<Письмо> Минпросвещения России от 24.07.2025 N АБ-2700/07
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 24 июля 2025 г. N АБ-2700/07
О НАПРАВЛЕНИИ МЕТОДИЧЕСКОГО ПИСЬМА
В соответствии с пунктом 2 комплекса мер до 2030 года по совершенствованию системы профилактики суицида среди несовершеннолетних, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 апреля 2021 г. N 1058-р (в редакции распоряжения Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2025 г. N 801-р), Минпросвещения России направляет методическое письмо "Профилактика суицидального поведения несовершеннолетних в образовательных организациях: формирование позитивного мышления и ответственного поведения" по проведению в образовательных организациях с обучающимися профилактических мероприятий, направленных на формирование у них позитивного мышления, принципов здорового образа жизни, предупреждение суицидального поведения (далее - методическое письмо).
Методическое письмо подготовлено Минпросвещения России совместно с Минобрнауки России, МВД России, Росмолодежью, Общероссийским общественно-государственным движением детей и молодежи "Движение первых".
Кроме того, были учтены методические разработки субъектов Российской Федерации, входящих в состав пилотных субъектов Российской Федерации по разработке и внедрению региональных моделей профилактики суицидального поведения несовершеннолетних, определенных Резолюцией выездного семинара-совещания ("Управленческой мастерской") подкомиссии по профилактике кризисных состояний среди несовершеннолетних комиссии Государственного Совета Российской Федерации по направлению "Кадры" от 27 - 28 сентября 2023 года.
В методическом письме описаны принципы воспитания здоровой личности, основы профилактики самоповреждающего и суицидального поведения, а также приложена подборка рекомендуемых для использования материалов, ссылок на федеральные и региональные организационно-методические ресурсы.
Рекомендуем при организации на региональном уровне деятельности, направленной на предупреждение суицида среди несовершеннолетних, использовать материалы методического письма и просим довести информацию до руководителей исполнительных органов субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, о возможности их применения в работе с обучающимися педагогами-психологами, социальными педагогами, классными руководителями и иными педагогическими работниками общеобразовательных и профессиональных образовательных организаций.
А.В.БУГАЕВ
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
"ЦЕНТР ЗАЩИТЫ ПРАВ И ИНТЕРЕСОВ ДЕТЕЙ"
МЕТОДИЧЕСКОЕ ПИСЬМО
"ПРОФИЛАКТИКА СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ: ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗИТИВНОГО
МЫШЛЕНИЯ И ОТВЕТСТВЕННОГО ПОВЕДЕНИЯ"
(для руководителей, педагогов-психологов (психологов в сфере
образования), социальных педагогов, классных руководителей
и иных педагогических работников общеобразовательных
и профессиональных образовательных организаций)
Методическое письмо подготовлено ФГБУ "Центр защиты прав и интересов детей" в рамках реализации государственного задания на 2025 год во исполнение пункта 2 комплекса мер до 2030 года по совершенствованию системы профилактики суицида среди несовершеннолетних, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 апреля 2021 г. N 1058-р (с изменениями, внесенными в распоряжение Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2025 г. N 801-р).
Данное методическое письмо направлено на совершенствование деятельности, осуществляемой в субъектах Российской Федерации по профилактике суицидального поведения несовершеннолетних, и адресовано руководителям, педагогам-психологам (психологам в сфере образования), социальным педагогам, классным руководителям и иным педагогическим работникам общеобразовательных и профессиональных образовательных организаций.
Методическое письмо ориентирует на учет основ воспитания психически здоровой, устойчивой личности, факторов суицидального риска у детей и подростков и защитных механизмов, описывает подходы к профилактике агрессивного, аутоагрессивного, суицидального поведения обучающихся на основе использования федеральных ресурсов и продуктивного регионального опыта, а также содержит обзор методического обеспечения.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Методическое письмо разработано во исполнение пункта 2 комплекса мер до 2030 года по совершенствованию системы профилактики суицида среди несовершеннолетних, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 апреля 2021 г. N 1058-р (с изменениями, внесенными в распоряжение Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2025 г. N 801-р, предполагающим проведение в образовательных организациях с обучающимися профилактических мероприятий, направленных на формирование у них позитивного мышления, принципов здорового образа жизни, предупреждение суицидального поведения.
Данное методическое письмо описывает базовые подходы к воспитанию психически здоровой, устойчивой личности на основе формирования эмоциональной сферы, возможностей и ограничений, самостоятельного поведения, на которые важно обращать внимание при работе с родителями (законными представителями) обучающихся. Понимание факторов риска, влияющих на формирование суицидального поведения у детей и подростков, и факторов защиты, противостоящих ему, позволяет планировать и осуществлять в образовательной организации соответствующую профилактическую деятельность.
