Письмо Минэкономразвития России N 5594-ЕЕ/Д28и, Минобрнауки России N АК-553/06 от 12.03.2015
МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
N 5594-ЕЕ/Д28и
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
N АК-553/06
ПИСЬМО
от 12 марта 2015 года
О НАПРАВЛЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ
Минэкономразвития России и Минобрнауки России в целях реализации единой государственной политики в области дополнительного профессионального образования специалистов в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, повышения уровня квалификации должностных лиц, занятых в сфере закупок, направляет для использования организациями, осуществляющими образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам повышения квалификации в сфере закупок, а также заказчиками при закупке образовательных услуг в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд Методические рекомендации по реализации дополнительных профессиональных программ повышения квалификации в сфере закупок (далее - Методические рекомендации).
Методические рекомендации одобрены Межведомственной рабочей группой Минэкономразвития России и Минобрнауки России по вопросу о формировании системы подготовки и государственной аттестации в сфере закупок.
Просим довести Методические рекомендации до сведения всех организаций, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, которые реализуют дополнительные профессиональные программы.
Заместитель Министра
экономического развития
Российской Федерации
Е.И.ЕЛИН
Заместитель Министра образования
и науки Российской Федерации
А.А.КЛИМОВ
Приложение
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО РЕАЛИЗАЦИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ПРОГРАММ
ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ В СФЕРЕ ЗАКУПОК
1. Общие положения
1.1. Методические рекомендации по реализации дополнительных профессиональных программ повышения квалификации в сфере закупок (далее - Методические рекомендации) разработаны в целях реализации единой государственной политики в области дополнительного профессионального образования специалистов в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, повышения уровня квалификации должностных лиц, занятых в сфере закупок.
1.2. Методические рекомендации предназначены для использования организациями, осуществляющими образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам повышения квалификации в сфере закупок, а также заказчиками при закупке образовательных услуг в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
2. Общая характеристика дополнительных профессиональных
программ повышения квалификации в сфере закупок
2.1. Дополнительные профессиональные программы повышения квалификации в сфере закупок (далее - Программы) направлены на реализацию принципа профессионализма заказчика <1>. Программы разрабатывается организациями, осуществляющими образовательную деятельность, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
--------------------------------
<1> Статья 9 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
2.2. Профессиональной деятельностью лиц, прошедших обучение по Программам, является выполнение функций специалистов:
заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, занятых в сфере закупок, в том числе выполняющих функции члена комиссии по осуществлению закупок, работника контрактной службы, контрактного управляющего;
органа по регулированию контрактной системы в сфере закупок, органа, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок, органа аудита в сфере закупок;
специализированной организации, привлекаемой для выполнения отдельных функций по определению поставщика (подрядчика, исполнителя);
по участию в определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей);
других видов деятельности в сфере закупок.
2.3. Рекомендуется устанавливать минимальный срок освоения Программ вне зависимости от используемых технологий обучения не менее 108 часов, за исключением случаев, установленных пунктом 2.4 настоящих Методических рекомендаций.
2.4. В случае реализации Программ в целях обучения руководителей организаций-заказчиков минимальный срок обучения по таким Программам может быть снижен до 40 часов.
2.5. Обучение по Программам рекомендуется реализовывать в очной, очно-заочной форме. При реализации Программ в очно-заочной форме рекомендуется устанавливать очную часть обучения в объеме не менее 40 часов аудиторной работы <1>, за исключением случая, установленного пунктом 2.4 настоящих Методических рекомендаций. Для Программ, предусмотренных пунктом 2.4 настоящих Методических рекомендаций, рекомендуется устанавливать очную часть в объеме не менее 16 часов аудиторной работы.
--------------------------------
<1> Аудиторная работа - разновидность контактной работы обучающихся с преподавателем, включает в себя занятия лекционного вида, и (или) занятия семинарского вида, и (или) групповые консультации, и (или) индивидуальную работу обучающихся с преподавателем, а также аттестационные испытания промежуточной аттестации обучающихся и итоговой аттестации обучающихся.
2.6. При реализации Программ могут применяться дистанционные образовательные технологии, электронное обучение.
