<Письмо> Минприроды России от 27.10.2022 N 19-53/42916
МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ЭКОЛОГИИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 27 октября 2022 г. N 19-53/42916
О НАПРАВЛЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ
В соответствии с пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 2 августа 2022 г. N 1370 "О порядке разработки и согласования плана мероприятий, указанных в пункте 1 статьи 16.6, пункте 1 статьи 75.1 и пункте 1 статьи 78.2 федерального закона "Об охране окружающей среды", субъекта Российской Федерации Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации направляет Методические рекомендации по разработке плана мероприятий, указанных в пункте 1 статьи 16.6, пункте 1 статьи 75.1 и пункте 1 статьи 78.2 Федерального закона "Об охране окружающей среды", субъекта Российской Федерации.
Директор Бюджетного департамента
Д.С.НИКИФОРОВ
Приложение
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО РАЗРАБОТКЕ ПЛАНА МЕРОПРИЯТИЙ, УКАЗАННЫХ В ПУНКТЕ 1
СТАТЬИ 16.6, ПУНКТЕ 1 СТАТЬИ 75.1 И ПУНКТЕ 1 СТАТЬИ 78.2
ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "ОБ ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ",
СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
I. Общие положения
1. Правила разработки и согласования плана мероприятий, указанных в пункте 1 статьи 16.6, пункте 1 статьи 75.1 и пункте 1 статьи 78.2 Федерального закона "Об охране окружающей среды", субъекта Российской Федерации утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 02.08.2022 N 1370 (далее - Правила, План, природоохранные мероприятия).
2. Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.08.2022 N 1370 также утверждены форма Плана и перечень природоохранных мероприятий, которые включаются в План (далее - Форма, Перечень).
3. Включение мероприятий в План, не предусмотренных Перечнем, не допускается.
4. Включение всех природоохранных мероприятий из Перечня в План не является обязательным. Перечень предоставляет возможность выбора любых природоохранных мероприятий для включения в План, за исключением случаев, когда на территории субъекта Российской Федерации (муниципального образования) имеются объекты накопленного вреда окружающей среде, включенные в государственный реестр объектов накопленного вреда окружающей среде (далее - ОНВОС, ГРОНВОС), мероприятия по выявлению, оценке и (или) ликвидации которых на момент формирования Плана не реализуются в полном объеме в рамках действующих программных документов (федеральных (региональных) проектов, государственных (муниципальных) программ и т.д.) с определенными источниками финансирования.
5. Планы разрабатываются и утверждаются в целях получения субъектом Российской Федерации (муниципальным образованием) возможности расходования средств, поступающих в бюджеты субъектов Российской Федерации (муниципальных образований) от платы за негативное воздействие на окружающую среду, административных штрафов за административные правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования, платежей по искам о возмещении вреда, причиненного окружающей среде вследствие нарушений обязательных требований, а также от платежей, уплачиваемых при добровольном возмещении вреда, причиненного окружающей среде вследствие нарушений обязательных требований (далее - экологические платежи).
6. Расходование экологических платежей на мероприятия, не включенные в утвержденный в соответствии с Правилами План, не допускается. Для включения (замены) природоохранного мероприятия в План необходимо осуществить его корректировку в соответствии с Правилами.
7. Рекомендуется на законодательном уровне субъекта Российской Федерации (муниципального образования) урегулировать механизмы расходования остатков средств, поступивших от экологических платежей, включая поступления сверх объемов, учтенных при утверждении общего объема доходов бюджета субъекта Российской Федерации (муниципального образования).
О принятых нормативных правовых актах, предусматривающих внедрение таких механизмов, рекомендуется официально информировать Минприроды России с приложением подтверждающих документов.
8. Рекомендуется порядок взаимодействия субъекта Российской Федерации с муниципальными образованиями по вопросу формирования Плана урегулировать на законодательном уровне субъекта Российской Федерации в рамках имеющихся полномочий.
9. План не является программным документом и представляет из себя аналитический документ, в который включены реализуемые (планируемые к реализации) субъектом Российской Федерации (муниципальным образованием) природоохранные мероприятия, финансирование расходов на реализацию которых осуществляется (планируется осуществлять) за счет средств, поступающих от экологических платежей.