Актуальные методы, технологии профилактики агрессивного, аутоагрессивного, суицидального поведения обучающихся, рекомендуемые к применению на уровне образовательных организаций, обобщенные на основе использования федеральных ресурсов (Минпросвещения России, Минобрнауки России, МВД России, Росмолодежи, Движения Первых) и продуктивного регионального опыта, включены в представленные материалы.
Методическое письмо направлено на совершенствование деятельности, осуществляемой в субъектах Российской Федерации по профилактике суицидального поведения несовершеннолетних, и адресовано руководителям, педагогам-психологам (психологам в сфере образования), социальным педагогам, классным руководителям и иным педагогическим работникам общеобразовательных и профессиональных образовательных организаций.
1. ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ ПСИХИЧЕСКИ ЗДОРОВОЙ,
УСТОЙЧИВОЙ ЛИЧНОСТИ
Специфика воспитания психически здоровой личности, устойчивой к различным жизненным обстоятельствам в современной социальной формации требует учета стремительности изменений в мировом геополитическом и социокультурном пространстве, динамичности новых рисков и сложной их прогнозируемости, больших объемов, высокой скорости и, зачастую, деструктивности, провокационности информационных потоков.
В период взросления, наряду с индивидуально-семейной спецификой, данные факторы социальной ситуации развития, к которым нужно уметь адаптироваться, связаны с формированием определенных личностных качеств у детей, необходимых для их продуктивной адаптации, гармоничного развития и успешной социализации.
Процесс воспитания психические здоровой и устойчивой личности предполагает формирование следующих структур:
I. Эмоциональной сферы.
II. Возможностей и ограничений.
III. Самостоятельного поведения.
I. Развитие эмоциональной сферы.
В развитии эмоционально-волевой сферы ребенка значимую роль играют взрослые: родители (законные представители), классный руководитель, педагог-психолог и иные педагоги образовательных организаций.
Основная цель родителей (законных представителей) и педагогов в данном процессе - научить ребенка жить в гармонии с собой, понимать и регулировать тот спектр чувств, которые он испытывает, а также верно распознавать эмоции других, адекватно реагировать на них в рамках межличностных коммуникаций. Эта пошаговая работа должна начинаться с самого раннего детского возраста - с "нарастающим итогом", то есть накоплением и постепенным усложнением, в соответствии возрастными возможностями ребенка и уровнем развития его эмоционально-волевой сферы.
II. Понимание возможностей и ограничений.
Понимание и учет возможностей и ограничений, как собственных, так и окружающего мира, лежит в основе социализации ребенка, формировании у него адекватного восприятия окружающей действительности. С этой целью педагогам и родителям (законным представителям) важно предоставлять ребенку возможность выбора и самостоятельности при принятии решений, учитывая его возрастное развитие, когнитивные способности и актуальную социальную ситуацию.
Так, предоставление возможности ребенку выбора (например, места и формата проведения досуга, дополнительных занятий, кружков, секций и т.п.) способствует осознанию, как вариативности, так и ограниченности его ресурсов. Вербализация мотивов выбора и его прогнозных результатов, стимулируемая взрослым, способствует формированию у ребенка аналитических способностей и развитию рефлексии в отношении собственных действий и их последствий.
III. Формирование самостоятельного поведения.
Формирование самостоятельности у ребенка предполагает осознание им взаимосвязи между своими действиями, их последствиями и ответственностью за них. Ошибочно предполагать, что максимальная изоляция ребенка от сложных обстоятельств обеспечит ему благополучное взросление, так как отсутствие умения анализировать сложившиеся обстоятельства, принимать решения и прогнозировать последствия решений в различных ситуациях порождает инфантилизм. Напротив, формирование осознанности начинается с того, что взрослые дают возможность ребенку самостоятельно действовать, ошибаться и исправлять свои ошибки - так приобретается "опыт ошибок", лежащий в основе построения модели осознанного и ответственного поведения.
По мере взросления увеличивается время, проводимое детьми в неформальной обстановке и в кругу сверстников, снижается возможность прямого контроля со стороны взрослых. В этой связи, в подростковом возрасте приобретает особую значимость профилактическая работа, включающая в себя обсуждение потенциальных рисков и совместная разработка стратегий по минимизации вероятности их возникновения.
В целом, построение доверительных отношений с несовершеннолетними - не просто рекомендация в воспитании, а ключевая стратегия профилактики суицида.
