"Положение об Административно-правовом управлении Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий"
Утверждено
приказом МЧС России
от 07.02.2019 N 57
ПОЛОЖЕНИЕ
ОБ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОМ УПРАВЛЕНИИ МИНИСТЕРСТВА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ,
ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ
ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ
1. Административно-правовое управление (далее - Управление) является структурным подразделением Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
2. Управление в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, приказами и директивами Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами Российской Федерации, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, нормативными правовыми актами МЧС России, а также настоящим Положением.
Координацию и контроль деятельности Управления осуществляет статс-секретарь - заместитель Министра.
3. Управление осуществляет свою деятельность по вопросам, входящим в его компетенцию, во взаимодействии со структурными подразделениями центрального аппарата МЧС России, территориальными органами МЧС России, федеральной противопожарной службой Государственной противопожарной службы, спасательными воинскими формированиями МЧС России, Государственной инспекцией по маломерным судам МЧС России, аварийно-спасательными и поисково-спасательными формированиями, военизированными горноспасательными частями, образовательными, научными, медицинскими, санаторно-курортными и иными учреждениями и организациями, находящимися в ведении МЧС России (далее - система МЧС России).
4. Управление состоит из отделов.
5. Основными задачами Управления являются:
5.1. организация в МЧС России единой системы делопроизводства, архивного и иного хранения документов, участие в сопровождении и развитии системы электронного документооборота;
5.2. организационное обеспечение деятельности Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности, коллегии МЧС России, военного совета спасательных воинских формирований МЧС России, Общественного совета при МЧС России;
5.3. организация контроля за исполнением поручений в системе МЧС России, в том числе по обращениям граждан;
5.4. организация планирования деятельности Министра и его заместителей;
5.5. организация рассмотрения обращений граждан и организаций, поступающих в МЧС России.
6. Управление в соответствии с возложенными на него основными задачами осуществляет следующие функции:
6.1. Разрабатывает:
6.1.1. нормативные правовые акты по вопросам, касающимся установленной сферы деятельности, за исключением вопросов, правовое регулирование которых осуществляется исключительно федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации;
6.1.2. регламент МЧС России;
6.1.3. перечень регламентирующих документов по организации планирования и управления деятельностью в системе МЧС России;
6.1.4. табель срочных донесений МЧС России;
6.1.5. положение о коллегии МЧС России;
6.1.6. порядок подготовки и проведения заседания коллегии МЧС России;
6.1.7. положение об Общественном совете при МЧС России;
6.1.8. положение о Центральной экспертной комиссии МЧС России;
6.1.9. типовое положение о коллегии территориального органа МЧС России - органа, специально уполномоченного решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъекту Российской Федерации;
6.1.10. инструкцию по делопроизводству в системе МЧС России;
6.1.11. инструкцию по работе с обращениями граждан в системе МЧС России;
6.1.12. положение об организации внутренней деятельности в центральном аппарате МЧС России;
6.1.13. Комплексный план основных мероприятий МЧС России на год;
6.1.14. ежемесячные и ежедневные планы работы Министра, заместителей Министра.
6.2. Участвует в разработке:
6.2.1. предложений по формированию основ государственной политики в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе в области преодоления последствий радиационных аварий и катастроф, а также обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах;
6.2.2. проекта плана гражданской обороны и защиты населения Российской Федерации, а также предложений о порядке введения в действие плана гражданской обороны на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях в полном объеме либо частично;
6.2.3. проекта положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
6.2.4. ежегодного государственного доклада о состоянии защиты населения и территорий Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
6.2.5. доклада о состоянии гражданской обороны в Российской Федерации;
6.2.6. положения о Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности;
6.2.7. положения о постоянно действующей рабочей группе Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности при угрозе и возникновении чрезвычайной ситуации межрегионального и федерального характера;
6.2.8. положения об организации повседневной деятельности территориальных органов МЧС России - органов, специально уполномоченных решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъекту Российской Федерации;
6.2.9. инструкции по проверке и оценке состояния функциональных и территориальных подсистем единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
6.2.10. инструкции по подготовке и проведению учений и тренировок по гражданской обороне, защите населения от чрезвычайных ситуаций, обеспечению пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах;
6.2.11. ежегодного плана основных мероприятий в области гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах;
6.2.12. ежегодных организационно-методических указаний по подготовке органов управления, сил гражданской обороны и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
6.2.13. правил аттестации руководящего состава по вопросам гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах;
6.2.14. положения о территориальном органе МЧС России - органе, специально уполномоченном решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, по субъекту Российской Федерации;
6.2.15. порядка и сроков проведения аттестации руководителей и кандидатов на должности руководителей образовательных организаций, находящихся в ведении МЧС России;
6.2.16. мобилизационного плана экономики Российской Федерации в части, касающейся задач, возложенных на МЧС России;
6.2.17. инструкции по проверке и оценке деятельности территориальных органов МЧС России.
