<Письмо> Минобрнауки России от 09.06.2025 N МН-5/1317
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 9 июня 2025 г. N МН-5/1317
О НАПРАВЛЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ
Департамент государственной политики в сфере высшего образования Минобрнауки России направляет методические рекомендации по организации целевого обучения и приема на целевое обучение по образовательным программам высшего образования.
Врио директора Департамента
государственной политики
в сфере высшего образования
Е.В.ТУМАКОВА
Приложение
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ОРГАНИЗАЦИИ ЦЕЛЕВОГО ОБУЧЕНИЯ И ПРИЕМА НА ЦЕЛЕВОЕ
ОБУЧЕНИЕ ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Общие положения
1. Целевое обучение и прием на целевое обучение регулируются Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 273-ФЗ) и постановлением Правительства Российской Федерации от 27 апреля 2024 г. N 555 "О целевом обучении по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования" (далее - постановление N 555).
Постановлением N 555 утверждены:
Положение о целевом обучении по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования (далее - Положение о целевом обучении);
Правила установления квоты приема на целевое обучение по образовательным программам высшего образования за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета;
типовая форма договора о целевом обучении по образовательной программе среднего профессионального или высшего образования;
форма предложений о заключении договора или договоров о целевом обучении по образовательной программе среднего профессионального или высшего образования;
форма заявки на заключение договора о целевом обучении по образовательной программе среднего профессионального или высшего образования.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2025 г. N 447 внесены изменения в постановление N 555, в том числе в Положение о целевом обучении.
2. Целевое обучение осуществляется в соответствии с договором о целевом обучении.
3. Сторонами договора о целевом обучении являются гражданин и заказчик целевого обучения (далее - заказчик).
4. Если договор о целевом обучении предусматривает прохождение гражданином практической подготовки у заказчика или работодателя и (или) договором о целевом обучении установлены требования заказчика к успеваемости гражданина, то:
стороной договора о целевом обучении является организация, осуществляющая образовательную деятельность;
стороной договора о целевом обучении может являться организация, в которую будет трудоустроен гражданин (далее - работодатель).
5. При поступлении на обучение или во время обучения по образовательной программе гражданин вправе заключить договор о целевом обучении только с одним заказчиком.
6. При приеме на целевое обучение в пределах установленной квоты (далее соответственно - целевое обучение в пределах квоты, целевая квота) по любым образовательным программам высшего образования гражданин может поступать только в одну организацию, осуществляющую образовательную деятельность, только на одну образовательную программу в соответствии с одной заявкой.
7. При подготовке к заключению договоров о целевом обучении и заключении таких договоров используется Единая цифровая платформа в сфере занятости и трудовых отношений "Работа в России" (далее - цифровая платформа "Работа в России").
8. В целях заключения договора о целевом обучении заказчики формируют предложения о заключении договоров о целевом обучении (далее - предложения).
9. Граждане подают заявки на заключение договора о целевом обучении (далее - заявки) в соответствии с предложениями заказчиков.
10. Договор о целевом обучении с гражданином, поступающим на обучение, заключается после его зачисления в организацию, осуществляющую образовательную деятельность.
Формирование предложений
11. Заказчик, желающий заключить договор (договоры) о целевом обучении, формирует предложение.
12. Предложение может быть адресовано:
1) гражданам, которые обучаются по образовательным программам;
2) гражданам, которые поступают:
на целевое обучение в пределах квоты;
на обучение за счет бюджетных средств на общих основаниях (не в пределах целевой квоты);
на платное обучение.
13. Предложение для граждан, поступающих на целевое обучение в пределах квоты, на общих основаниях за счет бюджетных средств, на платное обучение (далее - поступающие на обучение), формируется в соответствии с условиями приема, которые устанавливают конкретные организации, осуществляющие образовательную деятельность. Предложение для обучающихся формируется в соответствии с условиями реализации образовательных программ в организациях, осуществляющих образовательную деятельность.
