Письмо Госстроя РФ от 18.10.1993 N 12-248
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО ВОПРОСАМ АРХИТЕКТУРЫ И СТРОИТЕЛЬСТВА
ПИСЬМО
от 18 октября 1993 г. N 12-248
Госстрой России направляет Методические рекомендации о порядке применения нормативов накладных расходов в строительстве для практического использования при составлении сметной документации и формировании свободных (договорных) цен на строительство объектов.
Одновременно сообщается, что издание и распространение указанных Методических рекомендаций по заявкам пользователей будет осуществляться Центром проектной продукции массового применения (ТП ЦПП) Госстроя России.
Заявки следует направлять по адресу: 101967, Москва, Фуркасовский пер., 12/5. Телефоны для справок: 925-55-64 и 923-39-98.
Заместитель Председателя
Госстроя России
В.А.БАЛАКИН
Приложение
к письму Госстроя России
от 18.10.93 N 12-248
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
О ПОРЯДКЕ ПРИМЕНЕНИЯ НОРМАТИВОВ НАКЛАДНЫХ РАСХОДОВ
В СТРОИТЕЛЬСТВЕ
1. Общие положения
1.1. Методические рекомендации определяют порядок применения нормативов накладных расходов на строительные и монтажные работы при исчислении сметной стоимости строительной продукции для всех участников инвестиционного процесса независимо от форм их собственности и ведомственной подчиненности.
1.2. Накладные расходы как часть сметной себестоимости строительно - монтажных работ представляют собой совокупность затрат, связанных с созданием общих условий строительного производства, его организацией, управлением и обслуживанием.
1.3. Для определения стоимости строительства на различных стадиях инвестиционного процесса рекомендуется использовать систему норм накладных расходов, которые по своему функциональному назначению и масштабу применения подразделяются на следующие виды:
укрупненные нормативы по основным видам строительства;
нормативы по видам строительных и монтажных работ;
нормы накладных расходов на строительные, монтажные, специальные строительные работы, введенные в действие с 01.01.91 для определения базисной стоимости строительства;
индивидуальные нормы накладных расходов для конкретных строительных, монтажных и ремонтно - строительных организаций.
1.4. При определении величины накладных расходов рекомендуется использовать следующие методические документы:
"Методические рекомендации по расчету величины накладных расходов при определении стоимости строительной продукции" (письмо Минстроя России от 30.10.92 N БФ-907/12);
"Порядок определения стоимости строительства и свободных (договорных) цен на строительную продукцию в условиях развития рыночных отношений" (письмо Госстроя России от 29.12.93 N 12-349);
"Типовые методические рекомендации по планированию и учету себестоимости строительных работ", утвержденными Минстроем России 04.12.95 N БЕ-11-260/7.
1.5. В отличие от прямых затрат накладные расходы нормируются косвенным способом в процентах от выбранной базы исчисления:
фонда оплаты труда рабочих в составе прямых затрат;
сметной стоимости прямых затрат в уровне сметных норм и цен, введенных в действие с 01.01.91 (базисная стоимость).
1.6. Подрядчик и заказчик в пределах действующих законодательных и нормативных актов вправе самостоятельно, по согласованным расчетам определять размер фонда оплаты труда рабочих, занятых в основной деятельности. При этом расчетная величина указанных средств в составе прямых затрат определяется исходя из проектной потребности в затратах труда рабочих, тарифных ставок, поощрительных выплат в соответствии с принятой в организации системой оплаты труда, льгот, компенсаций и других выплат, подлежащих включению в фонд оплаты труда.
1.7. При использовании в качестве базисной сметной стоимости прямых затрат в уровне сметных норм и цен, введенных в действие с 01.01.91, рекомендуется расчетную величину средств фонда оплаты труда рабочих определять путем умножения сметной заработной платы рабочих на индекс текущего (прогнозного) уровня средств на оплату труда по отношению к уровню сметной заработной платы рабочих <*>.
--------------------------------
<*> Особенности разработки и использования индексов цен изложен в Методических рекомендациях по использованию текущих и прогнозных индексов стоимости при составлении сметной документации от 31.05.93 N 12-133.
1.8. При составлении сметной документации на строительство объектов, когда неизвестна субподрядная организация, выполняющая отдельные виды строительных работ, рекомендуется сметную стоимость таких работ определять с применением нормы накладных расходов для генеральной подрядной организации. При расчетах генподрядчика с субподрядчиком за выполненные работы применяется норма накладных расходов субподрядчика.