6.3. Участвует в организации:
6.3.1. работы по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций межрегионального и федерального характера, спасению людей при этих чрезвычайных ситуациях;
6.3.2. разработки федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями мобилизационных планов мероприятий по гражданской обороне;
6.3.3. подготовки в образовательных учреждениях МЧС России, других образовательных учреждениях специалистов для спасательных воинских формирований, федеральной противопожарной службы, Государственной инспекции по маломерным судам, пожарных, аварийно-спасательных и иных формирований МЧС России, кадров для пожарной охраны и организаций независимо от формы собственности, а также подготовки в установленном порядке кадров для соответствующих органов иностранных государств;
6.3.4. проведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в области гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, развития единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, преодоления последствий радиационных аварий и катастроф, подводных работ особого (специального) назначения;
6.3.5. материально-технического обеспечения системы МЧС России.
6.4. Участвует в осуществлении:
6.4.1. создания, реорганизации и ликвидации в установленном порядке территориальных органов, спасательных воинских формирований, подразделений федеральной противопожарной службы, пожарных, пожарно-спасательных, поисково-спасательных и аварийно-спасательных формирований, военизированных горноспасательных частей, образовательных, научных, медицинских учреждений и организаций, Государственной инспекции по маломерным судам, содержащихся за счет средств федерального бюджета, комплектовании их личным составом, тарификации их утвержденных штатов и штатных перечней, а также их материальном, техническом, финансовом и других видах обеспечения;
6.4.2. редакционно-издательской деятельности по вопросам, отнесенным к компетенции МЧС России;
6.4.3. выполнения мероприятий по реализации основных направлений государственной политики в области охраны труда и координацию деятельности по охране труда в системе МЧС России.
6.5. Осуществляет:
6.5.1. документационное обеспечение деятельности Министра, заместителей Министра, структурных подразделений центрального аппарата и организаций системы МЧС России, в том числе с использованием системы электронного документооборота;
6.5.2. организацию делопроизводства, архивного и иного хранения документов и материалов по вопросам, отнесенным к компетенции МЧС России, участвует в создании и совершенствовании автоматизированной системы делопроизводства и контроля;
6.5.3. рассмотрение и представление Министру, заместителям Министра документов (проектов документов), поступающих от органов государственной власти и органов местного самоуправления, организаций, граждан;
6.5.4. рассмотрение проектов документов, представляемых на подпись Министру;
6.5.5. организационное обеспечение работы Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности, коллегии МЧС России, военного совета спасательных воинских формирований МЧС России, Общественного совета при МЧС России, координирует деятельность структурных подразделений МЧС России при подготовке к их заседаниям;
6.5.6. координацию деятельности структурных подразделений центрального аппарата по вопросам планирования и проведения заседаний коллегиальных и совещательных органов, совещаний с участием руководства МЧС России;
6.5.7. участие в пределах своей компетенции в перспективном и оперативном планировании мероприятий с участием руководства Министерства;
6.5.8. организационное обеспечение проводимых Министром служебных совещаний, в том числе выездных;
6.5.9. участие в обеспечении деятельности приемных руководства Министерства (Министра, первого заместителя Министра, статс-секретаря - заместителя Министра, заместителей Министра);
6.5.10. подготовку во взаимодействии с другими структурными подразделениями центрального аппарата проектов организационно-распорядительных и иных документов, необходимых для обеспечения мероприятий с участием Министра;
6.5.11. прием, регистрацию, централизованный учет и направление на рассмотрение поступающих в МЧС России обращений граждан в структурные подразделения центрального аппарата, территориальные органы МЧС России, учреждения и организации, находящиеся в ведении МЧС России, в соответствии с их компетенцией;
6.5.12. организацию личного приема граждан в МЧС России;
6.5.13. организацию личного приема граждан Министром согласно ежегодно утверждаемому заместителем председателя Правительства Российской Федерации - руководителем Аппарата Правительства Российской Федерации графику;
6.5.14. рассмотрение обращений граждан по вопросам, относящимся к компетенции Управления, подготовку ответов на обращения граждан и письма организаций, в том числе о предоставлении архивных справок и копий документов;
6.5.15. мониторинг и анализ информации по обращениям граждан, организаций и подготовку статистических обзоров, информационно-аналитических материалов, а также предложений по устранению причин, порождающих обоснованные жалобы;
6.5.16. взаимодействие с ответственными должностными лицами Управления Президента Российской Федерации по работе с обращениями граждан и организаций, Аппарата Правительства Российской Федерации по вопросам обеспечения своевременного рассмотрения обращений граждан;
