Рейтинг@Mail.ru

<Письмо> Минпросвещения России от 31.07.2025 N ОК-2062/03

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 31 июля 2025 г. N ОК-2062/03

О НАПРАВЛЕНИИ МЕТОДИЧЕСКОГО ПИСЬМА

В связи с вступлением в силу с 1 сентября 2025 г. приказов Министерства просвещения Российской Федерации от 9 октября 2024 г. N 704 "О внесении изменений в некоторые приказы Министерства просвещения Российской Федерации, касающиеся федеральных образовательных программ начального общего образования, основного общего образования и среднего общего образования" и от 18 июня 2025 г. N 467 "О внесении изменений в некоторые приказы Министерства образования и науки Российской Федерации и Министерства просвещения Российской Федерации, касающиеся федеральных государственных образовательных стандартов начального общего и основного общего образования" Минпросвещения России направляет информационно-методическое письмо об организации изучения учебных предметов "Родной язык (язык народа Российской Федерации) и/или государственный язык республики Российской Федерации", "Литературное чтение на родном языке (языке народа Российской Федерации)", "Родная литература (литература на языке народа Российской Федерации)".

О.П.КОЛУДАРОВА

Приложение

ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПИСЬМО

ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНЫХ ПРЕДМЕТОВ "РОДНОЙ ЯЗЫК

(ЯЗЫК НАРОДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ) И/ИЛИ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

ЯЗЫК РЕСПУБЛИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ", "ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ

НА РОДНОМ ЯЗЫКЕ (ЯЗЫКЕ НАРОДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ)",

"РОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА (ЛИТЕРАТУРА НА ЯЗЫКЕ НАРОДА

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ)"

С 1 сентября 2025 года вступают в силу приказы Министерства просвещения Российской Федерации от 9 октября 2024 г. N 704 "О внесении изменений в некоторые приказы Министерства просвещения Российской Федерации, касающиеся федеральных образовательных программ начального общего образования, основного общего образования и среднего общего образования" (зарегистрирован Минюстом России 11 февраля 2025 г., регистрационный номер 81220), (далее - Приказ N 704), и от 18 июня 2025 г. N 467 "О внесении изменений в некоторые приказы Министерства образования и науки Российской Федерации и Министерства просвещения Российской Федерации, касающиеся федеральных государственных образовательных стандартов начального общего и основного общего образования" (зарегистрирован Минюстом России 17 июля 2025 г., регистрационный номер 82961) (далее - Приказ N 467).

Приказом N 467 исключено понятие "предметная область" и уточнен перечень обязательных учебных предметов. Предметные области в настоящий момент не несут смысловой нагрузки и являются избыточными при разработке образовательными организациями основных общеобразовательных программ (далее - ООП): название предметной области повторяет название включенных в нее учебных предметов, кроме того, предметные результаты в обновленных федеральных государственных образовательных стандартах начального общего и основного общего образования (ФГОС НОО, ФГОС ООО) (приказы Минпросвещения России от 31 мая 2021 г. N 286 и N 287) представлены по отдельным учебным предметам, а не по предметным областям.

Приказом N 467 внесены уточнения в наименования учебных предметов - "Родной язык (язык народа Российской Федерации) и (или) государственный язык республики Российской Федерации", "Литературное чтение на родном языке (на языке народа Российской Федерации", "Родная литература (литература на языке народа Российской Федерации)". Внесение уточнений в наименование учебного предмета не оказывает влияния на цели и содержание образовательного процесса, при этом особо подчеркивает, что речь идет о языках и литературах народов Российской Федерации, которые признаются как часть исторически сложившегося культурного и лингвистического наследия страны. При разработке ООП и подготовке учебно-методической документации рекомендуется использовать в наименовании учебного предмета традиционно используемые формулировки, например, "Родной (башкирский) язык", "Литературное чтение на родном (башкирском) языке", "Родная (башкирская) литература", "Государственный (башкирский) язык Республики Башкортостан".

Приказом N 704 в части преподавания родных языков и родных литератур внесены следующие изменения.

Скорректирован организационный раздел федеральной образовательной программы начального общего образования (ФОП НОО) - в федеральных учебных планах (ФУП) 3 - 5 вариантов недельная нагрузка обучающихся в 1 классе составляет 20 часов, при этом в вариантах 3 и 4 ФУП на изучение учебных предметов "Родной язык (язык народа Российской Федерации)" и "Литературное чтение на родном языке (языке народа Российской Федерации)" отводится 1 час, в варианте 5 ФУП - 2 часа.

