<Письмо> Минприроды России от 09.06.2025 N 25-47/24024
МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ЭКОЛОГИИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 9 июня 2025 г. N 25-47/24024
О РАССМОТРЕНИИ ОБРАЩЕНИЯ
Минприроды России рассмотрело обращение по вопросу складирования в месте (площадке) твердых коммунальных отходов (далее - ТКО) эпидемиологически безопасных медицинских отходов, приближенных по составу к ТКО, а также отходов, образовавшихся при уходе за древесно-кустарниковыми посадками, и сообщает.
По вопросу складирования в месте (площадке) накопления ТКО эпидемиологически безопасных медицинских отходов, приближенных по составу к ТКО.
С 01.07.2025 вступают в силу отдельные положения Федерального закона от 08.08.2024 N 306-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (да ее - Закон N 306-ФЗ), которым вносятся изменения в части обращения с медицинскими отходами.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления (далее - Закон N 89-ФЗ) в редакции Закона N 306-ФЗ эпидемиологически безопасные медицинские отходы, приближенные по составу к ТКО, будут относиться к ТКО.
В соответствии с пунктом 2 статьи 2 Закона N 89-ФЗ в редакции Закона N 306-ФЗ отношения в области обращения с радиоактивными отходами, с биологическими отходами, веществами, разрушающими озоновый слой (за исключением случаев, если такие вещества являются частью продукции, утратившей свои потребительские свойства), с выбросами вредных веществ в атмосферу и со сбросами вредных веществ в водные объекты; а также отношения в области обращения с медицинскими отходами до их передачи лицам, осуществляющим обращение с отходами производства и потребления в соответствии с Законом N 89-ФЗ, регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации.
Соответственно, с момента передачи таких отходов, а именно складирования в месте (площадке) накопления ТКО, на данные отходы распространяются требования Закона N 89-ФЗ и они регулируются как ТКО.
Запрет, установленный подпунктом "а" пункта 36 Правил обращения с ТКО, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.2025 N 293 (далее - Правила N 293) и вступающих в силу с 01.09.2025, на них не распространяется.
По вопросу складирования в месте (площадке) накопления ТКО отходов, образовавшихся при уходе за древесно-кустарниковыми посадками.
В соответствии с подпунктом "в" пункта 36 Правил N 293 вводится прямой запрет на складирование отходов, образовавшихся при уходе за древесно-кустарниковыми посадками, в местах (площадках) наклонения ТКО.
В соответствии со статьей 1 Закона N 89-ФЗ под ТКО понимаются отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К ТКО также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.
В соответствии с Федеральным классификационным каталогом отходов, утвержденным приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 N 242 (далее - ФККО), к ТКО относятся виды отходов, включенные в группу отходов "Растительные отходы при уходе за газонами, цветниками, древесно-кустарниковыми посадками, относящиеся к твердым коммунальным отходам" (код по ФККО 7 31 300 00 00 0), которые не соответствуют определению ТКО, установленному Законом 89-ФЗ, по основному признаку, так как являются отходами, образованными вне жилых помещений и не в результате потребления.
Согласно пункту 10 Порядка ведения государственного кадастра отходов, утвержденного приказом Минприроды России от 30.09.2011 N 792, ФККО формируется и ведется на основе информации о классификационных признаках (происхождение, условия образования, химический и (или) компонентный состав, агрегатное состояние и физическая форма) и классах опасности конкретных видов отходов, представляемой индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, в процессе деятельности которых образуются отходы, в территориальные органы Росприроднадзора при подтверждении в установленном порядке отнесения видов отходов к конкретному классу опасности.
Таким образом, ФККО не является нормативным правовым актом, относящим отходы к ТКО, а является перечнем видов отходов, образованных у индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в процессе их деятельности.
С учетом изложенного, представляется, что обращение с отходами, при уходе за древесно-кустарниковыми посадками, включая накопление ТКО, необходимо осуществлять в соответствии с общими положениями Закона N 89-ФЗ в части обращения с отходами производства и потребления.
Дополнительно сообщаем, что письма Минприроды России, в которых разъясняются вопросы применения нормативных правовых актов, не содержат правовых норм, являются экспертной позицией Минприроды России, не направлены на установление, изменение или отмену правовых норм, а содержащиеся в них разъяснения не могут рассматриваться в качестве общеобязательных государственных предписаний постоянного или временного характера.
Заместитель директора Департамента
экономики замкнутого цикла в сфере
отходов производства и потребления
Б.В.ФРАНЦУЗОВ