Рейтинг@Mail.ru

<Письмо> Минобрнауки России от 18.06.2025 N МН-5/1419

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 18 июня 2025 г. N МН-5/1419

О НАПРАВЛЕНИИ РЕКОМЕНДАЦИЙ

Департамент государственной политики в сфере высшего образования в связи с изданием приказа Минобрнауки России от 18 апреля 2025 г. N 366 "Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам высшего образования - программам подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре" (зарегистрирован в Минюсте России 27 мая 2025 г. N 82351) направляет соответствующие методические рекомендации.

Врио директора Департамента

государственной политики в сфере

высшего образования

Е.А.МИРЮГИНА

Приложение

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ПРИЕМУ НА ОБУЧЕНИЕ ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ

ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ - ПРОГРАММАМ ПОДГОТОВКИ НАУЧНЫХ

И НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ В АСПИРАНТУРЕ

I. Общие положения

1. Прием на обучение по программам подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре (далее соответственно - прием на обучение, программы аспирантуры) регулируется Порядком приема на обучение по образовательным программам высшего образования - программам подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре, утвержденным приказом Минобрнауки России от 18 апреля 2025 г. N 366 (зарегистрирован в Минюсте России 27 мая 2025 г. N 82351).

2. Прием на обучение проводится:

1) на места в рамках контрольных цифр приема граждан на обучение за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов (далее - контрольные цифры приема):

на места в пределах квоты приема на целевое обучение (далее - целевая квота);

на места в рамках контрольных цифр приема за вычетом целевой квоты (далее - основные бюджетные места);

2) на места для обучения по договорам об образовании, заключаемым при приеме на обучение за счет средств физических и (или) юридических лиц, и за счет собственных средств организации (далее - платные места).

3. Для проведения приема на обучение организация, осуществляющая образовательную деятельность (далее - организация), самостоятельно устанавливает:

перечень вступительных испытаний;

по каждому вступительному испытанию - максимальное количество баллов и минимальное количество баллов, подтверждающее успешное прохождение вступительного испытания (далее - минимальное количество баллов);

перечень индивидуальных достижений поступающих (далее - индивидуальные достижения) и порядок их учета.

II. Вступительные испытания

4. Перечень вступительных испытаний устанавливается по усмотрению организации и может включать в себя любое количество вступительных испытаний.

5. Максимальное количество баллов и минимальное количество баллов устанавливаются по усмотрению организации. Для различных вступительных испытаний могут использоваться различные шкалы оценивания.

6. Организация может учитывать в качестве результатов вступительных испытаний результаты кандидатских экзаменов, сданных поступающим в этой и (или) иной организации в соответствии с Порядком прикрепления лиц для сдачи кандидатских экзаменов, сдачи кандидатских экзаменов и их перечнем, утвержденным приказом Минобрнауки России от 28 марта 2014 г. N 247.

7. Организация устанавливает расписание вступительных испытаний, в том числе один или несколько резервных дней для сдачи вступительных испытаний лицами, не прошедшими вступительное испытание (испытания) по уважительной причине.

III. Учет индивидуальных достижений поступающих

8. Организация может учитывать при приеме на обучение индивидуальные достижения поступающих.

9. Учет индивидуальных достижений осуществляется следующими способами:

1) организация начисляет поступающему баллы, которые включаются в сумму конкурсных баллов:

за общие индивидуальные достижения;

за целевые индивидуальные достижения;

2) организация учитывает индивидуальные достижения при равенстве поступающих по иным критериям ранжирования в конкурсных списках.

10. Организация самостоятельно устанавливает перечень общих индивидуальных достижений и порядок их учета, в том числе количество начисляемых баллов.

11. Целевые индивидуальные достижения учитываются только при приеме на места в рамках целевой квоты путем начисления баллов. В качестве целевых индивидуальных достижений рассматривается участие в мероприятиях по профессиональной ориентации, проводимых заказчиком целевого обучения (далее - профориентационные мероприятия). Организация самостоятельно устанавливает количество баллов за целевые индивидуальные достижения, которое составляет от одного до 5 баллов.

Количество баллов за целевые индивидуальные достижения, установленное организацией, является одинаковым для всех поступающих, которые участвовали в профориентационных мероприятиях (по всем заказчикам целевого обучения, проводившим указанные мероприятия).