14. Заказчик должен сформировать предложение:
для граждан, поступающих на обучение (на целевое обучение в пределах квоты, на обучение за счет бюджетных средств на общих основаниях, на платное обучение), - до 10 июня года приема;
для граждан, обучающихся по образовательным программам, - в сроки, установленные заказчиком.
15. Заказчик размещает предложение на цифровой платформе "Работа в России".
16. Обязанность заказчика размещать предложения на цифровой платформе "Работа в России" не распространяется:
на прием на целевое обучение в интересах безопасности государства и случаи, когда заказчиками являются органы, указанные в части 1 статьи 81 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации", и подведомственные им организации;
на случаи, если заказчик входит в специальный перечень заказчиков целевого обучения, сформированный Минпромторгом России по согласованию с Минтрудом России, Росатомом и Роскосмосом из числа организаций, включенных в сводный реестр организаций оборонно-промышленного комплекса, формируемый в соответствии с частью 2 статьи 21 Федерального закона "О промышленной политике в Российской Федерации".
В указанных случаях заказчик не обязан размещать предложения на цифровой платформе "Работа в России". Вместе с тем заказчик вправе размещать предложения на цифровой платформе "Работа в России", если он считает это целесообразным.
В случае если заказчик не размещает предложение на цифровой платформе "Работа в России", он обеспечивает взаимодействие с гражданами и организациями, осуществляющими образовательную деятельность, в порядке, установленном локальными нормативными актами заказчика.
Подача заявок
17. Граждане рассматривают предложения и подают заявки в соответствии с предложениями.
18. Граждане, поступающие на обучение, подают заявки:
в электронном виде посредством Единого портала государственных и муниципальных услуг (функций) (далее - ЕПГУ) одновременно с подачей заявления о приеме на обучение;
в письменном виде на бумажном носителе в организацию, осуществляющую образовательную деятельность, в которую они поступают на обучение, не позднее дня завершения приема документов от поступающих на обучение в эту организацию.
19. В 2025 году подача заявок осуществляется:
по программам бакалавриата, специалитета, магистратуры, аспирантуры - двумя способами: посредством ЕПГУ и в письменном виде на бумажном носителе в организацию, осуществляющую образовательную деятельность, в которую осуществляется прием на обучение;
по программам ординатуры, ассистентуры-стажировки - только в письменном виде на бумажном носителе в организацию, осуществляющую образовательную деятельность, в которую осуществляется прием на обучение.
Взаимодействие организаций, осуществляющих образовательную
деятельность, и заказчиков в случае, если заказчик
не размещает предложение на цифровой платформе
"Работа в России"
20. Заказчик, который сформировал предложение для граждан, поступающих на целевое обучение в пределах квоты (далее - предложение по квоте):
регистрирует предложение в соответствии со своим внутренним документооборотом с присвоением ему идентификационного номера, состоящего из цифр, и указанием даты его формирования (дублирование номеров от разных дат не допускается);
не позднее 10 июня направляет предложение в организацию, осуществляющую образовательную деятельность;
информирует абитуриентов о предложении и осуществляет взаимодействие с ними по вопросу подачи заявок, в том числе дает разъяснения по содержанию предложения и по вопросам заполнения заявок;
осуществляет взаимодействие с организацией, осуществляющей образовательную деятельность, по вопросам, возникающим в связи с подачей заявок абитуриентами.
21. Организация, осуществляющая образовательную деятельность, направляет заказчику заявки, поданные абитуриентами, заказным почтовым отправлением или с курьером не позднее одного рабочего дня после получения оригинала заявки.
Требования, предъявляемые заказчиками к гражданам, желающим
заключить договор о целевом обучении
22. Заказчики устанавливают требования, предъявляемые к гражданам, в соответствии с пунктом 23 Положения о целевом обучении (далее - требования, предъявляемые к гражданам):
требования в отношении допуска гражданина к сведениям, составляющим государственную тайну, для осуществления трудовой деятельности в соответствии с договором о целевом обучении (далее - допуск к государственной тайне);
требования в отношении отсутствия у гражданина медицинских противопоказаний к осуществлению трудовой деятельности в соответствии с договором о целевом обучении (далее - медицинские противопоказания);
требование о необходимости прохождения гражданином конкурса на заключение договора о целевом обучении (если предложением установлено, что стороной договора о целевом обучении является федеральный государственный орган, орган государственной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, и трудовая деятельность в соответствии с договором о целевом обучении будет предусматривать прохождение государственной или муниципальной службы);
требование в отношении проживания гражданина на территории закрытого административно-территориального образования, указанного в предложении (если предложением установлено, что трудовая деятельность в соответствии с договором о целевом обучении будет осуществляться на территории закрытого административно-территориального образования);
иные требования.
