<Письмо> ФАС России от 02.10.2020 N ИА/85875/20
ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА
ПИСЬМО
от 2 октября 2020 г. N ИА/85875/20
ПО ВОПРОСУ
ФОРМИРОВАНИЯ ЛОТОВ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ РЕГУЛЯРНЫХ ПЕРЕВОЗОК
ПАССАЖИРОВ И БАГАЖА В СООТВЕТСТВИИ С ФЕДЕРАЛЬНЫМ ЗАКОНОМ
ОТ 13.07.2015 N 220-ФЗ
Федеральная антимонопольная служба (далее - ФАС России) в связи с поступающими вопросами об определении критериев формирования лотов при организации регулярных перевозок пассажиров и багажа в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", а также в целях формирования единообразной практики применения положений Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) на основании пункта 5.4 постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 331 "Об утверждении Положения о Федеральной антимонопольной службе" направляет информационное письмо о следующем.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании объекта закупки должен руководствоваться, в том числе, правилом, что в описание объекта закупки не должны включаться требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Кроме того, при проведении торгов необходимо учитывать антимонопольные требования к торгам, установленные статьей 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции).
С учетом указанных положений Закона о контрактной системе и Закона о защите конкуренции, а также анализа административной практики ФАС России и ее территориальных органов, соблюдение следующих критериев свидетельствует о формировании лотов, не ограничивающих конкуренцию и количество участников торгов:
I. Перевозки по муниципальным и межмуниципальным маршрутам
1. Минимальное количество лотов и максимальный размер обеспечения исполнения контракта:
1.1. Для муниципальных маршрутов, в случае, если численность населения муниципального образования не превышает 50 тысяч человек, все маршруты разделены не менее чем на 10 лотов.
Для межмуниципальных маршрутов, в случае, если общая численность населения муниципальных образований, по которым проходит межмуниципальный маршрут, не превышает 50 тысяч человек, все маршруты разделены не менее чем на 10 лотов.
Обеспечение исполнения контракта, предоставляемое лицом, с которым заключается контракт, не должно превышать 100 млн. руб.
1.2. Для муниципальных маршрутов, в случае, если численность населения муниципального образования более 50 тысяч человек, но не превышает 150 тысяч человек, все маршруты разделены не менее чем на 15 лотов.
Для межмуниципальных маршрутов, в случае, если общая численность населения муниципальных образований, по которым проходит межмуниципальный маршрут, более 50 тысяч человек, но не превышает 150 тысяч человек, все маршруты разделены не менее чем на 15 лотов.
Обеспечение исполнения контракта, предоставляемое лицом, с которым заключается контракт, не должно превышать 200 млн. руб.
1.3. Для муниципальных маршрутов, в случае, если численность населения муниципального образования более 150 тысяч человек, но не превышает 1 миллион человек, все маршруты разделены не менее чем на 20 лотов.
Для межмуниципальных маршрутов, в случае, если общая численность населения муниципальных образований, по которым проходит межмуниципальный маршрут, более 150 тысяч человек, но не превышает 1 миллион человек, все маршруты разделены не менее чем на 20 лотов.
Обеспечение исполнения контракта, предоставляемое лицом, с которым заключается контракт, не должно превышать 300 млн. руб.
1.4. Для муниципальных маршрутов, в случае, если численность населения муниципального образования более 1 миллиона человек, все маршруты разделены не менее чем на 30 лотов.
Для межмуниципальных маршрутов, в случае, если общая численность населения муниципальных образований, по которым проходит межмуниципальный маршрут, более 1 миллиона человек, все маршруты разделены не менее чем на 30 лотов.
Обеспечение исполнения контракта, предоставляемое лицом, с которым заключается контракт, не должно превышать 500 млн. руб.
1.5. В городах федерального значения Москва и Санкт-Петербург все маршруты разделены не менее чем на 50 лотов.
Обеспечение исполнения контракта, предоставляемое лицом, с которым заключается контракт, не должно превышать 500 млн. руб.
2. Срок исполнения обязательств по контракту для лотов, сформированных с учетом пункта 1 настоящего разъяснения, должен составлять не более 10 лет.
3. Общая протяженность маршрутов каждого лота, сформированного с учетом настоящего разъяснения, не должна отличаться от других лотов более чем на 20%.
II. Перевозки по смежным межрегиональным маршрутам
1. Все маршруты разделены не менее чем на 5 лотов.
2. Срок исполнения обязательств по контракту должен составлять не более 10 лет.
3. Обеспечение исполнения контракта, предоставляемое лицом, с которым заключается контракт, не должно превышать 300 млн. руб.
III. Особенности формирования лотов
Несоблюдение изложенных критериев является признаком ограничения конкуренции и количества участников торгов при формировании лотов при организации регулярных перевозок.
Если заказчиком не может быть сформировано минимально необходимое количество лотов с учетом изложенных выше критериев, а также в случае необходимости включения в лот разных видов маршрутов (например, муниципальный и межмуниципальный маршрут), то заказчик вправе обратиться в соответствующий территориальный орган ФАС России для проведения консультаций по вопросу сложившейся ситуации с формированием лотов. При этом заказчик должен представить обоснования, свидетельствующие о невозможности формирования количества лотов в соответствии с разделами I, II настоящего разъяснения.
Территориальный орган ФАС России на основе имеющихся сведений о состоянии конкуренции на соответствующем товарном рынке вправе не признавать нарушением формирование заказчиком при проведении торгов на организацию регулярных перевозок меньшего количества лотов, чем указано в разделах I, II настоящего разъяснения, при условии достаточности количества лотов для соблюдения конкурентной среды при проведении таких торгов. При этом неизменными должны оставаться условия о сроках исполнения обязательств по контракту, максимальном размере обеспечения исполнения контракта, предоставляемого лицом, с которым заключается контракт.
Учитывая изложенное, ФАС России обращает внимание, что в целях формирования единообразной практики территориальным органам необходимо руководствоваться указанным разъяснением при рассмотрении жалоб и проведении внеплановых проверок.
И.Ю.АРТЕМЬЕВ
Приложение
к Письму
Перевозки по муниципальным и межмуниципальным маршрутам:
Численность населения муниципального образования/общая численность муниципальных образований, по которым проходит межмуниципальный маршрут
Минимальное количество лотов при организации регулярных перевозок
Максимальный размер обеспечения исполнения контракта, предоставляемого лицом, с которым заключается контракт
До 50 тыс. чел.
10 лотов
100 млн. руб.
От 50 до 150 тыс. чел.
15 лотов
200 млн. руб.
От 150 тыс. чел. до 1 млн. чел
20 лотов
300 млн. руб.
Свыше 1 млн. чел.
30 лотов
500 млн. руб.
Города федерального значения Москва и Санкт-Петербург
50 лотов
500 млн. руб.
Перевозки по смежным межрегиональным маршрутам:
Минимальное количество лотов при организации регулярных перевозок
Максимальный размер обеспечения исполнения контракта, предоставляемого лицом, с которым заключается контракт
5 лотов
300 млн. руб.