<Письмо> Минздрава России от 08.10.2013 N 23-4/10/1-4920
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 8 октября 2013 г. N 23-4/10/1-4920
Министерство здравоохранения Российской Федерации по результатам совещания, проведенного у Первого заместителя Председателя Правительства Российской Федерации И.И. Шувалова о готовности введения контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, сообщает следующее.
С 1 января 2014 г. вступает в силу Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон 44-ФЗ).
Указанный Закон N 44-ФЗ устанавливает новую систему проведения процедур закупок товаров, работ, услуг для государственных нужд и имеет ряд отличительных особенностей от системы, существующей в настоящее время в рамках Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ).
Закон N 44-ФЗ будет регулировать государственные закупки от этапа планирования и до этапа оценки их эффективности. Кроме того, изменятся правила определения начальной (максимальной) цены контракта, правила оценки заявок на участие в закупках, правила изменения и расторжения контракта, правила надзора за деятельностью государственных заказчиков.
Однако многие новые положения Закона N 44-ФЗ могут быть применены только после утверждения подзаконных актов, принимаемых Правительством Российской Федерации и органами государственной власти по компетенции.
Большая часть положений Закона N 44-ФЗ вступит в силу 1 января 2014 г., отдельные положения - в более поздние сроки, определяемые статьей 114 Закона N 44-ФЗ.
Полностью Закон N 44-ФЗ начнет действовать с 1 января 2017 г.
Основные изменения системы государственных закупок касаются следующих аспектов.
Законом N 44-ФЗ изменен перечень способов осуществления закупок. Так, статья 24 Закона N 44-ФЗ предусматривает следующие конкурентные способы определения поставщиков:
- Конкурсы: открытый, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный, закрытый, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный;
- Аукционы: электронный и закрытый;
- Запрос котировок;
- Запрос предложений.
Изменения коснулись и методов определения начальной (максимальной) цены контракта.
Статьей 22 Закона N 44-ФЗ установлены пять методов определения заказчиком начальной (максимальной) цены контракта: нормативный, тарифный, проектно-сметный, затратный, метод сопоставимых рыночных цен. При этом метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) является приоритетным для определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Кроме того, предусмотрено право Правительства Российской Федерации определять сферы деятельности, в которых при осуществлении закупок устанавливается иной порядок определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Необходимо обратить внимание, что Закон N 44-ФЗ устанавливает необходимость создания заказчиком контрактной службы или назначение контрактного управляющего.
При этом Закон N 44-ФЗ указывает, что работники контрактной службы, контрактный управляющий должны иметь высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок.
Необходимо отметить, что положение (регламент) о контрактной службе должно быть разработано и утверждено на основании типового положения (регламента) о контрактной службе, принятого Министерством экономического развития Российской Федерации.
Следует обратить внимание на установление Законом N 44-ФЗ правил создания комиссии по осуществлению закупок. В соответствии со статьей 39 Закона N 44-ФЗ для определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), за исключением осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), заказчик создает комиссию по осуществлению закупок.
Решение о создании комиссии принимается заказчиком до начала проведения закупки. При этом определяются состав комиссии и порядок ее работы, назначается председатель комиссии. В состав комиссии включаются преимущественно лица, прошедшие профессиональную переподготовку или повышение квалификации в сфере закупок, а также лица, обладающие специальными знаниями, относящимися к объекту закупки. Число членов конкурсной, аукционной или единой комиссии должно быть не менее чем пять человек, число членов котировочной комиссии, комиссии по рассмотрению заявок на участие в запросе предложений и окончательных предложений должно быть не менее чем три человека.
Необходимо обратить внимание на нововведения в отношении положений, связанных с исполнением, изменением и расторжением государственных контрактов.
Так, в Законе N 44-ФЗ в отличие от Закона N 94-ФЗ указаны особенности исполнения государственных контрактов.