23. Требования, предъявляемые к гражданам, устанавливаются заказчиками на основании норм, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
24. Требования, предъявляемые к гражданам, указываются в предложении.
25. При подаче заявки гражданин подтверждает, что он соответствует требованиям, предъявляемым к гражданам.
26. В случае если заказчиком установлено требование в части допуска к государственной тайне и (или) требование об отсутствии медицинских противопоказаний:
1) заказчик при необходимости может рассмотреть заявку и в порядке, определенном локальным нормативным актом заказчика, установить соответствие или несоответствие гражданина требованию;
2) в случае если заказчик в результате рассмотрения заявки установил несоответствие гражданина требованию:
если гражданин поступает на целевое обучение в пределах квоты, заказчик информирует организацию, осуществляющую образовательную деятельность, о том, что гражданин не соответствует указанному требованию, с обоснованием такого несоответствия;
если гражданин поступает не на целевое обучение в пределах квоты, заказчик информирует гражданина о том, что он не соответствует указанному требованию, с обоснованием такого несоответствия.
Прием на обучение граждан, которые поступают на целевое
обучение в пределах квоты
27. Организация, осуществляющая образовательную деятельность, ведет учет наличия в организации предложений, которые сформированы заказчиками для абитуриентов, поступающих на обучение в данную организацию:
размещенных на цифровой платформе "Работа в России";
не размещенных на цифровой платформе "Работа в России" и полученных от заказчиков. При этом организация, осуществляющая образовательную деятельность, присваивает заказчикам идентификационные номера, состоящие из цифр.
28. Организация, осуществляющая образовательную деятельность, включает абитуриентов в конкурсный список на места в пределах целевой квоты только на те условия поступления (конкурсные группы), на которые они подали заявку в соответствии с предложением.
29. В списках подавших заявление о приеме и в конкурсных списках указываются:
для абитуриента, поступающего в соответствии с предложением, размещенным на цифровой платформе "Работа в России", - идентификационный номер предложения на цифровой платформе "Работа в России";
для абитуриента, поступающего в соответствии с предложением, не размещенным на цифровой платформе "Работа в России", - идентификационный номер заказчика, присвоенный организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и идентификационный номер предложения, присвоенный заказчиком.
30. Необходимо иметь в виду, что заказчик заключит договоры о целевом обучении с гражданами только в том количестве, которое указано в предложении (далее - требуемое количество договоров), однако, число абитуриентов может быть больше, чем требуемое количество договоров. В соответствии с этим прием на целевое обучение в пределах квоты осуществляется следующим образом.
31. Организация, осуществляющая образовательную деятельность, формирует единый конкурсный список абитуриентов на целевое обучение в пределах квоты. Абитуриенты, включенные в конкурсный список, рассматриваются последовательно с учетом приоритетов зачисления и предложений, на которые они подали заявки.
32. Абитуриенты, подавшие заявки на конкретное предложение, зачисляются последовательно из конкурсного списка до тех пор, пока число зачисленных абитуриентов не станет равно требуемому количеству договоров, указанному в этом предложении.
33. Остальные абитуриенты, подавшие заявки на данное предложение, не подлежат зачислению и исключаются из конкурсного списка на места в пределах целевой квоты, в том числе в том случае, когда они стоят в конкурсном списке выше, чем абитуриенты, подавшие заявки на другие предложения. При этом основанием для отказа в зачислении является то, что абитуриенты могут быть зачислены только в количестве, не превышающем требуемое количество договоров.
