Рейтинг@Mail.ru

Письмо ГТК РФ от 15.09.1995 N 01-13/13244

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТАМОЖЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 15 сентября 1995 г. N 01-13/13244

О ПРИМЕНЕНИИ ПРАВОВЫХ АКТОВ В ТАМОЖЕННОМ ДЕЛЕ

Анализ поступающих в ГТК России запросов таможенных органов о применении правовых актов ГТК России в связи с введением в действие с 1 января 1995 г. первой части Гражданского кодекса Российской Федерации свидетельствует о широко распространившемся мнении о наличии противоречий правовых актов ГТК России новому гражданскому законодательству России. Немало вопросов поступает об имеющих место противоречиях между нормативными актами ГТК России.

В связи с изложенным разъясняю:

1. Таможенное и гражданское законодательство относятся к различным отраслям права.

Гражданское законодательство основано на принципах автономии воли участников правоотношений, свободы договора, равенства сторон.

Таможенному законодательству характерен императивный метод регулирования, построенный на властном подчинении одной стороны другой. Необходимость властного регулирования таможенных правоотношений диктуется самой сущностью таможенного дела, которая, в том числе - изначально, предполагает наличие определенных ограничений в отношении пользования, владения и распоряжения имуществом, но устанавливаемых не произвольно, а в связи с предоставляемыми доступом на рынок, налоговыми льготами и т.п.

Исходя из этого законодатель предусмотрел неприменение гражданского законодательства к имущественным отношениям, основанным на властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям (пункт 3 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Таким образом, принципы и нормы гражданского законодательства в таможенном деле используются только в случаях и пределах, предусмотренных таможенным законодательством России.

2. Допуская товар на российский рынок, государство посредством таможенных органов может устанавливать при этом определенные условия или ограничения.

Таможенная пошлина является одним из таких условий (пункт 5 статьи 5 Закона Российской Федерации "О таможенном тарифе"). Лицо вправе либо принять такие условия и ограничения, либо отказаться от намерения ввезти товар на таможенную территорию России.

Кроме того, таможенная пошлина, налог на добавленную стоимость, акцизы являются косвенными налогами, для которых характерно то, что они, главным образом, ориентированы на само имущество, а не на обладателя какими-либо вещными правами в отношении этого имущества.

Поэтому, например:

- применение таможенных пошлин и налогов, взимание которых возложено на таможенные органы, не может ставиться в прямую зависимость от того, какое лицо перемещает товары, кто является собственником (владельцем) товаров, за исключением случаев, прямо предусмотренных таможенным законодательством (например, в отношении товаров, ввозимых в качестве вклада в уставный фонд предприятий с иностранными инвестициями дипломатическими представительствами иностранных государств);

- установление двухлетнего срока в отношении отчуждения, передачи во владение или пользование автотранспортного средства является не неконституционным ограничением гражданских прав, а условием пользования налоговой льготой. Лицо вправе не претендовать либо отказаться от этой льготы. Но если оно ею воспользовалось, то обязано соблюдать все условия, связанные с предоставлением этой льготы. В противном случае льгота изначально не была бы предоставлена;

- ввоз товара в качестве наследуемого имущества никак не влияет на общеустановленный порядок уплаты таможенных платежей;

- любая последующая передача условно выпущенного товара, в том числе наследникам в случае смерти владельца транспортного средства, возможна только при условии уплаты таможенных платежей, если иное не предусмотрено общеустановленным порядком.

3. Все ведомственные нормативные акты, используемые в таможенном деле, имеют определенную иерархию:

а) при наличии акта бывшего Союза ССР и правового акта ГТК России применяется правовой акт ГТК России;

б) среди правовых актов ГТК России наивысшую юридическую силу имеют приказы ГТК России;

в) последующий правовой акт автоматически изменяет все предыдущие равнозначные или имеющие меньшую юридическую значимость акты по этому поводу. Формальные изменения в такие предыдущие акты вносятся только для удобства дальнейшего пользования;

г) при наличии общей и специальной нормы применяется специальная норма.

4. Контроль за исполнением настоящего письма осуществлять начальнику Правового управления ГТК России Галдину В.А.

Первый заместитель

Председателя

ГТК России

В.Ф.КРУГЛИКОВ

Другие документы по теме
"О направлении писем Минфина России от 15.03.2006 N 03-11-02/62, от 28.04.2006 N 03-11-02/100 и от 20.06.2006 N 03-11-02/144" (вместе с <Письмом> Минфина РФ от 15.03.2006 N 03-11-02/62, <Письмом> Минфина РФ от 28.04.2006 N 03-11-02/100, <Письмом> Минфина РФ от 20.06.2006 N 03-11-02/144)
<О присоединении к Отраслевому тарифному соглашению по машиностроительному комплексу Российской Федерации на 2011 - 2013 годы>
"О реализации Базисного учебного плана в среднем специальном учебном заведении"
<Об индексе изменения ставок акциза на нефть>
Ошибка на сайте