При этом в План возможно, но не обязательно, включать природоохранные мероприятия, финансирование расходов на реализацию которых осуществляется за счет иных источников (сверх объемов средств, поступающих от экологических платежей).
II. Особенности формирования Плана
10. План рекомендуется формировать на текущий финансовый год, первый и второй годы планового периода.
11. С учетом того, что проект Плана направляется на согласование в Минприроды России в конце текущего финансового года (до 10 ноября текущего финансового года), рекомендуется:
- при его формировании заполнять как минимум текущий финансовый год и первый год планового периода;
- приводить его в соответствие уточненным параметрам бюджета субъекта Российской Федерации (муниципального образования).
12. На каждый субъект Российской Федерации формируется один План, который включает в себя разделы (блоки) по каждому муниципальному образованию и по субъекту Российской Федерации с подведением промежуточных итогов по плану расходов и прогнозу доходов по каждому муниципальному образованию и по субъекту Российской Федерации в целом.
Разделы (блоки) необходимо формировать по каждому муниципальному образованию, в бюджет которого поступают экологические платежи.
13. В строках с прогнозом доходов бюджета субъекта Российской Федерации (муниципального образования) указываются только объемы прогнозируемых доходов от экологических платежей, по прогнозам осуществляемым в соответствии с требованиями бюджетного законодательства на основании методик прогнозирования доходов.
14. В случае установления законом субъекта Российской Федерации (за исключением закона субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации или иного закона субъекта Российской Федерации на ограниченный срок действия) единых для соответствующих видов муниципальных образований нормативов отчислений в бюджеты муниципальных образований от экологических платежей, подлежащих зачислению в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации в бюджет субъекта Российской Федерации, и если прогноз по поступлениям экологических платежей равен нулю, раздел (блок) по субъекту Российской Федерации не рекомендуется включать в План.
В случае, указанном в абзаце первом настоящего пункта, рекомендуется официально информировать Минприроды России с приложением копий подтверждающих документов.
15. В итоговых строках по каждому муниципальному образованию и по субъекту Российской Федерации в каждом периоде, в котором указаны прогнозируемые доходы и планируемые расходы, объем планируемых расходов должен быть равен или превышать объем прогнозируемых доходов.
16. В План рекомендуется включать природоохранные мероприятия, реализация которых предусмотрена действующими программными документами (федеральными (региональными) проектами, государственными (муниципальными) программами и т.д.).
17. В случае если на территории субъекта Российской Федерации (муниципального образования) имеется(ются) ОНВОС, включенный(ые) в ГРОНВОС, в План необходимо включать мероприятия по его (их) выявлению, оценке и (или) ликвидации этого (этих) ОНВОС, предусмотренные разделом 1 Перечня.
При этом в случае если после включения в План мероприятий по выявлению, оценке и (или) ликвидации ОНВОС, включенного в ГРОНВОС, планируемые расходы бюджета субъекта Российской Федерации (муниципального образования) равны или превышают прогноз доходов соответствующего бюджета, включение в План мероприятий по выявлению, оценке и (или) ликвидации остальных ОНВОС, включенных в ГРОНВОС и расположенных на территории субъекта Российской Федерации (соответствующего муниципального образования), не обязательно.
18. В случае если в каком-то периоде прогноз доходов субъекта Российской Федерации (муниципального образования) превышает планируемые расходы на включенное в План мероприятие по выявлению, оценке и (или) ликвидации ОНВОС, включенного в ГРОНВОС, и на территории субъекта Российской Федерации (соответствующего муниципального образования) отсутствуют иные ОНВОС, включенные в ГРОНВОС, в План необходимо включить любые иные природоохранные мероприятия из Перечня (далее - иные природоохранные мероприятия) исходя из степени приоритетности решения имеющихся в субъекте Российской Федерации (муниципальном образовании) экологических проблем.