34. Абитуриенты, которые исключены из конкурсного списка на места в пределах целевой квоты, продолжают участвовать в зачислении (при условии подачи заявлений на иные конкурсные группы).
35. Договоры о целевом обучении на места в пределах целевой квоты должны быть заключены до начала учебного года.
Прием на обучение граждан, которые поступают на целевое
обучение не в пределах квоты
36. При приеме на целевое обучение не в пределах квоты (на обучение за счет бюджетных средств на общих основаниях, на платное обучение) организация, осуществляющая образовательную деятельность, включает в конкурсный список всех абитуриентов. При этом число зачисленных граждан может быть больше требуемого количества договоров.
37. В случае если число лиц, подавших заявки и зачисленных на обучение по образовательным программам, превышает требуемое количество договоров, заказчик проводит в установленном им порядке отбор граждан для заключения договора о целевом обучении в соответствии с требуемым количеством договоров.
Прием заявлений о приеме на обучение и заявок
38. Абитуриент подает в организацию, осуществляющую образовательную деятельность, два документа - заявление о приеме на обучение с приложением необходимых документов (далее - заявление о приеме) и заявку.
39. Абитуриент может подать заявление о приеме и заявку одновременно либо в различные сроки. Если абитуриент хочет подать заявку позднее, чем заявление о приеме, то ему необходимо подать заявку не позднее дня завершения приема документов от поступающих, установленного организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в соответствии с порядком приема на обучение по соответствующим образовательным программам.
40. При представлении абитуриентом заявки организация проверяет:
чтобы заявка была заполнена в соответствии с формой заявки на заключение договора о целевом обучении по образовательной программе среднего профессионального или высшего образования, утвержденной постановлением N 555;
чтобы к заявке прилагалось письменное согласие законного представителя гражданина (родителя, усыновителя или попечителя) на заключение договора о целевом обучении, если гражданин является несовершеннолетним.
41. При представлении абитуриентом в организацию заявления о приеме на обучение на места в пределах целевой квоты и заявки необходимо руководствоваться следующим.
1) Необходимо проверить, чтобы в заявке было согласие гражданина на заключение договора о целевом обучении, в соответствии с которым гражданин дает обязательство в случае приема его на места в пределах целевой квоты заключить договор о целевом обучении.
2) Необходимо проверить, чтобы в заявлении о приеме было указано, размещено или не размещено предложение на цифровой платформе "Работа в России".
Если предложение размещено на цифровой платформе "Работа в России", в заявлении о приеме и в заявке должен быть указан номер предложения, сформированный на цифровой платформе "Работа в России".
Если предложение не размещено на цифровой платформе "Работа в России", в заявлении о приеме и в заявке должны быть указаны наименование заказчика и номер предложения, присвоенный заказчиком. При этом наименование заказчика и номер предложения должны соответствовать предложению, представленному заказчиком в организацию, осуществляющую образовательную деятельность.
3) В заявлении о приеме, в заявке и в предложении должны быть указаны одинаковые характеристики образовательной программы, на обучение по которой поступает абитуриент на места в пределах целевой квоты: специальность, направление подготовки, научная специальность, форма обучения, направленность (профиль) образовательной программы, необходимость освоить образовательную программу непосредственно в организации, осуществляющей образовательную деятельность, или в ее филиале.
4) В случае неразмещения предложений на цифровой платформе "Работа в России" организация при необходимости осуществляет взаимодействие с заказчиком в целях подтверждения соответствия заявки предложению заказчика (если в заявке указано предложение, отсутствующее в организации, или заявка не в полной мере соответствует имеющемуся предложению).
5) В случае если предложение, указанное в заявлении о приеме на обучение, отсутствует на цифровой платформе "Работа в России" и не представлено заказчиком в принимающую организацию и (или) характеристики образовательной программы, указанные в заявлении о приеме на обучение, не соответствуют предложению, указанному в заявлении о приеме на обучение, организация, осуществляющая образовательную деятельность, отказывает абитуриенту в приеме на целевое обучение в пределах квоты.
6) Необходимо проверить, чтобы в заявке было указано, что абитуриент соответствует требованиям, предъявляемым к гражданам.
