<Письмо> ФАС России от 31.03.2008 N АГ/6967
ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА
ПИСЬМО
от 31 марта 2008 г. N АГ/6967
ФАС России рассмотрела обращение относительно договоров поставки сжиженного газа, заключаемых газораспределительными организациями (далее - ГРО) с поставщиками для бытовых нужд населения, и сообщает.
В соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации условия договора определяются по соглашению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами. По договору поставки продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю. Иными нормативными актами обязательные условия договоров поставки сжиженного газа ГРО для бытовых нужд населения не установлены. По мнению ФАС России, сроки (график) поставки являются существенным условием договора поставки и должны им определяться.
Касательно авансовых платежей за поставку сжиженного газа ФАС России придерживается мнения, что применение авансовых платежей при осуществлении расчетов за поставленный газ не противоречит действующему законодательству, а размер предоплаты и порядок платежей должен определяться по соглашению сторон.
Вместе с тем, размер авансовых платежей (предоплаты) ГРО за сжиженный газ при расчете с поставщиками должен определяться исходя из совокупности следующих факторов:
- порядка оплаты производителями сжиженного газа сырья, необходимого для его производства;
- порядка оплаты конечными потребителями (населением) сжиженного газа, реализуемого ГРО;
- условий оплаты за сжиженный газ, применяемых при расчете тарифов на сжиженный газ, реализуемый ГРО для бытовых нужд населению;
- условий оплаты за сжиженный газ, применяемых при расчете оптовой цены (тарифа) на сжиженный газ, реализуемый производителями сжиженного газа ГРО.
Анализ совокупности данных факторов позволяет определить наличие экономической обоснованности применения авансовых платежей, а также их размер. При этом устанавливаемые договорами условия оплаты должны учитывать необходимость соблюдения баланса интересов сторон договора, в частности, предоставления ГРО возможности по сбору платежей с населения до момента осуществления расчетов за поставленный газ с поставщиком.
В соответствии со статьей 155 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем.
В соответствии с пунктом 8 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам", условия договора о приобретении коммунальных ресурсов и водоотведении (приеме (сбросе) сточных вод), заключаемого с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения потребителя коммунальными услугами, не должны противоречить настоящим Правилам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации.
Так, условия оплаты сжиженного газа, в случае если энергоресурсы (в том числе сжиженный газ) приобретаются целевым назначением для бытовых нужд населения, должны быть установлены с учетом условий оплаты населением за потребляемый газ, то есть без внесения авансовых платежей. Данная позиция подтверждается судебной практикой, в частности постановлением Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа по делу N Ф04-7300/2007 (39359-А27-21) от 16.10.2007.
Одновременно сообщаем, что в соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора.
В случае, если вы располагаете какими-либо сведениями о злоупотреблении поставщиками сжиженного газа доминирующим положением или иными сведениями о нарушении антимонопольного законодательства, в частности по фактам навязывания поставщиками условий договоров, невыгодных для ГРО (в том числе экономически не обоснованный размер авансовых платежей) или не относящихся к предмету соответствующих договоров, вы имеете право обратиться с соответствующим заявлением или жалобой (с приложением всей имеющейся информации) в антимонопольный орган по месту совершения нарушения, либо по месту нахождения или жительства лица, в отношении которого подается заявление или жалоба.
А.Н.ГОЛОМОЛЗИН