12. В качестве индивидуальных достижений, учитываемых при равенстве поступающих по иным критериям ранжирования в конкурсных списках, организация устанавливает средний балл документа об образовании, и (или) баллы по отдельным учебным дисциплинам, и (или) иные индивидуальные достижения. В случае равенства поступающих по указанным достижениям перечень таких достижений может быть дополнен в период проведения приема на обучение. Порядок учета индивидуальных достижений, учитываемых при равенстве поступающих по иным критериям ранжирования в конкурсных списках, устанавливается организацией самостоятельно.

IV. Прием заявлений и документов, списки подавших заявление

и конкурсные списки

13. С 2025 года прием заявлений о приеме на обучение (далее - заявления о приеме) и документов, необходимых для поступления, осуществляется, в том числе, посредством федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" (далее - ЕПГУ) с использованием суперсервиса "Поступление в вуз онлайн".

Функционирование суперсервиса "Поступление в вуз онлайн" регулируется Положением о функционировании суперсервиса "Поступление в вуз онлайн", утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 26 января 2023 г. N 89.

14. Поступающий подает заявление о приеме и (или) документы, необходимые для поступления, следующими способами (по своему решению):

представляет в организацию лично;

направляет в организацию через оператора почтовой связи общего пользования (далее - оператор почтовой связи);

направляет в организацию в электронной форме посредством электронной информационной системы организации;

представляет посредством ЕПГУ.

15. Заявление о приеме подается раздельно на места в рамках контрольных цифр приема и на платные места.

16. В заявлении о приеме поступающий указывает конкурсные группы и приоритеты зачисления по каждой конкурсной группе.

17. Поступающий указывает следующие приоритеты зачисления:

1) для поступления на места в рамках контрольных цифр приема:

приоритет зачисления на места в пределах целевой квоты (далее - приоритет целевой квоты);

приоритет зачисления на основные бюджетные места (далее - приоритет основных бюджетных мест);

2) для поступления на платные места - приоритет зачисления на платные места.

18. Приоритеты зачисления обозначаются порядковыми номерами (целыми числами, начиная с единицы, где 1 - наиболее приоритетная конкурсная группа).

19. Поступающий указывает отдельную последовательность приоритетов зачисления на места в рамках контрольных цифр приема и отдельную последовательность приоритетов зачисления на платные места.

Последовательность приоритетов зачисления на места в рамках контрольных цифр приема является единой по организации в целом, то есть включает все конкурсные группы на места в рамках контрольных цифр приема (с учетом филиалов). Последовательность приоритетов зачисления на платные места также является единой по организации в целом, то есть включает все конкурсные группы на платные места (с учетом филиалов).

В соответствии с этим:

заявление о приеме на места в рамках контрольных цифр приема является единым по организации в целом;

заявление о приеме на платные места является единым по организации в целом.

20. Со дня начала приема заявлений и документов организация формирует списки подавших заявление.

21. По результатам приема заявлений о приеме и документов, а также проведения вступительных испытаний организация формирует конкурсные списки.

22. Списки подавших заявление и конкурсные списки формируются для каждого конкурса.

23. Списки подавших заявление и конкурсные списки публикуются на официальном сайте организации и на ЕПГУ.

V. Зачисление, подача и отзыв согласия на зачисление,

отказ от зачисления

24. Зачисление проводится согласно конкурсным спискам в соответствии с приоритетами зачисления, указанными в заявлении о приеме, до заполнения установленного количества мест.

25. Для зачисления на места в рамках контрольных цифр приема поступающий представляет согласие на зачисление. Согласие на зачисление является аналогом представляемого ранее оригинала документа об образовании. Согласие на зачисление представляется в ту организацию, в которую поступающий хочет быть зачисленным, и применяется ко всем конкурсным группам на места в рамках контрольных цифр приема в данной организации.

26. Согласие на зачисление представляется следующими способами (по выбору поступающего):

в электронном виде посредством проставления на ЕПГУ электронной отметки о согласии на зачисление (представление согласия на зачисление в электронном виде осуществляется не чаще чем один раз в 2 часа);

на бумажном носителе посредством подачи в организацию заявления о согласии на зачисление (лично или через оператора почтовой связи).

Согласие на зачисление не может быть представлено посредством электронной информационной системы организации.

27. Организация устанавливает день завершения представления согласия на зачисление на места в рамках контрольных цифр приема.

28. Для зачисления организация определяет для каждого поступающего высшие приоритеты на основании приоритетов зачисления, указанных поступающими в заявлении о приеме: основной высший приоритет и высший проходной приоритет.

Основной высший приоритет - наиболее высокий приоритет зачисления, по которому поступающий проходит по конкурсу, определяемый для поступающих, включенных в конкурсный список, вне зависимости от наличия согласия на зачисление. Основной высший приоритет определяется для всех поступающих, которые проходят по конкурсу.