Если заказчиком установлено требование в отношении допуска гражданина к государственной тайне и (или) требование об отсутствии у гражданина медицинских противопоказаний и от заказчика поступила информация о том, что гражданин не соответствует указанному требованию, с обоснованием такого несоответствия, организация, осуществляющая образовательную деятельность, отказывает абитуриенту в приеме на целевое обучение в пределах квоты в соответствии с данной заявкой.
7) Если предложением установлено, что стороной договора о целевом обучении является федеральный государственный орган, орган государственной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, и трудовая деятельность в соответствии с договором о целевом обучении будет предусматривать прохождение государственной или муниципальной службы, необходимо проверить, чтобы в заявке были указаны сведения о положительном результате прохождения гражданином конкурса, проведенного указанным органом.
Учет профориентационных мероприятий
42. В случае если заказчик сформировал предложение по квоте, он вправе определить перечень профориентационных мероприятий, организованных заказчиком и (или) проведенных с его участием, участие в которых будет учитываться при приеме на целевое обучение в пределах квоты в качестве индивидуальных достижений с начислением дополнительных баллов (далее - целевые баллы).
В качестве профориентационных мероприятий рассматриваются конкурсы, олимпиады и иные мероприятия конкурсного (соревновательного) характера и (или) обучение в профильных классах (обучение в профильных классах - только при приеме на целевое обучение в пределах квоты по программам бакалавриата, специалитета) при условии, что проведение профориентационных мероприятий (обучение в профильных классах) завершено в году приема на обучение или в течение 4 лет, предшествующих году приема на обучение.
43. Не позднее 10 июня заказчик передает списки участников профориентационных мероприятий в организации, осуществляющие образовательную деятельность, указанные в предложениях по квоте, за подписью уполномоченного должностного лица заказчика на бумажном носителе или в электронном виде. Участники профориентационных мероприятий идентифицируются в списках участников профориентационных мероприятий по страховому номеру индивидуального лицевого счета без указания фамилии, имени и отчества (при наличии).
44. Заказчик формирует сведения об участниках профориентационных мероприятий, которые представляют собой списки участников профориентационных мероприятий с указанием предложений по квоте (пункт 69 Положения о целевом обучении). Таким образом, в списках участников профориентационных мероприятий обязательно должно быть указано, каким предложениям соответствуют профориентационные мероприятия.
Заказчик может представить:
списки участников профориентационных мероприятий отдельно по различным предложениям, при этом конкретный список может соответствовать одному или нескольким предложениям;
единый список участников профориентационных мероприятий по всем предложениям.
45. В случае если заказчик определил перечень профориентационных мероприятий:
1) если гражданин указал в заявлении о приеме на обучение, что он участвовал в профориентационных мероприятиях, необходимо проверить, указан ли гражданин в сформированном заказчиком списке участников профориентационных мероприятий, который соответствует предложению по квоте, указанному в заявлении о приеме на обучение.
2) если гражданин указан в соответствующем списке участников профориентационных мероприятий, организация, осуществляющая образовательную деятельность, начисляет гражданину целевые баллы и включает их в сумму конкурсных баллов при приеме на целевое обучение в пределах квоты:
при приеме на обучение по программам бакалавриата, специалитета, магистратуры, ординатуры - 5 баллов;
при приеме на обучение по программам аспирантуры, ассистентуры-стажировки - количество баллов, установленное организацией (от 1 до 5 баллов).
Целевые баллы включаются в сумму конкурсных баллов только при приеме на целевое обучение в пределах квоты.
Количество целевых баллов, начисляемых участнику профориентационных мероприятий, не зависит от количества профориентационных мероприятий, в которых он участвовал. Количество целевых баллов, установленное организацией, осуществляющей образовательную деятельность, при приеме на обучение по программам аспирантуры, ассистентуры-стажировки, является одинаковым для всех участников профориентационных мероприятий по всем заказчикам и предложениям.
Сроки заключения договора о целевом обучении
46. Если предложение адресовано гражданам, поступающим на обучение, договор о целевом обучении заключается в период со дня, следующего за днем издания распорядительного акта о приеме (приказа о зачислении), до дня начала учебного года включительно.
