<Письмо> Минпросвещения России от 05.05.2020 N ВБ-985/03
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 5 мая 2020 г. N ВБ-985/03
О ФИНАНСИРОВАНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В связи с часто задаваемыми вопросами, в том числе органами государственной власти субъектов РФ, и в соответствии с частью 5 статьи 89 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 273-ФЗ) Минпросвещения России в дополнение к письму Минобрнауки России от 01.10.2013 N 08-1408 "О направлении методических рекомендаций по реализации полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации" направляет для сведения и использования в работе выводы, сделанные в ходе анализа судебной практики (Определение Верховного Суда Российской Федерации от 29.03.2019 N 303-ЭС19-2794, Апелляционное определение Верховного Суда от 16.03.2017 N 74-АПГ17-1, Апелляционное определение Верховного Суда от 25.06.2019 N 11-АПА19-8, Определение Верховного Суда Российской Федерации от 23.07.2014 N 55-АПГ14-9, Определение Верховного Суда Российской Федерации от 30.07.2014 N 56-АПГ14-8) по вопросам реализации полномочий органами государственной власти субъектов РФ по обеспечению государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам в части расходов на оплату труда работников, осуществляющих вспомогательные функции при реализации образовательных программ дошкольного образования, в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов РФ (далее - выводы).
В связи с тем, что согласно пункту 6 части 1 статьи 8 Федерального закона N 273-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования относится финансовое обеспечение получения дошкольного образования в частных дошкольных образовательных организациях, дошкольного образования в частных общеобразовательных организациях посредством предоставления указанным образовательным организациям субсидий на возмещение затрат, включая расходы на оплату труда, в соответствии с нормативами, указанными в пункте 3 части 1 статьи 8 Федерального закона N 273-ФЗ, выводы актуальны также при организации предоставления таких субсидий.
При определении размера расходов на реализацию основных образовательных программ в дошкольных образовательных организациях для расчета нормативов финансовых затрат на обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в дошкольных образовательных организациях в составе расходов средств субвенций, предоставляемых местным бюджетам на оплату труда работников образовательных организаций, должны быть предусмотрены расходы на оплату труда обслуживающего (вспомогательного) персонала, осуществляющего реализацию основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами.
Данный вывод подтверждается следующим.
Согласно подпунктам 13, 13.2 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.99 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", пунктам 3, 6 части 1 статьи 8 Федерального закона N 273-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ по предметам совместного ведения относятся:
- обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов РФ;
- финансовое обеспечение получения дошкольного образования в частных дошкольных образовательных организациях, дошкольного образования в частных общеобразовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность, посредством предоставления указанным образовательным организациям субсидий на возмещение затрат, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определенными для обеспечения упомянутых выше государственных гарантий.
В силу части 1 статьи 52 Федерального закона N 273-ФЗ в образовательных организациях наряду с должностями педагогических работников, научных работников предусматриваются должности инженерно-технических, административно-хозяйственных, производственных, учебно-вспомогательных, медицинских и иных работников, осуществляющих вспомогательные функции.
В части 2 статьи 99 Федерального закона N 273-ФЗ указано, что нормативы, определяемые органами государственной власти субъектов РФ в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 8 Федерального закона N 273-ФЗ, определяются по каждому уровню образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами.
Федеральные государственные образовательные стандарты включают в себя требования к условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям (п. 2 ч. 3 ст. 11 Федерального закона N 273-ФЗ).
Пунктом 3.4.1 Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 (далее - ФГОС ДО), установлено, что реализация образовательной программы дошкольного образования обеспечивается руководящими, педагогическими, учебно-вспомогательными, административно-хозяйственными работниками дошкольной образовательной организации.