Это требует от взрослых времени, терпения, понимания и готовности слушать, но это может спасти жизнь ребенка. Важно помнить, что открытый диалог, безусловная поддержка и своевременное обращение за профессиональной помощью в момент кризиса могут изменить ситуацию.
2. ФАКТОРЫ СУИЦИДАЛЬНОГО РИСКА У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
И ЗАЩИТНЫЕ МЕХАНИЗМЫ
Среди нарушений, влияющих на формирование суицидального поведения у детей и подростков, можно выделить биологические, психологические и социально-средовые факторы.
К факторам, связанным со здоровьем, которые могут влиять на самочувствие детей и подростков (биологические факторы), относятся: проблемы со здоровьем, диагностированные врачами; длительные физические заболевания; расстройства психики, в том числе депрессия; а также потребление психоактивных веществ, в том числе алкогольсодержащих веществ и наркотиков.
Среди психологических факторов, влияющих на формирование суицидального поведения несовершеннолетних, выделяют высокий уровень тревожности, заниженную самооценку, слишком высокие собственные притязания на успех, низкий уровень стрессоустойчивости, эмоциональную лабильность.
Социально-средовыми факторами, способными спровоцировать риск формирования суицидального поведения у несовершеннолетнего, являются неблагоприятная семейная обстановка (демонстрируемое безразличие, проявление жестокости, насилия (физического, психологического, сексуального) или, напротив, отношение к ребенку как кумиру семьи; развод родителей, отсутствие психологической безопасности образовательной среды (травля, неразрешенные конфликты со сверстниками, педагогами; недоступность получения психологической помощи при неспособности справиться с трудностями образовательной программы, адаптации к учебному процессу; повышенной напряженности в экзаменационный период).
Важно отметить, что для объяснения мотивов самоубийства недостаточно какой-либо одной причины или стресс-фактора. Чаще всего одновременно действуют несколько факторов риска, которые в совокупности повышают уязвимость ребенка в отношении суицидального поведения. При этом присутствие факторов риска не всегда влечет за собой суицидальные действия.
Чтобы лучше понимать проблему суицидального поведения, необходимо учитывать не только факторы риска, но и факторы защиты. Факторы защиты, или антисуицидальные факторы, представляют собой внутренние ресурсы личности, помогающие ей преодолевать стресс. Эти ресурсы делятся на две категории: внешние (средовые, социальные) и внутренние (психологические, личностные).
С учетом психологических возрастных особенностей подростка наиболее важным внешним ресурсом для него является его ближайшее окружение: друзья, одноклассники, значимые взрослые (родители, педагоги, тренеры), - люди, которые постоянно присутствуют в жизни ребенка. Друзья дают возможность ему ощутить единство со сверстниками, и быть понятым, значимым; семья позволяет удовлетворить потребность в безусловной любви и принятии.
В отличие от внешних ресурсов, внутренние (психологические, личностные) ресурсы принадлежат самому человеку и выступают системными характеристиками личности, которые обеспечивают возможность преодолевать трудные жизненные ситуации, сохраняя при этом достаточный уровень психологического благополучия. В широком смысле под личностными ресурсами понимаются "гибкие навыки": эмоциональные, мотивационно-волевые, когнитивные и поведенческие конструкты, которые человек актуализирует при адаптации к стрессовым жизненным ситуациям.
Среди личностных ресурсов, способствующих формированию устойчивости к риску формирования суицидального поведения, можно выделить стрессоустойчивость, жизнестойкость, отношение к ошибкам как к ресурсу развития, критическое мышление, способность планировать, вера в себя, свои возможности, уважительное отношение к интересам других людей, способность к саморегуляции и эмпатии.
Понимание факторов риска, влияющих на формирование суицидального поведения у детей и подростков, и факторов защиты, противостоящих ему, позволяет планировать и осуществлять в образовательной организации соответствующую профилактическую деятельность.
3. ПРОФИЛАКТИКА АГРЕССИВНОГО, АУТОАГРЕССИВНОГО,
СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ:
ФЕДЕРАЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОПЫТ
Эффективность профилактики суицидального поведения у обучающихся возможна на основе системного и комплексного подхода.
Системный подход предполагает планомерность и последовательность профилактических мероприятий для всех участников образовательных отношений.
Комплексность подразумевает использование многообразия методов и инструментов, направленных на решение профилактических задач: от повышения осведомленности о проблеме суицида и формирования психологической устойчивости у детей до выявления обучающихся, находящихся в кризисном состоянии, и оказания им своевременной помощи.