В частности, статья 94 Закона N 44-ФЗ подробно описывает, каким образом заказчик должен осуществлять приемку товаров и документарно ее оформлять, каким образом осуществлять экспертизу соответствия условиям контракта поставленных товаров, результатов выполненных работ, оказанных услуг.
По общему правилу изменение существенных условий контракта в ходе его исполнения допускаться не будет, за исключением определенных в Законе N 44-ФЗ случаев изменения контракта по соглашению сторон. Перечень, включающий семь таких случаев, содержится в части 1 статьи 95 Закона N 44-ФЗ. Из них в двух случаях возможность такого изменения должна быть предусмотрена в документации о закупке и в контракте (если осуществляется закупка у единственного поставщика - только в контракте), а в остальных пяти не зависит от содержания этой документации (контракта).
Обращаем внимание, что статьей 15 Закона N 44-ФЗ определены особенности осуществления закупок бюджетными, автономными учреждениями, государственными, муниципальными унитарными предприятиями и иными юридическими лицами.
Указанная норма устанавливает случаи, когда бюджетные учреждения вправе осуществлять закупки в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ).
Такими случаями являются:
1) осуществление закупок за счет грантов, передаваемых безвозмездно и безвозвратно гражданами и юридическими лицами, в том числе иностранными гражданами и иностранными юридическими лицами, а также международными организациями, получившими право на предоставление грантов на территории Российской Федерации в установленном Правительством Российской Федерации порядке, субсидий (грантов), предоставляемых на конкурсной основе из соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, если условиями, определенными грантодателями, не установлено иное;
2) если бюджетное учреждение выступает в качестве исполнителя по контракту в случае привлечения на основании договора в ходе исполнения данного контракта иных лиц для поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, необходимых для исполнения предусмотренных контрактом обязательств данного учреждения;
3) осуществление закупок за счет средств, полученных при осуществлении бюджетным учреждением иной приносящей доход деятельности от физических лиц, юридических лиц (за исключением средств, полученных на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию).
Необходимо пояснить, что Закон N 223-ФЗ определяет общие принципы и основные положения закупки товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц и предусматривает возможность самостоятельного установления заказчиками правил, способов и условий осуществления закупок помимо конкурса или аукциона.
В случае, если бюджетным учреждением принято решение о возможности использования вышеуказанной нормы Закона N 44-ФЗ и осуществлении закупок в соответствии с Законом N 223-ФЗ, до 1 января 2014 г. необходимо разработать и принять Положение о закупке в соответствии со статьей 2 Закона N 223-ФЗ и разместить его на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг. Указанное Положение должно быть утверждено руководителем бюджетного учреждения в соответствии с частью 3 статьи 2 Закона N 223-ФЗ.
Следует обратить внимание, что принятое бюджетным учреждением решение об осуществлении указанных выше закупок в порядке, установленном Законом N 223-ФЗ или Законом N 44-ФЗ, не может быть изменено в текущем году.
Как уже отмечалось выше, в целях реализации Закона 44-ФЗ федеральными органами исполнительной власти должны быть разработаны, а впоследствии Правительством Российской Федерации приняты подзаконные акты, в том числе касающиеся закупок в сфере здравоохранения.
На основании постановления Правительства Российской Федерации от 25.08.2012 N 851 "О порядке раскрытия федеральными органами исполнительной власти информации о подготовке проектов нормативных правовых актов и результатах их общественного обсуждения" разрабатываемые проекты подзаконных актов размещаются федеральными органами исполнительной власти на официальном сайте www.regulation.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети Интернет для проведения общественных обсуждений.
Информация, размещаемая на указанном сайте, доступна для ознакомления неограниченному кругу лиц без взимания платы.
Учитывая изложенное, просим обратить особое внимание на проекты подзаконных актов, принимаемых в рамках Закона 44-ФЗ, касающихся закупок в сфере здравоохранения, и в случае наличия замечаний и предложений оперативно направлять их ответственному исполнителю - разработчику указанных актов и в копии в Министерство здравоохранения Российской Федерации.
А.З.ФАРРАХОВ