Финансирование реализации образовательной программы дошкольного образования должно осуществляться в объеме нормативов обеспечения государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования, определяемых органами государственной власти субъектов РФ самостоятельно. Указанные нормативы определяются в соответствии с ФГОС ДО, должны быть достаточными и необходимыми для осуществления образовательной организацией расходов на оплату труда работников, реализующих образовательную программу дошкольного образования; расходов на средства обучения и воспитания, соответствующие материалы, в том числе приобретение учебных изданий в бумажном и электронном виде, дидактических материалов, аудио- и видеоматериалов, в том числе материалов, оборудования, спецодежды, игр и игрушек, электронных образовательных ресурсов, необходимых для организации всех видов учебной деятельности и создания предметно-пространственной развивающей образовательной среды, в том числе специальных условий для детей с ограниченными возможностями здоровья; расходов, связанных с дополнительным профессиональным образованием руководящих и педагогических работников образовательных организаций по профилю их деятельности; иных расходов, связанных с реализацией и обеспечением реализации образовательной программы дошкольного образования (п. 3.6.3 ФГОС ДО).
Принимая решение о том, какие из должностей относить к обслуживающему (вспомогательному) персоналу, необходимо также учитывать следующее.
Оплата труда работников столовой муниципальных образовательных организаций не может быть обеспечена за счет субвенций субъекта Российской Федерации, поскольку частями 1 и 4 статьи 37 Федерального закона N 273-ФЗ установлено, что организация питания обучающихся возлагается на организации, осуществляющие образовательную деятельность, обеспечение питанием обучающихся за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов РФ осуществляется в случаях и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов РФ, обучающихся за счет бюджетных ассигнований местных бюджетов - органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов.
Системный анализ положений Федерального закона N 273-ФЗ, пункта 3.5.1 ФГОС ДО, наряду с нормами раздела III СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15.05.2013 N 26, свидетельствует о том, что лица, осуществляющие уборку территории (уборщик, дворник), выполняют вспомогательные функции при реализации образовательных программ дошкольного образования, поскольку выполнение указанными работниками своих трудовых функций связано с созданием благоприятных условий для учебного процесса, что является неотъемлемым условием сохранения здоровья обучающихся.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 41 Федерального закона N 273-ФЗ охрана здоровья обучающихся включает в себя в том числе оказание первичной медико-санитарной помощи в порядке, установленном законодательством в сфере охраны здоровья. Частью 2 статьи 41 Федерального закона N 273-ФЗ установлено, что организация охраны здоровья обучающихся (за исключением оказания первичной медико-санитарной помощи, прохождения медицинских осмотров и диспансеризации) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, осуществляется этими организациями.
Часть 3 статьи 41 Федерального закона N 273-ФЗ определяет, что организация первичной медико-санитарной помощи осуществляется органами исполнительной власти в сфере здравоохранения. Оказание этой помощи обучающимся производится медицинскими организациями, а также образовательными организациями, осуществляющими медицинскую деятельность в порядке, установленном законодательством в сфере охраны здоровья. Первичная медико-санитарная помощь обучающимся в образовательных организациях, реализующих основные общеобразовательные программы, осуществляется в образовательной организации либо в случаях, установленных органами государственной власти субъектов РФ, в медицинской организации.
Таким образом, федеральным законодательством предусмотрено участие медицинских работников в деятельности образовательных организаций, следовательно, оплата их труда должна осуществляться за счет субвенций субъекта РФ.
Допускается невключение отдельно расходов на оплату труда должностей главного бухгалтера, заместителя главного бухгалтера, бухгалтера, если в таких расходах были учтены категории работников "руководитель (заведующий) структурного подразделения" и "заместитель руководителя (заведующего) структурного подразделения", которые занимают вышеуказанные должности, так как в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих, утвержденном приказом Минздравсоцразвития России от 26.08.2010 N 761н, предназначенном для решения вопросов, связанных с регулированием трудовых отношений, обеспечением эффективной системы управления персоналом образовательных организаций, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, в разделе "Квалификационные характеристики должностей работников образования" должности главного бухгалтера, заместителя главного бухгалтера, бухгалтера не предусмотрены.
Заместитель министра
В.С.БАСЮК