Обеспечение системности и комплексности профилактической работы - ключевая задача руководителя образовательной организации, требующая разработки четкого плана мероприятий, определения ответственных лиц, выделения необходимых ресурсов и регулярного мониторинга эффективности проводимых мероприятий. При этом, реализуя профилактические программы нужно учитывать специфику контингента обучающихся и особенности образовательной среды.
Руководителям образовательных организаций рекомендуется:
привлекать к профилактической работе советников директоров по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями, педагогов-психологов (психологов в сфере образования), социальных педагогов, классных руководителей и иных педагогических работников;
взаимодействовать с медицинской организацией, в которой может быть оказана необходимая помощь обучающимся;
информировать участников образовательных отношений о ресурсах получения экстренной и кризисной психологической помощи путем размещения на информационных стендах, официальных цифровых ресурсах образовательных организаций: Общероссийском детском телефоне доверия 8-800-2000-122 (короткий номер 124), Горячей линии кризисной психологической помощи Министерства просвещения Российской Федерации 8-800-600-31-14, региональных горячих линиях;
проводить мероприятия для родителей (законных представителей) обучающихся психолого-просветительские программы по развитию благополучных детско-родительских отношений, психологическим особенностям взросления ребенка, в том числе с ограниченными возможностями здоровья, выявлению ранних признаков формирования суицидального поведения у детей и подростков.
Также значимо учитывать основные принципы профилактики и методы, соответствующие определенным этапам профилактической работы и целевым группам, для которых они предназначены.
Методы профилактики суицидального
поведения несовершеннолетних
Целевые группы
Основные методы профилактической работы
Дети, родители (законные представители), педагоги
- законодательное регулирование по ограничению публикаций в средствах массовой информации (далее - СМИ), освещающих тему суицида и суицидального поведения). Важную роль при использовании данного метода играют изменения в общественных нормах и поддержка различных общественных инициатив, направленных на снижение стигматизации и повышение осведомленности о вышеназванной проблеме.
- информирование населения о важности здорового образа жизни и способах снижения рискованного поведения с использованием различных каналов: СМИ, социальных сетей, мессенджеров и родительских чатов, массовых мероприятий с обучающимися и их родителями (законные представители).
- повышение уровня психологической грамотности участников образовательных отношений, включая обучение по программам, направленным на развитие эмоционального интеллекта, формирование позитивного мышления и принципов здорового образа жизни.
Дети с признаками риска суицидального поведения
- индивидуальная профилактическая работа, направленная на минимизацию специфических факторов риска;
- выявление детей группы суицидального риска (посредством наблюдения за ними в реальной жизни, в сети Интернет, при использовании диагностического инструментария);
- сетевое воздействие, (например, программа "равный-равному" среди подростков, где обученные волонтеры-сверстники проводят информационные сессии);
- психолого-педагогическое сопровождение.
Дети, совершившие попытку суицида
Работа с детьми, совершившими попытку суицида, требует особого подхода, в том числе:
- оценка текущего состояния ребенка, включая его физическое здоровье и психическое состояние;
- обеспечение безопасности ребенка, в том числе предотвращение повторных попыток суицида;
- психологическая помощь ребенку, направленную на понимание причин, приведших к попытке, и обучение навыкам преодоления трудностей;
- поддержка семьи, включая консультации для родителей и других членов семьи;
- постоянное наблюдение и мониторинг состояния ребенка для предотвращения повторных попыток суицида.
При реализации в образовательной организации профилактической работы по предотвращению рисков агрессивного, аутоагрессивного, суицидального поведения несовершеннолетних, важно придерживаться следующих ключевых принципов профилактики:
- Цель и средства должны соответствовать друг другу. Каждый метод должен служить конкретной цели, а каждая цель должна быть достижима с помощью определенных методов.
- Соответствие уровня воздействия. Выбор методов должен соответствовать уровню профилактики. Например, для первичной профилактики, направленной на всех обучающихся, тренинги в небольших группах могут быть нецелесообразны, а для вторичной профилактики, работающей с группами риска, массовые кампании менее эффективны.
- Ориентация на изменение поведения. Наиболее эффективны методы, которые позволяют учащимся формировать новые навыки и менять свое поведение.
В целях эффективной профилактики суицидального поведения несовершеннолетних на федеральном уровне обозначена значимость межведомственного взаимодействия, объединяющего компетенции сфер образования, здравоохранения, внутренних дел, социальной защиты населения, молодежной политики и иных.