2.7. В Программы рекомендуется включать лекционные, практические, семинарские занятия, деловые игры, консультации по тематике осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
2.8. Обучение в сфере закупок рекомендуется проводить по мере необходимости, но не реже, чем каждые три года для всех категорий обучающихся.
2.9. При разработке и реализации Программ может применяться модульный принцип представления содержания образования.
2.10. Обучение по Программам рекомендуется проводить применяя современные образовательные методики и технологии.
2.11. Конкретное название программы, наименование и содержание отдельных ее компонентов, формы реализации, планируемые результаты (перечень профессиональных компетенций в сфере закупок), учебный план и календарный учебный график определяются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, самостоятельно, с учетом требований, установленных в пунктах 3.3 - 3.5 настоящих Методических рекомендаций.
3. Содержание Программ
3.1. Программы должны быть направлены на совершенствование и (или) получение новых компетенций, необходимых для профессиональной деятельности в сфере закупок, и (или) повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации в сфере закупок.
3.2. Содержание Программ должно учитывать профессиональные стандарты в сфере закупок.
3.3. Рекомендуемый минимально необходимый объем обучения по каждой дисциплине Программ, за исключением Программ, реализуемых в соответствии с пунктом 2.4 настоящих Методических рекомендаций, представлен в таблице 1.
Таблица 1 - Минимально необходимый объем обучения по каждой дисциплине Программ
N п/п
Наименование дисциплин и их основные темы
Количество часов
1
Основы контрактной системы
6
1.1
Цели, задачи и принципы контрактной системы. Участники контрактной системы, их права и обязанности
2
1.2
Контрактная служба. Контрактные управляющие. Комиссия по осуществлению закупок
2
1.3
Информационное обеспечение контрактной системы в сфере закупок. Порядок организации электронного документооборота
2
2
Законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок
6
2.1
Действующая российская нормативная правовая база, регламентирующая вопросы закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Нормативные правовые акты, принятые в развитие законодательства, регулирующего закупки товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд. Применение антимонопольного законодательства при осуществлении закупок товаров, работ и услуг
6
3
Планирование и обоснование закупок
8
3.1
Планирование и обоснование закупок. Централизованные закупки
4
3.2
Понятие начальной (максимальной) цены контракта, ее назначение, методы определения
4
4
Осуществление закупок
58
4.1
Способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей): общая характеристика способов, основные правила выбора
2
4.2
Требования к участникам закупки. Антидемпинговые меры при проведении конкурса и аукциона
4
4.3
Правила описания объекта закупки. Порядок составления технического задания. Нормирование в сфере закупок
8
4.4
Порядок проведения конкурсов, включая конкурсы с ограниченным участием, двухэтапные конкурсы
12
4.5
Оценка заявок, окончательных предложений участников закупки и критерии этой оценки
4
4.6
Порядок осуществления закупок путем проведения аукциона
10
4.7
Порядок осуществления закупок способом запроса котировок
6
4.8
Порядок осуществления закупок способом запроса предложений
4
4.9
Осуществление закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя)
2
4.10
Особенности закупок, осуществляемых бюджетным, автономным учреждениями, государственным, муниципальным унитарным предприятиями и иными юридическими лицами
2
4.11
Особенности отдельных видов закупок
4
5
Контракты
8
5.1
Порядок заключения, исполнения, изменения и расторжения контрактов
4
5.2
Приемка продукции. Экспертиза результатов контракта и привлечение экспертов
4
6
Мониторинг, контроль, аудит и защита прав и интересов участников закупок
4
6.1
Мониторинг и аудит в сфере закупок. Общественный контроль и общественное обсуждение закупок
2
6.2
Ответственность заказчиков, работников контрактных служб, контрактных управляющих, членов комиссий по осуществлению закупок за нарушение законодательства Российской Федерации в сфере закупок. Обзор административной и арбитражной практики. Способы защиты прав и законных интересов участников процедуры закупки
2
7
Вариативная часть
16
8
Итоговая аттестация:
2
8.1
Экзамен (тестирование) и/или защита итоговой работы
2
Итого
108
3.4. Рекомендуемый минимально необходимый объем обучения по каждой дисциплине Программ, реализуемых в соответствии с пунктом 2.4 настоящих Методических рекомендаций, представлен в таблице 2.