Данный срок установлен частью 12 статьи 56 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 273-ФЗ) и является достаточно сжатым. В связи с этим в случае, если организация, осуществляющая образовательную деятельность, является стороной договора о целевом обучении, рекомендуется заблаговременно осуществлять взаимодействие с заказчиком в целях согласования проекта договора о целевом обучении.
47. Если предложение адресовано гражданам, обучающимся по образовательным программам, договор о целевом обучении заключается в сроки, установленные заказчиком.
Следующий договор о целевом обучении
48. Гражданин, завершивший освоение образовательной программы в соответствии с договором о целевом обучении, может заключить с тем же заказчиком следующий договор о целевом обучении, который предусматривает освоение образовательной программы следующего уровня (далее - следующий договор).
49. В случае заключения следующего договора и исполнения обязательств по следующему договору гражданин освобождается от ответственности за неисполнение обязательства по осуществлению трудовой деятельности по предшествующему договору о целевом обучении (далее - предшествующий договор).
50. Гражданин может заключить следующий договор только в том случае, если предшествующим договором (дополнительным соглашением к указанному договору) установлено право гражданина на освобождение от ответственности за неисполнение обязательства по осуществлению трудовой деятельности по предшествующему договору в случае заключения следующего договора.
51. Гражданин может заключить следующий договор, если предшествующим договором и следующим договором предусмотрено освоение следующих образовательных программ:
предшествующим договором - программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих, следующим договором - программы подготовки специалистов среднего звена;
предшествующим договором - образовательной программы среднего профессионального образования, следующим договором - программы бакалавриата или специалитета;
предшествующим договором - программы бакалавриата, следующим договором - программы магистратуры;
предшествующим договором - программы магистратуры или специалитета, следующим договором - программы ординатуры или ассистентуры-стажировки;
предшествующим договором - программы магистратуры, или специалитета, или ассистентуры-стажировки, следующим договором - программы аспирантуры.
52. В случае если гражданин исполнил обязательство по осуществлению трудовой деятельности в соответствии со следующим договором, гражданин и заказчик освобождаются от ответственности за неисполнение всех предшествующих договоров.
53. В случае расторжения следующего договора сторона, по инициативе которой следующий договор был расторгнут, несет ответственность за неисполнение обязательств как следующего договора, так и предшествующих договоров о целевом обучении.
54. В случае если заказчик считает целесообразным заключить следующий договор, он формирует отдельное предложение для граждан, желающих заключить такой договор о целевом обучении.
В заявке, поданной в соответствии с предложением о заключении следующего договора, гражданин указывает, что он завершил (завершит в текущем учебном году) освоение образовательной программы в соответствии с предшествующим договором и что предшествующим договором (дополнительным соглашением к указанному договору) установлено право на освобождение от ответственности за неисполнение обязательства по осуществлению трудовой деятельности в случае заключения следующего договора.
Предоставление гражданину мер поддержки в период обучения
55. Одним из существенных условий договора о целевом обучении является обязательство заказчика по организации предоставления и (или) предоставлению гражданину в период обучения мер поддержки, включая меры материального стимулирования, оплату профессионального обучения и дополнительного образования за рамками образовательной программы, осваиваемой в соответствии с договором о целевом обучении, предоставление в пользование и (или) оплату жилого помещения в период целевого обучения, и (или) других мер.
В соответствии с этим гражданину должны быть в обязательном порядке предоставлены меры поддержки в период обучения.
56. Стороны договора о целевом обучении самостоятельно определяют перечень мер поддержки с указанием порядка, сроков, а также размеров и (или) иных характеристик их предоставления при необходимости с учетом требований, установленных Федеральным законом N 273.
57. В случае заключения договора о целевом обучении с гражданами, которые поступили на целевое обучение в пределах квоты по программам бакалавриата и специалитета, в перечень мер поддержки обязательно включаются меры материального стимулирования. Меры материального стимулирования устанавливаются в объеме не ниже размера государственной академической стипендии, назначаемой в порядке, предусмотренном частью 3 статьи 36 Федерального закона N 273.
