<Письмо> Росавиации от 31.07.2017 N Исх-17069/02
МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ВОЗДУШНОГО ТРАНСПОРТА
ПИСЬМО
от 31 июля 2017 г. N Исх-17069/02
ИНФОРМАЦИЯ ПО БЕЗОПАСНОСТИ ПОЛЕТОВ N 9
01.05.2017 на ВС В777 VP-BGD ПАО "Аэрофлот" выполнялся регулярный пассажирский рейс по маршруту Москва (Шереметьево) - Бангкок. На борту находилось 318 пассажиров и 14 членов экипажа (2/12).
При полете на эшелоне 350FL, за 15 минут до начата снижения для посадки произошло попадание ВС в зону сильной турбулентности, в результате чего 33 пассажира и 3 бортпроводника получили травмы различной степени тяжести. ВС повреждений не получило, за исключением отдельных декоративных элементов салона. После благополучной посадки пострадавшим пассажирам и членам экипажа была оказана медицинская помощь.
Расследования данного серьезного инцидента завершено. По заключению комиссии по расследованию:
"... Причиной серьезного авиационного инцидента явилось попадание ВС В777 VP-BGD в зону не предусмотренной прогнозом, и поэтому неожиданной для экипажа, сильной турбулентности, связанной с интенсивно развивающимся метеорологическим процессом, трудно определяемым имеющимися техническими средствами.
Большая скорость развития метеорологического процесса не позволила экипажу заблаговременно предупредить пассажиров об опасности путем включения табло "ЗАСТЕГНУТЬ РЕМНИ", либо голосовым сообщением в течение времени, понадобившегося экипажу для выполнения оперативных процедур, предусмотренных при попадании в зону турбулентности".
Материалы расследования вышеуказанного авиационного события размещены в Архиве материалов расследований инцидентов и производственных происшествий Росавиации (АМРИПП Росавиации).
Информацию о результатах расследований инцидентов, связанных с попаданием воздушных судов в зону опасных метеоявлений, можно получить в АМРИПП Росавиации (категория TURB).
Следует обратить внимание на то, что в соответствии с Приложением 13 к Чикагской конвенции (в отличие от требований ПРАПИ-98) подобные случаи, сопровождающиеся получением пассажирами серьезных телесных повреждений, могут быть классифицированы как авиационные происшествия.
С целью реализации дополнительных мероприятий по обеспечению безопасности полетов предлагаю:
1. Руководителям (начальникам) территориальных органов Росавиации:
1.1. Довести настоящую информацию до руководителей организаций гражданской авиации, осуществляющих деятельность в зоне ответственности территориального органа.
1.2. Рекомендовать руководителям организаций гражданской авиации:
1.2.1. В рамках функционирования СУБП провести анализ возможности совершенствования процесса прогнозирования опасных метеоявлений, при которых повышается риск попадания ВС в зону сильной турбулентности.
1.2.2. Оптимизировать планирование маршрутов с учетом применения альтернативных трасс полетов при наличии достоверной информации о прогнозируемых зонах умеренной и сильной турбулентности во избежание попадания ВС в неблагоприятные метеоусловия.
1.2.3. Рассмотреть целесообразность разработки и внедрения следующих процедур для полетов в сложных физико-географических и климатических условиях:
- в течение полета после выключения табло "ЗАСТЕГНУТЬ РЕМНИ" (FASTEN SEAT BELTS) по причине выхода ВС из зоны турбулентности старшему бортпроводнику информировать пассажиров о том, что табло погасло, можно безопасно перемещаться по пассажирскому салону, однако экипаж рекомендует пассажирам, сидящим в кресле, держать ремни безопасности застегнутыми в течение всего полета независимо от условий полета;
- для длительных рейсов (продолжительностью более 6 часов) установить оптимальный промежуток времени, через который старший бортпроводник будет информировать пассажиров о том, что полет проходит при благоприятных погодных условиях, однако экипаж по соображениям безопасности рекомендует пассажирам, сидящим в кресле, держать ремни безопасности застегнутыми в течение всего полета независимо от условий полета.
1.2.4. При проведении очередных разборов с летным составом обратить особое внимание на следующие вопросы:
- порядок анализа метеорологической информации перед взлетом, меры по предотвращению попадания ВС в опасные явления погоды;
- выполнение правил использования бортовых РЛС при полете в условиях, способствующих возникновению сильной болтанки и рекомендаций производителей ВС по использованию метеолокатора;
- порядок пилотирования ВС в условиях турбулентности, сдвига ветра и повышенной электрической активности;
- необходимость своевременной передачи экипажами органам ОрВД информации о турбулентности с целью обеспечения оперативного выпуска информации SIGMET, AIRMET;
- изучение информации, изложенной в Safety Information Bulletin EASA SIB N 2017-10, размещенной на официальном сайте EASA по адресу https:/www.iaa.ie/docs/default-source/default-document-library/easa-issues-safety-information-bulletin-(sib)-on-enroutre-wake-turbulence-encounters.
1.2.5. Рассмотреть целесообразность внесения следующих изменений в программы подготовки летного состава:
теоретической подготовки: - предусмотреть тематику изучения действий летного персонала при внезапном попадании в зону опасных метеоявлений и зону турбулентности, а также тематику "Manual flight" и "АР off at high altitude";
тренажерной подготовки: - внести изменения в части необходимости проведения тренировки ручного пилотировании ВС на всех этапах полета, обратив особое внимание инструкторского состава тренажеров на отработку качества и плавности ручного пилотирования на больших высотах в соответствии с рекомендациями производителей ВС.
Руководитель
А.В.НЕРАДЬКО