Рейтинг@Mail.ru

<Письмо> Казначейства России от 27.10.2020 N 95-09-11/01-747

ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗНАЧЕЙСТВО

МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЕ ОПЕРАЦИОННОЕ УПРАВЛЕНИЕ

ФЕДЕРАЛЬНОГО КАЗНАЧЕЙСТВА

ПИСЬМО

от 27 октября 2020 г. N 95-09-11/01-747

О НАПРАВЛЕНИИ РАЗЪЯСНЕНИЙ

Межрегиональное операционное управление Федерального казначейства во исполнение совместного письма Министерства финансов Российской Федерации и Федерального казначейства от 21.10.2020 N 23-01-06/91705/07-04-05/05-21420 сообщает, что при проверке территориальными органами Федерального казначейства (далее - ТОФК) обоснованности возврата администраторами доходов бюджета излишне или ошибочно уплаченных сумм по группе доходов 1 08 - государственная пошлина, за исключением государственной пошлины, администрируемой налоговыми органами (далее - государственная пошлина, не администрируемая налоговыми органами), в соответствии с правилами контроля обоснованности возврата, предусмотренными Порядком учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, утвержденным приказами Министерства финансов Российской Федерации от 18.12.2013 N 125н и от 13.04.2020 N 66н <1>, учитывается следующее.

--------------------------------

<1> Применяется с 1 января 2021 года.

1. В части порядка осуществления ТОФК контроля обоснованности возврата администратором доходов бюджета плательщику излишне или ошибочно уплаченных сумм государственной пошлины, не администрируемой налоговыми органами.

Положениями подпункта 1 пункта 2 статьи 333.17 Налогового кодекса установлено, что организации и физические лица признаются плательщиками, в случае если они обращаются за совершением юридически значимых действий, предусмотренных Главой 25.3 Налогового кодекса.

В связи с чем, в случае отказа лица от совершения юридически значимого действия возврат государственной пошлины должен быть осуществлен лицу, которое обращалось или планировало обратиться за совершением юридически значимого действия.

В соответствии с пунктом 3 статьи 333.40 Налогового кодекса заявление о возврате излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.

В соответствии со статьей 160.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации администратор доходов бюджета принимает решение о возврате излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет и представляет поручение в орган Федерального казначейства для осуществления возврата в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации.

Тем самым, при осуществлении контроля обоснованности возврата администратором доходов бюджета излишне или ошибочно уплаченных сумм по государственной пошлине, не администрируемой налоговыми органами, ТОФК необходимо осуществлять проверку Заявок на возврат, поступивших от администраторов доходов бюджета на предмет их соответствия:

- сроку подачи заявления для возврата государственной пошлины, установленному пунктом 3 статьи 333.40 Налогового кодекса;

- реквизитам получателя платежа (ИНН, КПП (при их наличии) и наименование), указанным в разделе 3 "Реквизиты получателя" Заявки на возврат, реквизитам распоряжения о переводе денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему Российской Федерации (далее - Распоряжение) "ИНН", "КПП" плательщика (при их наличии), и наименованию плательщика, указанного в реквизите "Плательщик" или "Назначение платежа" (при уплате государственной пошлины иным лицом), заполненным в соответствии с Правилами указания информации в реквизитах распоряжений о переводе денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему Российской Федерации, утвержденными приказом Министерства финансов Российской Федерации от 12.11.2013 N 107н.

В случае успешного прохождения соответствия вышеуказанных реквизитов дополнительные документы, подтверждающие права плательщика, не требуются.

При невозможности однозначно идентифицировать плательщика, чья обязанность исполняется, по Распоряжению (Реестру к платежному поручению на общую сумму), в соответствующем реквизите которого отсутствует либо некорректно указана информация о плательщике, или в соответствующих реквизитах указана информация о двух лицах, к Заявке на возврат администратором доходов бюджета прилагаются копии документов, идентифицирующих плательщика, чья обязанность исполняется, в соответствии с информацией, указываемой в реквизитах "Код", "Назначение платежа" Распоряжения (например: документ, подтверждающий начисление платежа физическому лицу по Уникальному идентификатору начисления (УИН) (постановление, решение, и (или) документ, подтверждающий ФИО плательщика, чья обязанность исполняется, по идентификатору сведений о физическом лице (паспорт, свидетельство о рождении, водительское удостоверение и иные документы).

В тех случаях, когда в Распоряжении (Реестре к платежному поручению на общую сумму) отсутствует информация, позволяющая однозначно определить плательщика, чья обязанность исполняется, к Заявке на возврат администратором доходов бюджета прилагается копия письма кредитной организации, подтверждающего факт уплаты платежа иным лицом, указанным в Распоряжении.

В случае возврата государственной пошлины иностранным юридическим и физическим лицам в валюте Российской Федерации на их счета, открытые в банках-нерезидентах, проверка таких возвратов осуществляется ТОФК по наименованию получателя, указанному в реквизите "Назначение платежа (примечание)" раздела 1 Заявки на возврат, на предмет его соответствия наименованию плательщика, указанному в реквизите "Плательщик" или в реквизите "Назначение платежа" Распоряжения. При этом в реквизите "Наименование" раздела 3 Заявки на возврат должно быть указано наименование банка-нерезидента получателя средств.

2. В части порядка осуществления ТОФК контроля обоснованности возврата администратором доходов бюджета излишне или ошибочно уплаченных сумм государственной пошлины, не администрируемой налоговыми органами, в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

2.1. В соответствии со статьей 28 Гражданского кодекса Российской Федерации законными представителями несовершеннолетних, не достигших 14 лет (малолетних) детей (далее - несовершеннолетний гражданин) являются их родители, усыновители или опекуны (далее - представители несовершеннолетнего гражданина).