Таблица 2 - Минимально необходимый объем обучения по каждой дисциплине Программ для руководителей организаций-заказчиков
N п/п
Наименование дисциплин и их основные темы
Количество часов
1
Основы контрактной системы
2
1.1
Цели, задачи и принципы контрактной системы. Участники контрактной системы, их права и обязанности. Контрактная служба. Контрактные управляющие. Комиссия по осуществлению закупок
2
2
Законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок
2
2.1
Действующая российская нормативная правовая база, регламентирующая вопросы закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Нормативные правовые акты, принятые в развитие законодательства, регулирующего закупки товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд. Применение антимонопольного законодательства при осуществлении закупок товаров, работ и услуг
2
3
Планирование и обоснование закупок
2
3.1
Планирование и обоснование закупок. Централизованные закупки. Понятие начальной (максимальной) цены контракта, ее назначение, методы определения
2
4
Осуществление закупок
20
4.1
Способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей): общая характеристика способов, основные правила выбора
18
4.2
Требования к участникам закупки. Антидемпинговые меры при проведении конкурса и аукциона
2
5
Контракты
4
5.1
Порядок заключения, исполнения, изменения и расторжения контрактов
2
5.2
Приемка продукции. Экспертиза результатов контракта и привлечение экспертов
2
6
Мониторинг, контроль, аудит и защита прав и интересов участников закупок
2
6.1
Мониторинг и аудит в сфере закупок. Общественный контроль и общественное обсуждение закупок
Ответственность заказчиков, работников контрактных служб, контрактных управляющих, членов комиссий по осуществлению закупок за нарушение законодательства Российской Федерации в сфере закупок. Обзор административной и арбитражной практики. Способы защиты прав и законных интересов участников процедуры закупки
2
7
Вариативная часть
6
8
Итоговая аттестация:
2
8.1
Экзамен (тестирование)
2
Итого
40
3.5. Программы могут содержать вариативную часть, предусматривающую специализацию, в том числе по объекту закупки, по способам закупок, по роду деятельности (для руководителей контрактных служб, уполномоченных органов, специалистов органов, уполномоченных на осуществление контроля в сфере закупок, членов комиссий, работников специализированных организаций, экспертов, консультантов и др.), по региональной специфике осуществления закупок. Объем вариативной части не может превышать 15 процентов от общего количества часов реализуемой программы.
3.6. Примерное содержание Программ:
3.6.1. Основы контрактной системы.
Знакомит слушателей с основными принципами, понятиями и терминами, применяющимися в российской системе закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд; знакомит с системой осуществления закупок в контексте социальных, экономических и политических процессов Российской Федерации; дает представление об основных принципах, заложенных в основу создания контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - контрактная система); целях и задачах создания и функционирования контрактной системы, информационном обеспечении контрактной системы; рассматривает участников контрактной системы, их права и обязанности, порядок создания, организацию работы, функции контрактной службы (контрактного управляющего), комиссии по осуществлению закупок; знакомит с информационным обеспечением контрактной системы в сфере закупок, единой информационной системой, порядком организации электронного документооборота.
3.6.2. Законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
Рассматривает действующую российскую нормативную правовую базу в сфере закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, включая Гражданский кодекс Российской Федерации, Бюджетный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"; постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, нормативные и методические документы Минэкономразвития России и других федеральных органов исполнительной власти, другие нормативные акты, дополняющие законодательство Российской Федерации о контрактной системе; знакомит слушателей с антимонопольным законодательством.
3.6.3. Планирование и обоснование закупок.
Знакомит слушателей с понятиями и порядком формирования и изменения планов закупок и планов-графиков закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд; обоснованием закупок; понятием начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), ее назначением, методами определения.
3.6.4. Осуществление закупок.