19. В случае, если мероприятия по выявлению, оценке и (или) ликвидации ОНВОС, включенных в ГРОНВОС, на момент формирования Плана реализуются в полном объеме в рамках действующих программных документов (федеральных (региональных) проектов, государственных (муниципальных) программ и т.д.) с определенными источниками финансирования, то включение в План мероприятий по выявлению, оценке и (или) ликвидации этого (этих) ОНВОС не обязательно. Рекомендуется в таких случаях официально информировать Минприроды России с приложением подтверждающих документов.
III. Форма
20. В графе "N п/п" Формы рекомендуется указывать числовые значения в строгом последовательном порядке относительно заполнения каждой строки, содержащей информацию о природоохранном мероприятии (сквозная нумерация), не разделяя нумерацию на разделы (блоки) по муниципальным образованиям.
21. В графе "Код мероприятия" Формы необходимо использовать коды, установленные Перечнем.
22. В графе "Наименование мероприятия" Формы рекомендуется указывать природоохранное мероприятие, целевой характер которого соответствует использованному коду мероприятия Перечня в графе "Код мероприятия".
Наименование природоохранного мероприятия не должно быть идентичным наименованию мероприятия из Перечня. Рекомендуется использовать наименование, аналогичное наименованию мероприятия, предусмотренному программным документом, в рамках которого это мероприятие реализуется.
23. В графе "Муниципальное образование, на территории которого реализуется мероприятие" Формы:
- для мероприятий муниципальных образований рекомендуется указывать конкретные наименования городов, поселений и т.д., в том числе перечнем, в случае включения в План укрупненных мероприятий;
- для мероприятий субъекта Российской Федерации рекомендуется указывать наименования муниципальных образований, в том числе перечнем в случае включения в План укрупненных мероприятий.
24. В графе "Описание мероприятия" Формы рекомендуется:
- коротко, в произвольном порядке изложить экологическую проблему, на решение которой направлено мероприятие, а также указать степень приоритетности решения этой проблемы (низкая, средняя, высокая);
- при планировании реализации укрупненных мероприятий на водных объектах указывать наименования всех водных объектов;
- при планировании мероприятий по выявлению, оценке и (или) ликвидации ОНВОС, включенных в ГРОНВОС, указывать наименования ОНВОС, соответствующие их наименованиям в ГРОНВОС, в случае если наименование ОНВОС не указано в графе "Наименование мероприятия".
25. В графе "Стоимость мероприятия, тыс. рублей" Формы для каждого отдельного природоохранного мероприятия рекомендуется указывать их стоимость, соответствующую их стоимости, указанной в программных документах, в рамках которых реализуются эти мероприятия, в иных утвержденных в установленном порядке документах (приказы об утверждении проектной документации, планы-графики закупок, государственные (муниципальные) контракты и т.д.), а также предполагаемую стоимость природоохранных мероприятий в случае отсутствия таких документов.
26. В графе "Сроки реализации мероприятия" Формы рекомендуется указывать сроки реализации природоохранных мероприятий, соответствующие срокам, указанным в программных документах, в рамках которых реализуются эти мероприятия, в иных утвержденных в установленном порядке документах (приказы об утверждении проектной документации, планы-графики закупок, государственные (муниципальные) контракты и т.д.), а также предполагаемые сроки реализации природоохранных мероприятий в случае отсутствия таких документов.
27. В графе "объем произведенных расходов" Формы рекомендуется указывать объем расходов, произведенных на реализацию природоохранного мероприятия до текущего года за счет средств бюджетов всех уровней, включая федеральный.
28. В графе "межбюджетные трансферты из федерального бюджета" Формы рекомендуется указывать объем межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете на текущий финансовый год и на плановый период (проектом федерального закона о федеральном бюджете на текущий финансовый год и плановый период) на реализацию природоохранного мероприятия.
29. В графе "бюджет субъекта Российской Федерации" Формы рекомендуется указывать объем средств, выделенных (выделяемых) на финансирование природоохранных мероприятий из бюджета Субъекта Российской Федерации, а также прогноз доходов от экологических платежей в итоговой строке.
30. В графе "местный бюджет" Формы рекомендуется указывать объем средств, выделенных (выделяемых) на финансирование природоохранных мероприятий из бюджета муниципального образования, а также прогноз доходов от экологических платежей в итоговой строке по каждому муниципальному образованию.
