<Письмо> Минстроя России от 17.06.2024 N 15543-ОГ/03
МИНИСТЕРСТВО СТРОИТЕЛЬСТВА И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО
ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 17 июня 2024 г. N 15543-ОГ/03
Департамент разрешительной деятельности и межведомственного взаимодействия Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации рассмотрел обращение по вопросу разработки специальных технических условий (далее - СТУ) и сообщает следующее.
Согласно части 8 статьи 6 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" (далее - Технический регламент) в случае, если для подготовки проектной документации требуется отступление от требований, установленных включенными в указанный в части 1 статьи 6 Технического регламента перечень национальными стандартами и сводами правил, недостаточно требований к надежности и безопасности, установленных указанными стандартами и сводами правил, или такие требования не установлены, подготовка проектной документации и строительство здания или сооружения осуществляются в соответствии с СТУ, разрабатываемыми и согласовываемыми в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Требования к разработке СТУ, а также порядок направления и рассмотрения документации определены приказом Минстроя России от 30.11.2020 N 734/пр "Об утверждении Порядка разработки и согласования специальных технических условий для разработки проектной документации на объект капитального строительства" (далее - Порядок).
В соответствии с пунктом 5 Порядка СТУ применительно к конкретному объекту капитального строительства являются обязательными к применению техническими требованиями в области безопасности, обеспечивающими соблюдение требований Технического регламента, и могут содержать дополнительные к установленным национальными стандартами и сводами правил (частями таких стандартов и сводов правил), включенными в указанный в части 1 статьи 6 Технического регламента перечень, требования (далее - Обязательные требования), отступления от Обязательных требований, а также отсутствующие технические требования в области безопасности и отражающими особенности инженерных изысканий, проектирования, строительства, реконструкции, демонтажа (сноса) объекта капитального строительства. Допускается разработка СТУ на единый недвижимый комплекс.
Согласно пункту 4 Порядка разработка СТУ проводится в соответствии с техническим заданием застройщика, технического заказчика (далее - заинтересованное лицо) проектной организацией и (или) научно-исследовательской организацией (далее - разработчик).
Необходимость разработки СТУ, а также состав технических требований СТУ определяет заинтересованное лицо по согласованию с организацией, осуществляющей разработку проектной документации для данного объекта, и (или) разработчиком, а соответствие проектных значений параметров и других проектных характеристик здания или сооружения требованиям технических регламентов определяются организациями, уполномоченными на проведение экспертизы проектной документации.
При этом отступление от требований документов, не включенных в указанный в части 1 статьи 6 Технического регламента перечень национальных стандартов и сводов правил, не может являться предметом разработки СТУ. В данном случае оценка соответствия проектной документации требованиям Технического регламента проводится с учетом представленных заявителем обоснований, выполненных в соответствии с пунктами 1 - 4 части 6 статьи 15 Технического регламента, на этапе экспертизы проектной документации.
В соответствии с пунктом 3 Порядка СТУ, в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Технический регламент N 123-ФЗ), согласовываются в порядке, установленном Административным регламентом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий предоставления государственной услуги по согласованию специальных технических условий для объектов, в отношении которых отсутствуют требования пожарной безопасности, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами по пожарной безопасности, отражающих специфику обеспечения их пожарной безопасности и содержащих комплекс необходимых инженерно-технических и организационных мероприятий по обеспечению их пожарной безопасности, утвержденным приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 28.11.2011 N 710, за исключением рассмотрения СТУ, разработанных в соответствии с пунктом 16 Порядка.
На основании изложенного необходимость согласования Минстроем России СТУ, в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований исключительно Технического регламента N 123-ФЗ, отсутствует.
Дополнительно информируем, что в соответствии с пунктом 12.4 Типового регламента внутренней организации федеральных органов исполнительной власти, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.07.2005 N 452, разъяснение законодательства Российской Федерации, практики его применения, а также толкование норм, терминов и понятий осуществляются федеральными органами исполнительной власти в случаях, когда на них возложена соответствующая обязанность.
Согласно Положению о Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 N 1038, Минстрой России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции, в том числе по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства (за исключением территориального планирования), жилищной политики, жилищно-коммунального хозяйства, и не наделен полномочиями по разъяснению законодательства Российской Федерации, практики его применения. Кроме того, Минстрой России не уполномочен давать оценку индивидуальным проектным решениям, указанным в обращениях.
Заместитель директора Департамента
разрешительной деятельности
и межведомственного взаимодействия
М.В.АНДРЕЯНОВ