2. Применение рекомендуемых укрупненных нормативов
накладных расходов по основным видам строительства и
нормативов по видам строительных и монтажных работ
2.1. Укрупненные нормативы накладных расходов по основным видам строительства рекомендуется применять заказчиками - инвесторами при определении стоимости строительства на основе укрупненных показателей и объектов - аналогов на стадии разработки ТЭО инвестиций, проектов (эскизных проектов), а также в процессе подготовки тендерной документации при проведении подрядных торгов. Порядок использования указанных нормативов приведен в нижеследующей таблице N 1:
--------------------------------
<*> Приведенные укрупненные нормативы накладных расходов используются в указанном порядке, кроме случаев, когда объекту соответствует норматив накладных расходов по конкретному виду работ.
2.2. Нормативы накладных расходов по видам строительных и монтажных работ, разработанные применительно к сборникам сметных норм и расценок, могут применяться на комплексы работ, приведенных в Приложении 1.
2.3. Показатели накладных расходов по видам строительства, а также видам строительных и монтажных работ не учитывают следующие затраты:
пособия, выплачиваемые работникам на основании судебных решений, в связи с потерей трудоспособности из-за производственных травм;
налоги, сборы, платежи и другие обязательные отчисления, производимые в соответствии с установленным законодательством порядком (за исключением отчислений на социальные нужды (обязательные отчисления по установленным законодательством Российской Федерации нормам: на государственное социальное и медицинское страхование, пенсионное обеспечение и в государственный фонд занятости населения);
отчисления в специальные отраслевые и межотраслевые внебюджетные фонды, производимые в соответствии с установленным законодательством порядком;
отчисления в резерв на возведение временных зданий и сооружений в тех случаях, когда средства на эти цели предусмотрены в свободной (договорной) цене объекта строительства;
затраты на платежи (страховые взносы) по добровольному страхованию, в соответствии с установленным законодательством Российской Федерации порядком, средств транспорта (водного, воздушного, наземного), имущества, гражданской ответственности организаций - источников повышенной опасности, гражданской ответственности перевозчиков, профессиональной ответственности, по добровольному страхованию от несчастных случаев и болезней, а также медицинскому страхованию;
расходы, возмещаемые заказчиками строек за счет прочих затрат, относящихся к деятельности подрядчика:
а) затраты по перевозке работников, проживающих от места работы на расстоянии более 3 км, к месту работы и обратно автомобильным транспортом (собственным или арендованным), если коммунальный или пригородный транспорт не в состоянии обеспечить их перевозку и нет возможности осуществить перевозку путем организации специальных маршрутов городского пассажирского транспорта; дополнительные затраты, связанные с привлечением на договорной основе с местными органами исполнительной власти средств строительной организации для покрытия расходов по перевозке работников маршрутами наземного, городского пассажирского транспорта общего пользования (кроме такси) сверх сумм, определенных исходя из действующих тарифов на соответствующие виды транспорта;
б) дополнительные затраты, связанные с осуществлением работ вахтовым методом (содержание вахтовых поселков, доставка работников к месту работы и обратно); <*>
--------------------------------
<*> Надбавка к заработной плате при выполнении работ вахтовым методом подлежит включению в фонд оплаты труда.
в) затраты на перебазирование строительных организаций и их подразделений на другие стройки;
г) предусмотренные законодательством затраты, связанные с набором рабочей силы, включая оплату выпускникам средних профессионально - технических училищ и молодым специалистам, окончившим высшие или средние специальные учебные заведения, проезд к месту работы, а также отпуска перед началом работы;
д) дополнительные расходы, связанные с использованием на строительстве объектов студенческих отрядов, военно - строительных частей и других контингентов (производимые в соответствии с действующим законодательством);
е) расходы на проведение специальных мероприятий по обеспечению нормальных условий труда (по борьбе с радиоактивностью, силикозом, малярией, гнусом, энцефалитным клещом и др.);
ж) оплата услуг банков по осуществлению в соответствии с заключенными договорами торгово - комиссионных (факторинговых) операций;
з) затраты, связанные с командированием рабочих для выполнения строительных, монтажных и специальных строительных работ. Для целей налогообложения указанные затраты принимаются в размерах, установленных законодательством;
и) текущие затраты, связанные с содержанием и эксплуатацией фондов природоохранного назначения: очистных сооружений, золоуловителей, фильтров и других природоохранных объектов, расходы по захоронению экологически опасных отходов, оплате услуг сторонних организаций за прием, хранение и уничтожение экологически опасных отходов, очистку сточных вод, другие виды текущих природоохранных затрат;
к) другие расходы, возмещаемые заказчиками в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Перечисленные затраты строительных и монтажных организаций, относимые в бухгалтерской отчетности на накладные расходы, но не учитываемые нормой, возмещаются подрядным организациям заказчиками за счет средств, предусмотренных в главах 8 и 9 сводного сметного расчета стоимости строительства в соответствии с пунктами 3.5.4 и 3.5.5 "Порядка определения стоимости строительства и свободных (договорных) цен на строительную продукцию в условиях развития рыночных отношений" (письмо Госстроя России от 29.12.93 N 12-349).