31. В графе "необходимый объем финансового обеспечения за пределами планового периода" Формы рекомендуется указывать объем средств, необходимый для завершения реализации запланированного природоохранного мероприятия за пределами планового периода.
32. Строка "План расходов муниципального образования (всего)" Формы формируется для каждого муниципального образования как итог по разделу (блоку) каждого муниципального образования.
Целесообразность отражения строки "План расходов муниципального образования (всего)" Формы для каждого муниципального образования обусловлена тем, что в Плане объем расходов бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета, направляемых на природоохранные мероприятия, должен быть не менее объема средств, указанных в пункте 1 Правил и предусмотренных в прогнозе доходов бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета.
33. Строка "Прогноз доходов муниципального образования (всего)" Формы формируется для каждого муниципального образования непосредственно под строкой "План расходов муниципального образования (всего)".
Целесообразность отражения строки "Прогноз доходов муниципального образования (всего)" Формы для каждого муниципального образования обусловлена тем, что в плане мероприятий объем расходов бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета, направляемых на природоохранные мероприятия, должен быть не менее объема средств, указанных в пункте 1 Правил и предусмотренных в прогнозе доходов бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета.
34. Строки "План расходов (всего)" и "Прогноз доходов (всего)" Формы являются итоговыми строками и отражают соответственно сумму всех запланированных расходов и прогнозируемых доходов.
В соответствии с пунктом 5 Правил числовые значения, отраженные в строке "План расходов (всего)" Формы, должны быть равны/больше числовых значений, отраженных в строке "Прогноз доходов (всего)" Формы в разрезе уровней бюджета бюджетной системы Российской Федерации и временных периодов.
35. Образец рекомендуемого заполнения Формы приведен в приложении N 1 к настоящим Методическим рекомендациям.
IV. Отчетность
36. Рекомендуется не позднее 15 числа месяца, следующего за отчетным годом, направлять в Минприроды России отчет о реализации Плана в соответствии с рекомендуемым образцом в приложении N 2 к настоящим Методическим рекомендациям.
Приложение N 1
к методическим рекомендациям
по разработке плана мероприятий,
указанных в пункте 1 статьи 16.6,
пункте 1 статьи 75.1 и пункте 1
статьи 78.2 Федерального закона
"Об охране окружающей среды",
субъекта Российской Федерации
ПЛАН
мероприятий, указанных в пункте 1 статьи 16.6, пункте 1
статьи 75.1 и пункте 1 статьи 78.2 Федерального закона
"Об охране окружающей среды", субъекта Российской Федерации
__________________________________________________
(наименование субъекта Российской Федерации)
__________________________________________________
(место составления)
N п/п
Код мероприятия
Наименование мероприятия
Муниципальное образование, на территории которого реализуется мероприятие
Описание мероприятия
Стоимость мероприятия, тыс. руб.
Сроки реализации мероприятия
Объем финансирования, тыс. руб.
дата начала
дата завершения
объем произведенных расходов, <*>
межбюджетные трансферты из федерального бюджета <**>
бюджет субъекта Российской Федерации
местный бюджет
необходимый объем финансового обеспечения за пределами планового периода
План расходов
План расходов
План расходов
текущий год
1 год планового периода
2 год планового периода
текущий год
1 год планового периода
2 год планового периода
текущий год
1 год планового периода
2 год планового периода
1.
1.03
"Ликвидация закрытой свалки, расположенной в п. Иваново, Ивановского муниципального района (10 га)"
поселок Иваново Ивановского муниципального района
Ликвидация ОНВОС, включенного в ГРОНВОС Степень приоритетности: высокая.
10 000,00
10.10.2022
10.10.2024
0,00
3 000,00
3 000,00
3 000,00
300,00
300,00
300,00
30,00
30,00
40,00
0,00
2.
2.02
"Дноуглубление реки Ивановская на участке..."
поселок Иваново Ивановского муниципального района
...
3 000,00
2022 год
2024 год
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
700,00
1 300,00
1 000,00
0,00
План расходов Ивановского муниципального района (всего)
3 000,00
3 000,00
3 000,00
300,00
300,00
300,00
730,00
1 330,00
1 040,00
x
Прогноз доходов Ивановского муниципального района (всего) <***>
x
x
x
x
x
x
700,00
700,00
700,00
x
3.