Общероссийское общественно-государственное движение детей и молодежи "Движение первых" (далее - Движение Первых) реализует Всероссийский проект по профилактике буллинга, который включает:
круглосуточную службу адресной поддержки "Поговорим", предоставляющей письменные консультации, в рамках которых квалифицированные специалисты оказывают помощь и поддержку в решении проблем, связанных с травлей;
видеокурс для взрослых без психолого-педагогического образования, работающих с детьми и подростками, - о признаках травли, методах защиты и поддержки, навыках конструктивного общения, управления агрессией;
Материалы размещены по ссылке: https://поговорим.будьвдвижении.рф/
Также Движение Первых проводит информационно-просветительскую кампанию "Навыки для жизни. Первые в безопасности" о культуре безопасности, повышении уровня осведомленности и ответственности среди обучающихся, студентов, родителей (законных представителей), педагогов и наставников.
Материалы размещены по ссылке: https://навыки.будьвдвижении.рф/
Росмолодежью для обучающихся общеобразовательных организаций ежегодно проводится конкурс "Большая перемена" (далее - Конкурс) для развития у детей и подростков умения работать в команде, находить нестандартные решения в сложных ситуациях, использовать творческое мышление.
Информация о Конкурсе - по ссылке: https://большаяперемена.онлайн/
Минобрнауки России реализует комплекс мероприятий для обучающихся образовательных организаций высшего образования, направленных на формирование гражданской ответственности, развитие командного духа, повышение психологической устойчивости и укрепление межличностного уважения.
Информация о датах и местах проведения указанных мероприятий доступна по следующей ссылке: https://studsport.ru/sorevnovaniya
Кроме того, Минобрнауки России совместно с ФГБУ "Российская академия образования" в 2025 году проводится комплекс мероприятий для повышения компетентности специалистов и формирования безопасной образовательной среды.
Так, в III квартале 2025 г. планируется проведение следующих мероприятий:
вебинар "Основные причины и последствия возникновения буллинга в молодежной среде";
проектно-аналитическая сессия "Алгоритмы работы психолога в случае выявления буллинга в студенческой среде";
тематический круглый стол "Работа психолога в ситуации буллинга в вузе";
научно-методический семинар "Проблема диагностики и коррекции социально-психологической дезадаптации обучающихся в системе высшего образования".
Информация о датах и местах проведения указанных мероприятий будет размещена по ссылке: https://rusacademedu.ru/
По информации МВД России, в целях предупреждения суицидального поведения несовершеннолетних целесообразно проведение следующих мероприятий по работе с обучающимися (тренинги, внутришкольные семинары, психологические исследования, беседы, лекции, мероприятия по социализации и организации социально значимой занятости, наставническое сопровождение детей "группы риска"); педагогическим составом (повышение квалификации, обучающие семинары с приглашением детских психологов для классных руководителей, социальных педагогов по раннему выявлению у учащихся признаков суицидального поведения, мониторинг происходящих процессов и событий в школьной среде); родителями и иными законными представителями (проведение тематических родительских собраний, разъяснительных бесед об особенностях взаимоотношений в подростковой среде, признаках и причинах суицидального поведения несовершеннолетних, психологическая поддержка семей, находящихся в кризисных ситуациях).
Профилактическая работа в субъектах Российской Федерации с обучающимися общеобразовательных организаций и профессиональных образовательных организаций реализуется через проведение на регулярной основе профилактических программ, акций, конкурсов, лекций, игр, классных часов, направленных на формирование у них позитивного мышления, принципов здорового образа жизни и предупреждение суицидального поведения.
Так, в Архангельской области в целях профилактики девиантного поведения несовершеннолетних, включая аутоагрессивное поведение, Региональным ресурсным центром по воспитанию и профилактике деструктивного поведения детей и молодежи ГБОУ ДПО "Дворец детского и юношеского творчества" (далее - Ресурсный центр) реализуется конкурс индивидуальных карт "Мои ресурсы поддержки" (далее - Конкурс) для обучающиеся 12 - 18 лет.
В рамках проведения Конкурса участникам предлагается визуализировать собственную систему поддержки в трудной жизненной ситуации посредством образного или схематического представления, для чего разработаны примеры оформления подобных индивидуальных карт. С данными материалами можно ознакомиться по ссылке: https://disk.yandex.ru/d/UinwCLp1akeR2w
В рамках формирования здорового образа жизни у обучающихся образовательных организаций Ресурсным центром проводится смотр-конкурс стендов с присоединением "Сделай правильный выбор" (далее - смотр-конкурс).
С материалами смотр-конкурса можно ознакомиться по ссылке: https://disk.yandex.ru/d/8oa2OW-SzQiboA
В Забайкальском крае с целью формирования позитивного мышления у обучающихся общеобразовательных организаций ГУ "Забайкальский краевой Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи "Семья" проводится краевая акция "Прекрасное рядом" (далее - Акция), направленная на создание условий для стимулирования познавательной активности, творческого потенциала, укрепления и поддержания психологического здоровья, развития личностных ресурсов обучающихся образовательных организаций.