2.4. Рекомендуемые нормативы накладных расходов по видам строительства, строительных и монтажных работ разработаны без учета строек в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к ним, пустынных и полупустынных, высокогорных, а также районах с тяжелыми климатическими условиями.
Для определения сметной стоимости строительства в указанных районах рекомендуется применять индивидуальные нормы накладных расходов.
2.5. В случае выхода новых законодательных и нормативных актов, а также по результатам наблюдения и анализа процессов ценообразования на территории России в рекомендуемые нормативы накладных расходов Госстроем России будут внесены соответствующие дополнения и изменения.
2.6. Особенности определения накладных расходов на отдельные строительные и специальные строительные работы приведены в перечне согласно Приложению 2.
3. Применение индивидуальных норм
накладных расходов при составлении сметной документации
на строительство объектов
3.1. Индивидуальные нормы накладных расходов отражают конкретные условия строительного производства и определяются расчетно - аналитическим методом путем прямого калькулирования по статьям затрат с учетом действующих законодательных и нормативных документов, данных статистической отчетности и бухгалтерского учета. Порядок определения индивидуальных норм накладных расходов изложен в Методических рекомендациях по расчету величины накладных расходов при определении стоимости строительной продукции (письмо Минстроя России от 30.10.92 N БФ-907/12).
3.2. При расчете индивидуальных норм накладных расходов рекомендуется проводить анализ исходных данных с целью выявления факторов, приводящих к необоснованному завышению норм, в частности:
не допускать включения затрат, относимых на накладные расходы, но не учитываемых в нормах накладных расходов (раздел V Перечня статей затрат накладных расходов), так как указанные затраты должны возмещаться заказчиками строек за счет прочих затрат;
предусматривать платежи по кредитам банков с учетом производимых заказчиками предоплат и авансов, а также согласованной формой расчетов за выполненные работы;
учитывать отчисления на обязательное медицинское страхование по установленным законодательством нормам, имея в виду, что затраты на добровольное медицинское страхование осуществляются за счет прибыли подрядных организаций;
не включать накладные расходы подсобных, вспомогательных производств, обслуживающих и прочих хозяйств, находящихся на самостоятельном (отдельном) балансе или в составе подрядных подразделений треста (строительного управления), т.к. они относятся на себестоимость их продукции и услуг.
3.3. Утратил силу. - Письмо Минстроя РФ от 13.11.96 N ВБ-26/12-368.
4. Применение действующих с 1 января 1991 г.
норм накладных расходов на строительные, монтажные
и ремонтно - строительные работы
4.1. Нормы накладных расходов на строительные, ремонтно - строительные, монтажные и специальные строительные работы, действующие с 01.01.91, исчисляются в процентах от сметных прямых затрат (строительные, специальные строительные работы) и сметной основной заработной платы рабочих (монтажные работы) и применяются при определении базисной сметной стоимости строительства.
Приведение величины накладных расходов в текущий уровень цен рекомендуется осуществлять базисно - компенсационным способом, при котором к сметной величине накладных расходов в базисном уровне цен добавляются дополнительные затраты, связанные с уточнением структуры накладных расходов, увеличением стоимости материальных ресурсов, уровня оплаты труда, тарифов на тепловую и электрическую энергию.
Указанные дополнительные затраты при соответствующем обосновании включаются в свободную (договорную) цену на строительную продукцию.
4.2. При определении сметной стоимости строительства базисно - компенсационным (базисно - индексным) методом предельные нормы накладных расходов в базисной стоимости принимаются в размерах, установленных с 01.01.84 или 01.01.91 соответствующими министерствами подведомственным организациям с учетом порядка их применения, действовавшего в том же году.
