Рейтинг@Mail.ru

<Письмо> МНС РФ от 30.04.2004 N 14-2-03/2023

МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ

ПИСЬМО

от 30 апреля 2004 г. N 14-2-03/2023

О ПРАКТИКЕ РАССМОТРЕНИЯ СУДАМИ ДЕЛ В ОБЛАСТИ

ПРОИЗВОДСТВА И ОБОРОТА ЭТИЛОВОГО СПИРТА, АЛКОГОЛЬНОЙ

И СПИРТОСОДЕРЖАЩЕЙ ПРОДУКЦИИ

(Извлечение)

Во исполнение пункта 3 протокола N 8-2 решения Коллегии МНС России от 29.10.2003 Министерство Российской Федерации по налогам и сборам, обобщив материалы судебных дел в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции с участием налоговых органов за 2002 год и I - III кв. 2003 года, направляет для сведения и использования в работе обзор некоторых проблемных вопросов, возникающих при рассмотрении в арбитражных судах и судах общей юрисдикции данной категории дел.

1. Анализ представленных управлениями МНС России по субъектам Российской Федерации судебных актов по вопросу применения законодательства в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции показал, что основную категорию дел составляют споры, вытекающие из административных правоотношений в указанной сфере.

Составы административных правонарушений и административная ответственность в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции устанавливаются статьями 14.16 - 14.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс). Кроме того, составы административных правонарушений и административная ответственность в указанной сфере предусмотрены также статьями 6.14, 15.12 и 15.13 Кодекса.

За рассматриваемый период времени чаще всего в судах разрешались дела по вопросу применения административной ответственности, предусмотренной частями 2 и 3 статьи 14.16 Кодекса, что свидетельствует о большом количестве правонарушений в сфере розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции. Вследствие недостаточно четкой регламентации действующим законодательством составов административных правонарушений и применения мер административной ответственности при рассмотрении указанной категории дел имеет место различное толкование судами правовых норм и, как следствие, складывается противоречивая судебная практика.

2. При рассмотрении судами дел о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.16 Кодекса, возникают следующие вопросы.

2.1. Документы, подтверждающие легальность оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции, отсутствуют на момент проверки налоговыми органами организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих розничную продажу алкогольной продукции, однако представляются впоследствии в суд или в налоговые органы. При этом суды нередко освобождают нарушителей от ответственности, считая, что отсутствие указанных документов в момент проверки само по себе не образует состава правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.16 Кодекса, так как законодательством не дано толкование указанной нормы Кодекса таким образом, что состав правонарушения образует отсутствие документов именно в торговой точке, где производилась реализация товара, а не у лица, его реализующего, и согласно части 4 статьи 1.5 Кодекса неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Зачастую в подобных случаях суды делают вывод, что, поскольку необходимые документы отсутствовали не в принципе, а не было обеспечено их нахождение в торговой точке, такие действия образуют состав административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.16 Кодекса.

В этой связи территориальным налоговым органам целесообразно назначать административное расследование, в ходе которого выяснять, имеются ли не обнаруженные при проведении проверки документы.

Вместе с тем вынесено немало судебных решений, в которых указано, что представление в судебное заседание (или после проверки в налоговый орган) надлежаще оформленных документов не может свидетельствовать об отсутствии состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.16, так как на момент проверки указанные документы отсутствовали (например, Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 04.07.2003 по делу N КА-А40/4218-03).

Арбитражный суд Волгоградской области в решении от 23.05.2003 по делу N А12-5585/03-С35 признал отсутствие сертификата соответствия и товарно-транспортной накладной на алкогольную продукцию в месте осуществления розничной торговли административным правонарушением, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.16 Кодекса, несмотря на то, что ответчиком указанные документы представлены в суд.

Данная позиция согласуется с пунктом 3 Перечня документов, подтверждающих легальность производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции на территории Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.08.1997 N 1019, в соответствии с которым при реализации товара в розницу собственник товара обязан предъявить по первому требованию покупателя или контролирующего органа копию справки к товарно-транспортной накладной, заверенную его печатью и печатью собственника товара. Аналогичное требование содержится и в пункте 5 Порядка доведения до потребителей информации о происхождении алкогольной и табачной продукции иностранного производства, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.1996 N 435.

2.2. Документы, подтверждающие легальность оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции, на момент проверки налоговым органом имеются в торговой точке, но оформлены ненадлежащим образом (не заполнен раздел "А" или "Б" справки к товарно-транспортной накладной, отсутствуют оттиски печати собственника товара в разделе "Б" справки к товарно-транспортной накладной и т.п.).

В данном случае судебная практика также складывается неоднозначно. Иногда судьи указывают, что часть 2 статьи 14.16 предусматривает ответственность за отсутствие документов, подтверждающих легальность оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции, а не за их ненадлежащее оформление. Однако Федеральный арбитражный суд Московского округа в Постановлении от 31.01.2003 по делу N КА-А40/9119-02 сделал вывод, что отсутствие оттисков печати собственника товара в разделе "Б" справки к товарно-транспортной накладной расценивается как отсутствие самого документа.

Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в Постановлении от 06.03.2003 по делу N А12-17717/02-С43 указал, что розничная продажа вина производилась без справок к ГТД - в данных справках не был заполнен раздел "Б", отсутствовали все необходимые реквизиты, подтверждающие легальность реализуемого спиртного, объяснения представителя предпринимателя подтверждают факт реализации спиртных напитков без надлежаще оформленных справок к ГТД, и сделал вывод о наличии в данном случае состава правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.16 Кодекса.

В целях обеспечения выработки судами обоснованной позиции МНС России обращает внимание территориальных налоговых органов на то, что порядок оформления документов, подтверждающих легальность оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции, регламентирован, в частности, следующими нормативными актами: Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.1996 N 435 "Об утверждении Порядка доведения до потребителей информации о происхождении алкогольной и табачной продукции иностранного производства", Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.08.1996 N 987 "О мерах по ужесточению порядка торговли алкогольной продукцией", Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.08.1997 N 1019 "Об утверждении Перечня документов, подтверждающих легальность производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции на территории Российской Федерации", Постановлением Госкомстата России от 28.11.1997 N 78 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету работы строительных машин и механизмов, работ в автомобильном транспорте", Постановлением Госкомстата России от 25.12.1998 N 132 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету торговых операций", Инструкцией Минфина СССР N 156, Госбанка СССР N 30, ЦСУ СССР N 354/7, Минавтотранса РСФСР N 10/998 от 30.11.1983 "О порядке расчетов за перевозки грузов автомобильным транспортом".

3. По вопросу применения части 3 статьи 14.16 Кодекса необходимо отметить следующее.

3.1. Как разъяснено пунктом 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", применение мер административной ответственности за осуществление розничной торговли алкогольной продукцией без лицензии на право торговли этой продукцией производится на основании части 3 статьи 14.16 Кодекса.

Однако имеются случаи привлечения за такие правонарушения к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.17 или даже частью 2 статьи 14.1 Кодекса (хотя налоговым органам не предоставлено право составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 14.1 Кодекса), что свидетельствует о неправильной квалификации таких правонарушений как налоговыми органами, так и судами.

3.2. В судебной практике имеются факты привлечения к административной ответственности по части 3 статьи 14.16 Кодекса в случаях отсутствия ценников на алкогольную и спиртосодержащую продукцию при осуществлении розничной торговли, недоведения необходимой информации до потребителей, реализации алкогольной продукции с истекшим сроком годности, несоответствия помещения, где осуществляется реализация алкогольной продукции, установленным законом требованиям, нарушений при продаже алкогольной продукции в розлив и т.д.

Поскольку в указанных случаях имеют место нарушения Правил продажи алкогольной продукции, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.08.1996 N 987, представляется правильным квалифицировать подобные правонарушения как нарушения иных правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, ответственность за которые предусмотрена частью 3 статьи 14.16 Кодекса.

3.3. Рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 3 статьи 14.16 Кодекса, имеют право, в соответствии со статьей 23.50 Кодекса, налоговые органы (как органы, осуществляющие государственный контроль за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции), а также, в соответствии со статьей 23.1 Кодекса, судьи, в случае, если орган или должностное лицо, к которому поступило дело о таком административном правонарушении, передает его на рассмотрение судье.

Дела о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.16 Кодекса, арбитражному суду неподведомственны, на что указано в пункте 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях".

Тем не менее имеются факты направления налоговыми органами таких материалов в арбитражный суд.

4. Судебная практика по вопросу привлечения к административной ответственности по части 4 статьи 14.17 Кодекса организаций, осуществляющих импорт виноматериалов для нужд собственного производства, имеющих лицензии на производство, хранение и поставки произведенной алкогольной продукции, но не имеющих лицензии на импорт, хранение и поставки спиртосодержащей пищевой продукции, подтвердила позицию МНС России.

Федеральный арбитражный суд Московского округа в Постановлении от 19.05.2003 по делу N КА-А40/2734-03 указал, что при импорте виноматериалов для нужд собственного производства организация должна иметь лицензию на импорт, хранение и поставки спиртосодержащей пищевой продукции, и усмотрел наличие в действиях организации состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.17 Кодекса.

Территориальным налоговым органам для обоснования своей позиции в подобных случаях следует также ссылаться на решение Верховного Суда Российской Федерации от 03.07.2002 N ГКПИ2001-1599.

Доведите настоящее письмо до юридических отделов нижестоящих налоговых органов.

Действительный государственный

советник налоговой службы

Российской Федерации II ранга

С.Н.ШУЛЬГИН

Другие документы по теме
"О налоге на добавленную стоимость"
"О представлении получателями средств федерального бюджета в органы Федерального казначейства смет доходов и расходов по средствам, полученным от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности в электронном виде"
"О проведении периодических медицинских осмотров авиационному персоналу"
<О Типовом положении о президенте государственного высшего учебного заведения> (вместе с "Типовым положением...", утв. Рособразованием 18.03.2007)
Ошибка на сайте