумма ежегодного размера затрат i-го направления, указанного в пункте 29 настоящих Правил, на финансовое обеспечение которых предоставляется грант.
29. Перечень затрат, на финансовое обеспечение которых предоставляется грант, включает:
а) затраты, непосредственно связанные с предоставлением грантовой поддержки иностранным гражданам, обучающимся в образовательных организациях, предусмотренной Положением о грантовой поддержке талантливых иностранных граждан и лиц без гражданства, обучающихся в российских организациях, осуществляющих образовательную деятельность на территории Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 2022 г. N 1352 "О грантовой поддержке талантливых иностранных граждан и лиц без гражданства, обучающихся в российских организациях, осуществляющих образовательную деятельность на территории Российской Федерации", в том числе затраты на:
ежемесячные денежные выплаты, предусмотренные пунктом 2 указанного Положения о грантовой поддержке талантливых иностранных граждан и лиц без гражданства, обучающихся в российских организациях, осуществляющих образовательную деятельность на территории Российской Федерации (далее - денежные выплаты);
компенсацию оплаты проживания в общежитии образовательной организации;
приобретение полиса добровольного медицинского страхования;
оплату транспортных расходов;
оплату обучения по дополнительной профессиональной программе - программе повышения квалификации продолжительностью не более 72 академических часов;
б) затраты на организационно-техническое обеспечение и информационное сопровождение предоставления грантовой поддержки иностранным гражданам, в том числе на:
разработку и распространение полиграфической продукции, направленной на продвижение системы грантовой поддержки иностранных граждан;
проведение ежегодных информационных кампаний;
создание личных кабинетов иностранных граждан, являющихся получателями гранта, на информационном ресурсе по сопровождению предоставления иностранным гражданам грантовой поддержки в сети "Интернет".
30. Размер затрат на денежные выплаты (S) определяется по формуле:
S = 13617 x 12 x (Cn + Cm x 2),
где:
13617 - размер денежной выплаты, рублей;
12 - количество месяцев в году;
Cn - численность иностранных граждан, получающих грантовую поддержку, за исключением обучающихся по очной или очно-заочной форме обучения по программам магистратуры и программам ординатуры, по очной форме обучения по программам подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре и совмещающих обучение с трудовой деятельностью на территории Российской Федерации, в соответствующем финансовом году;
Cm - численность иностранных граждан, получающих грантовую поддержку, обучающихся по очной или очно-заочной форме обучения по программам магистратуры и программам ординатуры, по очной форме обучения по программам подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре и совмещающих обучение с трудовой деятельностью на территории Российской Федерации, в соответствующем финансовом году;
2 - коэффициент, отражающий денежную выплату иностранным гражданам, получающим грантовую поддержку, обучающимся по очной или очно-заочной форме обучения по программам магистратуры и программам ординатуры, по очной форме обучения по программам подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре и совмещающим обучение с трудовой деятельностью на территории Российской Федерации.
31. Размер затрат на компенсацию оплаты проживания в общежитии образовательной организации (DE) определяется по формуле:
где:
P - месячная стоимость проживания в общежитии;
12 - количество месяцев году;
Dij - продолжительность каникул после окончания j-го курса, предусмотренных учебным планом освоения i-й образовательной программы, во время которых не компенсируется размер платы за проживание в общежитии, месяцев;
Cij - численность иностранных граждан, получающих грантовую поддержку в соответствующем финансовом году, обучающихся по i-й образовательной программе на j-м курсе.
32. Размер затрат на приобретение полиса обязательного медицинского страхования (IE) определяется по формуле:
IE = C x P,
где:
C - численность иностранных граждан, получающих грантовую поддержку, в соответствующем финансовом году;
P - стоимость полиса добровольного медицинского страхования.
33. Затраты на приобретение транспортных услуг для иностранных граждан, получающих грантовую поддержку, обучающихся в образовательных организациях, включают в себя затраты на оплату билета на соответствующий вид транспорта из столицы государства гражданства или постоянного проживания иностранного гражданина, получающего грантовую поддержку, до г. Москвы и обратно, а также затраты на оплату транспортных услуг из г. Москвы до месторасположения образовательной организации иностранного гражданина, получающего грантовую поддержку, и обратно.
Затраты на оплату транспортных услуг из столицы государства гражданства или постоянного проживания иностранного гражданина, получающего грантовую поддержку, до г. Москвы и обратно (TCFM) определяются по формуле:
где:
2 - коэффициент, учитывающий проезд туда и обратно;
- средняя стоимость билета на соответствующий вид транспорта между столицей k-го государства гражданства или постоянного проживания иностранного гражданина, получающего грантовую поддержку, и г. Москвой;
- численность иностранных граждан, получающих грантовую поддержку, проживающих в k-м государстве гражданства или постоянного проживания в соответствующем финансовом году.
Затраты на оплату железнодорожного проезда из г. Москвы до месторасположения образовательной организации и обратно в расчете на одного иностранного гражданина, получающего грантовую поддержку, определяются по формуле:
где:
2 - коэффициент, учитывающий проезд туда и обратно;
- средняя стоимость проезда на соответствующем виде транспорта между г. Москвой и j-м городом Российской Федерации;
- численность иностранных граждан, получающих грантовую поддержку, обучающихся в j-м городе Российской Федерации, в соответствующем финансовом году.
34. Размер затрат на оплату обучения по дополнительной профессиональной программе - программе повышения квалификации (PD) определяется по формуле:
где:
Pi - стоимость часа i-й программы повышения квалификации в соответствующем финансовом году;
Di - продолжительность i-й программы повышения квалификации, часов;
Ci - численность иностранных граждан, получающих грантовую поддержку, обучающихся по очной форме обучения по дополнительной профессиональной программе - программе повышения квалификации, взявших на себя обязательство по осуществлению трудовой деятельности на территории Российской Федерации, в соответствующем финансовом году.
35. Результатом предоставления оператору гранта является обеспечение ежегодного предоставления грантовой поддержки иностранным гражданам, обучающимся в образовательных организациях, с учетом показателей, установленных федеральным проектом "Россия - привлекательная для учебы и работы страна" государственной программы Российской Федерации "Научно-технологическое развитие Российской Федерации".
36. Характеристиками являются:
а) численность иностранных граждан, участвующих в отборе, в соответствующем учебном году;
б) количество проведенных оператором мероприятий, направленных на содействие профессиональному развитию и трудоустройству грантополучателей.