В связи с чем возврат излишне или ошибочно уплаченных сумм по государственной пошлине, не администрируемой налоговыми органами, уплаченной за несовершеннолетнего гражданина представителем несовершеннолетнего гражданина, осуществляется представителю несовершеннолетнего гражданина. При этом в качестве подтверждающего документа к Заявке на возврат администратором доходов бюджета прилагается копия Свидетельства о рождении несовершеннолетнего гражданина, чья обязанность исполняется, или иного документа, который подтверждает право представителя несовершеннолетнего гражданина совершать от его имени юридически значимые действия.

2.2. В соответствии с пунктом 4 приказа Министерства юстиции Российской Федерации от 08.12.2006 N 356 "Об утверждении инструкции по учету личных денег и других ценностей, принадлежащих осужденным, подозреваемым и обвиняемым, находящимся в исправительных учреждениях и следственных изоляторах Федеральной службы исполнения наказаний" личные деньги осужденных хранятся на лицевых счетах по учету средств, поступающих во временное распоряжение учреждений, открытых им в территориальных органах Федерального казначейства в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

В случае уплаты государственной пошлины за выдачу паспорта гражданина Российской Федерации или иной государственной пошлины, не администрируемой налоговыми органами, за счет собственных средств осужденного, находящихся на его лицевом счете, возврат такой государственной пошлины осуществляется на лицевой счет осужденного. При этом в качестве получателя в разделе 3 Заявки на возврат указывается исправительное учреждение, в котором находится осужденный, в реквизите "Назначение платежа (примечание)" раздела 1 Заявки на возврат указываются Фамилия, Имя и Отчество (при наличии) осужденного и номер его лицевого счета.

При этом в соответствии с пунктом 4 статьи 173 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, если у осужденного отсутствуют средства на лицевом счете, расходы, связанные с выдачей нового паспорта, оплачиваются за счет государства.

В случае уплаты государственной пошлины за выдачу паспорта гражданина Российской Федерации за счет средств федерального бюджета возврат такой государственной пошлины осуществляется в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации федеральному органу исполнительной власти, перечислившему денежные средства.

2.3. Согласно пункту 2 статьи 333.18 Налогового кодекса, в случае если за совершением юридически значимого действия одновременно обратились несколько плательщиков, не имеющих права на льготы, установленные Главой 25.3 Налогового кодекса, государственная пошлина уплачивается плательщиками в равных долях.

В случае перечисления одним из плательщиков всей суммы государственной пошлины, не администрируемой налоговыми органами, в одном Распоряжении без выделения долей, при возврате лицу (нескольким лицам) государственной пошлины, в случае отказа от совершения юридически значимого действия, к Заявке на возврат администратором доходов бюджета прилагаются копии документов, подтверждающих обращение за совершением или совершение юридически значимого действия в отношении нескольких плательщиков, для совершения возврата государственной пошлины в соответствующих долях.

2.4. Согласно подпункту 72 пункта 1 статьи 333.33 Налогового кодекса государственная пошлина уплачивается за действия, совершаемые уполномоченными органами при проведении аттестации.

В случае если в соответствии с законодательством Российской Федерации за проведением аттестации сотрудника обращается организация, и уплата данной государственной пошлины производилась организацией за каждого работника, направляемого на аттестацию, с указанием в реквизите "Назначение платежа" Распоряжения фамилии и инициалов аттестуемых работников, то юридически значимым действием является процедура аттестации, составной частью и итогом которой является выдача документа аттестуемому сотруднику, который подтверждает уровень его квалификации.

В связи с чем в данном случае возврат государственной пошлины осуществляется организации, осуществившей оплату государственной пошлины.

3. В части порядка уплаты процентов за несвоевременный возврат излишне уплаченных или излишне взысканных сумм государственной пошлины, не администрируемой налоговыми органами.

В соответствии с пунктом 10 статьи 78 Налогового кодекса, в случае если возврат суммы излишне уплаченного налога осуществляется с нарушением срока, на сумму излишне уплаченной государственной пошлины, которая не возвращена в установленный срок, начисляются проценты, подлежащие уплате плательщику, за каждый календарный день нарушения срока возврата.

В соответствии с пунктом 13 приказа Министерства финансов Российской Федерации от 06.06.2019 N 85н "О Порядке формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структуре и принципах назначения" уплата процентов, начисленных при нарушении сроков возврата излишне уплаченных или излишне взысканных сумм, в том числе по государственной пошлине, подлежит отражению главными администраторами, являющимися федеральными государственными органами, Центральным банком Российской Федерации, органами управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации и (или) находящимися в их ведении федеральными казенными учреждениями, по коду классификации доходов бюджетов, предназначенному для учета соответствующего вида доходов, с применением кода группы подвида доходов бюджетов "5000".

Для осуществления перечисления процентов, начисленных при нарушении сроков возврата излишне уплаченных или излишне взысканных сумм государственной пошлины, администратором доходов бюджета к Заявке на возврат прилагаются копии документов, подтверждающих несвоевременный возврат денежных средств плательщику.

И.о. руководителя

Межрегионального операционного УФК

И.В.НАЗАРОВА

Другие документы по теме
(утв. Минспортом России 26.10.2020, Общероссийской общественной организацией "Федерация хоккея России")
"По вопросу формирования лотов при организации регулярных перевозок пассажиров и багажа в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 N 220-ФЗ"
<О формировании проектов региональных бюджетов на 2021 - 2023 годы>
<О Методических рекомендациях по выявлению и минимизации коррупционных рисков при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд>
Ошибка на сайте