Указанная корректировка ФОП НОО обусловлена необходимостью приведения федеральных учебных планов в соответствие с Санитарно-эпидемиологическими требованиями к образовательным организациям, утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. N 28 (далее - СП 2.4.3648-20) в части организации образовательного процесса для обучающихся 1-го класса:

- обучение только в первую смену (пункт 3.4.15 СП 2.4.3648-20);

- обучение в рамках 5-дневной учебной недели (абзац 15 пункта 3.4.16 СП 2.4.3648-20);

- продолжительность урока не должна превышать в сентябре, октябре - по 3 урока в день по 35 минут каждый, в ноябре - декабре - по 4 урока в день по 35 минут каждый; в январе - мае - по 4 урока в день по 40 минут каждый (абзацы 16 и 21 пункта 3.4.16 СП 2.4.3648-20);

- равномерное распределение образовательной недельной нагрузки в течение учебной недели - объем максимально допустимой нагрузки для обучающихся 1-х классов в течение дня не должен превышать 4 уроков и один раз в неделю - 5 уроков за счет урока физической культуры (абзац 9 пункта 3.4.16 СП 2.4.3648-20);

- организация в середине учебного дня динамической паузы продолжительностью не менее 40 минут (абзац 17 пункта 3.4.16 СП 2.4.3648-20);

- предоставление дополнительных недельных каникул в середине третьей четверти при четвертном режиме обучения (возможна организация дополнительных каникул независимо от четвертей или триместров) (абзац 18 пункта 3.4.16 СП 2.4.3648-20).

Таким образом, недельная нагрузка для первоклассников не должна превышать 20 часов, недельная нагрузка 21 час, как в 1 - 2 вариантах ФУП, возможна только при включении в расписание занятий 3-х уроков физической культуры в неделю.

Также СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания", утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 г. N 2, не предусмотрена возможность организации шестидневной учебной недели для первоклассников - учебные занятия проводятся по 5-дневной учебной неделе и только в первую смену (таблица 6.6 "Требования к организации образовательного процесса").

В 2 - 4 и 5 - 9 классах изменений по количеству часов, отведенных на изучение родного языка и родной литературы, нет, то есть речь не идет о сокращении часов на изучение родного языка.

В случае, если образовательная организация выбирает варианты 3 или 4 ФУП для 1 класса, то с учетом установленной недельной нагрузки, соответствующей возрастным психолого-физическим особенностям обучающихся 1 класса, рекомендуется изменять формат занятий по обучению родному языку с созданием активной практики использования родного языка через курсы внеурочной деятельности.

При организации образовательного процесса для обучающихся 1 класса рекомендуется с учетом выбора родителей (законных представителей) предусмотреть дополнительные часы на изучение родного языка и литературного чтения на родном языке - не менее 1 часа для интегрированных курсов внеурочной деятельности. Эти часы необходимо использовать для создания речевой среды для практики использования родного языка, отработки речевых навыков (аудирования, говорения), усвоенных на уроках, в активной игровой, творческой деятельности с учетом психолого-возрастных особенностей обучающихся 1 класса, на чтение и анализ художественных текстов на родном языке. Для совершенствования речи, активизации словарного запаса ребенка, формирования и совершенствования звуковой культуры речи, ее интонационного строя можно использовать возможности театрализованной деятельности, музыкально-ритмические занятия.

С рабочими программами интегрированных курсов внеурочной деятельности по родному языку и литературному чтению на родном языке и методическими рекомендациями по их реализации можно ознакомиться на сайте ФГБНУ "Федеральный институт родных языков народов Российской Федерации" (https://natlang.ru/metodicheskie-rekomendatsii/).

Директор

Департамента государственной

общеобразовательной политики

и развития дошкольного образования

Минпросвещения России

А.В.РЕУТ

Другие документы по теме
"О направлении разъяснений (по подходам к анализу трудоустройства выпускников)"
<О Перечне предприятий, с которых до 31.12.2024 разрешен ввоз кормов для собак и кошек на территорию Российской Федерации из Франции и Италии>
<О внесении изменений в Реестр организаций и лиц, осуществляющих производство, переработку и (или) хранение подконтрольных товаров, ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза>
"О направлении методического письма" (вместе с "Методическим письмом "Профилактика суицидального поведения несовершеннолетних в образовательных организациях: формирование позитивного мышления и ответственного поведения" (для руководителей, педагогов-психологов (психологов в сфере образования), социальных педагогов, классных руководителей и иных педагогических работников общеобразовательных и профессиональных образовательных организаций))
Ошибка на сайте