58. Указанный размер государственной академической стипендии применяется ко всем гражданам, которые поступили на целевое обучение в пределах квоты по программам бакалавриата и специалитета, вне зависимости от формы обучения, а также вне зависимости от уровня бюджета, за счет которого финансируется обучение (федеральный бюджет, бюджет субъекта Российской Федерации, местный бюджет).
59. Указанное материальное стимулирование осуществляется вне зависимости от того, получает ли студент государственную академическую стипендию за счет стипендиального фонда организации, осуществляющей образовательную деятельность. То есть назначение студенту государственной академической стипендии за счет стипендиального фонда не может являться основанием для снижения или отмены материального стимулирования.
Аналогично назначение студенту государственной академической стипендии за счет стипендиального фонда осуществляется вне зависимости от того, получает ли студент материальное стимулирование от заказчика. Указанное материальное стимулирование не может являться основанием для отказа студенту в назначении государственной академической стипендии или снижения ее размера.
60. В случае заключения договора о целевом обучении с гражданами, которые поступили на целевое обучение в пределах квоты по программам магистратуры, аспирантуры, ординатуры, ассистентуры-стажировки или поступили не на целевое обучение в пределах квоты, либо с гражданами, которые обучаются по образовательным программам, меры поддержки в период обучения устанавливаются по соглашению сторон договора о целевом обучении.
61. Минимальный размер, до которого заказчик может сократить меры материальной поддержки в случае, если гражданин не выполняет требования к успеваемости, составляет:
по программам бакалавриата и программам специалитета - не менее половины размера государственной академической стипендии, назначаемой в порядке, предусмотренном частью 3 статьи 36 Федерального закона N 273;
по иным образовательным программам (по программам магистратуры, аспирантуры, ассистентуры-стажировки, ординатуры) - не менее половины установленного заказчиком размера мер материальной поддержки.
62. Сокращение мер материальной поддержки возможно исключительно в случае, если договором о целевом обучении предусмотрено сокращение мер материальной поддержки в соответствии с требованиями к успеваемости гражданина.
Требования к успеваемости гражданина
63. В договоре о целевом обучении могут быть указаны требования к успеваемости гражданина.
64. При этом в договоре о целевом обучении устанавливаются:
критерии исполнения требований к успеваемости в целом по образовательной программе или по конкретным периодам обучения, дисциплинам (модулям), практикам;
порядок сокращения мер поддержки при невыполнении гражданином требований к успеваемости;
условия и порядок восстановления мер поддержки.
Прохождение гражданином практической подготовки у заказчика
или работодателя и сопровождение гражданина наставником
65. Договором о целевом обучении может предусматриваться прохождение гражданином практической подготовки, в том числе практики, у заказчика или у работодателя и индивидуальное сопровождение гражданина представителем заказчика или работодателя (наставником).
66. Прохождение практики у заказчика или у работодателя может не предусматриваться только в том случае, если прохождение практики у заказчика или у работодателя не представляется невозможным, в том числе в связи с отсутствием необходимых технических средств, помещений.
67. В период прохождения практической подготовки гражданину в обязательном порядке должно быть предоставлено индивидуальное сопровождение представителем заказчика или организации, в которой гражданин будет проходить практическую подготовку (наставником).
68. Наставник назначается заказчиком или работодателем. Один наставник может быть назначен для сопровождения одного или нескольких граждан (обучающихся). При этом заказчик или работодатель должен обеспечить необходимый уровень сопровождения граждан.
69. В соответствии с договором о целевом обучении организация, осуществляющая образовательную деятельность, обеспечивает заключение договора о практической подготовке гражданина и организует ее в местах, определенных договором о целевом обучении.
Санкции за неисполнение обязательств по договору о целевом
обучении, за отказ от заключения договора о целевом обучении
70. Если заказчик не исполнил обязательства по договору о целевом обучении, то он выплачивает гражданину компенсацию в размере трехкратной среднемесячной начисленной заработной платы в субъекте Российской Федерации, на территории которого гражданин должен был быть трудоустроен в соответствии с договором о целевом обучении.