6.5.17. контроль за выполнением поручений Министра и его заместителей, а также приказов МЧС России, решений Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности, коллегии МЧС России, военного совета спасательных воинских формирований МЧС России, Экспертного совета МЧС России, Общественного совета при МЧС России, исполнением других документов, в том числе и по обращениям граждан;
6.5.18. взаимодействие с Контрольным Управлением Президента Российской Федерации, Департаментом контроля и проверки выполнения решений Правительства Российской Федерации, с аналогичными структурными подразделениями федеральных органов исполнительной власти и организаций Российской Федерации, структурными подразделениями центрального аппарат МЧС России, территориальными органами и подведомственными учреждениями МЧС России по вопросам своевременного и качественного исполнения документов;
6.5.19. методическое руководство и контроль за деятельностью структурных подразделений центрального аппарата МЧС России, территориальных органов МЧС России, учреждений и организаций, находящихся в ведении МЧС России, по вопросам, отнесенным к компетенции Управления;
6.5.20. проверки деятельности территориальных органов МЧС России, учреждений и организаций, находящихся в ведении МЧС России, по вопросам, относящимся к компетенции Управления;
6.5.21. мероприятия по защите сведений, составляющих государственную тайну, служебной информации ограниченного доступа в пределах своей компетенции;
6.5.22. ведение табеля учета рабочего времени Министра, заместителей Министра;
6.5.23. участие в рассмотрении проектов планов работы и прогнозных показателей деятельности территориальных органов МЧС России, учреждений и организаций, находящихся в ведении МЧС России, а также отчетов об их исполнении;
6.5.24. участие в пределах своей компетенции в разработке и контроле за реализацией федеральных целевых программ в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности, безопасности людей на водных объектах, преодоления последствий радиационных аварий и катастроф;
6.5.25. участие в пределах своей компетенции в реализации в установленном порядке, полномочий государственного заказчика федеральных целевых программ в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности, безопасности людей на водных объектах;
6.5.26. участие в пределах своей компетенции в установленном порядке в международном сотрудничестве в области гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, преодоления последствий радиационных аварий и катастроф, проведения подводных работ особого (специального) назначения, гуманитарного разминирования, а также участие в международных гуманитарных проектах, программах и операциях;
6.5.27. координацию работы по подготовке проектов нормативных правовых актов МЧС России, разрабатывает проекты указанных нормативных правовых актов по вопросам, относящимся к компетенции Управления;
6.5.28. иные полномочия, отнесенные к компетенции Управления законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами МЧС России.
7. Управлению предоставляется право:
7.1. запрашивать и получать в установленном порядке от структурных подразделений, территориальных органов, учреждений и организаций МЧС России, соответствующих подразделений федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций независимо от их организационно-правовой формы материалы, необходимые для решения вопросов, отнесенных к компетенции Управления;
7.2. вести переписку от имени Управления по вопросам, относящимся к компетенции Управления;
7.3. привлекать по согласованию с руководителями структурных подразделений специалистов центрального аппарата МЧС России для решения задач, отнесенных к компетенции Управления;
7.4. разрабатывать и представлять в установленном порядке на утверждение руководству МЧС России проекты распорядительных документов по вопросам, отнесенным к компетенции Управления;
7.5. контролировать и требовать от должностных лиц системы МЧС России выполнения установленных правил работы со служебными документами, а также по обращениям граждан и организаций;
7.6. возвращать на доработку, в том числе в рабочем порядке, проекты документов, подготовленных с нарушениями установленных требований по их разработке;
7.7. вносить руководству МЧС России предложения о применении мер дисциплинарного воздействия в случаях нарушения должностными лицами установленных правил работы со служебными документами, а также по работе с обращениями граждан и организаций;
7.8. проводить проверки организации делопроизводства, архивной работы и контроля исполнения в системе МЧС России, работы с обращениями граждан;
7.9. участвовать в обсуждении руководством МЧС России вопросов, отнесенных к компетенции Управления;
7.10. вести в установленном порядке переписку с соответствующими структурными подразделениями органов государственной власти, организациями и гражданами.
8. Управление возглавляет начальник Управления, назначаемый на должность и освобождаемый от занимаемой должности в установленном для этой категории руководителя порядке.
Начальник Управления подчиняется Министру. Начальник Управления осуществляет непосредственное руководство Управлением, несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Управление задач и реализацию полномочий, соблюдение сотрудниками Управления режима секретности, состояние служебной дисциплины.
