<Письмо> Минстроя России от 18.04.2023 N 10916-ОГ/08
МИНИСТЕРСТВО СТРОИТЕЛЬСТВА И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО
ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 18 апреля 2023 г. N 10916-ОГ/08
Департамент градостроительной деятельности и архитектуры Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации рассмотрел обращение по вопросу о восстановлении проектной документации и сообщает.
В силу требований части 6 статьи 52, части 5 статьи 55.24 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) проектная документация является одним из документов, в соответствии с которым должно осуществляться строительство и реконструкция объекта капитального строительства, а также в соответствии с которым должна осуществляться эксплуатация зданий и сооружений.
Необходимость наличия проектной документации на стадии эксплуатации опасных производственных объектов (далее - ОПО) обусловлена требованиями промышленной безопасности.
В проектной документации ОПО, относящихся к пункту 8 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", к зданиям или сооружениям повышенного уровня ответственности должны быть предусмотрены конструктивные и организационно-технические меры по защите жизни и здоровья людей и окружающей среды от опасных последствий аварий в процессе строительства, эксплуатации, консервации и сноса (демонтажа) таких объектов.
Согласно подпункту 21 пункта 15 Административного регламента Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по осуществлению федерального государственного надзора в области промышленной безопасности, утвержденного приказом Ростехнадзора от 3 июля 2019 г. N 258, проектная документация на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, документация на техническое перевооружение, консервацию, ликвидацию опасных производственных объектов входит в перечень документов и (или) информации, истребуемых в ходе проверки лично у проверяемого юридического лица, индивидуального предпринимателя.
Согласно пункту 10 статьи 15 Федерального закона от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" (далее - Технический регламент) проектная документация здания или сооружения должна использоваться в качестве основного документа при принятии решений об обеспечении безопасности здания или сооружения на всех последующих этапах жизненного цикла здания или сооружения.
Частью 8 статьи 15 Технического регламента установлено, что в проектной документации должна быть предусмотрена в объеме, необходимом для обеспечения безопасности здания или сооружения, доступность элементов строительных конструкций, сетей инженерно-технического обеспечения и систем инженерно-технического обеспечения для определения фактических значений их параметров и других характеристик, а также параметров материалов, изделий и устройств, влияющих на безопасность здания или сооружения, в процессе его строительства и эксплуатации.
Согласно статье 2 Технического регламента жизненный цикл здания или сооружения - период, в течение которого осуществляются инженерные изыскания, проектирование, строительство (в том числе консервация), эксплуатация (в том числе текущие ремонты), реконструкция, капитальный ремонт, снос здания или сооружения.
В соответствии с пунктом 5.1.1 ГОСТ 31937-2011 "Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния" (далее - ГОСТ 31937-2011) цель комплексного обследования технического состояния здания (сооружения) заключается в определении действительного технического состояния здания (сооружения) и его элементов, получении количественной оценки фактических показателей качества конструкций (прочности, сопротивления теплопередаче и др.) с учетом изменений, происходящих во времени, для установления состава и объема работ по капитальному ремонту или реконструкции.
При комплексном обследовании технического состояния здания и сооружения получаемая информация должна быть достаточной для проведения вариантного проектирования реконструкции или капитального ремонта объекта.
Пунктом 5.1.2 ГОСТ 31937-2011 установлено, что при обследовании технического состояния здания и сооружения получаемая информация должна быть достаточной для принятия обоснованного решения о возможности его дальнейшей безаварийной эксплуатации (случай нормативного и работоспособного технического состояния).
В случае ограниченно работоспособного и аварийного состояния здания и сооружения получаемая информация должна быть достаточной для вариантного проектирования восстановления или усиления конструкций.
Результатом проводимых обследований является в том числе проектная документация, основные требования к которой установлены ГОСТ Р 21.101-2020. Национальный стандарт Российской Федерации. "Система проектной документации для строительства. Основные требования к проектной и рабочей документации".
В соответствии с пунктом 3 Требований к составу и порядку ведения исполнительной документации при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства и требованиями, предъявляемыми к актам освидетельствования работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения, утвержденных приказом Ростехнадзора от 26 декабря 2006 г. N 1128, исполнительная документация представляет собой текстовые и графические материалы, отражающие фактическое исполнение проектных решений и фактическое положение объектов капитального строительства и их элементов в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства по мере завершения определенных в проектной документации работ.
Исходя из пункта 4.4 указанного Свода правил организация приемки объекта возлагается на застройщика (технического заказчика), базовыми функциями которого в этом случае являются в том числе комплектование, хранение и передача соответствующим организациям исполнительной и эксплуатационной документации.
Кроме того, перечень проектной и исполнительной документации, подлежащей передаче, определен пунктом 4.18 СП 68.13330.2017. Свод правил. "Приемка в эксплуатацию законченных строительством объектов. Основные положения. Актуализированная редакция СНиП 3.01.04-87".
В отсутствие передачи указанных выше документов заказчик не сможет воспользоваться результатом выполненных подрядчиком работ, и отсутствие таких документов будет препятствовать дальнейшей эксплуатации построенного объекта, в связи с этим на подрядчика возлагается обязанность по ее предоставлению.
Таким образом, проектная документация объекта капитального строительства ОПО обеспечивает его безопасную эксплуатацию и подтверждает осуществление эксплуатационного контроля. В свою очередь, отсутствие проектной и технической документации на здание и сооружение не позволит эксплуатирующей организации организовать эксплуатационный контроль в силу закона.
На основании изложенного сообщается, что при отсутствии проектной и исполнительной документации эксплуатирующая организация должна принять все меры по ее восстановлению.
Заместитель директора
Департамента градостроительной
деятельности и архитектуры
О.А.ДАШКОВА