8.02
"Высадка деревьев вокруг центральной площади п. Петрово"
поселок Петрово Петровского муниципального района
...
1 000,00
01.10.2022
01.11.2022
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
1 000,00
0,00
0,00
0,00
4.
10.02
"Ликвидация стихийной свалки в промышленном районе п. Петрово"
поселок Петрово Петровского муниципального района
...
2 000,00
2023 год
2024 год
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
1 000,00
1 000,00
0,00
План расходов Петровского муниципального района (всего)
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
1 000,00
1 000,00
1 000,00
x
Прогноз доходов Петровского муниципального района (всего) <***>
x
x
x
x
x
x
900,00
900,00
900,00
x
5.
6.01
"Предоставление ГБУ "ООПТ" субсидии на иные цели для проведения экологического обследования на территориях, которым планируется придание статуса ООПТ"
Территория регионального заповедника субъекта Российской Федерации
...
5 000,00
01.09.2022
31.12.2022
0,00
0,00
0,00
0,00
5 000,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
6.
3.01
"Закупка лесопожарного оборудования ГКУ "Лесное хозяйство"
Территория ГКУ "Лесное хозяйство"
...
10 000,00
2023 год
2024 год
0,00
0,00
0,00
0,00
0,00
5 000,00
5 000,00
0,00
0,00
0,00
0,00
План расходов (всего)
x
x
x
5 300,00
5 300,00
5 300,00
1 730,00
2 330,00
2 040,00
x
Прогноз доходов (всего)
x
x
x
5 000,00
5 000,00
5 000,00
1 600,00
1 600,00
1 600,00
x
--------------------------------
<*> Указывается объем расходов, произведенных до текущего года. Для плана, утверждаемого в 2022 году, указывается объем расходов, произведенных до 1 сентября 2022 г.
<**> Указывается объем межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете на текущий финансовый год и на плановый период (проектом федерального закона о федеральном бюджете на текущий финансовый год и плановый период).
<***> Указывается сумма прогнозируемых поступлений в соответствующий бюджет субъекта Российской Федерации и местный бюджет от платы за негативное воздействие на окружающую среду, штрафов, установленных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях за административные правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования, а также суммы административных штрафов, установленных законами субъектов Российской Федерации за административные правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования, платежей по искам о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, в том числе водным объектам, вследствие нарушений обязательных требований, платежей, уплачиваемых при добровольном возмещении вреда, причиненного окружающей среде, в том числе водным объектам, вследствие нарушений обязательных требований.
Приложение N 2
к методическим рекомендациям
по разработке плана мероприятий,
указанных в пункте 1 статьи 16.6,
пункте 1 статьи 75.1 и пункте 1
статьи 78.2 Федерального закона
"Об охране окружающей среды",
субъекта Российской Федерации
ОТЧЕТ
о реализации плана мероприятий, указанных в пункте 1
статьи 16.6, пункте 1 статьи 75.1 и пункте 1 статьи 78.2
Федерального закона "Об охране окружающей среды",
субъекта Российской Федерации
__________________________________________________
(наименование субъекта Российской Федерации)
__________________________________________________
(место составления)
N п/п
Код мероприятия
Наименование мероприятия
Муниципальное образование, на территории которого реализуется мероприятие
Описание мероприятия
Стоимость мероприятия, тыс. рублей
Сроки реализации мероприятия
Объем финансирования, тыс. рублей
Комментарии (причины неисполнения)
дата начала
дата завершения
межбюджетные трансферты из федерального бюджета
бюджет субъекта Российской Федерации
местный бюджет
План в отчетном году
Фактическое исполнение в отчетном году
Отклонение
План в отчетном году
Фактическое исполнение в отчетном году
Отклонение
План в отчетном году
Фактическое исполнение в отчетном году
Отклонение
План расходов муниципального образования (всего)
Прогноз доходов муниципального образования (всего)
...
...
...
...
План расходов (всего)
Прогноз доходов (всего)