Начальник Управления имеет заместителей.
Заместители начальника назначаются на должность и освобождаются от занимаемой должности в установленном для этой категории должностных лиц порядке и несут персональную ответственность за выполнение возложенных на них обязанностей.
9. Для решения предусмотренных настоящим Положением задач и осуществления возложенных на Управление полномочий начальник Управления:
9.1. осуществляет согласование (визирует) в пределах своей компетенции проектов законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, разрабатываемых МЧС России или поступивших на рассмотрение в МЧС России;
9.2. дает поручения руководителям территориальных органов, учреждений и организаций МЧС России в рамках выполнения соответствующих поручений руководства МЧС России, приказов и распоряжений МЧС России;
9.3. осуществляет переписку с руководителями структурных подразделений органов государственной власти, организациями и гражданами по вопросам, отнесенным к компетенции Управления;
9.4. представляет Управление во взаимоотношениях с руководством МЧС России и другими структурными подразделениями центрального аппарата МЧС России, территориальными органами, учреждениями и организациями МЧС России по вопросам, отнесенным к компетенции Управления;
9.5. вносит предложения по изменению структуры и штатного расписания центрального аппарата МЧС России в части, касающейся Управления;
9.6. распределяет обязанности между заместителями начальника Управления и начальниками отделов Управления;
9.7. определяет своим решением одного из заместителей начальника Управления для координации деятельности и для временного исполнения обязанностей начальника Управления на период его отсутствия;
9.8. утверждает положения об отделах Управления;
9.9. осуществляет подбор и расстановку кадров в Управлении;
9.10. участвует в решении вопросов, рассматриваемых у руководства МЧС России, отнесенных к компетенции Управления;
9.11. имеет право заверять в пределах своей компетенции копии распорядительных документов МЧС России, а также документов, выдаваемых в качестве архивных справок;
9.12. организует мероприятия по повышению квалификации сотрудников Управления;
9.13. вносит в установленном порядке предложения по совершенствованию структуры Управления;
9.14. обеспечивает условия труда работников Управления, определенные законодательством Российской Федерации, выступает инициатором по совершенствованию условий оплаты труда и поощрению за успехи в труде, вносит предложения о применении к работникам Управления мер дисциплинарного воздействия;
9.15. по поручению руководства МЧС России представляет в установленном порядке интересы МЧС России по вопросам, отнесенным к компетенции Управления, кроме представительства, на осуществление которого, согласно законодательству Российской Федерации, выдается доверенность;
9.16. имеет право запрашивать от структурных подразделений центрального аппарата МЧС России, территориальных органов и организаций МЧС России справочные и информационные материалы о ходе выполнения приказов, директив и распоряжений МЧС России, поручений Министра и первого заместителя Министра;
9.17. вносит в установленном порядке предложения по устранению нарушений законности, если они имели место, в деятельности должностных лиц структурных подразделений центрального аппарата МЧС России, территориальных органов и организаций МЧС России;
9.18. готовит заключения в случае несоответствия законодательству Российской Федерации, инструкции по делопроизводству в системе МЧС России представляемых на подпись Министру проектов нормативных правовых актов и других документов, не визируя их;
9.19. участвует в организации мероприятий по технической защите служебной информации при проведении совещаний с участием руководства МЧС России;
9.20. привлекает в необходимых случаях в установленном порядке для выработки решений по вопросам, относящихся к компетенции Управления, ученых, специалистов и работников федеральных органов исполнительной власти;
9.21. пользуется иными правами, предоставленными начальнику Управления законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами МЧС России.
9.22. Начальник управления подписывает:
9.22.1. служебные письма структурным подразделениям Аппарата Правительства, структурным подразделениям других органов государственной власти, Министру, заместителям Министра, руководителям структурных подразделений центрального аппарата, территориальных органов и организаций МЧС России, в том числе по вопросам работы с обращениями граждан;
9.22.2. ответы на обращения граждан и организаций, рассмотренные в Управлении.
10. В управлении хранятся и используются в соответствии с установленным в МЧС России порядком делопроизводства печать с изображением Государственного герба Российской Федерации с полным наименованием МЧС России и угловой штамп с полным наименованием МЧС России, иные печати и штампы, необходимые для обеспечения деятельности руководства и структурных подразделений.
11. Управлению передаются в установленном порядке соответствующие материальные и технические средства, необходимые для своевременной и качественной реализации возложенных на него полномочий, а также обеспечивается доступ к соответствующим информационным базам данных, системам связи и коммуникаций.