71. Если гражданин не исполнил обязательства по договору о целевом обучении, то он возмещает заказчику целевого обучения расходы, связанные с предоставлением мер поддержки в период обучения.
72. Если гражданин принят на целевое обучение в пределах квоты, то применяются дополнительные санкции:
1) санкции к заказчику:
если заказчик отказался от заключения договора или расторгнул договор в одностороннем порядке до первой промежуточной аттестации гражданина, заказчик выплачивает штраф в размере затрат за первый год обучения гражданина;
если заказчик не исполнил обязательство по трудоустройству или расторгнул договор в одностороннем порядке (за исключением расторжения договора до первой промежуточной аттестации), заказчик выплачивает штраф в размере затрат за период фактического обучения гражданина до дня расторжения договора;
2) санкции к гражданину:
в случае отказа от заключения договора гражданин отчисляется из организации, осуществляющей образовательную деятельность, или переводится на платное обучение (при наличии мест);
в случае расторжения договора в одностороннем порядке до первой промежуточной аттестации гражданин отчисляется из организации, осуществляющей образовательную деятельность, или переводится на платное обучение (при наличии мест) и выплачивает штраф в размере затрат за период фактического обучения;
в случае расторжения договора в одностороннем порядке после первой промежуточной аттестации до завершения обучения гражданин выплачивает штраф в размере затрат за период фактического обучения до дня расторжения договора, при этом гражданин не отчисляется и продолжает обучаться за счет бюджетных средств;
в случае расторжения договора в одностороннем порядке в период трудовой деятельности (неисполнения обязательства по трудовой деятельности) гражданин выплачивает штраф в размере затрат за период освоения образовательной программы пропорционально доле неотработанного времени.
73. В случае если заключен следующий договор и указанный договор расторгнут (считается расторгнутым):
1) все предшествующие договоры считаются расторгнутыми;
2) если заказчик освобожден от ответственности за неисполнение следующего договора, гражданин не освобожден от ответственности за неисполнение следующего договора:
заказчик освобождается от ответственности за неисполнение всех предшествующих договоров;
гражданин несет ответственность за неисполнение следующего договора и всех предшествующих договоров;
3) если гражданин освобожден от ответственности за неисполнение следующего договора, заказчик не освобожден от ответственности за неисполнение следующего договора:
гражданин освобождается от ответственности за неисполнение всех предшествующих договоров;
заказчик несет ответственность за неисполнение следующего договора и всех предшествующих договоров;
4) если гражданин и заказчик освобождены от ответственности за неисполнение следующего договора, гражданин и заказчик освобождаются от ответственности за неисполнение всех предшествующих договоров.
Особенности заключения договора о целевом обучении,
связанного с прохождением государственной
или муниципальной службы
74. Заключение договора о целевом обучении между государственным органом и гражданином с обязательством прохождения государственной гражданской службы Российской Федерации после окончания обучения осуществляется на конкурсной основе в порядке, установленном указом Президента Российской Федерации, нормативным правовым актом уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти и законодательством субъекта Российской Федерации.
75. Заключение договора о целевом обучении между органом местного самоуправления и гражданином с обязательством прохождения муниципальной службы после окончания обучения осуществляется на конкурсной основе в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации.
76. Конкурс на заключение договора о целевом обучении должен быть проведен до подачи гражданами заявок.
77. Если гражданин поступает на места в пределах целевой квоты и подает заявку на заключение договора о целевом обучении с федеральным государственным органом, или органом государственной власти субъекта Российской Федерации, или органом местного самоуправления и в предложении установлено требование о необходимости прохождения гражданином конкурса на заключение договора о целевом обучении, то гражданин должен указать в заявке сведения о положительном результате прохождения гражданином конкурса, проведенного указанным органом. Если гражданин не указал в заявке сведения о положительном результате прохождения конкурса, проведенного указанным органом, то организация, осуществляющая образовательную деятельность, не включает гражданина в конкурсный список на места в пределах целевой квоты.