С материалами проведения Акции можно ознакомиться по ссылке: https://clck.ru/3MmQiQ
В целях популяризации здорового образа жизни у детей и подростков в Забайкальском крае проводится Месячник антинаркотической направленности и популяризации здорового образа жизни "Марафон здоровья" (далее - Месячник), в рамках которого реализуются дистанционные викторины, видео-лекция "О здоровье интересно!", онлайн-кинотренинг "Код здоровья".
С материалами можно ознакомиться по ссылке: https://clck.ru/3MmQiz
Также нагляден опыт эффективного межведомственного взаимодействия в рамках акции "Ярмарка здоровья" (далее - акция), направленной на профилактику безнадзорности и правонарушений, пропаганду здорового образа жизни у обучающихся. В период проведения акции в образовательных организациях вводится специальное расписание, в рамках которого для обучающихся организуются профилактические мероприятия в формате "Встреч" с привлечением специалистов из различных ведомств.
Подробно об акции - по ссылке: https://disk.yandex.ru/d/GbYrUL2skypFyg
В Республике Карелия ГБОУ РК "Центр диагностики и консультирования" разработана рабочая программа "Развитие жизненных ценностей и социальной ответственности детей, подростков и юношества" с целью развития представлений о жизненных ценностях, формирование социально ответственного поведения детей, подростков и юношества, а также профилактика негативных явлений.
С рабочей программой можно ознакомиться по ссылке: https://clck.ru/3Mm3F4
В Кемеровской области - Кузбассе в рамках профилактики социально опасного поведения несовершеннолетних зарекомендовала себя практика мультимедийной дидактической игры "Твой выбор - выбор будущего!" (далее - Игра) с целью формирования у обучающихся навыков жизнестойкости, стрессоустойчивости, а также воспитание культуры общения.
Материалы Игры доступны по ссылке: https://disk.yandex.ru/d/Q-dB0eS0S-iYiw
В Новосибирской области в рамках формирования у обучающихся ценностного отношения к жизни проводится профилактическое занятие "Ценность жизни!" (далее - Занятие), участие в котором позволяет детям и подросткам осознать ценности своей жизни, начать более ответственно относиться к своему здоровью, в большей степени быть ориентированным на здоровый образ жизни.
Материалы для проведения мероприятия разработаны специалистами ГБУ Новосибирской области "Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи детям "Областной центр диагностики и консультирования" (далее - Центр) и размещены по ссылке: https://disk.yandex.com.ge/i/ezRLDRULPtYzMw
В Челябинской области в рамках предупреждения суицидального поведения несовершеннолетних ГБОУ "Областной центр диагностики и консультирования" г. Челябинска для обучающихся общеобразовательных организаций разработаны просветительские видеоматериалы по следующим тематикам: Эмоции и их роль в нашей жизни; Как справляться с тревогой?; Как справиться с панической атакой?
С материалами можно ознакомиться по ссылке: https://clck.ru/3MmF4c
МБУ "Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи" г. Перми реализует программу "Муниципальный стандарт первичной профилактики употребления психоактивных веществ несовершеннолетними".
Материалы размещены по ссылке: https://disk.yandex.ru/d/lTBsSxCuJKSFsg
В рамках проекта "Что делать, если..." подготовлена серия коротких видеоконсультаций для детей и подростков по темам: детские страхи, конфликты в семье, детская агрессия и другие.
Видеоматериалы представлены по ссылке: https://vkvideo.ru/@cpmsp59
С целью профилактики и предупреждения суицидальных попыток, суицидов несовершеннолетних в общеобразовательных организациях г. Перми сформирована программа "Уроки безопасности" для обучающихся 1 - 11 классов.
Материалы размещены по ссылке: https://disk.yandex.ru/d/P_2S7vCm2FbjWg
В Курской области ОКУ "Курский областной центр психолого-педагогического, медицинского и социального сопровождения" для руководителей образовательных организаций разработан буклет "Этический компонент деятельности руководителей образовательных организаций при выявлении подростков кризисного состояния, в том числе суицидального поведения", доступный по ссылке: https://clck.ru/3MmLoy
Для педагогов образовательных организаций разработан буклет "Техники общения с трудными подростками", с которым можно ознакомиться по ссылке: https://clck.ru/3MmLxi
В Хабаровском крае для проведения социально-просветительских занятий с обучающимися старше 14 лет по развитию навыков уверенного поведения и профилактике отклоняющегося поведения специалистами КГАНОУ "Хабаровский центр развития психологии и детства "Псилогия" разработана программа "Тренинг уверенного поведения". Данная программа рассчитана на 5 внеклассных занятий, которые проводятся в формате практических занятий с использованием информационных блоков, упражнений, дискуссий, презентационных материалов и видеофильмов. Рекомендуемым форматом проведения является организация занятий на базе школьных площадок в период каникулярного времени. Допускается возможность реализации программы в рамках классных часов, с разделением материала на три-четыре встречи.