Высший проходной приоритет - наиболее высокий приоритет зачисления, по которому поступающий проходит по конкурсу, определяемый для поступающих, представивших согласие на зачисление. Высший проходной приоритет определяется только для поступающих, представивших согласие на зачисление.

29. Поступающий имеет право на любом этапе приема на обучение отозвать согласие на зачисление на ЕПГУ либо путем подачи в организацию заявления об отзыве согласия на зачисление (лично или через оператора почтовой связи) (далее - отзыв согласия на зачисление).

30. Поступающий, зачисленный на обучение, имеет право отказаться от зачисления без отзыва согласия на зачисление.

31. В случае если поступающий, который зачислен на места в рамках контрольных цифр приема, хочет отозвать согласие на зачисление, ему необходимо отказаться от зачисления одновременно с отзывом согласия на зачисление.

VI. Зачисление на места в рамках контрольных цифр приема

32. Зачисление на места в рамках контрольных цифр приема проводится в 2 этапа: основной этап зачисления и дополнительный этап зачисления.

На каждом этапе зачисления организация определяет основной высший приоритет и высший проходной приоритет:

основной высший приоритет используется исключительно для информирования поступающих;

высший проходной приоритет используется для зачисления.

33. На основном этапе зачисления проводится зачисление на места в пределах целевой квоты и на основные бюджетные места:

в случае если высший проходной приоритет является приоритетом целевой квоты, поступающий зачисляется на места в пределах целевой квоты;

в случае если высший проходной приоритет является приоритетом основных бюджетных мест, поступающий зачисляется на основные бюджетные места.

34. Места в пределах целевой квоты, которые являются незаполненными, добавляются к основным бюджетным местам.

35. На дополнительном этапе зачисления проводится зачисление на незаполненные основные бюджетные места в соответствии с приоритетом основных бюджетных мест.

36. В случае если поступающий, зачисленный на основном этапе зачисления, хочет участвовать в дополнительном этапе зачисления в ту же организацию, он отказывается от зачисления, проведенного на основном этапе зачисления.

Лица, которые зачислены на основном этапе зачисления и отказались от зачисления до срока завершения представления согласия на зачисление на дополнительном этапе зачисления, рассматриваются при проведении зачисления на дополнительном этапе зачисления.

Лица, которые зачислены на основном этапе зачисления и не отказались от зачисления до срока завершения представления согласия на зачисление на дополнительном этапе зачисления, не подлежат зачислению на дополнительном этапе зачисления.

37. В случае если поступающий, зачисленный на основном этапе зачисления, хочет участвовать в дополнительном этапе зачисления в иную организацию, он до срока завершения представления согласия на зачисление на дополнительном этапе зачисления отказывается от зачисления, проведенного на основном этапе зачисления, и отзывает согласие на зачисление.

VII. Проведение дополнительного приема на обучение

38. При наличии незаполненных мест после завершения зачисления организация проводит дополнительный прием на обучение (далее - дополнительный прием).

39. Дополнительный прием проводится:

на места в рамках контрольных цифр приема - для всех поступающих, желающих участвовать в дополнительном приеме;

на платные места - только для лиц, поступающих на обучение на основании документа иностранного государства об образовании.

40. Если количество незаполненных мест в рамках контрольных цифр приема по конкретной научной специальности или конкретной программе аспирантуры (профилю) и конкретной форме обучения в организации или филиале составляет 10 или более, дополнительный прием на места в рамках контрольных цифр приема проводится в обязательном порядке. В ином случае дополнительный прием проводится по решению организации.

Дополнительный прием на платные места для лиц, поступающих на обучение на основании документа иностранного государства об образовании, проводится по решению организации.

41. Дополнительный прием на места в рамках контрольных цифр приема проводится только на основные бюджетные места. В ходе дополнительного приема на места в рамках контрольных цифр приема не проводится дополнительное зачисление.

42. При проведении дополнительного приема организация может перераспределить места в рамках контрольных цифр приема в пределах группы научных специальностей. Указанное перераспределение проводится:

только между научными специальностями, программами аспирантуры (профилями), по которым был объявлен прием на обучение на места в рамках контрольных цифр приема;

без переноса мест между формами обучения, между организацией (без учета филиалов) и филиалами.

Другие документы по теме
(утв. Минспортом России 11.06.2025, Общероссийской общественной организацией "Российская Федерация Баскетбола")
"О направлении методических рекомендаций" (вместе с "Методическими рекомендациями по организации целевого обучения и приема на целевое обучение по образовательным программам высшего образования")
Ошибка на сайте