Согласно указанному (ранее установленному) порядку нормы накладных расходов на работы по капитальному ремонту зданий и сооружений, выполняемые подрядными строительно - монтажными организациями, принимаются в размерах, установленных этим организациям на строительные работы.
5. Учет накладных расходов
5.1. Бухгалтерский учет затрат по накладным расходам ведется строительными организациями в соответствии с принципами, установленными бухгалтерским стандартом учета затрат и доходов, связанных со строительством.
5.2. Учет затрат по накладным расходам осуществляется на основе первичной учетной документации (платежные требования, накладные, выписки банков, расчетные ведомости, наряды, акты, авансовые расчеты и др.), оформленной в порядке, установленном соответствующими нормативными актами.
5.3. Учет накладных расходов ведется в журнале - ордере N 10-с по счету 26 "Общехозяйственные (накладные) расходы" раздельно по накладным расходам, относящимся к основному производству, и по расходам, относящимся к вспомогательным производствам. Накладные расходы, связанные с содержанием непроизводственной сферы, учитываются непосредственно на счете 29 "Обслуживающие производства и хозяйства".
5.4. Накладные расходы основного производства в строительных организациях ежемесячно пропорционально прямым затратам относятся на затраты по производству строительных работ, отражаемые на счете 20 "Основное производство", и на затраты, учитываемые на счете 30 "Некапитальные работы" (кроме затрат по возведению временных нетитульных сооружений).
Накладные расходы основного производства в трестах (структурных подразделениях) механизации ежемесячно распределяются пропорционально прямым затратам на счета учета строительных работ, выполненных для заказчиков по договорам подряда, и работ по эксплуатации строительных машин и механизмов, оказанных в качестве услуг.
5.5. Отдельные виды расходов, включаемых в накладные расходы в пределах установленных норм, рассчитываемых от объемных показателей (на представительские расходы, рекламу, повышение квалификации), определяются в установленном порядке в целом по строительной организации с последующим распределением лимита по структурным подразделениям.
Приложение 1
Приложение 2
ПЕРЕЧЕНЬ
СПЕЦИАЛЬНЫХ СТРОИТЕЛЬНЫХ РАБОТ С УКАЗАНИЕМ РЕКОМЕНДУЕМОГО
ПОРЯДКА НАЧИСЛЕНИЯ НАКЛАДНЫХ РАСХОДОВ ПРИ ОПРЕДЕЛЕНИИ
СТОИМОСТИ СТРОИТЕЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ
Примечания. 1. При установке санитарно - технического оборудования для технологического водоохлаждения на радиообъектах, отмеченного знаком "*", накладные расходы рекомендуется начислять в размере 71 процента к фонду оплаты труда рабочих.
2. Подвесные изоляторы и линейная арматура для ВЛ 35 - 750 кВ, штыревые изоляторы, крюки и штыри для ВЛ 20 - 35 кВ, подвесные изоляторы для ВЛ 6 - 35 кВ, зажимы для ВЛ 0,4 - 35 кВ, а также разрядники, разъединители и масляные выключатели, устанавливаемые на опорах, учитываются как оборудование.
3. На работы по покрытию полов из механически обработанных чугунных и стальных плит накладные расходы рекомендуется начислять в размере 96 процентов от фонда оплаты труда рабочих с включением стоимости материалов в объем подрядных работ.
4. На работы по установке задвижек с приводами независимо от диаметра накладные расходы рекомендуется начислять в размере 62 процентов от фонда оплаты труда рабочих. Эти задвижки учитываются как оборудование.
5. На работы по транспортированию горной массы от шахтных стволов до отвалов при выполнении подземных горно - капитальных работ накладные расходы принимаются в размерах, установленных для подземных горно - капитальных работ, нормируемых по сборникам 29 и 35.
Приложение 3
ПЕРЕЧЕНЬ
ЗАТРАТ, ИСКЛЮЧАЕМЫХ ИЗ РАНЕЕ ДЕЙСТВОВАВШЕГО
ПЕРЕЧНЯ СТАТЕЙ НАКЛАДНЫХ РАСХОДОВ И ДОПОЛНИТЕЛЬНО
ВКЛЮЧЕННЫХ В СОСТАВ НАКЛАДНЫХ РАСХОДОВ
Утратил силу. - Письмо Минстроя РФ от 13.11.96
N ВБ-26/12-368.