Рейтинг@Mail.ru

<Письмо> Банка России от 26.02.1999 N 76-Т

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 26 февраля 1999 г. N 76-Т

ОБ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ В ОБЛАСТИ БАНКОВСКОГО АУДИТА

Центральный банк Российской Федерации рассмотрел информацию территориальных учреждений Банка России о результатах анализа аудиторских заключений о деятельности кредитных организаций за 1997 год, отчеты аудиторских фирм и самостоятельно работающих аудиторов, материалы, поступающие от территориальных учреждений Банка России для решения вопроса о возможности выдачи лицензии аудиторским фирмам (аудиторам), и отмечает определенную работу, проделанную в области надзора за деятельностью аудиторских фирм, повысившийся уровень подготовки заключений о качестве аудиторских проверок и работы территориальных учреждений Банка России с аудиторскими фирмами (аудиторами).

На основании заключений, представленных Главными управлениями и Национальными банками, ЦАЛАК Банка России в 1998 году продлил срок действия лицензий на осуществление банковского аудита 46 аудиторским фирмам (аудиторам). Наряду с этим с учетом выявленных нарушений сокращен испрашиваемый срок действия лицензий 27 аудиторским фирмам (аудиторам).

Аудит кредитных организаций осуществляется в соответствии с требованиями действующих законодательных и иных нормативных актов, Правил (стандартов) аудиторской деятельности, одобренных Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации.

В целях повышения качества банковского аудита Экспертный Комитет при Центральном банке Российской Федерации по банковскому аудиту 8 сентября 1998 года одобрил Правило (стандарт) N 1 аудиторской деятельности в области банковского аудита "Порядок составления аудиторского заключения о достоверности бухгалтерской отчетности кредитной организации, подготовленной по итогам деятельности за год" и рекомендовал использовать его для составления аудиторских заключений.

С октября 1998 года в связи с вступлением в силу Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" изменился перечень документов, представляемых для получения лицензии, срок действия лицензии, размер платежей за ее получение и направление этих платежей. Документы, регулирующие лицензирование аудиторской деятельности, в том числе банковского аудита, применяются в части, не противоречащей указанному Федеральному закону.

Территориальным учреждениям Банка России при рассмотрении заявления аудиторской организации о получении (продлении срока действия) лицензии необходимо исходить из того, что в соответствии с Федеральным законом "О лицензировании отдельных видов деятельности" для получения лицензии на осуществление банковского аудита соискатель лицензии должен представить справку о постановке лицензиата на учет в налоговом органе и документ, подтверждающий внесение платы за рассмотрение заявления соискателя лицензии лицензирующим органом. Лицензия может быть выдана на срок не менее трех лет, при этом лицензия на срок менее чем три года выдается только по заявлению соискателя. При этом следует иметь в виду, что документ, подтверждающий внесение платы за рассмотрение заявления соискателя лицензии, может быть представлен после установления размера платы Правительством Российской Федерации.

При подготовке заключений о возможности продления срока действия лицензии территориальным учреждениям Банка России необходимо более требовательно подходить к оценке качества деятельности аудиторских фирм (аудиторов) и составленных ими заключений. О недостатках в этой работе свидетельствуют решения ЦАЛАК Банка России об отказе в выдаче лицензии (5 случаев) или сокращении срока действия лицензии, поддержанного соответствующими территориальными учреждениями (5 случаев), а также случаи повторного рассмотрения вопроса на заседаниях комиссии (7 случаев).

Представленные территориальными учреждениями Банка России отчеты зачастую носят формальный характер, не содержат анализа качества аудиторских заключений. Например, не всегда отмечаются случаи безоговорочного подтверждения аудиторскими фирмами достоверности бухгалтерской отчетности отдельных кредитных организаций, не сформировавших в полном объеме резервы на возможные потери по ссудам.

Некоторые территориальные учреждения Банка России, выявив нарушения при проведении аудиторских проверок, не в полной мере реализовали свои полномочия, предоставленные им Положением об аудиторской деятельности в банковской системе Российской Федерации от 10 сентября 1997 г. N 64 в отношении проведения с аудиторскими фирмами (аудиторами) деловых встреч (совещаний) по качеству и полноте проведенного аудита, ограничившись лишь направлением аудиторским фирмам (аудиторам) рекламационных писем.

Имеются случаи, когда территориальные учреждения Банка России не прорабатывают в должной мере с аудиторскими фирмами (аудиторами) замечания, сделанные по аудиторским заключениям. В результате этого замечания, которые могли быть сняты на уровне территориальных учреждений Банка России, снимаются при обсуждении на заседаниях ЦАЛАК.

О необходимости совершенствования работы в области надзора территориальных учреждений Банка России за деятельностью аудиторских организаций свидетельствуют допускаемые аудиторами недостатки. К ним прежде всего относится несоблюдение требований Банка России к организации аудиторских проверок и оформлению аудиторских заключений. В частности, во многих аудиторских заключениях в числе лиц, осуществляющих проверку, не были указаны аудиторы, что свидетельствует либо о нарушении требований к проведению аудиторской проверки, либо о небрежном составлении аудиторского заключения. Во вводной части аудиторского заключения должны быть указаны фамилия, имя, отчество и номер квалификационного аттестата на право осуществления аудиторской деятельности в области банковского аудита аудитора, осуществлявшего проверку.

В некоторых аудиторских заключениях не нашли отражение все вопросы, определенные Положением Банка России от 23 декабря 1997 г. N 10-П "О порядке составления и представления в Банк России аудиторского заключения по результатам проверки деятельности кредитной организации за год". Территориальные учреждения Банка России в таких случаях должны предлагать аудиторским фирмам доработать аудиторские заключения с учетом требований указанного Положения.

Кроме того, многие аудиторские фирмы не выполняют требования п. 45 Положения об аудиторской деятельности в банковской системе Российской Федерации от 10 сентября 1997 г. N 64, в соответствии с которым они обязаны в недельный срок сообщать Банку России об изменениях, произошедших в их регистрационных данных. В результате этого база данных утрачивает актуальность. На основании информации, поступившей в составе годовых отчетов аудиторских фирм (аудиторов), в реестр было внесено более 300 изменений в регистрационные документы 47 фирм, не представленных ими своевременно.

Центральный банк Российской Федерации просит учесть вышеперечисленные недостатки в дальнейшей работе территориальных учреждений Банка России с аудиторскими фирмами и кредитными организациями, направить аудиторским фирмам письма о необходимости более внимательного отношения к организации и проведению аудиторской проверки, оформлению аудиторского заключения и выполнению требований Банка России.

Надеемся, что представленный обзор позволит улучшить работу территориальных учреждений Банка России и аудиторских фирм (аудиторов) в области банковского аудита.

А.В.ТУРБАНОВ

Другие документы по теме
"О государственной регистрации нормативных актов Банка России в Минюсте России"
"О проведении мероприятий по контролю в период подготовки и проведению летней оздоровительной кампании 2013 года"
(с изм. от 13.07.2010) <О порядке реализации Приказа Минрегиона РФ от 30.12.2009 N 624 "Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства">
<О правомерности использования средств, отраженных в разделе для учета операций по приносящей доход деятельности на лицевом счете получателя бюджетных средств "без права расходования", основанием для образования которых в разрешении на осуществление приносящей доход деятельности является федеральный закон о федеральном бюджете на отчетный финансовый год и плановый период>
Ошибка на сайте