Программа размещена по ссылке: https://disk.yandex.ru/i/I0niUEOormA7Cg
4. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
В качестве методического обеспечения при подготовке мероприятий с обучающимися и их родителями (законными представителями) по профилактике суицидального поведения несовершеннолетних представлены для использования материалы, разработанные Минпросвещения России, Минобрнауки России, ФГБУ "Центр защиты прав и интересов детей", ФГБНУ "Институт изучения детства, семьи и воспитания", ФГБУ "Национальный медицинский исследовательский центр психиатрии и неврологии имени В.М. Бехтерева" Минздрава России, ФГБУ "Национальный медицинский исследовательский центр психиатрии и наркологии имени В.П. Сербского" Минздрава России.
Также для ознакомления с региональным опытом дана подборка методических материалов по указанной тематике, разработанных в субъектах Российской Федерации.
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ И РАЗРАБОТКИ ФЕДЕРАЛЬНОГО УРОВНЯ
Рекомендации по проведению в образовательных организациях с обучающимися профилактических мероприятий, направленных на формирование у них позитивного мышления, принципов здорового образа жизни, предупреждение суицидального поведения - М.: ФГБУ "Центр защиты прав и интересов детей", 2023. - 10 с.
Ссылка:
https://fcprc.ru/media/media/behavior/4_Методическое_письмо.pdf
Методические рекомендации по организации профилактической работы в образовательных организациях высшего образования, реализуемых в рамках учебного процесса, а также общевоспитательных, патриотических и досуговых мероприятий. - под общ. ред. Чурилова С.А. - Москва, Ростов-на-Дону, 2022 г. - с. 30.
Письмо Минобрнауки России от 2 марта 2023 г. N МН-6/326
Рекомендации по вопросам совершенствования организации и проведения индивидуальной профилактической работы в отношении несовершеннолетних обучающихся образовательных организаций высшего образования и взаимодействия с органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
Рекомендации разработаны Минобрнауки России совместно с МВД России и Минпросвещения России в рамках исполнения пункта 5 раздела II протокола заочного голосования членов Правительственной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав от 30 марта 2022 г. N 32
Письмо Минобрнауки России от 19 июня 2023 г. N МН-6/1150-КМ
Методические материалы по проведению профилактических мероприятий с обучающимися образовательных организаций, направленные на формирование у них позитивного мышления, принципов здорового образа жизни, предупреждение суицидального поведения: "Позитивное мышление, эмоции, жизнестойкость: учимся управлять собой"/Авторы-составители: Бочкова В.В., Дубровский Р.Г. Под ред. Артамоновой Е.Г. - М.: ФГБУ "Центр защиты прав и интересов детей", 2024. - 28 с.
Ссылка: clck.ru/3MkAJm
Профилактические мероприятия в образовательных организациях, направленные на формирование у обучающихся позитивного мышления, принципов здорового образа жизни, предупреждения суицидального поведения, в том числе с учетом влияния дистантного формата обучения. Методические рекомендации/Дубровский Р.Г. - М.: ФГБУ "Центр защиты прав и интересов детей", 2021. - 84 с.
Ссылка: https://clck.ru/3MkANu
Позитивная социализация обучающихся в процессе образования: взаимодействие социального педагога общеобразовательной организации с родителями (законными представителями): информационно-методические материалы для социальных педагогов общеобразовательных организаций/Автор-составитель Е.Н. Скорина/Под ред. Е.Г. Артамоновой. - М.: ФГБУ "Центр защиты прав и интересов детей", 2024. - 59 с.
Ссылка: https://clck.ru/3Mk5oA
Методические рекомендации по вопросам межведомственного взаимодействия при организации деятельности по профилактике суицидов и опасного поведения несовершеннолетних/Авторы-составители: Гончаренко А.А., Мартынюк К.Л., Розанов В.А., Семенова Н.В./Под ред. Артамоновой Е.Г. - М.: ФГБУ "НМИЦ ПН им. В.М. Бехтерева" Минздрава России, ФГБУ "Центр защиты прав и интересов детей", 2025. - 21 с.