Определяет основные отличия способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), применяемых для осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, назначение способов закупок; знакомит с общими положениями о конкурентных способах определения поставщика (подрядчика, исполнителя), о закупке у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), разбираются конкретные примеры применения способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), преимущества и недостатки каждого способа; раскрывает условия допуска к участию в закупках, антидемпинговые механизмы в закупках и правила их применения; знакомит слушателей с участием субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в закупках, учреждений и предприятий уголовно-исполнительной системы в закупках, участие организаций инвалидов в закупках; знакомит слушателей с правилами описания объекта закупки, порядком составления технического задания; знакомит слушателей с порядком проведения способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей); освещает документооборот по закупкам; знакомит слушателей с особенностями отдельных видов закупок (НИР, НИОКР, строительный подряд, лекарственные средства, компьютерная техника, продукты питания), знакомит с особенностями составления технических требований и спецификаций на указанную продукцию; знакомит с особенностями заключения энергосервисных контрактов.
3.6.5. Контракты.
Знакомит слушателей с основным понятийным аппаратом, структурой контрактов, опытом их заключения; дает знания об основных терминах и определениях при составлении контракта, особенностях государственного контракта как вида договора, терминологии условий поставок, цене контракта и условиях платежа, изменениях, внесенных в контракт, расторжении контракта, сроках, условиях вступления контракта в силу, ответственности сторон, экспертизе и приемке продукции, обеспечении исполнения контрактов, рассмотрении споров, обстоятельствах непреодолимой силы, о структуре контракта, о порядке ведения реестра контрактов.
3.6.6. Мониторинг, контроль, аудит и защита прав и интересов участников закупок.
Рассматривает вопросы мониторинга, аудита и контроля в сфере закупок, дает оценку обоснованности и эффективности закупок; раскрывает способы защиты прав и законных интересов участников процедуры закупки; рассматривает порядок обжалования действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной торговой площадки при осуществлении закупок.
4. Требования к итоговой аттестации
4.1. Освоение Программ завершается итоговой аттестацией, которая направлена на определение теоретической и практической подготовленности обучающихся к выполнению профессиональных задач в сфере закупок.
4.2. Рекомендуется предусматривать итоговую аттестацию в форме экзамена (тестирование) и (или) защиты итоговой работы, за исключением Программ, реализуемых в соответствии с пунктом 2.4 настоящих Методических рекомендаций. Для Программ, предусмотренных пунктом 2.4 настоящих Методических рекомендаций, рекомендуется предусматривать итоговую аттестацию в форме экзамена (тестирование).
4.3. Лицам, успешно прошедшим итоговую аттестацию, выдаются удостоверения о повышении квалификации, образцы которых самостоятельно устанавливаются организациями, осуществляющими образовательную деятельность.
В целях упрощения процесса подтверждения подлинности документов о квалификации работодателями, кадровыми службами и др., экономии бюджетов образовательных организаций, повышения имиджа дополнительного профессионального образования в условиях рамочной регламентации образовательной деятельности в сфере дополнительного профессионального образования рекомендуется изготавливать удостоверения о повышении квалификации на бланках, являющихся защищенными от подделок полиграфической продукцией, изготавливаемой в соответствии с техническими требованиями и условиями изготовления защищенной полиграфической продукции.
4.4. Требования к содержанию, объему и структуре итоговых работ определяются организацией, осуществляющей образовательную деятельность.
5. Требования к условиям реализации Программы
5.1. Организациям, осуществляющей образовательную деятельность, рекомендуется проводить внутренний мониторинг качества реализации дополнительных профессиональных программ и их результатов.
5.2. Для проведения занятий по Программам рекомендуется привлекать специалистов, прошедших дополнительное профессиональное образование в сфере закупок и (или) имеющих практический опыт в сфере закупок.
5.2. Организациям, реализующим Программы, рекомендуется обеспечить обучающихся учебно-методическими материалами, необходимыми для освоения Программы (учебные пособия, дидактические и методические материалы, презентации и др. в печатном и (или) электронном виде).
5.3. Организациям, реализующим Программы, в процессе обучения и в течение не менее трех месяцев после завершения обучения рекомендуется обеспечить консультационную поддержку слушателя по вопросам, связанным с практическим применением полученных знаний в процессе решения профессиональных задач при осуществлении закупок.