<Письмо> ФАС России от 28.09.2017 N РП/66917/17
ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА
ПИСЬМО
от 28 сентября 2017 г. N РП/66917/17
О РАССМОТРЕНИИ ОБРАЩЕНИЯ
Федеральная антимонопольная служба (далее - ФАС России), рассмотрев обращение (далее - Обращение) по вопросу о применении положений Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) при установлении требований к участникам закупки, в рамках компетенции сообщает следующее.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Согласно части 3 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) наряду с установленными частями 1 и 2 статьи 17 Закона о защите конкуренции запретами при проведении торгов, запроса котировок, запроса предложений в случае закупок товаров, работ, услуг, для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установлен запрет на ограничение конкуренции между участниками торгов, участниками запроса котировок, участниками запроса предложений путем включения в состав лотов товаров, работ, услуг, технологически и функционально не связанных с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов, запроса котировок, запроса предложений.
Таким образом, не допускается включать в документацию о закупке требования к товарам, работам, услугам при условии, что такие требования влекут ограничение количества участников закупки, в том числе при формировании предмета закупки включать в предмет закупки товары, работы, услуги, функционально и технологически не связанные с товарами, работами, услугами, поставка, выполнение, оказание которых является предметом закупки.
На основании изложенного, ФАС России сообщает, что возможно объединение в один лот товаров, работ, услуг, если такие товары, работы, услуги технологически и функционально взаимосвязаны, а также при отсутствии ограничения доступа хозяйствующих субъектов к участию в закупках.
Наличие или отсутствие функциональной и технологической связи между товарами, работами, услугами, объединенными в один лот, определяется в каждом конкретном случае, исходя из положений документации о закупке, с учетом фактических обстоятельств проведения закупки для обеспечения государственных и муниципальных нужд, публичных интересов и других факторов, в том числе специфики выполнения конкретных работ.
В случае если работы, требующие наличия лицензии, членства в саморегулируемой организации (далее - СРО), не являются самостоятельным объектом закупки, а лишь входят в состав работ, являющихся объектом закупки, то установление требования к участникам закупки о наличии соответствующей лицензии, членства в СРО неправомерно в связи с тем, что повлечет ограничение количества участников закупки. При исполнении контракта подрядчик может привлечь к их выполнению субподрядчика, имеющего соответствующие лицензию, членство в СРО.
Таким образом, не допускается устанавливать в документации о закупке требования к участнику закупки о наличии лицензии, членства в СРО, если исходя из предмета закупки такое разрешение нужно только на часть работ, предусмотренных техническим заданием.
Вместе с тем, заказчик вправе установить требование в проекте контракта о наличии соответствующей указанной лицензии и (или) членства в СРО у исполнителей, которые будут непосредственно осуществлять такие работы в качестве субподрядчика после заключения государственного контракта.
Р.А.ПЕТРОСЯН