Письмо Минпросвещения России от 19 мая 2025 г. N 07-2233
Суицидальное поведение несовершеннолетних (факторы риска, предикторы развития, диагностика): Методические рекомендации /Ахапкин Р.В., Дозорцева Е.Г., Любов Е.Б., Банников Г.С., Кещян К.Л., Чистопольская К.А., - М.: ФГБУ "НМИЦ ПН им. В.П. Сербского" Минздрава России, 2024. - 38 с.
Письмо Минпросвещения России от 18 октября 2024 г. N 07-5004
Памятка "Как помочь детям в трудной жизненной ситуации?"
Ссылка: https://cloud.mail.ru/public/Zo1L/sGpse7ZvM
Памятка "Как помочь в ситуации, когда он переживает яркую эмоциональную реакцию?"
Ссылка: https://cloud.mail.ru/public/Zo1L/sGpse7ZvM
Памятка для педагогов по оказанию психологической помощи детям и подросткам
Ссылка: https://cloud.mail.ru/public/Zo1L/sGpse7ZvM
Памятка "Психическая травматизация ребенка: что нужно знать?"
Ссылка: https://cloud.mail.ru/public/Zo1L/sGpse7ZvM
Памятка "Тревожность ребенка: что нужно знать?"
Ссылка: https://cloud.mail.ru/public/Zo1L/sGpse7ZvM
СЦЕНАРИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СОВЕТОВ, РОДИТЕЛЬСКИХ СОБРАНИЙ
Пространство соцсетей - без риска для детей.
Сценарий родительского онлайн-собрания/Авторы-составители: О.С. Мелентьева, Е.Г. Артамонова. - М.: ФГБУ "Центр защиты прав и интересов детей", 2021. - 24 с.
Ссылка на сценарий родительского собрания:
https://clck.ru/3MkAY8
Ссылка на презентацию
к собранию: https://clck.ru/3MkAa5
Профилактика самоповреждающего поведения среди подростков. Сценарий родительского онлайн-собрания/Автор-составитель: Р.Г. Дубровский. - М.: ФГБУ "Центр защиты прав и интересов детей", 2021. - 17 с.
Ссылка на сценарий родительского собрания: https://clck.ru/3MkAcK
Ссылка на презентацию
к собранию: https://clck.ru/3MkB9x
Профилактика рисков аутодеструктивного поведения подростков. Сценарий родительского собрания. - М.: ФГБНУ "Центр защиты прав и интересов детей", 2019. - 39 с.
Ссылка на сценарий родительского собрания:
https://clck.ru/3MkAgp
Профилактика рисков аутодеструктивного поведения подростков. Сценарий педагогического совета. - М.: ФГБНУ "Центр защиты прав и интересов детей", 2019. - 31 с.
Ссылка на сценарий педагогического совета:
https://clck.ru/3MkAjK
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ,
РАЗРАБОТАННЫЕ В СУБЪЕКТАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Рабочая коррекционно-развивающая программа для подростков "Расправь крылья"/Кошкина О.Ю. - Новосибирская область, 2022. - 55 с.
Ссылка:
https://disk.yandex.com.ge/i/39wzKvT9ZZ0IOw
Профилактическое занятие "Ценность жизни!"/Демянчук Ю.И. - Новосибирская область, 2024. - 26 с.
Ссылка
https://disk.yandex.com.ge/i/ezRLDRULPtYzMw
Программа "Профилактика суицидального поведения подростков в образовательной организации"/Ширина О.С., Романовская А.Ю. - Курск, 2024. - 102 с.
Ссылка:
https://disk.yandex.com.ge/i/GkPJgMAU9zwtkg
Программа "Тренинг уверенного поведения"/О.А. Тюляева, К.А. Поздеева, О.К. Славкина, А.С. Тихонова, А.К. Жмеренецкий, Д.В.И, О.О. Олифер. КГАНОУ "Псилогия". - Хабаровск: Изд-во, 2024. - 59 с.
Ссылка:
https://disk.yandex.com.ge/i/3tAZUyON3ipcfA
Профилактика кризисного состояния у подростков/Методическое пособие для специалистов образовательных организаций Курской области. - Курск, 2024. - 131 с.
Ссылка:
https://disk.yandex.com.ge/i/wgsX0PkP-OQJ2g
Секреты моего успеха/Славкина О.К., Тюляева О.А., Поздеева К.А., Олифер О.О./КГАНОУ "Псилогия". - Хабаровск, 2020. - 41 с.
Ссылка:
https://disk.yandex.com.ge/i/sVFD9exm8LsWyQ